Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ И КОНЦЕПЦИИ ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ'

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ И КОНЦЕПЦИИ ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА / РИТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА / СОФИЗМ / СОКРАТОВСКАЯ БЕСЕДА / ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПОЛЕМИКА / НЕОРИТОРИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ракитянская Анжела Ивановна, Козлов Владимир Игоревич, Бакшеев Андрей Иванович

В педагогической сфере особое значение имеет речевое взаимодействие. Педагогическая риторика тесно связана с коммуникативно-речевой компетенцией педагога, его профессиональным мастерством.Цель исследования: определить влияние философских идей европейского исторического опыта на педагогическую риторику.Фокус нашей статьи направлен на выявление особенностей развития риторики в разные исторические периоды, описываются наиболее яркие исторические факты педагогического красноречия и их влияние на современную педагогическую риторику.Для достижения поставленной цели в статье представлены особенности педагогической риторики в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе и Европе Нового Времени. Кроме того, в статье проанализирован современный опыт европейской педагогической риторики и его влияние на культурное развитие общества и значение для формирования риторической культуры современного педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL IDEAS AND CONCEPTS THAT INFLUENCED THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL RHETORIC

In the pedagogical sphere, speech interaction is of particular importance. Pedagogical rhetoric is closely related to the communicative and speech competence of the teacher, his professional skills.The purpose of the study: to determine the influence of the philosophical ideas of European historical experience on pedagogical rhetoric.The focus of our article is aimed at identifying the features of the development of rhetoric in different historical periods, the most striking historical facts of pedagogical eloquence and their influence on modern pedagogical rhetoric are described.To achieve this goal, the article presents the features of pedagogical rhetoric in Ancient Greece and Ancient Rome, in medieval Europe and Europe of the New Age. In addition, the article analyzes the modern experience of European pedagogical rhetoric and its influence on the cultural development of society and the importance for the formation of the rhetorical culture of the modern teacher.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ И КОНЦЕПЦИИ ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ»

Философские идеи и концепции повлиявшие на развитие педагогической риторики

Ракитянская Анжела Ивановна,

кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» E-mail: rakityanskayaspb@mail.ru

Козлов Владимир Игоревич,

кандидат философских наук, кафедра менеджмента и маркетинга, Волгоградский филиал РЭУ имени Г.В. Плеханова E-mail: vladjoker@mail.ru

Бакшеев Андрей Иванович,

к.и.н., доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» E-mail: baksh-ai@yandex.ru

В педагогической сфере особое значение имеет речевое взаимодействие. Педагогическая риторика тесно связана с коммуникативно-речевой компетенцией педагога, его профессиональным мастерством.

Цель исследования: определить влияние философских идей европейского исторического опыта на педагогическую риторику.

Фокус нашей статьи направлен на выявление особенностей развития риторики в разные исторические периоды, описываются наиболее яркие исторические факты педагогического красноречия и их влияние на современную педагогическую риторику.

Для достижения поставленной цели в статье представлены особенности педагогической риторики в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе и Европе Нового Времени. Кроме того, в статье проанализирован современный опыт европейской педагогической риторики и его влияние на культурное развитие общества и значение для формирования риторической культуры современного педагога.

Ключевые слова: философские идеи, педагогическая риторика, риторическая школа, софизм, сократовская беседа, диалектическая полемика, неориторика.

Введение

Коммуникативные запросы современного общества и развивающие цели образования обусловливают актуальность идей педагогической риторики, связанных с теорией и практикой формирования личности, которая мыслит, умеет повлиять на собеседника, аргументировать собственные мысли, коммуникативно оправданно пользоваться выразительными средствами языка в различных социокультурных ситуациях. [1 ]

Источником этих идей, по мнению исследователей [2], является риторический опыт предыдущих поколений учителей, преподавателей, просветителей. А. Михальская [3] справедливо отмечает, что задача конструирования современной педагогической риторики может рассматриваться как задача реконструкции и развития педагогико-риторического наследия, которая должна и может быть обнаружена среди наиболее значимых философских и педагогических систем.

