Береговая Оксана Александровна
ФИЛОСОФСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА И КОМПАРАТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья раскрывает роль компаративной философии образования как интегративной области знаний, позволяющей целостно проводить сравнительное изучение философских основ образования с привлечением методологических приемов философской компаративистики. Внимание автора сосредоточено на межкультурном диалоге - специфической форме взаимодействия направлений, школ и концепций по поводу постановки и разрешения философских проблем образования.
Адрес статьи: отм^.агатиМа.пе^т^епа^/З^СИб/Э^.^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 9(71) C. 17-19. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/9/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 101.1+37.013.73 Философские науки
Статья раскрывает роль компаративной философии образования как интегративной области знаний, позволяющей целостно проводить сравнительное изучение философских основ образования с привлечением методологических приемов философской компаративистики. Внимание автора сосредоточено на межкультурном диалоге - специфической форме взаимодействия направлений, школ и концепций по поводу постановки и разрешения философских проблем образования.
Ключевые слова и фразы: философия образования; компаративная философия образования; философская компаративистика; сравнительный анализ; глобализация; межкультурный диалог.
Береговая Оксана Александровна, к. филос. н., доцент
Сибирский институт управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации zaroza@mail. ru
ФИЛОСОФСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА И КОМПАРАТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Современное человеческое сообщество переживает период радикальных социально-экономических, геополитических, научно-технических трансформаций, связанных с высокой степенью интеграции общественных процессов, расширяющимся межцивилизационным диалогом, поиском новых смыслов и горизонтов своего развития. В таких условиях объективно возрастает необходимость философской рефлексии образования, выявления закономерностей его функционирования в разных социокультурных и цивилизационных контекстах. Развитие интенсивных межкультурных образовательных и научных контактов и связей, наличие общих проблем требуют обращения к компаративной методологии. Такой подход позволит более целостно осмыслить не только проблемы заимствования зарубежных (прежде всего западных) моделей образования, но и оценить опыт и возможности сохранения «мировоззренческого и ценностного ядра» образования незападных моделей, их взаимного обогащения. Любой инородный опыт полезен лишь при условии его служению во благо нации, национальной культуры и укрепления нравственных сил общества, что особенно важно для отечественного образования на современном этапе его реформирования.
Традиционно сравнительные исследования в области образования развивались в русле сравнительной педагогики, которая накопила богатый теоретический и практический опыт. Однако с выходом на научную арену философии образования методологический инструментарий сравнительной педагогики не может в полной мере удовлетворить компаративистское исследование. В данной работе обосновывается необходимость компаративной философии образования как интегративной области знаний, позволяющей целостно проводить сравнительное изучение философских основ образования с привлечением методологических приемов философской компаративистики.
Философская компаративистика - сравнительно молодое направление в философии. Ее концептуальное и институциональное оформление как самостоятельной философской дисциплины произошло в 1920-60-е гг.; большую роль в этом процессе сыграли «Конференции философов Востока и Запада», издание журнала «Философия Востока и Запада» (Гонолулу, Гавайи).
На ХХ Всемирном философском конгрессе 1998 г. (Бостон, США) работали пять секций по компаративной философии, имели место многочисленные выступления, обращенные к философии Азии, Африки, Латинской Америки, философии в межкультурной перспективе. На ХХ! Всемирном конгрессе 2003 г. «Философия лицом к глобальным проблемам» (Стамбул, Турция) заседали секции «компаративная философия», «компаративная этика», «философия Азии» и др. На XXII Всемирном конгрессе в 2008 г. «Переосмысливая философию сегодня» (Сеул, Южная Корея) данные вопросы были в числе самых актуальных и обсуждаемых. Характерным является и первое информационное письмо предстоящего XXIV Всемирного конгресса в Пекине в 2018 г. «Учиться быть человеком» («Learning to be Human»), в котором отражены будущие обсуждения проблем межкультурной философии, национальных и региональных философских традиций (африканской, индийской, китайской, латиноамериканской, русской, исламской, еврейской, Юго-Восточной и южноазиатской и т.п.). Такое внимание вызвано тем, что практически до конца ХХ века в западном философском дискурсе превалировал европоцентризм, что выражалось в соответствующей системе взглядов, в том числе и на образование как объект философской рефлексии. В числе западных ценностей - ценности рационализма, индивидуализма, сциентизма, прагматизма и т.д. Западный образ мышления формирует взгляд на человека-винтика с заданными качествами, угодными рынку, ценностям либеральной демократии. Однако есть и другие «голоса» философии незападных культур, которые в эпоху глобализации выходят на «арену» мировой философии и хотят быть услышанными.
