Научная статья на тему 'Философские измерения педагогической экспертизы образовательных инноваций'

Философские измерения педагогической экспертизы образовательных инноваций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / PEDAGOGICAL EXPERTISE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ / EDUCATIONAL INNOVATION / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратовская Светлана Викторовна

Статья посвящена исследованию проблемы педагогической экспертизы образовательных инноваций в системе высшего педагогического образования. В статье автор анализирует философские основы педагогической экспертизы образовательных инноваций, которые выступают её методологическим базисом; представляет исследование единых методологических позиций в такой совокупности, как диалектика, онтология, гносеология, аксиология, телеология, герменевтика, теория истины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical Dimensions of Educational Innovations Pedagogical Expertise

The article is devoted to the problem of pedagogical expertise of educational innovation in higher teacher education. The author analyzes the philosophical foundations of the pedagogical expertise of educational innovations as its methodological basis; presents studies of one methodological position together with dialectic, ontology, epistemology, axiology, teleology, hermeneutics, theory of truth.

Текст научной работы на тему «Философские измерения педагогической экспертизы образовательных инноваций»

SUMMARY

The article deals with the main principles of education in modern environment. The formation of intercultural competence is in the focus of the attention as the efficiency of a modern specialist is in many respects determined by his\her professional activity in different socio-economical situations in cooperation with the representatives of varied trade and cultural groups.

Key words: intercultural communication, professional competence, comparative management, cultural stereotype.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зникина Л. С., Лушникова Г. И. Развитие коммуникативной компетенции языковой личности в межкультурном аспекте. -Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - №. 1 (61) - Т. 1. -С. 89-93.

2. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация - М.: Слово / Slovo, 2000. - 624 с.

С. В. Ратовская

УДК 378.012:001.895

ФИЛОСОФСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ИННОВАЦИЙ

ктуальность исследования. Перед системой подготовки педагогических кадров всех стран встают грандиозные задачи, требующие самого радикального преобразования и обновления, подвергать которым эту систему

ещё никогда не приходилось. Масштабность и темпы преобразований таковы, что мы всё больше опираемся на знания, которые выступают в качестве важнейших компонентов культурного, социально-экономического и экологически устойчивого развития человека, общества. Современному педагогическому образованию отводится важная роль формирования личности и её целостного мировоззрения. Это согласуется и с целями формирования общеевропейского пространства высшего образования и закреплением за высшей школой ведущих позиций в мире [12]. В Декларации в первой Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в ХХ1 веке: подходы и практические меры» указывается на важную роль в определении образовательной стратегии страны преподавательских кадров высших учебных заведений [2, с. 5].

Так, с одной стороны, изменение роли государства на управление образованием, получения права образовательных организаций и преподавателей на творчество, выбор содержания, форм, методов и средств образовательной деятельности привело к широкому внедрению в образовательный процесс инноваций. Необходимость специального исследования отношения и позиции к инновационной образовательной деятельности субъектов образования обуславливает появление определённого спроса на педагогическую экспертизу.

С другой стороны, влияние государства на развитие высшего педагогического образования достаточно велико, оно по-прежнему планируется и осуществляется на государственном уровне. Перспективы развития педагогического образования в современной России зависят в большей мере от того, как развиваются и функционируют региональные системы. В связи с требованием дня в русле программы развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» [8], а также для обеспечения устой-

20/.Т/2

чивого развития педагогического образования в Республике Крым формируется инновационная система подготовки педагогических кадров [4]. Специалисты, которые будут реализовывать предложенную учёными Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте модель системы педагогического образования, должны быть подготовлены к проектированию и организации современных образовательных систем, проведению экспертизы. Они, безусловно, должны владеть соответствующей методологией экспертизы, синтезирующей философские, социологические, психологические, педагогические, управленческие знания и технологии. Всё это обуславливает несомненную актуальность исследования природы экспертизы.

