Humanity space International almanac VOL. 8, No 7, 2019: 912-920
Философские идеи Ф.М. Достоевского в контексте цветовой символики его произведений
З.А. Кравченко
Школа-студия (институт) имени Вл. И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре имени А. П. Чехова 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 6, стр. 7
Moscow Art Theater institute of higher education School-Studio named after Vl. I. Nemirovich-Danchenko
Tverskaya str., 6, building 7, Moscow 125009 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: Достоевский, цветовая символика, философские идеи, смысловые коннотации, цветовые эпитеты.
Key words: Dostoevsky, color symbols, philosophical ideas, semantic connotations, color epithets.
Резюме: Среди множества аспектов творчества Ф.М. Достоевского наиболее сложный - философские идеи писателя. В статье этот аспект рассматривается в контексте цветовой символики его произведений. Исследуется, как писатель использует цвет в тексте, как с помощью анализа цветовой символики можно глубже понять его замысел, какие новые коннотации добавляются к смыслам произведения, как меняется восприятие героя и ситуации в зависимости от понимания мерцающих в символике цвета смысловых нюансов. Abstract: Among the many aspects of the F.M. Dostoevsky's works most complex are the philosophical ideas of the writer. The article considers this aspect in the context of the his works' color symbolism. The author explores how the writer uses color in the text, how by analyzing color symbols one can more deeply understand his idea, what new connotations are added to the meanings of the work, how the perception of the character and the situation changes depending on the understanding of the semantic nuances that flicker in the symbolism. [Kravchenko Z.A. Philosophical ideas of F.M. Dostoevsky in the context of the color symbolism of his works]
Среди множества аспектов творчества Ф.М. Достоевского один наиболее значимых для исследователей - это аспект философский размышлений писателя, которые переполняют его произведения. Достоевский оказал огромное влияние не только на русскую философию, культуру и искусство, сформировав особую систему идей, которая делает свой акцент на «раздвижении и углублении метафизического опыта», он во многом определил вектор развития основополагающих западных философских течений ХХ века, таких как
экзистенциализм, фрейдизм, персонализм.
С одной стороны, Достоевский - не философ. В его романах, наоборот, очень много быта, простой житейской истины. Так, он тщательно описывает интерьеры и наряды, он подробно рассказывает о том, например, как Аркадий Долгорукий, герой романа «Подросток», учится жить в трудных стесненных условиях, поэтому ему важно правильно и хорошо чистить свое платье, например.
С другой стороны, глубина текста произведений Достоевского такова, что буквально каждая деталь (желтый бриллиант на пальце у Порфирия Петровича, скажем) имеет философское символическое значение.
Таким образом, рассмотрение символических значений в творчестве Достоевского является своеобразным инструментом к более глубокому и проницательному познанию его замыслов. На это обращают внимание труды М.М. Бахтина, А. Белого, Д.С. Мережковского, В.Н. Топорова, Г.М. Фридлендера и других ученых.
Среди множества слоев этой проблематики важен контекст цветовой символики произведений Достоевского. Тема цветовой символики глубоко разработана в науке (Чернова, 1987). Можно, в частности, назвать книги французского культуролога Мишеля Пастуро «Цвета нашей памяти», в которой ученый рассказывает о своей интерпретации символики цвета в культуре, истории возникновения этой символики и возможностях трактовок цветовых символов (Пастуро, 2016). Такой подход к анализу литературных произведений представляется очень продуктивным.
В данной статье рассматривается цветовая символика ряда цветов, на которые писатель обращал наибольшее внимание и с которыми связаны его основные философские идеи.
Согласно словарю Даля, «символ - сущность в немногих словах или знаках» (Даль, 1980). Таким образом, символ - это ключ к более глубокому истолкованию смыслов; это потайная дверь в текст, дающая возможность проследить развитие и изменение смысла, кроющегося в словах, которые использовал автор для описания поступка героя, его мыслей, а также той или
иной ситуации.
