Научная статья на тему 'Философская рефлексия как онтологическая данность и ее роль в современной практике'

Философская рефлексия как онтологическая данность и ее роль в современной практике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
33
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рефлексия / философская рефлексия / цель и ценность рефлексии / рефлексия в системе образования / reflexion / philosophical reflexion / purpose and value of reflexion / reflexion in the education system

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Светлана Анатольевна Ескина

Работа посвящена теме философской рефлексии как одной из ведущих в современной онтологии, гносеологии и праксиологии. В центре нашего научно-исследовательского внимания – феномен философской рефлексии, ее истоки в античной науке, дальнейшее изучение в работах П. де Шардена, мыс-лителей классической школы и представителей аналитической философии. Нами были выделены онтоло-гические основания рассматриваемого феномена: направленность на познание и цель такого рода деятель-ности, потребности в самоанализе и самопознании, сформированность целостного и критического мировоз-зрения. Сделан вывод о том, что рефлексия и философская рефлексия имеют ряд сходных черт: так, пер-вая характеризуется как обобщенное представление с эмоционально-ценностной составляющей, а вто-рая – как форма интеллектуальной деятельности человека, направленная на самоосмысление и самопо-знание. В качестве практического примера актуализации рефлексии мы обратились к педагогической сфере, в которой отражено взаимодействие преподавателей и обучающихся с целью повышения качества и уровня образовательного процесса со стороны его активных субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical Reflexion as an Ontological Givenness and Its Role in Modern Practice

This paper touches upon the issue of philosophical reflexion as one of the leading themes in modern ontology, epistemology and praxiology. In the center of scientific and research attention is the phenomenon of philosophical reflexion, its origins in ancient science, its further study in the works of P. de Chardin, thinkers of the classical school and representatives of analytical philosophy. The authors have identified the ontological bases of the phenomenon under consideration: the focus on cognition and the purpose of this kind of activity, the need for self-analysis and self-knowledge, and the formation of a holistic and critical worldview. Conclusion dwells upon the fact that reflexion and philosophical reflexion have a number of similar features: thus, the former is characterized as a generalized representation with an emotional and value component, and the latter as a form of human intel-lectual activity aimed at self-reflection and self-knowledge. As a practical example of reflexion actualization, the authors turned to the pedagogical sphere, which reflects the interaction between teachers and students in order to improve the quality and level of the educational process on the part of its active subjects.

Текст научной работы на тему «Философская рефлексия как онтологическая данность и ее роль в современной практике»

Научная статья УДК 111.1

https://doi.org/10.24158/fik.2024.1.6

Философская рефлексия как онтологическая данность и ее роль в современной практике

Светлана Анатольевна Ескина

Сургутский государственный университет, Сургут, Россия, esa1909@yandex.ru

Аннотация. Работа посвящена теме философской рефлексии как одной из ведущих в современной онтологии, гносеологии и праксиологии. В центре нашего научно-исследовательского внимания - феномен философской рефлексии, ее истоки в античной науке, дальнейшее изучение в работах П. де Шардена, мыслителей классической школы и представителей аналитической философии. Нами были выделены онтологические основания рассматриваемого феномена: направленность на познание и цель такого рода деятельности, потребности в самоанализе и самопознании, сформированность целостного и критического мировоззрения. Сделан вывод о том, что рефлексия и философская рефлексия имеют ряд сходных черт: так, первая характеризуется как обобщенное представление с эмоционально-ценностной составляющей, а вторая - как форма интеллектуальной деятельности человека, направленная на самоосмысление и самопознание. В качестве практического примера актуализации рефлексии мы обратились к педагогической сфере, в которой отражено взаимодействие преподавателей и обучающихся с целью повышения качества и уровня образовательного процесса со стороны его активных субъектов.

Ключевые слова: рефлексия, философская рефлексия, цель и ценность рефлексии, рефлексия в системе образования

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Ескина С.А. Философская рефлексия как онтологическая данность и ее роль в современной практике // Общество: философия, история, культура. 2024. № 1. С. 42-46. https://doi.org/10.24158/fik.2024.1.6.