Цель статьи - ознакомить читателей с философскими основами педагогической экспертизы образовательных инноваций.

Теоретические основы исследования. Методологические основы инновационности в образовании рассматриваются в работах

A. Андарало, Ю. Богинской, А. Глузмана, Н. Глузман, Н. Горбуновой, Л. Редькиной,

B. Слободчикова, А. Хуторского, Н. Юсуф-бековой. В работах исследователей определяются пути построения новой образовательной среды, которая бы позволила человеку учиться познавать, учиться делать, учиться быть и учиться жить вместе.

Общие законы и принципы проведения экспертизы в образовании представлены в трудах Г. Азгальдова, М. Алексеева, Б. Ананьева, Л. Евланова, Д. Иванова, М. Кларина, Г. Мкртычяна, А. Нестерова, Т. Новиковой, Г. Прозументовой, В. Сластёнина, Г. Туль-чинского, В. Черепанова, Ю. Швалба, Г. Штемпеля.

Через философию образования реализуются ведущие идеи прорыва: понимание мира, общества и человека, на что указывают исследования Н. Алексеева, В. Давыдова, В. Кра-евского, Т. Сидориной, Г. Щедровицкого.

Изложение основного материала исследования. Сущность образовательных инноваций, совершаемых на научной основе, позволяет им быть эффективными и действенными, поскольку в процессе их внедрения учитываются закономерности и природосо-ответствующее развитие объекта преобразований. Многие преподаватели воспринимают инновации в образовании как объективную реальность, упорно работают над повышением уровня преподавания учебных дисциплин, организации познавательной деятельности студентов, внедряя новые методы, технологии в образовательный процесс. При этом часто достигается локальный развивающий или обучающий эффект, который является недостаточным для решения задач, стоящих перед системой образования. Определить это помогает экспертиза.

Проведённый анализ научных источников дал нам возможность определить экспертизу как деятельность человека по изучению проблемных ситуаций компетентными специалистами, имеющими специальные знания по определённым вопросам, путём выбора наиболее аргументированных решений. Различные научные подходы к пониманию экспертизы объединяют рассмотрение её как процесса принятия решений в различных областях общественной жизни. Несмотря на конкретные задачи, которые ставятся перед экспертизой, её главное назначение - обеспечение принятия обоснованных и целесообразных решений [10]. Именно это позволяет утверждать, что педагогическая экспертиза -сложная исследовательская деятельность, технология, которая осуществляется через взаимосвязь содержательной стороны (база знаний об инновационном образовательном процессе, экспертное заключение) с операциональной (методика проведения экспертного исследования, методы обработки данных).

Для понимания логики проведения педагогической экспертизы образовательных инноваций необходимо осмыслить философские основы значимой человеческой деятельности. Философия определяется как особая

форма научно-теоретического знания и осмысления мира, так и как совокупность философских взглядов интеллектуально развитой личности. Рассмотреть явление с философской точки зрения означает определить его предельные основы, выявить факторы, порождающие это явление, осмыслить его как часть бытия (природы, общества и т. д.), постичь его особый смысл и значение. Объяснить явление с философских позиций -значит понять его как результат развития и саморазвития. Философия связана с постановкой граничных понятий бытия, соотнесения каждого конкретного явления с целостным существованием мироздания.

Известно, что роль философии в жизни личности и общества, социальный заказ на философию особенно возрастает в период радикальных общественных преобразований. В такие периоды возникает потребность в качественно новых философских идеях и знаниях, отражающих своеобразие современных социальных процессов, а также актуализации многих традиционных представлений, которые ещё совсем недавно казались незыблемыми. Философское видение проблемы имеет следующие особенности:

1. Всеобщность философского видения: обобщающий характер познания, сущностная полнота отражения предметного содержания [7, с. 32].

