Философия и культура n контексте времени
Научный вестник ЮИМ
№2" 2016
УДК 1(091) ББК 86.376 C 32
ФИЛОСОФСКИЕ И ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТИКИ ПРОТЕСТАНТИЗМА
(Рецензирована)
Середа Валентина Даниловна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и математических дисциплин Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 324 75 50, e-mail: [email protected]
Буланов Станислав Леонидович,
студент Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Тел.: (909) 446 34 26, е-mail:[email protected]
Аннотация. Статья представляет собой попытку проанализировать философские и теологические аспекты этики протестантизма на фоне новых религиозных движений. В ней прослеживается связь религии с основными сферами жизни человека. Авторы делают вывод о том, что в протестантизме основным компонентом является этическое учение, которое и обеспечивает специфику социального среза бытия человека. Авторы приводят данные относительно религиозных организаций Краснодарского края.
Ключевые слова: протестантизм, религиозность, этическое учение, религиозные организации, сакральное, новые религиозные движения.
PHILOSOPHICAL AND THEOLOGICAL ASPECTS OF PROTESTANTISM'S ETHICS
Sereda Valentina Danilovna,
candidate of historical sciences, associate professor of Department of humanitarian and mathematical disciplines of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph.: (918) 324 75 50, e-mail: [email protected]
Bulanov Stanislav Leonidovich,
student of the Kuban state university, Krasnodar. Ph.: (909) 446 34 26, e-mail:[email protected]
Summary. The main subject of article is research of theological and philosophical aspects of Protestant ethics and a form of her realization in the modern world. There is a communication between religion (including Protestantism) and the main spheres of human life. Ethical doctrine in Protestantism provides specifics of a sociality. Authors give the facts of rather religious organizations in Krasnodar Krai.
Keywords: protestantism, religiousness, ethical doctrine, religious organizations, sacral, new religious movements.
Философия и религия - вот две сферы человеческого духа, которые непосредственно занимаются вопросами этики в смысле их теоретического обоснования. Ни одна религия не обходится без этического учения, а философия, лишенная этики, лишена и жизни, потому что этика является пограничной областью, соединяющей воедино абстракции философских размышлений о жизни и саму жизнь. Только это соединение может придать жизни полноту, и жизнь философии; в этике человек
стремиться достичь гармонии между внутренним и внешним миром.
Можно выделить два основных измерения религиозности, необходимо связанные между собой - социальное и психологическое.«Социальная направленность позволяет человеку преодолевать границы собственной природы и активно позиционировать себя в обществе. Не следует забывать о том, что религия отражает все изменения, которые, так или иначе, происходят в социальной сфере.
Научный вестник ЮИМ
№2" 2016
Философия и культура в контексте времени
Психологическое измерение определяет степень устойчивости индивида, состояние комфорта или дискомфорта, которое он испытывает, реализуя свое социальное и экзистенциальное предназначение. Таким образом, религия - это вектор, направленный из прошлого в будущее. Он укоренен в истории, поддерживает развитие традиции, но вместе с тем несет в себе семя перемен, которые должны претерпеть индивид и общество в целом» [2, с. 211].
