Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ИДЕАЛЬНОГО В ПРИЗМЕ ОНТОЛОГИИ СОЗЕРЦАТЕЛЯ'

ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ИДЕАЛЬНОГО В ПРИЗМЕ ОНТОЛОГИИ СОЗЕРЦАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛЬНОЕ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ОНТОЛОГИЯ / IDEAL / MEANING OF LIFE / SOCIETY / PUBLIC CONSCIOUSNESS / ONTOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мефодьева Д.А., Булгакова А.Р., Сигарева Е.В.

В статье авторами предпринята попытка исследования идеального в оппозиции к неидеальному, несовершенному в зеркале художественной литературы (Л. Толстого, М.А. Булгакова, А.Р.Беляева и др.). В общественном сознании проблема идеального понимается как цель и ценность развития современного общества, пути достижения, которого не всегда ясны для конкретного человека. Эта проблема востребована особенно остро среди молодежи как утрата идеалов и сохранение аутентичности личности. Обнаруженная противоречивость идеалов, вносит новые смыслы в их становление и является свидетельством духовного развития современного человека в поисках своей аутентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL REFLECTION OF THE IDEAL IN THE PRISM OF THE ONTOLOGY OF THE SOOZER

In the article the authors attempted to investigate the ideal in opposition to imperfect, imperfect in the mirror of fiction (L. Tolstoy, MA Bulgakov, A. R. Belyaev, and others). In the public consciousness, the problem of the ideal is understood as the goal and value of the development of modern society, the ways of achieving which are not always clear for a particular person. This problem is particularly in demand among young people as the loss of ideals and the preservation of the authenticity of the individual. The revealed contradictoriness of ideals, brings new meanings to their formation and is a testament to the spiritual development of modern man in search of his authenticity.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ИДЕАЛЬНОГО В ПРИЗМЕ ОНТОЛОГИИ СОЗЕРЦАТЕЛЯ»

УДК 111.1(07)

Мефодьева Д.А. студент 2 курса факультет «Экономический» Булгакова А.Р. студент 2 курса факультет «Экономический» Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова научный руководитель: Сигарева Е.В., к.филос.н.

доцент Россия, г. Кемерово ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ИДЕАЛЬНОГО В ПРИЗМЕ

ОНТОЛОГИИ СОЗЕРЦАТЕЛЯ Аннотация: В статье авторами предпринята попытка исследования идеального в оппозиции к неидеальному, несовершенному в зеркале художественной литературы (Л. Толстого, М.А. Булгакова, А.Р.Беляева и др.). В общественном сознании проблема идеального понимается как цель и ценность развития современного общества, пути достижения, которого не всегда ясны для конкретного человека. Эта проблема востребована особенно остро среди молодежи как утрата идеалов и сохранение аутентичности личности. Обнаруженная противоречивость идеалов, вносит новые смыслы в их становление и является свидетельством духовного развития современного человека в поисках своей аутентичности.

Ключевые слова: идеальное, смысл жизни, общество, общественное сознание, онтология.

Mefodieva D.A. student

2 course, economic faculty Plekhanov Russian University of Economics Russia, Kemerovo branch Bulgakova A.R. student

2 course, economic faculty Plekhanov Russian University of Economics Russia, Kemerovo branch Scientific adviser: Sigareva E. V. assistant professor, Department of Humanities PHILOSOPHICAL REFLECTION OF THE IDEAL IN THE PRISM

OF THE ONTOLOGY OF THE SOOZER Annotation: In the article the authors attempted to investigate the ideal in opposition to imperfect, imperfect in the mirror of fiction (L. Tolstoy, MA Bulgakov, A. R. Belyaev, and others). In the public consciousness, the problem of the ideal is understood as the goal and value of the development of modern

society, the ways of achieving which are not always clear for a particular person. This problem is particularly in demand among young people as the loss of ideals and the preservation of the authenticity of the individual. The revealed contradictoriness of ideals, brings new meanings to their formation and is a testament to the spiritual development of modern man in search of his authenticity.

Keywords: ideal, the meaning of life, society, public consciousness, ontology.

