Научная статья на тему 'Философская культура личности в контексте непрерывного образования'

Философская культура личности в контексте непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1290
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / CONTINUOUS EDUCATION / PHILOSOPHICAL CULTURE OF PERSONALITY / PEDAGOGICAL AND ANDRAGOGICAL MODELS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грешилова Ирина Александровна

Автор рассматривает феномен философской культуры личности в контексте духовно-нравственного аспекта непрерывного образования. Представлены особенности педагогической и андрагогической моделей образования с позиции философского осмысления становления личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL CULTURE OF PERSONALITY IN THE CONTEXT OF CONTINUOUS EDUCATION

The author considers the phenomenon of philosophical culture of personality in the context of spiritual and moral aspect of continuous education. The features of pedagogical and andragogical models of education have been presented from position of philosophical comprehension of making up of personality.

Текст научной работы на тему «Философская культура личности в контексте непрерывного образования»

УДК 37.013.83

Г решилова Ирина Александровна

кандидат философских наук, доцент, проректор по научно-методической работе Забайкальского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования editor@hist-edy.ru

ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор рассматривает феномен философской культуры личности в контексте духовно-нравственного аспекта непрерывного образования. Представлены особенности педагогической и андрагогической моделей образования с позиции философского осмысления становления личности.

Ключевые слова: непрерывное образование, философская культура личности, педагогическая и андрагогиче-ская модели образования.

Greshilova Irina Aleksandrovna

PhD in Philosophy, Associate Professor, Vice-Rector for Science and Methodology, Transbaikalia Regional Institute for Retraining and Development of Vocational Competence of Education Workers editor@hist-edy.ru

PHILOSOPHICAL CULTURE OF PERSONALITY IN THE CONTEXT OF CONTINUOUS EDUCATION

The author considers the phenomenon of philosophical culture of personality in the context of spiritual and moral aspect of continuous education. The features of pedagogical and andragogical models of education have been presented from position of philosophical comprehension of making up of personality.

Key words: continuous education, philosophical culture of personality, pedagogical and andragogical models of education.

Интенсивное исследование глобальных человеческих проблем обнаруживает различные аспекты, характеризующие положение человека в современном мире, прогнозирование его будущего. Вычленяя общие черты различных аспектов, можно заметить, что всё, что связано с проблемами образования человека - обучения и воспитания в меняющемся мире, приобретает первостепенное значение.

Образование как важнейший общественный ресурс, социогенетический механизм, обеспечивающий развитие общества, развивается под воздействием динамично протекающих социокультурных трансформаций. Являясь главным воспроизводителем человеческого капитала, обеспечивающим интеллектуальное развитие общества, образование влияет на все сферы жизни и личные потребности человека.

Современные исследователи проблем образования (А.М. Новиков, В.М. Розин, И.М. Ильинский, М.Н. Дудина, и др.) сходятся во мнении о том, что нужна новая философия развития образования, предполагающая, что образование приоритетно по отношению ко всем вопросам жизни, оно определяет все человеческие качества» (И.М. Ильинский), образование должно готовить «человека к встрече с будущим» (А.М. Новиков), «вызовы со стороны будущего заставляют нас пересматривать цели и идеалы образования (В.М. Розин).

Цель данной статьи заключается в том, чтобы рассмотреть феномен философской культуры личности в контексте духовно-нравственного аспекта непрерывного образования, сосредоточив внимание на вопросах внутренней духовной работы личности по формированию своего отношения к миру, и соответственно, выстраиванию оценки к внешним и внутренним воздействиям. Рассмотрение двух моделей образования - педагогической и андрагогической предполагает анализ и поиск адекватных времени путей решения проблемы непрерывного образования.

Непрерывное образование предстаёт как совокупность отдельных этапов (дошкольное, школьное, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее, дополнительное, повышение квалификации и переподготовка). Осуществляясь в разных моделях, в зависимости от возраста обучаемого, педагогической и андрагогической, образование обогащает человека опытом, создаёт условия для осознания человеком себя и окружающего мира, ведь жизнь человека определяется способностью к изменениям, и цель непрерывного образования содействовать тому, чтобы человек мог использовать имеющиеся способности и саморазвиваться.

