Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ'

ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ФИЛОСОФИЯ / ЧЕЛОВЕК / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / ЭТИКА / ЭСТЕТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Булгаков Максим Николаевич

Актуальность предлагаемой статьи обуславливается остротой и масштабностью проблем, с которыми сталкивается человек в современном мире. Перед индивидом стоит задача оптимальной адаптации к существующей социокультурной реальности с сохранением при этом всей присущей ему свободы, значимости и уникальности. Теоретический подход позволяет прийти в работе к тезисам о том, что философия призвана сыграть особенную роль в формировании мировоззрения и практических установок, важных для самоопределения человека и защиты его нравственно оправданных ценностей, правил и идеалов. Многие из накопленных в мире за долгие годы философские знания по этической проблематике могут позволить своевременно выявить острейшие противоречия в общественной жизни, чтобы взглянуть на них по-новому, предугадать их развитие и попытаться прийти к разрешению. Дальнейшее рассмотрение проблематики может проходить в тесной связи с результатами, получаемыми другими гуманитарными науками в сфере рассмотрения человеческой жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY IN THE CONTEXT OF MODERN CHALLENGES

The relevance of the proposed article is due to the severity and scale of the problems facing man in the modern world. The individual is faced with the task of optimal adaptation to the existing socio-cultural reality while preserving all the inherent freedom, significance and uniqueness. The theoretical approach allows us to come to the theses that philosophy has a special role to play in the formation of a worldview and practical attitudes important for the self-determination of a person and the protection of his morally justified values, rules and ideals. Many of the philosophical knowledge on ethical issues accumulated in the world over the years can allow timely identification of acute contradictions in public life in order to look at them in a new way, predict their development and try to come to a resolution. Further consideration of the issue may take place in close connection with the results of other humanities in the area of human life.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ»

Шаг в науку • № 4, 2021

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 177

ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ

Булгаков Максим Николаевич, магистрант, направление подготовки 47.04.01 Философия, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: bulgakov9856@mail.ru

Научный руководитель: Стрелец Юрий Шлемович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, культурологии и социологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: streletsyurii@mail.ru

Аннотация. Актуальность предлагаемой статьи обуславливается остротой и масштабностью проблем, с которыми сталкивается человек в современном мире. Перед индивидом стоит задача оптимальной адаптации к существующей социокультурной реальности с сохранением при этом всей присущей ему свободы, значимости и уникальности. Теоретический подход позволяет прийти в работе к тезисам о том, что философия призвана сыграть особенную роль в формировании мировоззрения и практических установок, важных для самоопределения человека и защиты его нравственно оправданных ценностей, правил и идеалов. Многие из накопленных в мире за долгие годы философские знания по этической проблематике могут позволить своевременно выявить острейшие противоречия в общественной жизни, чтобы взглянуть на них по-новому, предугадать их развитие и попытаться прийти к разрешению. Дальнейшее рассмотрение проблематики может проходить в тесной связи с результатами, получаемыми другими гуманитарными науками в сфере рассмотрения человеческой жизнедеятельности.

Ключевые слова: глобальные проблемы, философия, человек, нравственность, ценность, этика, эстетика.

Для цитирования: Булгаков М. Н. Философия в контексте вызовов современности // Шаг в науку. -2021. - № 4. - С. 103-106.

PHILOSOPHY IN THE CONTEXT OF MODERN CHALLENGES

Bulgakov Maxim Nikolaevich, postgraduate student, training program 47.04.01 Philosophy, Orenburg State

University, Orenburg

e-mail: bulgakov9856@mail.ru

Research advisor: Strelets Yuri Shlemovich, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of Philosophy, Cultural Studies and Sociology, Orenburg State University, Orenburg e-mail: streletsyurii@mail.ru

Abstract. The relevance of the proposed article is due to the severity and scale of the problems facing man in the modern world. The individual is faced with the task of optimal adaptation to the existing socio-cultural reality while preserving all the inherent freedom, significance and uniqueness. The theoretical approach allows us to come to the theses that philosophy has a special role to play in the formation of a worldview and practical attitudes important for the self-determination of a person and the protection of his morally justified values, rules and ideals. Many of the philosophical knowledge on ethical issues accumulated in the world over the years can allow timely identification of acute contradictions in public life in order to look at them in a new way, predict their development and try to come to a resolution. Further consideration of the issue may take place in close connection with the results of other humanities in the area of human life.

