ФИЛОСОФИЯ PHILOSOPHY
УДК 101.1:316
DOI 10.24147/1812-3996.2022.27(3).33-42
ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
К. С. Арутюнян
Рязанский государственный радиотехнический университет им. В. Ф. Уткина, г. Рязань, Россия
Аннотация. Современное управление характеризуется отсутствием обобщающих теорий, что приводит к методологическому плюрализму, многообразию подходов, концепций и воззрений. В этом случае философия в управлении понимается как практический инструмент решения управленческих задач с помощью управленческого сознания менеджеров. Актуальность данной темы, с одной стороны, определяет возможность выявления в теоретико-методологическом плане «нового проблемного поля» в философии управления - подходы и концепции, посвященные философии управленческого сознания, а с другой - позволяет говорить о практической составляющей данной формы общественного сознания - управленческого сознания, - необходимой менеджерам для принятия и реализации управленческих решений. Практическая составляющая работы направлена на введение в социальную философию научных категорий «управленческое сознание» и «философия управления», которые способствуют глубокому анализу природы и сущности управления, философии управления, формированию «новой формы общественного сознания». Данное исследование - это вклад в методологическую базу социальной философии, философии управления, теории управления и менеджмента, социологии управления.
MANAGEMENT PHILOSOPHY AS METHODOLOGICAL BASIS
FOR DEVELOPMENT OF MANAGEMENT CONSCIOUSNESS IN MODERN SOCIETY
K. S. Arutiunian
Ryazan State Radio Engineering University named after V. F. Utkin, Ryazan, Russia
Abstract. Modern management is characterized by the absence of generalizing theories, which leads to methodological pluralism, a variety of approaches, concepts and views. In this case, philosophy in management is understood as a practical tool for solving managerial problems using the managerial consciousness of managers. The relevance of this topic makes it possible, on the one hand, to identify in the theoretical and methodological plan a "new problem field" in the philosophy of management - approaches and concepts devoted to the philosophy of managerial consciousness, and on the other hand, we are talking about the practical component of this form of public consciousness - the management consciousness necessary for managers to make and implement managerial decisions. The practical component of the work is aimed at introducing the scientific category "management consciousness" and the "management philosophy", which contribute to a deep analysis of the nature and essence of governance, the philosophy of governance, and the formation of a "new form of social consciousness". This research is a contribution to the methodological base of social philosophy, philosophy of management, theory of management and management, sociology of management.
1. Введение формационная. Она создает условия для формиро-
В современных условиях сформировался но- вания новых знаний, появления информации и од-вый тип цивилизации - постиндустриальная, или ин- ной из форм общественного сознания - управленче-
Информация о статье
Дата поступления 23.03.2022
Дата принятия в печать 10.10.2022
Дата онлайн-размещения 20.12.2022
Ключевые слова
Управление (менеджмент), философия управления, управленческое сознание, глобализация, социальный кризис
Article info
Received 23.03.2022
Accepted 10.10.2022
Available online 20.12.2022
Keywords
Management, management philosophy, management consciousness, globalization, social crisis
ского. Современная форма общественно-экономической формации создает условия по формированию форм и методов решения глобальных проблем в производственной, экономической, политической, культурной и образовательной сферах.
Изменения, затрагивающие все сферы общественной жизни, влияют на управленческие процессы. На сегодняшний момент особую значимость приобретает управление, которое становится одним из важных инструментов развития как общества в социально-экономическом, политическом плане, так и всего глобального мира. Постиндустриальное общество формирует новые критерии для разработки теоретико-методологических основ управления, связанных с методами, функциями, принципами и технологиями. В этом процессе велика роль философии.
Об этом свидетельствуют современные работы как зарубежных, так и российских ученых. Системный анализ философских основ управления см.: [1; 2, р. 1914; 3, р. 184; 4, р. 456; 5, р. 178].