Процесс саморазвития можно рассматривать как освоение совокупности «самых разных программ, определяющих, направляющих, корректирующих, предупреждающих, запрещающих и т.д. разные стороны человеческой жизни». Как отмечает В.С. Барулин, каждый человек, вступая на жизненную стезю, включается в программы общества (заметим, в процесс непрерывного образования), и «стартует с той отметки, до которой поднялась цивилизация» [2, с. 263]. На человека в процессе образования оказывает влияние комплекс различных идей - философских, социальных,

экономических, особенно в настоящее время, когда коммуникативная революция увеличила динамику культурных явлений, в том числе объём получаемых человеком знаний и ответственность за их использование.

Необходимо заметить, что под непрерывным образованием следует понимать не только его институциональные, но и внеинституциональные формы. При рассмотрении личностного аспекта непрерывного образования возникает необходимость акцентировать внимание на нескольких принципиальных позициях:

- во-первых, в процессе непрерывного образования человек выходит за пределы достигнутого, то есть осознаёт в полной мере ответственность за собственное развитие;

- во-вторых, в процессе формирования личностных качеств человеку приходится преодолевать различные трудности, что также связано с его правами и обязанностями, следованием заданным обществом нормам, канонам;

- в-третьих, на образование всегда возлагали большие надежды, связанные с формированием нравственных качеств, ценностно-смыслового ядра внутреннего мира.

Глубинные пласты внутреннего мира человека, его целостность в совокупности духовных и телесных особенностей в полной мере предстаёт при философском анализе развития системы образования, которое так тесно переплетено с жизнью, что не только учебные заведения, но и другие институты общества выполняют образовательные функции. Сегодня мы сталкиваемся с такими понятиями как «культурная среда образования», «образовательное пространство» и др., которые при детальном анализе могут означать одно: образование предназначено для тех, кто желает учиться и учится в течение всей жизни, испытывая при этом постоянную потребность в познании нового.

Многие современные направления науки ставят человека в центр исследований и при интенсивном развитии новых технологий пытаются дать ответ на вопрос: что ждёт человечество? Содержание данного вопроса напрямую связано с рядом других: выполняет ли образование культурологическую и мировоззренческую миссию? Почему зачастую образование остаётся в стороне от важнейших вопросов современности? Если говорить в целом, то проблема может быть сформулирована следующим образом: современное образование теряет целостность духовного феномена.

На всех возрастных этапах становления личности должно осуществляться нравственное совершенствование, именно это и будет являться основой непрерывного образования. Человек усваивает нормы и принципы, общественно значимые убеждения в процессе деятельности, а «образование сегодня - это способность общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить» [4, с. 9]. Это предполагает определённую степень ответственности, так как человек должен действовать в условиях мощных информационных потоков, уметь давать оценку происходящим событиям и явлениям, и при необходимости принимать собственное решения. В своих рассуждениях о проблемах человека Б.Т. Григорьян говорит о том, что человечество сегодня страдает не столько от недостатка научных знаний или отсутствия научно-технических и культурных средств, необходимых для решения насущных жизненных проблем, сколько от недостатка мудрости и воли употребить могучие средства созидания современной цивилизации на благо человека и всего человечества [2, с. 375].

Человек свободен в собственном выборе, он сам творит своё бытие в многообразном мире культуры, и, как отмечает М.Н. Фомина, «говоря о культуре, мы оперируем понятиями человеческой сущности и возможности, характером человеческой деятельности, а говоря о философии, имеем дело с мировоззрением и духовным бытием человека» [6, с. 8]. Динамизм и глубина преобразований современной эпохи, не имеющих прецедентов в истории - это причина динамизма духовной жизни каждого отдельного человека и человечества в целом. Как следствие, это требует от человека не только широкого диапазона знаний, ответственности, но и высоких нравственных качеств. Мы полагаем, что только определённый уровень философской культуры, которым человеку необходимо овладеть в процессе непрерывного получения знаний, позволит формироваться таким качествам как открытость по отношению к окружающему миру и социальная ответственность за происходящие изменения.

