ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
УДК 130.2 : 37.036.5
Ф. Фуртай
Философские и культурологические основания современного художественного образования
Статья посвящена проблемам современного художественного образования, в частности, внимание концентрируется на философских и культурологических основаниях этой формы образования. Автор обращает внимание на специфические характеристики актуальной культурной ситуации, которые влияют на художественное образование - мультикультурность и многорелигиозность. В статье рассматриваются предлагаемые автором для верификации получаемых знаний историко-культурологический подход и метод объективного детерминизма. Рассматривается также роль герменевтики и иконологии в процессе понимания искусства как знаковой системы.
The article is devoted to the problems of modern art education, in particular, attention is focused on the philosophical and cultural foundations of this form of education. The author draws attention to the specific characteristics of the current cultural situation that affect art education - multiculturalism and multi-faith spectrum. The article discusses the historical-cultural approach and the method of objective determinism proposed by the author to verify the knowledge gained. The role of hermeneutics and iconology in the process of understanding art as a sign system is also considered.
Ключевые слова: художественное образование, герменевтика, воспитание, искусство, культурология, философия.
Key words: art education, hermeneutics, education, art, cultural studies, philosophy.
В современном мире под «образованием» понимают единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, в течение которого приобретается некая совокупность знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. В широком смысле слова, образование - это процесс формирования ума, характе-
© Фуртай Ф., 2018
ра и физических способностей личности. Поскольку личностный опыт одного члена сообщества не исчезает после его смерти, а накапливается благодаря социальным коммуникациям, такое накопление опыта способствовало формированию культуры как способа функционирования человеческого сообщества [8]. Культура - это опыт не одной особи, а опыт общества в целом. В таком ключе - образование это и есть процесс передачи знаний, накопленных в культуре новым поколениям.
Художественное образование является одним из важнейших звеньев образования вообще. Никто не ставит под сомнение ценность и культурную значимость технического, естественнонаучного или различных форм гуманитарного образования. Однако, в силу непосредственной связи художественного образования с освоением эстетических и особенно этических категорий (причём, как в их конкретно-исторических, так и одновременно, метафизических формах), - именно этот вид образовательной деятельности закладывает основы личностного этоса. Иными словами, художественное образование формирует в человеке те специфические признаки, которые определяют его родовую принадлежность как человеческую. Можно констатировать, что фундаментальная цель образования как социокультурного явления это инкультурация, которая включает не только научение читать и писать на языках, практикуемых культурой, и профессиональную ориентацию, но и религиозное воспитание, вводившее обучающихся в круг этических и эстетических ценностей, присущих данной культуре.
Так как искусство тысячелетиями выполняло роль визуализатора религиозных концептов и образов, и для неграмотных или малограмотных слоёв населения выступало транслятором, облегчавшим усвоение философско-этических положений религиозной доктрины, то религиозное образование и воспитание находилось в тесном контакте с образованием художественным. Сама этимология слова «образование» в русском языке восходит к слову «образ», что напрямую коррелирует с такой формой социальной деятельности как искусство, сущностью которого является создание мира образов. В этой связи, мы согласны с теми исследователями, которые признают сосуществование научного и художественного пути познания мира. Отмечается, что научный путь познания предполагает постижение содержания предмета, результатом которого становятся знания, связанные с пониманием человеком мира, его явлений и закономерностей развития. Говоря о художественном пути познания, имеется в виду проживание или переживание его содержания, результатом которого становится
эмоционально-ценностное отношение человека к миру. В процессе этой формы познания человек накапливает духовный опыт.
В этой связи, вопрос о философских и культурологических основаниях образования вообще и художественного, в частности, представляется ключевым, так как именно эти основания как задают мировоззренческие, ценностные цели образования, так и определяют этико-эстетическое содержание образовательного процесса. Однако если основания системы художественного образования в рамках той или иной культуры прошлого были достаточно очевидны - это религиозное ядро и этно-историческая специфика этой культуры, то в современных цивилизационных условиях эти основания не столь однозначны.
