Научная статья на тему 'Философия в университетском образовании: история и современность'

Философия в университетском образовании: история и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
593
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФИЯ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС / ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ / КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ерохин Алексей Михайлович, Коротков Вадим Евгеньевич

В декабре 2008 г. в Ставропольском государственном университете прошла очередная Неделя кафедры философии. В рамках Недели кафедры был проведен «круглый стол» по теме «Философия в университетском образовании», в котором приняли участие преподаватели и студенты университета. Основные результаты обсуждения на «круглом столе» обобщаются и развиваются в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ерохин Алексей Михайлович, Коротков Вадим Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия в университетском образовании: история и современность»

ФИЛОСОФСКИЕ ннуки

ФИЛОСОФИЯ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

А. М. Ерохин, В. Е. Коротков

PHILOSOPHY IN UNIVERSITY EDUCATION: HISTORY AND MODERN TIMES

Erokhin A. M., Korotkov V. E.

In December 2008 the week of Philosophy Department was held in Stavropol State University. In the frames of the Department's week a "circular table" discussion on the subject "Philosophy in university education" was organized in which professors and students of the University took part. The main results of the "circular table" discussion are generalized and developed in the given article.

В декабре 2008 г. в Ставропольском государственном университете прошла очередная Неделя кафедры философии. В рамках Недели кафедры! был проведен «круглый стол» по теме ««Философия в университетском образовании», в котором приняли участие преподаватели и студентыi университета. Основные результатыi обсуждения на ««круглом столе» обобщаются и развиваются в данной статье.

Ключевые слова: философия, философия в университетском образовании, философский дискурс, функции философии, кафедра философии.

УДК 101

Вопрос о месте философии в университетском образовании на первый взгляд представляется тривиальным. Начиная с античности, философия занимала в образовании центральное место, а такая философская дисциплина, как логика, являлась составной частью знаменитого образовательного квад-риума. Становление системы университетского образования в Европе мало повлияло на особое положение философии: философское образование являлось общей теоретической основой любого специального образования и предваряло последнее. Гуманисты Ренессанса были людьми с таким общим философским образованием. В новоевропейском университетском образовании философия традиционно занимала центральное положение, несмотря на отделение от нее ряда частных наук и знаменитое предупреждение И. Ньютона: «Физика, бойся метафизики!». Связь философии и науки, активное участие философии в развитии методологии классической науки, в противостоянии науки и религии надолго закрепили ключевое место философии в университетском образовании, которое она в значительной степени сохраняет и в наши дни. Такое положение философии может быть подкреплено перечислением ее основных функций: методологической, познавательной, мировоззренческой и иных, свидетельствующих о ее значимости для современной цивилизации.

Однако более глубокое изучение вопроса о месте философии в научно-образовательной системе современного уни-

верситета выявляет проблематичность ее указанного положения. Проблема места философии в университетском образовании имеет несколько аспектов. Во-первых, возникает вопрос, в чем причины и смысл традиционно высокого места философии в классической системе образования, во-вторых, как трансформируются цели и задачи философии в связи с кризисом классической философии, с происходящими изменениями в современной системе знания в целом, в-третьих, каково возможное место философии среди других университетских дисциплин в современных условиях? Ввиду того, что каждый из выделенных аспектов проблемы образует предмет для отдельного исследования, в рамках данной статьи будут определены только основные положения.

Начиная с античности, одной из важнейших целей образования было формирование навыков рационального мышления, системы рационального мировоззрения в целом и на этой основе развитие личности гражданина античного полиса. Роль философии в формировании античной культуры отмечалась исследователями, а сам процесс становления древнегреческой философии неоднократно привлекал внимание философов. Истоки особого положения философии наиболее глубоко раскрыл Э. Гуссерль, показавший, что именно в Древней Греции «сформировалась новая установка индивида по отношению к окружающему миру. Следствием ее стало рождение, прорыв совершенно новой духовной структуры, быстро развившейся в систематически законченное культурное образование; греки назвали его философией». «В изначальном смысле своем это означает не что иное как универсальную науку, науку о мировом целом, о всеохватном единстве всего сущего» (2, с. 634), в которой основатель феноменологии видит «изначальный феномен духовной жизни Европы».

