Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: КРИЗИС ИЛИ САМООБРЕТЕНИЕ? (ПРОДОЛЖАЕМ ПОЛЕМИКУ)'

ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: КРИЗИС ИЛИ САМООБРЕТЕНИЕ? (ПРОДОЛЖАЕМ ПОЛЕМИКУ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
263
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / КРИЗИС / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОР / БУДУЩЕЕ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Драч Геннадий Владимирович

В статье рассматриваются вопросы общественной роли российской философии и ее преподавания в высшей школе. Автор, отправляясь от проблемы кризиса философии, ставит вопрос о ее обновлении и самообретении. Обосновываемая автором точка зрения оспаривает превращение философии в своего рода «служанку науки» и предлагает альтернативное решение - возвращение философии к проблемам человека и гуманизма. Автор расширяет от Боэция до Энгельса пространство философского дискурса, в котором «проблема кризиса» предстает как некий сопутствующий феномен трансформации европейского сознания и сопровождается самосознанием и обновлением. В качестве дискурсообразующей проблемы современной российской философии автор видит проблему цивилизационного самоопределения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY IN MODERN RUSSIA: CRISIS OR SELF-DISCOVERY?

The article deals with topical issues of the social significance of philosophy in modern Russia and its teaching in higher education. The author departs from the positions contained in a number of modern publications (G.A. Antipov, V.D. Bakulov, A.F. Polomoshnov), which state the unsatisfactory state and position of philosophy (public recognition, rather, non-recognition), and turns to some proposed solutions: the transformation of philosophy into a kind of "servant of science" and an alternative - a return to the problems of humanism. The author specifically submits for consideration a question (posed by M.I. Bilalov) about the cultural specifics of philosophy, considered from the standpoint of cognitive science. The author expands the considered space of philosophical discourse from Boethius to Engels, in which the "problem of crisis" appears as a kind of concomitant phenomenon of the transformation of European consciousness and self-consciousness. This allows the author to characterize the space of intellectual life in Russia as a kind of "non-equilibrium state" and turn to the search for its reflexive foundations. Modern public life requires self-determination and active participation of philosophy in the public life of the country. The author sees the problem of civilizational self-determination of Russia as a discourse-forming problem of modern Russian philosophy. Philosophy continues to play a propaedeutic role in the training of specialists, while in the sphere of public relations it retains the role of preparing an individual for civil communication.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: КРИЗИС ИЛИ САМООБРЕТЕНИЕ? (ПРОДОЛЖАЕМ ПОЛЕМИКУ)»

УДК 1 (091)

DOI 10.18522/2072-0181-2021-108-4-47-53

ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: КРИЗИС ИЛИ САМООБРЕТЕНИЕ? (ПРОДОЛЖАЕМ ПОЛЕМИКУ)

Г.В. Драч

PHILOSOPHY IN MODERN RUSSIA: CRISIS OR SELF-DISCOVERY?

G.V Drach

Развернувшееся на страницах российских научных журналов обсуждение вопросов о роли и значении философии, в котором приняли участие В.Н. По-рус и Ю.М. Резник [1], Б.В. Марков и И.Д. Осипов [2], Г.А. Антипов [3], В.Д. Бакулов и А.Ф. Поломошнов [4], М.И. Билалов [5] и ряд других философов, связано в основных своих мотивах с проблемами реформирования российского высшего образования и, соответственно, преподавания философии в высшей школе. Дискуссии эти были вызваны начавшимися в 1990-х гг. реформами, поставившими под вопрос не только преподавание философии как обязательной дисциплины, но и саму общественную востребованность философии. При этом надо учитывать, что речь шла о марксистской философии, другой в советской высшей школе попросту не было (по крайней мере, официально). Вот здесь и начались проблемы. Отечественные «властители дум» (как, например, Г.С. Бати-щев, Г.Н. Волков, Э.В. Ильенков и многие другие) оказались отвергнуты и забыты (?), а зарубежные (К. Поппер, М. Хайдеггер, М. Фуко) не очень-то соответствовали российским реалиям. Российская философия, для которой, казалось бы, открылись пути для творчества и самообретения, оказалась в междумирье.