Однако, несмотря на результаты, изложенные в трудах прежде всего Ю.В. Рождественского [4], осуществившего анализ и систематизацию как традиций риторической науки, так и современных проблем риторики и теории коммуникаций в аспекте развития средств информационного обмена; Б.И. Каверина, И.В. Демидова [5], рассмотревших исторические,логические, лингвистические, психологические и этические компоненты ораторского искусства; Н.В. Сердюка [6] предоставившего практические рекомендации по подготовке к публичному выступлению, развитию голосоречевых способностей, созданию риторической индивидуальности,, по нашему мнению. недостаточно культурологических исследований, направленных на определение влияния европейского исторического опыта педагогической риторики на развивающее образование.

В связи с вышесказанным, возникает необходимость решения следующих исследовательских задач:

- раскрыть отдельные выразительные факты из истории педагогического красноречия, которые в большей степени влияют на формирование риторической культуры современного педагога;

- обобщить культурные и педагогические особенности становления и развития педагогической риторики в разные исторические периоды европейской культуры и образования.

сз о

о Л о

о сз о в

Методы исследования

При исследовании выбранной темы были использованы следующие культурологические методы исследования: диахронический, эволюционный, сравнительно-исторический.

Диахронический метод позволил раскрыть последовательность возникновения и функционирования педагогической риторики. Посредством эволюционного метода определена динамика педагогической риторики как последовательная цепь ее непрерывных изменений в различные исторические периоды. Сравнительно-исторический метод был применен при обобщении особенностей становления и развития педагогической риторики в разные исторические периоды европейской культуры и образования.

Для реализации указанных методов исследования были отобраны источники информации, необходимые для реализации цели исследования: первоисточники (3 источника); статьи, опубликованные в журналах индексируемых Scopus и Web of Science (7 источников); коллективные и авторские монографии (14 источников), содержащие информацию относительно европейского опыта красноречия в аспекте педагогической риторики. Критериями отбора источников были определены соответствие заявленной теме исследования, объем цитирования и сведения об авторах, содержащиеся в наукометрических базах данных.

Результаты исследования

Особенности педагогической риторики в Древней Греции и Древнем Риме и ее влияние на развитие образования

Зарождение педагогической риторики в европейском образовании и культуре связано с появлением древнегреческих риторических школ. Первоначально педагогическая риторика выражалась в форме живой устной речи учителя, его мастерстве красноречия.

Первыми преподавателями ораторского искусства речи как платной дисциплины были софисты (в изначальном понимании - учителя мудрости, мастера), они считали, что объективной истины нет, может быть только субъективное суждение об истинности, истинной является та мысль, которая более убедительна. Чтобы выработать в древнегреческих учащихся умение убеждать и достигать успеха в общественной жизни, педагоги-софисты использовали две основные техники учебного влияния: искусство рассуждения (диалектика) и искусство общения (риторика). Положительным в деятельности софистов было то, что они целью учебного красноречия предусматривали развитие искусства мышления и речи, в этом, собственно, и заключалась развивающая суть их учебно-риторической g практики. До софистов такой цели не ставили, учи-И ли трем вещам: военному делу, хоровому пению, S3 поэзии.

о

Анализ литературно-философского наследия z Древней Греции свидетельствует, что педагогиче-

ская риторика софистов была направлена на решение задач развивающего обучения с помощью софизмов, контроверсии, а также рассказывания мифов, соревнований в красноречии,диспутов, что давало возможность усовершенствовать ученика, выработать у него способность умело действовать и говорить в государственных делах. [7]

