Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКАЯ ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

ФИЛОСОФСКАЯ ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1336
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ ПРАКТИКА / ФИЛОСОФСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ / ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП / ФИЛОСОФСКОЕ КАФЕ / ФИЛОСОФИЯ В БИЗНЕСЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Конопляник Александра Андреевна, Кондратьева Таисия Руслановна

В традиционном академическом понимании «практическая философия» - это совокупность тех областей философии, которые изучают практические проявления человеческой жизни, прежде всего, этика и политическая философия. То есть слово «практика» в данном контексте обозначает не столько способ осуществления философской деятельности, сколько ее предмет. Поэтому к практической философии зачастую относят и различные «предметные» и прикладные философии (философия медицины, этика искусственного интеллекта и т.п.), которые могут существовать строго в рамках академического контекста. Но в современном мире получает все более широкое распространение и другая трактовка понятия «практическая философия» - применение философских инструментов и «инсайтов» для философской работы вне академического контекста. В качестве основных направлений такой практической философии, часто называемой «философской практикой», выделяются индивидуальное философское консультирование, философия для детей, философия с социальными группами, философия в бизнесе. Объединяющий признак всех этих форматов - работа специалиста в области философии с неспециалистами для помощи в разрешении их жизненных задач. Эти задачи могут быть разными: стремление более глубоко понять себя и окружающий мир, личностное становление и развитие, развитие навыков мышления и мета-мышления, решение конкретных концептуально насыщенных практических задач, включая этические дилеммы. Указанные формы развиты и формализованы в разной степени в разных странах и регионах мира. Цель предлагаемой статьи - познакомить российского читателя с практической философией в таком ее понимании и дать краткий, но емкий обзор основных направлений философской практики в современном мире, в том числе и в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL PRACTICE IN THE CONTEMPORARY WORLD

In traditional academic sense practical philosophy is the combination of those philosophical disciplines which study the practical manifestations of human life, such as ethics and political philosophy. So “practice” in this context is not so much the way of doing philosophy, but rather its object of interest. Thus different subject-specific and applied philosophies are frequently referenced as areas of practical philosophy, though might as well develop in purely academic context. However, there exists another increasingly visible interpretation of practical philosophy, often also referred to as philosophical practice, which involves the use of philosophical tools and insights for philosophical work outside of academia. The best established forms of philosophical practice are individual philosophical counselling/consultancy, philosophy for children, community philosophy/philosophical cafe, philosophy for business. The core (but not strict) common denominator for all these formats is the joint philosophical work of a professional philosopher with non-philosophers. This work may be perceived of intrinsic value or goal-oriented, including making sense of oneself and the world, personal development, developing thinking and metacognitive skills, solving particular conceptually rich problems, including ethical dilemmas. These formats have been developed and formalised to differing extent in different countries and regions. The goal of the present paper is to introduce the Russian-speaking reader to philosophical practice as a contemporary manifestation of practical philosophy and give a short analytical overview of its key formats in the contemporary world, incl. in Russia.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКАЯ ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Этическая мысль

2021. Т. 21. № 1. С. 148-162

УДК 17

Ethical Thought 2021, Vol. 21, No. 1, pp. 148-162 DOI: 10.21146/2074-4870-2021-21-1-148-162

ФИЛОСОФИЯ И ПРАКТИКА

А.А. Конопляник, Т.Р. Кондратьева

Философская практика в современном мире

Конопляник Александра Андреевна - магистр философии и публичной политики. Лондонская Школа Экономики. Сертифицированный философ-фасилитатор. The Philosophy Foundation (Великобритания). United Kingdom, SE23 3HZ, London, Forest Hill Library Dartmouth Rd.; e-mail: alexandra.konoplyanik@gmail.com

Кондратьева Таисия Руслановна - практический философ. Институт практической философии (Франция). Магистрант. Западный университет Тимишоары (Румыния). Romania, 300223, Timisoara, Bulevardul Vasile Parvan 4; e-mail: kondratyevataisiya@gmail.com

В традиционном академическом понимании «практическая философия» - это совокупность тех областей философии, которые изучают практические проявления человеческой жизни, прежде всего, этика и политическая философия. То есть слово «практика» в данном контексте обозначает не столько способ осуществления философской деятельности, сколько ее предмет. Поэтому к практической философии зачастую относят и различные «предметные» и прикладные философии (философия медицины, этика искусственного интеллекта и т.п.), которые могут существовать строго в рамках академического контекста. Но в современном мире получает все более широкое распространение и другая трактовка понятия «практическая философия» - применение философских инструментов и «инсайтов» для философской работы вне академического контекста. В качестве основных направлений такой практической философии, часто называемой «философской практикой», выделяются индивидуальное философское консультирование, философия для детей, философия с социальными группами, философия в бизнесе. Объединяющий признак всех этих форматов - работа специалиста в области философии с неспециалистами для помощи в разрешении их жизненных задач. Эти задачи могут быть разными: стремление более глубоко понять себя и окружающий мир, личностное становление и развитие, развитие навыков мышления и мета-мышления, решение конкретных концептуально насыщенных практических задач, включая этические дилеммы. Указанные формы развиты и формализованы в разной степени в разных странах и регионах мира. Цель предлагаемой статьи - познакомить российского читателя с практической философией в таком ее понимании и дать краткий, но емкий обзор основных направлений философской практики в современном мире, в том числе и в России.

© Конопляник А.А. © Кондратьева Т.Р.