Key words: global problems, philosophy, person, morality, value, ethics, esthetics.

Cite as: Bulgakov, M. N. (2021) [Philosophy in the context of modern challenges]. Shag v nauku [Step into science]. Vol. 4, pp. 103-106.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © М. Н. Булгаков, 2021

Условия, в которых человек и его деятельность рассматривается в наши дни, во многом оцениваются такими понятиями, как общество риска, новый тип техногенной цивилизации, информационное общество, «техногенная сингулярность» и другими сопутствующими определениями. Эпоха глобальных перемен современности ставит перед человечеством огромное количество вызовов, среди которых мы можем назвать: войны, международный терроризм, массовую бедность и т. д., сам факт их наличия или угрозу возникновения. Иные из них мы встречаем в информационной сети, культуре, межличностной коммуникации, мышлении человеческом - в тех местах, где мы часто закрываем на них глаза. Философия существует как искусство жизни, она озабочена тем, как сделать человека счастливым. И если время делает вызов, то кому, как ни философам, принимать его удар на себя в первую очередь? Вовремя поставленные вопросы и высказанные предложения в состоянии открыть для человечества дорогу в будущее, которое должно быть принципиально лучшим.

В феврале 2009 года по инициативе Центра по вопросам капитализма и общества Колумбийского университета состоялась международная встреча, в которой принимали участие видные ученые, экономисты и политические деятели со всего мира. Одной из главных проблем, стоявших на повестке дня, являлось обсуждение особенностей и путей преодоления мирового финансового кризиса, неведомого ранее по своим масштабам. В ходе дискуссии директор Центра и нобелевский лауреат по экономике Эдмунд Фелпс высказал следующую позицию: «...мы отчаянно нуждаемся в капитализме, чтобы создать для обычных людей интересную работу - а иначе, может, придется устроить войну с марсианами или придумать что-нибудь еще вроде этого в качестве альтернативы» [7, с. 12]. Не хотелось бы думать, что в случае возможного краха капитализма миру была бы уготована только война.

Вне всякого сомнения, угроза нового мирового финансового кризиса - это одна из глобальных проблем современности. Но почему стоит начать именно с нее? В чем же здесь философия? А философия здесь - в человеке, в том, кем он является по своему существу и чем может стать в современных условиях, отодвигая на фон привходящей действительности свою уникальность. Человек сегодня под воздействием технических средств, пришедших к нему в распоряжение, часто лишь периферийное устройство, ограничивающее себя «тоннелем реальности», но не ей самой [6]. Человек сегодня -«размытая идентичность», утрачивающая ценности традиционной культуры [5]. Человек сегодняшнего мира часто не представляет себе жизнь и благополучие без опоры на насилие [3]. Человек сегодня -есть существо, постепенно утрачивающее ценности

собственного достоинства [4]. Утрата подлинной сущности человека происходит ввиду увеличения роли материальной составляющей в межличностных отношениях, неумолимо растущего консью-меризма, этого безграничного потребительства все новых и новых благ цивилизации, для получения которых необязательно даже расплачиваться здесь и сейчас. Все можно взять в кредит. Духовные ценности, коими наполняет жизнь человека культура, все более теряют свою значимость.

Разрешение любых проблем современности, будь то экологический или экономический кризис, международный терроризм, стремительная масси-фикация культуры, изменение в мышлении человеческом, искусственно загоняемом в рамки, и многие другие вопросы, в том числе, связанные с возможностью познания окружающего мира, уместно разрешать только с участием самого человека, а не его нового подобия, которым он может стать, утратив ценностные ориентиры.

На вопрос о том, как мы живем сегодня, можно найти ответы в любой из наук. Но на фундаментальный этический вопрос «как мы должны жить?» ответ способна дать, должно быть, только философия. «Как мы должны стать достойными счастья?». Жить подлинно, жить как человеческое существо, уникальное в своей частности и незаменимое в своем единстве с другими людьми, со всем окружающим миром. Поведение человека должно быть этическим и реализовываться в осуществлении ценностей. Ценностей, которые превыше всего того, что есть материальное. Ценностей, к которым можно и должно стремиться.

