Научная статья на тему 'Философская модель пассионарности культуры Аркаима'

Философская модель пассионарности культуры Аркаима Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / PHILOSOPHICAL-METHODOLOGICAL RECONSTRUCTION / ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ / DYNAMICS OF CULTURE / ПАССИОНАРНОСТЬ / PASSIONARITY / ЭНЕРГИЙНОСТЬ / ENERGINITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лобанкова Инна Петровна

Предложена концепция динамики культуры, связанная с её генетическим основанием - пассионарностью, имеющей предметно-энергийную природу. Выявленная закономерность показана на примере философско-методологической реконструкции культуры протогорода Аркаим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophic model of passionarity of Arkaim culture

The concept of dynamics of a culture connected with a having subject-energinity nature passionarity as a genetic basis is offered. The revealed regularity is shown on the example of philosophical - methodological reconstruction of the culture of the prototown Arkaim.

Текст научной работы на тему «Философская модель пассионарности культуры Аркаима»

И.П. ЛОБАНКОВА, кандидат культурологии, доцент кафедры философии, социологии

и социально-коммуникационных технологий Уфимского государственного университета экономики и сервиса

Философская модель пассионарности культуры Аркаима

Пассионарность (англ. passio - страсть, энергия) - цен-

л

тральная идея концепции этногенеза Л.Н. Гумилёва1, эффект от действия геобиохимической энергии живого вещества биосферы на уровне этноса; стремление к цели, ради которой рискуют жизнью; энергийный импульс подсознания, выражающийся в нервной деятельности и противоположный инстинкту самосохранения, «космический фактор» истории этноса.

Анализ практического опредмечивания концепции пассионарности проведён на примере культуры археологического памятника Аркаим - древнего индоиранского протогорода степных скотоводов - ариев в степях Зауралья в эпоху бронзы (XXI-XVШ в. до н.э.).

Культура Аркаима - это совокупность артефактов, систематически воспроизводимая предметная форма, которая имеет три уровня (артефакт, деятельность, мысль). Культура создаёт формы, которые жизнь наполняет. Динамика культуры протогорода Аркаим конституирована её генетическим основанием - пассионарностью, имеющей предметно-энергийную природу. Её определяют природные истоки (Л.Н. Гумилёв), культурные предпосылки (К. Ясперс2) и индивидуально-личностное начало (авторская методологическая

Лобанкова Инна Петровна, е-mail: izar77@mail.ru

1 Гумилёв, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Айрис-пресс, 2011.

Ясперс, К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.

идея диалектического синтеза концепций Ясперса и Гумилёва). Персональная идентичность пассионария - его «Я» детерминировано в своём становлении тремя ипостасями развёртывания предметной формы (вещь, деятельность, мысль). По мере восхождения пассионария от освоения предметности вещи через относительно самостоятельную энергийность деятельности к ещё более самостоятельной духовности мысли в его персональной идентичности нарастают степени свободы, обусловливающие культурное фокусирование природной энергийности пассионария. Предметно фокусированная энергийность пассионария в итоге становится конституирующим основанием новой культуры. Это и есть культурная динамика природных (энергийных) возможностей личности пассионария. Причина генезиса этноса, динамики культуры этноса -творческая инициатива и энергия пассионарных личностей - объективная, подсознательная необходимость адаптации общества и культуры к меняющейся ситуации.

Всё новое начинается с того, что предметная форма сцепля-

о

ется с энергийной способностью. А.Б. Невелев3 выявил закономерность обратного отношения предметной и энергийной сторон бытия человека (чем меньше предметная определённость бытия, тем больше его энергийная насыщенность). Энергийность - предельная выраженность непредметности; живая субстанция в деятельной способности; дух с разными степенями предметной определённости и деятельной способности. Человек как живая деятельная структура, деятельное существо находится между двумя детерминантами: относящимися и отношением.

Невелев, А.Б. Бытие человека: диалектика предметности и энергийности // Вестник ЧелГУ. 2012, № 15, с. 30-34.

Динамику культуры Аркаима, как и культуру любого этноса, определяют природные истоки пассионарности, энергийность которой становится созидательной при культурно обусловленном самозапрете по отношению к энергийности хаоса. «Я» пассионария получает возможность культуротворящего акта только в результате табу, запрета на хаотические выплески пассионарной энергийности. Абсолютная поглощённость культуросозидающим актом предполагает абсолютную отрешённость от других энергий-ных трат. Порядок (аттрактивность - предметность - культура) начинается с обращения хаоса (природной энергийности) на себя в качестве культурного запрета (табу, ритуал, традиция и др.).

