Научная статья на тему 'Философская мысль Шотландской школы в современной англоязычной историографии'

Философская мысль Шотландской школы в современной англоязычной историографии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философская мысль Шотландской школы в современной англоязычной историографии»

3. О необходимости воздаяния за зло. Смертная казнь выступает как правомерная ответная реакция государства на совершенное злодеяние. Еще талион, древний закон возмездия, требовал воздавать за зло злом, за смерть смертью. Если преступник посягнул на чужую жизнь, то ему не следует жаловаться, что логика принципа эквивалентного воздаяния повлечет за совершенным убийством аналогичную реакцию государства. Таким было традиционное понимание справедливости. В соответствии с ним смертная казнь правомерна.

4. Сторонники смертной казни приводят несокрушимые доказательства того, что пожизненное заключение для убийц — это более мягкая участь, а смертной казни преступники боятся больше всего. Известно, что пожизненно заключенные преступники в основном устраивают себе довольно таки хорошую жизнь. Они заводят множество друзей, занимаются творчеством, работают и даже создают ансамбли.

Аргументы против смертной казни

1. Судебная ошибка. Возможность судебных ошибок существует всегда, поскольку судьи — это обычные люди, которым свойственно ошибаться. Судебной практике известно не так уж мало случаев, когда к смерти приговаривались невиновные. В таких ситуациях исправить ошибку уже невозможно. Так было с делом Чикатило, когда двое подозреваемых были ошибочно казнены за преступления, которых они не совершали - их совершил Чикатило, позднее признавшийся в этом. А невиновные были уже расстреляны! И уже никто не сможет исправить эту ошибку.

2. Проблема смертной казни неотделима от проблемы прав человека. Всеобщая декларация прав человека признает право каждого человека на жизнь и категорически заявляет, что "никто не должен подвергаться пыткам или унижающим его достоинство обращению и наказанию".

3. Развращающее воздействие смертной казни на общественные нравы. Потенциальный преступник начинает строить свои рассуждения по аналогии: «Если государство имеет право убивать, то и я имею такое же право». Смертные казни потворствуют низменным, кровожадным инстинктам, которые коренятся в архаических пластах человеческой психики. Они отравляют психологию народа, разрушают его нравственность.

4. Любой вид тюремного заключения (в том числе и пожизненный) оплачивается государством, а

именно налогами законопослушных граждан. Это означает, что и родственники жертв платят налоги, а стало быть оплачивают жизнь убийцам их родственников.

В России, как и в большинстве государств, пожизненно заключённые не работают. По условиям международных соглашений в тюрьмах все хорошо оборудовано. Пожизненно заключённые пользуются удобными унитазами, едят три раза в день полноценные блюда, слушают радио, читают книги и газеты, иногда смотрят телевизор. Подсчитано, что в России на содержание одного заключённого в месяц уходит больше, чем на зарплату школьных учителей.

Можно еще очень долго говорить о плюсах и минусах смертной казни. Мы лишь хотели рассказать о наиболее значимых фактах. В конечном счете, каждый человек сам для себя выбирает какой точки зрения придерживаться.

Выводом нашей работы можно привести высказывания Чезаре Ломброзо, который утверждал, что «преступниками рождаются», а основоположник социологического направления А.Кетле полагал, что «преступниками не рождаются, ими становятся... Общество заключает в себе зародыш всех имеющихся совершиться преступлений, потому что в нём заключаются условия, способствующие их развитию; оно... подготовляет преступление, а преступник есть только орудие».

Мы же считаем, что источник зла не в природе людей, а в дезорганизации общества. Поставьте человека в нечеловеческие условия, и он нарушит любые запреты. Убийцами не рождаются, ими становятся. И виновато в этом общество! Убийство преступника является варварским и устаревшим способом ответа на трагическую ситуацию, не соответствующим принципам цивилизованного правового государства. Отмена смертной казни - это, в конечном счете, признание целого ряда фундаментальных ценностей, лежащих в основе общества, в котором мы живем. А именно - общества свободы, демократии и прав человека.

Надо не убивать преступников, а искоренять причины преступности. Карать и запрещать легче, чем исправлять и помогать людям.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека

2. Катаев С.Л. Доводы "за" и "против" смертной казни 1999г.

3. Викторский С. Н. История смертной казни в России и современное состояние. М., 1912.

