Научная статья УДК 101.1:316
https://doi.org/10.24158/fik.2023.8.14
Философия «возрожденного» естественного права Рудольфа Штаммлера Виктория Владимировна Баева
Сургутский государственный университет, Сургут, Россия, baeva_gc@mail.ru
Аннотация. Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном мире четко разграничивается право и неправо. Изучение трудов Р. Штаммлера обнаруживает новый вариант подхода к данному вопросу. Целью исследования является проведение анализа классической теории естественного права и теории «возрожденного права» Рудольфа Штаммлера. В отечественной литературе практически отсутствуют работы по правовому учению мыслителя, что делает настоящее исследование ценным для современной науки. Р. Штаммлер создал формулу правового идеала, в основе которой лежит оценка правильных или неправильных заключений. Разработанный мыслителем подход к праву может быть назван неокантианским, так как в его рамках переосмысливаются идеи философа, касающиеся естественного права. Кроме того, он представляется системным для развития этого направления в науке. Отмечается, что концепция Р. Штаммлера может быть использована в правотворчестве Российской Федерации.
Ключевые слова: естественное право, классическая теория естественного права, правовой идеал, «возрожденное» естественное право, Рудольф Штаммлер, неокантианство
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Баева В.В. Философия «возрожденного» естественного права Рудольфа Штаммлера // Общество: философия, история, культура. 2023. № 8. С. 99-104. https://doi.Org/10.24158/fik.2023.8.14.
Original article
The Philosophy of "Revived" Natural Law by Rudolf Stammler Victoria V. Baeva
Surgut State University, Surgut, Russia, baeva_gc@mail.ru
Abstract. The relevance of the research topic lies in the fact that in the modern world there is a clear distinction between law and non-law. The study of R. Stammler's works reveals a new variant of approach to this issue. The aim of the study is to analyze the classical theory of natural law and the theory of "revived law" of Rudolf Stammler. In the domestic literature there are practically no works on the legal doctrine of the thinker, which makes the present study valuable for modern science. R. Stammler created a formula of the legal ideal, which is based on the evaluation of right or wrong conclusions. The approach to law developed by the thinker can be called neo-Kantian, as it reinterprets the philosopher's ideas concerning natural law. In addition, it seems to be systematic for the development of this direction in science. It is emphasized that the R. Stammler's concept can be used in lawmaking of the Russian Federation.
Keywords: natural law, classical theory of natural law, legal ideal, "revived" natural law, Rudolf Stammler, neo-Kantianism
Funding: Independent work.
For citation: Baeva, V.V. (2023) The Philosophy of "Revived" Natural Law by Rudolf Stammler. Society: Philosophy, History, Culture. (8), 99-104. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.8.14 (In Russian).
Введение. Рудольф Штаммлер родился 19 февраля 1856 г. в Альсфельде. Он - выдающийся немецкий философ права, основоположник научной теории «возрожденного» естественного права, неокантианской философии права. Знаменитым ученый стал благодаря своему оригинальному учению о социальном (правовом) идеале («общество свободно хотящих людей») и соответствующем ему «правильном праве» («естественном праве с изменяющимся содержанием») (Штаммлер, 1904, 1907, 1908).
Рудольф Штаммлер внес значительный вклад в развитие и формирование теории права в неокантианскую философию. Это было прогрессивное учение, которое подтолкнуло науку к интенсивному развитию.
Согласно учению Штаммлера, «частные наблюдения над правом зависят от общих понятий о праве, а не наоборот. Понятие права, напротив того, совершенно независимо от того или иного социального приложения его в сфере конкретного опыта» (Штаммлер, 1908).
© Баева В.В., 2023
Критикуя марксистское учение о праве, ученый установил, что право может быть признано окончательной инстанцией, несущей ответственность за социальное хозяйство, потому что оно выступает в качестве регулирующей формы социальной жизни, обусловливающей основу всех возможных социальных явлений (Штаммлер, 1907).
Актуальность разрабатываемой нами темы заключается в яркой дифференциации права и неправа в современных условиях. Изучение концепции, изложенной в трудах Р. Штаммлера, позволяет ознакомиться с новым вариантом подхода к данному вопросу. Исследование преследовало цель анализа классической теории естественного права и теории «возрожденного права» Рудольфа Штаммлера. Следует учесть, что отечественная научная среда сдержанно выражает интерес к творчеству мыслителя, в связи с чем работ, посвященных изучению его концепции, очень мало. Однако нам представляется, что она могла бы быть полезна для применения в правотворчестве Российской Федерации, с чем и связано обращение к данной тематике в рамках статьи.