Особая роль в этом отводилась софизмам - рассуждениям, которые формировались с намеренным нарушением законов логики, использованием ложных аргументов для манипулирования собеседником. [7] Например, в риторическом труде Аристотеля говорится о неправильности утверждения софиста Брисона, будто нет ничего плохого в том, чтобы одно слово употребить вместо другого, если они значат одно и то же. Аристотель опровергает эту ложную мысль, объясняя, что одно слово более употребительное, более подходит, скорей может вызвать представление о деле, чем другое. Кроме того, разные слова подают предмет не в одном и том же свете, с этой стороны стоит предположить, что одно слово лучше или хуже другого [8]. По мнению В.В. Павлюкевича [7], используя софизм с образовательно-развивающей целью, древнегреческий учитель-софист в конце рассуждения обращался к ученикам с заданием сказать, в чем он не прав. Учебно-речевые действия учителя с помощью софизмов побуждали воспитанников думать, где допущена ошибка, как отвечать.

Эффективным способом развивающего обучения в системе софистов была контроверсия - это риторическое упражнение, в основе которого лежит выдвижение противоположной версии к определенному утверждению или предположению. [9] Софисты, вслед за своим наставником Протаго-ром, считали, что о всякой вещи есть два мнения, противоположные друг другу. Соответственно, применяя контроверсию в учебной практике, софист как педагог четко определял, кто из двух учеников будет «за», то есть будет аргументировать утверждение учителя, а кто - «против». После обсуждения утверждения ученики менялись ролями. Такой методический прием в практике софистов Древней Греции учил учащихся быстро думать, находить аргументы, использовать их в публичной речи, анализировать суждения оппонента, убедительно высказываться. [9]

В обществе рос спрос на риторов-учителей красноречия и риторические школы, в которых учили, что оратор должен тщательно готовиться к публичной речи, потому что это проявление уважения к людям. Особенностью красноречия в Древней Греции было то, что занятия риторикой имели массовый характер.

Одним из известных мастеров красноречия того времени был Сократ (469-399 рр. до н.э.). Тексты диалогов его ученика Платона свидетельствуют, что основной жанр педагогической речи Сократа и одновременно философско-учительский метод - это устная беседа. Сократ разработал метод, который в историю педагогической мысли и педагогической риторики вошел под названием сокра-

товской беседы. Сократовский метод возник на основе сочетания способов майевтики (искусного задавания вопросов), иронии (собеседника уличают в противоречивых мыслях, незнании), индукции (когда к общим понятиям приходят от конкретных примеров), дефиниций (постепенного пути к правильному определению понятия на базе исходных определений).

Для развития мышления учеников Сократ большое значение придавал игре слов, одним из требований к стилю речи была ясность. Сократ-учитель в учебно-риторической практике, ориентированной на поиск истины путем обсуждения противоположных мнений учеников или учащегося и учителя, различал диалектическую полемику как конструктивный спор и эристику как деструктивный, конфликтный спор. Характерным признаком эристики Сократа была ирония - притворство тем, кто ничего не знает для того, чтобы в процессе беседы поймать ученика на незнании, показать, что он неправильно рассуждает. Для этого учитель, с добрыми намерениями, с помощью искусно поставленных вопросов заводил ученика в безвыходную ситуацию, в которой собеседник начинал отрицать собственные утверждения. Для Сократа как педагога-ритора важным было соблюдение логики мысли, чтобы в беседе или речи следующее следовало из предыдущего. [10]

Обобщил риторические достижения предшественников ученик Платона Аристотель (384-322 рр. до н.э.). Со времени Аристотеля педагогическая риторика развивалась в устных формах речи и письменных сочинениях по риторике. В частности, Аристотель разработал собственную риторическую теорию, которую изложил в двух трактатах: «Риторика» и «Поэтика» [11]. С точки зрения развивающего образования средствами педагогического красноречия, важным в опыте Аристотеля является то, что главным в риторике он считал поиск доказательств, способов убеждения на основе диалектики и критерия истинности. Для этого необходимо научиться составлять риторические силлогизмы (то есть образные убедительные умозаключения, метафорические заключительные суждения - энтимемы). Согласно Аристотелю, мастерство красноречия зависит от использования говорящим трех видов средств убеждения: логических доказательств, моральных доказательств и эмоциональных воздействий. [11]