Ключевые слова: практическая философия, философская практика, философское консультирование, философия для детей, философия для социальных групп, философское кафе, философия в бизнесе

Практическая философия, прикладная философия, философская практика

У понятия «практическая философия» существует более чем одно значение. В традиционном научном понимании практическая философия - это совокупность тех областей философии, которые изучают практические проявления человеческой жизни, ее цели, ценности и способы их реализации. В противовес теоретической философии, отвечающей, прежде всего, на вопрос «что есть?», практическая философия концентрируется на вопросах «как жить?», «как действовать?». В этом смысле, к теоретической философии однозначно можно отнести метафизику, а к практической - этику. Все остальное - предметы классификационных споров. Эпистемология - это, скорее, про «что?» или про «как?» Логика - это абсолютный закон или инструмент? Эстетика существует вне человеческой жизни или обусловлена ей? В этом смысле, вне зависимости от конкретной классификации, и теоретическая, и практическая философия в современном мире являются академическими дисциплинами.

В чем отличие практической философии от прикладной философии? В литературе можно встретить употребление этих понятий как взаимозаменяемых1 или взаимоподчиненных2, причем по-разному. То одно, то другое понятие становится более масштабным. Нам представляется более широкоупотребительной трактовка прикладной философии как набора более узких под-дисциплин практической философии (в представленном выше значении), изучающих философские основания отдельных сфер человеческой деятельности: политики, образования, здравоохранения, культуры, бизнеса и т.д.3 При этом это изучение также может оставаться сугубо в рамках науки, хотя иногда и с привлечением специалистов-практиков этих конкретных дисциплин и представителей соответствующих научных дисциплин для совместных исследований и разработок.

В обоих представленных выше случаях определения «практический» и «прикладной» по отношению к философии указывают на предмет исследования. Но в современном мире получает распространение и другое понимание определения «практический», которое указывает, в первую очередь, на способ и непосредственную цель осуществления философской деятельности, реализуемой не в теоретической области, а на практике, с обязательным вовлечением неспециалистов. Это своего рода философия «для жизни».

1 Савкин Н.С. Возможности прикладной философии // Философия и общество. 2015. № 3-4. С. 158.

2 Шохин В.К. Философия практического разума: агатологический проект. М., 2020. С. 11-66.

3 Савкин Н.С. Возможности прикладной философии. С. 161.

Что интересно, практическая философия в самом начале носила именно такой практический характер - в западном мире это наиболее ярко можно было наблюдать у древних греков4. Вне западного мира, этот акцент на практическое применение философского знания оставался гораздо более значимым на протяжении всей истории многих философских традиций. Джулиан Баджи-ни в своей недавней книге «Как думает мир» пишет, что философия на Западе всегда стремилась быть скорее наукой («стремление к истине»), на Востоке же это, скорее, искусство жизни («поиск пути»)5.

Чаще всего практическая философия в этом смысле подразумевает совместную работу специалиста-философа с неспециалистами. Цели такой работы могут разниться так же, как цели теоретической и практической философии в академическом смысле - т.е. даже в рамках философской практики целью может быть совместный поиск истины (как самоцель) или же стремление к некому сугубо человеческому благу (например, личному развитию и процветанию). Интересно, что в кругах философов-практиков на эту тему ведутся ожесточенные споры, и разные школы отвечают на этот вопрос по-разному. Но то, что их объединяет, - это стремление вынести философию за пределы «башни из слоновой кости» и предложить ее арсенал для использования обычными людьми в обычной жизни, для решения тех вопросов, которые интересуют именно их6.

Практическая философия в этом смысле часто называется философской практикой7. Понятие «философская практика» иногда употребляется и в более узком смысле, как конкретная разновидность практической философии (см. раздел «Индивидуальное философское консультирование»), но в контексте данной статьи мы будем использовать это понятие для обозначения всей совокупности методов такой практической философии, во избежание путаницы с традиционным академическим представлением о практической философии.

Итак, философская практика - это совокупность направлений современной практической философии, использующих философствование как средство для постановки, анализа и решения мировоззренческих проблем, которые определяются специалистом-философом, исходя из конкретного запроса или, более широко, сферы интересов клиента8.

Основным историческим источником вдохновения современной западной философской практики является диалектический метод Сократа (майев-тика). Тем не менее, существует огромное разнообразие методов и подходов, впитавших в себя и другие источники в различных пропорциях.

4 Савкин Н.С. Возможности прикладной философии. C. 157.

5 Baggini J. How the World Thinks. A Global History of Philosophy. London, 2018.

6 Язык философской практики / Ред. С.В. Борисов. Челябинск, 2018. С. 8.

7 В русскоязычной литературе также встречается понятие «философотерапия»: Савкин Н.С. Возможности прикладной философии. C. 161-162.

8 Это определение сформулировано на основании более узкого определения С. Борисова: Язык философской практики. С. 79.

Разновидности философской практики

Разновидности философской практики можно организовать по разным критериям. То, что обычно выделяется как основные направления, не всегда соответствует логической строгости научного классифицирования.

Прежде всего, философскую практику можно разделить по принципу структурированности: структурированный или свободный формат. К свободному относится формат философского кафе.

Структурированность может проявляться в форме фасилитации, когда философ-практик занимает ведущую позицию и направляет диалог с собеседником, но также, например, может принимать форму партнерства (philosophical companionship9), когда участники совместно рассуждают о какой-либо идее, следуя, тем не менее, определенной методике.

Можно разделить философскую практику по центральному фокусу: идеи или личности участников. Для некоторых методик философской практики обращение к личностным характеристикам участников недопустимо в принципе, для некоторых - ее центральный смысл.

Философскую практику можно также разделить по количеству участников (индивидуальная, парная/семейная или групповая работа) и по области применения (образование, бизнес, уязвимые социальные группы). В образовании стоит отдельно выделить направление философии для детей.

Далее мы подробнее остановимся на нескольких ключевых направлениях.

