Научная статья на тему 'Философия Живой Этики и её толкователи. Рериховское движение в России'

Философия Живой Этики и её толкователи. Рериховское движение в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
760
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / Живая Этика / рериховское движение / русский космизм / научное познание / метанаучное познание / энергетическое мировоззрение

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гиндилис Лев Миронович, Фролов Виктор Васильевич

Предпосылки появления философии Живой Этики, ее культурно-исторические, духовно-нравственные источники, основные положения. Анализ книги «Община» из серии книг Живой Этики. Проблемы рериховского движения в России; анализ статьи С.Б. Филатова и Р.Н. Лункина «Рериховское движение в России: восстановление связи времен» (указ. № БЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия Живой Этики и её толкователи. Рериховское движение в России»

Л.М.Гиндилис, В.В.Фролов

Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России1

Духовный кризис и духовное возрождение ХХ века

Двадцатый век стал во многом переломным в истории человечества. Взбунтовавшаяся социальная стихия перестала поддаваться какому-либо разумному объяснению. Считавшиеся ранее истинными социально-философские теории (включая марксизм) оказались неприменимыми к анализу новых исторических процессов. Религия в еще большей степени, чем прежде, стала использоваться ее служителями в корпоративных и политических интересах. Надежда на решение проблем человеческого бытия и общественного развития с помощью науки также оказалась поколебленной, ибо многие явления человеческой жизни и процессы Мироздания не поддавались научному объяснению. Несмотря на впечатляющие успехи науки, изменившие лицо мира, в общественном сознании все в большей мере стало утверждаться критическое, даже негативное отношение к науке, ибо все отчетливее стали проявляться отрицательные черты созданной с ее помощью техногенной цивилизации. Кризисные явления проявились и в культуре. Наряду с прекрасными образцами живописи, поэзии, литературы, музыки, архитектуры, возникла и утвердилась массовая культура, где царит темный дух потребительства, пошлости и насилия. Серьезный кризис переживает нравственная сфера. Сначала Запад, а вслед за ним и Россия вкусили горькие плоды сексуальной революции. Все это явилось отражением глубокого духовного кризиса, охватившего человечество, - кризиса, который в ХХ веке стал очевиден.

В то же время в духовной и культурной сфере человечества, и прежде всего в России, проявилась и получила развитие противоположная тенденция, которая заключалась в прорыве человеческого сознания к новому, космическому мышлению. В России эта тенденция

1 Вопросы философии. 2001. № 3. С. 85-102.

выросла не на пустом месте. На благородные цели духовной революции работали многие поколения, начиная с подвижника земли русской преподобного Сергия Радонежского. Прорыв к новому мышлению готовили русские поэты - А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Блок; писатели - Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский; философы - В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин и др. Философы развивали представление о космичности бытия и человека и обосновывали объективную необходимость формирования космического миропонимания. «Чтобы добыть свет в нахлынувшей на мир тьме, необходимо космическое углубление сознания. Если остаться на поверхности жизни, то тьма поглотит нас»1. Русские ученые - К.Э.Циолковский,

В.И.Вернадский, Л.А.Чижевский, Л.Н.Гумилев и др. подготавливали научно-философскую основу нового мышления. Циолковский разработал целостную систему космической философии, в рамках которой высказал мысли о разумности, одухотворенности Вселенной, о роли Космического Разума в ее эволюции. Вернадский, раскрыв взаимосвязь человека и энергетических процессов биосферы, развил учение о ноосфере, в рамках которого выявил место и роль научной мысли. Чижевский обозначил зависимость человеческой истории и природных процессов от космических причин. Гумилев сформулировал предположение о природно-космических основаниях возникновения и развития этносов.

Огромную роль в подготовке духовного возрождения ХХ века играла и продолжает играть Живая Этика Рерихов, которая содержит новое, космическое (энергетическое) мировоззрение. Оно было создано в сотрудничестве с Учителями Индии и опубликовано на русском языке, что подчеркивает особую духовную роль России в развитии нового мышления ХХ века. На базе этого учения во многих странах возникло культурно-просветительское движение, связанное с именем Рерихов; особое развитие получило оно в России и странах бывшего СССР.

Несмотря на возрастающую общественную роль этого движения, ни оно, ни лежащая в его основании мировоззренческая концепция не подвергались серьезному философскому анализу. Поэтому можно было бы приветствовать инициативу С.Б.Филатова и Р.Н.Лункина, которые попытались восполнить этот пробел2. К сожалению, их попытка оказалась, на наш взгляд, совершенно неадекватной, чтобы не сказать более резко. Вместо объективного научно-философского анализа статья содержит весьма поверхностное изложение учения Рерихов, полностью искажающее его суть и содержащее дискредитацию имени

1 Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 148.

2 Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Рериховское движение в России: восстановление связи времен // Вопросы философии, 1999. № 12. C. 63-73.

основателей учения - выдающихся деятелей русской и мировой культуры - и рериховского движения в нашей стране. Мы считаем необходимым изложить свою позицию в защиту имени Рерихов от необоснованных нападок и их учения от произвольного толкования и искажений. Рассмотрим, прежде всего, основные черты рериховского учения.

Философия Рерихов: Живая Этика

Живая Этика - это синтетическое научно-философское учение о Мироздании в целом; о его устройстве, происхождении и эволюции; о Законах Мироздания; о роли Разумных Сил (Космического Разума) в эволюции Вселенной; о месте человека в Мироздании, о его тесной связи с Космосом; об эволюции человека и человеческого общества; о нравственных основах Бытия и путях духовного совершенствования, как необходимого требования эволюции.

В рамках небольшой журнальной статьи невозможно полностью раскрыть содержание этого глубочайшего учения. Мы отметим лишь некоторые важные положения, характеризующие, на наш взгляд, его суть.

1. Согласно Живой Этике, в основе Мироздания лежит материя, понимаемая в самом широком смысле. Она включает как те формы материи, которые изучаются современной наукой, так и более тонкие формы, которые науке пока не известны. Мир развивается по космическим законам, изучение которых является важнейшей задачей человечества. В развитии Вселенной принимает участие Космический Разум, частью которого является человечество Земли.

2. Известно, что существуют три основные формы познания: научное, религиозное и художественное. Живая Этика придает большое значение религии в истории человеческого общества, однако основную роль на современном этапе она отводит науке. «Мир будущий, мир высший, - писала Е.И.Рерих, - грядет в доспехе лучей лабораторных. Именно лаборатории укажут на преимущество высшей энергии и не только установят превосходство психической энергии человека над всеми до сих пор известными энергиями, но будет уявлена наглядная разница в качестве ее, и, таким образом, значение духовности будет установлено в полной мере. Познание высших законов подчинит технику духу, и отсюда утвердится и познание высших целей, которое поведет к преобразованию всей материальной природы. Преображенная природа, преображенный дух народа подскажет и новые лучшие формы устроения жизни»1. Согласно Живой Этике, область науки не может

1 Письма Елены Рерих. 1929-1938. Рига, 1940. Т. 2. С. 219.

ограничиваться изучением «косной» материи и «живого вещества» (или биологических объектов), она должна включать исследование мысли, сознания, души (психеи), психической энергии, проблемы бессмертия и смысла жизни, которые ранее относились к сфере религии. Не только физические, но и психические, духовные явления должны стать предметом изучения науки. Эти идеи Живой Этики близки к программе П.Тейяра де Шардена, который считал, что «удовлетворительное истолкование универсума, даже позитивистское, должно охватывать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону вещей, не только материю, но и дух. Истинная физика та, которая сумеет включить всестороннего человека в цельное представление о мире»1. Конечно, наука сможет выполнить свою роль в эволюции человеческого общества только в том случае, если она сама претерпит существенные изменения. Она должна смело отбросить устаревшие догмы, стать более открытой и более одухотворенной. Науке предстоит проникнуть за пределы физического плана, в миры тонких энергий, в иные измерения многомерного психодуховного пространства. Расширяя сферу деятельности науки, Живая Этика придает основное значение опытному познанию. «Надо собирать все факты, еще не вошедшие в элементарные учебники, - писал Н.К.Рерих. - Надо нанизать эти факты с полнейшей добросовестностью, не презирая и не высокомерничая»2.

