Научная статья на тему 'Философия ВКС как способ решения проблемы бездорожья и разгильдяйства'

Философия ВКС как способ решения проблемы бездорожья и разгильдяйства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия смысла / разгильдяйство / бездорожье / культурный мир / общекультурные про-странства / культура Vista / возможности культурно-коллективного сознания. / philosophy of sense / slovenliness / bad roads / cultural world / common cultural spaces / culture Vista / possi-bilities cultural- collective consciousness
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия ВКС как способ решения проблемы бездорожья и разгильдяйства»

Чупахин Н.П?

ФИЛОСОФИЯ ВКС КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗДОРОЖЬЯ

И РАЗГИЛЬДЯЙСТВА

Ключевые слова: философия смысла, разгильдяйство, бездорожье, культурный мир, общекультурные пространства, культура Vista, возможности культурно-коллективного сознания.

Keywords: philosophy of sense, slovenliness, bad roads, cultural world, common cultural spaces, culture Vista, possibilities cultural- collective consciousness.

В ответ на вопрос «По каким врагам России ударят наши ВКС?» В.В. Путин 15 апреля 2016 года во время «Прямой линии» на ТВ, усмехнувшись, ответил: «Нам нужно ударить, прежде всего, по бездорожью и разгильдяйству, в самом широком смысле этого слова».

Аббревиатуру ВКС как Воздушно-космические силы знают все, но нам кажется, что Владимир Владимирович расшифровывал ВКС в тот момент иначе - как Возможности Коллективного Сознания. В самом деле, «бездорожье» -не главная цель ВКС, а лишь следствие «разгильдяйства», а разгильдяйство, в свою очередь, является следствием испорченности сознания. В словарях и энциклопедиях к понятию разгильдяйства относятся с известной долей порицания. Например, Малый академический словарь характеризует разгильдяйство как беспорядочность, небрежность, нерадивость в делах и приводит литературные примеры: Мы должны со всей яростью обрушиться на разгильдяйство и расхлябанность. Н. Островский, «Как закалялась сталь». Это прямая измена, такими темпами вести работу во время войны! - Нет, это проявление обычного у нас разгильдяйства, а не измена. Степанов, «Порт-Артур»2. Этому понятию соответствуют следующие синонимы: развинченность, лентяйничанье, халатность, халтура, распущенность, расхлябанность, пофигизм, наплевательство, разболтанность, лодырничанье, ленца, несобранность, шалопайство, невнимательность, недисциплинированность, небрежность, неорганизованность, бездельничанье3. Известный сатирик М. Жванецкий говорит: «В мирное время геройство одного - это всегда разгильдяйство другого».

Калининградский блогер Алексей Елаев в своем материале «Эпидемия разгильдяйства», услышав сообщение об аварии в метро, пишет: «Потому - так как ещё не было сообщения о жертвах - новость об аварии в метро мозг автоматически промаркировал как "и тут разгильдяйство". Потом, к концу дня, когда оказалось, что в результате этого разгильдяйства погибло более 20 человек, Следственный комитет России возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263.1 УК РФ "Нарушение требований транспортной безопасности, повлекшее по неосторожности гибель двух или более лиц".

Максимальная ответственность за гибель 20 человек в московском метро будет точно такой же, как за злостное хулиганство, но менее строгой, чем за организацию деятельности экстремистской организации - до семи лет лишения свободы... Получается, что с точки зрения российского права бракодел на транспорте примерно в три раза менее опасен чем тот, кто к бракоделанию на транспорте призывает..."Эпидемия разгильдяйства" - это всерьёз и надолго. Тем хуже для нас для всех. Ведь пока разгильдяем быть выгоднее, чем экстремистом, им будут. И не только на транспор-

4

те» .

В процессе проведения «Прямой линии» перед Президентом Российской Федерации раскрывается картина разгильдяйства во всем его многообразии. Однако в тот же самый момент обнаруживается и многомиллионное число отдельных сознательных граждан. Поэтому необходимо решать задачу коллективной сознательности населения, а точнее, создать ВКС - возможности коллективного сознания для борьбы, именно, с разгильдяйством.

Замечание, сделанное одним гражданином, не приведет к тому результату, который можно было бы получить от общественного мнения. Но коллективное сознание не формируется как простая сумма индивидуальных мнений. Основой этого сознания является смысл разумного коллективного поведения под влиянием чувств отдельных людей. «Коллективный разум всегда разумнее, чем коллективное чувство, но у конкретного человека чувства могут быть разумны, а разум - кривой - пишет Н.И. Козлов в Интернете. - Когда разум слаб, а чувства сильны, возникает феномен рационализации - человек бездумно идет за своими чувствами, но всегда находит этому как бы разумное объяснение,

