Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ: ПЕРВОЕ, ЧТО НЕОБХОДИМО, ПОСЛЕДНЕЕ, ЧТО ОСТАЕТСЯ'

ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ: ПЕРВОЕ, ЧТО НЕОБХОДИМО, ПОСЛЕДНЕЕ, ЧТО ОСТАЕТСЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философская рефлексия / критическое мышление / мировоззрение / общество усталости / philosophical reflection / critical thinking / worldviews / fatigue society

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шаяхметова Линара Айратовна

Анализируется современная философская рефлексия относительно вопросов смысла человеческого существования, цели жизни, нравственности и философии искусства. Предпринимается попытка обозначить основные черты философской рефлексии, установить ее основные функции, а также раскрыть важность философской рефлексии для культуры личности человека, в том числе в ситуации «общества усталости». Отражены различные точки зрения и дискуссии, возникающие вокруг данной темы, предложены возможные пути решения проблем, связанных с философской рефлексией. В целом статья представляет собой философское исследование, которое может быть полезно как для профессиональных философов, так и для широкого круга читателей, интересующихся данной тематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL REFLECTION: THE FIRST THING THAT IS NECESSARY, THE LAST THING THAT REMAINS

The article is an analysis of modern philosophical reflection devoted to questions of the meaning of human existence, the purpose of life, morality and philosophy of art. The article makes an attempt to identify the main features of philosophical reflection, establish its main functions, and also reveal the importance of philosophical reflection for the culture of a person’s personality, including in the situation of a ‘fatigue society’. The article also reflects the various points of view and discussions, which arise around these topics, and also suggests possible ways to solve problems associated with philosophical reflection. In general, the article is a study of philosophy that can be useful both for professional philosophers and for a wide range of readers interested in this topic.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ: ПЕРВОЕ, ЧТО НЕОБХОДИМО, ПОСЛЕДНЕЕ, ЧТО ОСТАЕТСЯ»

УДК 165

DOI: 10.24412/2308-7196-2024-2-47-53

Шаяхметова Линара Айратовна

кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и общественных наук

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Пермь, Россия

614990, г. Пермь, Сибирская, 24, e-mail: LinaraShai@mail.ru

ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ: ПЕРВОЕ, ЧТО НЕОБХОДИМО, ПОСЛЕДНЕЕ, ЧТО ОСТАЕТСЯ

Linara A. Shayakhmetova

Teacher of the Chair of Philosophy and Social Sciences

Perm State of Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia 614990, 24, Sibirskaja, Perm, e-mail: LinaraShai@mail.ru

PHILOSOPHICAL REFLECTION: THE FIRST THING

THAT IS NECESSARY, THE LAST THING THAT REMAINS

Аннотация. Анализируется современная философская рефлексия относительно вопросов смысла человеческого существования, цели жизни, нравственности и философии искусства. Предпринимается попытка обозначить основные черты философской рефлексии, установить ее основные функции, а также раскрыть важность философской рефлексии для культуры личности человека, в том числе в ситуации «общества усталости». Отражены различные точки зрения и дискуссии, возникающие вокруг данной темы, предложены возможные пути решения проблем, связанных с философской рефлексией. В целом статья представляет собой философское исследование, которое может быть полезно как для профессиональных философов, так и для широкого круга читателей, интересующихся данной тематикой.

Ключевые слова: философская рефлексия, критическое мышление, мировоззрение, общество усталости.

Abstract. The article is an analysis of modern philosophical reflection devoted to questions of the meaning of human existence, the purpose of life, morality and philosophy of art. The article makes an attempt to identify the main features of philosophical reflection, establish its main functions, and also reveal the importance of philosophical reflection for the culture of a person's personality, including in the situation

© Шаяхметова Л.А., 2024

of a 'fatigue society'. The article also reflects the various points of view and discussions, which arise around these topics, and also suggests possible ways to solve problems associated with philosophical reflection. In general, the article is a study of philosophy that can be useful both for professional philosophers and for a wide range of readers interested in this topic.

Key words: philosophical reflection, critical thinking, worldviews, fatigue society.

Философская рефлексия - сложное по структуре и содержанию понятие. С одной стороны, этот процесс имеет прямое отношение к рефлексии в принципе, с другой - относится к области глубокого абстрагирования. Кроме того, философскую рефлексию можно рассматривать как форму познания: «Философствование - по определению, рефлексивная форма познания, направленная на себя...» [7].