Недостаток интегрированных работ по проблеме управления не позволяет отразить управление как целенаправленный процесс, воздействующий на все сферы общественной жизни и повышающий эффективность их развития с помощью рационально принятых управленческих решений. Предметом исследования философии управления является управленческое сознание, процессы его формирования и практической реализации в принятии управленческих решений, так как человек является носителем управленческого сознания. Эта задача для теории и практики управления представляется необходимой, поскольку в условиях рыночных отношений, перехода к информационной цивилизации эффективнее будет работать не тот, у кого созданы и лучше функционируют технологии по разработке и совершенствованию систем управления, а тот, кто наиболее глубоко осмыслит и воспримет философию управления, у кого развиты научные подходы управления, функционирует инновационная модель системы образования, направленная на подготовку кадров в области менеджмента, содержащая педагогические технологии, отражающие современные условия. Самое главное - это то, что в процессе глобализации формируется новый тип сознания - это управленческое сознание, которое дает возможность менеджеру управлять объективными процессами - природными и общественными, - направленными на преобразование окружающей действительности.
2. Цель исследования
Эффективное и результативное управление в современных условиях основывается на опыте и знаниях. Реальные задачи настолько усложнились, что требуют знаний из разных гуманитарных и общественных наук, таких как социология и психология управления, теория менеджмента и т. д. Междисциплинарный характер обусловливает необходимость философско-методологического анализа управления, так как именно философия направлена на синтез научных знаний для целостности и ориентированности, необходимой для разработки целенаправленных действий управления. Все эти вопросы не будут считаться теоретически и практически обоснованными без управленческого сознания субъекта управления. Данной проблемой занимаются специалисты в области психологии и социологии управления. Нет достаточных работ, посвященных проблеме управленческого сознания в философии управления. Цель - выявить новый предмет исследований в философии управления, осуществить социально-философский анализ методологических основ философии управления и показать, что философия управления является методологической основой для формирования и развития управленческого сознания.
3. Историко-философские подходы к проблеме управления и предпосылки формирования управленческого сознания
Для более полного представления проблем управления, их осознания и нахождения путей решения необходимо использовать историко-философский подход. В рамках данного вопроса необходимо проанализировать идеи философских школ, затрагивающих проблемы формирования управления как вида профессиональной деятельности, а впоследствии как самостоятельную область человеческих знаний, а именно как науку, проанализировать подходы гуманитарных и общественных наук к управлению, выявить предпосылки появления элементов управленческого сознания. Показать роль философии в управлении и формировании управленческого сознания.
Впервые проблемы управления были представлены в трудах Конфуция. Согласно учению Конфуция, государственное управление основано на патернализме и на строго дифференцированной системе между всеми членами общества.
В учении Конфуция особое внимание уделяется управленческому труду как виду человеческой деятельности. Основой управления является семейное
устройство и появление класса управленцев [6, с. 160].
Теория управления Конфуция сводилась к следующему: управление должно осуществляться на основе закона, где управляющий должен соблюдать этические принципы и нормы. Общество представляет собой четкую иерархию, с разделением труда и обязанностей, с учетом учений и знаний прошлого, традиций и обычаев. Исходя из учения Конфуция можно сделать вывод, что появление класса управляющих, опирающихся на нормы и правила, свидетельствует о предпосылках появления этического элемента сознания у управляющих.
В античной философии проблеме управления особое внимание уделил Платон. Платон был одним из первых разработчиков теории идеального государства, основанного на государственном порядке. В таком государстве отсутствует частная собственность, так как это может повлиять на духовные качества человека, на эффективное и качественное выполнение управленческих функций [7, с. 560]. Платон считается идеологом государственного управления.
Платон рассматривал управленческую деятельность как важный инструмент по развитию общества, его жизнеспособности и стабильности. Он пришел к выводу, что для более успешной работы необходима специализация труда. «Можно делать всё, но лучше выполнить ту работу, которая бы соответствовала своим природным задаткам» [7, с. 561].
Платон, так же как и Конфуций, пришел к выводу, что управление представляет собой морально-нравственную деятельность. Основным признаком управления, отличающим его от другого вида деятельности, является правильная организация, основанная на знаниях в области как управления, необходимой для принятия решений, так и появления знаниевого элемента управленческого сознания.
Аристотель продолжил развивать идеи государственного управления, а именно демократического управления. Аристотель пришел к выводу, что необходима такая наука, которая бы обучала правителей навыкам управления. Он использовал антропологический подход в изучении управления и выделил субъект и объект управления. По его мнению, управление государством может быть правильным только в том случае, когда оно основано на этических нормах и правилах [8, с. 314]. Аристотель особое внимание уделял вопросам этики, нравственности, духовному миру индивида.
