эксперимента, и отвечали: «зайчики», «зайчата». При подборе синонимов и антонимов ошибки у детей наблюдались, но их было несколько меньше, чем при проведении констатирующего эксперимента.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости продолжения работы по формированию словарного запаса, в частности навыков словообразования и подбора синонимов и антонимов.
Заключение. Подводя итог, можно сделать вывод об эффективности использования разработанного комплекса занятий, все дети, участвующие в исследовании повысили уровень развития словарного запаса. Анализ проведенной работы показал, что при целенаправленной коррекционно-развивающей работе над лексическим строем речи с использование средств художественной литературы дети дошкольного возраста с ОНР могут овладеть более высоким уровнем развития активного словарного запаса и достичь возрастных норм.
Список литературы:
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: Астрель, 2007. - 331 с.
2. Баскакина, И. В. День рождения. Логопедические игры / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. -М.: Айрис-пресс, 2015. — 32 с.
3. Баскакина, И. В. Жужжал очка и Шипел очка. Логопедические игры / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. -М.: Айрис-пресс, 2015. — 32 с.
4. Волкова, Л. С. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. Высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской - 3-е изд., - М.: изд.центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
5. Комарова, Л. А. Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. - М.: Изд. ГНОМ и Д, 2008. — 32. Комарова, Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. - М.: Изд. ГНОМ и Д, 2007. - 32 с.
6. Косинова, Е. М. лексическая тетрадь № 2 для занятий с дошкольниками: Транспорт, профессии, мир растений. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 32 с.
7. Нищева, Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7). - СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 560 с.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
УДК 37.01
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ОДАРЕННОСТЬ» И РАЗВИТИЕ «ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
МихалеваЕ. С., 2016
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет», аспирант, Оренбург
Аннотация: в статье рассматривается одаренность в философском контексте. Раскрываются исходные позиции взаимовлияния различных концепций, определяющих понятие «одаренность» на проблему развития потенциала одаренных детей в научной литературе. Одаренные дети употребляется как синоним понятиям, «вундыркинды», «гений» и «талантливые». Исследование проблемы одаренности условно можно разделить на два временных периода: досхоластический и постсхоластический. Развитие потенциала одаренных детей является следствием взаимодействия внутренних (личностных) характеристик и факторов социального окружения в определенный фиксированный момент времени, в направлении выдающихся достижений (интеллектуальные, творческие, психомоторные и практические способности, музыкальность, социальная компетентность).
Ключевые слова: «одаренность», «одаренные дети», «потенциал».
В связи с перестройкой структуры современной образовательной системы актуализируется потребность построения содержания образования, способствующего реализации потребностей и интересов одаренных детей, их способностей и возможностей повышения мотивации обучения. Обратимся к опыту зарубежных исследователей, рассматривавшие различные подходы к проблематике одаренности.
Одаренность можно рассматривать как качество психики, которое имеет свойство развиваться в течение жизни. Она позволяет определить личностью по сравнению с другими людьми ее возможности, достижения высоких и незаурядных результатов в определенном виде деятельности.
Проблема одаренности рассматривается в контексте частной проблемы индивидуальных различий, степени развития способностей индивидов. Многие философы именно в таком контексте рассматривают одаренность (гениальность, талант). Необходимо отметить, что долгое время понятия «одаренность», «гениальность» и «талантливость» считались синонимичными. В философии исследование проблемы одаренности охватывают значительный временной период. Античные философы придерживались идеи о свободе воли человека, о его свободе развивать свои способности до идеала. В Средние века одаренность рассматривалась как врожденное качество, дарованное Богом. Эпоху Возрождения к феномену гениальности относят с интересом к проблеме творчества. Итак, исследование проблемы одаренности можно разделить на два временных периода: досхоластический и постсхоластический.
Сегодня ситуация изменилась. Понятие «одаренность» - это выдающиеся свойства личности, являющиеся действительными предпосылками, которые ведут к будущей зрелой одаренности. Значительная особенность одаренности в современном понимании принимается не как статическая характеристика, а как динамическая, включающая фактор среды одинаково с факторами, которые характеризуют потенциал личности [1].