Наиболее известный сторонник педагогической риторики в истории древнеримского красноречия -Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 - ок. 100 гг.н.э.). Он длительное время возглавлял риторическую школу, считал, что ребенка должны окружать образованные люди, в совершенстве владеющие языком. Педагогически-риторические взгляды М. Квин-тилиана представлены в двенадцати книгах труда «Риторические наставления» (известны другие переводы названия этого заглавия: «Воспитание оратора», «О воспитании оратора») [12]. С точки зрения идей развивающего образования особенно привлекает внимание материал, представлен-

ный в четвертой части второй книги, о значении «задач» (по сути, проблемно-познавательных задач) для достижения успеха в обучении красноречию - речь идет об учебных задачах, построенных на основе сравнений (например, «сельская жизнь лучше или городская?»), задачах рассуждающего характера (например, «нужно ли жениться?», «нужно ли добиваться власти?») [12]. В отличие от Цицерона, который считал основным в освоении ораторского искусства собственную риторическую практику и постоянное самообучение с учетом опыта ораторов-современников, Квинтилиан полагал, что для оратора обязательным и необходимым является обучение в риторической школе. Как педагог-ритор Квинтилиан ставил своей целью прежде всего выработать у будущего оратора навыки стилистически изысканной речи.

Развитие педагогической риторики в средневековой Европе

На развитие педагогической риторики в средневековых школах Западной Европы повлияло распространение образовательной системы «семи свободных искусств» - тривиума (грамматики, риторики, диалектики) и квадривиума (арифметики, геометрии, астрономии, музыки). В педагогической риторике учителей ощущался лишь некоторый интерес к античным риторам (Аристотелю, Цицерону и др.), главным же было оригинальное словесное выражение педагогом догм с помощью фигуры слова и фигуры мысли как средств украшения речи.

Авторитарное педагогическое красноречие реализовывалась через функциональные жанры не только устной, но и письменной речи, в частности рассказы, проповеди, толкования и комментарии к текстам Священного Писания, переписки. Поскольку школы в основном существовали при монастырях, приходских церквях, соборах, а учителями в них были духовные лица, то религиозный смысл педагогических речей доминировал над научным знанием.

Одним из влиятельных педагогов средневековья был англосаксонский ученый и монах Алкуин Иоркский (ок. 735-804). Особенности собственной риторической концепции и применения искусства красноречия для решения просветительских задач он отразил в труде «Риторика» (Диалог мудрейшего короля Карла и Альбина, учителя, о риторике и добродетелях) [13], само название которого уже имеет дидактический характер. Книга предназначалась как учебник для школьного обучения в системе семи свободных искусств. Этот труд был написан путем осмысления античной риторики, переписывания и интерпретации идей риторики Цицерона и других риторов на началах христианской морали в форме диалога-рассуждений христианского учителя Альбина и ученика Карла. Показательно, что автор как педагог-ритор заботится о развитии природных способностей ученика. Согласно концепции Алкуина, важно, чтобы учебное повествование было коротким, ясным и убедительным. [13] «Риторика» Алкуина заинтересовывает тем, что

сз о

о Л о

о сз о в

в ней прослеживаются признаки развивающего обучения. Алкуин понимал важность развивающих целей образования и учебно-развивающих возможностей риторики в форме диалога.

В период Возрождения (XV - начало XVII в.) педагогическая риторика в европейских странах отмечалась вниманием к человеку, развивалась на образцах античных риторов в связи с литературным искусством. Так, согласно исследованию Н. Ревякиной [14], итальянский педагог Витторино да Фельтре (1378-ок. 1446), создатель школы «Дом радости», в риторике ценил не высокопарность, а нравственное содержание. Важную роль педагог придавал диалектике как методу и науке рассуждения, но в отличие от софистов, использовал этот метод с целью развития умения находить истину, различать истинное и ложное и давать им оценку.