Именно философия сформировала принципы разумности бытия и основы теоретического мышления, сыграв тем самым особую роль в становлении и научной рациональности, и рациональности европейской цивилизации. Эта рациональность образовала смысл истории: «Человек, подни-

мая «метафизические», собственно философские проблемы, вопрошает о себе как о разумном существе, о своей истории и коль скоро речь идет о «смысле» истории, - о разуме в истории» (2, с. 551). Философия, отмечает Э. Гуссерль, сформировала разумное постижение мира, свободное от всякой связи с мифами и традицией вообще, которое должно быть реализовано в универсальном познании мира и человека, абсолютно лишенном каких-либо предрассудков и постигающем в самом мире исключительно разум, ему внутренне присущий, его телеологию. В античности были заложены основы такого понимания, Новое время связано с воспроизведением и изменением ее универсального смысла. Реализация новоевропейской науки как всеохватывающей и рациональной способствовала выдвижению идеи, что целостность бесконечно сущего мира - это внутренне рациональная целостность, а это привело «к изменению идеи философии, понятой как наука о мире и всем сущем» (2, с. 567). Таким образом, с философией связаны смысл и основные принципы современной цивилизации, важными составными частями которой являются наука и университетское образование.

Такое понимание философии соотносимо с идеей университета, как образовательного учреждения, объединяющего различные дисциплины, отличающиеся различными типами научной рациональности, вокруг общих целей формирования целостной системы знания о мире и образования на этой рациональной основе личности студента. Этимологически название «университет» органично сочетается с универсалистскими притязаниями классического философского разума. Эти притязания имеют значение, как для научно-исследовательского, так и для образовательного и воспитательного направлений деятельности университета. Философия играет важную роль в обобщении имеющихся знаний, в том числе научных, и в формировании на этой основе рациональной картины мира. Эту роль она играла уже на раннем этапе университетского образования, в средневековом университете, являясь «служанкой» теологии, которая представля-

ла именно рациональный аспект религиозного мировоззрения. Более очевидным становится центральное, системообразующее место философии в университетах Нового времени, в формирующейся там классической системе университетского образования.

Особо следует отметить ее положение в университетах Германии, где представители немецкого идеализма от Канта до Гегеля заметно подняли значение философии. Гегель, рассматривавший философию как высшую ступень развития объективного духа, указывает на ее важную роль в университетском образовании. Прежде всего, философия выполняет пропедевтическую функцию, давая формальное образование и упражнение для мышления - именно в этом состоит задача логики, причем не только традиционной, но и трансцендентальной. Однако задача философии как науки шире -она должна быть содержательной наукой, и преподавание философии в университетах должно вести к приобретению определенных знаний, для чего оно должно идти «определенным, методическим, включающим детали и упорядоченным путем» (1, с. 422). Ее задача, в отличие от традиционной метафизики, согласно Гегелю, состоит «в упорядочении широкого круга предметов, относящихся к философии, когда философия стала бы целым, организующим все отдельные части» (1, с. 420-421), а содержание, «всеобщее духовных и природных отношений» приводит к положительным наукам, которые раскрывают это содержание в более конкретной форме. Философия в университетском образовании, таким образом, играет роль организатора знания, определяющего место остальных наук. Согласно классическим представлениям, ключевое положение философии в образовании определяется ее особым местом в системе знания, а это место не сильно изменилось со времен античности.

Кризис классической философии сопровождался пересмотром представлений об особой роли философии в системе знания, что наложило отпечаток и на оценку места философии в образовании. Наиболее явно он проявился в позитивистском отрицании фи-

лософии. Влияние позитивизма на университетское образование особенно заметно в связи с тем, что его идеи получили широкое распространение среди представителей частных, естественных и технических, наук. В связи с влиянием позитивизма нужно также отметить связь лингвистического поворота в философии с переоценкой ее роли. Филология, как писал в свое время Гегель, это только первая ступень познания, однако неопозитивистская интерпретация лингвистического поворота связана, прежде всего, с рассмотрением философии как терапии, как средства избавления от теоретических ошибок, связанных с неправильным употреблением слов. Философия как система мыслей, как теория разума подменяется лингвистическим анализом. Тем самым, центральное положение философии в системе знания и образования если и не отрицается, то «размывается», философия рассматривается, в лучшем случае как одна из наук, в худшем как не наука, и даже как и не знание вовсе.

