Научная статья на тему 'Философские аспекты межпоколенческих конфликтов'

Философские аспекты межпоколенческих конфликтов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
320
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поколение / социетальные ценности / межпоколенческий конфликт / межгенерационные отношения / базовая теория поколений / социализационное воздействие / социализационная норма / покоління / соцієтальні цінності / міжгенераційний конфлікт / міжгенераційні стосунки / базова теорія поколінь / социалізаційне воздействие / социализаційна норма

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попова Е. В.

Рассматривается проблема межгенерационных отношений в современном украинском обществе. Указывается, что основной причиной конфликтов между представителями различных поколений является социокультурный раскол, проявляющийся в различии ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Філософські аспекти міжгенераційних конфліктів

Розглядається проблема межгенераційних стосунків в сучасному українському суспільстві. Вказується, що головною причиною конфліктів між представниками різних поколінь є соціокультурний розкол, що має свій прояв у відмінності ціннісних орієнтацій.

Текст научной работы на тему «Философские аспекты межпоколенческих конфликтов»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (65). 2012. № 1-2. С. 303-309.

УДК 13:82.01

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Попова Е. В.

Рассматривается проблема межгенерационных отношений в современном украинском обществе. Указывается, что основной причиной конфликтов между представителями различных поколений является социокультурный раскол, проявляющийся в различии ценностных ориентаций.

Ключевые слова: поколение, социетальные ценности, межпоколенческий конфликт, межгенерационные отношения, базовая теория поколений, социализационное воздействие, социализационная норма.

Объектом исследования выступает проблема межпоколенческих конфликтов. Целью статьи является выявление специфики межпоколенческих конфликтов в контексте сложившихся в трансформирующемся украинском обществе межгенерационных отношений.

В основе нормального процесса социального воспроизводства лежат отлаженные и гармоничные отношения между поколениями. Характер межгенерационных отношений накладывает свой отпечаток на решение обществом проблем сохранения социокультурной преемственности, трансляции базовых социетальных ценностей, поддержания социальной интеграции. Вся эта проблематика обладает острой актуальностью применительно к современному украинскому обществу, в первую очередь потому, что социокультурный раскол, наличие культурного зазора между поколениями исторически воспроизводится в Украине на протяжении длительного времени. В определенном смысле перманентно воспроизводящийся раскол составляет специфику украинского общества, является источником его нестабильности на протяжении столетия. Межгенерационная интеграция, нормальная реализация социокультурной преемственности поколений является условием единства общества, его стабильности и жизнеспособности, тогда как проявления социокультурного раскола в межгенерационных отношениях могут с полным основанием рассматриваться как значимый фактор социального риска. Несмотря на то, что в постперестроечной отечественной науке уже успешно исследовались истоки и тенденции социокультурного раскола, эта проблема остается мало исследованной в ее более частных срезах, в том числе и в связи с межгенерационными отношениями.

Переходное состояние общества способствует росту взаимного непонимания между поколениями, воспитанными в совершенно непохожих социальных условиях, в разных идеологических пространствах. Это проявляется, в частности, в

различии ценностных, социальных, политических ориентаций, социального поведения и мировоззрения молодежи и старших поколений. Все это ставит под угрозу ощущение индивидами общества как целостности, объединяющей разнонаправленные личные и групповые интересы, и может привести к развитию аномии и окончательному разрушению социетального единства. Деструктивные тенденции в развитии современного украинского общества во многом связаны с деформациями, возникшими в процессе социализации молодого поколения, которая протекает ускоренными темпами, в условиях возросшего социального риска. Нарушено нормальное функционирование социальных механизмов передачи ценностей. Совокупностью этих факторов и обусловлена, в конечном счете, актуальность обращения к исследованию проблем поколенческих конфликтов.

Современная, так называемая, базовая теория поколений была создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом [4]. Они одновременно и независимо друг от друга решили подробно изучить такое понятие как «поколение». Их внимание привлек известный «конфликт поколений», который не связан с возрастными противоречиями. Если бы было иначе, люди, достигая определенного возраста, приобретали возрастные ценности, характерные этому периоду. Но этого не происходит, дети, достигая возраста своих родителей, не становятся точно такими же, как они. Основой теории стали ценности представителей разных поколений. Ценности формируются общественными событиями и семейным воспитанием. Формирование ценностей происходит до 1214 лет. Ребенок не оценивает события с позиции «это хорошо или плохо», «правильно или неправильно». Он просто умеет жить в этих условиях. Глубинные ценности являются подсознательными, большинство из них незаметны, но в дальнейшем поколения живут и действуют под их влиянием.

