Научная статья на тему 'Философская концепция воспитания С. И. Гессена'

Философская концепция воспитания С. И. Гессена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1243
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. И. ГЕССЕН / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИРОДА / КУЛЬТУРА / S. I. HESSEN / UP-BRINGING / EDUCATION / NATURE / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дерюга Вардан Евгеньевич

В работе предлагается анализ философско-педагогической модели воспитания С. И. Гессена, русского ученого и представителя педагогики Российского Зарубежья. Раскрывается соотношение образования и воспитания, образования и культуры, характеризуются цели воспитания на разных пластах бытия Человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S. I. HESSEN''S PHILOSOPHICAL THEORY OF EDUCATION

The article is devoted to the original philosophical model of education in the concept of S. I. Gessen, a Russian scientist and an educationalist of the Russian Abroad pedagogics. The balance between education and up-bringing, education and culture is viewed; the education objections in various layers of the Man's being are defined.

Текст научной работы на тему «Философская концепция воспитания С. И. Гессена»

УДК 371(09) ББК 74.03(2)

ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ С.И. ГЕССЕНА

S. I. HESSEN^S PHILOSOPHICAL THEORY OF EDUCATION

Дерюга Вардан Евгеньевич

Доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, кандидат педагогических наук E-mail: vardmob@yandex.ru

Deryuga Vardan E.

Assistant Professor at the Department of Pedagogy, Mordovia M. E. Evsevyev State Pedagogical Institute, PhD in Education E-mail: vardmob@yandex.ru

Аннотация. В работе предлагается анализ философско-педагогической модели воспитания С. И. Гессена, русского ученого и представителя педагогики Российского Зарубежья. Раскрывается соотношение образования и воспитания, образования и культуры, характеризуются цели воспитания на разных пластах бытия Человека.

Abstract. The article is devoted to the original philosophical model of education in the concept of S. I. Gessen, a Russian scientist and an educationalist of the Russian Abroad pedagogics. The balance between education and up-bringing, education and culture is viewed; the education objections in various layers of the Man's being are defined.

Ключевые слова: С. И. Гессен, воспитание, образование, природа, культура.

Keywords: S. I. Hessen, up-bringing, education, nature, culture.

130 лет назад, в 1887 г. родился Сергей Иосифович Гессен - ученый, вошедший в когорту ведущих деятелей отечественной и европейской истории педагогики и философии образования. Его имя приобрело известность не только после переиздания фундаментального труда «Основы педагогики» (1995), но и благодаря историко-педагогическим исследованиям научной школы педагогики Российского Зарубежья Ефима Григорьевича Осовского (1930-2004), доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО, профессора МГПИ им. М. Е. Евсевьева (г. Саранск).

Имя Сергея Гессена стало нарицательным в философии образования. Русский ученый блестяще умел «поднимать» любые практические вопросы педагогики на высокий

философский уровень. Юношей он учился в Гейдельбергском и Фрейбургском университетах (1905-1909), был учеником философа-неокантианца Г. Риккерта: «Первый семестр в Гейдельберге имел большое, решающее значение для моей жизни. Определился характер моей последующей работы и направление моего философского развития на долгие годы вперед» [1].

Собственно преподавательская деятельность и интерес к педагогике как к науке поглотили Сергея Гессена в России. После сдачи магистерского экзамена по философии в 1913 г. при философско-педагогическом факультете Санкт-Петербургского университета ученый начинает преподавательскую деятельность в качестве приват-доцента (1914-1917): «Педагогика была для меня совершенно неизведанной областью, однако я намеревался заняться ею всерьез. Спустя два года я уже нисколько не думал, что занялся несвойственным мне делом» [1].

Свою теорию научного образования ученый начинает выстраивать будучи в Томском университете (1917-1921): «Здесь окончательно сложилась моя система педагогики. Мои "Основы педагогики" были только детальной разработкой постепенно расширявшегося конспекта моих лекций» [1]. Сам труд «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923) издается уже за границей в Берлине, куда С. И. Гессен тайно переправляется по причинам непринятия политики советской власти и сложности жизни России.

