УДК 130.2(045)
DOI 10.18698/2306-8477-2016-09-385
Философская культура и профессиональная деятельность
© Т.М. Махаматов, Т.Т. Махаматов Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, 125993, Россия
Рассмотрена философская культура как культура мышления, способствующая развитию гуманистического мировоззрения, качества профессиональной деятельности, формирующая способность рассматривать всю действительность как органическое единство качественного множества и как систему. Обоснован вывод о том, что философская культура, превратившись в неотъемлемый элемент цивилизованности современного специалиста, способствует устойчивому и гармоничному развитию как личности, так и общества.
Ключевые слова: философская культура, творческое мышление, деятельность, интеллектуальная революция, рационализм, диалектика, интеллектуальный капитал.
В эпоху глобализации и острейшей технологической конкуренции укрепление творческой составляющей практической деятельности приобретает большое значение. Основанием же творчества является философская культура личности, заключающаяся, по мнению авторов, в критическом мышлении, в умении выявлять внутренние противоречия и способы их разрешения в сфере своей деятельности, в системном видении явлений и процессов, которая, расширяя кругозор и мировоззрение, освобождает индивида от узости профессионального мышления [1, с. 190-192]. Философская культура — это, прежде всего, категориальное мышление, которое, как пишет А.И. Мацына, «напрямую влияет на способность творческого решения познавательных и практических задач» [2, с. 86]. Н.В. Попкова считает, что «для воспитания нестандартного мышления и приобщения к богатству культуры» необходима философия [3, с. 14], которая формирует и оттачивает мастерство абстрактного мышления и обобщенного восприятия у индивида, предполагающее развитие умения соединять общее с единичным, абстрактное с конкретным. Согласно А.Б. Невелову, философская культура формирует у специалиста умение «подняться над нарастающим предметным многообразием жизни... дает человеку свободу в принятии социально и индивидуально значимых решений, позволяя удержать в сфере внимания совокупность проблем Целого — семьи, трудового коллектива, региона, страны, мирового сообщества» [4, с. 31]. А.В. Разин одной из важных задач в современном обществе считает развитие морально-
нравственных качеств личности, что достигается на базе философской культуры [5].
Как отмечают Т.П. Малькова и В.В. Каплунов, культура, мировоззренческим аспектом которой выступает философия, «является специфической характеристикой общества и выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе, обществу, себе» [6, с. 3]. Но качество всех человеческих отношений определяется философской образованностью человека, что связано с превращением философии в неотъемлемый элемент культуры, цивилизованности общества. Еще со времен Сократа известно, что ядром творческого мышления является позитивный скептицизм: «Знаю, что ничего не знаю» (лат. Scio me nihil scire) и «Познай самого себя» (лат. Cognosce te ipsum) — рационализм, заключающийся в соответствии предмета своему понятию. Авторы статьи считают, что данные сократовские принципы означают стремление человека совершенствовать как себя, так и действительность в согласии со своим идеалом и на основе философской культуры. В этом ключе понимания философской культуры авторы согласны с позицией А.А. Лазаревича, согласно которой задачей философии является новое прочтение гуманизма, формирование идеала гармоничной креативной личности, системно-синергетического взгляда на мир, где философия призвана воспитать человека «как гражданина своей страны, наследника и носителя национальной культуры, учителя и воспитателя для своих детей — какими мы хотим их видеть» [7, c. 133]. В чем же суть философии как главного фактора формирования особой культуры мышления?
Философская культура как основа творчества и интеллектуального капитала. Философия, независимо от принадлежности к материализму или идеализму, и исторически, и логически является первой формой рационально-логического способа мышления человека. Как писал известный французский философ и историк античности Ж.-П. Вернан, «зарождение философии означает закат мифологического мышления и становление рационального знания» [8, с. 126]. Философское мышление формировало и ныне формирует логически непротиворечивое, доказательное понимание предметов сферы практической деятельности человека и определяет сущность его видения окружающей действительности.
Вышеуказанные особенности философского мышления позволяют рассматривать возникновение философии как качественный скачок, интеллектуальную революцию в истории развития человеческого мышления. К. Ясперс справедливо именовал философию одним из основных элементов осевого времени человеческой истории.