Античная мысль занималась не только вопросами теоретической систематизации знаний об
управлении, организации общественной жизни, но и разработала модели, которые стали основой государственного устройства. Античные философы затрагивали вопросы, которые были связаны с формами управления, определялись их достоинства и недостатки, выделялись показатели их эффективного функционирования. Период античности характеризуется первыми предпосылками формирования структурных элементов управленческого сознания -этико-знаниевый компонент, также были выделены субъект и объект управления и определены качества управленцев - это познание окружающей действительности и ее преобразование.
В эпоху Возрождения проблеме управления особое внимание уделял Н. Макиавелли. Следует обратить внимание на его произведение «Государь». Согласно теории Макиавелли, процесс управления во многом зависел от внешних факторов и личностных качеств правителя. Макиавелли заложил основы одного из видов управления - государственного управления. Он разработал средства по формированию стабильного государства и развивал антропологические идеи в разграничении функциональных ролей субъекта и объекта в управлении [9, с. 125]. Субъект управления, по Макиавелли, это носитель сознательной активности как признака управленческого сознания, обладающий знаниями в области социального и политического управления. Особое внимание уделял вопросам личности, ее развития и роли в управлении, а именно: правитель должен использовать идеи, нормы, правила, которые направлены на решение поставленной задачи.
Философские основы Макиавелли по управлению создали предпосылки по становлению управленческой науки. Произведение «Государь» не содержит в себе основы, носящие управленческий характер. Тем не менее стоит отметить рекомендации, которые послужили предпосылками управленческой науки, уделяется внимание личности руководителя и выделены элементы управленческого сознания (стереотипы, нормы, знания в сфере управления государством).
Именно в ХУП-ХУШ вв., в эпоху Нового времени, ставились вопросы социальной справедливости, единства, целостности субъекта как познающего индивида, наделенного разумом, необходимым для управления государством.
Социальный аспект как ключевой фактор в управлении впервые выделил Томас Гоббс. Человек обладает внутренними качествами, такими как разум, который направлен не только на выживание, но
и на выработку естественных законов, которые позволят организовать процесс управления. Таким образом, по Гоббсу, объединение людей - это не только процесс, но и один из факторов по предотвращению внутреннего конфликта, который можно осуществить с помощью высокой организации управления, основанной на знаниях, ценностях, принципах и нормах [10, с. 133].
Одним из основателей теории управления персоналом является Роберт Оуэн. Он изучал потенциал работника к управлению и ввел понятие стимулирования на основе моральных норм как основ человеческого капитала.
Теоретические основы управления, по Оуэну, предоставили возможность практической реализации социально-ориентированного управления, связанного с сознанием управленца. Большинство идей и подходов Оуэна продолжили свое развитие во второй половине XX в. в рамках гуманистического направления менеджмента.
В эпоху Французского просвещения Поль Гольбах, изучавший проблему управления государством, утверждал, что разум и законы - это «основа управленца» [11, с. 86]. Гольбах сформулировал основной принцип социального управления - управление связано с рациональным подходом, носителем которого является человек.
Особое внимание Гольбах уделял вопросам личности правителя, а именно роли философии в управлении. «Результат управления зависит от просвещенного человека - философа, который обладает влиянием и может воздействовать на остальных граждан» [11, с. 85].
Таким образом, представители философской мысли придавали важное значение управлению, особенно управлению в сфере государства. Был определен класс управляющих и управляемых, где особое внимание придавалось личности руководителя, его качествам, необходимым для организации не только управленческого процесса, но и принятия решений. Сформировались предпосылки структурных элементов управленческого сознания: этико-знаниевые элементы, стереотипы, нормы, знания в сфере управления государством, знания в сфере законов. Всё это дало возможность перейти к рациональному типу управления для определения управления как науки.
4. Научные подходы к проблеме управления и предпосылки формирования управленческого сознания
На конец XIX - начало XX в. приходится формирование управления как науки под воздействием гу-
манитарных и общественных наук (философия, социология и психология).