Original article

Philosophical Reflexion as an Ontological Givenness and Its Role in Modern Practice

Svetlana A. Yeskina

Surgut State University, Surgut, Russia, esa1909@yandex.ru

Abstract. This paper touches upon the issue of philosophical reflexion as one of the leading themes in modern ontology, epistemology and praxiology. In the center of scientific and research attention is the phenomenon of philosophical reflexion, its origins in ancient science, its further study in the works of P. de Chardin, thinkers of the classical school and representatives of analytical philosophy. The authors have identified the ontological bases of the phenomenon under consideration: the focus on cognition and the purpose of this kind of activity, the need for self-analysis and self-knowledge, and the formation of a holistic and critical worldview. Conclusion dwells upon the fact that reflexion and philosophical reflexion have a number of similar features: thus, the former is characterized as a generalized representation with an emotional and value component, and the latter as a form of human intellectual activity aimed at self-reflection and self-knowledge. As a practical example of reflexion actualization, the authors turned to the pedagogical sphere, which reflects the interaction between teachers and students in order to improve the quality and level of the educational process on the part of its active subjects.

Keywords: reflexion, philosophical reflexion, purpose and value of reflexion, reflexion in the education system Funding: Independent work.

For citation: Yeskina, S.A. (2024) Philosophical Reflexion as an Ontological Givenness and Its Role in Modern Practice. Society: Philosophy, History, Culture. (1), 42-46. Available from: doi:10.24158/fik.2024.1.6 (In Russian).

Исследование философской рефлексии становилось предметом изучения многих исследователей прошлого и современности. Цель нашей работы - обращение к сущностным характеристикам рефлексии как важного онтологического и гносеологического понятия, которое используется в качестве инструмента познавательного процесса социогуманитарным знанием. Задачи:

- рассмотреть трансформацию рефлексии;

- установить ее значение на примере современной педагогической практики.

© Ескина С.А., 2024

ФИЛОСОФИЯ РЖЬОБОРНУ

Методы исследования: сравнительно-исторический, структурно-функциональный.

История становления философской рефлексии очень сложна. Это обусловлено тем, что данное явление стало мощным инструментом познания и самопознания в философии, психологии, педагогике. В качестве особой характеристики рефлексии важно отметить сосредоточенность познающего субъекта на содержании собственного сознания, а именно теоретическую направленность на осмысление происходящих событий или явлений, которые наиболее значимы для индивида. В целом, рефлексия обусловлена онтологической способностью человека к самопознанию, к необходимости осуществлять самоанализ в качестве рефлексирующего субъекта. Эта способность человека сознательно сосредоточивать внимание на собственных мыслях, переполняющих чувствах позволяет принимать взвешенные решения, научиться понимать и принимать самого себя в мире других людей.

Еще со времен античности рефлексия признавалась важнейшим способом познания мира и совершенствования себя в соответствии с потребностями как самого человека, так и общества. Неслучайно в античной философии выделяется космологическая и антропологическая проблематика, что определило не только отдельные объекты научного познания, но и особый стиль рефлексирования о мире и человеке. В первом случае объектом выступало все многообразие природного мира, и процесс рефлексирования опирался на абстрактные понятия первовещества, атома, логоса и др. В антропологической проблематике человек не только выступал мерой всего, но и рефлексировал о самом себе, предполагая выход на новый уровень самосознания и самопознания. В осуществлении рефлексии характерной особенностью является критичность мышления как необходимого условия формирования целостного представления о чем-либо. Знаменито высказывание Сократа о том, что знание и незнание переплетены между собой, но только рефлексирующий человек способен это понять и приложить усилия к тому, чтобы незнание о чем-то стало отправной точкой к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному, а «реализация принципа надрефлексивного описания показывает необходимость последовательного рассмотрения систем с рефлексией с точки зрения того, что они фактически собой представляют и каким образом осознают свое поведение и состояние» (Суханова, 2023: 41).