Таким образом, поколение, согласно Н. Хоуву и В.Штраусу, - это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Эти ценности во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты и строим команды, как развиваемся, что и как покупаем, что нас мотивирует, как ставим цели и управляем людьми.

На основе их концепции обычно выделяют шесть следующих поколений:

Поколение Победителей (Строителей) - Governement Issue (1900-1923 годы рождения)

Молчаливое поколение - Silent Generation (1923-1943 г.р.)

Поколение Беби-Бумеров - Baby-Boomers (1943-1963 г.р.)

Поколение X - Generation X (1963-1984 г.р.)

Поколение Милениум или Y - Millenium / Generation Y (1984-2000 г.р.)

Поколение Z - Generation Z (с 2000 г.р.).

Поколения сменяют друг друга примерно каждые 20 лет. Однако понятно, что смена поколений не проходит вместе с наступлением 1 января. Люди, которые родились в период перехода, т.е. плюс-минус 3-4 года от даты появления поколений - относятся к так называемому «Пограничному» или «Эхо-поколению».

Каждые четыре поколения составляют цикл. Длительность одного цикла -примерно 80-90 лет. Затем начинается повторение: пятая генерация обладает ценностями, схожими с первой. Соответственно, представители Y похожи на Победителей, Строителей.

Теорию поколений Н. Хоува и В.Штрауса после США прошла проверку и адаптацию в ЮАР, потом в странах «азиатских тигров», а затем в Европе и России. Ценности поколений оказались во всех странах во многом подобными, при наличии определенных смещений, в основном касающихся первой половины XX века. В условиях глобализации ценности становятся все более похожими, хотя в каждой стране и регионе есть свои особенности. Дело в том, что есть ключевые события и явления в мире (появление Интернета, распространение мобильной связи), общие для разных стран. Смена поколений проходит практически в одном режиме по всему миру.

Концепция Н. Хоува и В.Штрауса была адаптирована к российским (и в целом, к постсоветским, т.е. и украинским реалиям) социологами Ю. А. Левадой, В. М. Воронковым, В. Я. Ддовым и находит свое широкое применение в социологических, маркетинговых и культурологических исследованиях.

Например, известный российский социолог Ю. А. Левада представил поколенческий ряд XX века шестью когортами, сформированными в особо значимые, переломные для советской истории моменты:

1905-1930 - революционный перелом (соответствует, в основном поколению

GI)

1930-1941 - «сталинская» мобилизационная система (соответствует, в основном поколению «молчаливых»)

1941-1953 - военный и послевоенный период (советское поколение «Беби-Бумеров-1»)

1953-1964 - «оттепель» (советское поколение «Беби-Бумеров-2»)

1964-1985 - «застой» (Поколение X)

1985-1999 - «перестройка» (Поколение Y) [1, с. 41 - 44.]

Предложенная схема довольно условна, она лишь хорошо отображает особенности советской и постсоветской истории. Однако в своем исследовании Левада опирается на ключевые установки значимых групп, а целью нашего исследования является поиск поколенческих особенностей населения в целом. Остановимся более подробно на отличительных особенностях и основных ценностях каждого из упомянутых поколений, с учетом украинской специфики.

«Молчаливое поколение» (silent generation) - люди, родившиеся до 40-х гг. XX века включительно, то есть те, кому сейчас 70-90 лет. Представители данного поколения выросли в строгих рамках, они по натуре скорее исполнители, чем руководители. Это представители рабочих династий, они уважают традиции и преемственность, поступательность развития страны. Ценности этих людей сформировались до 1953 года, основные события, сформировавшие ценности: сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков. Основными ценностями «молчаливого поколения»

являются преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.

Поколение «бэби-бумер» (baby boomers) - люди, родившиеся в 40-50-е гг. XX века. «Бумеров» назвали «в честь» бума рождаемости, который наблюдался в послевоенные годы как в Украине, так и в других странах, участвовавших во Второй Мировой войне. Среди базовых ценностей этого поколения можно выделить оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время - и коллективизм, и командный дух, и культ молодости.