С наступлением нового тысячелетия многое прояснилось. Стало понятно, что речь идет о глобальных трансформационных процессах, в центр событий которых оказались втянутыми российское образование и, соответственно, фи-

Драч Геннадий Владимирович - доктор философских наук, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета. 344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116, e-mail: gendrach@mail.ru, т.: 8(863)2507277.

лософия. Но вместо ожидаемого творческого подъема и социального признания философии на переднем плане оказались вопросы о «не слишком высоком социальном статусе преподавателя», о «быстро сжимающейся сфере философии» в системе университетского образования и т.д. Один из писавших тогда об этом авторов, отмечая, что философия перестала быть «идеологическим инструментом», прогнозировал: «Обязательность философии в вузовском курсе - в известной мере дань традиции. Ситуация непременно будет меняться» [6, с. 109]. И он оказался прав. На сегодняшний день проблемы только возросли, будучи связанными с вопросами выделения часов, статусом обязательной дисциплины и т.д. Так что сегодня, когда мы говорим о философии, речь чаще идет о потерях, чем об обретениях. Поэтому статья В.Д. Бакулова и А.Ф. Поломошнова, опытных преподавателей и организаторов учебного процесса, выступивших в защиту философов со своего рода «новой апологией» [4], дает импульс к осмыслению роли философии в современном обществе.

Пожалуй, самое главное, что отстаивают авторы, - это уважение к философии, защита ее достоинства как предпосылки и условия научного познания и человеческого самосознания. Тем самым они приглашают читателя к путешествию в «страну философии», обязательным элементом которой были и остаются философские рефлексии. В разные времена вопрос о философии оставался равно определяющим и в трактовке всего широкого пространства чело-

Gennadiy Drach - Southern Federal University, 116, Dneprovsky Lane, Rostov-on-Don, 344065, e-mail: gendrach@ mail.ru, tel.: 8(863)2507277.

веческой жизни - счастья, блага, истины, справедливости, бессмертия, и в трактовке путей и способов познания. Например, у Боэция с его бессмертным произведением «Утешение философией», которое он как раз и написал в заключении, ожидая суда и неминуемой казни [7]. Или не менее знаменательное заявление, но теперь уже о «конце философии», в работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» [8, с. 316]. Можно было бы назвать другие имена - Аристотеля, Платона, Ф.М. Достоевского - и другие работы с другими оценками философии. Вслушиваешься в эти столь разные отзвуки прошлых эпох и понимаешь, что философия была, есть и будет вечной спутницей человеческой жизни, мышления и познания, обретения смысложизненных ценностей. Но философии сопутствовало и непризнание, отторжение уже со времен Сократа, которому советовали бросить занятия философией как бесполезные и даже опасные. А ведь он всего-то учил тому, что лучше подвергаться несправедливости, чем самому быть несправедливым.

Начинают В.Д. Бакулов и А.Ф. Поломош-нов, казалось бы, с тех же положений, что и во множестве статей, посвященных жалобам на несостоятельность современной философии, ее невостребованность и т.д. и т.п. Но этот «плач Ярославны» у них прерывается констатацией фундаментального характера: «Перед современной философией все более четко и остро встает ее глобальная духовная миссия - сохранения гуманизма перед современными кризисными тенденциями... миссия философии состоит в том, чтобы созидать духовные основы общества, формулировать гуманистические идеалы будущего и проектировать пути к ним» [4, с. 51]. Собственно говоря - это общий вывод статьи, но не меньший интерес представляет и ряд отдельных положений и принципов, выдвигаемых авторами. Философия рассматривается ими как культурное событие мирового порядка, поэтому логично вроде бы рассматривать ее в контексте мировой. Но такое рассмотрение не добавляет оптимизма. Авторы примыкают к заявлениям М.С. Сухомлинова о кризисе не только российской, но и всей мировой философии [9]. Да и сами они рассматривают как проявление кризиса доминирующие сегодня разрушительные постмодернистские тенденции.

