Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/21PVN115.pdf DOI: 10.15862/21PVN115 (http://dx.doi.org/10.15862/21PVN115)
УДК 37.012.1
Николаева Людмила Юрьевна
НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий»
Филиал в Каменском районе Ростовской области Россия, Ростовская область, Каменский район1 Доцент кафедры экономики и менеджмента Кандидат философских наук E-mail: filial-igupit-kam@mail.ru
Философские категории свободы, долга, добра как основа формирования национально-культурного идеала
1 347830, Ростовская область, Каменский район, х. Старая Станица, ул. Сосновая, д. 1-а
Аннотация. Статья посвящена философским категориям свободы, долга, добра, являющимся важными основами методологии теории воспитания. Понятие «вселенского идеала» является дискуссионным. Отечественная традиция изображает в воспитательных целях героев-защитников русского государства и своего народа. Классическая буржуазная (философия) утвердила эталон идеала, основными чертами которой были универсальная образованность и, вытекающая отсюда, неограниченная свобода. Представители «поздней буржуазной философии» приходят к отождествлению социального с рациональным, рационального со знанием, знания с наукой. Все компоненты индивидуального сознания представляют собой нормы общественного сознания и становятся индивидуальными или личностными в результате их усвоения. Так возникает необходимость воспитания сознания человека, т.е. формирования качеств, составляющих структуру мировоззрения. Методологический статус идеала как примера для подражания детям, которые стремятся «сделать себя» с него, выражает систему конкретно-исторических примеров нравственного поведения и деятельности. Национально-культурный идеал основывается на духовно-нравственных традициях народной жизни, вырастает из нее и, становясь достоянием молодежи, обеспечивает связь времен и поколений, а следовательно, является непременным условием сохранения самобытности народа, нации. Таким образом, философские категории свободы, долга, добра являются важными основами методологии теории воспитания.
Ключевые слова: вселенский идеал; национально-культурный идеал; герой; структура мировоззрения; воспитание; образование; знание; убеждение; свобода; долг; добро.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Николаева Л.Ю. Философские категории свободы, долга, добра как основа формирования национально-культурного идеала // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/21PVN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/2^^115
Относительно «вселенского идеала» и возможности достижения его отдельным индивидом С.Н. Трубецкой высказывал мысль, что такого идеала нет вообще, поскольку «человечество как существо, как действительный организм не существует вовсе. Оно не составляет не только одного тела, но даже одного солидарного общества»2. Следовательно, если нет «действительного организма», представляющего «человечество», - носителя «вселенского идеала», то нет и самого идеала. Поэтому «вселенские ценности» -«человечество» и «добродетель», по образному выражению В.О. Ключевского, представляют «алгебраическое отечество», а «добродетель», это «академическое» понятие, вокруг которого спорят либеральные педагоги, - сторонники глобализации.
Еще с эпохи создания Русского государства формируются образы идеальных героев с характером «эпического богатыря», с которых начинается патриотическая традиция изображения в воспитательных целях героев-защитников русского государства и своего народа. Верность Родине, сила, стойкость и мужество в борьбе с врагами, - таковы основные качества эпических героев Руси от Владимира Мономаха, Александра Невского, Дмитрия Донского - до героев Отечественных войн 1812 и 1941-1945 гг.
Несколько иными качествами обладал идеал западноевропейского героя в XVIII в. К.А. Гельвеций утверждал, что «идеальному герою характерны гражданские добродетели: щедрость, правдивость, справедливость, верность дружбе, своему слову; верность обязательствам, принятым по отношению к обществу»3. Классическая буржуазная идеология (философия) утвердила эталон идеала - совершенной личности, - «идеальной мировоззренческой структуры», основными чертами которой были: «универсальная образованность (тотальная разумность) и, вытекающая отсюда, неограниченная свобода». С такими качествами «идеал возвышался сияющей вершиной над мраком и полумраком эмпирической действительности и, чтобы добраться до этой вершины следовало овладеть набором «идеальных» качеств, выполнить ряд требований, т.е. пройти ряд ступеней по лестнице, упирающейся основанием в действительность, а вершиной - в идеал». Однако «классический идеал просвещения неосознанно отождествлял в себе ряд антагонистических моментов. Во-первых, личность не отличалась от общества. Во-вторых, разум отождествлялся со свободой, счастьем, равенством и т.д. Выпускалось из поля зрения то, что личность, разум и свобода являются лишь феноменами исторически-конкретной системы общественных
" 4
отношений»4.