Примером красноречия в немецком образовании времен Возрождения была устная и письменная речь педагога-гуманиста, профессора Вит-тенбергского университета Филиппа Меланхтона (1497-1560). Основными критериями педагогического красноречия для Меланхтона были ясность, системность и изящество изложения темы. В своей риторической теории он был приверженцем Аристотеля, сочетал положения светского и духовного красноречия.

Академическое красноречие средневековых университетов в это время переориентируется со схоластики на донесение информации, убеждения-уговоры, пробуждение мысли. В переходный период к Новому времени важными задачами педагогического красноречия были подражание античным риторам и самовыражение.

Новые цели педагогической риторики в Европе Нового Времени

С наступлением Нового времени (XVII века - начало ХХ века) в Европе формируются нации, литературные языки, распространяются педагогические идеи Я. Коменского, развитие педагогической риторики происходит по образцу Сократа, М. Квинтилиана, в теории и практике образования утверждается принцип гармонизирующего диалога, чтобы поддержать у учащихся склонность рассуждать, сделать обучение интересным на основе учета меры, ритма, игры, шутки, состязательности, причинно-следственных связей.

Анализ европейского образовательного опыта свидетельствует, что риторический способ мышления проявлял в учебном дискурсе французский монах и преподаватель Бернар Лами (1640-1715), свою риторическую теорию он представил в трактате «Риторика, или искусство речи» (1675). Согласно этой теории, риторика не просто искусство красноречия, но и искусство убеждения людей с помощью очевидной истины, открытой разумом и выражение ной средствами красноречия. [15] М Одним из известных риторов этого времени был французский богослов и педагог Франсуа Фенелон еЗ (1651-1715), изложивший свои взгляды в труде ^ «Диалоги о красноречии» (1679). В практике жи-

вой речи Ф. Фенелон придерживался собственной теории: во-первых, относительно трех стилей речи - обычного (доказательного вещания), среднего (живописного), высокого (захватывающего); во-вторых, ораторское искусство должно приближаться к поэтическому; в-третьих, главное для оратора -ясность и соответствие речи праведным, добродетельным мыслям. [15]

Немецкий профессор филологии Фридрх Август Вольф (1759-1824) культивировал идеи научного диалога на принципах неогуманизма. Ф. Вольф известен тем, что в основу своей педагогической риторики положил принцип сократовского диалога. Стоит вспомнить еще одного немецкого филолога, профессора красноречия и поэзии Лейпцигско-го университета Иоганна Готфрида Якоба Германа (1772-1848), который продолжал идеи научного диалога, начатые предшественниками. На становление характерных черт немецкой риторико-педагогической культуры в это время в определенной степени имели идеи теории интерпретации, в основе которой лежит диалогическая концепция понимания (взаимопонимания) немецкого философа, профессора Фридриха Даниэля Эрнста Шлей-ермахера (1768-1834). [15]

В общем, целью педагогической риторики в Европе Нового времени было развитие природных способностей воспитанника, совершенствование личности путем пропаганды научного знания и убеждения собеседника.

Современный опыт европейской педагогической риторики и его влияние на культурное развитие общества В начале ХХ в. начался новейший период в истории европейского образования и культуры. В сфере педагогической коммуникации отчетливо прослеживается характерное для современной риторики противоречие, о котором У. Эко пишет, что с одной стороны, риторика сосредотачивается на таких речах, которые по-новому (с помощью новой информации) пытаются убедить слушателя в том, чего он еще не знает; с другой - она добивается этого, исходя из того, что уже является определенным образом слушателю известным и желанным, пытаясь доказать ему, что предложенное решение закономерно вытекает из этого знания и желания [16].