«Поколение X» («поколение Перестройки», «потерянное поколение») - люди, родившиеся в 1963-1982 годы; период их активной реализации приходится на 19802000 гг. Это поколение называют «потерянным» оттого, что оно было предоставлено самому себе в выборе жизненного пути. Ценности родителей молодое поколение отвергло, но сформировать свои собственные не успело. Социологические исследования, проведенные еще в 70-90-е гг. XX века («Пути поколений») показали, что в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века в обществе наступил кризис представлений о справедливости. Основными ценностями для «поколения X» являются изменения, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов. Многие эксперты называют «поколение X» «детьми с ключами на шее». Они росли в семьях, где родители работали много и долго. Поэтому самостоятельность - то качество, которое заложено в них с детства. Некоторые исследователи утверждают, что это поколение явилось началом той эпохи, когда во главу угла ставится оригинальная идея и умение мыслить нестандартно.

«Поколение Y» («игреки», «миллениумы», «поколение надежд») - в широком смысле, люди, родившиеся в период с 1977 по 2002 годы. «Поколение Y» - самое технологичное поколение. Почти все представители данного поколения - опытные пользователи глобальной компьютерной сети Интернет, у 97% представителей «поколения Y» есть персональный компьютер, 76% используют для общения системы обмена мгновенными сообщениями (ICQ и др.), 15% - почти круглосуточно находятся онлайн. Подавляющее большинство этих людей коммуникабельны и всегда в курсе последних событий в различных сферах. «Поколение надежд» - поколение очень деятельное, которому необходимы конкретные достижения. В то же время «игреки» нетерпеливы, они почти не умеют ждать, результаты своей деятельности хотят видеть как можно скорее. Данное поколение отличается скептичностью. Представители данного поколения достаточно рациональны, они слепо не отвергают ценности предыдущих поколений, а используют их в своих целях. Проблема управления «поколением Y» вытекает как раз из их технологичности. Они посредственные коммуникаторы - общение реальное заменяется Интернет общением. Как результат - неразвитые навыки коммуницирования и ораторского искусства. Основным направлением трансформации социализации молодежи в условиях становления глобальных систем коммуникации можно назвать увеличение числа источников социализационной

нормы. Нельзя исключать также изменение структуры социализационного воздействия по составу и значимости институтов и агентов социализации. Дополнительно появляются зоны высокой степени независимости молодежи от социализационного воздействия агентов социализации из его ближайшего социального окружения; нарастает интерактивность в процессе социализации молодежи.

Последнее (на сегодняшний день) в классификации ученых поколение - это «поколение Ъу> , к которому относятся люди, рожденные в период с начала 2000-х гг. по конец 2010-х гг. Однако, говорить об определенных чертах этого «поколения будущего» сложно, поскольку социализация большинства из них еще не завершилась.

История свидетельствует о существовании проблемы борьбы за власть между старыми и молодыми, принадлежащими к господствующему классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. Так в традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменяемы способы взаимосвязи поколений и передачи опыта. Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется «образ» каждого поколения.

Научный интерес к проблеме конфликта поколений возник в западной философии второй половины XX столетия и был обусловлен массовыми студенческими волнениями и молодежными эпатажными движениями, а также стремлением противопоставить теории конфликта, кризиса, «разрыва» поколений марксистскому учению о классовой борьбе. Главным теоретиком конфликта поколений считают Г. Маркузе, который в работе «Очерки об освобождении» (1969) [2] определял конфликт поколений как естественный закон, коренящийся в антропологической структуре человеческих потребностей и оказывающий революционное воздействие на общество.

В настоящее время проблема конфликта поколений представлена во многих научных и публицистических изданиях. Например, характеризуя «трансформирующееся современное постсоветское общество», современный российский исследователь И. М. Ильинский утверждает, что в нем «налицо не конфликт, а разрыв поколений, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы иного экономического, общественно-политического строя». И. М. Ильинский объясняет «разрыв поколений» тем, что «поколение отцов» оказалось в положении, когда материальное и духовное наследие, которое оно по законам преемственности развития должно и обязано передать своим преемникам, практически отвергнуто. Социальные ценности, которыми жили прежние советские поколения, «в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили свой смысл и практическое значение и в силу этого не могут быть унаследованы «детьми», поскольку не

пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни» [3]. Верно отмечая проявление данной тенденции, на наш взгляд, И. М. Ильинский ее гиперболизирует, отрицая, таким образом, ценность всего материального и духовного отечественного наследия.