Личность — свобода — философия — ядро рациональности человеческого мышления, основа синтеза и концентрации позитивных
достижений развития цивилизации и формирования творческого начала в индивиде. Так, например, во многом благодаря философии и ее значимости для образования граждан Древняя Греция достигла вершины развития античности; именно философская культура явилась одним из оснований формирования стройного христианского мировоззрения и его победы над язычеством в период патристики.
Толерантная связь между философией и религией1 привела к возникновению мусульманского ренессанса и до сих пор определяет культурно-цивилизационное развитие передовой части исламского мира. «Принимая во внимание огромную роль шариата в миру и преобладание мирских установок в поведении и мысли человека, необходимо отметить, — пишет Н.С. Кирабаев, — что мусульманская культура сохранила и сохраняет устойчивую связь между представлениями о космосе и этикой. Именно это обстоятельство позволило в свое время рассматривать "чужеземную науку" — философию, ориентированную на античную традицию, как неотъемлемую часть своей собственной культуры, а также позволяет и сегодня оставить открытыми двери для современной европейской науки и культуры» [10, с. 28].
Философские исследования теологических проблем породили уникальное явление в западноевропейской цивилизации — рациональную теологию, которая опирается на принципы логических доказательств бытия Бога (что невозможно было допустить в исламском ренессансе) и доводов реалистов и номиналистов. Падение же уровня философской культуры, наряду с другими факторами, было одной из причин средневекового мракобесия как в арабо-мусульманском мире, так и в западноевропейском.
Однако наличие философии в современных обществах как преподаваемой дисциплины и как области исследовательской деятельности не означает полного преодоления иррационального, мифологического в мышлении. Работы Ж. Пиаже, Л. Брюлля, В.В. Давыдова и других исследователей формирования детской психики демонстрируют, что исходный способ мышления человечества в целом и каждого человека в отдельности — иррациональное и мифологическое мышление. В процессе формирования зрелого мышления мифологическая и иррациональная его часть может быть преодолена философской культурой. Однако постоянно воспроизводясь в нашем мышлении, эта его часть стремится выйти из-под рационально-логического
1 «А если законоположения религии [выражают] истину и призывают к исследованию, ведущему к познанию истины, то мы, [принадлежащие к] мусульманской общине, знаем доподлинно, что исследование, опирающееся на доказательство, не ведет к противоречию с тем, что дала религия, ибо истина не противополагает себя истине, но согласуется с ней и служит доводом в ее пользу» [9, с. 126].
контроля. Следовательно, философский способ мышления в снятом виде постоянно воспроизводит свое революционное рождение, свою мини-интеллектуальную революцию.
Формирование и развитие философской культуры мышления опирается на освоение основных принципов диалектики как составной части творческого мышления, ибо сама реальность диалектична, а соответственно — динамична. Как писал И. Пригожин, «в критических пороговых точках поведение системы становится неустойчивым и может эволюционировать к нескольким альтернативам» [11, с. 70]. Для определения степени вероятности того или иного направления изменений предметной области профессиональной деятельности следует сочетать количественный анализ с качественным и выявлять формирование внутренних противоречий сферы деятельности, находить адекватные способы их разрешения, объективные и субъективные факторы дальнейшей эволюции.
Принципы философской теории диалектики позволяют эффективно выявлять изменчивость и противоречивость сферы профессиональной деятельности и управлять ими. Такие способности в профессиональной деятельности базируются на умении индивида сочетать теоретическое знание с конкретной практикой, что возможно на основе постоянного повышения собственной квалификации и общей культуры. Как писал Л. фон Мизес, «...деятельности предшествует размышление. Размышление означает обдумывание будущего действия заранее и воспроизведение прошлого действия в будущем. Размышление и действие неразделимы» [12, с. 168]. Знание, заключенное в размышлении как опережающее отражение объективной реальности, для человека выступает программной основой его материально-преобразующей деятельности. Потому и достоверность вновь полученных знаний, их соответствие объективной реальности, т. е. истинность, для практической деятельности человека имеет важнейшее значение. Истинность наших знаний свидетельствует о тождестве мышления и действительности, т. е. об объективности истины, о глубине и системности нашего знания предметной области. Следовательно, истинность, глубина, обоснованность и качество мышления, в основе которых лежат принципы философской диалектики, определяют качество результата действия, готовность специалиста к любым изменениям в будущем.