В роли другого важного фактора переоценки места философии выступил антисциентизм. Критике подверглась как ориентация философии на теоретико-методологические образцы естественнонаучного знания, так и шире, односторонняя ориентация философии на научное знание, на абстрактный рассудок и «отвлеченные начала». По мысли ряда философов Х1Х-ХХ веков, философия не должна ограничиваться проблемами познания, но исследовать жизнь как целое, рассматривать человека как цельное существо, для чего недостаточно средств классической науки и категорий классической нововременной философии. Хотя иррационалистические и религиозно-мистические учения не отрицают важной роли философии, они в значительной мере подготовили почву для трансформации системы знания, в которой философский разум занимал центральное положение.

Вместе с тем кризис классической философии способствовал осмыслению роли философии в культуре. По мнению Э. Гуссерля, кризис в культуре можно «объяснить тем, что была утрачена воодушевляющая вера в идеалы универсальной философии и в

значимость новых методов» (2, с. 553). Был утрачен этот универсальный смысл философии, значительная часть философии превратилась в философскую литературу, не ставящую перед собой универсальных задач. В ней преобладают наивный объективизм и натурализм, выход из которых поздний Э. Гуссерль видел в действительном возвращении к наивности жизни.

В несколько ином ключе развил идеи Э. Гуссерля М. Хайдеггер. Выводя истоки философии из учения Платона об идеях, он отмечает, что уже в античности образование превратилось в изучение разного рода рациональных «идей», в преобразование личности для их восприятия. Но эти «идеи» задавали рассмотрение вещей как предметов, или как объектов технической деятельности и скорее скрывали, чем раскрывали истинное бытие. Традиционная философия (метафизика) рассматривает мир как сущее, предметом ее познания является все «сущее», а преодоление технического отношения к миру как сущему означает ее завершение. Тем самым выявляется ограниченность традиционной философии. Вместе с тем, считает М. Хайдеггер, философия есть нечто большее, ее «никогда нельзя мерить на масштаб идеи науки» (10, с. 26), «метафизика -это вопрошание сверх сущего, за его пределы, так, что мы получаем после этого сущее для понимания как таковое и в целом» (10, с. 24). Философия не должна ограничиваться формированием «картины мира» как сущего, а должна, выявляя пределы картины мира, указывать путь к бытию. Тем самым предлагается выход за пределы традиционного наивного рационализма и более широкое понимание философии, ее целей и задач, в том числе и в сфере образования.

В целом кризис классического рационализма связан с пересмотром центральной, направляющей роли философии как фундаментальной структуры рационального отношения к миру, фундирующей частные науки и переход к рассмотрению философии как актуализации структур «жизненного мира». Как отмечает М. Мерло-Понти: «Философия - это всегда разрыв с объективизмом, возврат от сош^цСа к пережитому, от мира

к нам самим» (5, с. 35). Философия при этом сближается с социологией, с теорией культуры, на что обращали внимание отечественные и зарубежные исследователи. Вместе с тем, даже и при таком понимании философия обладает спецификой и выполняет свою задачу. Так, для М. Мерло-Понти: «Роль философии как осознания рационального в случайном не стала потерявшей цену реликвией» (5, с. 35).

В современной философии сосуществуют различные интерпретации ее собственной природы и места в системе знания: от неоклассических до радикально разрывающих с традицией т.н. «постмодернистских» концепций. В последних рациональный смысл философствования, по сути, утрачивается, философия рассматривается как вид «дискурса», «разговора», то есть философия рассматривается как вид языковых практик повседневного общения. Ее притязания на какую-либо самостоятельную роль, основанную на привилегированном доступе к истине, на знании принципов Разума, полностью отрицаются. В этом плане наиболее показательна концепция Р. Рорти, который обосновывает вывод, что «нормальный» философский дискурс, дискурс классической философии по принятым в ней правилам основан на иллюзии, на базисной для философии «окулярной метафоре», рассматривающей человека как «Зеркало Природы». Но наряду с этим дискурсом существует «наставительная» философия, суть которой «состоит в том, чтобы поддерживать разговор, а не в том, чтобы искать объективную истину» (7, с. 279). Такая философия понимается как незавершенный разговор, где приводятся различные точки зрения. Соответственно, цели и задачи такой философии в обществе заметно отличаются от задач классической философии, ее роль в университетском образовании не может оставаться прежней. Не случайно и Ж. Деррида, характеризуя свой способ интерпретации текстов как «деконструкцию», отмечал, что это не метод, который может «дать себя вновь узурпировать и одомашнить академическим институтам» (4, с. 55).