В исследовании проблем религии и религиозности сложность связана с определением понятий.«Например, само понятие «новые религиозные движения» вызывает массу вопросов как, впрочем, и такие понятия, как «секта», «культ». Разные исследователи руководствуются различными подходами в определении их черт и характеристик. В отечественной литературе, например, принято говорить о сектах (в православных духовных учреждениях преподается и сегодня предмет «Секто-ведение»), а в зарубежной предпочитают называть религиозные группы культами» [1, с. 161]. Конечно, проблема состоит в размытости границ и хронологических рамок между организациями, в терминологии и т.д. [4, с. 126]
Протестантизм в отношениях человека с окружающим миром видит таинство приобщения к божественному естеству, поскольку вся жизнь, все повседневные дела и отношения должны регулироваться и освещаться Словом Бога. Таким образом, этика обретает сакральный смысл, взаимоотношения людей становятся способом и индикатором отношений с Богом. Чем больше человек любит ближнего, тем сильнее проявляется в этом его любовь к Богу. И наоборот - любовь к ближнему проистекает из любви к Богу. Это процесс с положительной обратной связью, где две его составляющие индуцируют друг друга. Здесь определяющую роль играет ориентированность на личные нравственные качества, упор на общинность и взаимоотношения с Богом. Поскольку раннее христианство до Константина выделялось этими характеристиками, обособляясь от языческого общества, то современные «секты» и «деноминации» берут за образец христианство первого века. Они следуют строгим правилам и в члены принимают убедившись в том, что человек им соответствует, а нарушителей исключают. Поэтому крещение принимается только в сознательном возрасте. Такие общины всегда закрыты, сплочены, в них сведена к минимуму формализация, нет института священства, богослужения не носят литургического характера, иерархичность либо выражена слабо, либо ее вообще нет, следуя принципу «всеобщего братства». Обычно они резко противопоставляют себя господствующей в обще-
стве морали как «греховной». Идее установления всеобщего божественного порядка противопоставлена идея «спасения избранных». Эти важнейшие следствия протестантской этики обусловили современный облик западной цивилизации.
В протестантизме этика занимает особое место, потому что Реформация перенесла акцент с мистического момента в вероучении на конкретно-практический. Труду, поступкам и отношениям в обыденной жизни Лютер и его последователи придавали большее значение, нежели участию в таинствах, сократив их с семи до двух. В результате этика обрела сакральный смысл, освятив, в свою очередь, повседневную жизнь. Человек стал видеть в своем труде, быте и взаимоотношениях с ближним, обществом, государством и мирозданием в целом не только пространство существования, не просто способ производства материальных и духовных ценностей, но обязанность установления через них связи с Богом, минуя посредничество священства и обряда. Обыденная жизнь человека обрела тем самым значение таинства. Такое понимание этики имело далеко идущие последствия для всего человечества. «Религиозность - всегда выход за пределы субъекта в мир объективный, сферу коллективных представлений и деяний, в сферу сакрального» [6, с. 40].
По мнению М. Вебера, которое он обосновывает в самой своей известной работе «Протестантская этика и дух капитализма», развитие капиталистических отношений стало возможно лишь тогда, когда у населения выработалось особенное отношение к практической деятельности. Если рассмотреть список наиболее развитых в экономическом отношении стран, то окажется, что протестантизм в них очень силен. Это США, Германия, Англия, страны северной Европы. Можно привести и обратный пример: страны, чьей традиционной религией является православие, экономически развиты гораздо слабее. Влияют ли особенности преобладающей религии на экономику? Вебер считает, что это, несомненно, так, и данное влияние опосредовано через этику.
Протестантизм оказывает влияние не только на экономику, но и на философию, вспомним только, что основатели немецкой классической философии имели богословское образование и были протестантами, Кьеркегор и Ницше воспитывались в протестантизме, а первая работа Энгельса была посвящена вопросам христианства, да и Маркс вместе со своей семьей принял протестантизм, пусть даже формально, а пиетист Шлейермахер обозначил контуры современной герменевтики. Этот список можно продолжать долго, но если говорить конкретно о влиянии протестантской этики, то следует
Философия и культура в контексте времени
Научный вестник ЮИМ
№2" 2016
упомянуть деятельность семейства Рокфеллеров, на чьи средства были открыты несколько учебных заведений, в дальнейшем сделавших значительный вклад в науку, например, университет Рокфеллера и Чикагский университет. Здание ООН в Нью-Йорке построено на пожертвование семьи Рокфеллеров, которые были баптистами, и их благотворительная деятельность обуславливалась этикой. Можно согласиться с Сидоренко Н.С., что«исконное предназначение религиозных феноменов связано с утверждением определенного порядка вещей, стабильности общества, гармонизации мирового целого» [5, с. 90].