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ШОТЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Гурьевская Любовь Алексеевна

Канд. филос. наук, Мурманский филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС Росии, г. Мурманск

В последнее время в англоязычных странах наблюдается усиление интереса историков философии к Шотландской школе. Современная зарубежная литература, посвященная изучению философской мысли Шотландской

школы эпохи Просвещения, весьма обширна. В работах П. Кинга [25, с. 106], Н. Решера [41, с. 41-42], Э. Фёгелина [48, с. 410], У. Фергюсона [11, с. 212], Р.Е. Бинблоссома [2, с. 11], Э. Ландестада [29, с. 125], А. Хейгара [18, с. 55],

С.А. Грейва [15, с. 9-11], П. Станистрита [45, с. 55], П. Эд-вардса [10, с. 22-28], Д.Ф. Келли [23], Ф. Коплстона [6, с. 377], Д. О'Нилла [34, с. 21], Д.Б. Вилсона [50, с. 68], Т. Пенелхума [36, с. 10], С.У. Саттона [47, с. 195], М. Фицпа-трика [12, с. 76] исследуются принципиальные черты, свойственные философии «здравого смысла» данного периода. Это «здравый смысл» как философская теория Шотландской школы, «теория идей» XVIII в. в качестве альтернативы философии «здравого смысла», критика скептицизма Д. Юма, эмпирическая психология как индуктивная наука, интроспекция, религиозная вера как доказательство первопринципов.

В трудах таких авторов, как М. Алварез [1, с. 71], А.Д. Вузлей [53, с. 444], Д. Грахэм [13, с. 271-282], В.К. Дейвис [8, с. 2-5], Дж.Р. Ирвинг [22, с. 68], Г. Йейфф [54, с. 288], Т. Кунео [7, с. 258-263], Л. Макаллоу [31, c. 23-24], К.Л. Пирс [35, с. 161-162], С. Роезер [42, с. 30], Н. Смарт [43, с. 233], Р.Ф. Сталлей [44, с. 41-42], Р. Стекер [46, с. 455], Н. Хааконссен [17, с. 5-6], Дж. Харрис [19, с. 19-21], К. Хейдт [20, с. v], П. Хоффман [21, с. 431-432], дан анализ моральной философии Шотландской школы. В них изучены ридовские понятия морального чувства, морального суждения, деятельной способности, обещания, свободы и независимости, этические концепции Дж. Битти, Дж. Освальда, Д. Стюарта, продемонстрировавшие особенности понимания свободы и разума, взаимосвязи свободы и необходимости, религиозной морали, гражданского общества. Анализу естественно-правовой теории Т. Рида, связи прав и обязанностей посвящены работы Р. Копенхавер [5, c. 455-456], Э. Кроекер [27, с. 131-143], Дж. Мура [32, с. 291].

Эстетические воззрения представителей философской мысли Шотландской школы затрагивают Х. Бен-баджи [3, с. 31], А. Броди [4, с. 270], П. Гайер [16, с. 3251], Т. Грасик [14, с. 465], М. Демур [9, с. 45-46], П. Киви [26, с. 47], Р. Поуйвет [37, с. 35-45], Д. Таунсенд [49, с. Xxviii]. Эти авторы рассматривают понятия вкуса, эстетического опыта, эстетических качеств, философии искусства, «художественное восприятие» («art-relevant perception») для отличия от эстетического восприятия и от первоначального и приобретенного восприятия.

Современные биографические исследования на Западе направлены на выявление, прежде всего, специфики философского творчества представителей Шотландской школы. Объектом биографического исследования Н. Вол-терсторффа [51, с. 84-85], П. Вуда [52, с. 35-52], Б. Реде-копа [39, с. 32] становится личность в социокультурном контексте и периодизации творчества Т. Рида, в котором центральное место занимает проблема здравого смысла. Жизнеописание Дж. Битти, влиятельного распространителя идей Т. Рида, представили Э. Кинг [24, с. 120-150], П. Лангфорд [28, с. 469-470], П. Морер [33, c. 61-67] и др. Однако значимость философа Дж. Битти не столь единодушно признана как значимость поэта Дж. Битти. О биографии Дж. Освальда известно немного, в частности, можно сослаться на Дж. Прайса [38, с. 666-667]. В работах Э.Г. Маддена [30, с. 137-138], Д. Редман [40, с. 118-119] появляется тенденция рассмотреть Д. Стюарта как красноречивого лектора Эдинбургского университета и блестящего писателя, ученого-философа, просветителя здравого смысла, придавшего концепции здравого смысла академический характер и «респектабельный» вид.

Таким образом, можно констатировать, что современные англоязычные авторы внесли серьезный вклад в осмысление феномена Шотландской школы.