Современный мир состоит из идеалов. Идеальная внешность, идеальный характер, идеальное поведение - все люди стремятся к этому, совершенно не задумываясь об истинном значении этого понятия. Идеал, как понятие раскрывается, с помощью философских категорий «идеальное», «возвышенное». Что такое идеал? С нашей точки зрения, идеал - это прекрасное, высокое, недостижимое. Люди так много делают, что бы стать идеальными для общества. Становятся двуличными, скрывая свою настоящую сущность, идут на изменение внешности, чтобы соответствовать моде. Неужели нужно быть идеальным, чтобы тебя любили? Попробуем разобраться в этом.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой так отзывался об идеале: «Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни». Возможно ли иначе? Можно ли не стремиться к идеалу? Идеалы тесно связаны со смыслом жизни. Ведь смысл жизни - это цель и ценность, благодаря которым происходит постоянное изменение себя. Не обязательно находиться в обществе, чтобы обнаружить этот идеал. Достаточно однажды запечатлеть его в своей памяти. Например, Никита Иванович - герой книги Андрея Белянина «Тайный сыск царя Гороха», никогда не забывал об идеале 135. Не смотря на то, что он очутился в том обществе, где нет самого понятия «милиция», он продолжал вести себя так, как должен по своему званию. Никита Иванович не выходил из дома без мундира, всегда был вежлив, не перебивал вышестоящее начальство и прикладывал максимальные усилия и для раскрытия кражи у купцов, и для распутывания государственного заговора. Это ли не идеал милиционера, каким видели его люди в 90-х годах? И Никита Иванович никогда не изменял своему идеалу136. Во многом именно поэтому он и раскрывал преступления всех уровней сложности.

Таким образом, стремление к идеалу - это не метафора, а совокупность решений и действий, ведущих к тому, что человек определяет для себя как основу идеала137. Развитие идеала может привести к формированию поведенческих норм. И. Кант, задаваясь вопросом «Как мне стать счастливым?», «обнаружил разрыв между нашим состояние и высшим

135 Белянин А.О. Тайный сыск царя Гороха М.: Армада. 2001. - 490 с.

136 Белянин А.О. Тайный сыск царя Гороха М.: Армада. 2001. - 490 с.

137 Попов С.И., Сигарева Е.В. Мораль, этика в обычном понимании и в зеркале критической рефлексии // Право и практика № 3, 2017. - С. 126-132.

блаженством»138. Формирование и развитие идеалов относится не только к онтологии, но и к проблеме сознания человека, понимания пределов, границ сознания на этапе самопознания личности139. Идеалы - объективированные формы предельности сознания140. Как было уже замечено, Г.Т. Девяткиным и Е.В. Сигаревой, в трудовых коллективах формирование идеалов происходит в процессе развития индивидуальной и коллективной ответственности141. В древности, в культуре греков сформировались мифы как идеальные формы народного творчества. В античности, в новое время в науке стали разрабатываться утопии социально-политические, технократические, которые затем сменили антиутопии. Основатель идеализма, Платон, один из первых разработал концепцию идеала. Идеализм Платона глубоко метафизичен. Как, отмечается А.Н. Чанышевым, Платон чаще употребляет другой термин эйдос, образованный от глагола «эйдо» -вижу, созерцаю142. Ограничиваться метафизическим подходом к рассмотрению сущности идеала невозможно. Развитие личности, общества приводит к смене идеалов143. Идеалы необходимы в науке, общественной практике, в повседневной жизни людей. Идеалы необходимы во всех сферах жизнедеятельности человека и общества.

Идеал должен духовно возвышать человека, но каковы способы его достижения?

«Те, кто считает, что идеальный мир существует, начинают ненавидеть тот, что неидеален, и приносят боль окружающим», - Дазай Осаму. И это то же правда. Многие планы и идеи, которые, казалось бы, должны нести свет и добро, в итоге оборачивались бедой. В этом мире нет идеала, а стремление к нему, зачастую, вымощено не словами благодарности, а людскими жертвами. Иногда, в жертву идеалам приносят даже жизни дорогих и близких людей. Доктор Сальваторе - герой романа «Человек - амфибия» русского писателя-фантаста Андрея Беляева, принес в жертву своего идеала собственного сына144. Мальчик родился со слабыми легкими и отец, решил спасти его. Но не просто вдохнуть в него жизни, а изменить жизнь мальчика. Доктор пересаживает ему легкие молодой акулы. И в итоге, получает

138 Попов С.И., Сигарева Е.В. Мораль, этика в обычном понимании и в зеркале критической рефлексии // Право и практика № 3, 2017. - С. 128.

139 Девяткин Г.Т., Сигарева Е.В. Изучение социальных проблем региона как необходимое условие формирования рыночных отношений //Историческая и социально-образовательная мысль. - Т. 10, № 1, 2018. - С. 107-113.