Проблема исследования одаренности имеет давнюю историю:
1) в античной философии зародились понятия «одаренный», «гений» и «талант» и употреблялись как синонимы:
— талант - это «божий дар», который невозможно развить, а выдающийся человек (гений) послан на землю, для того, чтобы преодолеть обыденные представления и силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию (Платон, Посидоний, Сенека, Плотин). Человек, который обладает истинным знанием, по Платону, является гениальным, а критерием проявления его способностей и показателей выступает вдохновение. Проявлялось одаренность посредством творчества, данной причиной которой являлась вдохновение, сообщаемый художнику высшими божественными силами;
— идея о свободе воли человека, о его свободе развивать свои способности до идеала (Гераклит, Эпикур, Аристотель). Идеал - это мудрец, идеальный человек, максимально близко стоящий к божествам или даже сам становящийся божеством, обладающий абсолютным знанием и абсолютной волей.
2) понятием «одаренность» в средние века (VI - XIII века) обозначались врожденные способности, дарованные Богом и развивающиеся до высокого уровня. Высшей степенью творческой одаренности является гений, проявляющийся как оригинальная способность понимания (интуиции) и соединения различных элементов таких как фантазия и творческое формирование изображения. Гений (по Конту) - способность создавать то, к чему нет определенных правил. На исключительном превосходстве высших, присущих центров, функциями одному человеку - мысль и воля -основывается гениальность. Данные способности возвышают человека над прочим животным миром, а высшее исключительное их развитие - гений;
3) «гений» (от латин. genius «дух») - мифологическая фигура в эпоху Возрождения (начало XIV - конец XVI веков). Гений соединяет в себе божественное (бессмертное) и смертное (человеческое). Одаренный или гениальный ребенок являете высшей степенью развития своих способностей. Проблема одаренности впервые получила философско-психологическое осмысление в исследовании испанского врача Хуане Уарте, где главной задачей он видел изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора;
4) философы и ученые Джон Локк, Фрэнсис Хатчесон, Клод Гельвеций, Дени Дидро в эпоху Просвещения усомнились в том, что гениальность имеет божественное происхождение. По их мнению, все люди рождаются с одинаковыми способностями, и только жизненные обстоятельства делают всех разными. В концепции Дж. Локка «tabula rasa» (чистая доска) анализируется, что все идеи приходят от ощущения или рефлексии, а ум представлен как белая бумага без всяких знаков и идей, где из опыта получает человек весь материал рассуждения и знания.
Одаренность, до середины XX века, определяли исключительно по специальным тестам интеллекта (intellegens qutient, сокращенно IQ). «Коэффициент интеллекта» (IQ) - это не то же, что «природный ум». Анализ тестовых заданий, использующихся традиционно в тестах интеллекта показал, что практически все эти задания активизируют и выявляют лишь один вид мышления -логический (конвергентный). А в науке, искусстве, практической сфере для достижения успехов необходимо не только умение выявлять закономерности, следовать заданному алгоритму, но и нестандартно мыслить, умение находить новые проблемы и оригинальные решения этих проблем. Одним из первых кто обнаружил несоответствие, был американский психолог Е.П. Торранс. Дети с высокий коэффициент интеллекта и отличной успеваемостью в образовательных учреждениях не всегда успешны в творческой деятельности. Учебная успешность и высокий интеллект могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Он одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей, то есть тесты креативности. Для реализации потенциала личности необходимо сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления), выявляемого по тестам интеллекта и творческого мышления.
К числу известнейших концепций одаренности (интеллектуальной и творческой) является теория Г. Гарднера «множественность видов интеллекта».