Во-первых, современное художественное образование должно учитывать факт полирелигиозности современного общества, а это означает что в рамках той или иной религиозной системы действуют свои специфические этико-эстетические установки, которые находят отражение в художественной сфере культуры.
Во-вторых, в настоящий период исторического развития нельзя говорить о целостной системе философского знания, которая бы господствовала в обществе. На сегодняшний день философские воззрения, влияющие на художественную культуру общества можно охарактеризовать как постмодернистские, что означает отсутствие цельности и сочетание элементов различных философских систем.
Положение усложняется ещё и фактом поликультурности современного социума, в рамках которой могут сталкиваться и отличные друг от друга представления о содержании и задачах художественного образования. В таких условиях большинство исследователей, занимающихся проблемами художественного образования, предпочитают не касаться его философских оснований и сосредотачивают своё внимание на структуре и социальных функциях художественного образования.
В частности, В. В. Алексеева [1] приводит развёрнутое определение этой формы образования, в которой раскрываются его структура, функции и социальная значимость. Так, художественное образование рассматривается, во-первых, как важное средство развития современных культурных и творческих индустрий; во-вторых, художественное образование - это процесс обучения и воспитания социальных групп, занятых в сфере культуры и искусства, деятельность которых удовлетворяет культурные потребности общества; в-третьих, художественное образование - это процесс освоения совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования образ-
ного мышления; в-четвёртых, художественное образование представляет собой процесс включения индивида в художественную культурную деятельность и развития познавательных творческих позиций и эмоционально-ценностных отношений к искусству, к художественной деятельности. В своей статье В. В. Алексеева отмечает:
«Данные трактовки рассматриваемого понятия объединяет то, что ученые единодушны в том, что художественное образование включает в себя две взаимосвязанные области. С одной стороны, это изучение истории искусства, позволяющей углубиться в сферу общечеловеческого духовного опыта. С другой стороны, это обучение основам художественного ремесла, помогающее приобщиться к творчеству и получить особый эмоциональный опыт» [1, с. 29].
Сложность вычленения философских оснований художественного образования в современном мире объективна, однако нельзя и полностью избегать этого важного вопроса. Нам представляется, что наиболее гибкой и адекватной современному состоянию дел будет позиция, сочетающая историко-культурологический подход и метод объективного детерминизма. Историко-культурологический подход незаменим в процессе изучения мировой художественной культуры, так как он позволяет учитывать специфическую религиозно-философскую обстановку изучаемой эпохи, влиявшей на смыслы, стилевые характеристики и образно-художественный язык современного ей искусства. Искусство как сложная и многозначная система содержит в себе не только метафизические, родовые смыслы, но и является отражением той эпохи и культуры, которая его породила. Изучающий историю художественной культуры постоянно сталкивается с временной дистанцией, которая может искажать истинные смыслы художественного произведения. Именно историко-
культурологический подход, в своё время, способствовал формированию герменевтики [2], в рамках которой была выработана теория интерпретаций, позволившая понимать смыслы, стоявшие за внешними художественными формами [3].
Почти одновременно с герменевтикой возникла вспомогательная искусствоведческая дисциплина - иконология, в недрах которой, собственно и сформировался историко-культурологический подход. У истоков этой науки стояли великие историки искусства - Э. Маль (E. Male), Э. Панофский (E. Panofsky), П. Франкль (P. Frankle). Ико-нологические исследования, с одной стороны, позволяет воссоздать социокультурный фон эпохи - от мировоззрения до художественных практик, а с другой стороны, позволяют уяснить истинный масштаб произведения - входило ли оно в мейнстрим эпохи, либо это было ретроградным явлением или, наоборот, новаторским произведением.
Кроме того, иконология, прослеживая связи образно-стилистических особенностей произведений искусства с эстетическими и этическими идеалами эпохи, позволяет понять почему развитие художественной культуры происходит не спонтанно по всем направлениям, а исключительно в рамках задач, стоящих перед данной культурой или эпохой.