Если орудийность, символичность, знаковость указующие (при переходе от орудия к символу на месте вещи - образ, от образа к знаку - слово (Гегель)), то в «нет» утрачено указывание. «Нет» - собственное «дитя» хаоса. При его предметном осознании пассионарием становится возможным конституирующий новую культуру порядок. «Нет», обращённое на себя, создаёт напор и энергийную мощь, происходит освобождающее сбрасывание старой предметной формы и созидание новой.

В культуре Аркаима эта логика представлена иерархией предметных форм (от бытовых до ритуально-символических), где предметность артефакта дублируется в релевантной к артефактам деятельности, далее в мысли, на базе чего возможна философско-методологическая реконструкция мыслительной, духовной жизни и культуры аркаимцев.

Так, авторская концепция пассионарности являет диалектический синтез взаимообусловленности философского понимания пассионарности К. Ясперсом как природы необычных людей при предметной направляющей (ведущей) роли культуры и природных

энергийных (толкающих) предпосылок пассионарности Л.Н. Гумилёвым при естественнонаучной предметности. Точкой пересечения синтеза природы и культуры является сознание человека как единство микро- и макрокосма, где сходятся культурные основания и природные истоки пассионарности. Аркаим - пассионарно-культурный феномен, элементарная социально-культурная связь и форма культуры, способная к воспроизводству.

Сильная сторона концепции Ясперса - предметность - культурная разметка того, что предстоит пред «метой». А.Б. Невелев4 считает, что предмет - это объект, взятый в отношении к субъекту через средство. Человек рождается в мире, осваивает средства отношения к миру, которые задают отношение к природе, к объекту. Мир предстаёт как предмет, и человек осознаёт себя в качестве предметного существа.

Гумилёв и Ясперс дополняют друг друга. Акцент Ясперса: мир предстаёт перед человеком культурно размеченный средством, т.е. человек видит мир сквозь призму культурных форм. Великие пассионарии Ясперса (Будда, Христос, Конфуций, Лао-Цзы) природно мощны, но для реализации природной мощи нужна предметная форма.

Гумилёв прав, человек рождается пассионарием, но если культура не создала для его мощного энергийного выплеска культурные каналы, то его задавят культурные формы, он будет чувствовать перед собой стену, и ему надо культурно выйти на такой уровень, где стена падёт через максимальное расширение сознания. Так, в Аркаиме степь, небо, гора - предметные формы, которые создают мощный выплеск энергии.

4 Невелев, А.Б. Событие духа: от мысли к Лику: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГИИК, 1997.

Человек рождается природно, а затем застаёт определённую роль культуры. Пассионарий расцепил свою энергийность с тяжёлой правдой жизни, не отказываясь от неё, но сумел поместить энергийность в свободные предметные формы, создающие куму-ляционный эффект энергийной насыщенности, который подвигает его на созидание этноса. Пассионарий готов идти напролом. По Гумилёву, у пассионария нет предметной предопределённости. Однако, он предметно предопределёнен.

По Ясперсу, пассионарий - человек, достигший высочайшего уровня предметного бытия, предметной раскованности. Человек -предметное существо. Если брать предмет, то «Я» находится между «пред» и «мет», между культурой и природой. Это уловил, но понял по-своему З. Фрейд (Эго, Суперэго). У энергийно природно мощного человека есть прорыв, в дальнейшем ведущий его по жизни, с которым энергийность сцепляется, конституируется и начинает воспроизводиться.

Так, культурфилософский и естественнонаучный подходы позволили построить модель пассионарности, основой которой являются онтологические начала: природные (космос), социокультурные (культура) и индивидуально-личностные (дух). Через синтез естественнонаучного и культурфилософского подходов5 посредством предметно-энергийного анализа культуры показано снятие природного в культурном - это три ступени развития Духа по Гегелю, а также три этапа развития индоарийской культуры: гимны Ригведы - творения поэтов (природа), где пассионарии - мифологические герои; брахманы - сочинения жрецов (закон), где

5 Истамгалин, Р.С. Методологический потенциал междисциплинарного подхода в философском анализе социального идеала российского общества / Вестник ЧелГУ. Челябинск, 2014. Вып. 33, с. 13-20.