Что касается художественного познания мира, то, согласно Живой Этике, роль его будет возрастать. Ф.М.Достоевский говорил, что Красота спасет мир. Живая Этика уточняет: осознание Красоты спасет мир.

3. Решающим фактором в развитии человеческого общества Живая Этика считает Культуру. Поэтому сохранение и приумножение культурного богатства всех народов Земли жизненно необходимо для человечества. Н.К.Рерих создал широкое культурное движение под Знаменем Мира. Он разработал Пакт об охране памятников культуры во время военных действий - Пакт Рериха, который позднее лег в основание соответствующих документов ООН.

4. Живая Этика провозглашает равенство всех людей независимо от пола, расовых, национальных или социальных различий. Общественная жизнь должна строиться на основе согласия всех народов Земли, на основах коллективизма, общинности и сотрудничества, при приоритете нравственного начала. Переход от вражды, конфронтации и разъединения к единению, согласию и сотрудничеству - важнейшая задача эволюции на современном этапе. Важную роль в этом процессе предстоит сыграть женщинам, которые должны осознать свое косми-

1 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. С. 40.

2 Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР, 1992. С. 17.

ческое предназначение, восстановить свои попранные права, внести в мир начала любви, согласия и высокой духовности. Поэтому наступающую эпоху Живая Этика называет Эпохой Женщины.

5. Невозможно установить счастливую и справедливую жизнь на Земле, если люди будут оставаться невежественными и несовершенными. Поэтому установление справедливого общественного строя непременно должно сопровождаться совершенствованием каждого человека. Людям нужно преодолевать свои отрицательные свойства, трансформируя их в положительные качества. Важнейшей задачей на этом пути является изживание самости, эгоизма (во всех его видах), утверждение и развитие самоотверженности и терпимости в отношениях между людьми. Для успешного совершенствования нет необходимости уходить в пещеры, в монастыри, замыкаться и отходить от жизни. Живая Этика утверждает активную жизненную позицию каждого члена общества. В процессе совершенствования человеку необходимо выполнять свой долг перед семьей, народом, страной и всем человечеством. Он должен действовать во имя Общего Блага.

6. Важнейшим средством совершенствования человека Живая Этика провозглашает труд. Не подневольный, а добровольный, творческий труд - физический или умственный. Труд должен быть напряженным, но посильным. Первостепенное значение придается качеству труда.

В процессе осознанного, устремленного труда, при высоком качестве его развивается психическая энергия человека. Живая Этика рассматривает психическую энергию как энергию всеначальную, лежащую в основании Проявленного Мира. Это главная Творческая Сила Космоса, она включает в себя все основные энергии, которые являются лишь ее дифференциациями.

Овладение психической энергией ведет к развитию высших форм сознания - чувствознанияи духоразумения, частичным проявлением которых являются интуиция и озарение.

Живая Этика указывает естественный путь развития психической энергии. Естественный путь есть путь сердца, путь любви и труда, путь очищения мышления, развития возвышенных чувств и мыслей через приобщение к искусству и неустанное сердечное устремление к Свету.

7. Чтобы успешно продвигаться по пути совершенствования, необходимо преодолеть невежество. Для этого человек должен непрерывно учиться. Человек должен знать достижения культуры прошлого и настоящего, знакомиться с достижениями науки, изучать окружающий мир и самого себя. Учиться, учиться и учиться - одно из основных требований Живой Этики.

8. Живая Этика открыта для всех, но не навязывается никому. Книги этого учения там, где их не запрещают, имеются в открытой продаже,

работают общества и кружки по изучению Живой Этики. Каждый желающий может принять в них участие. Но агитировать, зазывать и навязывать свою точку зрения Живая Этика считает недопустимым, она решительно выступает против всех форм миссионерства. Врата во Дворец Знания широко открыты, но войти желающий может только сам.

* * *

Рассмотрим некоторые положения Живой Этики более подробно. Центральное место в ней занимает проблема эволюции. Концепция эволюции Мира, Космоса, Вселенной в целом, всей наполняющей ее материи и всех составляющих ее частей, включая человечество и каждого отдельного человека - одна из центральных онтологических и нравственных идей Живой Этики. Идея эволюции, направленной на совершенствование каждого человека и всего окружающего мира, позволяет раскрыть смысл Бытия. «Зачем вы живете? Чтоб познавать и совершенствоваться. Ничто туманное не удовлетворит вас»1.

Известно, что в науке идеи эволюции утвердились вначале в социальной сфере. По-видимому, наиболее полно они проявились в историческом материализме. Что касается естествознания, то здесь идея эволюции сначала проникла в биологию, затронула геологию, но весь неодушевленный мир в целом представлялся совершенно чуждым эволюции. Прежде всего, это касается Вселенной. В течение веков (по крайней мере, в европейской науке) господствовало представление о неизменности Вселенной. В отличие от изменчивого мира земной природы, Небеса представлялись эталоном неизменяемости, царством непреходящего порядка, существующего от Вечности. Начиная с Канта, эволюционные идеи проникают в астрономию, но они касаются происхождения и эволюции отдельных объектов: происхождение Солнечной системы, эволюция звезд и т.д. Что же касается Вселенной в целом, то она представлялась неизменной и «безразличной» по отношению к любым локальным изменениям, происходящим в отдельных ее частях. Во второй четверти XX века это представление подверглось глубочайшему изменению. «Х1Х век покончил с метафизической тенденцией в истории и биологии, - писал А.Д.Сахаров. - На долю ХХ века выпало обосновать эволюционную точку зрения для мира как целого»2.

Решающую роль здесь сыграло открытие фундаментального факта расширения Вселенной и появление космологических теорий

1 Община (Рига, 1926), 230.

2 Сахаров А.Д. Симметрия Вселенной // Будущее науки. М.: Знание, 1968. С. 76.

эволюции Вселенной в целом. Наряду с эволюционными представлениями в космологии, возникшая во второй половине века синергетика привела к проникновению идеи эволюции в физику, которая длительное время была полностью чужда такому подходу, признавая лишь идею круговорота материи. Внедрение эволюционных представлений в физику сближает ее с биологией и другими областями знания, где эти идеи уже раньше завоевали прочные позиции. Оказалось, что в физике явление самоорганизации прослеживается на всех уровнях, начиная с атомного и вплоть до галактик - образований астрономического масштаба. Более того, процесс развития можно проследить и дальше. «Мы в принципе, - пишет Г.И.Наан, - сейчас уже в состоянии представить всю эволюцию Вселенной, включая возникновение жизни, человека и общества, как некий единый процесс самодвижения, самоорганизации и самоусложнения материи»1. Ту же мысль подчеркивает и Л.В.Фесенкова. «История Вселенной, - пишет она, - от «Большого взрыва» до возникновения человечества представляется как единый процесс с генетической структурной преемственностью различных типов эволюционных процессов от космических до социальных»2. Таким образом, проникновение эволюционных идей в ранее неосвоенный регион знания привело к представлениям об универсальности феномена эволюции и позволило наполнить философское представление о развитии как фундаментальном законе материального мира конкретным естественнонаучным содержанием. Это один из примеров развития науки в русле идей Живой Этики.

Живая Этика, как уже отмечалось выше, рассматривает развитие Космоса как универсальный процесс, в рамках которого эволюционирует каждое явление в отдельности и весь Космос в целом. Философской предпосылкой осмысления космической эволюции человека и человечества выступает представление о беспредельном Космосе, который одухотворен, разумен, целесообразно и гармонично устроен и находится в состоянии беспрерывного прогрессивного развития, включающего и циклы инволюции, как составные части общего эволюционного процесса. Эволюция Космоса не имеет предела ни в прошлом, ни в будущем. Она протекает по универсальным законам, не зависящим от воли и желания людей. Смысл ее состоит в восхождении различных форм жизни от несовершенного к совершенному, в одухотворении материи, ее утон-

1 Наан Г.И. К проблеме космических цивилизаций // Будущее науки. М.: Знание, 1984. С. 269.

