Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ'

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
космическое образование / система подготовки / space education / training system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Барсукова, С.Ю. Пискорская

В статье рассматривается роль знаний в современном мире, выявлены проблемы в области подготовки специалистов космической отрасли. Показано, что основным вектором развития современного университета становится ориентация на инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ASPECTS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE SPACE INDUSTRY

The article examines the role of knowledge in the modern world, identifies problems in the field of training specialists in the space industry. It is shown that the main vector of development of a modern university is the focus on innovation.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ»

Секция

«ФИЛОСОФИЯ КОСМОСА И КОСМОНАВТИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ДВАДЦАТЬ ПЕРВОМ ВЕКЕ»

УДК 378.14

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

А.В. Барсукова, С. Ю. Пискорская

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail:yablochnayamr@gmail.com

В статье рассматривается роль знаний в современном мире, выявлены проблемы в области подготовки специалистов космической отрасли. Показано, что основным вектором развития современного университета становится ориентация на инновации.

Ключевые слова: космическое образование, система подготовки

PHILOSOPHICAL ASPECTS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE SPACE INDUSTRY

A.V. Barsukova, S.Yu. Piskorskaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: yablochnayamr@gmail.com

The article examines the role of knowledge in the modern world, identifies problems in the field of training specialists in the space industry. It is shown that the main vector of development of a modern university is the focus on innovation.

Keywords: space education, training system

Новая роль знаний в современном мире демонстрирует высочайшую роль высшего образования, основными функциями которого выступают генерирование, распространение и применение знаний, формирование интеллектуального потенциала нации [1]. Неслучайно сегодня перед российским образованием поставлена задача повышения качества образования, которое сможет выступать реальной основой создания конкурентоспособного человеческого потенциала и профессионального роста специалистов [2].

Важная часть противоречивой социальной и технической реальности - сфера космической деятельности. Она представляет собой совокупность новейших достижений, занимает лидирующие позиции в области научно-технического прогресса, оказывает мощное воздействие на человека, общество и природу и в значительной мере определяет настоящее и будущее России и мирового сообщества. Космическая деятельность осуществляется с применением техники и технологий, непосредственно связанная с исследованием и использованием аэрокосмического пространства.

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в двадцать первом веке»

Анализ подготовки специалистов космической отрасли в социально-философском аспекте приводит к осознанию того, что философские науки существенно отстают в создании теоретико-методологической базы, а также отсутствие привязки образовательных программ к реальным секторам экономики превышают меру устойчивости организации образования и вызывают необходимость системной модернизации его базовых процессов, включающих университетское образование, науку и инновации.

В настоящее время в космической отрасли существует противоречие между рассмотрением общетеоретических и конкретных вопросов, связанных с тем, что исследования в большинстве случаев имеют исключительно теоретический характер.

Так, в ходе реализации Программы развития на период 2016-2020 гг. СибГУ им. М.Ф. Решетнева столкнулся с рядом объективных проблем:

- недостаток сильных научно-исследовательских групп, ориентированных на мировую исследовательскую повестку;

- низкая вовлеченность университета в программы стратегического развития индустриальных предприятий;

- нарастающая миграция талантливых студентов в столичные университеты, сохраняющийся вектор с востока на запад;

- консервативная образовательная среда, слабо реагирующая на динамичные изменения внешнего окружения и современные тренды в системе высшего образования, в том числе, в части изменения содержания, форм и методов реализуемых образовательных программ;

-устаревающая инфраструктура, совокупность которой была сформирована в разные эпохи и для различного назначения, часто уже не актуального в настоящее время [3].

При этом, основным вектором развития современного университета становится его ориентация на инновации, а также преобразование в научно-исследовательский центр, приспособленный к стремительно изменяющимся условиям развития всемирной экономики, к внедрению инновационных технологий и обеспечению их кадрами.

В космической отрасли формируются неповторимые технические системы, применяются прогрессивные достижения науки, реализуются прорывные технологии. Перед техническими университетами поставлена задача перехода к подготовке экспертов нового поколения, способных создавать конкурентоспособную продукцию на основе моделирования, оптимизации, а также уменьшения сроков создания изделий космической техники. Для этих целей необходимо существенно преобразовать систему подготовки дипломированных специалистов аэрокосмической отрасли.

При этом главной целью инновационного образования выступает подготовка человека к самореализации в постоянно меняющемся мире. Содержание такого образования состоит в ориентации учебного процесса на развитие личных возможностей человека, на формирование гуманитарной культуры как условия трансформации образования [4]. Инновационное образование формирует способность к коммуникации, умение адаптироваться к постоянно меняющейся реальности, работать на опережение, самостоятельно планируя и внедряя новые трансформации. Инновационное образование выступает определенным стратегическим фактором, обеспечивающим интеллектуальный потенциал нации. Таким образом, для успешной организации обучения специалистов космической отрасли необходимо выявить социально-философские аспекты инновационного образования и разработать теоретико-методологическую базу такой подготовки.

Библиографические ссылки

1. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы : доклад Всемирного банка. - М. : Весь мир, 2003. - 232 с.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

2. Пискорская С.Ю. Стратегические проекты в образовании: социально-философский анализ // Профессиональное образование в современном мире. 2019.Том 9 № 1, с. 2388-2397

3. Программа развития Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева на 2021-2025гг. [Электронный ресурс]. URL:https://www.sibsau.ru/page/programme-2025/ (дата обращения: 12.04.2021).

4. Пискорская С.Ю. Философия инновационного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2018. № 3, с.2024-2031.

© Барсукова А.В., Пискорская С.Ю., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.