В работе С. С. Алексеева «Крушение права» приводятся тезисы в утверждении того, что человечество на столь высокой стадии своего развития «теряет одну из главных своих ценностей - теряет право» [1, с. 22]. Главным образом, эта потеря обусловлена именно расцветом в середине прошлого века общества потребления, которому сопутствовал скачок в развитии техники и возвышение свобод личности, которые повлекли за собой неукротимое стремление людей к достижению наибольшего количества благ, не считаясь со средствами их достижения. Человек сегодня лишь слегка соприкасается с правом «по потребности», но может игнорировать его, когда эти потребности расходятся с установленными нормами. «Ныне нет важнее для людей задачи, чем понимание и возрождение права. Иного средства добиться формирования гражданского общества и справиться с кризисными и надвигающимися катастрофическими явлениями, кроме развитого права на свете не существует» [1, с. 27], - утверждает ученый-правовед. Даже такое явление, как рост террористической активности исследователь связывает с крушением данного института.

Философия в контексте вызовов современности

Но будет ли подлинно возрожден институт права, наберет ли он должную силу для выполнения своей миссии в обществе, если философам не удастся разрешить важную этическую проблему, заключающуюся в потере человеком подлинного человеческого начала в себе? Станет ли право востребованным, если философия не сделает важный шаг в сторону разрешения «кризиса нравственного сознания»? Его особенности заключаются в снижении роли нравственности в современном обществе. Под нравственностью здесь понимается внутренний законодательный принцип, в соответствии с которым определяется поведение человека. Преодоление названного кризиса видится в том, что люди должны осознать необходимость соблюдения некоторого правила, называемого в этике «золотым». В одной из своих формулировок оно звучит так: «Человеку следует поступать так, как он считает правильным для всех людей». В силу того, что человеку иногда бывает присуща агрессивность, злословие, алчность и другие не самые лучшие, но тем не менее - все же человеческие проявления, то укрощению его порывов должны противостоять не только правовые и моральные нормы, защищаемые общественностью, но и нравственные законы, исходящие от самого человека. Они невидимы для глаза, но их влияние должно быть существенно. И на немой вопрос: «Стоит ли мне ограбить/убить?» что-то изнутри должно уверенно воскликнуть: «Нет!».

«Самоотречение ради жизни из благоговения перед жизнью» [9, с. 304], - такое определение дает Альберт Швейцер зарождающемуся в середине XX века учению — экологической этике. Вслед за освобождением людей от бытия в качестве средства она призывает также, по-человечески, поступить и с царством растений и животных. Экологическая этика призывает к любви, состраданию, жалости ко всякой частичке природы — к тому, на что из всех других представленных в этом мире существ способен только человек. Кроме того, человек способный уничтожить все то прекрасное, что его окружает в мире природы, сможет ли носить свое гордое звание? Красота природы может способствовать проявлению нравственных чувств, пробуждать в человеке желание сохранять и приумножать природные богатства. Однако, в то же самое время, эстетическое чувство также может сподвигнуть человека на желание подчинить себе окружающее пространство, среду, в которой нашли свое прибежище самые разные представители флоры и фауны. «Эстетика является одним из двигателей охоты, когда ради красивого трофея убивают животное. А. А. Никольский метко назвал это «эстетикой убийства»» [2, с. 150]. Природа не в состоянии самостоятельно защитить себя от возможного пагубного влияния на нее цивилизации. Потому то и есть необходимость продвижения на базе идей экологической этики

принципов природоохранной эстетики. Вот некоторые из них: [2, с. 152]

1. Прекрасно то, что отвечает экологическим законам (принцип О. Леопольда). Природа прекрасна только тогда, когда все в ней организовано, когда возможно стабильное существование всех биотических сообществ.

2. Дикая природа - эталон красоты (принцип Дж. Рескина). Природа обладает эстетической ценностью сама по себе, удаление же от нее - есть склонение к безобразию.

3. Принцип эстетической незаинтересованности. Красота природы должна рассматриваться как самостоятельная ценность, безотносительно к нашему представлению о ее полезности. Она не может быть только лишь средством для удовлетворения утилитарных потребностей человека.