Индивидуальное философское консультирование

Философское консультирование как самостоятельное современное направление практической философии было оформлено немецким философом-практиком Гердом Ахенбахом10. В 1981 г. Ахенбах открыл первый центр по философскому консультированию, а в 1982 основано немецкоязычное Общество философской практики (Gesellschaft für Philosophische Praxis11). Именно это направление философской практики можно уверенно назвать «филосо-фотерапией».

В рамках философского консультирования можно выделить несколько подходов и ключевых методов. Подход - это то, на что или кого делается акцент в консультации: если на личность клиента («кто»), то это человеко-

Подход, предложенный Раном Лахавом: Lahav R. Handbook of Philosophical Companionships: Principles, Procedures, Exercises. Vermont, 2016.

Raabe P.B. Philosophical Counseling. Theory and Practice. London, 2000. P. 6. Некоторые философы заявляют, что практиковали философское консультирование уже в 1967 (См. Grimes P. Philosophical Midwifery and Philosophical Counseling: A New Paradigm for the Understanding of Human Problems // International Readings on Theory, History and Philosophy of Culture. № 10 / Ed. L. Moreva. St. Petersburg, 2001. P. 308-321), но несмотря на эти заявления, Ахенбаха принято считать пионером в этой области.

С 1998 г. - Международное общество философской практики (Die Internationale Gesellschaft für Philosophische Praxis).

9

ориентированный (person-oriented) и открытый (open-ended) подход; если на разрешение конкретного вопроса клиента («что»), то это подход, ориентированный на проблему (problem-oriented), на конкретную точку (end-point-oriented); если на правильность, должность того, как все должно быть устроено («как»), то это подход, ориентированный на истину («truth-oriented»). Метод -это способ исследования вопроса или достижения результата.

Первый метод - это метод-над-методом (the «beyond-method» method) Гер-да Ахенбаха, который заключается в отсутствии метода как такового - индивидуальный подход к каждому собеседнику и акцент на философствовании, а не на способе, которым оно осуществляется12.

Метод «философского акушерства» («philosophical midwifery») Пьера Граймса - адаптированная версия сократовского «повивального» искусства, в котором философ-практик лишь сопровождает собеседника, пока тот «разрождается» своей идеей, не предлагая собственных интерпретаций13.

Аналитический метод предполагает как применение критического мышления самим философом-практиком, так и побуждение клиента к интерпретации, анализу, концептуализации, проблематизации и синтезу своих идей. Некоторые школы делают особый акцент на том, чтобы прорабатывать не только идеи, но и стоящие за ними эмоции, например, подход PEACE14, предложенный Лу Маринофф (Lou Marinoff), а также Рационально-эмоционально -поведенческая терапия15 (REBT16). Другие не исключают работу с эмоциями, но не делают ее обязательной, например, логико-основанная терапия (LBT17). Некоторые философы-практики делают акцент на разрешении философских проблем - Лу Маринофф, Лидия Амир18, тогда как другие видят философичность в их приумножении - Оскар Бренифье (Oscar Brenifier)19.

12 Raabe P.B. Philosophical Counseling. P. 50-56.

13 Grimes P. Philosophical Midwifery.

14 MarinoffL. Plato, not Prozac!: Applying Eternal Wisdom to Everyday Problems. New York, 1999; PEACE (problem, emotion, analysis, contemplation, equilibrium) - проблема, эмоция, анализ, созерцание, равновесие.

15 До этого называлась Рациональной терапией (RT), а после Рационально-эмоциональной терапией (RET).

16 Robertson D. REBT, Philosophy and Philosophical Counselling // Practical Philosophy. 2000. Vol. 3. №. 3. P. 28-37.

17 Cohen E.D. Philosophical Principles of Logic-Based Therapy // Practical Philosophy. 2003. Vol. 6. №. 1. P. 27-35.

18 Amir L.B. Philosophical Practice: A Method and Some Cases // Practical Philosophy. 2003. Vol. 6 (1). P. 36-41; Amir L.B. Epistemology as a Practical Activity // Haser. 2011. Vol. 2. P. 41-65.

19 Brenifier O. The Art of Philosophical Practice. 2020. URL: http://www.pratiques-philosophiques.fr/wp-content/uploads/2020/06/artpp.pdf (дата обращения:15.03.2021); Brenifier O. Philosophical Consultation. Editions Alcofribas, 2019. URL: http://www.pratiques-philosophiques.fr/ wp-content/uploads/2019/12/THE-PHILOSOPHICAL-CONSULT.pdf (дата обращения: 15.03.2021); У одного из авторов статьи есть серьезные сомнения относительно этической стороны применения данного метода его автором, подробнее об этом тут: Конопляник А.А. Казнить нельзя помиловать: «Философское консультирование» Оскара Бренифье // РАФП, 2020. URL: http://raphp.ru/ru/aleksandra-konoplyanik-kaznit-nelzya-pomilovat-filosofskoe-konsultirovanie-oskara-brenife/ (дата обращения: 15.03.2021).

В качестве еще одного метода можно выделить метод созерцания, наблюдения за идеей - ее непосредственного постижения, без аналитического вмешательства разума - подход Deep Philosophy, предложенный Раном Лахавом.

Некоторые методы могут сочетаться, чередоваться, какие-то будут взаимо-исключать друг друга. Но какой бы метод не применялся, основная цель философского консультирования состоит в том, чтобы помочь клиенту достичь лучшего философского понимания себя20.