Философия стала праосновой развития рефлексии, так как была обращена к исследованию вечных вопросов бытия человека и мира. Данное направление научного знания не только отличается необходимостью сформулировать вопросы том, какое место должен занять человек в этом мире, но и содержит множество ответов, представленных философскими теориями. Но самое значимое для исследователей феномена рефлексия - то, что «философия наполнена светом культуры размышления, когда не прописываются готовые ответы, как рецептура к долгой и счастливой жизни, а есть возможность аргументированного поиска истины, который направлен на ее познание, пусть даже и не в абсолютном значении» (Думинская, Миллер, 2022: 328). Тем самым значение рефлексии для философии представляется значимым в качестве условия осуществления целостного и критического размышления, которое направлено на постижение истины.

В развитии рефлексии особую роль сыграл метод диалога Сократа, который позволял приблизиться к истине, предполагая, что ученик станет более вдумчивым и осторожным в высказываниях о достаточно сложных вещах, которые на первый взгляд кажутся простыми и очевидными. Постановка вопроса, поиск ответов и критический анализ озвучиваемых суждений - все это стало важнейшими условиями осуществления рефлексии. В диалогах Платона Сократ предстает мудрым наставником, но не поучающим, а, скорее, создающим условия для того, чтобы ученик в своих размышлениях приблизился к истине познания1. Этот подход к осуществлению рефлексии может быть применен в системе современного образования в рамках деятельностного подхода, когда процесс самостоятельного поиска оказывается важнее, чем получение однозначных результатов.

Безусловно, обращение к отдельным аспектам рефлексии было характерно для многих исследователей прошлого. В эпоху Нового времени, с признанием ценности рационализма и эмпиризма, критерии изучения сущности и механизмов процесса познания формулировались Ф. Беконом, Р. Декартом, Дж. Локком, Г. Лейбницем и Д. Юмом. С целью установления онтологических и гносеологических оснований рефлексии как феномена, обратимся к философскому наследию Тейяра де Шардена. Он указывал на наличие общности в процессе развития самосознания человека и науки. Философ указывал на то, что между онтогенезом и филогенезом есть общности, подобно тому, как когнитивный онтогенез должен повторять когнитивный филогенез. Но в большей степени нас интересует то, что гоминизация индивида осуществлялась благодаря рефлексии, которую философ характеризовал как «приобретенную сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением - способностью не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь» (Тейяр де Шарден, 1987: 136).

1 Платон. Диалоги. М., 2021. 448 с.

Иными словами, понимание человеком того, что он может рефлексировать, выводит его на новый уровень интеллектуального познания. Размышление о себе самом позволяет выйти на уровень понимания своей индивидуальности, когда разделяется личное и общественное, сталкивается представление о самом себе с общественными оценками и суждениями. Именно рефлексия выводит человека из социального окружения на откровенный диалог с собой, подчеркивает его ценность и значимость в принятии и познании как самого себя, так и окружающего мира.

Последующее развитие представлений о рефлексии можно условно разделить на два этапа: первый, длившийся до середины XX в. и второй, начавшийся позднее, - во второй половине столетия. В классической философии наибольший интерес вызывала проблематика противоположности рефлексии и веры подобно утверждению «верую, ибо абсурдно», обосновывая тем самым принцип верификации противоречий между исследованием рациональным и чувственным, отсюда выводилось умозаключение о том, что «эпистемологическое значение рефлексии состоит в том, что она делает знание в подлинном смысле знанием, то есть обоснованным (истинным) мнением. Этот взгляд на рефлексию тесно связан с эпистемологическим фундаментализмом» (Столярова, 2023: 58). Во второй половине XX в. изменялись социально-культурные условия, под влиянием которых разрушались просветительские идеалы и установки, утрачивалась вера в истину и незыблемость представлений об объективной реальности. Аналитическая философия заявила о необходимости осуществления строгого логического и эпистемологического анализа и, как следствие, о необходимости осуществления критики на установку о конструктивной роли рефлексии в эпистемологии. С этого времени оценки рефлексии осуществлялись в рамках двух подходов: первый заявлялся как «программа натурализации рефлексии, которая относится к проекту натурализованной эпистемологии в духе Куайна и все нормативные и личностные характеристики познания пытается вывести из наблюдения и описания фактического состояния дел с тем, чтобы перевести их в термины когнитивной психологии и физиологии» (Столярова, 2023: 61); второй - как «путь онтологизации рефлексии, назовем его трансцендентальным. Это решение состоит в том, чтобы сохранить специфику философской рефлексии как знания второго порядка, но иначе интерпретировать ее цель и действие. Такое решение реализуется тогда, когда мы признаем за познавательным опытом его полное право выступать в любой форме, как наивной, так и рефлексивной, и с любым содержанием» (Столярова, 2023: 62).