Работа проведена при использовании методов историко-правового познания - сравнительного, логического, системного.
Теоретической базой для исследования послужили труды самого Рудольфа Штаммлера -«Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» (Штаммлер, 1907), «Учение о правильном праве» (Stammler, 1902), «Теория юриспруденции» (Stammler, 1911), а также отечественных ученых Н.Н. Алексеева (1911), Л.И. Петражицкого (1913), В.С. Нерсесянца1, Б.А. Кистяковского (2010), Е.А. Фроловой (2013), Н.А. Шавеко (2016).
Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что в ней представлен разработанный на основе систематического метода подход к предмету теоретической науки о праве, вследствие чего возможно развивать существующую науку - теорию государства и права. Предложенный Р. Штаммлером подход к указанной проблеме позволяет руководствоваться «правильной» идеей права.
Естественное право (лат. ius naturale) - это обусловленная объективной природой человека и общества система идей, принципов и норм, регулирующая общественные отношения, являющаяся первоисточником и критерием оценки для формально определённых и обеспеченных принудительным характером властных установлений общества и государства.
Естественное право - это тип понимания права. Антагонистичным ему считается право позитивное (установленное), выраженное в соответствующих формах государства или общества.
У правовой теории естественного права имеется большая история. Еще Аристотель разделил «право от природы» (первичное право) и «право по закону» (установленное право) (Аристотель, 2007).
В Средние века естественно-правовая традиция формировалась Ф. Аквинским (понимание естественного права как отражения вечного (божественного) закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ) (Аквинский, 2005), а в период истории между Средними веками и Новейшим временем она была укреплена И. Кантом (2007), Дж. Локком (им сформулированы основные права человека: право на жизнь, свободу и имущество (1988)), Б. Спинозой (установлено естественное право «как законы или правила, согласно которым всё совершается, т. е. самую мощь природы» (1957)). Причем взгляды на естественное право у ученых были различными.
Традиционная его концепция возникла и укрепилась в XIX-XX вв. в Германии. Стоит обязательно указать на тот факт, что в немецкой философии есть установленная основа права, и она заключается в духовной составляющей данной сферы. Сущность бытия представляется как некоторый отдельный субъект, на который стоит ориентироваться.
Как говорит И.Г. Фихте, система, связанная с особенностями теоретических знаний, является важным, ценным принципом в практической реализации задач. Вселенная сопоставляется философом с единым началом, итогом развития собственного я, самосознания, включая сам дух (Фихте, 1995).
Теперь стоит несколько слов сказать по поводу философии И. Канта о праве. По его мнению, оно представляет собой реальную возможность создавать закон, являющийся образцом и готовым примером справедливого отношения к действительности в виде соблюдения естественных прав человека. Об этом он рассуждает в «Метафизике нравов» (2007). Канту важно было указать на роль нравственных понятий во времени, в окружающей действительности различных явлений. Право и государственная структура должны быть связаны, прежде всего, с моральной основой (Кант, 2007).
Г. Гегель развил термин «субъект» до категории «человеческий дух». Речь в учении философа идет о сущности Духа. В поле зрения попадает настоящая свобода, составляющая основу человеческого бытия. Развитие свободного духа - основа для права. Его суть состоит в признании свободы человека через мораль, нравственность (Гегель, 2021).
1 Нерсесянц В.С. Философия права : учебник для вузов. М., 1997. 647 с.
- 100 -
Те направления мысли, которые были характерны для вышеперечисленных исследователей, стали базой для отечественной юридической школы. Русская философия права оформилась под влиянием как европейских, так и западных учений, течений, однако в ней нашли свое отражение и черты русского народа, его духа.
Очень ценными в этом отношении являются труды П. Новгородцева - выдающегося представителя философии по естественному праву в России. Он сделал все возможное, чтобы разрешить кризис правового сознания, указал на развитие специальной науки, удовлетворяющей в полной мере задачи юридических наук, возрождение ее ценности и актуальности (Новгородцев, 2010). Ученый говорил о важности вернуться к правовой форме идеализма в конкретных исследованиях, которые смогли вызвать настоящий резонанс. Таким образом, именно П.И. Новгородцева можно назвать основоположником школы по естественному возрожденному праву в стране. Исследователь демонстрировал заинтересованность в изучении права своего времени, попытался возродить его и сформулировать принципы развития в целом всех юридических научных дисциплин (Новгородцев, 2010). Он обращает внимание на возможность упразднения идеи естественного права историческим направлением в юридических науках, но затем отказывается от этой идеи. Философ уточнил, что важно понимать естественное право как право конкретного человека на свободную жизнь. В статье «Мораль и познание» (1902) он указывает на то, что толкование сути нравственности происходит из общественной структуры, из истории развития. А понятие личности - это неизменная основа, высшая норма, признанная социумом. Во время вступления в общество личность берет ответственность за подчинение ему.