Аналогичные процессы происходили и в 20 веке, например, в Южной Корее. Традиционно буддийская страна после окончания корейской войны испытала мощное влияние протестантских миссионеров. Как показал опрос, в настоящее время в Северной Корее почти 30% населения исповедуют протестантизм, а сама страна совершила небывалый экономический скачек. Интересен факт, что в России успешно действуют корейские миссионеры и ими организовано немало общин.
Россия принимает участие в процессе глобализации, одним из компонентов которого является импорт западной культуры, науки, технологий, религии. В том числе и протестантской этики. Адекватное восприятие и ассимиляция западного влияния требуют анализа и осмысления. Для этого необходимо иметь соответствующий научный инструментарий, вооружиться теорией. Понимание особенностей протестантского вероучения и порожденной им этики является важной ее составляющей.
«Краснодарский край - один из самых пестрых в религиозном отношении регионов. В нем проживают последователи около 23 разнообразных религий» [4, с. 121]. И на Кубани достаточно широко распространен протестантизм поздних форм. Например, из 740 зарегистрированных на 20 апреля 2014 года в Краснодарском крае религиозных организаций 197 представляют различные течения протестантизма. Причем реальное число их не менее 250, потому что многие из них предпочитают оставаться религиозной группой без официальной регистрации во избежание бюрократических формальностей. Поэтому спецификой данной работы будет исследование этики протестантов Кубани и выявление ее особенностей в сравнении с общепротестантской.
Методология любого религиоведческого исследования предполагает анализ теологических и философских аспектов протестантской этики, для чего следует, во-первых, исследовать богословские
и философские предпосылки Реформации, во-вторых, рассмотреть реформаторскую теологию. В третьих, выявить влияние этой теологии на формирование этики и сформулировать ее особенности. В четвертых, рассмотреть философские аспекты и некоторые последствия протестантской этики. А также провести опросы и анкетирования среди протестантов Кубани и осуществить анализ полученных результатов. Но данная тема в мировой литературе в основной ее части разработана достаточно хорошо. Например, М. Вебер, Трёльч и Нибур многие свои работы посветили изучению вопросов влияния протестантизма на культуру и экономику. Также хорошо исследованы все аспекты Реформации, в том числе и этические. Однако в России не уделяется должного внимания исследованию социальных аспектов деятельности отечественных протестантов, эта тема разработана плохо и однобоко, в большинстве случаев через апологетически-обличительную призму православия, что не позволяет составить объективной картины. Как подчеркивают Сидоренко Н.С. и Овдиенко В.И. «сложность религиозной проблематики обусловлена и тем, что существует множество религий, которые достаточно трудно типологизировать. И каждая религиозная система - это динамическое явление и часть сложного культурно-исторического развития человечества. На первый план здесь выходит прояснение основания религии, то есть выявление её сущностных характеристик, предающих ей целостность и определённость» [3, с. 53- 54].
ИСТОЧНИКИ:
1. 1. Сидоренко Н.С. Новые религиозные движения: проблемы и перспективы изучения // Инновационная наука. - 2016. - № 2-5 (14). - С. 161-164.
2. 2. Сидоренко Н.С. Особенности социологического исследования новых религиозных движений // Социально-экономический ежегодник - 2014. Сборник научных трудов. - Краснодар, 2014. -С. 210-216.
3. 3. Сидоренко Н.С. Религиозность как социокультурное явление // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 2.
- С. 53-56.
4. 4. Сидоренко Н.С. Религиозная ситуация в Краснодарском крае на примере НРД // Социально-экономические проблемы развития южного макрорегиона. Сборник научных трудов. - Краснодар, 2014. - С.121-128.
5. 5. Сидоренко Н.С. «Священное» и современная интерпретация религии // Наука 2015: итоги, перспективы. - М., 2016. - С. 88-91.
6. 6. Сидоренко Н.С. Социальные аспекты религиозности: структура и механизмы формирования // Общество: философия, история, культура. - 2015.
- № 6. - С. 37-40.