Концептуальные подходы к феномену философской культуры связаны с тем, что философия как особая форма духовной деятельности задаёт ориентиры каждому человеку, независимо от того, осознаёт он это или нет. В решении вопросов, касающихся различного рода задач, неизменно возникают философские вопросы, требующие выяснения того, как относится человек к миру, какое он место занимает в этом мире, как он его познаёт, и как он действует сообразно социокультурной ситуации.

В этой связи необходимо отметить, что понятие «культура» многомерно, имеет сложную природу и структуру и как социальная категория является объектом всестороннего исследования ряда наук. В многообразии научных и философских трактовок культуры можно выделить основные тенденции, каждая из которых дополняет друг друга, создавая объемную картину культуры.

- культура как сумма общественных достижений, благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации;

- культура как совокупность способов организации жизнедеятельности человека, набор образцов и норм деятельности, которые задают своеобразную социальную технологию;

- культура как продуктивная сила деятельности, творческая способность, присущая человеческой сущности;

- культура как специфический язык, знаковая система.

Существование различных концептуальных подходов, акцентирующих внимание на том или ином аспекте изучения культуры как объекта, и способствовало возникновению многообразных её определений, что и позволяет понятие «философская культура» рассматривать как истинное знание, способствующее нравственному росту человека.

Философская культура личности воплощает становление отношения человека к миру и самому себе, меру его понимания и владения своим социальным бытием, характер этических и эстетических ценностей и норм, а также умение пользоваться ими в своей профессиональной деятельности и при регуляции своих связей с обществом. Роль образования должна заключаться в формировании духовного облика человека, потому как духовность - это личный мир человека, его заинтересованность и добровольное исполнение норм нравственности. Человек духовен в той степени, в какой эти потребности становятся доминантами его поступков и поведения, т.е. духовность означает положительную общественную значимость мышления и сознания человека.

Непрерывное образование предполагает, что человек совершенствуясь, открывает для себя новое, устанавливая духовно-нравственную связь с окружающим миром. Развитие человека - это осознание целей своего совершенствования, осуществление целенаправленной работы над собой, а значит формирования собственной философской культуры. Представляется необходимым определить важнейшие составляющие философской культуры как многозначного феномена:

- образованность (начитанность, эрудированность, способность свободно ориентироваться в идеях современного и историко-философского процесса;

- научность мышления (единство абстрактного и конкретного мышления;

- умение анализировать и синтетически мыслить;

- владение техниками и технологиями современного мышления;

- верность собственным убеждениям, принципам и ценностям, способность следовать им и отстаивать их, утверждать их в собственном индивидуальном бытии в качестве ориентиров личностного роста и развития мировоззренческого потенциала.

Процесс формирования философской культуры связан с тем, что каждому человеку присуще индивидуальное, специфическое отношение к действительности. Уже в раннем возрасте человек начинает своё взаимодействие с культурой, соприкасаясь с её гранями, раздвигая горизонты собственного видения, приобретая представление о различных ценностях. Такие понятия как «человек», «природа», «развитие человека в пространстве и времени», «культура», «воспитание» как в педагогической, так и в андрагогической моделях обучения являются ключевыми в решении важных мирововоззренческих проблем, и было бы неверным полагать, что человек воспитуем и обучаем до определённого возраста, жизнь доказывает, что нет предела развитию человека и, следовательно, идёт процесс постоянного совершенствования его философской культуры.

Две модели образования: педагогическая и андрагогическая имеют как сходства, так и отличия, но рассматривать их необходимо в контексте преемственности, что связано с возрастными и познавательными возможностями обучаемых: всё, что закладывается в человеке в раннем возрасте, имеет продолжение в его взрослой жизни.