Со времен развития «философского акушерства» в Америке в конце 1960-х гг. и philosophische Praxis в Германии в начале 1980-х география философской практики успела существенно расшириться - сегодня ассоциации философов-практиков существуют во многих странах мира, в том числе в России. Так сложилось, что в западной части страны (Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде) философская практика (особенно в форме философского консультирования) обычно ассоциируется со специфическим критическим подходом, который привнес Оскар Бренифье. Данный подход активно развивает в Волгограде Андрей Макаров. Тогда как на востоке страны (ЮУрГУ, Челябинск) философская практика в большей степени связана с идеями Рана Лахава и его созерцательным подходом глубинной философии, используемым (в том числе) Сергеем Борисовым, главой Российской ассоциации философов-практиков «Рацио» (РАФП), основанной в 2017 г.

Окном в международное профессиональное сообщество выступает Международная конференция по философской практике (International Conference on Philosophical Practice, ICPP21). Принимающей стороной 16-й конференции в 2020 г. и предстоящей 17-й конференции в 2021 г. выступает Россия (виртуально, в связи с эпидемиологической ситуацией в мире).

Философия для детей (P4C)

Одно из наиболее оформившихся обособленных направлений в современной философской практике - философия для детей (Philosophy for Children (P4C)). Отцом-основателем P4C считается американский философ, теоретик образования и преподаватель Мэтью Липман, сформулировавший свой метод философской работы с детьми в ряде публикаций, начиная с 1970-х гг. Липман долгое время работал в Государственном Университете Монтклэр в США, где до сих пор функционирует основанный им центр научных исследований этой разновидности философской практики - The Institute for the Advancement of Philosophy for Children22.

Методология и педагогика P4C базируется, прежде всего, на двух философских традициях: диалектике Сократа23 и «сообществе исследователей»

20 Raabe P.B. Philosophical Counseling. P. 6-34.

21 Проводится с 1994 г.

22 Pritchard M. Philosophy for Children // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Winter 2020 Edition / Ed. E.N. Zalta. URL: https://plato.stanford.edu/archives/win2020/entries/children/ (дата обращения: 15.03.2021).

23 Worley P. Corrupting Youth: History and Principles of Philosophical Enquiry. Vol. 1. London, 2021.

(community of inquiry) Джона Дьюи24. Это важно для понимания двоякой цели классической школы P4C - как самоценное стремление к истине, так и развитие качеств, необходимых для воспитания компетентного, самостоятельно мыслящего гражданина демократического общества. В отдельных ответвлениях P4C целевые акценты могут смещаться и разниться.

Термин «community of inquiry» до сих пор активно используется в среде P4C для обозначения фасилитируемой групповой философской беседы. В парадигме P4C, философ-педагог выступает именно в роли фасилитатора, а не «информатора». Он вовлекает участников группы в обсуждение конкретной философской проблемы, постепенно знакомя их с различными философскими инструментами и воспитывая в них интеллектуальные добродетели25.

За несколько десятилетий P4C нашла поклонников, последователей и преемников практически по всему миру. Многие из них продолжают использовать классические тексты Мэтью Липмана и его соавтора Энн Маргарэт Шарп, но появилось также и большое число новых методик и ответвлений26.

В России первым популяризатором методологии Липмана была Нина Юлина27. Ее работу продолжила и развила профессор МГУ Лариса Ретюн-ских, организатор и руководитель российского проекта «Философия - детям», работающая по авторским программам, во многом близким, но не тождественным липмановским28. Ретюнских также организовала и провела семь международных конференций по философии для детей в России29. Современное поколение философов-практиков P4C в России представлено, прежде всего, учениками Ретюнских, такими, как Анастасия Авдиева (руководитель Детского философского клуба в Москве), Майя Дмитриева (руководитель Детского философского клуба «Я и Мой Мир» в Санкт-Петербурге), Тамара Пушанко (онлайн-проект Мультишествие), Татьяна Рябухина (проект «Университет детей»), Дарья Акимова, Екатерина Трушкина, Евгения Васильева (проект «Территория мысли» и др.).

24 Kennedy D. Lipman, Dewey, and the Community of Philosophical Inquiry // Education and Culture. 2012. Vol. 28. №. 2. P. 36-53.

25 Авдиева А. Применение инструментов практической философии для развития творческого и критического мышления у детей // Философская практика: самопознание посредством интеллектуального творчества: сб. материалов онлайн-конф. по философ. практике (28-31 июля 2020 г.) / Ред. С. Борисов. Челябинск, 2020. URL: https://icpp2020.ru/_files/200000361-e548be548f/Collection.pdf (дата обращения: 15.03.2021).

26 Среди наиболее заметных и методологически узнаваемых можно назвать, в частности, несколько британских платформ: Society for the Advancement of Philosophical Enquiry and Reflection in Education, The Philosophy Foundation, Community of Philosophical Inquiry. Существует также целый ряд международных и региональных ассоциаций философов-практиков, работающих с детьми: International Council for Philosophical Inquiry with Children, The European Foundation for the Advancement of Doing Philosophy with Children (Sophia Network), North American Association of Community of Inquiry и Philosophy Learning and Teaching Organization, Federation of Asia-Pacific Philosophy in Schools Associations.

27 Юлина Н.С. Философия для детей: обучение навыкам разумного мышления. М., 2005.

28 На сайте проекта можно найти некоторые переведенные на русский язык оригинальные тексты Липмана.

29 По всем конференциям выпущены сборники материалов.

Философия для социальных групп и философское кафе

Еще одна разновидность философской практики - философия для социальных групп (community philosophy). Выделение этой разновидности происходит скорее по принципу «где» и «с кем», нежели чем «как». По большому счету, это любая разновидность фасилитируемого или свободного философского обсуждения с группой, члены которой объединены по тому или иному признаку.

К философии для социальных групп можно отнести философскую практику с обитателями тюрем, больниц, спецшкол и т.п. заведений для уязвимых социальных групп30. Эта практика существует и формализована в ряде стран, например, Великобритании, США, Ирландии31, Испании, Мексике32.