2. Диалектичность философского видения. Отрешенно-обобщённое восприятие мира, утверждение автономного метода умственного конструирования как «науки об обучении мышлению» даёт возможность философии приобрести «значение объективного, то есть воплощённого в реальном мире, познавательного конструирования ума» [16, с. 47].

3. Особенность и роль философии определяется тем, что именно она разрабатывает категориальную структуру, категориальный аппарат, число категорий. Глубина их разработки определяет эффективность человеческого мышления [13].

Философия является сочетанием научного познания с ценностным осмыслением

бытия в целостной структуре мировоззрения, «реализует свою методологическую функцию в соответствии со всеми науками - естественными, техническими, общественными, гуманитарными, когда они становятся перед проблемой выхода за пределы своих конкретных исследований и неизбежного взаимодействия с другими науками для решения познавательных задач, изучения сложных системных объектов [5, с. 15].

Современная философия образования выступает методологической основой педагогической экспертизы образовательных инноваций. С этих позиций можно говорить о её конкретизации в специфической философии экспертизы. Общие контуры философии экспертизы в образовании можно представить в виде исследования единых методологических позиций в такой совокупности:

- диалектика экспертизы обуславливает требования обоснованности, системности, целостности, комплексности, фундаментальности;

- онтология экспертизы объясняет сущность экспертизы как специфического социального феномена;

- гносеология экспертизы заключается в познании и философском осмыслении природы и сущности феномена экспертизы, без чего невозможны ни эффективная экспертная деятельность, с одной стороны, ни отбор компетентных специалистов для её осуществления, с другой;

- аксиология экспертизы выясняет природу и источники ценностных основ экспертной деятельности;

- телеология экспертизы раскрывает сложную и противоречивую систему целей как самой педагогической экспертизы, так и педагогического образования в частности;

- герменевтика экспертизы - для понимания и интерпретации объектов эксперти-рования;

- теория истины как важная составляющая философии экспертизы, позволяющая выработать соответствующее объективному реальному миру знание.

Раскроем сущность выделенных аспек-

тов. Первым аспектом рассмотрения педагогической экспертизы образовательных инноваций является диалектический. В основе диалектики лежат три закона, которые представляют собой движущую силу развития материального мира и формы и пути его познания: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. Применяя диалектический подход к педагогической экспертизе образовательных инноваций, реализуются принципы: объективности (фактология исследования, построение гипотез, оценка результатов), движения и развития (учёт функционирования и изменения качества, приспособление к условиям), противоречивости (оценка альтернатив, действия связей и зависимостей), научности, проверяемости практикой, взаимодействия (учёт разнообразия связей, многовариантность), целостности (экспертиза как система существует в рамках определённой целостности), относительности (понимание и поиск ограничений, этапность исследования, сравнительная оценка результатов), исторической и генетической определённости.

Онтологический подход определяет сущность и назначение педагогической экспертизы образовательных инноваций, её роль в системе педагогических теорий и инновационной образовательной практике. Онтология ориентирует на конкретное, многостороннее изучение объективных процессов. Она позволяет находить новые грани вещей, новые повороты, связи, способы осознания действительности развивающихся и тем самым воспроизводить её во всей сложности, противоречивости, многогранности, с множеством оттенков подходов к изучению бытия, приближение к нему. Онтология даёт ключ к пониманию сущности экспертизы, отражает реальные инновационные процессы в образовании, в частности в образовании будущего педагога, каким оно есть в действительности, позволяет эксперту быть адекватным, производить истинное знание, учитывать подвижность и изменчивость современных процес-

сов, происходящих в обществе. В наше стремительное время как никогда необходима нестандартность, гибкость мышления, подвижность понятий, соответствующих объективной действительности. Потому консерватизм мысли, склонность к устаревшим понятиям является серьёзным тормозом на пути познания изменяющегося мира. Особое значение это приобретает для экспертов, поскольку именно от их мыслей, выводов, мышления зависит эффективное функционирование и развитие объектов экспертизы. По мнению С. Таранова, «гуманитарная экспертиза требует как условие своего осуществления экзистенциальный анализ, вскрывающий онтологические основания для понимания сущности исследуемой ситуации» [15, с. 213]. Онтологический статус педагогической экспертизы образовательных инноваций следует рассматривать как важный механизм и технологическое средство обеспечения эффективности инновационного образовательного процесса и его соответствия требованиям современного студента.