2 Фесенкова Л.В. Идея глобального эволюционизма: естественнонаучный, мировоззренческий, аксеологический аспекты // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М.: Ин-т философии АН СССР, 1986. С. 35.

чении, повышении частоты вибраций. Наша планета, взятая в единстве с ее человечеством, - один из разумных миров, многообразие которых в Космосе беспредельно. Она, как и всякая другая планета, представляет собой мир уникальный. Земной мир энергетически взаимодействует с многообразием космических явлений, звездных и планетных систем. В процессе этого взаимодействия Земля эволюционирует, развивается. Цель ее эволюции, как и эволюции всего Космоса, состоит в совершенствовании земной материи, ее утончении, или одухотворении. Субъектами земной эволюции выступают каждый человек и все человечество. Последнее представляет собою закономерно возникшую часть земного мира. Оно существует и развивается в энергетическом единстве с Землей и опосредует ее энергообмен с Космосом. Поэтому на человечество и каждого человека возложена очень ответственная задача - идя путем самосовершенствования, одухотворять себя, природу и общество. Осознание своей ответственности за судьбу свою, других людей, общества, природы и всей планеты - важнейшая задача человечества на данном этапе. Успешно продвигаясь по пути эволюции, строя свою жизнь в согласии с космическими законами, человек может превратиться из объекта Космической эволюции в активного и сознательного субъекта ее. Тогда перед ним откроется возможность сознательного влияния на ход космической эволюции, сознательного участия в строительстве Вселенной.

С позиций Живой Этики, человек в духе (то есть в высших формах своего сознания) бессмертен. Бессмертие понимается как состояние непрерываемого сознания. Каждый человек может достигнуть этого состояния путем упорного труда и любви, путем сердца, как об этом говорилось выше. Такое понимание человеческой эволюции придает глубокий смысл его жизни, побуждает человека утверждать всюду культуру, красоту и любовь.

Одним из столпов космической эволюции является община. Она строится на основе объединения и сотрудничества. Идея общины вытекает из самой сути космической эволюции, ибо объединение воплощает механизм эволюционного развития. В человеческом обществе объединение возможно лишь на основе сотрудничества, или кооперации. Потребность людей в сотрудничестве имеет объективный характер, так как человек несет в себе тонко-энергетическую (духовную) составляющую Космоса, объединяющую его со всеми явлениями бытия. Поэтому община воплощена в самой природе человека и понимается в самом широком смысле: как сотрудничество со всем человечеством, всеми мирами, всем Космосом. Это сотрудничество реализуется через взаимодействие между людьми, между человеком и Космосом. Так община вовлекает каждого человека и человечество в русло космической эволюции.

Другим столпом эволюции выступает Культура. В Живой Этике она трактуется как самоорганизующаяся система Духа, связанная с тонко-энергетической (духовной) составляющей человека. Именно в энергетической природе Культуры заключено объяснение того, почему Культура - это почитание Света, ибо Свет (с большой буквы) есть тончайшая духовная энергия, с помощью которой человек взаимодействует с высочайшими сферами Космоса. Кроме того, в пространстве Культуры возникают Красота и Любовь, также выступающие опорами космической эволюции.

Человек вовлекается сознательно в космическую эволюцию посредством духовного взаимодействия с Иерархией Света через духовного Учителя, который помогает человеку в его совершенствовании и восхождении по спирали космической эволюции.

В рамках диалектико-материалистической парадигмы человек и общество рассматриваются прежде всего в таком взаимодействии с природой, которое опосредуется материальным производством. Все существенные изменения в общественном развитии и жизни людей, с этой точки зрения, вызываются изменениями способа производства. В то время как природные предпосылки развития общества и человеческого существования определяются лишь как второстепенные, а космические факторы их эволюции вообще не принимаются во внимание. Новое мировоззрение формирует у человека космический взгляд на мир. Его содержанием выступает рассмотрение каждого явления природы, истории и человеческой жизни как момента беспредельной космической эволюции. Космический масштаб измерения всех явлений Мироздания дает возможность вывести сознание человека из узких рамок мира личного, семейного, национального, планетарного - на беспредельные просторы Космоса. Но при непременном выполнении человеком своего земного долга. Такой подход позволяет органично увязать существование конечных явлений бытия с их бесконечными трансформациями в прошлом и в будущем. В рамках эволюционного мировоззрения Живой Этики человеческая история, социальные процессы и сам человек рассматриваются в зависимости от характера взаимодействия этих явлений с Космосом на основе универсальных космических законов.

Живая Этика, как уже отмечалось выше, в своем понимании мира и человека опирается на научный подход, предполагающий, что все явления Мироздания могут если не в настоящем, то в будущем иметь научное объяснение. И если какие-то феномены, с которыми в настоящее время сталкивается человек, не поддаются пока научному объяснению, то в будущем они обязательно получат научную интерпретацию и их сущность будет раскрыта в процессе познания. В таком контексте выглядят методологически устаревшими взгляды

представителей традиционной науки и философии, ограничивающие возможности познания лишь рамками физического мира. Поэтому в Живой Этике подчеркивается, что «знание превыше всего. Каждый, кто принес частицу знания, уже есть благодетель человечества. Каждый, собравший искры знания, будет подателем Света. Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебрежение к науке есть погружение во тьму»1.

Энергетическое мировоззрение Живой Этики рассматривает все явления бытия, как духовные, так и материальные, на основе представления о сущностном единстве мира. Согласно Живой Этике, дух и материя, будучи исходными началами проявленного мира, не могут существовать сами по себе, «в чистом виде». Дух (дых, дыхание, движение) может проявиться только через покров материи, а материя проявленного мира не может существовать без движения (дыхания), духа. В начале каждого цикла проявления в результате взаимодействия Огня (духа) с непроявленной прегенетической материей (или с предогнен-ной субстанцией) возникает первичная огненная субстанция, одухотворенная материя, или духоматерия. Эта оплодотворенная Огнем, живая одухотворенная субстанция есть не дух, не материя, а их единство, синтез. Все, что существует в проявленном мире, возникает в результате последующей дифференциации, усложнения и превращения первичной огненной субстанции (духоматерии). Все формы Космоса -от самых грубых и плотных до самых тонких - являются лишь грануляциями этой субстанции. Та материя, которую изучает современная наука, соответствует состоянию духоматерии на физическом плане. Выше ее (по шкале утончения и вибраций) расположены бесчисленные градации более тонких состояний духоматерии. Каждая вышележащая ступень будет духом по отношению к нижележащей. Дух есть сублимированная материя, а материя есть кристаллизованный дух.

Такой взгляд на Мироздание качественно отличается от традиционного материалистического мировоззрения, трактующего явления духовного порядка как противоположные материальному. Подобное миропонимание имеет ряд отрицательных следствий мировоззренческого и методологического характера. Одно из них состоит в том, что Мироздание искусственно рассекается на сферы материальную и духовную. В методологии научного познания (психологии, физиологии, медицине и т.п.) такой подход ориентирует на исследование материальных и духовных явлений как имеющих различную природу. Отмеченный подход закрывает возможности истинного познания явлений мира природного и социального, в то время как энергетическое ми-

1 Учение Живой Этики. В 3 т. СПб., 1993. Т. 3. С. 624.