Однако развитие капиталистических общественных отношений приводит к тому, что «разум оказывается отнюдь не всеобщим достоянием», а «собственностью определенной немногочисленной группы людей», владельцев собственности и капитала, что давало им возможность овладевать таким общественным капиталом, как научные знания, что, в целом, превращало их в «классовую силу». В результате, эти люди развивали свою деятельность таким образом, что оказывалось в результате «господство разума является не столько благом, сколько злом», особенно для большинства общества не имеющего капитала и собственности. Попытка осмыслить эту проблему приводит представителей «поздней буржуазной философии» к отождествлению социального «с рациональным, рациональное со знанием, знание с наукой». Аналогичное отождествление происходит с субъективной стороной: личное отождествляется с образным, образное с интуитивным («интимно-бытийственным»). Отталкивая от себя мир социальных отношений, неприемля ничего общезначимого, абсолютного, субъективизм
2 Философская антропология: очерк истории [Текст]: под ред. Б. В. Маркова, А. Н. Исакова. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003. — с.77.
3 Гельвеций К.А. О человеке [Текст]: В кн.: Человек эпохи Просвещения. / К.А. Гельвеций. М.: Просвещение, 1992. - с. 38.
4 Ильенков, Э. В. Философия и культура [Текст] / Э. В. Ильенков. — М. : Политиздат, 1991. — с.52-55.
вынужден искать основные структуры мировоззрения в ее особом универсально-непосредственном внутреннем мире». «Феноменология, экзистенциализм и другие философские направления, достигшие своей классической формы в развитых странах Европы, скрадывают ряд своих важнейших характеристик, и особенно генезис своих философских установок, что приглушает яркость оттенков рефлексивной концепции, структуры мировоззрения»5.
«Рефлексивная концепция структуры мировоззрения» становится прозрачной, когда мы обращаемся к сознанию, обладающему структурным содержанием или компонентами: самосознания, деятельности, нравственных норм поведения, ценностными ориентациями и др. Все компоненты индивидуального сознания представляют собой нормы общественного сознания и становятся индивидуальными или личностными в результате их усвоения. Так возникает необходимость воспитания сознания человека, т.е. формирования качеств, составляющих структуру мировоззрения.
Понимание этой закономерности позволяет исследователям утверждать, что действительное взаимопревращение знаний и убеждений есть процесс обогащения формальным содержательного и наоборот за счет умножения практических способностей субъекта, проявляющегося в интенсификации общественно-индивидуальной деятельности. В этом случае обнаруживается социальный смысл личностного знания: чем более человек образован, тем больше имеет возможность реализовать себя в деятельности. Средством реализации себя в деятельности, в этом случае, является уровень и качество образования и воспитания, а значит степень развития сознания и самосознания, а также его способностей.
В этом случае «общественное производство выступает в качестве производства и воспроизводства самого человека, а последний, развивает производство, гармонично реализуя свои творческие способности». Использование методологического знания в организации и осуществлении процесса обучения и воспитания детей, отвечающего уровню развития производства и общества, превращает методологию педагогики в определенном смысле в силу, способствующую развитию общества и человека6. Согласно методологии педагогики безусловная связь общества и личности проявляется «в социогенезе, который в определенном смысле является генезисом коллективной деятельности.. .социальная общность выступает не как абстракция (от рассудочной ретроспективы), а как живое развивающееся единство»7.