Для участников философского диалога в данных контекстах философия может играть важную реабилитационную роль - помогать в поиске утраченного смысла жизни, переосмыслении своего места в этом мире, формировании обновленной идентичности, примирении с собственной несвободой или даже вероятной скорой смертью. В некоторых исключительных случаях занятия философией могут даже стать смыслом жизни33.

Иногда философию для социальных групп приравнивают к публичной философии (public philosophy)34, но мы предлагаем разделять эти понятия. Под публичной философией чаще всего подразумевается общественная активность университетских философов, т.е. выступления перед широкой аудиторией, в том числе посредством СМИ, которые крайне редко приобретают качество диалога. Тем не менее, именно из «публичной философии» родилось современное «философское кафе» - café-philo.

Философское кафе - это более свободный формат группового обсуждения практически любого философского вопроса, который зачастую предлагается и выбирается участниками группы. Этот формат (который в принципе, может применяться в различных контекстах, не только с конкретными социальными группами) выделяется в отдельное направление скорее исторически и в связи со своими «континентальными» корнями (от отличие от англосаксонской, более «аналитической» формы философии в социальном пространстве), а также

30 Barrientos J. How is Philosophical Practice working with Vulnerable People? // International Conference of Philosophical Practice. 2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_UOf_ KHK6x4 (дата обращения: 15.03.2021).

31 Humphreys J. Why We need 'Community Philosophy' // The Irish Times, Feb 20, 2018. URL: https://www.irishtimes.com/culture/why-we-need-community-philosophy-1.3390995 (дата обращения: 15.03.2021).

32 Barrientos J. et al. Philosophical Practice in Prison: BOETIUS Project // International Conference of Philosophical Practice. 2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=uwTDs61jQI4 (дата обращения: 15.03.2021).

33 Worley P. Why Phi. Reasoning, Reflection and (Re-)evaluation (The Children's Hospital School -Teaser) // Philosophy in Schools. 2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=TJ5OyFm-bu8 (дата обращения: 15.03.2021).

34 Philosophy and Community: Theories, Practices and Possibilities / Eds. A. Fulford, G. Lockrobin, R. Smith. London, 2020.

тем, что философ-организатор выступает скорее в роли модератора, чем фа-силитатора (т.е. больше следит за «регламентом», нежели чем за структурой содержания диалога). У философских кафе богатая история прототипов, неформальных встреч «публичных философов», таких как Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар, общавшихся с коллегами и публикой в парижских кафе. Но современную популярность философских кафе связывают с именем французского философа-энтузиаста Марка Сотэ, который начал специально организовывать регулярные «философские кафе» в Париже в 1992 г. В настоящее время по миру (не только во Франции) проводятся сотни более-менее регулярных философских кафе. Некоторые из них аффилированы и пользуются официальной поддержкой французских культурных центров (Institut Français).

В России философия для социальных групп представлена рядом индивидуальных инициатив разной степени формализованности, некоторые из которых существуют уже длительное время: философский семинар в г. Озерске Сергея Борчикова и Натальи Подзолковой существует уже 28 лет. Философские кафе проводит, например, Сергей Борисов (ЮрГУ/ РАФП) в Челябинске.

Философия для бизнеса

В отдельное направление философской практики часто выделяется философия для бизнеса. Здесь речь идет не столько об обособленности методологии, сколько об особой целевой группе - представителях делового мира. В этом контексте используются как методологические разработки из других областей философской практики, так и специально разработанные авторские инструменты. Так, The Philosophy Foundation, специализирующийся на философии для детей, также проводит фасилитируемые семинары и тренинги по критическому мышлению для представителей бизнеса под запрос, на основе почти тех же самых методик и компетенций.

Но есть и философы-практики, работающие исключительно или преимущественно с бизнес-аудиториями, и даже патентующие соответствующие методики. Например, Роджер Стир, профессор организационной этики в бизнес-школе Касс (Великобритания), запатентовал собственную пошаговую программу Ethicability, с помощью которой он обучает представителей бизнес-сообщества осмысленному принятию этически взвешенных решений - а также сопровождает их в этом процессе.

Компания Thae (Франция) под руководством Флоры Бернар и Марион Же-невр помогает корпоративным командам осмыслять ключевые концепты их деятельности (например, что такое «клиент»? что такое «успех»?) через фасилитируемые семинары, включающие в себя лекционные элементы как «стимул» к обсуждению.

Возможная форма присутствия практической философии в бизнесе - это философ-резидент, иногда даже являющийся сотрудником компании. Должность может называться по-разному и варьироваться по функционалу, от преимущественно задач прикладной философии (осмысления философских посылок конкретной деловой активности) в диалоге с руководством до регулярной

философской практики с сотрудниками на свободные темы. С позицией философа-резидента активно экспериментируют компании Силиконовой долины в США, в том числе Google35. Один из соавторов данной статьи (А. Конопляник) имеет должность Chief Philosophy Officer в небольшой инновационной российско-швейцарской компании и отвечает за последовательную концептуализацию и этическую осмысленность продуктовых решений компании.

Тем не менее, философы пока что обычно привлекаются бизнесом лишь для консультирования по отдельным, возникающим время от времени вопросам36.

Заключение

Итак, в данной статье мы развели понятия: «практическая философия», «прикладная философия» и «философская практика». Мы предложили наше видение структуры философской практики и дали обзор ключевых направлений и подходов в современном мире, включая Россию. Мы не ставили перед собой задачи исчерпывающего исследования этого разнообразного и довольно фрагментированного пространства, но, надеемся, читатель смог составить представление о том, что такое практическая философия в смысле философской практики.