Деятельность как способ человеческого бытия и ее качественные и количественные аспекты. Человек изначально формируется как общественное и деятельное существо. Его деятельность, как и он сам, по своей сущности (осознается это индивидом или нет) является общественно-исторической и выступает как сознательное действие, цель которого — решение возникшей или же поставленной
перед ним обществом практической задачи преобразования вовлеченного в общественную практику материального объекта, предметной области.
Деятельность человека заключает в себе диалектическое противоречие как осуществляющаяся в двух взаимосвязанных и взаимно переходящих сферах.
Во-первых, деятельность человека осуществляется во внешней сфере как практическая, направленная на преобразование материальных объектов, и является предметной. Как писал А.Н. Леонтьев, «основной, или, как иногда говорят, конституирующей, характеристикой деятельности является ее предметность» [13, с. 84]. Здесь предметность имеет два аспекта: непосредственный и опосредованный. В первом случае индивид преобразовывает конкретный объект, природные особенности которого определяют как характеристику его орудий труда, так и структуру его деятельности. Однако данный объект является на самом деле лишь частью единой предметной системы, вовлеченной в общественную практику. Следовательно, практическая деятельность конкретного человека тоже становится составной частью совокупного общественного воздействия (совокупного труда) на эту предметную область. В таком смысле предметность выступает как опосредованная или совокупная предметность. Действующий индивид в обществе находит не просто, как ему кажется, внешние условия, к которым он должен приспосабливаться своей деятельностью, но именно эти условия, будучи общественно-историческими, определяют, в конечном счете, мотивы, цели, задачи и средства деятельности человека. Здесь приспособление является активным, ибо включает в себя коллективное практическое преобразование действительности. Однако индивид не выступает неким орудием коллективной воли. Как общественную задачу, так и свою функцию, роль и деятельность, он выполняет через призму своего сознания, своего «Я», своих интересов, желаний, целей и надежд.
Поэтому, во-вторых, другой стороной деятельности является мышление. Здесь деятельность человека осуществляется и во внутренней сфере, в сфере идеального, понятий, где объектом мыслительной деятельности выступает понятийный образ предмета, как распредмеченный объект. Как отмечает Л. фон Мизес, «человеческая деятельность всегда необходимо рациональна» [12, с. 22]. Качество рациональной стороны, т. е. мышления, в единстве с качеством орудий трудовой деятельности, общественного бытия как концентрированного прошлого, материализованной исторической памяти, определяет качество результата деятельности индивида. Качество деятельности индивида и общества проявляется в развитии интеллектуального капитала общества [14, с. 66], а также влияет на развитие производительности труда как количественного проявления предметной деятельности.
Однако следует подчеркнуть, что качество философской культуры, определяющей качество творческого мышления, зависит от состояния философских исследований, глубины и богатства мысли самих философов-преподавателей. Некоторые выступления на страницах журнала «Вестник РФО», который является зеркалом сегодняшней отечественной философии, а также современные монографии и всевозможные учебники показывают, насколько снизился уровень философской мысли. К сожалению, сейчас весьма редки стали интересные и глубокие философские исследования, которые бы продолжали логику развития фундаментальных достижений как отечественной, так и мировой философии. Вместо этого видим лишь хитроумные жонглирования модными терминами с последующим выдвижением по сути дискредитирующих философию предложений и как следствие — падение уровня преподавания философских дисциплин [15, с. 22, 23], в то время как философия, особенно в нелегкие переходные времена, обязана не просто знакомить молодые умы с разнообразными достижениями и прозрениями мировой мысли, но — и это есть ее главная практическая и конструктивная роль — вдохновлять и сподвигать их к новым прозрениям и благим свершениям, актуальным и востребованным временем, которые так жизненно необходимы нашей эпохе. Особенность философского способа мышления, т. е. философской культуры, влияющей на качество профессиональной деятельности человека, заключается в том, что она, во-первых, исходит из наличия определенных социально-политических условий, необходимых для формирования, развития и самореализации личностных начал в человеке. Во-вторых, культура философского мышления развивает способность рассматривать всю действительность как органическое единство качественного многообразия и каждое материальное образование как систему. В-третьих, философское мышление является основой понимания причинно-следственной связи как естественно-природной, имеющей пространственно-временную характеристику. В-четвертых, благодаря культуре философского мышления, человек рассматривает собственный разум не как зеркальное отражение, но как творческую деятельность, определяющую и личность, и линию ее поведения на основе принципов Р. Декарта «Мыслю, следовательно, существую» и Б. Спинозы «Свобода есть познанная необходимость».