К настоящему времени в научном познании широко употребляются термины «рефлексия» и «философская рефлексия». В чем усматривается их общность и особенность? Первое понятие характеризуется следующим образом: в центре внимания оказывается процесс осуществления размышления о собственном психическом состоянии, проведение анализа переживаний. Так, личностная форма рефлексии выступает не только как категория мышления, но и как эмоционально-ценностная его составляющая. «Философская рефлексия есть форма интеллектуальной деятельности человека, направленная на осмысление собственных мотивов, действий, неких общественных процессов и явлений» (Ескина, 2022: 192). Ее возникновение обусловлено наличием в человеческом сознании потребности исследовать. Стремление изучать все новое, сравнивать и приходить к определенным умозаключениям есть онтологическая потребность человека, которая направлена на получение результата. «Философская рефлексия как любой вид деятельности целесообразна. Она всегда априорно предполагает наличие цели - интенцию на результат. Не вдаваясь в то, как тот или иной мыслитель понимает цель и задачи философствования, как в конечном итоге выглядит создаваемый им мыслительный конструкт, необходимо отметить, что отрицание хотя бы одной из выше приведенных аксиом превращает всю философему в фикцию» (Чередов, 2009: 98).

Итак, суммируем наиболее значимые характеристики рефлексии и философской рефлексии: целостность и результативность, реализация через размышление и потребность исследовать, направленность на самопознание и самосовершенствование посредством актов осмысления. В онтологическом плане рефлексия представляется нам особым образом и качеством жизни человека, который направлен на познание собственной индивидуальности, своего неповторимого и уникального внутреннего мира. Философская рефлексия есть порождение мысли из себя самой под воздействием неких внешних обстоятельств, потребностей самого субъекта, его рациональной воли. В нашей работе мы объединяем оба значения, так как полагаем, что рефлексия может осуществляться одновременно и как процесс самопознания, и как средство познания своего места в этом мире, осуществляясь как рациональная деятельность и как работа с чувствами, эмоциями, психическими переживаниями. Иными словами, рефлексия - это сложный и противоречивый сплав разума и чувств, критического мышления и самодисциплины, направленный на целостное и объективное самопознание и осуществление познавательной деятельности в целом. Одним из условий реализации философской рефлексии является противопоставление субъекта и объекта, когда индивид процесс рефлексии в отношении себя проводит абстрагируясь, реализуя особый взгляд со стороны. В этот момент возрастает нагрузка на необходимость критичного и объективно-целостного взгляда на самого себя, что порой реализовать достаточно сложно. Во многом осуществление

ФИЛОСОФИЯ PHILOSOPHY

процесса рефлексии определено сформированной мировоззренческой культурой индивида, уровнем его образования, наличия жизненного и профессионального опыта. Оценка и самоанализ чрезвычайно затруднительны, если субъект не готов к конструктивному диалогу с самим собой, в результате рефлексия останется поверхностно осуществленной и не позволит наметить новые пути самопознания и саморазвития. «Развитие рефлексии возможно благодаря регулярному анализу действий и принятых решений, а также расширению кругозора в данной теме посредством как научной литературы, так и практической деятельности» (Заболотникова, Лунева, 2022: 114).

В оценке онтологических характеристик философской рефлексии необходимо отметить ценность и значение опыта. Объективная реальность выступает для философской рефлексии в качестве отправной точки, одновременно с этим - поставленной целью, осмысленной проблемой и ее соотнесенностью с актуальностью, а также новизной. Философская рефлексия предполагает такую формулировку, при которой познание начинается с отрицания всего предшествующего опыта, но одновременно с этим с опорой на сложившиеся методологические основы познавательного и оценочного процесса. Научные принципы не подлежат обязательному осознанию, подобно аксиомам, они необходимы для философствования и формирования культуры размышления индивида. Процесс осуществления философской рефлексии обусловлен опорой на формы как чувственного, так и абстрактного познания.