Мы хотели бы особо отметить, что представленный материал основывается на «западной» философской традиции. Исследование практической философии в русле внезападных философских традиций осталось за рамками данного обзора, в первую очередь по причине того, что именно на Западе философия на протяжении долгого времени воспринималась как оторванная от повседневной жизни человека, она удалилась в «башню из слоновой кости» -и только недавно начала из нее возвращаться в форме, прежде всего, философской практики.

В заключение мы также хотели бы поделиться нашим личным наблюдением, сформированным на основе собственного опыта и многочисленных бесед с коллегами и клиентами, относительно возможной дальнейшей роли философии, а именно философской практики, в современном мире. На протяжении истории философия, как дисциплина, накопила и отточила целый арсенал инструментов мышления, самопознания и взаимопонимания. Современный человек испытывает острую необходимость в этих инструментах, но чаще всего эта потребность не осознается, а то и полностью отсутствует понимание того, что философия может помочь ее реализовать. К сожалению, в современных школах редко преподают логику и теорию познания, в общеуниверситетских курсах введение в философию представлено в форме сухого экскурса в историю философских учений, этика нередко ассоциируется с основами религиозной

35 Percy S. Why Your Board Needs a Chief Philosophy Officer // Forbes, March 9, 2018. URL: https://www.forbes.com/sites/sallypercy/2018/03/09/why-your-board-needs-a-chief-philosophy-officer/?sh=1ae5609a42e3 (дата обращения: 15.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 Tickle L., Burke C. I work therefore I am: Why Businesses are Hiring Philosophers // The Guardian. March 29, 2018. URL: https://www.theguardian.com/business-to-business/2018/mar/ 29/i-work-therefore-i-am-why-businesses-are-hiring-philosophers (дата обращения: 15.03.2021).

культуры, а политическая философия - с борьбой за власть. Мы наблюдаем огромный, практически нетронутый пласт работы для профессиональных философов, которым было бы интересно найти дополнительные способы применения своих компетенций, в возвращении к реализации практических целей философии как деятельности не только самоценной или же питающей научное знание, но и способной помочь обычному человеку лучше разобраться в том, как работает этот мир и как найти в нем свой путь. Как писал Джон Дьюи, «философия реабилитирует себя, когда она перестает быть лишь инструментом решения проблем философов и становится методом, культивированным философами, для решения проблем человека»37.

Но, еще раз подчеркиваем, этот запрос зачастую неявный, и задача философов в том числе и в том, чтобы инициативно, не дожидаясь внешних обращений, помочь его сформулировать, предложить философию в качестве одного из ключевых средств принятия решений - и сделать это понимание нормой в современном меняющемся мире.

Список литературы

Авдиева А. Применение инструментов практической философии для развития творческого и критического мышления у детей // Философская практика: самопознание посредством интеллектуального творчества: сб. материалов онлайн - конф. по философ. практике (28-31 июля 2020 г.) / Ред. С. Борисов. Челябинск: Челяб. филиал РАНХиГС, 2020. URL: https://icpp2020.ru/_files/200000361-e548be548f/Collection.pdf (дата обращения: 15.03.2021).

Конопляник А.А. Казнить нельзя помиловать: «Философское консультирование» Оскара Бренифье // РАФП, 2020. URL: http://raphp.ru/ru/aleksandra - konoplyanik - kaznit - nelzya -pomilovat - filosofskoe - konsultirovanie - oskara - brenife/ (дата обращения: 15.03.2021).

Савкин Н.С. Возможности прикладной философии // Философия и общество. 2015. № 3-4. C. 155-165.

Шохин В.К. Философия практического разума: агатологический проект. М.: Владимир Даль, 2020. 421 с.

Юлина Н.С. Философия для детей: обучение навыкам разумного мышления. М: Канон+, 2005. 463 с.

Язык философской практики / Ред. С.В. Борисов. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. 100 с.

Amir L.B. Philosophical Practice: A Method and Some Cases // Practical Philosophy. 2003. Vol. 6 (1). P. 36-41.

Amir L.B. Epistemology as a Practical Activity // Haser. 2011. Vol. 2. P. 41-65.

Baggini J. How the World Thinks. A Global History of Philosophy. London: Granta Books, 2018. 432 p.

Barrientos J. How is Philosophical Practice Working with Vulnerable People? // International Conference of Philosophical Practice. 2020. URL: https://www.youtube.com/watch?-v=_UOf_KHK6x4 (дата обращения: 15.03.2021).

Barrientos J. et al. Philosophical Practice in Prison: BOETIUS Project // International Conference of Philosophical Practice. 2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=uwTDs61jQI4 (дата обращения: 15.03.2021).

37 Dewey J. The Need for a Recovery of Philosophy // The Pragmatism Reader: From Pierce Through the Present / Eds. R.B. Talisse, S.F. Aikin. Princeton, 2011. P. 138.

Brenifier O. The Art of Philosophical Practice. 2020. URL: http://www.pratiques -philosophiques.fr/wp - content/uploads/2020/06/artpp.pdf (дата обращения:15.03.2021).

Brenifier O. Philosophical Consultation. Editions Alcofribas, 2019. URL: http://www.pratiques -philosophiques.fr/wp - content/uploads/2019/12/THE - PHILOSOPHICAL-CONSULT.pdf (дата обращения: 15.03.2021).

Cohen E.D. Philosophical Principles of Logic - Based Therapy // Practical Philosophy. 2003. Vol. 6. № 1. P. 27-35.

Dewey J. The Need for a Recovery of Philosophy // The Pragmatism Reader: From Pierce Through the Present / Eds. R.B. Talisse, S.F. Aikin. Princeton: Princeton UP, 2011. 504 p.