140 Девяткин Г.Т., Сигарева Е.В. Изучение социальных проблем региона как необходимое условие формирования рыночных отношений //Историческая и социально-образовательная мысль. - Т. 10, № 1, 2018. - С. 107-113.

141 Девяткин Г.Т., Сигарева Е.В. Изучение социальных проблем региона как необходимое условие формирования рыночных отношений //Историческая и социально-образовательная мысль. - Т. 10, № 1, 2018. - С. 111.

142 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа. 1981. 374 с.- С.250.

143 Девяткин Г.Т., Сигарева Е.В. Изучение социальных проблем региона как необходимое условие формирования рыночных отношений //Историческая и социально-образовательная мысль. - Т. 10, № 1, 2018. - С. 107-113.

144 Беляев А.Р. Человек - амфибия. М.: Эксмо-Пресс. 2017. - 288с.

человека, способного дышать под водой и, пусть ненадолго, но выходить и жить на суше. Доктор мечтал о государстве, созданном на морском дне. Но люди не могли там жить. А его сын мог. В итоге, бедный Ихтиандр, разрывавшийся между сушей, где он не одинок, и морем, которое он считает своим домом, подорвав на суше свое здоровье, вынужден отказаться от той, которую полюбил, и уйти навсегда в море. Так, отец, мечтая об идеальном человеке, разрушает жизнь своего сына. Доктор Сальваторе спас жизнь своего сына, но отобрал у него право на эту жизнь. В своем стремлении к идеалу он не заметил, как причиняет боль и страдания сыну. Поэтому следование идеалам не всегда ведет к счастью. Да и можно ли назвать идеалом то, что губит?

Есть и другие примеры, свидетельствующие о противоречивом характере того, что мы можем называть идеалом. Так, например, стремление Капитана Немо - героя Ж. Верна - оказалось губительным для всей его команды 145. Его идеей было полностью отказаться от суши и поселиться на дне морском в «Наутилусе». Немо был уверен, что его маленькое царство, которое образовалось на корабле, это и есть идеал. Немо и его команда -независимы, и даже могут помогать тем, кто еще не обрел эту независимость. Однако, в итоге, стремление к свободе и независимости подталкивает его к уничтожению английского военного корабля 146. Из его истории мы узнаем, что и те, кто шел вместе с ним и боролся за свою свободу, тоже пали. Трагедией закончилось восстание сипаев.

Если рассматривать идеал как медаль, имеющую две стороны, то, что можно сказать о ее «ребре»?

«- Эмма, но ведь никто не идеален. - Но некоторые люди идеальны друг для друга. Разве не так?», - говорит Кассандра Клэр в одной из книг серии «Тёмные искусства». Для всего мира она может иметь слишком большой нос, редкие волосы, хриплый голос, слишком громкий смех, но для него, такого же неидеального из-за грубых черт лица или нескладного телосложения, она совершенна. Как и он для нее. Люди просто находят друг в друге что-то, что их притягивает, держит и не отпускает. Это, пожалуй, то, что мы в своем исследовании назовем «золотой серединой идеальности». Идеал может возникнуть из встречи двух людей. Не обязательно соответствовать всем параметрам, установленным обществом. Не нужно мучить себя и быть тем, кем ты не являешься. Достаточно всего лишь одного человека, который утверждает идеальность существования другого.

Именно такой, золотой идеал встречается в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Мастер был историком, любил одиночество147. И то самое «необыкновенное, никем не виданное одиночество» он нашел в глазах своей возлюбленной - Маргариты. С точки зрения общества он

145 Верн Ж. 20000 лье под водой. Харьков: Книжный клуб семейного досуга Харьков. 2012. 240 с.

146 Верн Ж. 20000 лье под водой. Харьков: Книжный клуб семейного досуга Харьков. 2012. 240 с.

147 Булгакова М.А Мастер и Маргарита. М.: Аст Хранитель, 2007. 478 с.

сумасшедший, со стороны критиков «Драмлита» - враг государства. Но в ее глазах он - философ, гений, Мастер. Он подарил ей цель - написать этот роман, во что бы то ни стало. Она ему - любовь, поддержку и вдохновение.