Известный немецкий философ Э. Фромм в работе «Быть человеком» задается вопросом о том, куда же мы движемся. Исследователь уверенно рассуждает, что человек вовсе не создан для того, чтобы быть пассивной, неживой «вещью». Человек больше того состояния «хронической вялотекущей шизофрении» (отделения мысли от действия) и депрессий, которые могут привести ко вспышкам насилия или же вовсе к вымиранию общества как такового, лишенного отсутствия жизненной силы» [8, с. 55-56]. Мыслитель полагает, что у нашей цивилизации все еще есть третья, оптимистическая альтернатива, в которой должны проявить себя «возможность человечности и правды» [8, с. 76]. Это путь, в котором возобладает гуманизм, главной основой которого будет любовь человека к человеку и признание равенства между ними. Равенство, обусловленное тем обстоятельством, что каждый индивид носит в себе человечность. Это условие того, чтобы быть человеком, уникально для каждого из людей и оно вовсе не опирается на столь очевидные различия в интеллекте, талантах, росте и многих других отличительных признаках, которые всегда имеют место. Вновь в словах исследователя мы читаем то самое золотое правило этики, о котором уже было сказано ранее: «Я считаю, что нельзя забывать о равенстве между людьми, особенно для того, чтобы не позволить одному человеку превратиться в инструмент для другого» [8, с. 109]. И далее: «Я верю в возможность создания мира, в котором человек может быть многим, даже если он имеет мало; мира в котором главная мотивация существования - не потребление; мира в котором человек есть цель, первая и главная...» [8, с. 110].

В работе Н. Д. Тайсона, американского астрофизика и философа, «На службе у войны: негласный союз астрофизики и армии» читается следующая проблематика: наука, в большей части случаев, является не самоцелью для человечества, но лишь средством, с помощью которого одна сторона до-

Шаг в науку № 4, 2021

105

стигает преимущества над другой в военном противостоянии. «Когда на войну призывают биолога, он может превратить в оружие бактерии и вирусы.» [7, с. 7]. Аналогично дела обстоят с физиками, химиками и инженерами. «С точки зрения физики, космос - поле битвы» [7, с. 273]. В работе рассматриваются события мировой истории, в особенности - периода «холодной войны» и начала XXI века, на примере которых показывается, насколько же человечество больно идеями обретения материальной выгоды, столь больно, что ради ее получения может

не скупиться в средствах. Средствах, которыми так часто выступают люди. Люди со сброшенным на голову напалмом.

Таким образом, как во всяческом взаимодействии между людьми, так и в развитии любых, даже самых точных наук, необходимо исходить из этических принципов. И здесь нам никак не обойтись без многовековой традиции обращения к философской науке и без ее гуманитарной экспертизы всех социальных явлений.

Литература

1. Алексеев С. С. Крушение права. Полемические заметки. Екатеринбург: Институт частного права, 2009. - 32 с.

2. Борейко В. Е. Прорыв в экологическую этику, издание пятое, дополненное. - Киев: Логос, 2013. -168 с.

3. Гусейнов А. А. В поисках будущего // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости: XIX Международные Лихачевские научные чтения, 22-24 мая 2019 г. - СПб.: СПбГУП, 2019. -С. 83-87.

4. Коломиец Г. Г. Ценность человеческого достоинства в эпоху глобальных проблем современности // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости: XIX Международные Лихачевские научные чтения, 22-24 мая 2019 г. - СПб.: СПбГУП, 2019. - С. 350-352.

5. Лекторский В. А. Вызовы современного глобального мира: чего ждать, на что надеяться, что делать // Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего: XVII Международные Лихачевские научные чтения, 18-20 мая 2017 г. - СПб.: СПбГУП, 2017. - С. 110-114.

6. Миронов В. В. Цифровая пещера как возможный вектор развития культуры // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости: XIX Международные Лихачевские научные чтения, 22-24 мая 2019 г. - СПб.: СПбГУП, 2019. - С. 183-186.

7. Тайсон Н. Д. На службе у войны: негласный союз астрофизики и армии / перевод с английского К. Л. Масленникова. - М.: Эксмо, 2020. - 512 с.

8. Фромм Э. Быть человеком; Концепция человека у Карла Маркса: [сборник] / перевод с английского А. Александровной. - М.: Издательство АСТ, 2020. - 288 с.

9. Швейцар А. Культура и этика / перевод с немецкого Н. А. Захарченко, Г. В. Колшанского. - М.: Прогресс, 1973. - 343 с.

Статья поступила в редакцию: 17.05.2021; принята в печать: 08.11.2021.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.