С 1924 по 1936 г. ученый проживает в Праге. В эти годы он входит в первые ряды русских ученых и педагогов в эмиграции. С. И. Гессен заведует кафедрой педагогики Русского высшего педагогического института педагогики им. Я. А. Коменского (до 1926), выступает с публичными лекциями и докладами в Русском народном университете в Праге, Немецком университете, в Русском философском обществе и других обществах Чехословакии, ведет Русский педагогический кружок. По его инициативе создаются два философско-педаго-гических журнала: «Русская школа за рубежом» (1923-1931) и «Русская школа» (1934-1940). Ученый принимает активное участие в международных конгрессах по вопросам философии и воспитания, входит в состав Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей.

Однако по мере прекращения поддержки русской эмиграции правительством Чехословакии С. И. Гессен вынужден искать новое место для научной и педагогической деятельности. По этой причине он в 1936 г. переезжает в Польшу, где создает свою научно-педагогическую школу. Среди его учеников можно выделить таких профессоров, как В. Оконь, Т. Новацкий, К. Котловский, В. Щерба, А. Каминский, А. Валицкий. С. И. Гессен заведует кафедрой философии воспитания в Свободном университете, преподает в Варшавском университете, Институте социальной педагогики. С 1945 г. и до своей кончины в 1950 г. он заведует кафедрой педагогики Лодзинского университета.

Научно-педагогическая деятельность С. И. Гессена была посвящена исследованию философских вопросов образования и воспитания. Как отмечал Е. Г. Осовский, исследователь педагогики Российского Зарубежья и наследия С. И. Гессена, «для русской педагогики, для Н. И. Пирогова, для К. Д. Ушинского и др. всегда было характерно обращение к ее философским истокам, однако Гессен поставил философию в центр своей педагогической концепции» [2].

Его «Основы педагогики» были посвящены теории научного образования, и автор всегда хотел рассмотреть и системно представить все остальные направления этого процесса (нравственное, художественное, религиозное, хозяйственное). Черновик фундаментального труда «Философия воспитания», в котором была изложена его концепция, сгорел в огне Варшавского восстания. Однако в статье на польском языке «О противоречиях и целостности воспитания», а также в жизнеописании автор представляет в общих чертах суть воспитания как разностороннего и иерархического процесса.

Представим некоторые положения философии воспитания С. И. Гессена.

1. Модель воспитания

Если в «Основах педагогики» для С. И. Гессена базовой категорией является образование, то в польский период русский ученый ставит воспитание в центр своей педагогической концепции: «Воспитание (Erziehung) - это обширнейшее понятие, которое охватывает пласты, которые наслаиваются один на другой: укрепление (рост и дрессировка) психофизического организма (Pflege), обработку человека как члена социальной группы (Zucht) и образование (Bildung) как выращивание духовной личности человека через приобщение ее к безусловным ценностям и тем самым врастание ее в достижения культуры» [3]. Четвертый высший уровень воспитания был выделен С. И. Гессеном позже и назван спасением.

Таким образом, в воспитании как в сложном иерархичном и противоречивом процессе русский педагог выделяет несколько уровней, на каждом из которых сам процесс воспитания имеет выраженные цели и, соответственно, формы, методы, принципы их реализации. По отношению к Человеку на разных иерархических уровнях воспитание имеет разные цели и задачи и выступает в разных формах (рис. 1).

На базовом природном (биологическом, психофизиологическом) уровне воспитание представляет собой процесс тренировки (укрепления, дрессировки, опеки) психофизического организма. Его целью является постоянная подготовка и сохранение организма Человека для решения вышестоящих (т. е. социальных, культурных и духовных) задач. Другими словами, воспитание как биологический процесс должно помочь Человеку научиться управлять собственным психофизическим организмом, который станет надежным «кораблем» по «волнам» Жизни.

На социальном уровне воспитание - это процесс обработки (формирования) Человека как социальной единицы, проводника и охранителя социокультурных связей, правил и норм, как члена социальной группы в соответствии с ее потребностями. Его целью становится продолжение общественной традиции, что необходимо для дальнейшего функционирования общества. Социальные единицы как результат такого воспитания относительно безличностны, одинаковы, предсказуемы и легко управляемы. Человек обладает всеми способностями, которые он реализует во благо общества, однако он лишен своего собственного внутреннего культурного мира.