Социологический подход складывается под влиянием М. Вебера и Т. Парсонса. Вебер в своей социологической теории разработал новый вид государственного управления - это бюрократическое управление, которое объявляется им наиболее эффективным [12, с. 105]. Также Вебер разработал теорию социальных действий. Социальные действия составляют основу социального управления и порождают систему взаимоотношений, складывающуюся между субъектом и объектом действия. Особое внимание социолог уделял харизматическому виду отношений, отражающему личные отношения, которые складываются между начальником и подчиненными в управлении. Бюрократическая форма управления, основанная на харизматической системе отношений, формирует признаки управленческого сознания. К таким признакам можно отнести знания в сфере системы отношений между подчиненными и начальником, рациональность в выполнении приказов и распределении функций, оперативность в принятии управленческих решений, основанную на знаниях в области социального действия.
Парсонс как представитель структурного функционализма развивал теорию социального действия и выделил структурные элементы социального действия, которые могут являться и предпосылками появления элементов управленческого сознания. К ним относят символические механизмы регуляции (язык, ценности); нормативные механизмы; иррациональные механизмы, которые зависят от внешних и внутренних условий конкретной управленческой ситуации.
Социологические теории социального действия конкретизировали понятие управленческой деятельности, социальных отношений, которое явилось базой для разработки не только взаимоотношений человека, социальности, но и формирования управленческого сознания.
В первой половине XX в. управление приобрело социально-психологическую ориентацию. Психологический аспект позволяет исследовать управление человеческими ресурсами. Управление человеческими ресурсами с позиции психологического подхода представляет собой межличностные отношения сотрудников, постановку групповых целей для достижения необходимых задач, изменение ролевой структуры, разработку внутригрупповой коммуникации, изменение идей, взглядов, оценочных суждений. Теория управления человеческими ре-
сурсами способствует развитию управленческого сознания в конкретной управленческой ситуации.
Следует согласиться с утверждением Д. Р. Ни-замовой, которая утверждает, что «управление в психологии представляет совокупность механизмов и средств влияния на личность, социальную группу, так и за его пределами» [13, с. 13]. Это означает, что понятие управления в психологии представляет собой не просто способ воздействия на человека, но и раскрытие возможностей конкретного человека, связанного с управленческим сознанием.
Воздействие общественных наук на управление приводит к тому, что в начале XX в. происходит становление и развитие эмпирического, а затем и научного менеджмента, который является наукой об управлении. Одним из основателей научного управления считается Ф. Тэйлор, опубликовавший в 1906 г. книгу «Цеховой менеджмент», где он выдвинул теорию, согласно которой управление должно содержать в себе рациональные основы, которые связаны с организацией, планированием, с достижением поставленных целей и задач, выработкой эффективных методов, которые направлены на конкретный результат. Данные специфические функции должны выполнять обученные и подготовленные специалисты - «менеджеры» [14, с. 256].
Еще один из основателей школы научного менеджмента, А. Файоль разработал функции управления, которые являются основой успешного администрирования и управления [15, с. 12]. В теориях Ф. Тэйлора и А. Файоля человеческому фактору и его роли в управлении отводилась второстепенное место, так как человеческие ресурсы являлись придатком производства. Стоит отметить, что Тэйлор и Файоль особое внимание уделяли рациональному управлению, направленному на достижение поставленных целей и задач.
Особый вклад в развитие научного менеджмента внесла «школа человеческих отношений», которая рассматривала внутриличностные отношения на разных уровнях управления, основанные на гуманизации и нравственности, необходимые для принятия эффективных управленческих решений.
«Школа человеческих отношений» отличается от «школы административного управления» тем, что особое внимание уделяет неформальным условиям, направленным на формирование управленческого сознания. Нормы, ценности, идеи, убеждения, социальные связи, которые формируются в неформальных условиях, являются структурными элементами управленческого сознания лидера - будущего менеджера, необходимыми для решения поставленных задач.
5. Современные подходы в исследовании понятия управления и управленческого сознания
Немаловажную роль философия играет в исследовании управления, что сделало возможным образование практической философии - философии управления. Философский подход в области управления необходим для дальнейшего развития общества как в практическом, так и в теоретико-методологическом плане. Это обусловлено определением роли управления как фактора развития всех сфер общественной жизни. Кроме того, от стратегии управления во многом зависит внедрение социально-экономических, культурных и политических проектов и программ.
Проанализируем философские подходы к определению управления.
Согласно Философскому энциклопедическому словарю, управление является функцией социальных систем, направленной на поддержание стабильности структурных элементов систем разной природы [16, с. 704]. Из данного определения следует, что управление затрагивает все сферы жизни общества.