Проанализировав все сложности соотношений действительности, абстрактных понятий, именно Р. Штаммлер указал на возможность справиться с проблемой уровневой конкретизации правового образца - в центре его внимания оказалось общество свободных личностей. В данном случае нужны были правила идеального права.
Р. Штаммлер стоял у истоков нормативизма. Им было предложено современное понимание права. При этом оно не сводилось только к воли государства. Он разграничил право, произвол, нормы, нравственность, силу. По Штаммлеру, право является ненарушаемым социальным волением (Штаммлер, 1908). В соответствии с его установками правовой идеал не стоит приравнивать к народному духу, устоям морали, общественным традициям (Шавеко, 2016). Кроме того, он не определяется и через ощущение справедливости органов власти. Утилитаризм также нельзя назвать правовым идеалом. Дело все в том, что он не связан с распределением имеющихся благ между представителями мира, не сводится к полной свободе, к равенству в имущественном отношении. Главный элемент идеала состоит именно в равенстве различных представленных возможностей для каждого человека (Шавеко, 2016).
Как отмечает Р. Штаммлер, отношение экономики к праву стоит изучать как отношение представленной формы непосредственно к содержанию. Принятое в обществе регулирование можно представить при изучении основных установлений в праве.
Как отмечает исследователь, причинность - это ключевое условие полученного опыта, а свобода - размышлений о должном (Штаммлер, 1908). По его мнению, исходя из понятия причинности, мы можем осознать все свои действия, кроме будущих. Размышления Р. Штаммлера основаны на возможности разграничить мир свободы Канта и мир природы. Цели, а также причины говорят о том, что правовой идеал сам по себе независим от различных обстоятельств, и он имеет шанс на изменение в современных направлениях (Штаммлер, 1904).
Исследователь также говорит о разном понимании естественного. Если люди не знают культуры, они не понимают, как это - жить по правилам, нормам и требованиям, и данный процесс считается естественным или природным. В таком случае рассматриваемое право можно отождествлять с сильным. Как говорит об этом Спиноза, «в то же время право природы имеет непосредственное отношение к такому явлению, как закон природы. Тем не менее нужно понимать и осознавать, что данная разновидность права не связана ни с каким идеалом. В то же время если речь идет о социальном состоянии, то природным можно считать и рассматривать организованный порядок, и он не требует закрепления на уровне законов. В этом мы тоже не можем найти признаков идеального права, его характеристики» (Спиноза, 1957).
Р. Штаммлер резюмирует, что соответствие права природе может пониматься двояко: как соответствие права природе человека и сути самого права (Stammler, 1911). Однако выведение естественного права из природы человека, по его мнению, является неверным методологически. Согласно философу, только Руссо окончательно отверг выведение основоположений естественного права из природы человека, обратившись к идее права (для него это «общая воля» и общественный договор, но не как факт истории, а как регулятивная идея (Руссо, 1938)) и тем самым вернув проблему в рамки древнегреческой философии. «Но даже при такой постановке вопроса в учение о естественном праве вплеталась масса разнообразных ошибочных предпосылок, которые делали это учение совершенно ненаучным и беспочвенным» (Алексеев, 1911). Согласно концепции Руссо, общая воля выступает как критерий идеального права и права вообще (Руссо, 1938).
Противопоставляя свое учение взглядам мыслителям естественного права предшествующих эпох, Р. Штаммлер обозначает независимость социального идеала от конкретных условий места и времени, а также отвергает теорию о том, что на основании анализа окружающего мира можно сделать вывод о правильном праве. Ученый обращает внимание на традиционный термин естественного права, представляющий его в качестве права, которое соответствует природе, однако указывает на то, что природа сама по себе является чем-то конкретным, стабильным, незыблемым. Но понимание неизменности человеческой природы может быть разным. Следовательно, естественное право признается невозможным с научной точки зрения.
По мнению Р. Штаммлера, потребности, точнее, их содержание, возможности, позволяющие их в полной мере удовлетворить, могут меняться, исходя из обстоятельств, места, ситуации. Именно по этой причине совершенно невозможно создать общие правила общежития, которые бы идеально подходили для каждого государства или периода времени.
