Научная статья на тему 'Философия времени'

Философия времени Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
492
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия времени»

ФИЛОСОФИЯ ВРЕМЕНИ

49

ФИЛОСОФИЯ ВРЕМЕНИ

Один из тех ученых, кто взялся за исследование законов времени - доктор философских наук, профессор Северо-Осетинского государственного университета им. Коста Хетагурова Тотраз Петрович Лолаев. Его докторская диссертация «Функциональная концепция времени» (1993) стала заметным событием в отечественной философской науке. По единодушному мнению оппонентов диссертанта, осетинский ученый «заложил фундамент для построения пока не существующей целостной концепции философии, осмысливающей все аспектыг современной культурыг».

Согласно указанной концепции,

Профессор Т.П. Лолаев.

объективно-реальное время (времена всех ранее известных концепций являются постулированными, придуманными человеком), существующее независимо от человека, его сознания, является функцией конкретных, конечных материальных объектов, процессов, а не всеобщей формой бытия материи. Профессором Т.П. Лолаевым выдвинуты и обоснованы также следующие оригинальные научные положения. Объективно-реальное, по его терминологии - функциональное время - образуется в результате последовательной смены состояний конкретных, конечных материальных процессов и самих процессов (каждый объект - процесс). Поскольку функциональное время образуется конкретными, реально существующими материальными процессами с момента их возникновения и до исчезновения как таковых, оно всегда настоящее (а прошлое и будущее времена статуса реальности не имеют). Именно в этой связи лишь настоящее функциональное время имеет физический смысл, физическое значение. Сказанное означает также, что каждый конкретный материальный объект, процесс образует свое собственное настоящее время, в котором только (а не в постулированном времени) и существует. Здесь следует пояснить, что термин «собственное время» используется и в теории относительности, но применительно к механически движущимся телам, тогда как собственное время функциональной концепции - результат качественных изменений, являющихся причиной становления.

Собственное время теории относительности измеряется так называемыми «хорошими часами», а собственное время функциональной концепции можно было бы измерить лишь идеальными часами, способными точно повторять ритмы и длительности, образуемые последовательно сменяющимися состояниями самого объекта, процесса,

образующего время. Объективно-реальное, функциональное время принципиально необратимо, поскольку, по причине своей несубстанциональности (время - не вещество и не поле), оно не может повернуться вспять, если бы даже образующий его процесс стал бы протекать обратно; несубстанциональное функциональное время не может ни замедляться, ни ускоряться - замедляться или ускоряться могут лишь сами процессы, образующие время; поскольку объективно-реальное, функциональное время образуется только конкретными, конечными материальными микро-, макро- и мега-процессами, оно всегда конечно, а потому вечность - не бесконечное время; не-

субстанциональное функциональное время не имеет, не может иметь собственных свойств - оно лишь специфически отражает свойства образующего его процесса. Все сказанное убедительно свидетельствует о том, что Т.П. Лолаеву удалось разработать оригинальную концепцию объективно-реального времени, в рамках которой ставиться и обсуждается фундаментальный вопрос: «Что такое время?».

Достигнутое им позволило обосновать фундаментальное положение, согласно которому в реальной действительности время является функцией процесса, а не наоборот, процесс - функцией времени. В свою очередь, из сказанного вытекает необходимость коренным образом поменять подходы к исследованию многих проблем различных сфер науки и практики, для более эффективного их решения. В этой связи следует подчеркнуть, что справедливость разработанной Т.П. Лолаевым функциональной концепции времени получила свое экспериментальное подтверждение в работах тех биологов (Т.А. Детлаф и др.), которые хронометрируют исследуемые ими процессы не в астрономических единицах (сутки, часы, минуты, секунды), а в особых единицах длительности, отмеряемых при помощи тех или иных процессов самого изучаемого живого организма, то есть в единицах объективно-реального, функционального времени. Только изучение временных закономерностей развития животных, полученных с использованием так называемого метода относительной безразмерной характеристики продолжительности развития конкретных организмов, впервые позволило ввести параметр времени в сравнительно-эмбриологические исследования и сделать само время объектом изучения.

Только благодаря использованию указанного метода хронометрирования биологических процессов исследователям (Детлаф, Игнатьева и др.) удалось,

ТОМ 5 № 2

50 ЛЮДИ НАУКИ

например, обнаружить ранее неизвестное единообразие в развитии организмов, свидетельствующее, по справедливому мнению ученых, о существовании внутренних динамических законов развития, которые не могут быть выявлены при использовании общепринятых единиц измерения времени. Причем новый метод изучения временных закономерностей развития животного эффективно используется уже на практике. При этом следует полагать, что использование аналогичных подходов в других сферах науки и практики позволит также решать многие сложные и важные проблемы, не исключая глобальные.