Но с кем же мы будем восстанавливать «гуманистические ценности и идеалы», о которых пишут авторы, а также совершать демарш «от скептицизма к историческому и познава-

тельному оптимизму»? Такого рода вопросы специально рассматривались величайшим гуманистом нашего времени Альбертом Щвей-цером, который, констатируя гораздо раньше современных авторов: «я родился в период духовного упадка человечества», расставлял совсем другие акценты: «вина философии в закате культуры» [10]. Однако не будем углубляться в эту самостоятельную по своему значению тему. Отметим, что о мировой философии В.Д. Баку-лов и А.Ф. Поломошнов пишут для того, чтобы обосновать, и в этом тоже есть резон, значение и роль российской философии в системе высшего образования.

В отношении зарубежной философии (по крайней мере в университетах развитых стран Европы, куда в свое время были направлены делегации преподавателей ЮФУ) хотелось бы попросить не беспокоиться. Журналы выходят, книги печатаются, в высшей школе философия вполне достойно представлена. В университетах Европы читаются многообразные курсы по соответствующим разделам из истории античной, немецкой классической философии и по современной тематике - философии техники, этике, проблемам искусственного интеллекта и т.д. [11]. Что же касается положения философии в системе высшего образования России, вопросы иной раз ставятся весьма радикально: «Нужна ли нашим университетам философия?» [3]. Конечно, такого рода радикализация вопроса стимулирует самопознание, обоснование оснований философии, особенностей философского дискурса [12]. Но почему кризис, а не самообретение? Ведь поставленные вопросы расширяют пространство философского дискурса, а отмена идеологического контроля и желанная свобода мышления должны активизировать свободу творчества.

Ответ лежит, как говорится, на поверхности. Рефреном к проводимой в нашей стране образовательной реформе на всем протяжении последних десятилетий звучит: философия должна сохранить свое достойное место в системе университетского образования. Г.А. Антипов, констатируя, что философия вытесняется на периферию современного вузовского образования, объясняет такого рода процессы «непониманием сущности философского знания» и «доминантным положением науки в современной культуре» [3, с. 89]. Автор, и не он один, для прояснения ситуации обращается к авторитету крупных философов (отечественных и зарубежных) -Бердяева и Рассела, которые сходятся в том, что

незавидное положение философии объясняется ее срединным, промежуточным - между «наукой и религией» у одного и «теологией и наукой» -у другого, положением. Отталкиваясь от этого положения, он и предполагает рецепт спасения. «Итак, для решения профессиональных задач ученые "вынуждены" заниматься несвойственным для них делом - анализировать смысл используемых фундаментальных понятий, из мира физической ("материальной") реальности они окунаются в мир идеального, что требует и овладения неспецифическими для физиков навыками» [3, с. 98]. Философия, приходя на помощь науке, обретает свое право на существование. «В средневековье философия спасалась, обратившись к теологии и религии. Сегодня она может спастись, переориентировавшись на науку» [3, с. 99].

Но является ли философия столь односторонне рациональным предприятием? Если следовать поставленному Е.А. Кротковым вопросу, возникают сомнения, сможет ли она справиться со своей даже так ограниченной задачей. В.Н. Бакулов и А.Ф. Поломошнов рассматривают вопрос шире. «С самого начала XXI века кризисные черты в развитии философии проявляются все более и более отчетливо. Отчасти это свидетельствует о кризисе цивилизации (в особенности вступившей на путь необратимой глобализации), духовной квинтэссенцией которой, как известно, является философия» [4, с. 46]. Несколько удивляет, правда, прямолинейность предлагаемого авторами решения поставленных вопросов: «Для судеб современной философии, однако, гораздо важнее вопрос об отношении к ней современной власти» [4, с. 47]. Между тем почему ставится вопрос о кризисе философии, в то время как в стране и во всем мире (не только по мнению Ф. Фукуямы, но и многих отечественных политологов и социологов) осуществлен прорыв в эру всеобщей свободы и демократии? Да и стоит ли сводить проблемы к вопросу о власти? Некоторые политологи превратили этот вопрос в предмет исследований, много лет пишут о «бездарности власти» - и ничего, процветают. Иногда в пример России ставится демократическое развитие Индии. Но где же философы? Впрочем, мы с А.А. Кирилловым об этом уже писали [13].