ровоззрение позволяет преодолевать указанные трудности. Согласно Живой Этике, духовное и материальное не противопоставляются друг другу как две противоположности, а рассматриваются как обладающие одной и той же энергетической, или, что то же самое, материальной природой. «В действиях и в мышлении мы отделиться от материи не можем. Мы обращаемся к высшим слоям или грубейшим видам той же материи. Можно научно показать эти взаимоотношения. Также научно можно доказать, как качество нашего мышления действует на ма-терию»1. Концепция энергетического единства духа и материи, на наш взгляд, представляет собой качественный прорыв в развитии философского, научного мировоззрения, так как снимает надуманное и искусственное разделение между духовными и материальными явлениями. Таким образом, энергетическое мировоззрение Живой Этики придает материализму универсальный характер, анализируя в своих границах все явления Мироздания. «Нужно до такой степени обосновать материализм, чтоб все научные достижения современности могли войти конструктивно в понятие материализма одухотворенного»2.

В Живой Этике общество, так же, как и человек, рассматривается в качестве части Космоса, а детерминантами конкретно-исторических тенденций его развития называются, кроме всех прочих факторов, прежде всего космические причины. В этом плане историческое развитие общества понимается как этап беспредельной космической эволюции, в границах которого общество должно достигнуть определенного духовного совершенства и затем продвинуться к более высокому витку космической эволюции.

Согласно учению Живой Этики, Космос по своей структуре многомерен. Он состоит из земного мира и беспредельного многообразия других тонкоматериальных планов бытия, в которых существуют разумные миры. Наряду с относительной самостоятельностью каждого из указанных миров в их эволюции доминирует тенденция к единству. Она проявляется в силу того, что все миры и планы бытия имеют общий источник возникновения - единую всеначальную энергию, из которой возникает все сущее. Именно эта всеначальная энергия (которая в Живой Этике именуется психической) делает материю духовной, и посредством ее человек также реализуется как духовная сущность. Ассимилируя эту энергию из окружающего мира, трансформируя ее в соответствии с направленностью своих мыслей, чувств и поступков, человек излучает переработанную им энергию в пространство, участвуя тем самым в космическом метаболизме. Но чтобы это взаимодейст-

1 Община (Рига), 101.

2 Учение Живой Этики. 1993. Т. 1. С. 286.

вие было гармоничным, людям нужно знать, что такое психическая энергия, какое значение она имеет для их жизни, эволюции Космоса и как ею можно овладевать. «Необходимо не только признать отсутствие пустоты, но и понять окружающую жизнь. Понимание жизни связующей и взаимно питающей покажет, насколько вездесуща психическая энергия»1.

Живую Этику не случайно называют энергетическим мировоззрением. С позиций этого мировоззрения эволюция человека, общества и природы осуществляется благодаря психической энергии. В связи с этим Е.И.Рерих пишет, что «все энергии, все элементы исходят из единой всеначальной энергии, или из единого элемента - Огня, потому и говорится о единстве всего, о едином начале, из которого возникла Вселенная»2. Всеначальная энергия по своим запасам неисчерпаема, формы ее многообразны. По отношению к человеку она носит нейтральный характер, не являясь ни «доброй», ни «злой», это человек может использовать ее на добро или зло.

С точки зрения традиционной философии человек, представляя собой единство биологического и социального, живет в физическом мире только один раз и со смертью физического тела уходит в небытие. Отсюда смысл жизни человека в лучшем варианте его понимания состоит в том, чтобы в пределах своей единственной жизни реализовать свои потенции в тех или иных явлениях культуры. Задача это чрезвычайно благородная, но ее решение не дает успокоения думающему человеку, ибо никак не связывает конечную человеческую жизнь с вечностью и поэтому не наполняет ее истинным смыслом. Для большей части людей такое понимание человека дает основание распространенному жизненному принципу: если живешь один раз, бери от жизни все, что можешь. Живая Этика в понимании проблемы бессмертия исходит из представления о многомерности человека. Согласно этому учению, человек состоит из плотного, физического тела и совокупности тонких тел, создаваемых его чувствами, мыслями и духовными накоплениями - всем тем, что образует сознание человека. Современная наука уже приблизилась к изучению тонкоматериальной сущности жизни и человека. Так, А.П.Дубров и В.Н.Пушкин, обобщив значительный теоретический и экспериментальный материал, пришли к выводу, что психика человека, его сознание являются энергоинформационными феноменами3, а известный новосибирский ученый

В.П.Казначеев сформулировал положение о возможности существова-

1 Учение Живой Этики. Т. 3. С. 243.

2 Письма Елены Рерих. 1932-1955. Новосибирск, 1993. С. 434.

3 Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. М., 1989.

ния не только белково-нуклеиновых, но и полевых, или энергоинформационных, форм жизни1. Серьезный анализ современного состояния проблемы тонко-энергетических свойств жизни представлен недавно Е.М.Егоровой2. «...Для осознания реальности действия духовных сил, -пишет она, - необходимо применение научного подхода к изучению причин явлений жизни, а это осознание осуществляется через <...> формирование нового научного мировоззрения. Добавим, что роль науки в преображении человеческого сознания в наши дни может быть особенно велика, поскольку лишь научно обоснованное понимание высших составляющих в человеке и в живой природе способно противостоять волне фанатизма, невежества, суеверий и других уродливых порождений ограниченного сознания»3.

Согласно Живой Этике, психическое и физическое состояние человека в значительной степени обусловлено тем, насколько гармонично он взаимодействует с высокими энергетическими структурами Космоса. Существует закономерность: чем более развит человек духовно, чем шире его взгляд на мир, тем свободнее и естественнее ассимилирует он тончайшие духовные энергии Космоса. Эти положения особенно актуальны сейчас, когда многие люди стали интересоваться энергетическим, или духовным, аспектом своего существования. Откликом на всплеск интересов подобного рода явилось издание самой разнообразной литературы, в которой предлагаются различные методики механического развития психических способностей человека. С позиций Живой Этики такой подход является глубоко ошибочным и пагубным, поскольку ведет к самым тяжелым последствиям для психического состояния и здоровья людей. Тонко-энергетические процессы нуждаются в свободном естественном развитии и не терпят насильственного волевого вмешательства. Поэтому самым действенным и безопасным подходом к духовному совершенствованию является устремленность к культурным и нравственным ценностям и их утверждение в жизни каждого дня.

Уровень духовности человека определяется уровнем развития его сознания. Трактовка сознания в Живой Этике выводит научные исследования и философские размышления к совершенно новой системе координат. Если с позиций традиционной науки и философии сознание есть функция человеческого мозга, может существовать лишь на основе мозга и со смертью человека полностью утрачивается, то основой по-

1 Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблема комплексного изучения. Новосибирск. 1991. С. 114.

2 Егорова Е.М. Электромагнитные поля и жизнь // Дельфис, 1999. № 4 (20). С. 60-65; 2000. № 1 (21). С. 75-79.

3 Дельфис. 1999. № 4 (20). С. 61.

нимания сознания в Живой Этике становятся беспредельный Космос с его энергетическими структурами. Сознание является необходимым качеством Космоса и не связано непременно с мозгом, оно существует в каждом данном явлении в той мере, в какой в нем наличествует духовность, или психическая энергия. В Космосе существует беспредельное многообразие форм сознания, каждая из которых уникальна по своим свойствам. В структуре человеческого сознания существуют два взаимосвязанных друг с другом вида - актуальное сознание, которое воплощается в каждодневных мыслях человека, и сознание глубинное, связанное с более высокими энергетическими полями Космоса. Глубинное сознание человека выталкивает на поверхность актуального сознания чрезвычайно ценные и важные для человека и человечества знания. Необходимым условием гармоничного развития сознания человека является его взаимодействие с глубинным сознанием Космоса. Развитие сознания человека является процессом дальнейшего проникновения его в смысл бытия, смысл своей жизни и сущность вещей.