По мнению Д. А. Новикова, управление - это процессы воздействия на социальную систему с целью обеспечения ее стабильности [17, с. 7]. Он также провел различие между предметом исследований управления и менеджмента. Предметом исследований управления являются социальные системы, тогда как менеджмент, с одной стороны, - управление организациями, с другой - наука об управлении. Исходя из данного заключения, можно сделать вывод, что практика менеджмента проявляется в организации работы того или иного предприятия, а управление как процесс проникает во все сферы жизни общества.
В. А. Мирзоян указывает на то, что управление - это процесс, который направлен на составление плана, организацию деятельности, мотивации сотрудников, контроль за их деятельностью, позволяющий достигать поставленные цели и решать задачи [18, с. 38]. В своем определении автор перечисляет основные функции управления, ссылаясь на теорию А. Файоля. Также Мирзоян с позиций социально-философского подхода указывает на необходимость управления в прогрессе общества. В своем высказывании Мирзоян придерживается позиции Б. Манде-виля о единстве людей в достижении управленческих целей, данная ситуация представляется возможной с помощью «разумного» управления [19, с. 310].
К. Г. Попков определяет управление как процесс влияния на объект управления, который был
сформирован субъектом для достижения поставленной цели [20, с. 8]. По мнению другого исследователя, О. В. Ивановича, управление представляет собой систему, где главными элементами являются субъект и объект [21, с. 9].
По утверждению С. В. Пятенко, управление представляет собой вид деятельности, сферу человеческого знания, определенный слой людей, осуществляющий работу по управлению [22].
В ряде работ исследователей в области управления приводятся следующие определения управления, раскрывающие стороны и признаки управления как особого процесса деятельности: воздействие на объект, улучшающее его функционирование и развитие; организация целенаправленного воздействия на объект управления, в результате которого удовлетворяются потребности объекта, взаимодействующего с субъектом. В ходе проведенного анализа на определение управления с позиции философского подхода следует выявить недостаток рассмотренных работ - не уделяется достаточное внимание роли управленческого сознания в решении управленческих вопросов, практических задач, для получения эффективного результата.
С позиций авторского подхода, управление представляет собой сознательный процесс субъекта и объекта по решению поставленных задач, основанных на партнерских отношениях. Основным признаком управления должна являться не просто деятельность, а именно сознательная деятельность (как со стороны субъекта, так и объекта), представляющая собой совокупность знаний, принципов, подходов, направленных на преобразование ситуации. При этом управленец в рамках управления направляет, определяет границы своей деятельности и совместно с объектом разрабатывает план действий по достижению поставленных целей. Достижение поставленных целей, связанных с изменением и преобразованием управленческой ситуации, свидетельствует о роли сознания в управлении.
Проблемы управления являются отображением проблем общества, поэтому философия управления направлена на систематизацию теоретико-методологического материала с целью формирования новых методов для принятия управленческих решений.
Особенность философии управления в сравнении с другими областями управления заключается в синтезе теоретических концепций, которые позволяют дать анализ осуществлению управления на разных этапах развития, сочетая в себе практику и фун-
даментальные научные теории в области менеджмента, а также знания и навыки управления.
По мнению В. М. Розина, в настоящее время складываются управленческие дисциплины, что определяет интерес философии к этой науке. В рамках философии формируются методологические проблемы, но уже конкретно относительно управления: определение предмета и границ управленческих дисциплин, сущности и понятия управления, разработка конкретной концепции, необходимой для исследования управления [23, с. 5].
Одним из основателей становления философии менеджмента был П. Друкер, который пришел к выводу, что менеджмент - это не только теория, а практика, которая направлена на решение управленческих задач [24, с. 221]. Одним из направлений менеджмента является решение вопросов обучения, образования будущих специалистов в сфере управления. Впоследствии образовательный процесс будет результатом развития управленческого сознания в организации.
По Друкеру, сущностью и содержанием философии менеджмента являются не только теоретические знания, но и ценности, нормы, которые находят свое отражение во внутренней и внешней среде организации. Важную роль Друкер отводит философским знаниям. Данные знания будут способствовать осознанию глобальных процессов, изменений, происходящих внутри организации, использовать философские знания для принятия эффективных управленческих решений. Всё это будет результатом высоко развитого управленческого сознания.