Власть властью, а чему, однако, должна служить философия? В.Н. Бакулов и А.Ф. По-ломошнов дают правильный, в противоположность Г.А. Антипову, ответ: «Апология современной философии состоит в том, чтобы вер-

нуть себе статус духовного лидерства, а не найти спасительную нишу для выживания на обочине или в историческом архиве духовной жизни человечества» [4, с. 48]. В этом случае они исходят из идеологии Просвещения, провозгласившей непререкаемый авторитет разума, философии. Подчеркнем, что уже Руссо провозгласил свободу как родовое свойство человека. И почему же это духовное лидерство философии на пути в «царство свободы» из «царства необходимости» было утрачено? Виновата, считают авторы, так называемая позитивная, или конкретная наука (здесь еще можно было бы поспорить), но и о потребительской идеологии они не забывают. Однако В.Н. Бакулов и А.Ф. Поломошнов не уходят в пространство экстерналистского анализа и возвращаются к вопросу о внутренней специфике философии. И вопрос о различии «философии в себе» и «для себя» - это, как говорится, в самую точку. И это вопрос не только о преподавании философии (пока мы преподаем философию в том же формате, что и строим специальное философское образование), но и о специфике философского знания вообще. Философия составляет основу самосознания духа, созидающего мир, переходящего из состояния «в себе» в состояние «для себя». Эта мысль требует своего развития, но совершенно ясно, что авторы вышли за пределы вопроса о кризисе философии и поставили вопрос о гуманизме как о принципе философского познания.

И все же этот принцип легче провозгласить, чем реализовать в практике исследования и тем более вузовского преподавания. «Новая апология» философии - это позиция, разделяемая многими философами и имеющая положительные результаты, поскольку она не только позволяет обосновывать основные принципы общественного признания философии, но и поднимает вопрос о том, какой должна быть вузовская философия в России (изменить преподавание философии). Известный философ В.Н. Порус также маркирует пространство вузовской философии вопросом о ее кризисе, но диагностирует его как «симптом культурного кризиса, переживаемого Россией» [1, с. 211-212]. Поэтому в беседе с Ю.М. Резником ему не удается оставаться в пространстве вузовского образования. Говоря о специалисте с высшим образованием, Порус, однако, делает весьма примечательное заключение: «Если он сознает себя представителем культуры, чья деятельность неотрывна от внутренней духовной работы, от критической рефлексии, философия является не просто полез-

ной, но необходимой составляющей его жизни» [1, с. 215].

Б.В. Марков в беседе с И.Д. Осиповым вносит весомое дополнение к теме, говоря, что «отказ от философии лишает общество будущего»: «Таким образом, время отречения от философии не настало. Наоборот, время требует принципиально новых ответов на вопросы о том, что такое человек, государство, общество. Лозунги о "конце идеологии", "смерти философии", "кризисе государства", о "постгуманистической цивилизации" и т.п. на самом деле свидетельствуют о потребности в новой про-блематизации базовых социальных понятий, а значит - и о потребности в философии» [2, с. 9]. Конечно, при этом надо учитывать, что каждая эпоха имеет свои вопросы, вернее, возвращается к «извечным вопросам бытия», имеет своих «властителей дум». И если философия не улавливает движения времени, она не будет иметь общественного признания, что не может не сказаться и на ее положении в высшей школе. Сигналы, которые, по нашему мнению. улавливает современный человек, таковы: наступила совсем другая эпоха, которой нужна другая философия. Но какая?

Ряд ответов находим в статье М.И. Би-лалова «Современна ли современная философия?», который указал на «радикальные изменения методологической функции философии, ее сближение с методологией постмодернистской культуры» [5, с. 59]. Как видим, у него по этому вопросу другая позиция, чем у В.Д. Бакуло-ва и А.Ф. Поломошнова. При таком повороте формула «подчинения философии делу разума» требует дополнительных обоснований. Поразмышляем вместе с М.И. Билаловым. Критикуя постмодернизм, мы пытаемся восстановить па-радигмальные установки классической философии и культуры. Но как далеко мы можем пойти в этом направлении? Ведь так называемые «деструктивные постмодернистские тенденции» имеют глубинные корни и выступают как результат разрушительных сил самого разума по отношению к идеологии гуманизма и просвещения. И философы постмодерна (от Адорно до Хабер-маса) подвергают (и М.И. Билалов здесь прав) критике «инструментальные, целерациональ-ные, прагматические» варианты «высшего разума», те техногенные ценности, которые отождествляются сегодня с ценностями научной рациональности. М.И. Билалов дает правильную оценку и «коммуникативному разуму», увязывающему взаимодействия и взаимопонимание