Современный опыт европейской педагогической риторики - многоаспектный, в котором условно можно выделить следующие тенденции: во французском, итальянском образовании особый акцент в риторически-педагогической деятельности ставится на передаче информации с помощью риторических сообщений, построенных на основе сочетания различных знаковых систем, с целью закрепить важную с точки зрения педагога мысль в сознании слушателя, связать ее с имеющимся опытом личности. В немецком образовании с 50-70 гг. XX в. развитие педагогической риторики происходит прежде всего на основе идей герменевтики, соответственно в системе риторически-педагогических целей важное место занимает взаимопонимание, убеждения-уговоры. Развитие риторически-педагогической

деятельности в бельгийском образовательном пространстве происходит под особым влиянием теории аргументации. [17]

В целом особенности развития новейшей педагогической риторики в Европе закономерно в значительной степени предопределяются влиянием, с одной стороны, лингвистической неориторики, представителями которой выступают Ролан Барт (1915-1980; «Риторика образа», 1964), Умберто Эко (1932-2016; «Отсутствующая структура. Введение в семиологию», 1968); а с другой - аргумен-тативной неориторики, начатой Хаимом Перель-маном (1912-1984), который в соавторстве с Люси Ольбрехт-Титекой свое видение новой риторики изложил в труде «Новая риторика: Трактат по аргументации» (1958).

В соответствии со сказанным, цель риторически-педагогической деятельности в контексте новейшего образования предполагает, с одной стороны, передачу информации с использованием различных знаковых систем, обсуждение ценностных представлений на основе принципа плюрализма мнений, принципа речевой выразительности, принципа понимания смыслов символики, образов сообщение, а с другой - убеждение, чего можно достичь лишь в диалоге, во время эффективного общения. [17]

В соответствии со сказанным обобщим особенности становления и развития педагогической риторики в разные исторические периоды европейской культуры и образования, которые хронологически накладывались друг на друга, имея приблизительные границы:

1) Классический период Древней Греции (V в. до н.э.-II в. до н.э.) (Протагор, Горгий, Сократ, Платон, Аристотель и др.) Цель учителей-софистов -научить учеников говорить хорошо и убедительно для успешного достижения собственных общественно-политических целей. Педагогическая риторика софистов проявлялась в произнесении речей перед учениками и в ведении диспутов с ними. Для воздействия на воспитанников софисты использовали софизмы, контроверсию, агональную риторику и др.

Цель учителей-диалектиков - помочь участникам учебно-воспитательного диалога найти истину, научить учеников говорить убедительно, влиять на людей словом. Основным способом учебного дискурса была эвристическая беседа.

2) Период империи Древнего Рима (I в. до н.э.-V в.н.э.) (Марк Квинтилиан, Децим Авсоний, Аттий Патера и др.). Цель учителя-ритора - научить учеников хорошо говорить. Его задача - гармонизировать учебный диалог, проявить уважение к собеседнику, обеспечить эстетическое воздействие на слушателей. Главное для педагога-ритора - мастерство стилистики, красноречие.

3) Средневековье (V в.-XV в.) (Алкуин Йоркский, Пьер Абеляр, Винсент из Бове и др.). Цель учителя-ритора - вызвать религиозные впечатления у учащихся, очаровать, помочь познать истину в Боге. Имел место религиозно-догматический ха-

рактер педагогического красноречия. Риторико-педагогическая деятельность базировалась на схоластическом знании, не ориентировалась на развитие самостоятельной свободной мысли. Зародилось университетское красноречие, в университетах развивались такие жанры педагогического красноречия, как лекции, диспуты, а также переписки, риторика педагогов сочетала религию и науку.

4) Возрождение (XV в. - нач. XVII в.) (Витто-рино да Фельтре, Филипп Меланхтон и др.). Цель педагогов-риторов - развивать ученика путем возрождения античного риторического идеала, донести информацию, пробудить мысль, побудить к диалогу, убедить. Риторика публичных выступлений учителей, профессоров имела литературно-поэтическую основу. Начали отчетливо проявляться национальные языковые признаки педагогического красноречия.