Список литературы

1. Alvarez M. Reid, agent causation and volitionism // Reid Studies. Autumn 2000. Vol. 4, N 1. P. 69-87.

2. Beanblossom R.E. Reid: An unwilling friend of scepticism // Reid Studies. Spring 2002. Vol. 5, N 2. P. 3-15.

3. Benbaji H. Reid's view of aesthetic and se^ndary qualities // Reid Studies. Spring 1999. Vol. 2, N 2. P. 31-46.

4. Broadie A. A history of Scottish philosophy. Edinburgh: Edinburgh univ. press, 2009. - 288 p.

5. Copenhaver R. Is Reid a mysterian? // Journal of History of Philosophy. 2006. Vol. 44, N 3. P. 449-466.

6. Copleston F. A history of philosophy: in 6 vols. London: Burns Oates, 1968. Vol. 5: Hobbes to Hume. - 440 p.

7. Cuneo T. Reid's moral philosophy // The Cambridge companion to Thomas Reid / eds. by T. Cuneo, C. van Woundenberg. N.Y.: Cambridge univ. press, 2004. - P. 243-266.

8. Davis W.C. Thomas Reid's ethks: Moral epistemology on legal foundations. London: Continuum, 2006. - 192 p. - URL: http://books.google.ru.

9. Demoor M. The philosophy of art in Reid's Inquiry and its p^e in 18th сentury Sottish aesthetics // Journal of Scottish Philosophy. 2006. Vol. 4, N 1. P. 37-49.

10. Edwards P. Epistemology, history of // The Encyclopedia of Philosophy. Vol. 4. N.Y., 1967. P. 2228.

11. Ferguson W. Scotland: 1689 to the present: in 8 vols. Edinburgh; London: Oliver & Boyd, 1968. Vol. 4: The Edinburgh history of Scotland. - 464 p.

12. Fitzpatrick M. The Enlightenment, politics and providence: Some Scottish and English comparisons // Enlightenment and religion: Rational dissent in eighteenth-century Britain / ed. by K. Haakonssen. Cambridge: Cambridge univ. press, 2006. - P. 64-98.

13. Graham G. Morality and feeling in the Scottish Enlightenment // Philosophy. Apr 2001. Vol. 11, N 2. P. 271-282. - URL: http://journals.cambridge.org/PHI.

14. Grasyk T. The failure of Thomas Reid's aesthetics // The Monist. Oct 1987. Vol. 70, N 4. P. 465-482.

15. Grave S.A. The Scottish philosophy of common sense. Oxford: Clarendon Press, 1960. - 262 p.

16. Guyer P. Eighteenth-century aesthetics // A companion to aesthetics; ed. by S. Davies [& others]. 2nd ed. London: Willey-Blackwell, 2009. - P. 32-51.

17. Haakonssen K. Natural law and moral philosophy. Cambridge: Cambridge univ. press, 1996. - 386 p.

18. Hagar A. Thomas Reid and non-Euclidean geometry // Reid Studies. Spring 2002. Vol. 5, N 2. P. 52-62.

19. Harris J. James Beattie, the doctrine of liberty, and the science of the mind // Reid Studies. Spring 2002. Vol. 5, N 2. P. 16-29.

20. Heydt C.M. Practical ethics in eighteenth-century Scotland // Journal of Scottish Philosophy. 2012. Vol. 10, N 1. P. v-xii. - URL: http:// www. euppublishing.com.

21. Hoffman P. Thomas Reid's notion of exertion // Journal of History of Philosophy. 2006. Vol. 44, N 3. P. 431447.

22. Irving J.R. Notes from Beattie's le^ures on publrc speaking: Mans^l allege [Электронный ресурс] // Rhetoric Society Quarterly. 1981. Vol. 11, N 2. P. 6873. - URL: http^^wwiandfonlinexom (дата обращения: 17.01.2010).

23. Kelly D.F. Scottish realism [Электронный ресурс] // Elwell Evangelical Dictionary. - URL: http://www. mb-soft.com/believe/txc/scotreal.htm (дата обращения: 31.01.2010).

24. King E.H. James Beattie: A study in eighteenth-century didacticism and literary taste: Ph.D. thesis; Univ. of London. London, June 1965. - 511 p.

25. King P. One hundred philosophers: A guide to the world's greatest thinkers. Cape Town: Zebra Press, 2006. - 192 p.

26. Kivy P. Thomas Reid's lectures on the Fine Arts. The Hague: Martinus Nijhoff, 1973. - 57 p.

27. Kroeker E. Response to Keith Lehrer: Thomas Reid on common sense and morals // Journal of Scottish Philosophy. Sept 2013. Vol. 11, N 2. P. 131-143. -URL: www.euppublishing.com.

28. Langford P. A polite and commercial people: England 1727-1783. Oxford: Oxford univ. press, 1998. - 803 p. - URL: books.google.com.

29. Lundestad E. The sceptic and the madman: The proto-pragmatism of Thomas Reid // Journal of Scottish Philosophy. 2006. Vol. 4, N 2. P. 125-137.

30. Madden E.H. Dugald Stewart (1753-1825) // Routledge Encyclopedia of Philosophy / ed. by Ed. Craig. London: Routledge, 1998. Vol. 7: Nihilism to Quantum Mechanics. - P. 135-140.