индивидуальных субъектов в многообразных жизненных практиках в единую целостность мира (здесь он опирается на авторитет Н.В. Мот-рошиловой) [5, с. 60].

Итак, глубинное противоречие современного мира - «расщепление целостного разума и субъекта» и в то же время возрастание свободы субъекта. Беда в том, что индивид не осознает этой свободы, будучи обреченным на утрату целостности и восстановление субъектности человеческого «Я» лишь посредством набора случайных, временных идентификаций субъекта [5, с. 60]. Невольно вспоминаешь работы молодого Маркса, который вслед за Шиллером («Письма об эстетическом воспитании») упрекал современное ему капиталистическое общество в разрушении целостности индивида. И какая же в этом случае роль отводится философии? Достаточно распространенный ответ: она восстанавливает мир до целостности, философия - это целостное мировоззрение. Такого рода позицию в свое время едко высмеял А.В. Потемкин, ссылаясь на Гейне:

Разорванность мира терзает мне сердце. Отправлюсь с бедою к профессору-немцу. Он знает, как мир свести воедино, -Создаст он понятную всем картину. Из колпака и лоскутьев халата На дыры Вселенной кладет он заплаты.

[14, с. 67].

За философией остается, если опираться на названную выше работу Энгельса, основной вопрос - отношение мышления к бытию, «пространство чистой мысли», самосознание на уровне всеобщего. Не надо упрощать поставленный вопрос, он включает в себя отношения бытия и познания, поясняет, в какой мере мир отвечает нашим поискам, соответствует им. Это вопрос о возможностях нашего познания, т.е. открытии человека. Не примитивное выяснение, что первично, что вторично. Это всего лишь формула. Проглядывает конец попыткам создать законченную картину мира и преподавать философию в этом качестве. Правда, есть охотники на четырех страницах доказать ошибочность идей Маркса и именно так, вульгарно понимать основной вопрос философии. И это тоже вопрос о достоинстве философии. На эту тему уже писали А.А. Кириллов и В.Ю. Казаков [15].

Здесь к месту и второе замечание М.И. Би-лалова: современная философия преемственно пытается решить многовековую проблему веры и разума, откровения и познания, сопровождающую историю религии и философии на всем

протяжении их взаимоотношений. Эта проблема смыкается с проблемой соотношения рациональных, нерациональных и иррациональных путей и средств познания в человеческом духе, и, что особенно важно, - положение Аль-Фара-би, выделяемое автором: «Религия, которая отсекает философию от верующих, порочна и невежественна» [5, с. 6]. Здесь мы погружаемся из постмодерна в глубины модерна и предмодерна, к истокам размежевания веры и знания, мифа и логоса. Историческое пространство от Античности до Нового времени можно рассматривать как континуальное пространство с его установками на разум, прогресс, гуманизм. Но в современной культурной ситуации обнаруживается кризис идеологии Просвещения (рационализм, гуманизм, вера в прогресс). Сегодня принято говорить об исчерпанности проекта «Модерн», который был достойно представлен Гегелем. Всплывают материки традиционной культуры, содержащие в своем основании разные типы религии, что и позволило С. Хантингтону заявить о столкновении цивилизаций [16]. Какой же должна быть философия, чтобы возложить на себя миссию гуманизма?