5) Новое время (XVII в. - нач. XX ст.) (Ян Ко-менский, Бернар Лами, Франсуа Фенелон, Фри-дрх Август Вольф и др.). Цель педагога-ритора -совершенствование личности путем пропаганды научного знания и убеждения собеседника. Риторическая коммуникация в учебных заведениях стала строиться на литературной национально-языковой основе.

6) Новейший период (XX в. - до настоящего времени) (Ролан Барт, Умберто Эко, Ганс-Георг Гадамер, Xаим Перельман и др.). Цель педагога-ритора - донести информацию эффективными способами с учетом развивающих целей обучения, повлиять на собеседника (аудиторию), убедить во время диалога. Характерными признаками педагогической риторики являются символьно-образовательная деятельность, метафоризация, языковое взаимодействие в педагогическом дискурсе, сторителлинг, использование компьютерной презентации и др.

Таким образом, осмысление древнего и новейшего исторического опыта красноречия сквозь призму педагогической риторики как основы развивающей образовательной среды свидетельствует, что на основе идей классической риторики, которая имеет античные корни, и европейской гуманистической философии образования определились основные принципы педагогической риторики.

Заключение

В исследовании определено влияние европейского исторического опыта педагогической риторики и гуманистической философии на развивающее образование, в том числе на мыслительно-речевое развитие личности; раскрыты отдельные выразительные факты из истории педагогического красноречия, которые в большей степени влияют на формирование риторической культуры современного педагога; обобщены культурные и педагогические особенности становления и развития педагогической риторики в разные исторические периоды европейской культуры и образования.

сз о

о Л о

о сз о в

Литература

1. Fransman J., Andrews R. Rhetoric and the politics of representation and communication in the digital age// Learning, Media and Technology. 2012. Vol. 37(2). pp. 125-130.

2. Веккессер М.В., Шмульская Л.С., Бахор Т.А., Мамаева С.В., Булгакова Н.Е. Педагогическая риторика. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2015. 101 с.

3. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. - М.: Академия, 1998. 432 с.

4. Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М.: Добросвет, 1997. 597 с.

5. Каверин Б.И. Демидов И.В. Ораторское искусство. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 255 с.

6. Сердюк Н.В., Земзерева В.И. Деловая риторика. - М.: Академия управления МВД России, 2020. 100 с.

7. Павлюкевич В.В. Логико-методологический статус софизмов// Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. - СПб.,2002. С. 97-98.

8. Natali C. Aristotle: His Life and School. - Princeton: Princeton univ. press, 2013. 219 p.

9. Seiilbek S., et al. Rhetoric as art of eloquence in the ancient greek culture// Opcion. 2018. Vol. 34(85). pp. 374-393.

10. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М.: Академия, 2011. 127 с.

11. Аристотель. Поэтика. Риторика; пер. с греч., вступ. ст. С.Ю. Трохачева; под ред. Балаки-ной. - СПб.: Азбука, 2000. 348 с.

12. Квинтилиан М.Ф. Риторические наставления; пер. с лат. А. Никольского: в 12 кн. - Кн. 1-2. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1295581698

13. Алкуин. Риторика. Диалог мудрейшего короля Карла и Альбина, учителя, о риторике и добродетелях; пер. П.А. Рубцовой // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. - М.: Наука, 1986. С. 191-236.

14. Ревякина Н.В. Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре в свидетельствах учеников и современников. - М.: Директ-Медма, 2015. 413 с.

15. Peters R. The Rhetoric of Time and the Time of Rhetoric// Theories of History: History Read across the Humanities. By Michael J. Kelly and Arthur Rose. -London: Bloomsbury Academic, 2018. pp. 81-102.

16. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию; пер. с итал. А. Погоняйло и В. Резник. - СПб.: Петрополис, 1998. 432 с.

17. Andrews R. The importance of Rhetoric and argumentation to schools in England// Utbildning & Demokrati. 2019. Vol 28(2). pp. 77-92.

PHILOSOPHICAL IDEAS AND CONCEPTS THAT „ INFLUENCED THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL § RHETORIC E

m Rakityanskaya A.I., Kozlov V.I., Baksheev A.I.