Педагогическая модель обучения предполагает заданность первоначальных импульсов человеку, которые во многом определяют его дальнейшую социальную адаптацию. Обучение в данной модели, включающее мышление, поиск, открытие связано с решением ряда противоречий, составляющих суть педагогической антропологии. Одно из таких противоречий связано с поиском нового смысла педагогической деятельности, быстро меняющимся ценностно-смысловым наполнением сути педагогического процесса в меняющемся мире, в этой связи актуально и уместно изречение А.С. Пушкина «в просвещении быть с веком наравне», именно это является на сегодня одной из важных проблем, и если быть более точными, то образование сегодня должно быть не «наравне» с веком, а впереди. Следовательно, педагог должен владеть высоким уровнем фило-

софской культуры, которую в процессе совместного действия будет усваивать учащийся, что в конечном итоге будет залогом успешной социализации.

Человек предстаёт таким, каким его формируют культурные условия. Создание таких условий является в настоящее время одной из ключевых проблем, потому что только при личностно значимом подходе, с учётом склонностей ученика можно предполагать, что интерес человека к знаниям в течение всей жизни будет возрастать, разбудив способности в детстве, можно увидеть яркое их проявление в период взрослости. Очень важно учитывать роль проблемной ситуации в процессе передачи знания. Первые уроки мышления как раз и заключаются в том, чтобы понять природу проблемы, пережить чудесное озарение. Педагогическая модель в контексте принципов педагогической антропологии строится на том, что в современном мире необъятной, но легко доступной информации, учитель далеко не единственный источник получения знаний, тем более возрастает его ответственность за то, что полученная информация должна быть отфильтрована, должна нести положительный эффект.

Жизнь доказывает неоспоримую истину - знаниям необходимо быть востребованными, иначе они превращаются в ничто. В процессе взросление человек чаще ставит перед собой вопросы о самом себе, о том, чего он сможет достичь ценой собственных усилий, конечная цель которых должна заключаться в гармонии тела и духа, личного и общественного. Гармоничное взаимодействие общества и природы, человека и общества, культурных и цивилизационных процессов предполагают согласованность различных позиций и интересов. Это можно определить и как творческий процесс создания новых ценностей. Взрослый обучающийся имеет свои особенности, поэтому главное в андрагогической модели обучения - это активная включённость в процесс получения или обновления знаний, обретения новых знаний и опыта на уровне философской рефлексии.

Я.А. Коменскому принадлежит мысль о том, что каждый, получивший правильное образование человек достиг полноты культуры и не только в одном, или некоторых или даже многих направлениях, но во всех, способствующих совершенству человеческой природы. По мысли философа, каждый человек должен находить истину и ложь, не позволять себя склонять ко злу, поступать благоразумно, неопрометчиво, умение различать в помыслах и речах существенное от случайного, безразличное от вредного способствует распознаванию слов и поступков, чужих и своих , и это позволяет человеку определить правильный путь [5]. Это и есть способ воспитания в человеке полноты человечности, совершенствование человеческой природы, формирование философской культуры личности.

Мыслители прошлого в своих трудах анализировали суть и сущность природы человека, устанавливали связь бытия человека с миром культуры, в настоящее время предстоит понять, как меняется человек, какие процессы и явления влияют на характер изменений, обусловленных ходом истории. Будущее наступает очень стремительно, и человеку необходимо быть готовым к вызовам времени, и эта готовность во многом может состояться благодаря его умению предвидеть последствия своих действий и поступков.

Возьмём в качестве примера эпоху Конфуция, которая не отличалась особым материальным изобилием, в те времена удовлетворение человека жизнью могло быть обусловлено богатством его души, воспитанием и образованностью. Оно коренилось в мечтах об идеальном, рождалось из общения с добрыми знакомыми и верными друзьями. На пути стремления к идеалу человек преодолевал самого себя, свои слабости. Путь к идеалу состоял в том, чтобы подготовить надёжную исходную точку, создать ресурс психологического комфорта. Образованные люди в древности стремились не к роскоши и материальному благополучию, но к совершенно необходимой им роскоши свободного полёта души. По мысли Юй Дань, «простые истины потому так легко завоёвывают доверие людей, что им чуждо что-либо внешнее и наносное, они легко находят отклики в душе людей» [3]. Для восточной философии ум - это непрекращающаяся работа над собой, своими знаниями, своим внутренним миром, это, можно сказать, постоянное формирование философской культуры.