Первые два пласта (тренировка и формирование) принадлежат «царству необходимости», и поэтому воспитание предстает на этих уровнях как процесс принудительный и даже насильственный.

На третьем - культурном - уровне воспитание как образование наполняется свободой: «Мне кажется, что в обществе передовой духовной культуры образование превосходит границы простого формирования индивидуума по модели, признанной социальной группой. Сейчас образование как духовный процесс было бы правильнее назвать словом «культура», термином, которому в русском языке соответствует понятие «образование», а в немецком - "ЫМи^" <...>. «Человек высокой культуры» (умственной, художественной, нравственной) означает, впрочем, нечто большее, чем образованный человек, только потому, что отвечает интересам господствующей социальной группы, т. е. потребностям официальных кругов. Все признают, что поистине образованный человек должен быть не простым воспроизведением модели, навязанной кем-то извне, а скорее, он должен быть самим собой или, другими словами, должен быть личностью» [4].

Отношение человека к этим высшим ценностям культуры обусловлено не причинной необходимостью (необходимость социализироваться в обществе, например), а свободным желанием осуществиться как личность и творчески реализоваться в мире культуры. Самообразование представлено С. И. Гессеном как внутренний индивидуальный процесс прогрессивного созидательного роста культурной неповторимой личности через приобщение ее к безусловным ценностям и интериоризацию внешней культуры человечества во внутреннюю культуру Человека. Результат этого процесса - образованность (внутренняя культура) Личности.

На высшем духовном уровне воспитание предстает как процесс спасения (сохранения и развития) культурного мира Человека, его неповторимого «Я». Другими словами, это внутреннее самообразование, духовный рост, результатом которого становится следование голосу собственной души, постоянное восхождение к ней в условиях суровой и противоречивой объективной реальности мира. Свободное творчество внутренней культуры предполагает ее последующую экстериоризацию во внешний социокультурный мир и закрепление в нем в виде объективных материальных и духовных ценностей.

ВОСПИТАНИЕ

№ Уровень воспитания Форма воспитания Цели воспитания

4 Духовный уровень воспитания Спасение Сохранение, укрепление внутреннего мира культуры и экстериоризация во внешний мир

3 Культурный уровень воспитания Образование Приобщение личности к ценностям культуры, их интериоризация

2 Социальный уровень воспитания Формирование, обработка Передача социальной традиции, формирование социальной единицы

1 Природный уровень воспитания Тренировка, дрессировка, опека Подготовка психофизического организма

Рис. 1. Воспитание как иерархический процесс

2. Соотношение воспитания и образования

С. И. Гессен представляет процесс образования как составную часть воспитания. Если воспитание как обучение мы наблюдаем в мире животных, то образование присуще только Человеку в созданном им мире культуры. Это искусственная культурная деятельность, которая направлена на совершенствование как природы самого Человека (ее окультуривание), так и на приобщение к миру культуры, по отношению к которому Человек является создателем.

У читателя наверняка возникнет вопрос о том, что в современном представлении (в Законе «Об образовании в РФ») воспитание является частью образования. Данное на первый взгляд противоречие можно отразить в предлагаемой схеме (рис. 2).

С. И. Гессен рассматривал воспитание в широком смысле этого слова, как «явление» и мира природы, и мира культуры. В современной педагогике чаще всего воспитание представляется в узком смысле как составная часть образовательного процесса (см. рис. 2).

3. Образование и культура

Образование и культура для С. И. Гессена - термины сопряженные. Культура - это конечная цель образования, а образованность - результат. Таким образом, Человек образованный является a priori Человеком культурным.

Поскольку культура является целью и результатом образования (рис. 3), то С. И. Гессен логично соотнес ее уровни с направлениями образования: хозяйственным, правовым, нравственным, научным, художественным и религиозным (рис. 4). Разносторонне образованный Человек - это Человек, овладевший всеми направлениями культурного роста: он владеет способами хозяйственной деятельности, знаком с экономическими и правовыми аспектами жизни, он развит нравственно, имеет чувство художественного вкуса, готов развиваться в познании мира с помощью науки, искусства и религии.