Гносеология как учение о познании и праксеология как учение об эффективности деятельности человека могут быть объединены рефлексией, которая одновременно реализуется как форма интеллектуальной деятельности с необходимым выходом на практическую ценность и значимость. Рефлексия может реализоваться в самых различных видах. Различаются, например, теоретическая и абстрактная, практическая, критическая, творческая, психологическая, педагогическая. Если обратиться к аспектам их различия, то необходимо отметить, что каждая из них обусловлена особым предметом исследования. Теоретическая рефлексия необходима при построении сложных умозрительных конструкций, которые должны быть логически определенными, аргументированными, не содержать противоречий и т.д. Практический вид рефлексии предполагает, что основное внимание будет сосредоточено на механизмах, формах и способах ее осуществления.

Теоретическая и практическая значимость рефлексии могут быть представлены на примере организации образовательного процесса. «Одной из дефиниций современного образования становится понятие рефлексии, которое может стать основой новой парадигмы образования» (Метаева, 2006: 30). В последнее время система образования предполагает осуществление рефлексии как заключительного этапа проведения учебного занятия. «Подведение результатов обучения легло на плечи ученика - именно ему необходимо за короткое время проанализировать свои успехи и неудачи на уроке, дать критическую оценку деятельности своей и одноклассников (Новикова, 2023: 53). Педагоги раздают обучающимся вопросы, отвечая на которые, последние способны осуществить процесс рефлексии. В среднем звене это могут быть вопросы о том, что ребенок узнал нового, чему научился, как поставил результат и продумал этапы его осуществления. Если же мы говорим о философской рефлексии, то сформулированные вопросы должны быть направлены на познание самого себя в соотнесении с тем, каким индивид был ранее. Корректное сравнение с самим собой позволяет установить динамику сменяющихся смысложизнен-ных установок и ценностных ориентиров, целостного видения себя со стороны в ближайшем и отдаленном будущем. Тем самым философская рефлексия направлена на постижение смысла и актуализируется с особым глубинным звучанием, когда человек с трепетом переживает экзистенциальные моменты своего существования.

Рефлексия занимает важное место в педагогической деятельности преподавателя. Прежде чем обратиться к закреплению учебного материала и планировать новую тему, педагог осуществляет предварительное изложение информации так, чтобы занятие было эффективным. Но даже хорошее планирование еще не гарантирует получения отличного результата, поэтому необходимо рефлексировать, отделяя нужное от неэффективного, без чего преподавание и обучение не приводят к необходимому результату, усвоению общекультурных и образовательных компетенций. Высказываясь об особенностях рефлексии в педагогическом процессе, исследователи отмечают, что в работе ее «можно разбить на такие компоненты: деятельность учащихся, педагогическое взаимодействие и своя педагогическая деятельность» (Рефлексия в практике - как рефлексия собственного процесса преподавания ..., 2016: 19).

Таким образом, в педагогической деятельности можно выделить рефлексию как анализ деятельности и преподавателя, и обучающегося. Одним из значимых критериев деятельности образовательного учреждения или организации является оценивание обучающимися профессионализма педагогов. В этом аспекте осуществляется единство оценивания и рефлексии. Тем самым на занятии рефлексия реализуется всеми участниками образовательного процесса с целью достижения поставленных целей и решения задач учебного занятия. В содержание рефлексии входит самоанализ, а также оценка положительных и отрицательных моментов, что способствует повышению уровня и качества современного образования.

Список источников:

Думинская М.В., Миллер В.И. Методологические задачи философского знания // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. Нижневартовск, 2022. С. 327-333. https://doi.org/10.36906/KSP-2022/44.

Ескина С.А. Рефлексия и философская рефлексия как ключевые понятия философских исследований // Наука и инновации XXI века. Сургут, 2022. С. 191-195.

Заболотникова Е.В., Лунева Д.Ю. Феномен рефлексии. Факторы и способы развития рефлексии // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых. Чебоксары, 2022. С. 113-114.