Р. Штаммлер утверждает, что указание на особенности человеческой природы не может дать доказательства ценного, актуального содержания потребностей человека. Нет в природе последнего основы, обладающей общезначимым характером. Нет понимания правовых основ, которые бы подходили для каждого времени (Штаммлер, 1908). Но если избавиться от различных особенностей в историческом аспекте, тогда от человеческой природы можно получить исключительно физиологию, а также задатки, которые влияют на понятие права. Что касается разума, то его можно рассматривать в качестве продукта образования, воспитания, отождествить с природной составляющей. Р. Штаммлер говорит о том, что нет таких доказательств, которые бы указывали на то, что каждый человек является эгоистом. Дело не в том, что конкретная личность постоянно в собственных поступках проявляет заботу о себе, своем благополучии - не очень хорошая приспособленность людей к среде может создать только предпосылку к их объединению в группу. Тем не менее это не является острой необходимостью и даже не может предопределить правила общежития. У человека есть инстинкты, и они влияют на его желание объединяться с другой личностью, например, создавать семью. Тем не менее в природе нет универсального алгоритма для понимания того, как именно организуется такого рода сотрудничество. Но при возникновении естественной потребности объединяться может отрицаться момент и факт долженствования. Тогда правовая концепция становится нереальной в выполнении (Штаммлер, 1904).
В истории философии было несколько подходов в отношении понимания и изучения явлений в обществе. Сначала речь шла о причинно-следственном подходе, а затем о теологическом. Р. Штаммлер разграничил их. Он дал объяснения относительно теории естественного права, указал на то, что в действительности это понятие отличается многогранностью применения (Штаммлер, 1908).
Как отмечает В.С. Нерсесянц, этот современный подход оказался подходящим для разных представителей неокантианской философии. Те моменты, явления, факторы, которые для юс-натуралистов считались естественными в отношении права, для неокантианства стали только формальными конструкциями1. Необходимо заметить, что мысль, связанная с возрожденным естественным правом, отличается от традиционных теорий права тем, что в ней нет создания совершенных кодексов, а есть формула так называемого правового идеала. В данном случае позитивное право оценивается на основе правильных или неправильных заключений.
Можно сделать вывод о том, что концепция Р. Штаммлера, состоящая в разработке формальных идеалов с наличием меняющегося содержания, - это существенное движение науки вперед, особенно если сравнить ее с другими правовыми направлениями (в них указывалось на данные о справедливости и несправедливости в отношении так называемой «природы», говорилось о нормах права как совершенных).
Как отмечает П.И. Новгородцев, Штаммлер смог собственными силами рассмотреть и изучить проблемы развития естественного права (Новгородцев, 2010). Мыслитель разработал актуальную его формулу с содержанием, которое меняется. Она дает возможность по-другому смотреть на особенности естественного права. Но и это еще не все. Р. Штаммлер критиковал историческую направленность школы права. Ведь она характеризовалась разнонаправленностью взглядов в отличие от естественного права, но при этом именно последнее, «возрожденное» мыслителем, смогло справиться с минусами как естественно-правовой классической формы концепции, так и точки зрения оппонентов. Что касается исторической школы права, то по мнению Р. Штаммлера, она была необходима в какой-то момент, но осталась в прошлом (Штаммлер, 1907).
Таким образом, Р. Штаммлер - основоположник неокантианской философии «возрожденного» естественного права. Его идеи дали возможность развиваться праву как отрасли науки. Возможность разграничить различные современные методы - это перспективная научная разработка, которая будет актуальной и в будущем. Концепция Р. Штаммлера позволяет использовать
1 Нерсесянц В.С. Указ. соч.
современный систематический способ по отношению к пониманию роли права, справедливости как оценочного явления.
Стоит указать на то, что учение философа Р. Штаммлера влияет на правовую мысль до настоящего времени. Созданная им теория естественного права является попыткой найти ответы на вопросы об идеальном праве. Именно по этой причине она всегда будет актуальной и значимой для человечества.
Список источников:
Аквинский Ф. Сумма теологии. Киев, 2002. 575 с.
Алексеев Н.Н. Естественное право и историзм // Вопросы права. 1911. № 5 (1). С. 1-5.
Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство. М., 2007. 233 с.
Гегель Г. Феноменология духа. СПб., 2021. 704 с.
Кант И. Метафизика нравов. М., 2007. 399 с.
Кистяковский Б.А. Избранное : в 2 ч. М., 2010. Ч. 1. 655 с.
Локк Дж. Сочинения : в 3 т. М., 1988. Т. 3. 298 с.
Новгородцев П. Мораль и познание // Вопросы философии и психологии. 1902. Т. 13, № 64 (IV). С. 824-838. Новгородцев П.И. Избранные труды. М., 2010. 959 с.