Роль цветовой символики в литературных произведениях
Цветовая символика - одна из древнейших. Корни нашей «цветовой памяти» уходят вглубь и зачастую связаны с этическими ориентирами, устанавливаемыми как религией, так и древними устными поверьями. Анализ различных работ, в которых затрагивается проблематика символики цвета, позволил сделать несколько важных выводов:
1.«Прочтение» цвета может быть субъективным, индивидуальным, а может быть коллективным, общим для больших социальных групп и даже целых культурно-исторических регионов.
2. Каждая культура определяет цвета в зависимости от природной среды и климата, собственной истории и мировосприятия отдельных народов. Все эти знания неоднозначны, поэтому ни одно из них не является истиной в последней инстанции.
3. Феномен цветовосприятия изучается представителями разных наук: от физиков до психологов. Конечно, к нему испытывают большой интерес и сторонники не академической науки, люди, занимающиеся той или иной сферой эзотерики.
4.Многочисленные исследования кожного зрения доказали возможность восприятия цвета не только посредством рецепторов сетчатки глаза, но и практически любыми клетками организма. Следовательно, можно справедливо утверждать, что у внимательного вдумчивого читателя происходит загадочное преобразование сути цвета в подсознательные образы, помогающее более интересно и ярко воспринимать авторский замысел.
Когда мы говорим о цвете, то не всегда воспринимаем его как пигмент или краситель, разговор может затрагивать проблему использования цвета в повседневной жизни, мы можем говорить и о принятых цветовых кодах, и о том, как цвета влияют на наш ежедневный выбор. Зачастую, на мой взгляд, это даже не осознанное решение, а, скорее, подсознательный импульс, который сформировывался не одну сотню лет.
Согласно исследованиям литературоведов, цветовые
эпитеты выполняют в художественной литературе различные функции:
- смысловые, которые дают деталям важную характеристику и без которых анализ персонажа/места будет неполным;
- описательные;
- эмоциональные, воздействующие на чувства, распаляющие читательское воображение.
Рассмотрим отдельно некоторые цвета и их символику в применении к проблеме статьи.
Желтый
Исследователи творчества писателя не раз замечали, что наиболее часто встречающийся цвет у Достоевского - это желтый. Он встречается и в описании внешности героев, и в описании жилищ и города. Именно в желтый красят петербургские дома в «Белых ночах», что так сильно огорчает Мечтателя.
Философский роман «Преступление и наказание» обладает особенно разнообразной желтой палитрой. Почему именно желтый был удостоен такого внимания автора?
Именно он был выбран для передачи душевного состояния безысходности и жизненного тупика героев. С. М. Соловьев, например, считал, что желтый цвет ассоциируется здесь с атмосферой болезненности, печали, подавленности (Соловье, 1971). Известно, что желтый не только цвет солнца, цвет энергии и радости, праздника и игры, но он имеет также отрицательную коннотацию. Согласно культурологу и исследователю цветовой семантики Мишелю Пастуро: «История желтого цвета в Европе - это история его постепенной девальвации. Но в Средние века желтый обесценивается. Он становится цветом лжи и трусости, затем - неверности и бесчестья. <... > Наконец, в сочетании или в соседстве с зеленым желтый становится цветом беспорядка и безумия» (Пастуро, 2016).
Желтый пользовался плохой репутацией, особенно в простонародной среде, был известен, как символ болезни, увядания, бедности. В некоторых странах Европы желтой краской мазали двери домов преступников и предателей, а
также чумные дома. А на религиозных полотнах Иуда и Каин обычно изображаются с желтыми бородами. Более того, Иуду Искариота изображали в желтом плаще, как христопродавца.
В романах Достоевского желтый не обладает таким давящим подтекстом. Разве что жизнь героев тяжела и грязна, и это отмечает Достоевский. Но жизнь будет легче и свободнее, и желтый засияет золотом. Доказательством может служить описание, отнесенное к речи Ивана Петровича, мартовского солнца в Петербурге в романе «Униженные и оскорбленные ». Солнца, вселяющего силу и надежду на лучшее. Рассказчик отмечает его целительное воздействие на душевное и психологическое состояние человека. «Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат <...> Вся улица вдруг блеснёт, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают».