Углубление в проблему специфики философии в связи с этим вполне понятно, ведь философия - продукт европейской культуры, а ее начало - точка бифуркации в развитии цивилизации Запада [17]. В каждую переломную эпоху заново ставятся вопросы: что такое истина, справедливость, мудрость, философская рефлексия и т.д.? Но построенная как система ответов на вечные вопросы философия оставались привилегией классики, постмодернистские теории все же разрушают ее основания. Как и основания всего модерна. Капитализм по своей сути - это экономическая ипостась модерна (Ф. Джейми-сон весьма красноречив в своих характеристиках позднего капитализма [18]). Под вопросом оказывается правомерность построения глобальной модели культуры, в которой философия продолжала бы играть рациональную системообразующую роль. Заглянем в новый техногенный мир, который на глазах теряет онтологические основания, так как исчезает природа, уверенность в разуме и в самом продолжении человека. Философ не может не обращать внимание на потерю веры в научный прогресс. А ведь с этой идеей и были связаны практики самоидентификации и свободы, гуманизм и классическое философствование. Но вопрос о философии как особом типе самосознания, конструирующем современные реалии, остается, как и вопросы о «фило-

софии в себе» (самосознание) и «для себя» - ее роль в социуме через реализацию в искусстве, литературе, политике, экономике и т.д.

Вернемся к Боэцию, который жил в эпоху переломную, а потому, должно быть, в чем-то сходную с нашей. В связи с этим Г.Г. Майоров отмечал в послесловии к его работе «Утешение философией»: «В такие эпохи особенно остро ощущается и величие, и хрупкость человеческой цивилизации, ее высокая ценность и в то же время отсутствие твердых гарантий ее дальнейшего сохранения» [7, с. 315]. Неустроенность мира толкает к актуализации вечных вопросов философии - о счастье, любви, справедливости. Но отвечают на них в разные эпохи по-разному. В эпоху эллинизма и Древнего Рима, с потерей полисной самостоятельности, на первый план выходит проблема атараксии с ее лозунгом «проживи незаметно». Скептики, стоики, эпикурейцы предлагают свои пути ее достижения. Судьба Боэция - это ответ на формирование глобальной (имперской) модели, с ее игрой неуправляемых и непредсказуемых сил, которые представляли военно-политическую и в каком-то смысле виртуальную реальность. И философия как любовь к мудрости становилась ответом на эту реальность.

Платон в диалоге «Протагор» сообщает ряд важнейших положений о философии как о любви к мудрости и о самой мудрости. Почему смертные стремятся к внешним признакам счастья, когда все это находится внутри них? Человек - это внутренний мир, ценности души («забота о себе»). Ведь если человек познает себя сам, он найдет высшие ценности. И никакая Фортуна не сможет забрать их с собой. Права и достоинство граждан невозможны без обоснования гражданских добродетелей, среди которых на первом месте оказываются верховенство закона и справедливость, что и продемонстрировали древние греки. Гуманизм как культурный проект знаменует начало рационального мышления и свободы. Гегель здесь был прав. Он связывает их (как и В. Нестле) с религиозным кризисом и поисками мудрости. Мудрецы, к которым относились Фалес Милетский, Питтак Митиленский и др., сообщает Платон, сойдясь вместе, посвятили «начаток мудрости Аполлону, в его храме, в Дельфах, написавши то, что все прославляют: "Познай самого себя" и "Ничего сверх меры"» (Платон. Протагор, 343 А-В). «На индивида тем самым возлагается ответственность за толкование миропорядка в соответствии с требованиями разума и право поступать в соответствии с

принимаемыми решениями» [17, с. 9]. В.М. Ме-жуев констатирует: хотя нет единой философии для всех времен и народов, человек нуждается в ней как в своего рода зеркале. Философское знание, будучи «знанием о мире», по своей сути выступает «знанием о себе», «самосознанием». Конечно, очевиден факт наличия разных форм сознания, выступающих в виде зеркала человеческого самосознания. «Каждая из них ставит своей целью создание картины мира, в которой человек находит и узнает себя, судит о том, кто он сам в этом мире» [19, с. 16]. А судить о мире и о себе человек не может, не опираясь на образы добра, красоты и справедливости, всплывающие из глубин подсознания даже, как учил Платон, у человека, знающего, что он поступает несправедливо.

