Научная статья на тему 'Философская полиция: миф или реальность'

Философская полиция: миф или реальность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ТЕРМИНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крюкова К. К.

Философская полиция – это структура, призванная пресекать возможность совершения преступления посредством исследования актов выражения философской мысли. Мы ставим целью анализ данного термина с точки зрения логической верности и возможности его осуществления.Гилберт Честертон, создатель данного термина, служащего иллюстрацией к истории ограничения свободы слова, начиная с момента изобретения книгопечатания, считал, что моральный преступник гораздо опаснее обычного и его необходимо грамотно идентифицировать с помощью его же философских трудов и изолировать от общества. В данном случае мы наблюдаем буквальное понимание термина «философская полиция», которое, в свою очередь, отсылает нам к буквальному пониманию термина «закон»: есть закон, обладающей неприкосновенностью, и есть философская полиция, которая должна его защищать. В произведении «Человек, который был Четвергом» Честертон экстраполирует типичные полицейские образы на представителей якобы философской полиции. Таким образом, философская полиция является, по сути, обыкновенной цензурой.Обратимся к Гегелю: преступление – это диалектическое отрицание закона, закон – это преступление, возведенное в абсолют. По сравнению с преступлением, закон носит универсальный характер. Например, французский политик и философ Прудон говорит, что частная собственность – уже кража. Воровство – это отрицание собственности. Для Прудона существует измерение кражи, которое включено в само понятие собственности: когда я говорю «это мое, а это не мое» — это уже кража. Это движение от внешнего нарушения закона к тому, что закон сам себя уже нарушил. По этой же логике нет преступления с точки зрения морали, поскольку моральное преступление – это уже существование закона как такового.Таким образом, философская полиция – это абстрактная структура, которая не может восприниматься буквально и осуществлять свою деятельность, поскольку по выполнении своих функций она перестает быть «философской» и, тем самым, само существование термина становиться абсурдным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философская полиция: миф или реальность»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2013. Volume 3. Issue 11

Тезис

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: к.ф.н. Живайкина А.А.

Философская полиция - это структура, призванная пресекать возможность совершения преступления посредством исследования актов выражения философской мысли. Мы ставим целью анализ данного термина с точки зрения логической верности и возможности его осуществления.

Гилберт Честертон, создатель данного термина, служащего иллюстрацией к истории ограничения свободы слова, начиная с момента изобретения книгопечатания, считал, что моральный преступник гораздо опаснее обычного и его необходимо грамотно идентифицировать с помощью его же философских трудов и изолировать от общества. В данном случае мы наблюдаем буквальное понимание термина «философская полиция», которое, в свою очередь, отсылает нам к буквальному пониманию термина «закон»: есть закон, обладающей неприкосновенностью, и есть философская полиция, которая должна его защищать. В произведении «Человек, который был Четвергом» Честертон экстраполирует типичные полицейские образы на представителей якобы философской полиции. Таким образом, философская полиция является, по сути, обыкновенной цензурой.

Обратимся к Гегелю: преступление - это диалектическое отрицание закона, закон - это преступление, возведенное в абсолют. По сравнению с преступлением, закон носит универсальный характер. Например, французский политик и философ Прудон говорит, что частная собственность - уже кража. Воровство - это отрицание собственности. Для Прудона существует измерение кражи, которое включено в само понятие собственности: когда я говорю «это мое, а это не мое» — это уже кража. Это движение от внешнего нарушения закона к тому, что закон сам себя уже нарушил. По этой же логике нет преступления с точки зрения морали, поскольку моральное преступление - это уже существование закона как такового.

Таким образом, философская полиция - это абстрактная структура, которая не может восприниматься буквально и осуществлять свою деятельность, поскольку по выполнении своих функций она перестает быть «философской» и, тем самым, само существование термина становиться абсурдным.

Ключевые слова: философия, терминология

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.