Исследователь в области философии управления, В. С. Диев так определяет управление: это преобразующая и регулирующая деятельность, которая осуществляется субъектом по отношению к объекту управления для достижения поставленной цели [25, с. 37]. Следует обратить внимание, что современное управление - это не просто совокупность научных дисциплин, имеющих прикладное значение, но и особый способ мировоззрения. В определении прослеживается значимость сознательной деятельности в управлении, направленной на преобразование окружающей действительности.
В исследованиях Д. А. Новикова предметом философии управления является система взглядов, идей, представлений менеджеров, выработанная сознательным путем о природе человека и общества, задачах управления и моральных принципах поведения менеджеров [17, с. 7]. Исходя из данного
определения, значимость сознания в сфере управления, основанная на знаниях, идеях, представлениях, принципах, необходима для достижения конкретных задач.
Следует отметить, что исследования в сфере философии управления выявили только предпосылки предметного формирования управленческого сознания, не имеющие научно обоснованного характера. Процесс формирования управленческого сознания в рамках философии управления связан с теорией М. Фуко и авторским подходом к данной проблеме.
6. Теория М. Фуко о роли сознания в дискурсивном управлении
Управление, по М. Фуко, рассматривается через понятие власти. По теории М. Фуко, данные понятия являются эквивалентными. Процесс становления индивидуальности субъекта управления происходит в единстве с проявлением власти, индивид проявляет власть по отношению к объекту, а власть формирует субъекта.
Фуко формулирует такой вид власти, как власть дисциплинарная, где нет субъекта и объекта [26, с. 164]. Власть не концентрируется в одной точке, она исходит отовсюду, находится везде и представляется как система отношений. Характеризуя концепцию власти по Фуко, следует отметить, что власть формирует поведение индивидов и использует возможности индивида для достижения поставленных целей. Фуко определяет дисциплинарную власть как процесс, в ходе которого индивиды взаимодействуют друг с другом не в форме общения, появившейся потребности, а для того, чтобы предоставить возможность «Другому» управлять, воздействовать по отношению к «Другим».
Власть распространяет свои действия на всех, координируя действия и поступки, а также сознание индивидов. Характерной особенностью концепции власти Фуко является сознание индивида, чувства, мысли, идеи, деятельность людей, которые необходимы для осуществления управленческой практики.
Согласно концепции Фуко, субъект не всегда обладает властью. Он владеет технологиями по изменению отношений, полномочий, основанных на власти внутри организации. Одной из важных особенностей субъекта власти являются дискурсивные практики, необходимые для поддержания своего положения и полномочий в системе властных отношений.
Дискурс, или дискурсивная практика, - область формирования управленческого сознания, представляющего собой знания, умения, ценности, иде-
алы, пространство, на котором происходит противостояние между субъектом и объектом власти. Воздействуя на сознание людей с помощью знаний, власть как субъект оказывает влияние на объект власти для решения поставленных задач. По Фуко, субъект и объект власти являются носителями управленческого сознания, которые осуществляют на практике самые различные подходы реализации власти.
Для решения проблем в сфере управления, которые являются порождением глобальных процессов, необходимо применять теорию дискурсивного управления, в основе которого должно быть управленческое сознание. Согласно его теории, дискурсивное управление формирует правила поведения в глобальном пространстве, основанные на ответственности, взаимности сторон, согласовании ценностей общественного сознания субъекта и объекта с ценностями социальной среды и т. д.
Дискурсивное управление - это новая форма глобального управления, целью которого является выработка сознательных управленческих действий, эффективных управленческих решений, контроль, координация управленческой и организационной культуры современного общества.
Сложность и непредсказуемость глобальных процессов, приводящая к кризису, требует не только эффективного управления, но и управленческого сознания. Трансформационные процессы, вызванные глобализацией, создают условия для появления новых структурных компонентов управленческого сознания: ценности, партнерство, организация, управление.
7. Результаты исследования
Развитие управленческого сознания определяется общественным устройством социального организма, ценностями, традициями, моральными нормами, духовным укладом, т. е. тем, что формирует духовную сферу жизни общества. Для более точного определения управленческого сознания необходимо выявить социальные и духовные основы новой формы общественного сознания.
Для эффективного управления глобализацион-ными процессами и, как следствие, принятия решений и получения результата требуется управленческое сознание. В условиях появления проблем, связанных с неоднозначными управленческими ситуациями, методологические основы менеджмента не содержат в себе теории управленческого сознания, поэтому необходимы философские принципы, функции, которые сформируют условия по развитию управленческого сознания.