1 Чупахин Николай Петрович - д.филос.н., к.ф.-м.н., с.н.с., профессор Томского государственного педагогического университета, специалист в области философии смысла знания. Член редколлегии Всероссийского научного журнала «Профессиональное образование в современном мире» и научно-методической ассоциации философов образования России. Научные интересы: философия науки, техники, математики, образования, культуры; науковедение, знаниеведение; смысл, онто-гносеологическая концепция смыслообразования, инновации в научно-образовательной сфере культурного мира. E-mail: chnp45@mail.ru

2 Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР, 1957-1984. - http://enc-dic.com/word/r/Razgildjastvo-1477.html

3 Словарь синонимов. - http://enc-dic.cOm/word/r/Razgildjastvo-1477.html

4 http://ruwest.ru/blog/?page=post&blog=Easy_Thinks_with_Alex_Elaeff&post_id=epidemiya-razgildyaystva

(т.е. неосмысленную цель Н. Ч.). Если под влиянием слов человек остановился, включил голову и при свете сознания стал что-то лучше различать, разбираться, раскладывать, обосновывать, формулировать правила и алгоритмы - это было обращение к разуму... Законы разума строги, разум пользуется дискретными моделями: "да" или "нет", анализ должен быть четким, выводы однозначными»1 (и осмысленными Н. Ч.). В конечном счете, сам собой напрашивается вывод, что разум определяется смыслом и что именно смысл является достаточным основанием и разумного поведения, и коллективного сознания.

Определенное с помощью онто-гносеологической концепции понятие смысла как взаимно однозначного соответствия потребностей и возможностей2 в результате исследования В.Д. Павловой привело к открытию культуры потребностей и возможностей (Vista)3. Эта культура является частью культурного мира - суперорганической сферы пронизанных нематериальным компонентом смысла материальных, духовных, понятийных и социальных явлений, созданных человеком из органической и неорганической сфер действительности за многотысячелетнюю историю че-ловечества4. Отношение потребностей и возможностей имеет место не только в философии, но и в экономической теории5. Так и в данном случае - борьбы с бездорожьем и разгильдяйством - философия смысла позволяет найти способы решения проблем с помощью коллективного сознания. Но в нашем варианте это сознание еще должно быть и культурным. Возможности культурно-коллективного сознания возникают и появляются не сразу, а как результат длительного исторического процесса цивилизационного развития человечества. Все культуры существуют тогда, когда в этом есть потребность и созданы определенные возможности самого существования. Культура потребностей и возможностей, как главное условие, является надстройкой, то есть изначальной точкой отсчета определения границ любой из культур. Эта культура, как общекультурное пространство культурного мира, существовала на протяжении всех исторических этапов цивилизации общества, но именно в XXI в. Vista проявила себя как реально существующая данность для отображения и использования безграничных потребностей и возможностей личности. Осознание и желание личности использовать эти невероятные возможности для удовлетворения потребностей развивают способности человеческого разума определять смысл существования цивилизации в целом. Таким образом, вершиной развития смыс-лообразования культурного мира человечества является культура Vista как перспектива существования каждой отдельной личности. Собранные в коллективы, эти личности объединяются смыслом существования всего сообщества, т.е. взаимно однозначным соответствием своих частных потребностей возможностям всего коллектива. Это не значит, что «кто был ничем, тот станет всем». Личные возможности отдельного индивида столь разнообразны и многочисленны и так отличаются между собой, что смысл ВКС имеют только те из этих возможностей, которыми могут воспользоваться другие члены коллектива. Эти возможности являются коллективными. Культура такого коллектива определяется смыслом взаимно однозначного соответствия потребностей его членов коллективным возможностям. И если в коллективе завелся разгильдяй, то именно он роет ямы на дороге коллективной культуры, в том числе и на обычной дороге, если это дорожный коллектив. Нет нужды объяснять, как важен вклад каждого в общее дело!

Таким образом, ВКС: От каждого - по способностям и каждому (кроме воров и приравненных к ним разгильдяев) - по потребностям, соответствующим возможностям коллектива, что и есть смысл культурно-коллективного сознания. А его философский способ решения проблем (в том числе и проблемы бездорожья и разгильдяйства) - мудрость смысла абстрактных и конкретных отношений в области реальной действительности.

1 Козлов Н.И. Разум и чувства. - http://www.psychologos.ru/articles/view/razum_i_chuvstva

2 Чупахин Н.П. Философские основания и математическая модель смысла знания. Монография. - Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany, 2011.

3 Павлова В. Д., Чупахин Н. П. От философии смысла к философии культуры // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. - № 5. - С. 50-58.

4 Сорокин П. Моя философия - интегрализм // Социологические исследования. - М., 1992. - №10. - С. 134-139.

5 Смысл экономической теории в философском аспекте / А.А. Луговая, Д.Л. Каспрук, Н.П. Чупахин // Экономика России в XXI веке: сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции «Экономические науки и прикладные исследования: фундаментальные проблемы модернизации экономики России», посвященной 110-летию экономического образования в Томском политехническом университете. - Т. I. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. - С. 81-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.