Итак, констатация кризиса философии совершалась и ранее. Все это было, а философия жива по сегодняшний день и привлекает внимание читателей и слушателей. Но к чему надо вернуться - это к вопросу о преподавании философии. Здесь В.В. Миронов акцентировал внимание на разделении философии общеобразовательного уровня (школьной, «школярской») и высшей (специальной науки о последних целях человеческого разума) [20]. Университетская философия находится посередине. Пока извлечем лишь один урок: не стоит гнаться за курсами философии, представляющими универсальную систему знания. С какими бы философскими проблемами мы ни знакомили слушателей, преподавать философию - это во многом реагировать на проблемы и состояние общества, открывать пути и перспективы самосознания. В этом случае мы найдем адресата философского знания - конкретного слушателя высшего учебного заведения, к которому оно обращается как к субъекту познания, открывает ему возможности познания мира (в соответствии со спецификой его образования) и нахождения смыслов социального и индивидуального бытия, т.е. человеческого в человеке. В этом случае мы не можем обойтись без понятия культуры. Философия - это ядро культуры, «это экспликация культурных символов, скрепляющих историческую эпоху в единое целое, делающее возможным экзистенциальное пребывание человека в мире и выбор в культуре, а также воспроизводство культурных смыслов через структуры самосознания и выбора» [21, с. 42]. И если сегодня приходится говорить об исчерпанности идеологии Просвещения и проекта «Модерн» в целом, о кризисе философии, это не значит, что потребность в индивидуаль-

ной рефлексии, в том самом критическом мышлении, которое расценивается как основная компетенция, формируемая философией, отпала. Она возросла, что и доказывает необходимость развития, самообретения философии, поскольку она остается способом обоснования и сохранения культурного кода и социальных матриц российского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Порус В.Н., Резник Ю.М. Еще раз о кризисе отечественной вузовской философии // Личность. Культура. Общество. 2020. Т. 22, вып. 3-4. С. 211-220.

2. Марков Б.В., Осипов И.Д. Философия в России: прошлое, настоящее, будущее. Беседа с профессором Б.В. Марковым // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 17. 2015. Вып. 1. С. 5-12.

3. Антипов Г.А. Нужна ли нашим университетам философия? // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 1. С. 88-100.

4. Бакулов В.Д., Поломошнов А.Ф. Апология современной философии // Научная мысль Кавказа. 2021. № 2. С. 46-52.

5. Билалов М.И. Современна ли современная философия? (Продолжаем полемику) // Научная мысль Кавказа. 2021. № 3. С. 58-64.

6. Говорунов А.В. Мастер и профессионал: философия как профессия // Философское образование: Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. 2010. № 1. С. 105-117.

7. Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М.: Наука, 1990. 414 с.

8. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Сочинения: в 30 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Госполитиздат, 1961. Т. 21. С. 269-317.

9. СухомлиновМ.С. О кризисе в современной философии // Гуманитарные исследования в Дальневосточном государственном аграрном университете: сб. науч. трудов. Благовещенск: Дальневосточ. гос. аграр. ун-т, 2013. С. 104-110.

10. Щвейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. 572 с. С. 44.

11. Драч Г.В., Лешкевич Т.Г. Философия в высшей школе Европы // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 153-156.

12. Кротков Е.А. Является ли философия рациональным предприятием? // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Право. 2016. № 10. С. 23-29.

13. Драч Г.В., Кириллов А.А. Проблематика истории Востока и современность: размышления о книге Л.Б. Алаева // Вестник Института востоковедения РАН. 2020. № 3. С. 29-39.

14. Потемкин А.В. В лабиринтах философии // Метафизические диатрибы на берегах Кизитеринки. Ростов н/Д: Ростиздат, 2003. С. 11-194.

15. Кириллов А.А., Казаков В.Ю. Критика марксизма и ее аргументационный интерьер: полемические заметки // Научная мысль Кавказа. 2020. № 4. С. 27-36.

16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 603 с.

17. Драч Г. В. Цивилизационное развитие Запада: начало философии как точка бифуркации // Научная мысль Кавказа. 2018. № 4. С. 9-16.

18. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. 799 с.

19. Межуев В. М. Идея культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 407 с.

20. Миронов В. Проблемы образования в современном мире и философия // Отечественные записки. 2002. № 2. С. 30-35.