Петражицкий Л.И. К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права. М., 1913. 57 с. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М., 1938. 124 с. Спиноза Б. Избранные произведения : в 2 т. М., 1957. Т. 1. 578 с.
Фихте И.Г. Основа общего наукоучения // Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М., 1995. С. 275-473. Фролова Е.А. Теоретико-методологические вопросы доктрины «возрожденного» естественного права // Право и государство: теория и практика. 2013. № 2 (98). С. 13-23.
Шавеко Н.А. Социальный (правовой) идеал Рудольфа Штаммлера // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2016. Т. 26, № 1. С. 147-157.
Штаммлер Р. Закономерность правового порядка и народного хозяйства. Киев, 1904. 29 с. Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения. М., 1908. 144 с.
Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории : в 2 т. СПб., 1907. Т. 1. 408 с. Stammler R. Die Lehre von dem richtigen Rechte. Berlin, 1902. 647 S. (на нем. яз.). Stammler R. Theorie der Rechtswissenschaft. Waisenhaus, 1911. 851 S. (на нем. яз.).
References:
Akvinskii, F. (2002) Summa teologii [Sum of Theology]. Kiev. 575 р. (In Russian).
Alekseev, N. N. (1911) Estestvennoe pravo i istorizm [Natural Law and historicism]. Voprosyprava. (5 (1)), 1-5. (In Russian). Aristotel (2007) Afinskaya politiya. Gosudarstvennoe ustroistvo [Athenian Politics. State Structure]. Moscow. 233 р. (In Russian).
Fikhte, I. G. (1995) Osnova obshchego naukoucheniya [The basis of General Science Studies]. In: Sochineniya. Raboty 1792-1801 gg. Moscow, pp. 275-473. (In Russian).
Frolova, E. A. (2013) Teoretiko-metodologicheskie voprosy doktriny «vozrozhdennogo» estestvennogo prava [Theoretical and methodological issues of the doctrine of "revived" natural law]. Pravo i gosudarstvo: teoriya ipraktika. (2 (98)), 13-23. (In Russian). Gegel, G. (2021) Fenomenologiya dukha [Phenomenology of the spirit]. St. Petersburg. 704 р. (In Russian). Kant, I. (2007) Metafizika nravov [Metaphysics of morals]. Moscow. 399 p. (In Russian). Kistyakovskii, B. A. (2010) Izbrannoe [Selected works]. Vol. 1. Moscow. 655 р. (In Russian). Lokk, Dzh. (1988) Sochineniya [Essays]. Vol. 3. Moscow. 298 p. (In Russian).
Novgorodtsev, P. (1902) Moral' i poznanie [Morality and cognition]. Voprosy filosofii i psikhologii. 13, (64 (IV)), 824-838. (In Russian).
Novgorodtsev, P. I. (2010) Izbrannye trudy [Selected works]. Moscow. 959 р. (In Russian).
Petrazhitskii, L. I. (1913) K voprosu o sotsial'nom ideale i vozrozhdenii estestvennogo prava [On the question of the social ideal and the revival of natural law]. Moscow. 57 р. (In Russian).
Russo, Zh. Zh. (1938) Ob obshchestvennom dogovore [On the social contract]. Moscow. 124 р. (In Russian). Shaveko, N. A. (2016) Rudolf Stammler''s Social (Legal) Ideal. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Ekonomika ipravo. 26 (1), 147-157. (In Russian).
Shtammler, R. (1904) Zakonomernost' pravovogo poryadka i narodnogo khozyaistva [The Regularity of the legal order and the national economy]. Kiev. 29 р. (In Russian).
Shtammler, R. (1907) Khozyaistvo i pravo s tochki zreniya materialisticheskogo ponimaniya istorii [Economy and law from the point of view of the materialistic understanding of history]. Vol. 1. St. Petersburg. 408 р. (In Russian).
Shtammler, R. (1908) Sushchnost' i zadachi prava i pravovedeniya [The essence and tasks of law and jurisprudence]. Moscow. 144 р. (In Russian).
Spinoza, B. (1957) Izbrannye proizvedeniya [Selected works].Vol. 1. Moscow. 578 p. (In Russian). Stammler, R. (1902) Die Lehre von dem Richtigen Rechte. Berlin. 647 S. (In German). Stammler, R. (1911) Theorie der Rechtswissenschaft. Waisenhaus. 851 S. (In German).
Информация об авторе В.В. Баева - аспирант 1 курса Сургутского государственного университета, Сургут, Россия.
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author V.V. Baeva - a 1st-year PhD student of Surgut State University, Surgut, Russia.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 17.07.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.08.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 22.08.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.