Научная статья на тему 'Философские категории определенности и неопределенности и их влияние на социальное прогнозирование'

Философские категории определенности и неопределенности и их влияние на социальное прогнозирование Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
795
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / БУДУЩЕЕ / СИНЕРГЕТИКА / DETERMINACY / INDETERMINACY / SOCIAL PROCESSES / SOCIAL PROGNOSIS / FUTURE / SYNERGETIC

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шмырина Татьяна Анатольевна

Статья посвящена рассмотрению феномена неопределенности, являющегося актуальной научной и философской проблемой в современный период роста популярности социального прогнозирования вследствие того, что он способен оказывать влияние на социальные процессы путем порождения новых возможностей развития. Для оптимального состояния сложных социальных систем необходим баланс неопределенности и стабильности, т. е., иначе говоря, определенности. Подход синергетики к исследованию сложных, изменяющихся систем применим для прогнозирования общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL CATEGORIES OF DETERMINACY AND INDETERMINACY AND THEIR INFLUENCE ON SOCIAL PROGNOSIS

The article is devoted to the study of the phenomenon of indeterminacy, which is an actual scientific and philosophical problem at the modern period of the growth of social prognosis, as a result of that it is able to influence on different social processes by creating numerous development opportunities. It is necessary to provide a balance of indeterminacy and stability, or, in other words, determinacy, for the optimal complex social systems status. The synergetic is used for the prognostic research of complex developing social systems.

Текст научной работы на тему «Философские категории определенности и неопределенности и их влияние на социальное прогнозирование»

УДК 123.1

ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

© Татьяна Анатольевна Шмырина

Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Россия, аспирант кафедры философии, ассистент кафедры гражданского права, гражданского и арбитражного процесса, e-mail: shm-tatiana@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению феномена неопределенности, являющегося актуальной научной и философской проблемой в современный период роста популярности социального прогнозирования вследствие того, что он способен оказывать влияние на социальные процессы путем порождения новых возможностей развития. Для оптимального состояния сложных социальных систем необходим баланс неопределенности и стабильности, т. е., иначе говоря, определенности. Подход синергетики к исследованию сложных, изменяющихся систем применим для прогнозирования общественного развития.

Ключевые слова: определенность; неопределенность; социальные процессы; социальное прогнозирование; будущее; синергетика.

В течение длительного времени тот факт, что в ходе познания возможно четкое определение объекта вне зависимости от воздействия, оказываемого на него субъектом, не подлежал сомнению. Данное представление разрушается В. Гейзенбергом, сформулировавшим в 1927 г. принцип неопределенности квантовой механики [1]. Корпускулярно-волновой дуализм физики микромира стирает четкую грань между понятиями вещества и излучения, что еще в большей степени утверждает за неопределенностью статус актуальной научной и философской проблемы.

Еще в древности ученые и философы были заинтересованы в изучении феномена

неопределенности, т. к. было замечено, что она способна оказывать влияние на развитие социальных процессов в различных слоях общества. Достаточно вспомнить, что и сам человек в философском ракурсе никогда не воспринимался как нечто подлежащее определению. Человек в высшем понимании, человек-принцип не подпадал полностью ни под какие дефиниции. Поскольку разуму не удавалось зафиксировать его, заключить в определенные границы, поставить для него четкие рамки, человек был чем-то абсолютно неопределимым и понимался как нечто заключающее в себе таинство неопределенности, т. е. то, что находится за пределами формы. На санскрите это называлось миром

арупы, миром без формы, в противоположность другому таинству, миру рупы - миру определенному, который можно познать посредством ощущений, но который, тем не менее, является эфемерным [2].

В настоящее время тот факт, что неопределенность заложена в самой природе человека, не вызывает у философов сомнения. В современной западной философии неопределенность осмысливается как «бытие - между» (С. Кьеркегор), «анонимные силы»

(К. Ясперс), «ускользание и абсурдность» (А. Камю), «неукорененность в бытии»

(М. Хайдеггер), «спонтанность повседневности» (Б. Вальденфельс), «полумгла и бесконтрольность сознания» (К. Юнг), «теоретический плюрализм и борьба альтернатив» (П. Фейерабенд). В противоположность неопределенности определенность является отсутствием всяких сомнений. Философы боролись за определенность; итоги этой борьбы нашли свое выражение в таких известных произведениях, как, например, «Размышления о первой философии (Meditations on First Philosophy)» Рене Декарта. В результате кропотливого изучения феномена неопределенности великий философ пришел к выводу, что, не будучи свободным во всем от меры неопределенности, оставаясь в сложнейшей диалектике единства неопределенности и определенности, человек испытывает присущее ему стремление к утверждению определенности в своем сознании и своей жизни [3]. На наш взгляд, это важнейшая задача познания: как неопределенность превращается в определенность. Для ответа на данный вопрос предлагается проанализировать сущность изучаемых феноменов с позиции принципа целостности.