Grimes P. Philosophical Midwifery and Philosophical Counseling: A New Paradigm for the Understanding of Human Problems // International Readings on Theory, History and Philosophy of Culture. No. 10 / Ed. L. Moreva. St. Petersburg: EIDOS, 2001. P. 308-321.

Hadot P. Philosophy as a Way of Life. Cambridge: Blackwell, 1995. 320 p.

Humphreys J. Why We need 'Community Philosophy' // The Irish Times, Feb 20, 2018. URL: https://www.irishtimes.com/culture/why - we - need - community - philosophy-1.3390995 (дата обращения: 15.03.2021).

Kennedy D. Lipman, Dewey, and the Community of Philosophical Inquiry // Education and Culture. 2012. Vol. 28. №. 2. P. 36-53.

Lahav R. Handbook of Philosophical Companionships: Principles, Procedures, Exercises. Vermont: Lovey Books, 2016. 82 p.

Marinoff L. Plato, not Prozac!: Applying Eternal Wisdom to Everyday Problems. New York: HarperCollins, 1999. 322 p.

Percy S. Why Your Board needs a Chief Philosophy Officer // Forbes, Mar 9, 2018. URL: https://www.forbes.com/sites/sallypercy/2018/03/09/why - your - board - needs - a - chief -philosophy - officer/?sh=1ae5609a42e3 (дата обращения: 15.03.2021).

Philosophy and Community: Theories, Practices and Possibilities / Eds. A. Fulford, G. Lock-robin, R. Smith. London: Bloomsbury Academic, 2020. 280 p.

Pritchard M. Philosophy for Children // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Winter 2020 Edition / Ed. by E.N. Zalta. URL: https://plato.stanford.edu/archives/win2020/entries/ children/ (дата обращения: 15.03.2021).

Raabe P.B. Philosophical Counseling. Theory and Practice. London: Praeger, 2000. 328 p.

Robertson D. Philosophical and Counter - Philosophical Practice // Practical Philosophy. 1998. Vol. 1. № 3. P. 6-11.

Robertson D. REBT, Philosophy and Philosophical Counselling // Practical Philosophy. 2000. Vol. 3. № 3. P. 28-37.

Tickle L., Burke C. I work therefore I am: Why Businesses are Hiring Philosophers // The Guardian. Mar 29, 2018. URL: https://www.theguardian.com/business - to - business/2018/mar/ 29/i - work - therefore - i - am - why - businesses - are - hiring - philosophers (дата обращения: 15.03.2021).

Worley P. Corrupting Youth: History and Principles of Philosophical Enquiry. Vol. 1. London: Rowman & Littlefield, 2021. 120 p.

Worley P. Why Phi. Reasoning, Reflection and (Re-)evaluation (The Children's Hospital School - Teaser) // Philosophy in Schools. 2020. URL: https://www.youtube.com/watch?-v=TJ5OyFm - bu8 (дата обращения: 15.03.2021).

Philosophical Practice in the Contemporary World

Alexandra A. Konoplyanik

London School of Economics. The Philosophy Foundation. Forest Hill Library Dartmouth Rd., London, SE23 3HZ, United Kingdom; e-mail: alexandra.konoplyanik@gmail.com

Taisiya R. Kondratyeva

L'Institut de Pratiques Philosophiques (France). West University of Timisoara (Romania). 4 Bulevardul Vasile Parvan, Timisoara, 300223, Romania; e-mail: kondratyevataisiya@gmail.com

In traditional academic sense practical philosophy is the combination of those philosophical disciplines which study the practical manifestations of human life, such as ethics and political philosophy. So "practice" in this context is not so much the way of doing philosophy, but rather its object of interest. Thus different subject-specific and applied philosophies are frequently referenced as areas of practical philosophy, though might as well develop in purely academic context. However, there exists another increasingly visible interpretation of practical philosophy, often also referred to as philosophical practice, which involves the use of philosophical tools and insights for philosophical work outside of academia. The best established forms of philosophical practice are individual philosophical counselling/consultancy, philosophy for children, community philosophy/philosophical cafe, philosophy for business. The core (but not strict) common denominator for all these formats is the joint philosophical work of a professional philosopher with non-philosophers. This work may be perceived of intrinsic value or goal-oriented, including making sense of oneself and the world, personal development, developing thinking and metacognitive skills, solving particular conceptually rich problems, including ethical dilemmas. These formats have been developed and formalised to differing extent in different countries and regions. The goal of the present paper is to introduce the Russian-speaking reader to philosophical practice as a contemporary manifestation of practical philosophy and give a short analytical overview of its key formats in the contemporary world, incl. in Russia.

Keywords: practical philosophy, philosophical practice, philosophical counselling, philosophical consultancy, philosophy for children, P4C, community philosophy, philosophical cafe, philosophy for business

References

Amir, L.B. "Epistemology as a Practical Activity", Haser, 2011, Vol. 2, pp. 41-65.

Amir, L.B. "Philosophical Practice: A Method and Some Cases", Practical Philosophy, 2003, Vol. 6 (1), pp. 36-41.

Avdieva, A. "Primienienie instrumentov prakticheskoi filosofii dlya razvitiya tvorcheskogo i kriticheskogo myshleniya u detei" [Applying the Tools of Practical Philosophy for the Creative and Critical Thinking Development in Children], Filosofskaya praktika: samopoznanie posred-stvom intellektual'nogo tvorchestva: sbornik onlain konferentsii po filisofskoi praktike (28-31 iyulya 2020 g.) [Philosophical Practice for Self - Knowledge by Means of Intellectual Creativity: Collection of Writings of the Online Conference on Philosophical Practice (July 28-31, 2020)], ed. by S.V. Borisov. Chelyabinsk: RANEPA, Chelyabinsk branch Publ., 2020 [https://icpp2020.ru/_ files/200000361-e548be548f/Collection.pdf, accessed on 15.03.2021]. (In Russian)

Baggini, J. How the World Thinks. A Global History of Philosophy. London: Granta Books, 2018. 432 pp.