Итак, качество профессиональной деятельности индивида, в том числе и философа, определяется его образованием, уважением к своей профессии, общей культурой, в том числе и культурой мышления, его мировоззрением. Перефразируя слова В.И. Ленина, скажем, что хорошим профессионалом индивид может стать лишь тогда, когда обогатит свою память всеми теми богатствами, что выработало человечество, прежде всего философской культурой творческого мышления.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Махаматова С.Т. Совокупный инновационный человек. В сб.: Человек в инновационном обществе. Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ, 2013, с. 190-192.
[2] Мацына А.И. Межвузовский философский семинар: формирование философской культуры курсантов военного вуза. Философское образование, 2016, № 1, с. 85-90.
[3] Попкова Н.В. Философия как учебный предмет в системе высшего образования. Alma mater (Вестник высшей школы), 2015, № 10, с. 14-17.
[4] Невелов А.Б. Бытие человека: диалектика предметности и энергийности. Вестник ЧелГУ. Серия «Философия. Социология. Культурология», 2012, № 15, с. 30-35.
[5] Разин А.В. Чему учит нас философия? Философия и общество, 2016, № 1, с. 5-28.
[6] Малькова Т.П., Каплунов В.В. Зачем инженеру нужна философия. Гуманитарный вестник, 2015, вып. 6.
URL : http ://hmbul.bmstu. ru/catalog/hum/phil/257. html
[7] Лазаревич А.А. Философия в постсоветском обществе и ее функции в процессе социальной модернизации. Философский журнал, 2015, № 4, с. 133.
[8] Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. Москва, Прогресс, 1988, 126 с.
[9] Ибн Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией. В кн.: История арабо-мусульманской философии: Антология. Москва, Академический Проект, 2013, с. 126.
[10] Кирабаев Н.С. Мусульманская культура перед дилеммой: мультикультурализм или культурная вестернизация. Диалог цивилизаций как призвание. К 55-летию профессора Н.С. Кирабаева: сборник статей. Москва, РУДН, 2007, с. 23-36.
[11] Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. Москва, Прогресс, 1999, 268 с.
[12] Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. Челябинск, Социум, 2012, 22 с.
[13] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, Политиздат, 1977, 304 с.
[14] Махаматова С.Т. Динамика ценности интеллектуального капитала в условиях социальных трансформаций. В кн.: Меняющиеся ценности в современном мире: сборник научный трудов. Москва, Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2016, с. 61-68.
[15] Жуков В.Н. Несколько слов о преподавании философии. Alma mater (Вестник высшей школы), 2015, № 10, с. 17-25.
Статья поступила в редакцию 15.09.2016
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:
Махаматов Т.М., Махаматов Т.Т. Философская культура и профессиональная деятельность. Гуманитарный вестник, 2016, вып. 9.
http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2016-098-385
Махаматов Таир Махаматович — д-р филос. наук, профессор Департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ. Область научных интересов — социальная философия, философия демократии, онтология, теория познания, философия науки. e-mail: [email protected]
Махаматов Тимур Таирович — канд. филос. наук, доцент Департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ. Область научных интересов — социальная философия, востоковедение, сравнительное страноведение, духовно-философские традиции Евразии. e-mail: [email protected]
Philosophical culture and professional activities
© T.M. Makhamatov, T.T. Makhamatov
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, 125993, Russia
The article considers the philosophical culture as a culture of thinking, promoting the development of humanistic outlook, the quality of professional work, forming the ability to consider the entire reality as a system and as an organic unity of qualitative variety. It is concluded and justified that the philosophical culture, having become an integral element of the modern expert civilization, contributes to sustainable and harmonious development of both the individual and society.