Рассмотрение темы неопределенности является особенно актуальным в период роста популярности социального и технологического прогнозирования и следует из самой ситуации современности. Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, человечество создает и вовлекает себя во все новые, более широкие и сложные сети различных взаимодействий - экологических, технологических, информационных, социальных, политических и т. д. Вследствие этого современное естественнонаучное и со-циогуманитарное знание закономерно перемещается с анализа задач в какой-то одной

изолированной дисциплине или области на проблемы качественно нового типа. Трансформируется взгляд на объект познания и познавательный процесс, что, соответственно, порождает необходимость понять, как человек решает такие проблемы. Комплексные проблемы включают в себя множество нечетко сформулированных условий и целей, более того, динамически изменяющиеся системы и среды, являющиеся объектом прогностических исследований решающего, содержат большое число компонентов с неизвестными и неочевидными множественными связями, «создающими в своей совокупности большую неопределенность в выборе оптимального действия» [4].

Проблема прогнозирования развития социальных систем тесно связана с проблемой изменений во времени, которая не осознавалась философской мыслью на ранних стадиях развития общества. Даже более позднее представление о цепи событий как о причинно-следственном логическом процессе было довольно смутным. По сути, время существовало только одно - настоящее [5]. Затем к нему добавилось другое - не прошлое или будущее, а просто «другое», отличное от настоящего, в котором действовали сверхъестественные силы. Но и в это мифическое время жизнь практически ничем не отличалась. Сказывался своеобразный презентизм первобытного мышления: прошедшее и будущее мыслились в большей или меньшей степени (в зависимости от уровня развития мышления) подобными настоящему [6].

Отголоски архаичного презентизма до сих пор несложно обнаружить, особенно в обыденном сознании, а иногда и в разработках прогнозов. Следует, в частности, обратить внимание на концепцию, согласно которой не существует никаких устойчивых критериев для выделения отрезка «сейчас» из всеохватывающей текучей ткани реальности [7]. Отрезок «сейчас», по мнению авторов концепции, может составлять какой угодно интервал. Мы получаем возможность растягивать и ужимать отрезок настоящего, всякий раз принимая его за временной фрагмент «сейчас». Увеличивая «сейчас», мы охватываем им все больший горизонт событий и получаем таким образом возможность заглянуть в будущее. Исходя из данной концепции, можно вступить в более широкий кадр

настоящего и оттуда черпать информацию о собственном будущем. Именно так, по мнению авторов концепции, и можно объяснить всякого рода предсказания и ясновидения. Данная концепция, по-видимому, вытекает из подробного изучения авторами феномена пре-зентизма первобытного мышления, согласно которому прошедшее и будущее мыслились в большей или меньшей степени подобными настоящему. Именно поэтому можно было легко «предсказывать» будущее и даже «воздействовать» на него с помощью магии.

Особенность человеческой психики и мышления, перешедшую к нам из далекого прошлого и заключающуюся в том, что человек крайне раздражительно реагирует на любую «картину будущего», существенно отличную от настоящего, необходимо учитывать при применении такого метода социального прогнозирования, как экспертные опросы, а тем более при опросах населения. Описанный феномен изучается теорией прогнозирования и носит название «рецидивы презентизма первобытного мышления» [5, с. 8]. В данном контексте уместно отметить книгу американского профессора Г. Истер-брукка «Парадокс прогресса: жизнь становится лучше в то время, как ухудшается чувство людей», в которой автор задается вопросом, почему процветание не обязательно приносит счастье; жизнь улучшилась в прошлом столетии, даже в развивающемся мире: больше пищи, больше денег, лучшее здравоохранение и т. д. Все же много людей чувствуют, что жизнь ухудшается, и автор спрашивает, почему это происходит. Таким образом, рецидивы презентизма первобытного мышления, несомненно, обладают реальной основой и имеют право на существование.

Изучению философских категорий определенности и неопределенности через призму изменений во времени посвящены, в частности, концепции футуризма и фатализма. Особо хочется отметить, что интерес к будущему и, как следствие, различного рода предсказаниям становился интенсивным в периоды кризиса общественного устройства, когда начинала разрушаться привычная картина окружающего мира. Футурология как молодая отрасль знания, направленная на прогнозирование перспектив развития мирового сообщества, сложилась на стыке философии, социологии, культурологии и полито-

логии. Она возникла во второй половине XX в. с развитием научно-технического прогресса и усугублением на этом фоне множества проблем общественного развития, требовавших серьезного обсуждения и научного управления [8]. В дальнейшем на основе футурологии сформировались подходы научного, технологического, социокультурного прогнозирования.

По нашему мнению, будущее и определенно, имея в виду то, что в будущем все же имеется ограниченная определенность в форме существования вполне определенных альтернатив, и неопределенно, в виду неопределенности того, «какая альтернатива воплотится в реальность как единственная» [9]. Иначе говоря, выбор конкретного плана действий может привести к любому исходу из фиксированного множества исходов, но вероятности их осуществления неизвестны [10]. Будущее многозначно как мера открытой неопределенности. Таким образом, мы приходим к заключению, что понятия неопределенности и определенности как отражение существования каждой вещи во времени являются философскими категориями, отражающими наиболее общие свойства явлений и предметов.

