НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2014, №3
УДК 821.09-312.9:1
Философия жанра фэнтези
С.А. Гоголева
Гуманитарная научная мысль в наши дни стремится к большей универсальности, переходя в новое научной качество и стараясь интегрировать в современное гуманитарное пространство. Прежде всего, следует обратиться к такому существующему термину как философия литературы, успевшему стать в последние годы практически отдельной областью научного знания наряду с такими новейшими понятиями как философия культуры или философия искусства. Исследование фокусируется на определенном жанре литературы - современной зарубежной беллетристике и на одном из наиболее популярных и востребованных её проявлений - жанре фэнтези.
Ключевые слова: философия литературы, современная беллетристика, жанр фэнтези.
Humanitarian scientific thought nowadays aspires to greater universality, turning into a new scientific quality and trying to integrate into contemporary humanitarian space. First of all, reference should be made to such a well-known term as a philosophy of literature, which in recent years has become a separate area of scientific knowledge alongside of such cutting-edge disciplines as philosophy of culture or philosophy of art.
The study focuses on a specific genre of modern foreign literature-fiction and on one of the most popular and demanded its manifestations - the fantasy genre.
Key words: philosophy of literature, modern literature-fiction, fantasy genre.
Актуальность данной работы обусловлена тенденциями в современном литературоведении, как и во многих гуманитарных науках в последнее время. Гуманитарная научная мысль в наши дни стремится к большей универсальности, переходя в новое научной качество и стараясь интегрировать в современное гуманитарное пространство. Потому данное исследование не вполне можно квалифицировать как находящееся на «стыке наук», так как речь идет уже об ином более сложном процессе, имеющем множество определений, интерпретаций и областей применения. Мы остановимся на более конкретном применении этой формы знания, сфокусировавшись на определенном жанре литературы - современной зарубежной беллетристике и на одном из наиболее популярных и востребованных её проявлений - жанре фэнтези.
На сегодняшний день акценты переходят на те области, которые в традиционном смысле не являлись магистральными в литературе. Хотя ещё совсем недавно фэнтези презрительно причисляли исключительно к продукту «массовой культуры», незаслуженно исключая из области научных исследований. В наши дни жанр фэн-тези вправе завоевал не только популярность среди армии читателей, но также снискал признание критиков. Такое отношение к жанру
ГОГОЛЕВА Сайара Анатольевна - ст. преподаватель Института иностранных языков и регионоведения СВФУ, [email protected].
фэнтези, как и к фантастике в целом постепенно стало меняться к концу ХХ в. В настоящее время в новом веке открылось множество перспектив в этом направлении, позволяя данной области стать актуальной в современном литературоведении. Особенно активно данное направление разрабатывается в зарубежном литературоведении, открывая поистине новую эру в изучении беллетристики, в частности особенно популярной ныне фантастике и её наиболее востребованном подразделении - жанре фэнтези.
«В современном литературоведческом лексиконе всё чаще встречается определение фэнтези (от «фантазия»), представляющее собой целую литературу, где границы реального, фантастического, ирреального и мистического размыты» [5]. Г. Гуревич относит фэнтези к «ненаучной фантастике», в противовес научной, объединяя, таким образом, в одном определении различные жанры и направления [6].
Следует отметить и некоторые отрицательные моменты, мешающие объективному восприятию творчества авторов научной фантастики и фэнтези. Огромная популярность имеет и отрицательную сторону: массовая увлеченность многими объясняется сугубо развлекательной сущностью. Сложно назвать данные обвинения беспочвенными, так как любая успешная деятельность преследуется различными спекуляциями и «трафаретностью» однообразного материала. В итоге некоторые писатели, следуя современным веяниям, стараются угодить вкусам массового читателя.
ФИЛОСОФИЯ ЖАНРА ФЭНТЕЗИ
Тем не менее, несмотря на это, есть масса тех, кто пишет иначе, не боясь обвинений в инфантилизме и творческой несостоятельности. В этой связи можно обратиться к мнению авторитетного исследователя беллетристики Е.В. Жа-ринова, что «среди массовой беллетристики Запада попадаются настоящие шедевры, однако и они шедевры эти, также укладываются в определенные литературы - формулы» [3].
Обращаясь к теме интеграции и стирания всяческих видимых границ между науками, особенно касательно гуманитарных дисциплин, наиболее актуальным видится столкновение и интеграция таких наук как философия и литература. Потому, прежде всего, следует обратиться к такому существующему термину как философия литературы, успевшему стать в последние годы практически отдельной областью научного знания наряду с такими новейшими понятиями как философия культуры или философия искусства.
«Философия литературы - это литературоведение в аспекте взаимосвязей с философией как методологией науки и гносеологией, эстетикой, этикой, психологией, культурологией» [1].
Философия как научное знание, дисциплина, прежде всего, призвана отображать и анализировать окружающий мир. Мир, несомненно, имеет свойство меняться, в современной действительности меняется и общее представление обо всём и о науках в том числе. Претерпевает изменения и современное научное видение многих гуманитарных дисциплин, в том числе литературоведения и самой философии. Здесь эти две науки выступают в качестве инструмента к модификации, изменению угла обзора. Если ранее литературоведение в основном стремилось к всевозможному анализу и рассмотрению состава литературно-художественного произведения, то в данном контексте литературное произведение можно рассмотреть и с точки зрения его содержательности, культурно-антропологического генезиса.