Если историко-культурологический подход позволяет осваивать всё разнообразие художественных форм, определяемых спецификой культур и эпох, то метод объективного детерминизма позволяет, оставаясь в рамках светского, секулярного мировоззрения, выявить и объяснить причины общих для всех эпох и культур объективных закономерностей развития художественных форм. В частности, метод объективного детерминизма позволяет проследить динамику возникновения, расцвета и угасания стилей, выстроить общую для мирового художественного процесса антропологическую парадигму (концепция «автор-герой»), проследить эволюцию освоения в искусстве эстетических категорий.
Однако кроме вышеизложенных рассуждений, относящихся к сфере, по-существу, верификации художественного образования, перед нами встаёт и другой не менее важный вопрос: о цели и социальной значимости этого образования. Невозможно не согласиться с рядом исследователей [4; 5; 6; 7], которые утверждают, что успешность человеческой деятельности возможна только тогда, когда личность имеет возможность развиваться художественно. Именно в процессе художественного образования формируется духовная культура человека, начинают развиваться его творческие способности, креативность, творческий потенциал. Художественное образование направлено на становление культуры восприятия окружающего мира и себя в этом мире, помогает человеку самосовершенствоваться и саморазвиваться, учит воспринимать мир во всем его многообразии и многоцветии. Художественное образование имеет большое воспитательное значение, а языки и методы искусства помогают в освоении огромного пласта информации, усиливая эмоциональную насыщенность ее содержания. Беря за основу положение о том, что задачи и функции образования и искусства похожи, можно утверждать, что объединение этих сфер культурной деятельности человека позволит усилить и образование, и искусство.
Соглашаясь и с большой воспитательной значимостью художественного образования, и с его влиянием на рост креативности личности, и с усилением эмоциональной насыщенности восприятия мира для получившего данное образование - всё же поставим вопрос большой социальной значимости: а кого мы хотим воспитать, на каких философских основаниях, на каком мировоззрении?
Необходимо понимать, что искусство, если и воспитывает, то процесс этого воспитания не прямой, а весьма сложный и подчас противоречивый. Особенности бытования искусства в культуре не дают ему возможности воспроизводить философский (мировоззренческий) дискурс непосредственно, однако своеобразие художественного языка таково, что оно способно широко транслировать ментальности и поведенческие нормы, т. е. побуждать на практике осуществлять смыслы того или иного философского (идеологического) учения, нашедшего воплощение в художественном произведении, выводя художественный образ в сферу социального действия.
Трансляция смыслов через художественные образы может основываться на любой философско-идеологической платформе (вплоть до видео пропаганды экстремизма). В этом смысле вопрос о философских, мировоззренческих, идеологических основаниях нашего художественного воспитания совсем не праздный. Нам представляется, что было бы разумно обратиться к некоторым аспектам советской системы воспитания, а именно, её патриотизму, интернационализму, гуманистической и общественной направленности.
Список литературы
1. Алексеева В. В. Эстетическое и художественное воспитание (проблемы современного образования) // Художественное образование и наука. - 2016. -№ 2 (7). - С. 26-32.
2. Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе. - М.: «Ка-нон+» РООИ «Реабилитация», 2011.
3. Григорьев Б. В. Герменевтика и теория интерпретации. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2002.
4. Олесина Е. П. Совершенствование эстетического сознания личности в процессе освоения художественной культуры. - М.: ФГНУ «ИХОиК РАО», 2010.
5. Олесина Е. П. Освоение художественной культуры детьми и молодежью: теория и практика. - М.: ФГНУ «ИХОиК РАО», 2015.
6. Сальдаева О. В. Художественное образование студента (целостная педагогическая система). - М.: Дом педагогики, 2008.
7. Сальдаева О. В. Развитие художественной культуры личности студента (региональный аспект). - Оренбург: ГУ «РЦРО», 2007.
8. Трофимова Е. А. Культурология как дисциплинарная загадка: материалы круглого стола (окончание) / Шор Ю. М., Мосолова Л. М., Романов К. В., Трофимова Е. А., Агошков А. В. // Вопросы культурологии. - 2011. - № 3. - С. 110-123.
Статья поступила: 28.09.2018. Принята к печати: 31.10.2018