Даже тогда, когда, казалось бы, героев перестал связывать роман, что они писали, Маргарита не думает отказываться от Мастера. Маргарита не могла расстаться с Мастером ни на минуту, даже когда его не было и, приходилось думать, что уже не будет никогда. Она настолько безгранично любит своего избранника, что готова на все, только бы еще раз увидеть этого человека или хотя бы что-нибудь услышать о нем, пусть даже самой невероятной ценой: «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!», - думает она148.

После всех испытаний, что были пройдены, она требует вернуть своего Мастера. И вот он перед ней: небритое лицо с дерганной гримасой, сумасшедшие глаза, колючие щеки. Но, вот он, такой родной и любимый, идеальный. Теперь их уже ничто не разлучит. И никогда. Потому что они оба заслужили покой от общества, от романа. И они уходят, умирают для нашего привычного мира.

Роман «Мастер и Маргарита» крайне противоречивый, странный и пугающий. Но Булгаков доказал - неидеальных два человека могут быть идеальными друг для друга. Один дарит успокоение, другой - цель. Как итог - красивая история любви, которая может составить конкуренцию самому Уильяму Шекспиру.

Так что же все-таки такое идеал? Цель? Гибель? Или спасение души, которая нашла свое успокоение в том, чтобы быть идеалом для конкретного человека? Субъективное формирование идеала диалогично и объективируется общественным сознанием. В конкретной ситуации проявляется проблема идеала как цели и как средства достижения. Стремиться ли к идеалу, который может возвысить человека и помочь ему в жизни или напротив, принять то, что идеалы несут боль и разрушение тем, кто против тебя, тем, кто рядом, и для тебя тоже? Полифоничность ответа обусловлена многогранностью этого понятия, его противоречивостью.

Наше пожелание людям, пытающимся стать идеальными в современном мире можно сформулировать несколькими предложениями. Найди себе идеал, и возьми от него только лучшее. Качества, меняющие мир внутри тебя, как и чувства, окрыляющие тебя, и действия, которые пропитаны гармонией с самим собой и с этим миром.

Сумей вовремя остановиться, когда почувствуешь, что переходишь свою грань добра и зла. Если ты увидишь, что движешься туда, откуда нет возврата. Если поймешь, что начал не создавать, а разрушать - остановись. Увидь ошибку. Осознай ее. А потом начни свой путь сначала.

И последнее. Помни, что нет нужды быть идеальнее всех. Просто будь собой, и те, кто тебя любят, увидят в тебе своего идеального человека. В

148 Булгакова М.А Мастер и Маргарита. М.: Аст Хранитель, 2007. 478 с.

погоне за идеалом - не потеряй себя.

Использованные источники:

1. Беляев А.Р. Человек - амфибия. М.: Эксмо-Пресс. 2017. - 288с.

2. Белянин А.О. Тайный сыск царя Гороха М.: Армада. 2001. - 490 с.

3. Булгакова М.А Мастер и Маргарита. М.: Аст Хранитель, 2007. 478 с.

4. Верн Ж. 20000 лье под водой. Харьков: Книжный клуб семейного досуга Харьков. 2012. 240 с.

5. Девяткин Г.Т., Сигарева Е.В. Изучение социальных проблем региона как необходимое условие формирования рыночных отношений //Историческая и социально-образовательная мысль. - Т. 10, № 1, 2018. - С. 107-113.

6. История любви Мастера и Маргариты по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» [Электронный ресурс] // Сочинения Litra.ru. URL: http://www.litra.ru/composition/download/coid/00110401242036931937/

7. Попов С.И., Сигарева Е.В. Мораль, этика в обычном понимании и в зеркале критической рефлексии // Право и практика № 3, 2017. - С. 126-132.

8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа. 1981. 374 с.

УДК 681.586'32

Мингазова И.Н. бакалавр

Уфимский государственный авиационный технический университет Россия, г. Уфа

ДАТЧИКИ ЛИНЕЙНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ

Аннотация: В статье рассматриваются датчики линейных перемещений, их классификация, область применения и принципы действия.

Ключевые слова: местоположение объекта, измерительный преобразователь, точность измерения.

Mingazova I.N. bachelor

Ufa state University aviation technical University Russia, Ufa

LINEAR DISPLACEMENT TRANSDUCERS

Abstract: the article deals with linear motion sensors, their classification, scope and principles of action.

Keywords: object location, measuring transducer, measurement accuracy.

Датчик линейных перемещений — это устройство, предназначенное для определения изменения местоположения объекта по одной координате, а также расстояния до объекта. При этом объект может находиться в любой форме: твердой, жидкой или сыпучей. Датчик перемещения представляет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.