Гносеология как наука о процессах познания, их источниках, возможностей и средств является основой для анализа и оценки объекта, процесса или явления в единстве отражения предметно-практической деятельности и коммуникации. Согласно гносеологическому подходу анализ существующего знания рассматривается как исследование индивидуальной и межсубъектной (коллективной) деятельности, в основе которой лежит практическое изменение объектов. Гносеологический аспект философии педагогической экспертизы образовательных инноваций заключается, во-первых, в выделении её роли в более глубоком познании сущности, целей, задач экспертизы в развитии субъекта образовательного процесса, а во-вторых, в познании возможностей самой экспертизы в выявлении целесообразных путей их изучения, её постоянного развития и совершенствования для обеспечения соответствия новых задач образования согласно изменениям в современном обществе. Гносеология позволяет

раскрывать пути исследования функционирования и развития экспертизы образовательных инноваций, отдельных её составляющих. Осмысление педагогической экспертизы образовательных инноваций на гносеологической основе показывает её прикладное значение для решения конкретных задач устойчивого развития педагогического образования в современных социокультурных условиях. Это значительно расширяет и углубляет понимание её сущности и процессов.

В соответствии с общефилософской теорией познания в основе познавательного процесса лежит практическая деятельность вообще и экспертная, в частности. Осмысление экспертной деятельности заложено в специфических личностных характеристиках человека (коллектива), в ходе которого человек взаимодействует с другими субъектами инновационного образовательного процесса. В то же время в системе динамических изменений процесс познания рассматривается как акт приобретения и присвоения опыта других. Согласно теории познания экспертная деятельность развивается во времени, а следовательно, имеет свою историю.

Философское познание педагогической экспертизы обусловлено социальными потребностями, где основной механизм связи заключён между познавательными и практическими подходами. Связь между теорией и практикой выполняет аксиология - наука о природе ценностей, их связь с социальными, культурными факторами и личностью человека.

Аксиологический подход в изучении педагогической экспертизы образовательных инноваций поможет установить критерии оценки инновационной деятельности, традиционных и новых методов, технологий в образовании, педагогического опыта, ошибок и достижений. Этот подход органически присущ гуманистической педагогике. В гуманистически ориентированной философии образования человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Сущность аксиологического (ценностного) подхода заключается в том,

что человек полностью находится в ситуации мировоззренческой (политической, нравственной, эстетической и др.) оценки событий, которые начинаются с постановки задач, затем продолжаются через поиск и принятия решений по их реализации [6]. При этом отношение эксперта к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с различными, хотя и взаимообусловленными абстрактно-познавательными (теоретическими) и практическими подходам. Практический подход обусловлен приспособлением человека к изменяющимся во времени и пространстве явлениям, теоретический подход преследует цель познания закономерностей деятельности [9, с. 27].

Следовательно, аксиология может рассматриваться как основа философии педагогической экспертизы образовательных инноваций в частности. Аксиологические знания в контексте педагогической экспертизы образовательных инноваций утверждают ценности педагогического образования, будущей профессионально-педагогической деятельности; формирование гармоничных отношений с обществом, обеспечивают будущему педагогу условия для непрерывного педагогического образования и максимальной творческой реализации его потенциальных способностей. Аксиологический подход в таком взаимодействии с научными знаниями из других отраслей реализуется через принципы: равноправия различных философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей; равнозначности традиций и творчества; равенства людей в диалоговых поисках ценностей. Аксиологический подход на гуманистической основе обеспечивает прогресс развития как отдельного человека, так и общества в целом.