пассионарии - религиозные подвижники, упанишады - размышления философов (дух), где пассионарии - философы. Апофатиче-ски логика сверху вниз от Ригведы - это пафос энергийно-предметного, конституирующего, культурного созидания, генетического начала.

Взглянув на идею пассионарности через физику, которая при теоретическом рассмотрении всеобщего становится философией природы - метафизикой - совокупностью всеобщих определений мышления, а затем и через философию духа, сущность которой есть свобода, можно предположить что пассионарность - свойство сознания, не функция мозга, но независимо, в рамках психофизического параллелизма (М.Б. Менский)6, когда в особых состояниях (на грани бессознательного) сознание получает доступ к квантовому миру, и квантовые процессы могут идти в некоторых структурах мозга (Р. Пенроуз), что может объяснять прозрения «сверхинтуиции» как «прямое видение истины».

Сверхсознание - система, представляющая мир, где «Я» -«весь мир», микрокосм в макрокосме7, т.е. предельное антропологическое размыкание сердца при активности мозга, когда индивидуальное сознание не противопоставлено Природе, а включено в неё, т.е. находится в состоянии единства с бытием, объединяя энергию микрокосма с энергией макрокосма, когда телесно-чувственная предметная определённость бытия сменяется экстазом бытия Духа, идентичность с которым преобразует человека, достигшего пределов горизонта сознания, существования и опыта, и он становится пассионарием, готовым жертвовать собой ради

6 Менский, М.Б. Интуиция и квантовый подход к теории сознания

http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1140&Itemid

7 Вильданова, Г.Б., Вильданов, У.С., Вильданов, Х.С. Гносеологический а сти и истины // Вестник БГУ, 2012, Т. 17, № 1 (1), с. 615-618.

идеи героем - водителем народа, выразителем его души и сущности, либо носителем знания и мудрости - учёным и философом, либо открывающим новые измерения бытия художником, либо заглядывающим в будущее пророком, духовным водителем, но это уже не вспышки озарений, а постоянное, ровное горение сердца, духовный синтез, направляющий эволюционное развитие человечества.

Апелляция Гумилёва к природным истокам пассионарности безусловна, люди по энергетике природно сугубо различны, и естественнонаучные факты подтверждают связь энергетики человека с природными факторами, но нас интересует взаимодействие -связка природного и культурного факторов, влияющих на человека.

Сущность человека социальна, он всегда действует по одной схеме: ставит цель, находит средство, направляет его на предмет, получает продукт и результат - конституирующая форма одна. Все человеческие начала (биологические, химические, физические) попадают в деятельностную структуру. Природа совершает энергетическую накачку человека, но влияет она лишь на то, что человек ставит высокие цели, подбирает под них могучие средства и ведёт за собой в деятельности.

Итак, это можно рассматривать как предпосылки - сбрасывание предметной формы, а начало связано с энергийной вспышкой, которая сцепляется с определённой предметной формой, обречённой быть конституирующей, т.к. с ней сцепляется «Солнце» пассионария - его любовь. В итоге мы получаем пассионария, который как Мцыри М.Ю. Лермонтова «знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть».

Так, генетическим основанием динамики культуры Аркаима является пассионарность, поскольку и у пассионарной личности, и

у культуры, которой она даёт начало, общая природа - предметно-энергийная.

Энергия пассионарности обладает космической силой, направленной на духовно-созидательное творение истории. Культура Аркаима обращает внимание на возможность использования этой энергии при осознании единства и взаимосвязанности материальных и энергетических потоков в ноосферном бытии нашей цивилизации, где человек-микрокосм - пересечение физического и метафизического, связан с макрокосмом, предопределён сделать выбор в пользу общего блага, как это делали мудрецы древности.

Лобанкова И.П. Философская модель пассионарности культуры Аркаима. Предложена концепция динамики культуры, связанная с её генетическим основанием - пассионарностью, имеющей предметно-энергийную природу. Выявленная закономерность показана на примере философско-методологической реконструкции культуры протогорода Аркаим.

Ключевые слова: философско-методологическая реконструкция, динамика культуры, пассионарность, энергийность.

Lobankova I.P. Philosophic model of passionarity of Arkaim culture.

The concept of dynamics of a culture connected with a having subject-energinity nature passionarity as a genetic basis is offered. The revealed regularity is shown on the example of philosophical - methodological reconstruction of the culture of the prototown Arkaim.

Keywords: philosophical-methodological reconstruction, dynamics of culture, passionarity, energinity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.