Возникает закономерный вопрос, а остается ли в такой ситуации место для философии в современном университетском образовании? Очевидно, что философия, понимаемая как вид интеллектуальной или языковой игры, не сможет выполнять значительной части своих традиционных функций, и будет занимать в системе образования периферийное положение. Однако при всей значимости отмеченных инноваций в философии, эта древняя форма знания сохраняет определенное рациональное содержание и не утрачивает свою роль хранительницы рационального в современной культуре и образовании. Прежде всего, как представляется, это рациональное содержание связано с важной ролью «нормального» философского дискурса как в культуре в целом, так и в научной и образовательной деятельности университета. И научно-исследовательская деятельность преподавателей университета, и обучение основам философии студентов предполагает принятие некоторых правил, стандартов, то есть работу в рамках определенной философской парадигмы. При всей условности такого деления в современной мировой философии выделяются три основные зоны, в которых преобладают различные философские парадигмы: аналитической философии (англосаксонский мир), феноменологии (Западная Европа), марксистской традиции (Восточная Европа). Характер господствующей парадигмы существенно влияет на место и задачи философии в университетском образовании.

В этой связи особый интерес представляют концепции философии, которые стремятся выявить преемственность современной и классической философии, сохранить рациональное содержание философии в современных условиях. Известный немецкий философ и социолог Ю. Хабермас известен как критик радикальных постмодернистских подходов, рассматривающий модерн как «незавершенный проект». Выступая с критикой традиционной роли философии как «местоуказчика», который указывает место наукам, и «судьи», который вершит правосудие над суверенными областями науки, морали и искусства, он, критикуя

также позицию Р. Рорти, считает, что с отказом от этих ролей философия не должна устраниться от задачи «хранителя рациональности». «... Философия, даже если она устраняется от проблематичной роли указчика места и судьи, все-таки может - и должна - сохранить за собой притязание на разумность, выполняя более скромные функции местоблюстителя и интерпретатора» (9, с. 12).

Во-первых, философия как хранитель рациональности, определяет условия научного дискурса, и тем самым вносит вклад в обоснование наук, прежде всего, социальных и гуманитарных, как дисциплин опирающихся на дотеоретическое знание субъекта и на системы знания, передаваемые культурной традицией, и вместе с тем обладающих значительным философским содержанием. При этом она не должна смешивать неприемлемую роль местоуказчика «. с ролью местоблюстителя, стерегущего место для эмпирических теорий с сильными универсалистскими притязаниями.» (9, с. 27). В такой роли философия может принимать и принимает участие в сотрудничестве наук, разрабатывая теории рациональности применительно к этим наукам.

Во-вторых, философия выступает в роли интерпретатора по отношению ко все более обособляющимся от структур жизненного мира специальным областям науки, этики и искусства. «Философия могла бы актуализировать свое отношение к тотальности, приняв на себя роль интерпретатора, обращенного к жизненному миру» (9, с. 32). В этой связи Ю. Хабермас говорит о функции «переводчика, опосредующего общение между миром повседневности и удалившимся в свои автономные владения культурным модерном» (9, с. 32). В концепции Ю. Ха-бермаса философия - это не предопределяющая иные формы рационального знания рациональная структура, а, скорее, посредник между различными типами рациональности, между ними и миром повседневности. Понятая таким образом философия занимает заметное место в современной культуре и может рассматриваться как важная составная часть современного научно-

образовательного комплекса, по-новому выполнять интегрирующую функцию в деятельности университета. Таким образом, в современной философии существуют различные концепции этой формы знания, в том числе и позволяющие ей занимать достойное место в научной и учебной деятельности современного университета.

В отечественной философии в целом нашли отражение процессы, протекающие в мировой философии, однако они имеют некоторые особенности. Прежде всего, нужно отметить, что судьба философии в России никогда не была легкой, а ее путь прямым. Это относится и к вопросу о месте философии в системе отечественного университетского образования. Если в царской России в отдельные 1850-е годы преподавание философии было запрещено, то в советских вузах она занимала центральное место, ценой которого была предельная идеологизация философского знания. С новыми проблемами изучение и преподавание философии встретились в 1990-е годы.