Конфликт поколений следует понимать как вид социального конфликта, детерминируемый объективными условиями и субъективными факторами межличностного, группового и институционального взаимодействия представителей разных поколений. Причинами конфликтов поколений, как правило, выступают противоположности поколенческих потребностей, интересов, ориентаций, целей и идеалов. Конфликт поколений может протекать латентно, как скрытая социальная напряженность, или происходить открыто, как столкновение мнений, представлений, взглядов, идей. Наиболее экспрессивное и агрессивное противостояние поколений происходит на макроуровне по проблемам идеологии. На микроуровне столкновение поколений сглаживается семейными традициями и вызвано различиями в отношениях к нравственным и субкультурным ценностям. Негативное влияние на межпоколенческие конфликты оказывают такие социальные явления, как социальное неравенство и социальная несправедливость, конкуренция и безработица, этнические, сословные и религиозные разногласия.

Межпоколенческие конфликты порождаются, как правило, психофизиологическими различиями поколений, их разными социально-экономическими интересами и условиями жизни, противоположностью идейно-политических взглядов, принадлежностью к разным социальным слоям и субкультурам. Конфликты чаще возникают и более интенсивно протекают между поколениями переходного возраста (молодежь - взрослые) и поколениями переходного исторического периода (поколение периода застоя - поколение периода перестройки), реже и слабее проявляются между отдаленными поколениями. Обострению межпоколенных конфликтов способствуют масштабные динамические изменения в политической и экономической структурах общества, смена бытовых и культурных стандартов, а также сопутствующие им социальные конфликты. Запретительно-административное воздействие господствующего поколения на другие сосуществующие поколения усиливает напряженность межпоколенческих отношений. Ослаблению этой напряженности могут способствовать обоюдная толерантность, диалог между поколениями, нахождение компромиссов, достижение консенсуса.

На основании всего этого могут быть сделаны следующие выводы. Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов и детей». Его смело можно отнести к вечным. В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры.

Культура может развиться, лишь опираясь на традиции. Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.

Список литературы

1. Левада Ю.А. Поколения XX века : возможности исследования / Ю.А. Левада // Отцы и дети : поколенческий анализ современной России / [сост. : Ю.Левада, Т. Шанин]. - М. : Новое литературное обозрение, 2005. - С. 39 - 60.

2. Маркузе Г. Очерк об освобождении / Г.Маркузе. - М. : Прогресс, 1970. - 80 с.

3. Молодежь России : Тенденции, перспективы / [под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова]. -М. : Молодая гвардия, 1993. - 224 с.

4. Howe N. Generations. The history of America's future, 1584 to 2069. / N. Howe, W. Strauss. - N.-Y., 1991.-456 p.

Попова О. В. Фшософсью аспекта лнжгенерацшних koh<]wiíktíb // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету ím. В. I. Вернадського. Сер1я: Фшософ1я. Культуролог. Полгголопя. Сощолопя. - 2012. - Т. 24 (65). - № 1-2. - С. 303-309.

Розглядаеться проблема межгенеращйних стосунюв в сучасному украшському суспшьстш. Вказуеться, гцо головною причиною конфлпспв м1ж представниками р1зних поколшь с соцюкультурний розкол, гцо мае свш прояв у ввдмшносп щншсних ор1ентацш. IGiiohobí слова: поколшня, сощетальш щнносп, м1жгенеращйний конфл1кг, м1жгенеращйш стосунки, базова теор1я шжшнь, социал1защйне воздействие, социализащйна норма.

Popova О. V. Philosophical aspects of the inter-generation conflicts // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. -2012. - Vol. 24 (65). - № 1-2. - P. 303-309.

This article is devoted the problem of inter-generation relations in the modern Ukrainian society. Indicates that the main cause of conflicts between the representatives of different generations is a socio-cultural split, which is manifested in the difference of the value orientations.

Key words: generation, societal values, inter-generation conflict, inter-generation relations, basic theory of generations, socialization impact, socialization norm.

Статья поступила в редакцию 10.09.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.