Следует выделить подходы в определении управленческого сознания. Согласно исследованиям О. В. Дробот, развитие управленческого сознания происходит под воздействием западной и восточной культур [27, с. 152]. Западная культура концентрирует внимание на свойствах и признаках управленческого сознания. К таким свойствам относится индивидуальность, выраженная в сосредоточении власти в руках каждого индивида. К восточной культуре относится уважение, ответственность, взаимопонимание, партнерство и т. д.
Н. Ф. Шевченко пришел к выводу, что управленческое сознание является одной из разновидностей профессионального сознания, при этом использует антропологический подход [28, с. 11]. Антропологический подход вносит изменения в систему отношений между подчиненными и менеджерами (переход от авторитарных целей и задач к сотрудничеству и партнерству). Руководитель, согласно данному подходу, создает условия для подчиненных. Подчиненные могут обмениваться информацией и знаниями, участвовать в принятии решений, не испытывая при этом контроля и четкой иерархии.
Регулятивно-оценочная функция управленческого сознания формирует индивидуальный принцип, который направлен на гуманное отношение к своим подчиненным, а также на развитие профессиональных знаний, личных качеств, творческих способностей, позволяющих воспринимать элементы управленческой культуры как одного из компонентов управленческого сознания. Всё это будет являться результатом самосознания, самоконтроля и самоуправления.
Управленческое сознание как социальный феномен обладает определенными свойствами и признаками. Активность управленческого сознания как свойство находит свое отражение в субъекте управления. Проявлением активности управленческого сознания являются ценности, потребности, интересы, цели, действия, которые направлены на реализацию управленческой деятельности [29, с. 47].
Одним из структурных элементов, определяющих сущность управленческого сознания, является управленческая культура. Р. Рюттингер утверждал, что управленческая культура является регулятором отношений, которые складываются между субъектом и объектом управления [30, с. 123].
Управленческая культура состоит из культурных норм, принципов, навыков в управлении орга-
низации, умением выстраивать отношения между субъектом и объектом управления.
Управленческое сознание - это совокупность управленческих знаний, ценностей, норм поведения (организационного поведения), элементов организационной и управленческой культуры, которые формируют личность руководителя и будут способствовать принятию не только эффективных управленческих решений, но и преобразовывать управленческую ситуацию по достижению стабильного состояния.
Практическая составляющая роли управленческого сознания проявляется в условиях информационного общества. В условиях информационного общества развитая форма управленческого сознания позволяет создавать условия по самоорганизации человека в принятии управленческих решений, регулировании и контролировании информационного потока.
8. Заключение
В настоящее время в условиях кризиса и нестабильности огромную роль должен играть менеджер-стратег, новатор, который будет способен участвовать в преобразовании окружающей действительности. Качество принимаемых решений во многом зависит от управленческого сознания, которое включает в себя знания, ценности, нормы поведения. Поэтому перед образованием стоят большие проблемы. Подготовка кадров в сфере менеджмента обязательно должна сочетаться с широким социально-гуманитарным образованием, в котором философия управления занимает ключевое место и является одной из основ формирования управленческого сознания. Одним из вопросов, ответ на который должна дать философия управления: «Что такое человек?» Человек в управлении - понимание объекта управления со стороны самого субъекта (менеджера). Обращение к саморефлексии, к осмыслению собственных мировоззренчески-методологических основ, т. е. выход на уровень философских размышлений, а также о методах и средствах.
Поэтому философия управления - это область философского знания, которая изучает не только теории места и роли человека, но и представляет собой совокупность принципов, ценностей, идей, норм, правил, составляющих духовную сферу субъекта - менеджера - и формирующих управленческое сознание, необходимое для принятия управленческих решений.
Вестник Омского университета 2022. Т. 27, № 3. С. 33-42
ISSN 1812-3996-
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Диев В. С. Философские аспекты российской модели управления // Сибирский философский журнал. 2019. Т. 17, № 1. С. 42-53. DOI: 10.25205/2541-7517-2019-17-1-42-53.
2. Nwanegbo-Ben J. The philosophy of management science (the case of a neglected special science^ // International Journal of Scientific and Engineering Research. 2013. Vol. 4, iss. 11. P. 1914-1923.