Красный
Другим часто встречающимся цветом в творчестве Достоевского, несомненно, является красный. Как отмечает С.М. Соловьев, «статистика показывает, что красный цвет занимает в спектре Ф.М. Достоевского очень высокое место -23,8%, т.е. около четверти всех упоминаний цветов» (Соловье, 1971). Красный часто символизирует концентрацию неоднозначной энергии и напряжение сил. Самым выразительным примером является сцена убийства Раскольниковым старухи-процентщицы в романе «Преступление и наказание». Весь этот эпизод окрашен в алый цвет: «кровь хлынула, как из опрокинутого стакана», «целая лужа крови», «красный сафьян», «красный гарнитур». Не случайно и то, что парни из первого сна Раскольникова, добивающие лошаденку, были пьяные и тоже красные. Эта жестокая сцена произвела на самого героя сильнейшее шокирующее впечатление. Ярко-красным был закат, когда Раскольников принял решение отказаться от своего «наваждения», как своего рода отсылка, метка содеянного.
В ранних произведениях Достоевского красный отсылает нас к сильным чувствам - любви, гневу, стыду. Как ярко описывает Настенька из «Белых ночей» свое состояние: <Как я увидела, что жилец все теперь узнал про меня, покраснела,
стала на месте как вкопанная да вдруг и заплакала... ». В «Неточке Незвановой» красные занавесы были для маленькой девочки сказочной мечтой, непостижимым знаком счастливой жизни.
Более того, Порфирий по-гречески - багряный, пурпурный. Это имя не случайно для человека, который будет в дальнейшем «истязать» Раскольникова, «здеваться» над ним: «и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Евангелие от Матфея. 27, 28-29).
Красный цвет является одним из основополагающих и в романе «Игрок». Ведь рулетка - это игра двух цветов: красного и черного. Поэтому всё игровое пространство окрашено в эти цвета. Символика красного и черного цветов, как одних из самых неоднозначных, полисемантична. Красный - это цвет свежей крови и разрушительного огня. Но в то же время, красный цвет символизирует жизнь, тепло и рождение.
Окрашивая пространство рулетки в красный цвет, Ф.М. Достоевский использует негативное значение этого цвета, подчеркивая напряженную атмосферу игры. Красный цвет необходим Достоевскому при изображении нарушенных состояний в настроении, психике и в здоровье героев. Нагнетание красного цвета усиливает чувство тревоги.
Черный
Еще один цвет, постоянно встречающийся в текстах Достоевского (и это также один из цветов рулетки) - черный. Черный цвет означает отрицание света, является символом греха, лжи, пустоты, разрушения, печали и отсутствия сознания. Черный цвет сгущает краски игорного зала. Алексей Иванович словно блуждает во тьме и перестает интересоваться всем, что происходит вокруг. Игроки «ничем не интересуются во весь сезон, а только играют с утра до ночи...». Черный цвет - цвет загадки и неизвестности. Идя к старухе, Раскольников поднимается по «темной и узкой лестнице», словно заходя в этот мрак, обрекающий его душу на страдания.
Зеленый.
Использование Достоевским зеленого цвета требует особого внимания исследователя. Трудно сказать, какие ассоциации более всего свойственны писателю в отношении этого цвета. Так, в «Белых ночах» главный герой неоднократно упоминает о зеленом цвете: «Как вы думаете, отчего он так любит свои четыре стены, выкрашенные непременно зелёною краскою, закоптелые, унылые и непозволительно обкуренные?». Тут зеленый цвет- олицетворение может и нездоровой стабильности, консервативности, даже заброшенности.