Методологический статус идеала как примера для подражания детям, которые стремятся «сделать себя» с него, выражает систему конкретно-исторических примеров нравственного поведения и деятельности. Тогда индивидуальный субъект (ребенок), сталкиваясь с той или иной нравственной проблемой и, видя перед собой высокий тип нравственного поведения, будет иметь возможность овладеть социально ценными качествами, ориентируясь на идеал. Тогда идеал предстанет перед субъектом не мертвой схемой определенных качеств, а системой нравственных ценностей, которыми живет не только идеальный герой, но и каждый человек в обществе.
Однако одно дело рассмотреть личность идеала как сумму идеальных качеств, другое дело рассмотреть проблему их формирования, используя для этого теорию обучения -дидактику и теорию воспитания - методику нравственного воспитания. В этом случае возникает проблема личностного восприятия нравственных ценностей, т.е. проблема
5 Там же, с.57.
6 Николаева Л.Ю. Философские и педагогические идеи воспитательного процесса [Текст]: межвузовский сборник научных трудов / Л.Ю. Николаева. - Инновационные и экономические проблемы современной России: межвузовский сборник научных трудов. Под редакцией Кондратович И.В., Васильцова Ю.А., Николаевой Л.Ю. - Москва: Изд-во ИГУПИТ, 2009. - 100 с.
7 Ильенков, Э. В. Философия и культура [Текст] / Э. В. Ильенков. — М. : Политиздат, 1991. — с. 119.
мотивации овладения ими и проблема свободы воли субъекта участвовать в процессе овладения нравственными ценностями. Отдать этот процесс на усмотрение одной личности, бесперспективно, потому что поведение человека, на первый взгляд, отвечающее проявлению свободы воли, на самом деле, в своем поведении подчиняется «какому-либо причинному закону».
«Действительно, многие философы считают, что если действие совершенно свободно в нашем обычном понимании, это не значит, что оно не может быть причинно детерминировано; некоторые идут дальше, и утверждают, что, говоря о свободно совершенном действии, мы на самом деле, предполагаем, что оно детерминировано. Те же, кто придерживается мнения, что детерминизм исключает свободу воли в ее обычном понимании, именно по этой причине пришли к выводу, что наше обыденное понимание свободы воли не имеет приложения»8.
При подходе к оценке поведения как ценностно-ориентированному действию человека, важно с позиции научной методологии определить конкретное содержание ценностей: народные они, национальные или «вселенские» общечеловеческие западно-европейского происхождения для того, чтобы развивать систему воспитания более эффективно9. Методологическое осмысление нравственных ценностей нужно также для того, чтобы человек, получая представление о целях, правилах и нормах, действующих в обществе в данное время, мог знать, какие из них действительно ценные, т.е. почему их надо принимать и отдавать им предпочтение перед другими
Социальный идеал выражает идею Всеединства и Соборности, которые отражают естественную общенародную идеологию и рассматриваются В.С. Соловьевым, как основа народно-религиозной гуманности. Сущность народно-религиозной гуманности В.С. Соловьев видел в проблеме взаимоотношений человека и Бога. Разрешение проблемы взаимоотношений человека и Бога у В.С. Соловьева материализовалось в образе Софии (мировой мудрости), которая стала для него духовным идеалом. Достижение духовного идеала каждым человеком возможно на основе следующей методологической предпосылки единичный человек возможен лишь во взаимодействии с другими как человек. Но в этом случае он является уже идеей (как идеальным состоянием родового и видового типа). Последнее есть, в свою очередь, всеединая идея как собственное определение единичного, центрального существа. «Центральное существо» для отдельного человека может быть Бог. Поэтому люди с точки зрения обособленного существования «не имеют подлинного бытия в своей отдельности или в безусловном обособлении, но каждое из них может существовать в себе и для себя, лишь постольку, поскольку оно вместе с тем находится во взаимодействии и взаимопроникновении с другими.. ,»10.