Keywords: philosophical culture, creative thinking activities, intellectual revolution, rationalism, dialectics, intellectual capital.
REFERENCES
[1] Makhamatova S.T. Sovokupnyy innovatsionnyy chelovek [Cumulative innovative man]. In: Chelovek v innovatsionnom obshchestve [Man in an innovative society]. Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation Publ., 2013, pp. 190-192.
[2] Matsyna A.I. Filosofskoe obrazovanie — Philosophical Education, 2016, no. 1, pp. 85-90.
[3] Popkova N.V. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) — Alma mater (High School Herald), 2015, no. 10, pp. 14-17.
[4] Nevelov A.B. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria:Filosofiya. Sotsiologiya. Kulturologiya. — Herald of Chelyabinsk State University. Series: Philosophy. Sociology. Culturology, 2012, no. 15, pp. 30-35.
[5] Razin A.V. Filosofiya i obshchestvo — Philosophy and Society, 2016, no. 1, pp. 5-28.
[6] Malkova T.P., Kaplunov V.V. Gumanitarnyj vestnik — Humanities Bulletin, 2015, issue 6. Available at: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/hum/phil/257.html
[7] Lazarevich A.A. Filosovskiy zhurnal — Philosophy Journal, 2015, no. 4, p. 133.
[8] Vernan J.-P. The Origins of Greek Thought. London, Methuen Publ., 1982 [In Russ.: Vernan J.-P. Proiskhozhdenie drevnegrecheskoy mysli. Moscow, Progress Publ., 1988, 126 p.].
[9] Averroes on the Harmony of Religion and Philosophy. London, Luzac Publ., 1961; repr.1976 [In Russ.: Ibn Rushd. Rassuzhdenie, vynosyashchee reshenie otnositelno svyazi mezhdu religiey i filosofiey. V knige: Istoriya arabo-musulmanskoy filosofii: Anthology. Moscow, Akademicheskiy Proekt Publ., 2013, p. 126].
[10] Kirabaev N.S. Musulmanskaya kultura pered dilemmoy: multikulturalizm ili kulturnaya vesternizatsiya. [Muslim culture dilemma: multiculturalism or cultural Westernization]. In: Dialog tsivilizatsiy kak prizvanie. K 55-letiyu professora N.S. Kirabaeva: sbornik statey [Dialogue of Civilizations as a mission. In observance of the 55th anniversary of Professor N.S. Kirabaev: collected works]. Moscow, Peoples' Friendship University of Russia Publ., 2007, pp. 23-36.
[11] Prigozhin I., Stengers I. Vremya, Khaos, Kvant [Time, chaos, quantum]. Moscow, Progress Publ., 1999, 268 p.
[12] Mises L. von. Human action: a treatise on economic theory. United States, Ludwig von Mises Institute, Yale University Press Publ., 1949, 1998, 2010 [In Russ.: Mizes L. fon. Chelovecheskaya deyatelnost: traktat po ekonomicheskoy teorii. Chelyabinsk, Sotsium Publ., 2012, 22 p.].
[13] Leontyev A.N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnost [Activities. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1977, 304 p.
[14] Makhamatova S.T. Dinamika tsennosti intellektualnogo kapitala v usloviyakh sotsialnykh transformatsiy [The dynamics of the intellectual capital value in the conditions of social transformation]. In: Menyaushchiesya tsennosti v sovremennom mire: sbornik nauchnykh trudov [Changing values in the modern world: Proceedings]. Moscow, INFRA-M Publ., 2016, pp. 61-68.
[15] Zhukov V.N. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly) — Alma mater (High School Herald), 2015, no. 10, pp. 17-25.
Makhamatov T.M., Dr. Sci. (Philosophy), Professor, Department of Sociology, Financial University under the Government of the Russian Federation. Research interests: social philosophy, democracy philosophy, ontology, epistemology, philosophy of science. e-mail: [email protected]
Makhamatov T.T., Cand. Sci. (Philosophy), Associate Professor, Department of Sociology, Financial University under the Government of the Russian Federation. Research interests: social philosophy, oriental studies, comparative national studies, spiritual and philosophical traditions of Eurasia. e-mail: [email protected]