Спецификой отличаются и содержательные подходы, характерные для отечественной мысли. Так, в русской религиозной философии Х1Х-ХХ вв. заметное место занимала критика присущей классической западной мысли рациональности как односторонней. В этой связи важной задачей философии считалось преодоление такой односторонности, философия нацеливалась на целостное воспитание личности, на преображение мира на основе религиозных или теософских ценностей. Эта тенденция наиболее заметна в концепции «цельного знания» В. Соловьева и его последователей. В основанной на марксистском учении советской философии большое внимание уделялось связи философии с общественно-политической практикой коммунистического строительства, а категория «практики», по сути своей неклассическая, рассматривалась как одна из ключевых. Однако, при всех отличиях, эти типы философии отличала глубинная внутренняя связь с классической философией, вера в разум и возможность познания и переустройства мира на рациональных принципах, в познании кото-

рых важнейшую роль традиционно играла именно философия.

В современной российской мысли сосуществуют различные, зачастую разнонаправленные взгляды на природу, предмет, структуру и функции философии. Среди них можно выделить два основных: традиционный, рассматривающий философию как науку, изучающую мир в целом, его структуру и место человека в мире, и нетрадиционный, согласно которому философия все в большей степени выступает выражением игрового аспекта культуры. Так, З. Каменский пишет: «Философия в моем понимании представляет собой науку о всеобщем, о всеобщих и общих законах, науку о науках. Она исследует способы познания, методы науки и «технологию научного мышления» (3, с. 7). Философия рассматривается как объективное знание о всеобщих и необходимых связях, она изучает объективный мир и способы его познания. Напротив, И. Касавин считает, что «философия связана с некоторой элитарной позицией», с игрой культурных смыслов (8, с. 30). Существуют и иные взгляды на философию, некоторые из которых можно рассматривать как занимающие промежуточную позицию между указанными выше.

В целом в современной российской философии сложился образ философии как достаточно сложного и неоднородного образования, в котором в значительной степени «размывается» ее идентичность. В частности, В. Кувакин считает, что «философия -это такая многомерность, такая безграничная реальность, что в ней существует масса противоположностей...», например, знание и не-знание, рациональные и иррациональные составляющие (11, с. 7). Анализ многообразных интерпретаций целей и задач философии в отечественной мысли выходит за рамки данной статьи. Необходимо, однако, отметить, что университетское образование в России по-прежнему тяготеет к более традиционным концепциям философии, хотя нельзя не учитывать сдвиги, происшедшие в философском сознании в последние десятилетия.

В системе российской высшей школы философия в значительной мере занимает высокое место, доставшееся от предыдущей эпохи, однако, в свете вышесказанного, ее функции нуждаются в переосмыслении. Философия не может и не должна сохранять функцию местоуказчика и судьи для частных наук, но может и должна выполнять роль хранителя рациональности и интерпретатора для специализированных областей знания, играя важную роль посредника между различными системами современного знания, роль навигатора в море смыслов в современной культуре. Такой подход позволяет философии сохранить достойное место в научно-образовательной системе университетов, придает новый облик ее универсалистским притязаниям.

Рассматривая место философии в университете, особо следует остановиться на ее образовательной функции, на проблемах философии образования. Вопросы преподавания философии в условиях современной России становились предметом обсуждения в отечественных изданиях. При этом отмечалась необходимость учета многомерного характера реальности, обсуждалась возможность недоктринального преподавания философии и иные инновационные подходы в преподавании философии. Отечественные философы уделяют особое внимание формированию творческого мышления у студентов, развитию самостоятельного целепо-лагания у студентов, умения ориентироваться в мире науки и культуры, в основных мировоззренческих проблемах, волновавших мыслителей. Важной задачей является также развитие у студентов методологического мышления на основе интеграции научного знания: «Показать единство научного знания, выявляя и демонстрируя исходные предпосылки, категориальные структуры, которые лежат в основе постановки проблем, и вообще общенаучные познавательные программы, сравнивая при этом и сопоставляя друг с другом очень разные по содержанию дисциплины» (6, с. 35). Это направление деятельности философии органично вписывается в круг задач философии в системе университетского образования.

Вместе с тем, наряду с образовательной функцией философии сохраняется и ее воспитательная функция. Наряду с задачей научно-технического плана, такой как формирование способности к творческой деятельности у будущих специалистов, перед университетской философией, как и перед университетом в целом, стоит задача их социализации, воспитания чувства гражданской и профессиональной ответственности за свою деятельность. Хотя, как было отмечено выше, современный мир демонстрирует утрату ориентиров, основанных на вере в разум как основу смысла истории, и, соответственно, уменьшение значения философии как знания этого смысла, философия по-прежнему остается хранителем рациональности в общественной жизни и интерпретатором ее через призму этой рациональности.