Аксиологический подход позволяет изучить феномен педагогической экспертизы образовательных инноваций одновременно с позиций удовлетворения потребностей человека в образовании и решения задач гуманизации общества. Категория ценности присуща как человеку, так и обществу, поскольку

вне человека и без человека понятие ценности не может существовать. Если считать ценностью не только предметы и явления, необходимые обществу и отдельной личности для удовлетворения своих потребностей, но и мотивы, идеи, установки, тогда стремление к обновлению является такой же ценностью, которая побуждает человека к изменениям. Идея нового имеет гуманистическое направление и выступает прогрессивной основой развития общества.

Современная философия экспертизы должна предусматривать также её телеологический аспект, который раскрывает сложную и противоречивую систему целей как самой педагогической экспертизы образовательных инноваций, так и педагогического образования в частности. Эта сложность заключается в их нелинейных связях, когда цели педагогической экспертизы не просто подчинены целям образования, но и в значительной степени влияют на их определения, на обеспечение их соответствия динамичным, изменчивым потребностям общества и самой личности обучающегося. В то же время цели педагогического образования существенно влияют на определение целей педагогической экспертизы, использование различных технологий, методов, способов, средств, применяемых для установления соответствия образовательных инноваций потребностям и возможностям обучающегося.

Среди других философских течений, которые необходимо рассмотреть по проблеме педагогической экспертизы образовательных инноваций, выделим герменевтику. Исходным пунктом герменевтики как философского течения является онтологический характер герменевтического круга, который выражает специфическую черту процесса понимания, связанного с его циклическим характером. Эта идея является центральной в философском учении Х. Гадамера, в котором герменевтика не сводится к разработке методологии понимания текстов, а определяется как философия понимания. Предметом понимания, по мнению Х. Гадамера, является не

смысл, вложенный автором (эксперт) в текст (экспертное заключение), а то предметное содержание, с осмыслением которого связан данный текст [3]. Французский философ П. Рикер признаёт трактовку герменевтики как интерпретацию символов узкого, ограниченного и переходит к анализу целостных культурных текстов как объекта интерпретации [11].

Согласно методологии герменевтики единство противоположных начал: рассудительности и интуиции, значения и смысла, единичного и всеобщего ведёт к правильному пониманию любых проявлений деятельности преподавателя, позволяет более полно представить структуру познавательных практик, понять семиотическую неоднородность образовательного процесса и с этих позиций определить требования к содержанию, структуре и функциям образовательной инновации. Герменевтический подход, в основе которого находятся процедуры ситуационного анализа и интерпретации, позволяет уже на начальном этапе педагогической экспертизы образовательных инноваций описать образовательную ситуацию и пути её развития, исходя из позиции автора и на языке, понятном другим, а также позволит предотвратить потери оригинальных инновационных идей и оригинальной инновационной практики.

Определение философских аспектов предопределяет понимание особенностей организации, отбора методов, приёмов осуществления педагогической экспертизы образовательных инноваций, её выводов, а также позиции главного действующего лица - организатора экспертизы, его взглядов на сущность экспертной проблематики, индивидуальных ценностей, принадлежности к соответствующей научной школе или направлению в области экспертизы.

Для организации экспертизы и выработки выводов существенной основой служит теория истины. Критериями истины являются: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; прос-

тота, экономичность; парадоксальность идеи; практика. Практика является ведущим критерием истины. Она включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Если организатор экспертизы исходит из признания объективной истины, не зависящей от воли и сознания людей, придерживается истинного монизма, он склоняется к утверждению относительного (с точки зрения достижения истины) и субъективного характера теоретических знаний и практического опыта любого индивида. Логическим следствием такого понимания становится известный тезис о том, что группа экспертов, как правило, ближе к истине, чем отдельный эксперт. При этом, чем больше численность этой группы и основательно проработана процедура её работы в логико-математическом плане, тем точнее и надёжнее результаты её деятельности. Полноценно и логично такой подход реализуется в квалиметрии-ческой школе экспертизы [14].