В философских текстах мы встречаем различные варианты, под которыми так или иначе подразумевается философская рефлексия: «трансцендентальная рефлексия» И. Канта, «разумная рефлексия» Ф. Гегеля, «эйдетическая рефлексия» Э. Гуссерля, «чистая рефлексия» Ж.-П. Сартра и др. [4]. Между тем смысл этих понятий различен. Они отсылают нас к содержанию предмета рефлексии -фундаментальным вопросам и проблемам человеческой жизни и существования и заключаются в поиске ответов на вопросы о смысле жизни, природе знания и истины, нравственности и этике, свободе и ответственности. Рефлексию отличает и сама специфика, не всегда завязанная на содержании.

Существуют следующие основные формы рефлексии как особой познавательной процедуры: сомнение, ирония, критика, парадокс, вопрошание. Все эти формы имеют универсальный характер и применяются во всех видах человеческого познания: обыденном познании, искусстве, науке, философии. Их применение в философии породило пять основных типов философской рефлексии: трансдоксальную, парадоксальную, фундаментальную, конститутивную и когнитивную [2].

Трансдоксальная рефлексия - это рефлексия, основанная на критическом мышлении, она направлена на критический анализ и скептический подход к по-

знанию окружающего мира. Парадоксальная рефлексия связана с анализом категории «невероятного», фундаментальная -с онтологическими основаниями мира. Конститутивная рефлексия сопряжена с поиском конструкта, системы, вычленения сути происходящих явлений и вещей. Когнитивная рефлексия интерсубъективна, направлена на анализ собственных мыслительных процессов, идей, суждений [2].

В процессе рефлексивной деятельности отдельной личности зачастую трудно выделить тот или иной тип философской рефлексии, поскольку личность - интегративное понятие и философские области гармонично переплетаются и пересекаются. Поэтому мы обозначили основные признаки философской рефлексии в структуре личности.

Основными признаками философской рефлексии можно считать следующие:

1. В основе лежит критическое мышление. Философская рефлексия развивает критическое мышление и способность анализировать и оценивать различные точки зрения. Она позволяет нам осознать свои представления и предубеждения, а также критически подойти к сложным вопросам. Она способствует развитию творческого мышления, помогает видеть вещи с различных точек зрения и находить новые решения и пути мышления.

2. Содержание рефлексии так или иначе сводится к философскому вопросу. Философская рефлексия помогает нам размышлять и разбираться в сложных философских концепциях и аргументах, а также приводит нас к глубокому саморазмышлению и самопознанию. Она позволяет нам задавать важные вопросы о нашем существовании и различных аспектах жизни, обращаться к различным философским традициям и идеям, давать исследовательские и критические ответы на эти вопросы.

3. Подразумевает стремление к абстрагированию и объективному познанию. Пожалуй, это одна из наиважнейших черт философской рефлексии. Мераб Мамардашвили в размышлении «Как я понимаю философию» обозначил основные существенные мысли, касающиеся философского размышления: «Если ты не готов расстаться с самим собой, самым большим для себя возлюбленным, то

ничего не произойдет. Но для этого я должен быть открыт, не беречь, отдать себя, быть готовым к чему-то, к чему я не смог бы прийти собственными силами; чего не смог бы добиться простым сложением механических усилий» [3]. Цитата указывает нам на принцип философского принятия, который можно выразить так: для того чтобы узнать и понять что-то новое, нужно «забыть» про все, что ты знаешь об этом на данный момент, так как эти знания будут стереотипом, мешающим в познании. По сути, это один из способов преодоления «идола пещеры».

4. Философская рефлексия - это практика индивидуального опыта. Академическое содержание, пропущенное через призму человеческой личности, есть философская рефлексия, обладающая гносеологической значимостью и содержащая в качестве своей основы опыт [7].

Философская рефлексия может иметь практическое применение в нашей жизни. Она помогает нам развить критическое и логическое мышление, что может быть полезным при принятии важных решений и решении проблем. Она помогает в развитии этики и морали, а также в лучшем понимании себя и своих ценностей: «Появляется еще один символ - символ мига, мгновения. Но не в смысле краткости времени. Это мгновение как пик, вершина, господствующая над всем миром. И только оказавшись в этом миге сознания и осознав вопросы, мы можем считать, что они осмысленны...» [3]. Мгновение - это не короткий промежуток времени, а совсем наоборот. Люди в повседневной рутине часто не замечают прекрасные мгновения своей жизни, разнообразные мелочи, которые нас окружают, люди все время спешат, но умение осознать себя в данное время и в данном месте - это прямое отражение философской рефлексии, и наоборот.