Среди работ, посвященных разработке философской компаративистики, надо отметить труды как отечественных исследователей (Ч. Э. Алиева, Н. С. Кирабаев, А. С. Колесников, М. Я. Корнеев, В. Г. Лысенко, Е. П. Островская, В. И. Рудой, А. В. Сагадеев, М. Т. Степанянц, Е. А. Торчинов, В. К. Шохин и др.),
18
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
так и зарубежных (П. Массон-Урсель, Ч. Мур, П. Т. Раджу, М. Хайдеггер, У. Шелдон, Р. Эймс, Р. Эль-берфельд и др.). Философская компаративистика представляет специализированную сферу философии, основанную на междисциплинарном синтезе. Как отмечает А. С. Колесников, «предмет философской компаративистики - не только философские культуры великих цивилизаций ("философских цивилизаций"), но и проблемы, связанные с различиями и сходством между ними» [3, с. 20]. Цели современной философской компаративистики с начала ее возникновения были связаны идеями синтеза философских систем, затем с проблемами самоидентификации национальных философских культур, самобытностью мышления, преодолением господства идей европоцентризма (западоцентризма), усилением незападных традиций в философии, расширением горизонтов философской мысли. Сравнительный анализ как метод познания изучает и проблематизирует способ выявления сходств и различий, общего и особенного, универсального и локального в философских традициях, школах и направлениях. В условиях глобализирующегося мира появилась возможность общения, обмена опытом и встречи различных культур, типов цивилизаций.
В последние годы философы-компаративисты пришли к выводу, что наиболее приемлемой формой развития философской компаративистики является межкультурный диалог, который может строиться только на основе взаимопонимания, взаимоуважения философских культур, их равенства [4, с. 151]. «При этом каждая культура и философская школа, сохраняя свою специфику, сосуществует с другими, вносит в новый становящийся континуум культурных и философских идей и представлений свое сознание, попытку упорядочивания системно-бессистемного поля взаимовлияний, сохраняя при этом определенное единство и общность фундаментально-мировоззренческих представлений, принципов, черт» [2, с. 4-5]. По мнению индийского компаративиста Д. Кришны, «если философия - область деятельности человеческого разума, она обязана демонстрировать некоторые сходные черты, наблюдаемые в разных культурах, и одновременно, как продукт человеческого разума, она должна проявлять интерес к тому, что именно человек той или иной культуры считает общим благом для человечества в целом» [7, р. 71].
Описанные процессы и подходы меняют ракурс рассмотрения и философии образования в сторону компаративистского видения. В условиях перехода человечества на качественно новую метацивилизационную ступень развития компаративистика не только акцентирует сравнительные исследования по линии «Запад -не-Запад», «Восток - Запад» и т.п., но и выводит в поле исследований региональные философии, в частности латиноамериканскую, африканскую. В свою очередь закономерно и стремление западной цивилизации и философии к усвоению иного мировоззренческого материала, улучшению и корректировке своего видения мира, общества, образования, человека. Данный процесс сближения актуализирует формирование определенного мировоззрения и мировосприятия уже не сквозь призму европоцентристского, рационального, западного видения (монолога), а как встречу диалог (полилог) двух (многих) культур. Таким образом, проблема постановки философских вопросов образования мыслится с точки зрения «широкого, плюралистического подхода с его перспективой интеграции и гармонизации философско-культурных достижений человечества» [1, с. 98].
Вызовы современного мира и новая ситуация в философии, связанная с постмодернизмом, обуславливают необходимость выработки диалогичной модели философии образования, предполагающей согласование различных подходов, идей, концепций в русле «общего и особенного», «универсального и локального (регионального)» и т.д. На основе данной модели могут быть переосмыслены предельные основания образования, базовые понятия и методологические принципы философии образования в контексте преодоления ее «западоцентризма», прагматистских и технократистских установок. Сравнительный подход в философии образования позволяет расширить исследовательский взгляд на мир образования и выйти за пределы «западной ориентации», показав возможности других способов мышления и познания.
Философский диалог или даже полилог - специфическая форма взаимодействия направлений, школ и концепций по поводу постановки и разрешения философских проблем. Как пишет М. Юлен: «Мировая философия развивается повсюду и в силу всеобщности условий человеческого бытия вырабатывает универсальные духовные структуры, которые и объединяют неоднозначные исторические и иные типы философии в единый мировой процесс развития философии» [5, с. 131]. Исследования в философии образования - способ постижения межкультурного диалога различных философско-образовательных концепций образования. Диалог позволяет находить предельные основания образовательной системы и философской мысли, которые могут служить базой для нахождения общего языка порой даже между разнонаправленными позициями.
Диалог необходим для выработки новых стратегий жизнедеятельности глобализующегося человечества, для выхода из глобальных кризисов, порожденных современной техногенной цивилизацией через осмысление философско-образовательных проблем.
