Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ И ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФАНАТИЗМА И ТЕРПИМОСТИ'

ФИЛОСОФСКИЕ И ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФАНАТИЗМА И ТЕРПИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНАТИЗМ / ТЕРПИМОСТЬ / ФИЛОСОФСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФАНАТИЗМА И ТЕРПИМОСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эргашев У.А.

В данной статье раскрываются понятие фанатизма и терпимости, а также её философские и политические аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND POLITICAL ASPECTS OF FANATISM AND TOLERANCE

This article reveals the concept of fanaticism and tolerance, as well as its philosophical and political aspects.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ И ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФАНАТИЗМА И ТЕРПИМОСТИ»

УДК: 87.3. Х-87

Эргашев У.А. преподаватель кафедра «Общественные науки и спорт» Ферганский политехнический институт Республика Узбекистан, г. Фергана

ФИЛОСОФСКИЕ И ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФАНАТИЗМА И ТЕРПИМОСТИ

В данной статье раскрываются понятие фанатизма и терпимости, а также её философские и политические аспекты.

Ключевые слoвa: фанатизм, терпимость, философские и политические аспекты фанатизма и терпимости.

Ergashev U.A. lecturer

department of social sciences and sports Fergana Polytechnic Institute Fergana, Republic of Uzbekistan

PHILOSOPHICAL AND POLITICAL ASPECTS OF FANATISM AND

TOLERANCE

This article reveals the concept of fanaticism and tolerance, as well as its philosophical and political aspects.

Key words: fanaticism, tolerance, philosophical and political aspects of fanaticism and tolerance.

С первых дней независимости нашей страны особое внимание уделялось воспитанию гармонично развитых личностей в нашей стране. Стоит со всей гордостью говорить о великих результатах наших масштабных реформ в области образования, которые сегодня имеют буквально историческое значение в нашей жизни, что справедливо признает мировое сообщество. На самом деле, в результате таких усилий замечательно, что вся наша молодежь обладает современными знаниями. В процессе воспитания и обучения, среди наших национальных ценностей, серьезное внимание уделяется понятиям фанатизма и терпимости.

Все это послужит духовной основой для взросления по-настоящему совершенных людей.

Термины «фанатизм» и «терпимость» столь часто используются в лексиконе современного человека без точного определения как всем

понятные, что стали неотъемлемой частью жаргона конца ХХ - начала XXI в.

Фанатизм (греч. фауатю^о^, лат. /апаЫзтш от/апаЫеш «исступлённый»-/апыт «священное место; храм») - слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в религиозной, национальной и политической областях; доведённая до радикальности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям. Отсутствие критического восприятия своих убеждений.

Фанатизм как эмоциональное проявление характеризуется чрезмерным рвением, энтузиазмом, одержимостью, слепой верой в правоту своих (чаще всего, экстремальных религиозных или политических) убеждений, в превосходство и исключительность предмета своего обожания и его последователей в «собственном лице».

Согласно определению американского философа Джорджа Сантаяны, «Фанатизм состоит в удвоении усилий, когда забыта цель»; согласно Уинстону Черчиллю, «фанатик - тот, кто не способен изменить своё решение и никогда не сменит тему». Оба эти определения предполагают предъявление крайне строгих требований и нетерпимость к каким-либо отклонениям.

Единая классификация фанатизма отсутствует. В существующих классификациях же используется различный принцип систематизации и каждая из них применяется в зависимости от цели исследования. Фанатизм классифицируется по следующим признакам:

• в зависимости от содержания религиозный фанатизм -рассматривается иногда как наиболее экстремальная форма религиозного фундаментализма; политический, идеологический фанатизм; этнический, национальный, расовый фанатизм - проявления национальной, расовой исключительности в сочетании с неприкрытой ненавистью к представителям другой нации или расы; фанатизм среди спортивных болельщиков;

• в зависимости от степени овладения идеей - жёсткий и мягкий фанатизм;

• в зависимости от степени вовлеченности - массовый и индивидуальный фанатизм;

• по характеру мотиваций;

• по личностной позиции.

Другая область, в которой с большой силой способен проявляться фанатизм, это политика. Наиболее ярким примером политических фанатиков могут служить якобинцы времён Французской революции, которые были скорее политической сектой, нежели политической партией, — по упорному признанию истинности лишь своих мнений, по неуважению к чужим убеждениям, якобы заведомо ложным и преступным.

Обобщая анализ сущности феномена фанатизма, можно определить его как иллюзорно-деструктивный способ социального действия, осуществляемый людьми фанатического склада психики, характеризующийся антигуманными целями, средствами и действиями, направленный на насильственное преобразование социальной действительности в соответствии с утопическими идеалами и уничтожение, порабощение или обращение в свою веру неприемлемых для фанатиков личностей и социальных групп.

В качестве логического антипода и позитивной социальной альтернативы фанатическому состоянию психики чаще всего называется терпимость.

Терпимость - социальный, культурный и религиозный термин, применяемый для описания коллективного и индивидуального поведения, заключающегося в не преследовании тех, чей образ мыслей или действий не совпадает с твоим собственным и вызывает чьё-либо неодобрение. Терпимость подразумевает сознательное решение не делать и не совершать всяческих преследований чуждых. Обычно данный термин применяется к ненасильственному поведению, основанному на достижении консенсуса, и употребляется в связи с проблемами религии политики и морали. Терпимость не требует признания поведения других приемлемым и означает лишь, что люди терпят человека или социальную группу, зачастую как неизбежное зло.

В социологической перспективе понятие терпимости подразумевает, что как нетерпимость, так и конформизм взращивают насилие и социальную нестабильность. Терпимость в связи с этим превратилась в социальный термин для рационального обоснования не общепринятых способов поведения и социального разнообразия.

Конкретно-исторический подход к реализации принципа терпимости в социальной практике показывает нам, что истинная терпимость может быть лишь в гуманистическом обществе, в котором идеологические и социальные различия не носят принципиального характера непримиримого классового конфликта. В конфликтном и фанатогенном обществе может существовать лишь ложная или иллюзорная, фальшивая форма терпимости, при которой формальная терпимость, обеспечиваемая либеральной юридической системой, выступает как прикрытие антигуманной социальной системы и как фарисейская форма проповеди классового смирения и мира со стороныугнетателей по отношению к угнетенным. Эта «терпимость» носит односторонний характер, когда терпимости требуют лишь от одной стороны. Другая же сторона, не

стесняясь маской либеральной терпимости, в нужные моменты жестко подавляет всякие формы сопротивления антигуманному социально-политическому режиму. Поэтому еще раз подчеркнем, что преодолеть фанатизм как одну из форм антигуманистической идеологии

невозможно без действительного гуманистического преобразования современного общества.

Использованные источники:

1. Фанатизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

2. Santayana, George. Life of Reason: Reason in Common Sense. (New York: Charles Scribner's Sons)

3. Ergashev U. A. Relationship with religion in Uzbekistan //Экономика и социум. - 2020. - №. 5-1. - С. 37-39.

4. Тухтаров И., Эргашев У., Умурзаков А. МАФКУРАВИЙ ОМИЛЛАР ВА ЁШЛАР ТАФАККУРИ //Yosh Tadqiqotchi Jurnali. - 2022. - Т. 1. - №. 4. -С. 94-100.

5. А.А.Мадаминов. Влияние СМИ на политическую культуру молодёжи. Вопросы науки и образования. 2018. 7 (19).

https://scholar.google.com/citations?view_op=view_citation&hl=ru&user=_3wa Dc4AAAAJ&citation for view= 3waDc4AAAAJ:HoB7MX3m0LUC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.