Метаева В.А. Рефлексия: формирование нового типа мышления человека // Человек и образование. 2006. № 6. С. 30-34. Новикова А.А. Оценивание и рефлексия: историко-методический аспект развития понятий // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. 2023. № 2 (6). С. 49-57. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2023.6.2.4.

Рефлексия в практике - как рефлексия собственного процесса преподавания / Е.Ю. Малыхина [и др.] // Современная научная мысль. Чебоксары, 2016. С. 19-22.

Столярова О.Е. О философской рефлексии с точки зрения эпистемологии и онтологии // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2023. Т. 6, № 2. С. 54-67. https://doi.org/10.32326/2618-9267-2023-6-2-54-67.

Суханова Н.П. Образовательный концепт «Логика и критическое мышление»: методологическая специфика анализа систем с рефлексией // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 4 (474). С. 37-42. https://doi.org/10.47475/1994-2796-2023-474-4-37-42.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. 239 с.

Чередов П.А. Аксиоматика философской рефлексии // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. 2009. № 33 (171). С. 96-99.

References:

Cheredov, P. A. (2009) Aksiomatika filosofskoj refleksii [Axiomatics of philosophical reflexion]. Bulletin of Chelyabinsk State University. (33 (171)), 96-99. (In Russian).

Duminskaya, M. V. & Miller, V. I. (2022) Methodological Tasks of Philosophical Knowledge at the Present Stage of Social Development. In: Kul'tura, nauka, obrazovanie:problemy iperspektivy. Nizhnevartovsk, рр. 327-333. Available from: doi:10.36906/KSP-2022/44. (In Russian).

Eskina, S. A. (2022) Refleksija i filosofskaja refleksija kak kljuchevye ponjatija filosofskih issledovanij [Reflexion and philosophical reflexion as key concepts of philosophical research]. In: Nauka i innovaciiXXI veka. Surgut, рр. 191-195. (In Russian).

Malykhina, E. Y., Dosaly, N. B., Nurieva, A. I., Berkinbaeva, K. M. & Elipkhan, G. M. (2016) Refleksija v praktike - kak refleksija sobstvennogo processa prepodavanija [Reflexion in practice - as a reflection of their own teaching process]. Sovremennaja nauchnaja mysl'. Cheboksary, рр. 19-22. (In Russian).

Metaeva, V. A. (2006) Refleksija: formirovanie novogo tipa myshlenija cheloveka [Reflexion: the formation of a new type of human thinking]. Cheloveki obrazovanie. (6), 30-34. (In Russian).

Novikova, A. A. (2023) Evaluation and Reflection: Historical and Methodological Aspect of the Development of Concepts. Vestnik MGPU. Serija: Sovremennyj kolledzh. (2 (6)), 49-57. Available from: doi:10.25688/2782-6597.2023.6.2.4. (In Russian).

Stoliarova, O. E. (2023) On Philosophical Reflection from the Point of View of Epistemology and Ontology. The Digital Scholar: Philosopher's Lab. 2023. 6 (2), 54-67. Available from: doi:10.32326/2618-9267-2023-6-2-54-67. (In Russian).

Sukhanova, N. P. (2023) Educational Concept "Logic and Critical Thinking": Methodological Specifics of the Analysis of Systems with Reflection. Bulletin of Chelyabinsk State University. (4 (474)), 37-42. Available from: doi:10.47475/1994-2796-2023-474-4-37-42. (In Russian).

Tejjar de Sharden, P. (1987) Fenomen cheloveka [The phenomenon of man]. Moscow. 239 р. (In Russian). Zabolotnikova, E. V. & Luneva, D. Ju. (2022) Fenomen refleksii. Faktory i sposoby razvitija refleksii [Phenomenon of reflexion. Factors and ways of reflexion development]. In: Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obshhego, special'nogo i inkljuzivnogo obrazovanija deteji vzroslyh. Cheboksary, рр. 113-114. (In Russian).

Информация об авторе С.А. Ескина - аспирант Сургутского государственного университета, Сургут, Россия https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1122294

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author S.A. Eskina - PhD student, Surgut State University, Surgut, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1122294

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 23.01.2024.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.