Только в результате познания, осмысления реальности на принципах целостности и историзма может осуществляться самопознание, осмысление реальности на принципах целостности и историзма, что можно определить в качестве духовного стержня философской культуры.

Поиск такой модели непрерывного образования, которая бы отвечала вызовам времени, способствовала свободному образовыванию человека понимающего, готового и способного к целостному и универсальному восприятию картины мира - одна из актуальных задач современности.

Формирование ценностных, мировоззренческих оснований - это процесс долгий, требующий сосредоточения как направляющих усилий, так и принимающих, поэтому формирование у человека качеств, придающих высший смысл его деятельности, происходит в течение всей жизни.

Философская культура подразумевает самостоятельное, творческое, критическое мышление, обладание которым можно рассматривать как результат процесса обучения и воспитания. Сложный и многогранный процесс, ориентированный на сложившиеся в существующей культуре образы морали, ориентирует человека на определённую линию поведения с опорой на усвоенные ценности, и на то чувство собственного достоинства, которое человеком приобретается постепенно. Как мы отмечали выше, культура - это реальность человеческого мира, поэтому её можно и нужно рассматривать как основу формирования философской культуры личности.

Мир становится сложным и динамичным, что влечёт за собой изменение основополагающих ценностей культуры, и в этой связи нам представляется необходим поиск защищённости эмоциональной сферы человека перед лицом многочисленных контактов. Следовательно, человек должен приобрести такой культурный опыт, который был бы способен противостоять мозаичности окружающего мира, способствовал сохранению базовых непреложных ценностей, транслирующихся из поколения в поколение, а мы видим, насколько внутренний мир человека становится особенно уязвимым звеном в цепи происходящих событий с миром и человеком в знаниевом, информационном обществе.

Время и пространство задают человеку определённые ориентиры. И важно осознавать, какие знания человек получит перед началом самостоятельного пути в жизни, потому что это в дальнейшем определяет в целом судьбу человека. Проектируя модели обучения и воспитания намечая определённую стратегию будущего отдалённому или близкому обосновывая его идеалы, намечая его стратегию и проясняя тактику, философия не может не самоопределиться в вопросе о степени своей обращенности к будущему, к ближайшему или более отдаленному.

Представление об образовании меняется в зависимости от культурно - исторической эпохи, от существующих философских традиций. Принципы развития и функционирования образования неизменно выводят на вопросы об осмыслении противоречия между глобальной общечеловеческой функцией образования и функцией, связанной с формированием облика человека, его философской культуры, «философская культура представляет собой специфическую взаимосвязь культуры и философии, она определяет путь формирования философского сознания в культурноисторическом процессе и способствует становлению духовности, что достигается человеком в результате самопознания» [6, с. 8]. Только благодаря самопознанию, самовоспитанию в процессе непрерывного образования человек ставит перед собой нравственный установки, следуя которым он совершенствует свой духовный мир.

Резюмируя, можно отметить, объективные процессы, в которые погружён современный человек в настоящее время, носят особый характер. Анализ сложившейся ситуации в мире указывает на необходимость существенных внутренних изменений как отдельной личности, так и значительных общественных групп и социальных институтов. Возрастает важность духовной трансформации человека в философском и социокультурном плане, необходимость понимания причин и следствий собственных поступков, и зависит это от уровня философской культуры, то есть от осознания происходящего и собственной встроенности в контекст событийности происходящего. Такая «встроенность» возможна только при условии осуществления непрерывного образования, в котором будут оптимально сочетаться, взаимодополнять друг друга две модели - педагогическая и андрагогическая.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Григорьян Б.Т. Понятие о человеке в современной философии // О человеческом в человеке / под общ. ред.

И.Т. Фролова. М., 1991.

2. Барулин В.С. Основы социально - философской антропологии. М., 2002.

3. ЮйДань. Конфуций: От сердца к сердцу. Уроки «Луньюя» / пер. с кит. В.И. Кузнецова. М., 2010.

4. Новиков А.М. Профессиональное образование: устремление в будущее // Отечественная и зарубежная педаго-

гика. 2012. № 2.

5. Педагогическое наследие / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1988.

6. Фомина М.Н. Философская культура: онтологический диалогизм. Чита, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.