Духовное воспитание В.С. Соловьев объясняет следующим образом: чувственный мир дает нам только наши ощущения и восприятия, которые нам ничего не говорят о реальности вещей вне нас. Образы вещей, которые возникают в нашем сознании, на самом деле несколько иные по содержанию, И происходит это потому, что воспринятая внешняя вещь должна быть оценена и принята душою, потому что «ничто материальное немыслимо без духа». Эту «духовность бытия», единство «материального и душевного», было отвергнуто «примитивной тоталитарной идеологией», что привело к «неразвитости повседневного сознания» массы
8 Айер, А. Дж. Человек как предмет научного исследования [Текст] / А. Дж. Айер ; предисл. и пер. Е. Г. Рудневой // Философские науки. — 1991. — № 1. — с.136.
9 Кондратович И.В. Проблемы диагностирования жизненных планов личности [Текст]: межвузовский сборник научных трудов / И.В. Кондратович, Ю.А. Васильцов. - Инновационные и экономические проблемы современной России: межвузовский сборник научных трудов. - М.: ИГУПИТ, 2008. - С. 84-86.
10 Соловьев, В. С. Сочинения [Текст]: В 2 т. Т. 2 / общ. ред. и сост. А. В. Гулыги, А. Ф. Лосева; примеч. С. Л. Кравца [и др.] . — 2-е изд. — М. : Мысль, 1990. — с.60.
советских людей, отказавшихся от Бога, души и религиозной духовности, и, как следствие, отсутствию духовных нравственных начал, регулирующих отношения между людьми на ценностях любви и добра, т.е. Бога. «Адепты официальной идеологии наивно полагали, что тотальное отрицание русских дореволюционных («буржуазно-царских») традиций Старой России автоматически приведет к торжеству новых большевистских, не похожих ни на Западные, ни на Восточные, В действительности же, в силу утопической большевистской идеологии, отрицание традиций русского мировоззрения приводило к утверждению западно-центристского, хотя и в оригинальной форме»11.
Представленные подходы отражают социальную направленность воспитания и характеризуют особенности культурно-образовательного идеала. В его основе лежит идея преодоления природного (биологического) за счет нравственного воспитания, что дает возможность достижения «высшего блага» существования человека. Для рационалистов достижения такого блага, возможно, если человек ставит перед собой много целей нравственного и физического развития, достижение которых приводит к гармонии взаимоотношений с окружающими или гармонии целей отдельного человека и всего общества.
Для достижения гармонии целей И. Кантом была разработана концепция с главным императивом: «Думай сам и поступай общезначимо». Эта нравственная доктрина исходит из двойственной природы человека, как существа, с одной стороны, естественно-природного и, с другой стороны, морально-разумного. Чувственно воспринимаемый мир природного человека составляют явления собственной жизни, протекающие в пространстве и времени. Здесь человек не свободен, здесь все детерминируется физиологией и наследственность. Зато в умопостигаемом мире (мир идей, «моральный закон во мне.») человек свободен. Поэтому, по И. Канту, «добро есть то, что соответствует должному». Поскольку все категории: свободы, долга, добра используются человеком для достижения цели жизни, И. Кант подчеркивает, что жизненная цель человека должна быть бескорыстной, не должна содержать личной заинтересованности, которой наносился бы ущерб другому человеку.
Таким образом, философские категории свободы, долга, добра являются важными основами методологии теории воспитания. При этом в процессе воспитания, как деле специфическом, главная роль отводится педагогам. Однако считается, что в этом процессе важную роль играют и внутренние, духовные силы самого воспитанника. Поэтому предполагается, что в результате общих усилий формируется внутренняя, нравственная позиция воспитанников. Ведущие категории свободы, долга, добра становятся нравственными элементами их внутренней позиции. С такой внутренней позицией воспитанники приближаются своим поведением к поведению идеала. В этом случае есть основание рассматривать идеалы как цель воспитания и как важное средство и источник воспитания и самовоспитания.
Следует подчеркнуть, что само понятие идеала постоянно развивается и в ходе исторического развития общества наполняется современными ценностями личной и общественной деятельности. Так в ходе исторического развития идеала мы получаем, в одном случае идеал защитников Отечества 1812 г., в другом случае, идеал Героя Социалистического труда эпохи советского государства. В результате, идеал, развиваясь, влияет на поведение современников, поскольку для большинства людей является примером для подражания.