Традиционное научное познание, по преимуществу развивающееся в границах рационального, рассудочного мышления, оказывается неспособным разрешить многие проблемы бытия человека, начиная с мировоззренческих и кончая социальными. Тем не менее у большинства ученых сформировались своеобразные «комплексы превосходства» в вопросах познания по отношению к другим формам культуры (искусству, религии, философии) и монополизма в вопросах интерпретации новых проблем и феноменов человеческого познания. Эти комплексы, кроме всех прочих факторов, закрывают ученым возможности исследования неизвестных им явлений и непривычных для их мышления мировоззренческих представлений. Поэтому для развития человечества нужны какие-то иные, дополнительные пути и формы научного познания, выходящие за пределы чисто рассудочного мышления. Один из них состоит, как уже говорилось выше, в одухотворении науки. Вопрос здесь состоит в том, как обосновывается научное познание мировоззренчески. Если его цели ограничиваются традиционной материалистической парадигмой, то из замкнутого круга ограничивающих мышление схем, которые закрывают науке путь к духовности, ей не выйти. Одухотворение науки произойдет, когда ее достоянием, предметом ее изучения станут миры иных измерений и состояний материи. Для этого нужна качественная трансформация не только традиционной научной парадигмы, но и переосмысление возможностей религии и искусства в познании мира и человека. Однако религия, делающая акцент прежде всего на внешних, конфессиональных формах своего существования (обрядах, культе и т.п.) и отошедшая от духа религиозных учений, никогда не решит этой задачи. Такая религия уйдет в прошлое. Ее место займет

духовное познание мира, возникшее в результате синтеза религии и науки. Средством такого синтеза будет духовная интуиция ученых, но уже с новым мировоззрением. Таким образом, в искусстве, религии и науке «существует основа, которая в будущем сформирует их синтез. В искусстве - произведения истинного искусства, в религии - духовный опыт религиозных учений, в науке - интуитивная и логическая устремленность к синтезу и принятие реальности невидимого мира наиболее духовно развитыми учеными. Именно последнее обстоятельство даст возможность науке восстановить потерянную ею в веках связь с Вы-сшим»1. Избрав путь синтеза, человечество прорвется к новым перспективам в осмыслении путей своей космической эволюции.

Среди законов Космоса ведущим, с позиций Живой Этики, является закон единства. Сущность его состоит в том, что каждое явление природного, социального и духовного бытия жизнеспособно лишь в той мере, в какой оно взаимосвязано с Мирозданием через иерархические и горизонтальные связи. Человек строит свою жизнь в согласии с законом единства и другими законами Космоса, если он сохраняет духовное целомудрие, утверждая в своей жизни духовные ценности, осуществляя энергообмен с Высшим. Так человек взаимодействует с чем-то более совершенным и прекрасным. Необходимым условием гармоничности этого взаимодействия является праведная жизнь человека среди людей, ведущим качеством и главным результатом которой выступает самоотверженная, действенная любовь. Человек, возводящий в культ свои личные интересы и встающий на путь эгоизма, не способен к такой любви и не может проникнуться интересами Общего Блага. Он разрушает свое духовное целомудрие и отходит от закона единства. Тогда духовный мир человека деформируется, раскалывается. Избежать такого состояния души человеку помогает Культура, или устремление к Свету.

* * *

Итак, философия Живой Этики содержит мировоззренческую основу для прорыва к новому мышлению, поскольку по-новому решает многие философские проблемы. Предпосылкой такого их решения является принятие объективных законов Мироздания, носящих универсальный характер и регулирующих его эволюцию. Основные принципы и подходы Живой Этики к решению философских проблем приобретают еще большую убедительность при обращении к данным

1 Шапошникова Л.В. Наука и Живая Этика // Рериховские чтения: Материалы Международной общественно-научной конференции. М., 1997.

современной науки, которая все в большей мере проникает в новую «невидимую» реальность и нащупывает пути ее изучения. Все это говорит о том, что адекватное осмысление энергетического мировоззрения Живой Этики возможно только при условии его глубокого и систематического анализа. Но чтобы решить эту задачу, нужно преодолеть стереотипы старого мышления, затрудняющие точное и полное понимание основных принципов и проблем Живой Этики в их синтетическом единстве и развитии. Рерихи, стоящие на вершине мировой науки, философии и культуры, синтезировали энергетическое мировоззрение, совершив тем самым прорыв к новому мышлению. Они показали, что человечество в своем развитии вступает в новую эпоху, когда каждому человеку жизненно необходимо расширять свое сознание, по-новому смотреть на себя и окружающий мир. Новый взгляд на Мироздание будет включать, наряду с принятием земного, физического мира, признание иных, тонкоматериальных миров (миров иных измерений), раскрытие единства всех миров на основе общих законов их эволюции. Наукой будет доказано, что все явления Мироздания имеют одну и ту же энергетическую природу. Такое мировоззрение поможет человеку определить свою истинную роль в эволюции Вселенной. Человек превратится в сознательного активного субъекта космической эволюции, гармонично взаимодействующего с миром. Смыслом жизни человека станет духовное совершенствование, одухотворение своей собственной природы, общества и планеты, на которой он обитает.

Новое мышление может стать достоянием человечества, если люди начнут преодолевать стереотипы мышления старого и стремиться к высотам нового мировоззрения. В этом русле видится и судьба России. «Дорога России к своему Храму, к истинному Новому Миру, в эволюционном понимании этого слова, идет не через чужие обольщающие блага, а через наши души и сердца. Новое мышление и эволюция требуют от нас сейчас рывка, одухотворяющего материю нашей жизни и тем продвигающего человечество вперед. Россия может и должна совершить этот рывок»1.

Ошибочная трактовка или сознательное искажение?

Как и всякое глубокое философское учение, Живая Этика содержит несколько пластов знания. Она требует серьезного изучения, осознания и понимания. Здесь возможны разные подходы, оценки и

1 Шапошникова Л.В. Град Светлый. М., 1998. С. 186.

интерпретации. Необходимы научные творческие дискуссии. Но при этом два условия, обязательные для любой научной дискуссии, непременно должны быть выполнены: знание предмета дискуссии и добросовестный объективный анализ. К сожалению, упоминаемая статья С.Б.Филатова и Р.Н.Лункина этим требованиям не удовлетворяет.

Прежде всего, авторы весьма поверхностно знакомы с обсуждаемым учением. О Живой Этике они судят по высказываниям людей, называющих себя последователями учения, и почти совсем не обращаются к первоисточникам. А там, где это делается (например, на с. 69, где авторы ссылаются на книгу «Община»), дается совершенно искаженное изложение. Ниже мы приведем примеры подобных искажений. Помимо прямого искажения, авторы профанируют идеи Живой Этики, дают им упрощенное толкование. Чего стоят, например, рассуждения о «магните-трансформаторе» (с. 67) или эсхатологические экскурсы авторов (с. 68). Насколько авторы «разобрались» в учении Живой Этики, видно, например, из следующего их высказывания: «Главное в рерихианстве (термин, по всей видимости, изобретенный авторами. -Л.Г., В.Ф.) - это все сделать понятным и объяснить, сохранить понятие эзотерического знания, но при этом сделать его доступным для всех» (с. 66). Таким образом, главное в Живой Этике, с точки зрения авторов, - не содержание, а форма - стремление сделать его доступным. Это очень своеобразное понимание сути философского учения. Не полемизируя с авторами по данному вопросу, отметим лишь, что Живая Этика не придает вообще решающего значения книжному знанию. Главное для нее - доктрина сердца. Можно в этом не соглашаться с Живой Этикой, но не знать этого нельзя. Каждый начинающий последователь Живой Этики знает об этом. Большое внимание в статье уделено Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. При этом авторы не рассматривают ни художественные, ни научные результаты экспедиции, их интересуют лишь политические интриги вокруг экспедиции, которые нагнетаются в некоторых публикациях в СМИ. Важнейшее событие экспедиции - приезд Рерихов в Москву - относится авторами к 1925 году (их приезд состоялся в 1926). Можно было бы думать, что это случайная ошибка, если бы подобные «неточности» не повторялись на протяжении всей статьи.