Разработанная концепция времени приводит профессора Т.П. Лолаева к новому осмыслению другой фундаментальной проблемы философии и естествознания - проблемы бесконечности Вселенной в целом (Вселенной, исчерпывающей собой весь объективно существующий мир). Так, по его мнению, если Вселенная пульсирует, так называемый Большой Взрыв должен происходить каждый раз при достижении ею предельно возможной степени плотности, и наоборот, цикл сжатия Вселенной должен начинаться при достижении ею строго определенной степени разреженности, так как суммарная энергия во Вселенной всегда одинакова. Причем, как очередной цикл расширения Вселенной, так и последующий период ее сжатия должны абсолютно повторяться, поскольку только при этом условии последовательно сменяющиеся циклы пульсирующей Вселенной могут бы равноправными. В противном случае какое-то из указанных двух состояний Вселенной должно быть первым. Однако, как известно, порождение Вселенной как таковой исключается всеми данными науки и практики.

Согласно точке зрения Т.П. Лолаева, в глобальной Вселенной, если даже она не пульсирует, должно происходить абсолютно полное повторение периодов качественных изменений, в результате которых возникают и исчезают конкретные формы материи. Он объясняет сказанное тем бесспорным фактом, что все без исключения материальные объекты, составляющие Вселенную, конечны, а потому должно быть конечно и число потенциально возможных изменений, превращений, которые могут произойти в каждом из них и во всех в целом. А поскольку в каждом предыдущем периоде должно полностью исчерпываться возможное число изменений и превращений разнообразных форм материи, в последующем периоде, по причине несотворимости и неуничтожимости Вселенной, должно произойти полное повторение как их качественных, так и количественных характеристик.

При этом Т.П. Лолаев опирается еще и на теоретические и экспериментальные данные, убедительно свидетельствующие о том, что число потенциально возможных изменений и превращений материальных объектов, составляющих Вселенную, мир в целом, - конечно. Так, известно, что Е.С. Федоровым были выведены математически все возможные сочетания элементов симметрии в пространстве.

Е.С. Федоров и А. Шенфлис доказали, что таких пространственных групп симметрии может быть только 230. Известно также, что этот вывод стал незыблемой основой современной кристаллохимии, теории атомной структуры кристаллов. В настоящее время определены многие тысячи структур кристаллов, и среди этого множества структур нет ни одной, которая противоречила бы теории Федорова. Исходя из указанных данных теории и эксперимента, Т.П. Лолаев приходит к выводу, что материя не обладает бесчисленным множеством «степеней свободы» изменений, а потому не может иметь и бесконечного множества форм существования. Следовательно, в несотворимой и неуничтожимой Вселенной должно происходить бесконечное повторение конечного.

Это и позволило профессору Т.П. Лолаеву сформулировать Всеобщий закон функционирования Вселенной, как Закон последовательной реализации возможностей, заключенных в материальной основе Вселенной. Основные результаты его исследований изложены в монографиях: «Время: новые подходы к старой проблеме» (1989); «Время в природе» (1991); «Концептуальные времена: степень их адекватности объективно-реальному времени» (1993); «Функциональная концепция времени» (1994); «Пространственно-временная структура Вселенной и Закон ее функционирования» (1999); основных положениях его доклада «Время не всеобщая форма бытия, материи, а функция конкретных, конечных материальных объектов, процессов» на XX Всемирном философском конгрессе (август 1998 г., г. Бостон, США) и тезисах доклада «Конечное и бесконечное: новый взгляд на проблему» на II Российском философском конгрессе (июль 1999 г., г. Екатеринбург).

Кроме этого, Т.П. Лолаевым разрабатываются новые научные направления и новые спецкурсы. Он руководит аспирантурой в СОГУ по специальности «философские вопросы естествознания и техники» и научно-методологическим семинаром по философским проблемам естествознания и техники. Т.П. Лола-ев является членом специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальности «философия» (КБГУ), членом Ученого совета СОГУ и членом редколлегии журнала «Вестник СОГУ», председателем Северо-Осетинского отделения Российского философского общества.

Основательная теоретическая подготовка и практическая значимость фундаментальных исследований Т.П. Лолаева, его способность выдвигать оригинальные идеи и добиваться их всестороннего обоснования, высокие человеческие качества снискали ему всеобщее уважение и признание научной общественности не только республики, но и всей страны.

Декан факультета искусств СОГУ Б. Р. Хозиев.

ТОМ 5 № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.