Скептическое отношение организатора экспертизы к самой возможности существования объективной истины, утверждение плюрализма истины, её принципиально субъективный характер, опирается, соответственно, на такой философско-методоло-гической конструкт как «индивидуальная картина мира». Он не считает необходимым привлечение больше, чем одного эксперта [1]. Поэтому для проведения экспертизы образовательной инновации возникает необходимость выбора такого эксперта, который является не просто профессионалом в соответствующей области, а обладает надпред-метным видением объекта и общего контекста инновации. Эта надпредметность, по мнению С. Братченко, должна иметь общегуманитарный, этический характер, поскольку все решения должны приниматься на благо человека, общества [1]. Недостаточное количество экспертов с надпредметным видением порождает определённые трудности проведения

качественной экспертизы. Это объясняет проявление экспертного «субъективизма» при проведении экспертизы одним экспертом и не исключает другого варианта организации экспертизы - массового экспертного опроса, который получил широкое распространение в области образования.

Установка на массовость экспертизы приводит к тому, что результаты такой экспертизы могут восприниматься как объективное мнение общественности. Однако ни теоретические, ни практические результаты массового опроса не считаем, что стоит отождествлять с объективной истиной. Если объективная истина не зависит от воли и сознания и отражает действительное положение и связь вещей, то результат массового экспертного опроса отражает мнение участников опроса в отношении того, что они считают целесообразным, значимым, желанным, истинным для себя и других в данной конкретной ситуации.

Выводы. Таким образом, анализ философских основ педагогической экспертизы образовательных инноваций, которые представлены в виде исследования единых методологических позиций в такой совокупности, как диалектика, онтология, гносеология, аксиология, телеология, герменевтика, теория истины, позволяет понять процесс экспертизы как необходимого действия в современной социокультурной ситуации в контексте увеличения числа вариативных решений, значимых в сфере образования личности; выявить тенденции развития экспертной деятельности, возможности её влияния на эффективность образовательного процесса.

Дальнейшее решение проблемы состоит в разработке концептуальной модели педагогической экспертизы образовательных инноваций в системе высшего педагогического образования. Можно предположить, что модель педагогической экспертизы образовательных инноваций позволит вузу определить ориентиры эффективного функционирования и развития, сохранить национальные особенности, местные традиции, а также

разрешить разногласия между потребностями общества и жизненными планами выпускников. Подготовленное методическое обеспечение в рамках разработанной модели позволит решить проблему подготовки специалистов, подготовленных для проведения экспертной деятельности в области образования, а также проектированию и организации современных образовательных систем.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию проблемы педагогической экспертизы образовательных инноваций в системе высшего педагогического образования. В статье автор анализирует философские основы педагогической экспертизы образовательных инноваций, которые выступают её методологическим базисом; представляет исследование единых методологических позиций в такой совокупности, как диалектика, онтология, гносеология, аксиология, телеология, герменевтика, теория истины.

Ключевые слова: педагогическая экспертиза, образовательная инновация, философия.

SUMMARY

The article is devoted to the problem of pedagogical expertise of educational innovation in higher teacher education. The author analyzes the philosophical foundations of the pedagogical expertise of educational innovations as its methodological basis; presents studies of one methodological position together with dialectic, ontology, epistemology, axiology, teleology, hermeneutics, theory of truth.

Key words: pedagogical expertise, educational innovation, philosophy.

ЛИТЕРАТУРА

1. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). - М.: Смысл, 1999. - 137 с.

2. Всемирная конференция ЮНЕСКО «Высшее образование в ХХ1 веке: подходы и практические меры», 5-9 октября 1998 г. -Париж, 1998. - 24 с.