Как же объяснить подобную некомпетентность авторов? Говоря о цели своего исследования, они утверждают, что стремились «заполнить пробел» в анализе рериховского учения и рериховского движения «основываясь не только на анализе сочинений Рерихов и их последователей, но и на многочисленных интервью», взятых ими «у активистов движения в разных городах России в 1996-1999 годах» (с. 64). Судя по содержанию статьи, в основном использовался, видимо, метод опроса. Если

применительно к социологическому анализу общественного движения этот метод «журналистского расследования» с известными оговорками еще может быть применен, то использование его для анализа философского учения представляется совершенно недопустимым. К каким же выводам пришли авторы на основе своего метода и своего анализа?

На протяжении всей статьи они настойчиво проводят мысль о том, что созданное Рерихами учение Живой Этики является якобы религиозным учением. Между тем для всех, кто серьезно изучал это учение, нет никакого сомнения в том, что Живая Этика весьма далека от религии. Выше мы уже касались отношения Живой Этики к науке и религии. Да, Живая Этика (как, впрочем, и многие другие философские учения) затрагивает такие вопросы, как бессмертие, смысл жизни, нравственные проблемы, которые обычно относятся к религиозной сфере. Но это не дает никаких оснований отождествлять ее с религией. Различие между наукой и религией, между философией и религией определяется не проблематикой, а методами, которые используются при рассмотрении изучаемых проблем. Живая Этика использует научный метод. Ей не присущи ни вера в сверхъестественное (все естественно, есть только вещи познанные и еще не познанные), ни обрядность, ни культовые действия. Характерной чертой религиозных учений является слепое следование догматам, тогда как Живая Этика провозглашает духовную свободу, свободу творчества и признает единственный авторитет - авторитет Знания. Она призывает людей учиться, познавать окружающий мир и самих себя, расширять свой кругозор, свое сознание, преодолевать невежество. При этом основополагающее значение, как уже отмечалось выше, придается опытному познанию. Живая Этика признает, что религия сыграла важную положительную роль в истории человеческого общества, однако основную роль на современном этапе она отводит науке.

Доказательства «религиозности» Живой Этики авторы статьи видят в том, что многие последователи учения причисляют себя к православной традиции. Действительно, вся семья Рерихов была близка православной традиции. Николай Константинович Рерих изображал на своих картинах старинные русские храмы, расписывал православные соборы. Вся семья особо почитала русских святых - преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского, была тесно связана с Иоанном Кронштадтским. Последний из Рерихов - Святослав Николаевич завещал похоронить его по православному обычаю в Санкт-Петербурге. К сожалению, воля Святослава Николаевича не была исполнена. Многие последователи Живой Этики являются верующими людьми, у многих в доме, как справедливо отмечается в статье, имеются православные иконы. Но это вовсе не означает, что Живую Этику следует отнести к религии. Ведь и многие физики, в том числе выдающиеся,

были (и являются в настоящее время) верующими людьми, но отсюда никто не делает вывод, что создаваемые ими теории являются религиозными, и тем более никто не думает, что физика - это религия.

Отождествление Живой Этики с религией не только принципиально неверно, но имеет далеко идущие последствия. Известно, что именно причисление Живой Этики Русской Православной Церковью в 1994 году к «новому религиозному движению» дало «основание» ее богословам выступить с беспрецедентными нападками на Живую Этику и ее основателей.

С.Б.Филатов и Р.Н.Лункин не только объявляют Живую Этику религией, но еще и приписывают ей религиозную всеядность (с. 64). В действительности они (ошибочно или намеренно) путают всеядность с терпимостью. Да, Живая Этика с большой терпимостью относится ко всем другим философским и религиозно-философским учениям, ко всем мировым религиям. Но терпимость вовсе не означает всеядность, так же как убежденность в своих идеях не означает фанатизм. Чтобы не превратиться в фанатизм, убежденность должна сочетаться с терпимостью. А терпимость, чтобы не превратиться во всеядность, должна сочетаться с убежденностью. Авторы явно не учитывают этой диалектики. Живая Этика терпимо относится к другим концепциям, не навязывает никому свою точку зрения, но имеет свою твердую позицию.

Еще одно «заблуждение» авторов связано с тем, что они характеризуют Живую Этику как синкретическое учение (с. 65). Обвиняя Рерихов в синкретизме, авторы либо не улавливают разницы между «синтетическим» и «синкретическим», либо намеренно стремятся принизить Рерихов и их учение.

Особо следует отметить обвинение Н.К.Рериха в принадлежности к масонству. «Неизвестно, — пишут авторы обсуждаемой статьи, - занимался ли сам Н.Рерих спиритизмом, но в российской прессе, по крайней мере, появились материалы, основанные на архивах КГБ, о его принадлежности к масонству» (с. 66). Это очень знаменательная фраза, характеризующая стиль авторов. Да, они честно признаются, что им неизвестно, занимался ли Н.К.Рерих спиритизмом. Тогда зачем же упоминать об этом? Только для того, чтобы бросить тень на великого деятеля культуры. Теперь о принадлежности к масонству. О какой прессе, о каких архивах идет речь - авторы этого не уточняют. Далее, с каких пор свидетельства прессы являются основанием для научной работы (а ведь обсуждаемая статья претендует на научность)? Проверяли ли авторы достоверность фактов, на которые они ссылаются? Нам известно обратное.

Авторы часто ссылаются на публикации О.Шишкина. Оценку некоторых его публикаций уже дал суд. Решением Тверского межмуни-ципального (районного) суда Центрального административного округа

г. Москвы от 18.01.96 по иску Международного Центра Рерихов ряд сведений, содержащихся в публикациях Шишкина, в газете «Сегодня» №208 от 29.10.94 и №222 от 19.11.94, признаны не соответствующими действительности. Что же, авторы этого не знают или делают вид, что не знают?

В Международном Центре Рерихов проводилась проверка достоверности публикаций О.Шишкина, на которого так любят ссылаться авторы. Наиболее полно его версия изложена в его книге «Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж», М., 1999. Шишкин приводит множество имен, ссылок на архивные документы, что производит впечатление даже на искушенного читателя. Однако, как показала проверка, в этих ссылках либо дается, мягко выражаясь, неточное цитирование, либо неправильно указан источник, либо в документе речь идет о другом. В целом вопрос необычайно запутывается, чтобы как можно глубже скрыть истину. Рамки настоящей статьи не позволяют подробно останавливаться на этом. Ограничимся всего несколькими примерами. На с. 174-175 книги Шишкин говорит о некоем агенте ОГПУ «Азисе Ниало», который предупреждал московские власти о том, что горные хребты Гиндукуша не являются непреодолимым препятствием для британских войск, концентрировавшихся на подступах к Гиндукушу. Цитируя, как можно понять по тексту, донесение агента, Шишкин ссылается на архив РЦХИДНИ (сейчас он переименован в РГАСПИ), ф. 532, оп. 6, д. 25, л. 64. Что же представляет собой этот документ? Это рукопись, хранящаяся в Российском государственном архиве социально-политической истории в фонде редакции журнала «Революционный Восток при Коммунистическом университете им. Сталина». Рукопись объемом 81 стр. называется «Очерки по истории трудящихся Памира», автор ее Азис Ниало. Ну а причем здесь Рерих? Оказывается те же самые сведения, как сообщает Шишкин, содержались в записях из дневника Н.К.Рериха, которые он отправил (как можно догадаться - прямо об этом не говорится) в советское консульство в Синьцзяне, когда экспедиция была арестована китайскими властями. В другом месте (с. 236-237) Шишкин сообщает о встрече советского консула в Монголии Королева с главой «Единого Трудового Братства» А.В.Барченко, который якобы передал ему послания, адресованные бурятскому ученому Гомбоджапу Цыбикову и Николаю Рериху. Шишкин приводит небольшой отрывок из письма Барченко Цыби-кову со ссылкой на архивный документ. Но о Рерихе в этом документе (РГАБ, ф. 1 (П), оп. 1, д. 966, л. 20) ничего нет. И никаких других ссылок Шишкин не дает. На с. 264 Шишкин сообщает о заседании Политбюро ЦК ВКП(б) от 11 февраля 1926 года. С докладом «О Тибете» на этом заседании, как сообщает Шишкин, выступил нарком иностранных дел Г.В.Чичерин, и его выступление было посвящено «тайным контактам советского правительства с горным королевством». Дается ссылка на ар-

хив РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 3, д. 546. Действительно, этот документ касается заседания Политбюро 11 февраля 1926 года, и, действительно, на нем выступил Г.В.Чичерин. Только речь шла не о Тибете, а о... Швейцарии и других европейских странах. Эти примеры можно продолжить.