21. Драч Г.В. Наука о культуре в эпоху постмодерна // Фундаментальные проблемы культурологии: в 7 т. Т. 1. Теория культуры. СПб.: Алетейя, 2008. С. 32-46.

REFERENCES

1. Porus V.N., Reznik Yu.M. Lichnost. Kultura. Ob-shchestvo, 2020, vol. 22, no. 3-4, pp. 211-220.

2. Markov B.V, Osipov I.D. Vestnik Sankt-Peterburg-skogo universiteta, 2015, ser. 17, is. 1, pp. 5-12.

3. Antipov G.A. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2021, vol. 30, no. 1, pp. 88-100.

4. Bakulov V.D., Polomoshnov A.F. Nauchnaya mysl Kavkaza, 2021, no. 2, pp. 46-52.

5. Bilalov M.I. Nauchnaya mysl Kavkaza, 2021, no. 3, pp. 58-64.

6. Govorunov A. V. Filosofskoe obrazovanie. Vestnik Assotsiatsii filosofskikh fakultetov i otdeleniy, 2010, pp. 105-117.

7. Boetius. Uteshenie filosofiey i drugie traktaty [Consolation of philosophy and other treatises]. Moscow, Nauka, 1990, 314 p.

8. Engels F. Lyudvig Feyyerbakh i konets klassicheskoy nemetskoy filosofii [Ludwig Feuerbach and the end of classical German philosophy]. In: Sochineniya: v 301. / K. Marks, F. Engels [Collected Works: in 30

vols. / K. Marx, F. Engels]. Moscow, gospolitizdat, 1961, vol. 21, pp. 269-317.

9. Sukhomlinov M.S. O krizise v sovremennoy filosofii [On the crisis in modern philosophy]. In: Gumanitar-nye issledovaniya v Dalnevostochnom gosudarstven-nom agrarnom universitete: sb. nauch. trudov [Humanitarian research at the Far Eastern State Agrarian University: collection of scientific works]. Blagoveshchensk, Far Eastern State Agrarian University, 2013, pp. 104-110.

10. Schweitzer A. Blagogovenie pered zhizniu [Reverence for life]. Moscow, Progress, 1992, 572 p., р. 44.

11. Drach G.V., Leshkevich T.G. Gumanitarnye i social-no-ekonomicheskie nauki, 2008, no. 1, pp. 153-156.

12. Krotkov E.A. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, ser. Filosofiya. Sotsi-ologiya. Pravo, 2016, no. 10, pp. 23-29.

13. Drach G.V, Kirillov A.A. Vestnik Instituta vostoko-vedeniya RAN, 2020, no. 3, pp. 29-39.

14. Potyomkin A.V. V labirintakh filosofii [In the labyrinths of philosophy]. In: Metafizicheskie diatriby na beregah Kiziterinki [Metaphysical diatribes on the shores of Kiziterinka], Rostov-on-Don, Rostizdat, 2003, 574 p., pp. 11-194.

15. Kirillov A.A., Kazakov V.Yu. Nauchnaya mysl Kavkaza, 2020, no. 4, pp. 27-36.

16. Huntington S. Stolknovenie tsivilizatsiy [The clash of civilizations]. Moscow. AST, 2003, 603 p.

17. Drach G.V. Nauchnaya mysl Kavkaza, 2018, no. 4, pp. 9-16.

18. Jameson F. Postmodernizm, ili Kulturnaya logika pozdnego kapitalizma [Postmodernism, or, the Cultural logic of late capitalism]. Moscow, Publishing house of Gaidar Institute, 2019, 799 p.

19. Mezhuev VM. Ideya kultury [The idea of culture]. Moscow, Progress-Traditsiya, 2006, 407 p.

20. Mironov V. Otechestvennye zapiski, 2002, no. 2, pp. 30-35.

21. Drach G.V. Nauka o kulture v epokhu postmoderna [Cultural science in the Postmodern era]. In: Funda-mentalnye problemy kulturologii. T. 1. Teoriya kultury [Fundamental issues of cultural studies: in 7 vols. Vol 1. Cultural theory]. St. Petersburg, Aleteyya, 2008, pp. 32-46.

Поступила в редакцию 28 октября 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.