сэ Saint Petersburg State Agrarian University, Volgograd Institute (branch) of Ple-

khanov Russian University of Economics, Krasnoyarsk State Medical Universi-z ty. prof. V.F. Voyno-Yasenetsky

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In the pedagogical sphere, speech interaction is of particular importance. Pedagogical rhetoric is closely related to the communicative and speech competence of the teacher, his professional skills. The purpose of the study: to determine the influence of the philosophical ideas of European historical experience on pedagogical rhetoric.

The focus of our article is aimed at identifying the features of the development of rhetoric in different historical periods, the most striking historical facts of pedagogical eloquence and their influence on modern pedagogical rhetoric are described. To achieve this goal, the article presents the features of pedagogical rhetoric in Ancient Greece and Ancient Rome, in medieval Europe and Europe of the New Age. In addition, the article analyzes the modern experience of European pedagogical rhetoric and its influence on the cultural development of society and the importance for the formation of the rhetorical culture of the modern teacher.

Keywords: philosophical ideas, pedagogical rhetoric, rhetorical school, sophism, Socratic conversation, dialectical polemic, neo-rhetoric.

References

1. Fransman J., Andrews R. Rhetoric and the politics of representation and communication in the digital age// Learning, Media and Technology. 2012. Vol. 37(2). pp. 125-130.

2. Vekkesser M.V., Shmulskaya L.S., Bakhor T.A., Mamaeva S.V., Bulgakova N.E. pedagogical rhetoric. - Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2015. 101 p.

3. Mikhalskaya A.K. Pedagogical rhetoric: history and theory. -M.: Academy, 1998. 432 p.

4. Rozhdestvensky Yu.V. Theory of rhetoric. - M.: Dobrosvet, 1997. 597 p.

5. Kaverin B.I. Demidov I.V. Oratory. - M.: UNITI-DANA, 2012. 255 p.

6. Serdyuk N.V., Zemzereva V.I. business rhetoric. - M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. 100 p.

7. Pavlyukevich V.V. Logical and methodological status of sophisms// Modern logic: problems of theory, history and application in science. - St. Petersburg, 2002. pp. 97-98.

8. Natali C. Aristotle: His Life and School. - Princeton: Princeton univ. press, 2013. 219 p.

9. Seiilbek S., et al. Rhetoric as art of eloquence in the ancient Greek culture// Opción. 2018 Vol. 34(85). pp. 374-393.

10. Pavlova L.G. Argument, discussion, controversy. - M.: Academy, 2011. 127 p.

11. Aristotle. Poetics. Rhetoric; per. from Greek, intro. Art. S. Yu. Trokhachev; ed. Balakina. - St. Petersburg: Azbuka, 2000. 348 p.

12. Quintilian M.F. Rhetorical instructions; per. from lat. A. Nikol-sky: in 12 books. - Prince. 1-2. http://ancientrome.ru/antlitr/t. htm?a=1295581698

13. Alcuin. Rhetoric. Dialogue between the wisest king Karl and Albin, a teacher, about rhetoric and virtues; per. P.A. Rubtsova // Problems of literary theory in Byzantium and the Latin Middle Ages. - M.: Nauka, 1986. S.191-236.

14. Revyakina N.V. Italian humanist and teacher Vittorino da Feltre in the testimonies of students and contemporaries. - M.: Direct-Medma, 2015. 413 p.

15. Peters R. The Rhetoric of Time and the Time of Rhetoric// Theories of History: History Read across the Humanities. By Michael J. Kelly and Arthur Rose. - London: Bloomsbury Academic, 2018. pp. 81-102.

16. Eco U. Missing structure. Introduction to semiology; per. from Italian. A. Pogonyaylo and V. Reznik. - St. Petersburg: Petropo-lis, 1998. 432 p.

17. Andrews R. The importance of Rhetoric and argumentation to schools in England// Utbildning & Demokrati. 2019. Vol 28(2). pp. 77-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.