Почему же авторы статьи не обращают внимания на все эти факты, почему они слепо доверяют газетным публикациям? Здесь мы подходим ко второму направлению атаки на Рерихов и их учение. Если первый миф утверждает, что рериховское учение есть религия, то второй миф, упорно навязываемый авторами - идеологическая направленность рери-ховского учения. Нет нужды говорить о том, что Живая Этика - синтетическое научно-философское учение о Мироздании - не является и не может быть идеологическим. Вопреки этому авторы пытаются связать его именно с советской идеологией. «Не только существо рериховского учения, но и его история, - пишут они, - облегчали создание симбиоза «советскости» и «рерихианства»» (с. 70). При этом термин «советскость» точно не определяется. В начале статьи, говоря о советской идеологии, авторы связывают ее с социалистической идеей, верой в построение светлого справедливого будущего, гордостью за успехи своей страны, признанием разумности жертв, которые приносились на алтарь победы (с. 63). Сюда можно добавить идеи альтруизма, общинности, Общего Блага, неприятия культа эгоизма, наживы, насилия, бездуховности. Все это действительно присуще рериховскому учению. Но идеи «советскости», как отмечают авторы, оказались тесно связанными с репрессивным политическим режимом в нашей стране. И вот здесь попытки авторов представить дело так, будто Рерихи одобряли и оправдывали этот режим, могут вызвать только справедливое недоумение. Да, Рерихи продолжали верить в светлое будущее нашей Родины, несмотря на все извращения сталинского режима, но не потому, что они одобряли этот режим, а потому, что мыслили совсем в другом масштабе времени; они прекрасно понимали: все это пройдет, и страна преображенной войдет в будущее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О каком сотрудничестве с режимом можно говорить, если Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи так и не получили разрешения вернуться на Родину, их труды были запрещены, их последователи арестовывались, а уже в постсталинские времена (когда репрессии не имели такого размаха) - исключались из партии и выгонялись с работы. Любопытный документ из архива КГБ, опубликованный в газете «Аргументы и факты», приводит Т.И.Мурашкина. «Завершена работа по проверке советских граждан, имевших внеслужебные контакты с гражданином Индии - художником Святославом Рерихом в период его пребывания в СССР. 12 контактов поставлены на учет. В связи с проявленным интересом со стороны некоторых антиобщественных элементов к философским трудам художника Рериха, от агента Сергеевой получены

аналитические материалы, раскрывающие истинный характер мировоззрения художника и показывающий ошибочность его взглядов»1.

Вопреки всему этому авторы неоднократно повторяют и муссируют мифы о сотрудничестве Рерихов с «ежовским НКВД» (с. 73), о том, что они были большевистскими агентами, агентами Коминтерна (с. 69) и т.д. Известно, что в спецслужбах собирались материалы на многих выдающихся деятелей отечественной науки и культуры. В 1993 году на Международной общественно-научной конференции, посвященной Живой Этике, в присутствии многочисленной общественности, прессы и телевидения представители Внешней разведки Российской Федерации передали МЦР материалы Н.К.Рериха. Они содержат завещание Н.К.Рериха, документы Центрально-Азиатской экспедиции, письма Н.К.Рериха, письма к нему и... доносы на него. Эти материалы и факт их передачи в общественную организацию доказывают, что никакой связи с разведывательными службами у Н.К.Рериха не было. Зачем же понадобилось авторам настойчиво повторять эти выдумки?

«Им (Рерихам. - Л.Г., В.Ф.) был близок пафос революционного преобразования мира и построения авторитарного, иерархического (?) государства. Первой книгой учения Агни Йоги, написанной в 1924-1925 годах, была “Община”, которая полностью посвящена условиям создания нового общества с жесткой иерархической структурой. В книге “Община” Маркс и Ленин объявлены “учителями” (видимо, авторам это представляется ужасным криминалом! - Л.Г., В.Ф.). В идеальном государстве, описанном Е.Рерих, все должны непрестанно трудиться, подчиняясь указаниям “учителей”. В этом идеальном государстве не будет развлечений (?!), а книги будут тщательно отбираться (?). Дети будут воспитываться вне семьи (?) по программе, одобренной властями (?)»2. Не правда ли - жутковатая картина полуфашистского государства, способная запугать нормального культурного человека. На это, видимо, и рассчитывают авторы. Но все дело в том, что ничего подобного в книге «Община» не содержится. Непонятно, откуда авторы это взяли? Или они не читали книгу «Община», или намеренно занимаются дезинформацией. Попробуем разобраться. Книга «Община» была не первой, а третьей книгой Живой Этики. Но можно простить авторам эту очередную неточность. Посмотрим по существу

Мы уже отмечали, что в Живой Этике труд считается очень важным средством совершенствования человека. Но речь идет о творчес-

1 Мурашкина Т.И. Защитим Великие Имена Рерихов и Е.П. Блаватской // Новая Эпоха. Проблемы: Поиски: Исследования. 2000. №1/24. С. 11.

2 Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Рериховское движение в России: восстановление связи времен // Вопросы философии, 1999. № 12. С. 69.

ком труде, а не о подневольном, который люди якобы выполняют, повинуясь указаниям учителей. Вот что говорится об этом в «Общине»: «Часто обвиняют общину в насилии над свободою личности. Это обвинение приложимо к любому компромиссному строю, но не к общине. В сознательной общине место есть для каждого труда. Может каждый выбрать труд по желанию, ибо каждый труд изощрен новыми достижениями <...> Приведем пример Нашей Общины. Наш Друг химик В. хочет заняться новым разложением лучей - никто ему не мешает. Наш Друг К. хочет усовершенствовать радио применением новых световых волн (это написано задолго до изобретения лазеров и световодов. - Л.Г.,

B.Ф.) - ему никто не мешает. Наша Сестра П. занята социальной проблемой соседней страны - ей никто не мешает. Наша Сестра Ю. занята земледелием и вносит много приспособлений - ей никто не мешает. Сестра О. любит лечебные растения и вопросы образования - ей никто не мешает. Брат Х. поставил замечательный ткацкий станок и также работает над преобразованием общин. Брат М. занят историческими исследованиями. Наш сапожник пишет замечательные философские трактаты. Решительно каждый находит работу по себе и по желанию может изменять ее»1. А вот что говорится в «Общине» о насильственных методах управления. Цитируем монгольское издание: «Современная индустрия и вся вещевая продукция настолько не уравновешены количественно и качественно, что пока исключают возможность коммунистического распределения вещей <...> Нечего насильно пытаться отнимать вещи и тем создавать страсть к рухляди. Главное - уничтожить землевладение и наследование и разумно провести образовательную задачу унизительного значения собственности»2. «Всякая насиль-ственность, - говорится в этой книге, - осуждена. Насильственное рабство, насильственный брак, насильственный труд возбуждают возмущение и осуждение. Но из всех насилий самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная коммуна»3. К этому можно еще добавить разъяснение Е.И.Рерих о свободе и равенстве. «Конечно, -писала она, - лишь несовершенная часть [людей] понимает свободу как своеволие, а равенство как равнение способностей. Но основное социальное равенство должно быть осуществлено. Каждый гражданин своей страны равен перед ее законами, и лишь его способности определяют его место в социальном труде и строительстве»4. А вот что говорил

C.Н.Рерих: «Живая Этика восстает против любых попыток низвести че-

1 Община (Рига), 202.