Компаративная философия образования - это интегративная область философского знания, изучающая многообразие философско-образовательных концепций с помощью методологии и инструментария философской компаративистики. Философия задает основы и теоретические нормативы для изучения образования, осуществляет рефлексивную работу по осмыслению образования, вырабатывает методологическую и категориальную основу исследования. В условиях изменяющегося глобального мира работа в области философии образования начинается с прояснения его целей и ценностей, выявления перспектив и возможных точек роста. Философская компаративистика может выступить в качестве методологической основы для компаративной философии образования. Методология сравнительного изучения базируется на «глубоком проникновении в систему духовных ценностей в каждой философской культуре и системе» [8, р. 214-217]. Компаративист Н. Хэнс полагал, что обращение к опыту других дает возможность лучше реформировать свое образование [6, р. 56].
Таким образом, обращение к компаративным исследованиям образования позволяет лучше понимать свою собственную систему образования, ее тенденции и противоречия; удовлетворяет интеллектуальную и теоретическую потребность изучения других культур и цивилизаций; способствует лучшему пониманию взаимосвязи образования и общества; содействует развитию образовательной политики и практики с учетом накопленного глобального образовательного опыта; способствует лучшему международному взаимопониманию и сотрудничеству путем повышения толерантности, развивает чувство сопричастности другим культурам; формирует мировоззрение с учетом меняющихся геополитических реалий, а также теоретических и парадигматических сдвигов в области гуманитарных и социальных наук.
Список литературы
1. Алиева Ч. Э. Проблема концептуализации сравнительной философии: история, теория и методология философской компаративистики. СПб.: Роза мира, 2004. 190 с.
2. История современной зарубежной философии: компаративный подход. СПб.: Лань, 1997.
3. Колесников А. С. Методология компаративистского изучения философии и культуры Востока // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2008. Т. 9. № 1. С. 19-29.
4. Степанянц М. Т. От европоцентризма к межкультурной философии // Вопросы философии. 2015. № 10. С. 150-162.
5. Юлен М. Сравнительная философия: методы и перспективы // Сравнительная философия / отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2000. С. 127-136.
6. Hans N. English Pioneers of Comparative Education // British Journal of Educational Studies. 1959. Vol. 1. № 1. P. 56-59.
7. Krishna D. Comparative Philosophy: What It is and What is Ought to Be // Interpreting Across Boundaries. New Essays in Comparative Philosophy / ed. by G. L. Larson, E. Deutsch. Princeton, 1988. P. 71-83.
8. Raju P. T. Comparative Philosophy and Spiritual Values: East and West // Philosophy East and West. 1963. Vol. XIII. № 3. P. 214-217.
PHILOSOPHICAL COMPARATIVE STUDIES AND COMPARATIVE PHILOSOPHY OF EDUCATION
Beregovaya Oksana Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Siberian Institute of Administration (Branch) of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
zaroza@mail. ru
The article reveals the role of comparative philosophy of education as an integrative sphere of knowledge that allows carrying out a comparative research of the philosophical foundations of education in a holistic manner with the involvement of the methodological techniques of philosophical comparative studies. The author's attention is focused on the intercultural dialogue - a specific form of interaction between different tendencies, schools and conceptions on setting and resolving philosophical problems of education.
Key words and phrases: philosophy of education; comparative philosophy of education; philosophical comparative studies; comparative analysis; globalization; intercultural dialogue.
УДК 2; 29:299; 1; 13:130.2 Философские науки
В статье рассматриваются исторические аспекты формирования и становления феномена шаманизма. Автор выделяет следующие формы шаманизма: первобытный, семейный, родовой, индивидуальный и неошаманизм. Фигуры шамана и жреца закономерно сменяют друг друга в историческом развитии религиозных форм. В нейрофизиологии феномен шаманизма связывается с доминирующей активностью правого полушария мозга.
Ключевые слова и фразы: шаманизм; неошаманизм; жрец; религиозная архаика; этнография; духовная жизнь; камлание.
Берснев Павел Валерьевич
Русская христианская гуманитарная академия bersnev@gmail. com
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШАМАНИЗМА
На основании данных археологии мы можем говорить о зарождении шаманизма в каменном веке, а точнее, в верхнем (позднем) палеолите, то есть когда, собственно, и появляется современный разумный человек (Homo sapiens). Тогда, на заре зарождения религиозного сознания, каждый был по-своему шаманом, ибо еще не выделилась особая фигура, осуществлявшая посреднические функции между небом и землей. Шаманизм был семейно-родовым. Классическая же фигура шамана оформляется в бронзовом веке, именно тогда появляется индивидуальный, персональный шаманизм. Согласно исследованиям ряда ученых - археологов и этнографов, -можно выделить несколько типов шаманства, соответствующих определенным этапам развития общества.
1. Первобытное, «поголовное» или семейное шаманство. Оно сохранялось еще в конце XIX - начале XX в. у народов Северо-Восточной Азии - чукчей, коряков, алеутов, эскимосов, ительменов, а также у якутов. Следы такого типа шаманства обнаруживаются в археологических раскопках на месте стоянок первобытных людей.