Один из самых читаемых социальных философов современности, Бен Чхоль Хан, размышляя об обществе сегодня, дает ему характеристику «общества усталости» [6]: оно страдает от всеобщей усталости, вызванной стрессом, перегрузкой информацией, постоянным стремлением к успеху и сравнением с другими. Это приводит к эмоциональному и физическому истощению людей, а также к ухудшению психического и физического здоровья. Автор выступает

за необходимость изменения образа жизни и ценностей общества, чтобы предотвратить дальнейшее усугубление проблемы усталости [6]. Одним из таких путей и будет философская рефлексия, цель которой - почувствовать «аромат времени» [5]. «Временной кризис будет преодолен только в тот момент, когда vita activa (жизнь деятельная) в полном кризисе снова примет vita contemplativa (жизнь созерцательную) в свое лоно» [5].

Таким образом, мы можем сформулировать основные функции философской рефлексии:

- анализ и обсуждение основных понятий и идей;

- оценка ценностей (помогает определить собственные ценности и убеждения, а также понять и оценить ценности других людей и культур);

- развитие креативности и интеллектуальной гибкости (философская рефлексия требует от человека гибкости ума и способности мыслить широко и глубоко, что способствует его личностному развитию);

- способность к саморефлексии и самопознанию (философия помогает человеку лучше понимать себя, свои мысли, чувства и мотивы, что позволяет ему контролировать свою жизнь и принимать обдуманные решения);

- функция психологической помощи.

Кроме того, философская рефлексия способствует эмоциональному и духовному развитию человека, помогая ему находить внутренний покой и гармонию, развивать внутреннюю мудрость и креативность. В этом контексте человек приобретает мудрость как добродетель в аристотелевском понимании. Для Аристотеля мудрость является одной из главных добродетелей, которая помогает человеку достичь счастья и гармонии в своей жизни. Мудрость олицетворяет знание и разумное принятие решений, основанных на опыте и размышлениях. Человек должен стремиться к мудрости, чтобы правильно понимать себя и мир вокруг себя, а также принимать обоснованные и мудрые решения. Мудрость позволяет человеку развивать свой потенциал и становиться лучшей версией себя.

Мудрость - это не только интеллектуальное качество, но и нравственная добродетель, которая помогает человеку жить в гармонии с собой и окружающим миром. Таким образом, мудрость играет важную роль в философии Аристотеля как основа для достижения счастья и гармонии в жизни человека [1].

Философская рефлексия, таким образом, играет важную роль в формировании нашего мышления и характера. Она помогает нам лучше понять себя и мир вокруг нас, а также может вдохновить нас на развитие новых идей и концепций.

Философская рефлексия играет важную роль в формировании культуры личности, так как позволяет человеку понять себя и мир вокруг себя более глубоко и осознанно.

Путем философского анализа и размышлений человек начинает задавать себе вопросы о своем существовании, целях и смысле жизни. Это помогает ему выработать свои ценности, убеждения и принципы, которые будут определять его поступки и выбор.

Философская рефлексия позволяет человеку развивать критическое мышление, аналитические способности и способность к саморазмышлению. Это помогает ему быть более ответственным в своих действиях и отношениях с окружающими.

Список литературы

1. Аристотель. Этика / пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер; вступ. ст. Ф.Х. Кессиди. - М. : АСТ, 2010. - 492 с.

2. Лазарев Ф.В., Лебедев С.А. Философская рефлексия: сущность, типы, формы // Вопросы философии и психологии. - 2015. - № 1. - С. 4-16.

3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / сост., вступ. ст. и общ. ред. Ю.П. Сенокосова. - 2-е изд., изм. и доп. - М. : Прогресс: Культура, 1992. -414 с.

4. Усов В.Н. О специфике философской рефлексии // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2012. - № 10. - С. 195-201.

5. Хан Б.Х. Аромат времени. Философское эссе об искусстве созерцания. -М. : АСТ, 2023. - 150 с.

6. Хан Б.Х. Общество усталости. Негативный опыт в эпоху чрезмерного позитива. - М. : АСТ, 2023. - 160 с.

7. Чередов П.А. философская рефлексия - познание или авантюра? // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2009. - № 3. -С. 76-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.