Реализация в себе личностью и обществом культурных ценностей предполагает не простую передачу знаний, умений и навыков, а подготовку Человека к свободе к творчеству, неразрывно с ней связанному: «Приобщить к творческому потоку - не больше - и составляет

Образование

Воспитание в узком

Мир культуры

Воспитание в широком

Мир природы

Рис. 2. Воспитание в узком и широком смысле

Религия

Образованность Искусство

Наука

Культура Нравственность

Гражданственность Право

Государственность

Цивилизация Хозяйство

Техника

Рис. 3. Связь образования и культуры

задачу подлинного образования» [5]. И далее: «Подлинное образование заключается не в передаче новому поколению того готового культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры» [5].

На основе вышеобозначенных философских подходов С. И. Гессен блестяще раскрывает множество актуальных педагогических вопросов и проблем, таких как авторитаризм и естественный характер воспитания, свобода и принуждение, мировоззрение и идеология, творческий характер деятельности, профессиональное и общее, светское и религиозное образование.

Может быть, поэтому философия образования, а точнее, «Основы педагогики» разрабатывались и были системно раскрыты Гессеном раньше, а понимание того, что в рамках образования невозможно целостно представить становление человека как сложной противоречивой иерархической системы, пришло позже. «Вне поля зрения автора, - пишет о себе Гессен, - остались очень важные разделы педагогики, такие, как теория художественного и религиозного образования, или такие важные и характерные для нашего времени направления, как психоанализ, индивидуальная психология...» [6]. Разработка этих научных направлений, философский анализ базовых педагогических категорий в рамках наследия С. И. Гессена - задача для пришедших на смену.

Рис. 4. Уровни культуры и направления образования

Список литература

1. Гессен С. И. Мое жизнеописание. - URL: http://nkozlov.ru/library/pd/d4464/? full=1#.WRmvV6Chqko (дата обращения: 15.05.2017).

2. Осовский Е. Г. Гуманистическая педагогика Сергея Гессена. - URL: https://yadi. sk/i/SBBWzUr63Jbnjd 15.05.2017 (дата обращения: 15.05.2017).

3. Гессен С. И. Русская педагогика в XX веке. - URL: https://yadi.sk/i/_vRmEPYT3J boLM (дата обращения: 15.05.2017).

4. Гессен С. И. В защиту педагогики. - URL: https://yadi.sk/d/m4CvipEw3JboFa 15.05.2017 (дата обращения: 15.05.2017).

5. Гессен С. И. Основы педагогики. - URL: http://nkozlov.ru/library/pd/d4464/?fu ll=1#.WRmvV6Chqko (дата обращения: 15.05.2017).

6. Гессен С. И. Русская педагогика в XX веке. - URL: https://yadi.sk/i/_vRmEPYT3J boLM (дата обращения: 15.05.2017).

References

1. Hessen S. I. Moe zhizneopisanie. Available at: http://nkozlov.ru/library/pd/ d4464/?full=1#.WRmvV6Chqko (accessed: 15.05.2017).

2. Osovskiy E. G. Gumanisticheskaya pedagogika Sergius Hessen. Available at: https:// yadi. sk/ i/SBBWzUr63Jbnjd 15.05.2017 (accessed: 15.05.2017).

3. Hessen S. I. Russkaya pedagogika v XX veke. Available at: https://yadi.sk/i/_vRmEPY-T3JboLM (accessed: 15.05.2017).

4. Hessen S. I. V zashchitu pedagogiki. Available at: https://yadi.sk/d/m4CvipEw3JboFa 15.05.2017 (accessed: 15.05.2017).

5. Hessen S. I. Osnovy pedagogiki. Available at: http://nkozlov.ru/library/pd/ d4464/?full=1#.WRmvV6Chqko (accessed: 15.05.2017).

6. Hessen S. I. Russkaya pedagogika v XX veke. Available at: https://yadi.sk/i/_vRmEPY-T3JboLM (accessed: 15.05.2017).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.