Исследователь выделяет семь видов интеллекта. Первый - это лингвистический интеллект, его способности проявляются в использовании язык, чтобы создавать, стимулировать поиск, передавать информацию. Примером являются профессии писателя, поэта, редактор, журналиста и др. К следующему виду интеллекта он отнес музыкальный. Способностями музыкального интеллекта является исполнение, сочинение музыки. К этому виду он приводит следующие примеры профессий -музыкальный исполнитель, композитор. Способности экспериментировать, исследовать категории, структуры и взаимоотношения путем манипулирования символами, знаками или объектами Г. Гарднер объединяет в логико-математический интеллект (математик, ученый). Пространственный интеллект -способности воспринимать объект, возможность манипулировать им в уме, представлять, создавать и воспринимать зрительные или пространственные композиции. Такие профессии как архитектор, инженер, хирург являются примером этого вида интеллекта. Способности, проявляющиеся с использование двигательных навыков в искусстве, спорте, в ручном труде относятся к телесно-кинестетическому интеллекту. Это спортсмен, танцоры, механик. Заключительный рассматривается ученым интерличностный и интраличностный интеллект, который являются составной частью личностного интеллекта. Интерличностный интеллект - это способность замечать и понимать потребности других людей, предвидеть поведение в различных ситуациях, управлять их настроением. К такому виду интеллекта относится педагог, психотерапевт, политический лидер. А способность анализировать, управлять своими чувствами и использовать эту информацию в своей деятельности относится к интраличностному интеллекту (например, писатель).
Одной из наиболее известных теорий одаренности представлена американским ученым в концепции человеческого потенциала Дж. Рензулли, разработанная американским ученым, где одаренность — это сочетание основных трех характеристик [8]:
- интеллектуальные способности (выше среднего уровня);
- настойчивость (ориентированная на задачу; мотивация);
- креативность.
В данной теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда, где контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. К категории одаренных детей относят тех, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров.
Таким образом, исследование проблемы одаренности охватывают значительный временной период, который можно разделить на досхоластический и постсхоластический.
Досхоластический период характеризуется двумя течениями. Представители первого течения (Демокрит, Платон, Посидоний, Сенека) придерживаются идеи предопределенности развития человека, существования судьбы, некой силы, которая детерминирует любые человеческие проявления. Второе направление досхоластического периода развития проблемы одаренности придерживалось идеи о свободе воли человека развитии своих способностей до идеала (Аристотель, Ибн Габирол, Гераклит, Эпикур). Идеалом для всех философов является мудрец, идеальный человек, близко стоящий к божествам или даже сам становящийся божеством. Такой человек обладает абсолютным знанием и абсолютной волей.
В постсхоластический период слово «гений», появившееся в античности, в середине века исчезает из употребления и заменяется выражением «дар Божий», «люди, одаренные Богом». Примерно в это время появилось понятие одаренности (это врожденные, дарованные Богом способности, развивающиеся до высокого уровня) и гений, как высшая степень понятия одаренность (оригинальная способность понимания (интуиции), соединения различных элементов (фантазии, творческого формирования изображения).
В рамках подходов зарубежных исследователей одаренность является сложным многоуровневым психологическим образованием, представляющая взаимодействие внутренних (личностных) характеристик и факторов социального окружения в определенный фиксированный момент времени. Развитие потенциала одаренных детей является следствием этого взаимодействия в направлении выдающихся достижений (интеллектуальные, творческие, психомоторные и практические способности, музыкальность, социальная компетентность).
Список литературы:
1. Бабаева, Ю.Д., Лейтес, Н.С., Марютина, Т.М., Психология одаренности детей и подростков / под ред. Лейтеса Н.С. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.
2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка: Толково-образоват. - М., 2000. - Т. 1: А-
О.
3. Ильясов Д.Ф., Андреева Н.Ю. Особенности развития одаренности учащихся: электронный путеводитель / Д.Ф. Ильясов, Н.Ю. Андреева // Современные проблемы науки и образования, 2012. - № 3. URL: http://www.science-education.ru/103-6277
4. Лялюга В.В. Лекции и практикум по психологии / В.В. Лялюга // Научно-теоретическая конференция «Проблемы одарённости учащихся». - 2008. URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-and-reports-on-psychology/667-scientific-theoretical-conference-problems-of-gifted-students
5. Матюшкин A.M. Одарённые и талантливые дети / A.M. Матюшкин. // Вопросы психологии. - 1988. - №4.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн, А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. - Питер, 2000. - 712 с.
7. Рындак В.Г. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия / под общ. ред. В.Г. Рындак. - Екатеринбург, 2003. - 394 с.
8. Рензулли Дж. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей / Дж. Резнули // Основные современные концепции творчества и одаренности. - М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 214-241.