Национально-культурный идеал основывается на духовно-нравственных традициях народной жизни, вырастает из нее и, становясь достоянием молодежи, обеспечивает связь времен и поколений, а следовательно, является непременным условием сохранения
11 Ильенков, Э. В. Философия и культура [Текст] / Э. В. Ильенков. — М. : Политиздат, 1991. —с. 147. 6
самобытности народа, нации12. К сожалению, еще недавно значительная часть педагогов, демонстрируя свою ориентацию на «новое педагогическое мышление» либеральных педагогов, связывала поиск современных культурно-образовательных ориентиров и воспитательных идеалов только с общечеловеческими ценностями, с западно-европейскими и американскими образцами поведения тамошних идеалов. Поскольку развитию у воспитанников духовно -нравственных потребностей способствует государственная идеология, следовательно, она должна быть основана на национально-культурных ценностях и идеалах. Государство, организующее воспитание детей на ценностях национальной культуры и нравственных ценностях народной жизни, традициях и обычаях с использованием фольклора, национального искусства и литературы, истории и географии, способствует, таким образом, превращению общественных ценностей в личные, что делает человека частицей своего народа по нравственным качествам и мировоззрению13. В этом случае в основе государственной идеологии должна лежать идея стабильного развития нации на основе ценностей культуры.
12 Кондратович И.В. Понятие «элита» в современных представлениях // Экономика Социология Право. - 2010. № 3. - С. 9-15.
13 Николаева Л.Ю. Создание единого культурно-образовательного пространства как фактор формирования российской элиты//Интернет-журнал «Науковедение», 2010 №4 [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2010 -.Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik1/3-26.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айер, А. Дж. Человек как предмет научного исследования [Текст] / А. Дж. Айер; предисл. и пер. Е. Г. Рудневой // Философские науки. — 1991. — № 1. — С. 120— 136.
2. Гельвеций К.А. О человеке [Текст]: В кн.: Человек эпохи Просвещения. / К.А. Гельвеций. М.: Просвещение, 1992. - 288 с.
3. Ильенков, Э. В. Философия и культура [Текст] / Э. В. Ильенков. — М. : Политиздат, 1991. — 464 с.
4. Кондратович И.В. Понятие «элита» в современных представлениях // Экономика Социология Право. - 2010. № 3. - С. 9-15.
5. Кондратович И.В. Проблемы диагностирования жизненных планов личности [Текст]: межвузовский сборник научных трудов / И.В. Кондратович, Ю.А. Васильцов. - Инновационные и экономические проблемы современной России: межвузовский сборник научных трудов. - М.: ИГУПИТ, 2008. - С. 84-86.
6. Николаева Л.Ю. Создание единого культурно-образовательного пространства как фактор формирования российской элиты//Интернет-журнал «Науковедение», 2010 №4 [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2010 -.- Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik1/3-26.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
7. Николаева Л.Ю. Философские и педагогические идеи воспитательного процесса [Текст]: межвузовский сборник научных трудов / Л.Ю. Николаева. -Инновационные и экономические проблемы современной России: межвузовский сборник научных трудов. Под редакцией Кондратович И.В., Васильцова Ю.А., Николаевой Л.Ю. - Москва: Изд-во ИГУПИТ, 2009. - 100 с.
8. Соловьев, В. С. Сочинения [Текст]: В 2 т. Т. 2 / общ. ред. и сост. А. В. Гулыги, А. Ф. Лосева ; примеч. С. Л. Кравца [и др.] . — 2-е изд. — М. : Мысль, 1990. — 824 с.
9. Философская антропология: очерк истории [Текст]: под ред. Б. В. Маркова, А. Н. Исакова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 384 с.
10. Это человек : антология [Текст]: сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. — М.: Высшая школа, 1995. — 320 с.