В «Идиоте» князь Мышкин, сидя на зеленой скамейке за зеленым, врытым в землю столом, слышит толкование о третьем коне вороном. В романе есть и такая фраза: «Прошло с неделю после свидания двух лиц нашего рассказа на зеленой скамейке». Рогожин и Мышкин подходят к дому «цвета грязно-зеленого». Этот цвет здесь неудивителен, ведь в народной символике зеленый цвет часто связывают с ревностью и завистью (ср. «позеленел от зависти» и др.).
Далее мы видим, что зеленый у Достоевского может трактоваться и как цвет защиты, надежного покрова. Зелень деревьев и травы - отдых для Раскольникова: "Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам".
После своего вынужденного грехопадения во имя близких Соня Мармеладова укутывается в большой зеленый драдедамовый платок, словно желая найти умиротворение и утешение под его покровом. Исследователи подчеркивают, что зелёный цвет - символический цвет одеяний Богородицы в русской иконописи.
Дочь пожилой купчихи, принявшей Раскольникова за нищего и давшей ему подаяние, держала в руках зеленый зонтик. Известно также, что зеленый цвет чаще всего можно встретить на Троицких церквях, в которых неустанно молятся о всех заблудших душах, призывая христиан вершить дела милосердия.
Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под дерево, густая зеленая крона которого тоже как
будто формирует своеобразный купол, похожий на купол церкви. Именно здесь герой вспоминает Бога: "Слава Богу, это только сон!". Именно здесь происходит осмысление Раскольниковым о «безобразности» его идеи. Таким образом, можно полагать, что зеленая крона дерева - это храм, в котором начинается очищение души героя.
Белый
Этот цвет встречается в названии повести «Белые ночи». Белый - цвет тумана, полусна-полуяви, т.е. того мистически одухотворенного странного состояния, в котором живет герой. Но «белым» является и сон Свидригайлова о девочке-утопленнице: белые атласные пелены, белый гроденапль, белый рюш, белое тюлевое платье. Белый как будто поглощает реальность, утягивая сознание героев в непознанные туманные глубины.
Философские коннотации символики цвета в произведениях Достоевского не могут быть однозначно определены. Один и тот же цвет то усиливает радость, то покрывает текст неизбывной печалью и тревогой.
В этом видится «великая правда» Достоевского: ведь жизнь так же текуча и неоднозначна. Одно и то же явление может быть повернуто к человеку своей светлой стороной, а потому вдруг обернуться большой бедой. Это касается и любви, и богатства, и удачи.Каждое слово писателя дышит истиной, каждое слово говорит о важном и значимом.
Слова, обозначающие цвет, в этом ряду занимают особое место. Ведь они полны и философских, и культурных коннотаций, они рождают в нашем сознании пульсирующие образы, связанные и с цветовой коллективной памятью и индивидуальным восприятием цвета.
В целом, можно заключить, что цветовой символ для Достоевского - один из способов закодировать заложенную в произведении информацию, определяющую понимание философской идеи произведения. Таким образом, изучение философских идей писателя в контексте цветовой символики может послужить одной из основ для реконструирования картины мира Достоевского и в конечном счете, его мировоззрения.
ЛИТЕРАТУРА
Аверинцев С.С. 2001. Символ. - В кн. София-Логос. Словарь. 2-е, испр. изд. К.:
Дух i Штера. С. 155-161. Бахтин М.М. 1972. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература. 472 с.
Даль В.И. 1980. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. Т. 3.
М.: Русский язык, 1978. 555 с. Достоевский Ф.М. 1956. Собрание сочинений. М.: Гослитиздат. Пастуро М. 2016. Цвета нашей памяти. СПб.: Александрия. 336 c. Психология художественного творчества. Минск: Харвест, 2003. 752 с. Соловьев С.М. 1971. Цвет, число и русская словесность. - Знание - сила. 1. 54-56. Чернова А.Д. 1987. Все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство. 221 c.
Получена / Received: 15.04.2019 Принята / Accepted: 15.05.2019