2 Община (Урга, 1927). Ч. 3, III, 9.

3 Там же. Ч. 3, II, 3.

4 Письма Елены Рерих. 1929-1938. Рига, 1940. Т. 2. С. 514.

ловека до уровня слепого орудия, лишенного внутренней нравственной опоры, совести, ответственности перед самим собой, перед другими, перед всем человечеством»1.

В монгольском издании «Общины», действительно, говорится о Марксе и Ленине и Ленин, действительно, назван учителем. По-видимому, С.Б.Филатову и Р.Н.Лункину сам этот факт представляется достаточным, чтобы бросить тень на Рерихов и их учение. Но против исторических фактов не пойдешь. Нравится это кому-то или нет, но в то время, когда писалась «Община», в глазах народов Востока Ленин действительно был великим вождем. Вот что писал об этом Джавахарлал Неру. «И теперь еще в Средней Азии помнят ставшие легендарными имена четырех великих завоевателей: Искандера (Александра), султана Махмуда, Чингиз-хана и Тимура. К этим четырем именам следует добавить теперь пятое - имя человека иного рода, не воина, но завоевателя в другой области, имя которого уже окружено легендой - имя Ленина»2. «В наши дни, - пишет Дж. Неру в той же книге, - Ленин для многих известных английских государственных деятелей является чудовищем и разбойником, но миллионы людей смотрят на него как на спасителя и величайшего человека эпохи»3.

Откуда авторы взяли, что при том укладе жизни, который описан в «Общине», не будет развлечений, дети будут воспитываться вне семьи по программе, одобренной властями, - неясно. Опять приходится думать - или они не читали «Общину», или занимаются сознательной дезинформацией. Оставим это на их совести. Но о школьном образовании в «Общине» действительно говорится. Приведем только одну выдержку. «Необходимо проверить программы школ и усилить линию достоверного познания. Суеверие загоняет людей в щели ужаса. Необходимо это выпрямление школьного мышления провести немедленно, иначе еще одно поколение недоумков будет позорить планету. Нужно усилить естествознание, поняв значение этого слова. Биология, астрофизика, химия привлекут внимание самого раннего детского мозга.

Дайте детям возможность мыслить!»4

Как видим, позиция, которую авторы приписывают «Общине», извращена до неузнаваемости.

В заключение остановимся коротко на том способе анализа Рери-ховского движения, который содержится в обсуждаемой статье. Авторы справедливо отмечают, что Рериховское движение является весьма

1 Мурашкина Т.И. Указ. соч. С. 7.

2 Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955. С. 242.

3 Там же. С. 308.

4 Община (Рига), 157.

заметным явлением в культурной жизни России последнего десятилетия. Действительно, несмотря на все внешние и внутренние препятствия, противоречия и препоны, оно продолжает крепнуть и развиваться. В наше время невиданного разгула беспринципности, пошлости, насилия, культа денег Рериховское движение без рекламы, без лишнего шума, спокойно и самоотверженно ведет культурно-просветительскую работу, издает газеты, журналы, книги, выпускает видеофильмы, проводит научные семинары и конференции. Определенным кругам эта культурная и духовная работа очень не нравится, вызывает раздражение, как все, что не может уложиться в обывательские рамки. Отсюда - травля, клевета, извращение не только идей Живой Этики, но и Рериховского движения в нашей стране.

Конечно, в Рериховском движении, как и во всяком массовом движении, находящемся в процессе становления, есть свои трудности и проблемы. И рериховцы их хорошо знают (см., например, обсуждение проблем Рериховского движения в журнале «Новая Эпоха», №1/24 за 2000 г.). Однако авторы и здесь остаются верны своему принципу очернительства. Справедливо отмечая разнородный состав движения, они почему-то выбрали для его характеристики наиболее одиозные примеры: некто считает себя воплощением Конфуция, некто устраивает крестные ходы под коммунистическими лозунгами, кто-то, выступая от имени Рери-ховского движения, говорит о жидо-масонском заговоре (в то время как определенные круги самих Рерихов обвиняют в жидо-масонстве) и т.д. и т.п. Все это не имеет никакого отношения к Рериховскому движению, хотя участники подобных групп и организаций сознательно или по недомыслию прикрываются уважаемым во всем мире и в наше стране именем Рерихов. Особенно возмутительна попытка авторов связать с Рери-ховским движением печально известную секту «Белое Братство», одна из руководительниц которого, Мария Цвигун (попросту больной человек), считала себя воплощением Е.И.Рерих. В медицинских учреждениях многих стран имеются люди, выдающие себя за Наполеона, Эйнштейна и т.д. Но никому еще не приходила в голову мысль оценивать бонапартизм или теорию относительности, исходя из этого факта.

Какие же проблемы реально существуют в Рериховском движении и что беспокоит его участников? В январе 2000 года в Москве прошел Круглый стол председателей рериховских организаций России и стран бывшего СССР. О чем там говорилось? Прежде всего, о необходимости усилить культурную работу обществ. «Нельзя допустить, чтобы подход к Учению Агни Йоги и наше движение приобрели идеологический характер <...> Мы не должны этого допустить, поэтому не может быть никаких инструкций, никаких директив, никаких жестких указаний сверху. Это должна быть творческая работа культурных людей, но для этого

надо повышать свой уровень культуры и развивать сознание» (Т.И.Му-рашкина, председатель Международного Совета рериховских органи-заций)1. Почему надо избегать идеологизации учения? На этот вопрос хорошо ответила О.А.Уроженко, вице-президент Уральского отделения Международной Лиги защиты Культуры: идеология - это «приспособление идеи к массовому сознанию, к массовой культуре. А сегодня нет ничего страшнее массовой культуры»2. А вот мнение председателя рериховского общества г. Ярославля С.В.Скородумова: «...мало просто изучать рериховское наследие, нужно при этом как бы пройти путем Рерихов, то есть стремиться стать образованным человеком, потому что Рерихи были исключительно высокообразованными людьми»3. Вот что реально беспокоит сегодня представителей рериховских организаций. Но авторы обсуждаемой статьи, по сути, проходят мимо этих проблем, выискивая одиозные личности и «жареные» факты.

В состав Рериховского движения входит много представителей интеллигенции. Его поддерживают выдающиеся деятели науки, искусства, культуры. Это вызывает озабоченность авторов. «Фактически официальная поддержка и авторитет знаменитых деятелей культуры заставили заинтересоваться учением Рерихов многих» (с. 71). «Оставленные без внимания государства работники музеев, библиотек и научных институтов также находят утешение в произведениях Рерихов» (с. 73). Это, судя по всему, очень не нравится авторам. Неужели они хотели бы, чтобы государство не оставляло бы без внимания работников библиотек и музеев и запрещало бы им свободно заниматься Живой Этикой? Интерес интеллигенции к учению Рерихов почему-то вызывает удивление и недоумение авторов. Но они, сами того не замечая, обнаруживают подлинную причину его высокой популярности: «Многие академики и профессора видят поддержку культуры и расширение своего кругозора именно в приобщении к Живой Этике, объединившей, наконец, для них самих науку и духовность» (с. 73).

Известно, какое большое значение придавал Николай Константинович Рерих культуре, защите памятников культуры. Это нашло отражение в знаменитом Пакте Рериха, который лег в основу последующих документов ООН по защите культуры. Касаясь позиции Рерихов в отношении культуры, авторы и здесь искажают их позицию.

В этой ситуации мы считаем своим долгом выступить в защиту имени Рерихов, в защиту их философского и культурного наследия.

1 Новая Эпоха. Проблемы: Поиски: Исследования. 2000. № 1/24. С. 20.

2 Там же. С. 27.

3 Там же. С. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.