31. McCullough L. John Gregory, the invention of professional medical ethics and the profession of medicine. Dordrecht: Kluwer Academic, 1998. - 347 p.

32. Moore J. Natural rights in the Scottish Enlightenment // The Cambridge history of eighteenth-century political thought / eds. by M. Goldie, R. Wokler. Cambridge: Cambridge univ. press, 2006. - P. 291-316.

33. Morere P. James Beattie // The Dictionary of Eighteenth-Century British Philosophers: in 2 vols. / ed. by J. Yolton. Vol. 1. Bristol: Thoemmes Press, 1999. - P. 61-67.

34. O'Neill D. The Burke-Wollstonecraft debate: Savagery, civilization, and democracy. Philadelphia: Penn State univ. press, 2007. - 291 p.

35. Pearce K.L. Thomas Reid on character and freedom // History of Philosophy Quarterly. 2012. N 29. P. 159176. - URL: hghltd.yandex.net.

36. Penelhum T. Thomas Reid and contemporary apologetic // Reid Studies. Autumn 1998. Vol. 2, N 1. P. P. 3-14.

37. Pouivet R. Thomas Reid's aesthetic realism // Journal of Scottish Philosophy. 2005. Vol. 3, N 1. P. 35-45.

38. Price J. James Oswald // Dictionary of Eighteenth-Century British Philosophers. Bristol: Thoemmes Press, 1999. - P. 666-667.

39. Redekop B. Common sense and science: Reid then and now // Reid Studies. Autumn 1999. Vol. 3, N 1. P. 3148..

40. Redman D. The rise of political economy as a science: Methodology and the classical economists. Massachesetts: MIT Press, 1997. - 479 p.

1. .41. Rescher N. Common sense: A new look at an old philosophical tradition. Milwaukee: Marquette univ. press, 2005. - 270 p.

41. Roeser S. Reid's account of the moral emotions // Reid Studies. Spring 2001. Vol. 4, N 2. P. 19-32.

42. Smart N. World philosophers. London; N.Y.: Routledge, 1999. - 454 p.

43. Stalley R.F. Hume and Reid on the nature of action // Reid Studies. Spring 1998. Vol. 1, N 2. P. 33-48.

44. Stanistreet P. Hume's true philosophy and Reid's common sense // Reid Studies. Spring 2001. Vol. 4, N 2. P. 55-70.

45. Stecker R. Thomas Reid on the moral sense // The Monist. Oct 1987. Vol. 70, N 4. P. P. 453-464.

46. Sutton C.W.H. Philosophy and religion // Philosophy. July 1951.Vol. XXVI, N 98. P. 195-207.

47. The collected works of Eric Voegelin: in 34 vols. / transl. from German by M.J. Hanak; ed., intr. by D. Walsh. Columbia: Univ. of Missouri Press, 2002. Vol. 6: Anamnesis: On the theory of history and politics. -438 p.

48. Townsend D. The A to Z of aesthetics. Lanham, Md.: Scarescrow Press, 2010. - 418 p. - URL: books.google.com.

49. Wilson D.B. Seeking nature's logic: Natural philosophy in the Scottish Enlightenment. Pennsylvania: Penn State Press, 2010. - 344 p. - URL: books.google.com.

50. Wolterstorff N. Reid on common sense // The Cambridge companion to Thomas Reid. N.Y., 2004. P. 84-85.

51. Wood P. Who is Thomas Reid? // Reid Studies. Autumn 2001. Vol. 5, N 1. P. 35-52.

52. Woozley A.D. Reid on moral liberty // The Monist. Oct 1987. Vol. 70, N 4. P. 442-452.

53. Yaffe G. Promises, social acts, and Reid's first argument for moral liberty // Journal of History of Philosophy. 2007. Vol. 45, N 2. P. 267-289.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВНЕШНЕГО МИРА В ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНИХ ВЕКОВ

Костецкий Степан Павлович

Канд. фил. наук, тьютор кафедры философии НИЯУМИФИ, г. Москва

В философии проблемы, подобные доказательству внешнего мира, уважительно называют «вечными вопросами». В этом обороте, знакомом каждому философу, звучит некоторое предостережение. «Вечной», по всей видимости, называют проблему, которая не может иметь окончательного решения. Помимо этого, обозначение «вечный вопрос» должно содержать указание на то, что

философы по-видимому никогда не обходились без споров на эту тему. Однако утверждать так — значит допустить чисто фактическую неосторожность. Наоборот, эта проблема, пожалуй, молодая, и можно уверенно указать время ее появления. Это — Новое время, и проблема поставлена Рене Декартом и, независимо, Джоном Локком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.