Nikolaeva Lyudmila Yur'evna
Institute of Government, Right and Innovative Technologies The branch in Kamensky district of the Rostov region Russia, Rostov region, Kamensky District E-mail: filial-igupit-kam@mail.ru
Philosophical categories of freedom, duty, goodness as a basis
of national-cultural ideal
Abstract. The article is devoted to philosophical categories of freedom, duty, goodness, which are important fundamentals of methodology of the theory of upbringing. The concept of "a universal ideal" is debatable. The domestic tradition represents in the educational purposes of heroic defenders of the Russian state and the people. Classical bourgeois (philosophy) approved a standard ideal, the main features of which were of universal education and the consequent, unlimited freedom. Representatives of the "late bourgeois philosophy" come to equate with social rational management with knowledge, knowledge with science. All components of individual consciousness are norms of social consciousness and become individual or personality as a result of their assimilation. So there is a need to educate the human consciousness, that is, formation of the qualities making structure of outlook. The methodological status of an ideal as an example for imitation children who want "to make themselves" from it, expresses system of concrete historical examples of moral behaviour and activity. The national-cultural ideal is based on a spiritual moral traditions of national life, grows from it and, becoming property of youth, provides link of times and generations and consequently, is an indispensable condition of preservation of identity of the people and the nation. Thus, philosophical categories of freedom, debt, good are important fundamentals of methodology of the theory of upbringing.
Keywords: universal ideal; national-cultural ideal; hero; structure of the world; upbringing; education; knowledge; conviction; freedom; debt; good.
REFERENCES
1. Ayer, A. Dzh. Chelovek kak predmet nauchnogo issledovaniya [Tekst] / A. Dzh. Ayer; predisl. i per. E. G. Rudnevoy // Filosofskie nauki. — 1991. — № 1. — S. 120—136.
2. Gel'vetsiy K.A. O cheloveke [Tekst]: V kn.: Chelovek epokhi Prosveshcheniya. / K.A. Gel'vetsiy. M.: Prosveshchenie, 1992. - 288 s.
3. Il'enkov, E. V. Filosofiya i kul'tura [Tekst] / E. V. Il'enkov. — M. : Politizdat, 1991. — 464 s.
4. Kondratovich I.V. Ponyatie «elita» v sovremennykh predstavleniyakh // Ekonomika Sotsiologiya Pravo. - 2010. № 3. - S. 9-15.
5. Kondratovich I.V. Problemy diagnostirovaniya zhiznennykh planov lichnosti [Tekst]: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov / I.V. Kondratovich, Yu.A. Vasil'tsov. -Innovatsionnye i ekonomicheskie problemy sovremennoy Rossii: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. - M.: IGUPIT, 2008. - S. 84-86.
6. Nikolaeva L.Yu. Sozdanie edinogo kul'turno-obrazovatel'nogo prostranstva kak faktor formirovaniya rossiyskoy elity//Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2010 №4 [Elektronnyy resurs]-M.: Naukovedenie, 2010 -.- Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/sbornik1/3-26.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
7. Nikolaeva L.Yu. Filosofskie i pedagogicheskie idei vospitatel'nogo protsessa [Tekst]: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov / L.Yu. Nikolaeva. - Innovatsionnye i ekonomicheskie problemy sovremennoy Rossii: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. Pod redaktsiey Kondratovich I.V., Vasil'tsova Yu.A., Nikolaevoy L.Yu. -Moskva: Izd-vo IGUPIT, 2009. - 100 s.
8. Solov'ev, V. S. Sochineniya [Tekst]: V 2 t. T. 2 / obshch. red. i sost. A. V. Gulygi, A. F. Loseva ; primech. S. L. Kravtsa [i dr.] . — 2-e izd. — M. : Mysl', 1990. — 824 s.
9. Filosofskaya antropologiya: ocherk istorii [Tekst]: pod red. B. V. Markova, A. N. Isakova. — SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2003. — 384 s.
10. Eto chelovek : antologiya [Tekst]: sost., vstup. st. P. S. Gurevicha. — M.: Vysshaya shkola, 1995. — 320 s.