3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: пер. с нем. /

общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

4. Глузман А. В. Педагогическое образование в Республике Крым: опыт системного проектирования / А. В. Глузман, Л. И. Редь-кина, Н. А. Глузман, Н. В. Горбунова // Гуманитарные науки. - 2014. - № 2 (28). - С. 21-25.

5. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. -384 с.

6. Левко А. И. Проблемы ценности в системе образования. - Мн. : НИО, 2000. - 311 с.

7. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Просвещение, 1991. - 286 с.

8. Основные положения программы развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» на 2015-2020 гг. // Гуманитарные науки. -2014. - № 2 (28). - С. 7-21.

9. Пищулин Н. П. Образование и управление: руководство / Н. П. Пищулин, В. М. Ана-нишнев; Правительство Москвы, Моск. гор. пед. университет. - М.: Жизнь и мысль, 1999. - 295 с.

10. Ратовская С. В. Научные основы педагогической экспертизы образовательных инноваций // Гуманитарные науки. - 2014. -№ 2 (28). - С. 63-70.

11. Рикер П. Я. Сам как другой / пер. с фран. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008. - 416 с.

12. Совместное заявление министров образования 29 европейских стран «Пространство европейского высшего образования», Болонья, 19 июня 1999 г.

13. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы [Электронный документ]. -М. : Центр гуманитарных технологий, 2006. -Режим доступа: http ://gtmarket.ru/laboratory/ bas is/5321.

14. Субетто А. И. Квалиметрия человека и образования. - М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки спец., 2006. - 97 с.

15. Таранов С. В. Онтологические измерения гуманитарной экспертизы // Знание. Понимание. Умение. - № 4. - 2006. - С. 212213.

16. Туровский М. Б. Предмет философии / М. Б Туровский, С. В. Туровская // Философия науки. - 1991. - № 5. - С. 44-59.

И. Н. Шувалова, Г. Н. Собянина

УДК 371

К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С храна здоровья студенческой молодёжи является одной из наиболее актуальных задач общества, поскольку в современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности эта группа населения испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды и не всегда может адаптироваться к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам [6].

Поступив в высшее учебное заведение, студенты сталкиваются с необходимостью адаптации к новым условиям обучения, режима дня, питания, проживания и общения с окружающими. Условия обучения, высокая суммарная учебная нагрузка, большой объём, новизна и сложность материала, которым должен овладеть студент, предъявляют к организму повышенные требования. Посто-

янная интенсификация труда студентов, широкое внедрение новых технических средств в учебный процесс являются негативными факторами, провоцирующими возникновение психосоматических заболеваний.

В этой связи у студенческой молодёжи важно сформировать здоровьесохраняющее поведение для реализации себя в современных социальных условиях. В настоящее время всё чаще возникает вопрос, как восстановить физическое состояние студентов после тяжёлого учебного дня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как известно, огромным потенциалом обладают физическая культура, спорт, двигательная рекреация, являющиеся важнейшим условием в укреплении и сохранении здоровья. Сегодня необходимы новые, нестандартные подходы в решении проблемы сохранения здоровья студенческой молодёжи. Крайне необходимо разрабатывать и внедрять в учебный процесс высших учебных заведений адаптированные программы реабилитации, включающие в себя различные средства и методы коррекции психосоматического здоровья. Однако прежде чем внедрять инновационные технологии, очень важно провести мониторинг, комплексную оценку физиологического статуса индивида.

Целью работы явилось изучение уровня соматического здоровья и психологической самооценки студентов Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ «Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского». В задачи исследования входило определение уровня соматического здоровья, физического развития организма студентов; выявление психологического отношения к своему здоровью и определение поведенческих рисков для здоровья студенческой молодёжи; охарактеризовать этапы тренированности организма студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом.

В рамках исследования был проведён анализ социально-гигиенической характеристики условий и образа жизни студентов, обучающихся в Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ «Крымского федерального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.