Неопределенность является сложной философской категорией и может иметь как отрицательное, так и положительное значение. Неопределенность является термином, используемым в математике, а также в естественных, социальных и гуманитарных науках, включая философию, статистику, экономику, финансы, страхование, психологию, технику и широко применяется в описании событий и явлений, в частности в описании событий, имеющих отношение к чему-то неизвестному. Действительно, в обыденном понимании неопределенность обычно связывается с такими характеристиками, как непредсказуемость, случайность, неоднозначность, нечеткость [11]. В различных областях человеческой деятельности неопределенность несет неоднозначную смысловую нагрузку. В культуре, например, даже существуют специальные механизмы увеличения неопределенности, повышающие ее творческий потенциал [12].

Неопределенность информативна, поскольку расширяет множество потенциальных возможностей; она является источником

творчества, источником открытия и изобретения нового, неизвестного, оригинального. Неопределенность, являясь одновременно основой хаоса и его отражением, - это мощнейший стимул социального развития по ряду причин. Во-первых, неопределенность порождает новые возможности развития сложных социальных систем; в то время как определенность и, соответственно, стабильность как ее частное проявление, напротив, служит сдерживающим фактором. Однако для стимулирования социального прогресса оптимален баланс неопределенности и стабильности. В настоящее время не подлежит сомнению тот факт, что неопределенности и случайности избежать в принципе невозможно, и наука прогнозирует не вполне определенные следствия из определенных причин, а распределение вероятностей. В связи с появлением и бурным развитием синергетики - направления междисциплинарных исследований, занимающегося изучением процессов самоорганизации в системах самой разной природы, которая выдвинула идею о самопроизвольном возникновении порядка из хаоса, - хаос, случайность, неустойчивость перестали считаться негативными явлениями. Напротив, случайность, нестабильность, неустойчивость стали рассматриваться как важные факторы развития. По нашему мнению, закономерности, открытые синергетикой, могут быть использованы и для прогнозирования и регулирования процесса социального развития. В центре внимания прогностических исследований в данном случае будут находиться проблемы исследования сложных социальных систем с нелинейной динамикой, неустойчивым поведением, эффектами самоорганизации, наличием хаотических режимов, бифуркациями.

Итак, на протяжении столетий проблема неопределенности бытия привлекала внимание ученых и философов, тесно перекликаясь

с проблемой изменений во времени. В современный период данные философские вопросы получили особую актуальность в свете возрастания динамичности развития социальных систем и роста популярности социального и технологического прогнозирования. В виду сложности, нелинейности и неустойчивого поведения общества как особого объекта прогнозирования представляется возможным применение междисциплинарного подхода синергетики к исследованию общественного развития.

1. Ахундов М.Д. Пространство и время в физическом познании. М., 1982. С. 253.

2. Ливрага Х.А. Предопределенность или свобода выбора? М., 2007. С. 234.

3. Декарт Р. Собрание сочинений: в 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 372.

4. Дракин В.И., Зинченко В.П. Оперативное мышление в больших системах. Москва; Ленинград, 1965. С. 349.

5. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. М., 2002. С. 6.

6. Clarke I.F. The Pattern of Expectation 16442001. L., 1979. Р. 45.

7. Алюшин А.Л., Князева Е.Н. Многоуровневое темпоральное строение реальности // Вопросы философии. 2007. № 2. С. 84.

8. Лебедева М.М. Формирование новой политической структуры мира и место в ней России // Полис. 2000. № 6. С. 45.

9. Косолапов В.В., Гончаренко А.Н. XXI век в зеркале футурологии. М., 1987. С. 193.

10. Аралбаева Ф.З., Карабанова О.Г., Крутале-вич-Леваева М.Г. Риск и неопределенность в принятии управленческих решений // Вестник ОГУ. 2002. Вып. 4. С. 36.

11. Кулагин О. В. Принятие решений в организациях. СПб., 2001. С. 127.

12. Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества. М., 2007. С. 65.

Поступила в редакцию 21.01.2011 г.

UDC 123.1

PHILOSOPHICAL CATEGORIES OF DETERMINACY AND INDETERMINACY AND THEIR INFLUENCE ON SOCIAL PROGNOSIS

Tatyana Anatolyevna Shmyrina, Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia, Post-graduate Student of Philosophy Department, Assistant of Civil Law, Civil and Arbitral Process Department, e-mail: shm-tatiana@yandex.ru

The article is devoted to the study of the phenomenon of indeterminacy, which is an actual scientific and philosophical problem at the modern period of the growth of social prognosis, as a result of that it is able to influence on different social processes by creating numerous development opportunities. It is necessary to provide a balance of indeterminacy and stability, or, in other words, determinacy, for the optimal complex social systems status. The synergetic is used for the prognostic research of complex developing social systems.

Key words: determinacy; indeterminacy; social processes; social prognosis; future; synergetic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.