Согласно философскому словарю: «философская теория литературы существует в трех основных вариантах: во-первых, включение литературы как равноправного компонента в контекст философии того или иного мыслителя, во-вторых, сопоставление философии и литературы как двух автономных практик с целью обнаружить их сходство и различие, в-третьих, попытки найти философские проблемы собственно в литературных текстах» [7].
Исходя из вышеуказанного определения, для данного исследования видится справедливым выбор третьего варианта интерпретации.
Во всем многообразии существующих на
данный момент классификаций фэнтези упоминается философская или мистико-философская фэнтези. «Разновидность фэнтези, где фантастическое допущение определяет суть и смысл повествования. От созданной в произведении фантастической реальности полностью зависит судьба героя и его жизненный выбор. В произведениях данной разновидности мистико-философский аспект является главным смыслом бытия и единственной целью, достойной внимания и служения» [4].
В ХХ в. понимание сущности психики радикально меняется в соответствии с учением Зигмунда Фрейда. Сверхъестественные явления Карл Густав Юнг соотносит с архетипами, составляющими содержание коллективного бессознательного [2]. Все эти и последующие явления, происходившие в гуманитарной научной мысли в то время, а в особенности философии, оказали существенное влияние на литературу того времени в целом и жанр фэнтези в частности.
Тема непрекращающегося противоборства Добра и Зла, неизменно присутствующая в литературе фэнтези, со временем претерпевает различные метаморфозы, во многом размывая границы между данными понятиями. Некоторые авторы фэнтези, такие как, к примеру, Г.Ф. Лав-кравт, в своих произведениях более склоняются к иллюстрации зла и ужаса, что соответствует одним из ранних модернистских поисков, в которых в какой-то степени дается оправдание природы зла. Впоследствии с наступлением эпохи постмодернизм во многом границы между силами Добра и Зла становятся размытыми, что находит свое отражение в большинстве более поздних произведений. Например, это проявляется в характеристике образов фэнтези, так как часто бывает не совсем ясно, является герой положительным или отрицательным персонажем, к примеру, в произведениях Р. Желязны, Дж. Мартина и др.
Также в литературе фэнтези у некоторых авторов прослеживается влияние восточных философских учений. Например, в творчестве американской писательницы Урсулы Ле Гуин проявляются принципы философии даосизма, согласно которой все противоположные и противопоставленные начала не противоборствуют, а напротив дополняют друг друга, стремясь к гармонии и целостности мира. Так и в произведениях Ле Гуин малейший дисбаланс сил в природе Земноморья приводит к катастрофическим последствиям.
Таким образом, несомненно включая литературоведческую критику, жанр фэнтези как любой успешный литературный продукт также
ОСИПОВ
представляет большой интерес и для других гуманитарных наук, как философия, психология, культурология, социология, что открывает неограниченные возможности для исследования.
Литература и примечания
1. Андреев А.Н. Философия литературы. - Минск, 2003.
2. Гопман В.Л. Литература серьезная, значительная, нужная // Антология ужасов. - Черкасск: Изд-во ИРА, 1991. - 276 с.
3. Жаринов Е.В. Историко-литературные корни массовой беллетристики. - М., 1999. - С.4.
4. Ковтун Е.Н. Фантастика как объект научного исследования: проблемы и перспективы отечественного фантастоведения. - М., 2005.
5. Минералова И.Г. Детская литература: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2002. -176 с.
6. См.: Чернышева Т. Природа фантастики. - Иркутск, 1984.
7. http://mirslovarsi.com/content_fil/iilosofija-literatury.
Поступила в редакцию 30.07.2014
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
УДК 101.1:316
Основной вопрос социальной философии в зеркале реформ современной России
НЕ. Осипов
Рассматривается одна из важных проблем социальной философии - проблема соотношения общественного бытия и общественного сознания. Она входит в число не только академических проблем философии, но и является обязательной темой учебных программ по философии в вузах. Проблема тождества бытия и мышления являлась центральной в немецкой классической философии. Затем она получила разработку в марксистской философии в рамках решения основного вопроса философии.
В настоящее время происходит во многом неоправданный отход от категориального арсенала классической философии, в том числе от диалектико-материалистического понимания основного вопроса философии. По мнению автора необходимо, используя понятийный аппарат классической философии, дать современную интерпретацию основного вопроса философии, обращаясь к событиям в нашей стране конца ХХ- начала ХХ1 вв. Это не случайно, так как именно эти события поистине являются судьбоносными в её истории. Делается вывод о том, что современность подтверждает значение и актуальность основного вопроса социальной философии - вопроса первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Подвергаются критике некоторые новомодные направления в отечественной литературе, претендующие на последнее слово в философии. Большинство из них являются различными версиями феноменологии Гуссерля. Показано, что зачастую их терминология не несет в себе глубокого философского смысла, но представляет собой лишь словесную эквилибристику. Использованы традиционные категории философской классики для осмысления фундаментальных изменений в самом общественном бытии современной России. При этом основной вопрос социальной философии выступает в качестве методологического ключа исследования.
Ключевые слова: социальная реальность, общественное бытие, общественное сознание, духовный кризис, философская классика, марксизм, феноменология, постмодернизм.
The article discusses one of the important problems of social philosophy - the problem of the alignment of social being and social consciousness. It is one of not only academic problems of philosophy, but is the subject of a mandatory curriculum on philosophy at universities. The problem of identity of being and thinking is
ОСИПОВ Николай Евдокимович - д.философ.н., проф. каф. Чувашского государственного университета, [email protected].