3. Small M. Philosophy in management: a new trend in management development // Journal of management development. 2004. Vol. 23, № 2. P. 183-196.
4. Soohong K. A philosophical approach to project management: project as a phenomenon // Procedia - Social and behavioral sciences. 2016. Vol. 226, № 7. P. 455-462.
5. Vanharanta H. The applied philosophy concept for management and leadership objects through the company Democracy model // Theoretical Issues in Ergonomics Science. 2019. Vol. 20, iss. 2. P. 178-195.
6. Конфуций. Суждения и беседы. СПб. : Азбука, 2017. 360 с.
7. Платон. Политика: Наука об управлении государством. М. : Эксмо, 2003. 859 с.
8. Аристотель. Соч. : в 4 т. М. : Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.
9. Макиавелли Н. Государь. М. : АСТ, 2019. 512 с.
10. Гоббс Т. Избр. произведения : в 2 т. М. : Мысль, 1964. Т. 2. 747 с.
11. Гольбах П. Избр. произведения : в 2 т. М. : Мысль, 1963. Т. 1. 715 с.
12. Американская социологическая мысль / под ред. В. И. Добренькова. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1994.
495 c.
13. Низамова Д. Р. Социально-психологические механизмы взаимодействия в системе корпоративного управления // Вопросы инновационной экономики. 2011. № 4. С. 13-19.
14. Тэйлор Ф. Научная организация труда // Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. М. : Республика, 1992. С. 234-305.
15. Файоль А. Общее и промышленное управление // Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. М. : Республика, 1992. С. 9-84.
16. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М. : Советская энциклопедия, 1983. 839 с.
17. Новиков Д. А. Философия и управление // Инновации в менеджменте. 2014. № 1. С. 6-15.
18. Мирзоян В. А. Управление как предмет философского анализа // Вопросы философии. 2010. № 4. С. 35-47.
19. Мандевиль Б. Исследование о природе общества : Басня о пчелах. М. : Мысль, 1974. 376 с.
20. Попков К. Г. Философия управления: анализ теоретико-методологических проблем. Орел : Акад. ФСО России, 2010. 170 с.
21. Иванович О. В. Философский подход в теории социального управления // Ученые записки РГСУ. 2013. Т. 1, № 4. С. 8-14.
22. Пятенко С. В. Девять основ менеджмента. СПб. : Питер, 2004. 606 с.
23. Розин В. М. Философия управления: основные направления, предмет, сущность управления. М. : ИФ РАН, 2010. 347 с.
24. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI в. М. : Вильямс, 2006. 276 с.
25. Диев В. С. Управление. Философия. Общество // Вопросы философии. 2010. № 8. С. 35-41.
26. Фуко М. Власть и знание. Интеллектуалы и власть. М. : Праксис, 2006. Ч. 1. 384 с.
27. Дробот О. В. Активность как свойство управленческого сознания // Ученые записки СПбГИПСР. 2011. Т. 15, вып. 1. С. 152-156.
28. Дробот О. В. Категориальная основа спецификации понятия «управленческое сознание» // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2011. № 1. С. 10-15.
29. Арутюнян К. С. Роль управленческого сознания в структуре общественного сознания // Вестник Воронежского государственного университета. 2019. № 2 (32). С. 46-54.
30. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М. : ЭКОМ, 1992. 237 с.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Арутюнян Каринэ Сергеевна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории, философии и права, Рязанский государственный радиотехнический университет им. В. Ф. Уткина, 390005, Россия, г. Рязань, ул. Гагарина, 59/1; e-mail: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Арутюнян К. С. Философия управления как методологическая основа развития управленческого сознания в современном обществе // Вестн. Ом. ун-та. 2022. Т. 27, № 3. С. 33-42. DOI: 10.24147/1812-3996. 2022.27(3).33-42.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Arutiunian Karine Sergeevna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Law, Ryazan State Radio Engineering University named after V. F. Utkin, 59/1, ul. Gagarina, Ryazan, 390005, Russia; e-mail: [email protected].
FOR CITATIONS
Arutiunian K. S. Management philosophy as methodological basis for development of management consciousness in modern society. Vestnik Omskogo univer-siteta = Herald of Omsk University, 2022, vol. 27, no. 3, pp. 33-42. DOI: 10.24147/1812-3996.2022.27(3).33-42. (in Russ.).