Barrientos, J., et al. "Philosophical Practice in Prison: BOETIUS Project", International Conference of Philosophical Practice, 2020 [https://www.youtube.com/watch?v=uwTDs61jQI4, accessed on 15.03.2021].

Barrientos, J. "How is Philosophical Practice working with vulnerable people?", International Conference of Philosophical Practice, 2020 [https://www.youtube.com/watch?v=_UOf_ KHK6x4, accessed on 15.03.2021].

Brenifier, O. Philosophical Consultation. Editions Alcofribas, 2019 [http://www.pratiques -philosophiques.fr/wp - content/uploads/2019/12/THE - PHILOSOPHICAL-CONSULT.pdf, accessed on 15.03.2021].

Brenifier, O. The Art of Philosophical Practice, 2020 [http://www.pratiques -philosophiques.fr/wp - content/uploads/2020/06/artpp.pdf, accessed on 15.03.2021].

Cohen, E.D. "Philosophical Principles of Logic - Based Therapy", Practical Philosophy, 2003, Vol. 6, No. 1, pp. 27-35.

Dewey J. "The Need for a Recovery of Philosophy", The Pragmatism Reader: From Pierce Through the Present, eds. R.B. Talisse, S.F. Aikin. Princeton: Princeton UP, 2011. 504 pp.

Grimes, P. "Philosophical Midwifery and Philosophical Counseling: A New Paradigm for the Understanding of Human Problems", International Readings on Theory, History and Philosophy of Culture, No. 10, ed. by L. Moreva. St. Petersburg: EIDOS, 2001, pp. 308-321.

Hadot, P. Philosophy as a way of life. Cambridge: Blackwell, 1995. 320 pp.

Humphreys, J. "Why we need community philosophy", The Irish Times, Feb 20, 2018 [https://www.irishtimes.com/culture/why - we - need - community - philosophy-1.3390995, accessed on 15.03.2021].

Kennedy, D. "Lipman, Dewey, and the Community of Philosophical Inquiry", Education and Culture, 2012, Vol. 28, No. 2, Article 4, pp. 36-53.

Konoplyanik, A. "Kaznit' nel'zya pomilovat': 'Filosofskoe konsul'tirovanie' Oskara Brenife" [When Inquiry Becomes Inquisition: Oscar Brenifier's «Philosophical Practice»], RAFP, 2020 [http://raphp.ru/ru/aleksandra - konoplyanik - kaznit - nelzya - pomilovat - filosofskoe -konsultirovanie - oskara - brenife/, accessed on 15.03.2021]. (In Russian)

Lahav, R. Handbook of Philosophical Companionships: Principles, Procedures, Exercises. Vermont: Lovey Books, 2016. 82 pp.

Marinoff, L. Plato, not Prozac!: Applying Eternal Wisdom to Everyday Problems. New York: HarperCollins, 1999. 322 pp.

Percy, S. "Why Your Board needs a Chief Philosophy Officer", Forbes, March 9, 2018 [https://www.forbes.com/sites/sallypercy/2018/03/09/why - your - board - needs - a - chief -philosophy - officer/?sh=1ae5609a42e3, accessed on 15.03.2021].

Philosophy and Community: Theories, Practices and Possibilities, eds. A. Fulford, G. Lock-robin, R. Smith. London: Bloomsbury Academic, 2020. 280 pp.

Pritchard, M. "Philosophy for Children", The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2020 Edition), ed. E.N. Zalta [https://plato.stanford.edu/archives/win2020/entries/children/, accessed on 15.03.2021].

Raabe, P.B. Philosophical counseling. Theory and Practice. London: Praeger, 2000. 328 pp.

Robertson, D. "Philosophical and Counter - Philosophical Practice", Practical Philosophy, 1998, Vol. 1, No. 3, pp. 6-11.

Robertson, D. "REBT, Philosophy and Philosophical Counselling", Practical Philosophy, 2000, Vol. 3, No. 3, pp. 28-37.

Savkin, N.S. "Vozmozhnosti prikladnoj filosofii" [Capabilities of Practical Philosophy], Filosofiya i obshchestvo, 2015, No. 3-4, pp. 155-165. (In Russian)

Shokhin, V.K. Filosofiya prakticheskogo razuma: agatologicheskij proekt [Philosophy of Practical Mind: Agathological Project]. Moscow: Vladimir Dal Publ., 2020. 421 pp. (In Russian)

Tickle, L., Burke, C. "I work therefore I am: Why Businesses are Hiring Philosophers", The Guardian, March 29, 2018 [https://www.theguardian.com/business - to - business/2018/mar/29/i -work - therefore - i - am - why - businesses - are - hiring - philosophers, accessed on 15.03.2021].

Worley, P. "Why Phi. Reasoning, Reflection and (Re-)evaluation" (The Children's Hospital School - Teaser), Philosophy in Schools, 2020 [https://www.youtube.com/watch?v=TJ5OyFm -bu8, accessed on 15.03.2021].

Worley, P. Corrupting Youth: History and Principles of Philosophical Enquiry. Vol. 1. London: Rowman & Littlefield, 2021. 120 pp.

Yazyk Filosofskoj Praktiki [The Language of Philosophical Practice], ed. by S.V. Borisov, Chelyabinsk: SUSU Publ., 2018. 100 pp. (In Russian)

Yulina, N.S. Filosofiya dlya detej: obuchenie navykam razumnogo myshleniya [Philosophy for Children: Teaching the Sciences of Reasonable Thinking]. Moscow: Kanon+ Publ., 2005. 463 pp. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.