В системе высшего образования современной России философия достаточно успешно выполняет функцию хранителя рациональности в ее различных аспектах. Философия занимает достойное место в учебных программах Московского, Санкт-Петербургского и других ведущих российских университетов, отечественные философы вносят вклад в решение актуальных проблем современности: проблем научной рациональности, философской антропологии, диалога культур и цивилизаций, глобализации, безопасности и ряда других. Новая роль философии успешно сочетается с инновационным компетентностным подходом в образовании, развиваемым в ходе разработки Государственного образовательного стандарта 3-го поколения. В соответствии с этим стандартом блок дисциплин ГСЭ, частью которого является философия, нацелен на формирование новых компетенций, прежде всего, гражданской ответственности, способности принимать решение и брать на себя ответственность, быть коммуникабельным и толерантным, уметь жить в поликультурном и поликонфессиональном обществе, участвовать в функционировании и развитии социальных и политических институтов. Но именно эти компетенции и образуют рациональное содержание жизни личности в со-

временном обществе. Современная отечественная философия, таким образом, не занимается конструированием глобальных рациональных смыслов, а помогает выявлять такое содержание в повседневной жизни личности.

Осуществленное выше рассмотрение проблемы места философии в университетском образовании позволяет, как представляется, полнее определить место кафедры философии в научно-образовательной системе Ставропольского государственного университета. Кафедра философии Ставропольского государственного университета в 2007 году отметила свое 75-летие. В ее истории отразились история вуза, судьба страны и тесно связанная с ней судьба отечественной философии. Кафедра была образована уже на начальном этапе становления учебного заведения, в дальнейшем ее деятельность осуществлялась на всех этапах развития вуза (педагогического института, педагогического университета, университета). В трудные военные и послевоенные годы произошло упрощение организационной структуры вуза и преподавание философии в институте осуществлялось в рамках единой кафедры марксизма-ленинизма, однако уже в 1952 г. была образована отдельная кафедра философии. На протяжении ряда десятилетий кафедра философии играла заметную жизнь в научной и общественно -политической деятельности университета, города и региона, была одним из региональных центров научно-исследовательской, педагогической и идеологической работы.

После преобразования Ставропольского государственного педагогического института в педагогический университет в 1994 году, и в классический университет в 1996 году кафедра философии принимает активное участие в развитии университета, а ее научно-педагогическая деятельность становится частью истории университетского образования в нашей стране. Постепенно меняется облик кафедры, более заметным становится инновационный характер ее деятельности, а перед коллективом ставятся новые задачи. Среди основных задач можно назвать: совершенствование философского

образования в университете, возрастание ее роли в формировании мировоззрения и воспитательной работе со студентами, укрепление ее координирующей функции в теоретико-методологической подготовке научных кадров вуза, активизация научно-практической деятельности преподавателей кафедры. На основе сочетания новейших естественно-научных и гуманитарных знаний студентам прививаются качества, позволяющие успешно адаптироваться к условиям стремительно изменяющегося мира. Это, прежде всего, системное научное мышление, мировоззренческая культура, творческая активность, высокая гражданственность, нравственность, толерантность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гегель Г. В. Ф. О преподавании философии в университетах // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. Т. 1. - М.: Мысль, 1972.

2. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.

3. Каменский З. А. Методология историко-философского исследования. - М., 2002.

4. Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. - 1992. - № 4.

5. Мерло-Понти Философия социология // Вопросы социологии. - 1992. - Т. 1. - № 1.

6. О преподавании философии (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. -1997. - № 9.

7. Рорти Р. Философия и зеркало Природы. -Новосибирск, 1997.

8. Философия в современной культуре: новые перспективы: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. - 2004. - № 4.

9. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб.: Наука, 2000.

10. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993.

11. Что такое философия? (Материалы «круглого стола» МГУ им. М. В. Ломоносова) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. -1995. - № 3.

Об авторах

Ерохин Алексей Михайлович, Ставропольский государственный университет, кандидат философских наук, доктор социологических наук, профессор; зав. кафедрой философии, проректор по экономическим вопросам и дополнительному образованию. Сфера научных интересов - духовная жизнь общества, этнополитические процессы современной России. filo slab@yandex.ru

Коротков Вадим Евгеньевич, Ставропольский государственный университет, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - логика, методология научного познания, философия в университетском образовании. filoslab@vandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.