Научная статья на тему '«Философия творчества и познания в восточных культурах и системах мысли». Научная конференция в СПбГУ'

«Философия творчества и познания в восточных культурах и системах мысли». Научная конференция в СПбГУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
170
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Философия творчества и познания в восточных культурах и системах мысли». Научная конференция в СПбГУ»

2015

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 17

Вып. 1

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Т. Г. Туманян

«ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА И ПОЗНАНИЯ В ВОСТОЧНЫХ КУЛЬТУРАХ И СИСТЕМАХ МЫСЛИ». НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В СПбГУ

Осенью 2013 г. в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге (21-23 ноября) состоялась всероссийская научная конференция «Философия творчества и познания в восточных культурах и системах мысли». Конференция, организатором которой стала кафедра философии и культурологии Востока Института философии СПбГУ, проходила в трех секциях: «Философия творчества и познания в китайской культуре» (модератор — д-р филол. наук, профессор Марина Евгеньевна Кравцова), «Философия творчества и познания в индийской культуре» (модератор — канд. филос. наук, доцент Сергей Владимирович Пахомов) и «Философия творчества и познания в мусульманской культуре» (модератор — д-р филос. наук, профессор Тигран Гургенович Туманян).

1. Доклад М. Е. Кравцовой (кафедра философии и культурологии Востока СПбГУ) «Идеи "хмельного вдохновения" в культуре Китая Ш-^ вв.», открывавший синологическую секцию, посвящен воззрениям на природу поэтического творчества, сложившимся в литературно-творческой мысли Китая в Ш-ГУ вв. и органически связанным со знаменитым идейно-культурным течением «Ветер и поток». В этих воззрениях культивировалась идея вдохновения-транса, для достижения которого предлагалось и опьянение. Доклад построен на «Оде о вэнь» Лу Цзы — центральном для указанного времени литературно-теоретическом сочинении, и на поэтических произведениях, в первую очередь «Гимне благости вина» Лю Лина.

Затем было заслушано выступление А. Э. Терехова (ассистент кафедры философии и культурологии Востока СПбГУ, аспирант Института восточных рукописей РАН) «За авторством Неба: божественные тексты в культуре Древнего Китая». Доклад был посвящён древнекитайским представлениям о чудесных текстах, ниспосылаемых обожествлённым Небом правителям и мудрецам. В отличие от священных книг других цивилизаций Древнего Востока, данные тексты имели не религиозную, а политическую значимость, их появление рассматривалось в качестве знамения, а сами они представляли собой краткие предсказания в форме приказов.

А. Д. Зельницкий (канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры философии и культурологии Востока СПбГУ) представил доклад на тему «Творческая фантазия и "популярная религия" в имперском Китае», в котором подчеркнул: при изучении истории популярных культов важно принимать во внимание, что часть источников, используемых для реконструкции, относится к литературным повествованиям. Поэтому необходимо учитывать возможность того, что исследователи имеют дело не с документальным свидетельством, а с художественным вымыслом и что первое упоминание о персонаже вовсе не обязательно подразумевает фиксацию традиции его почитания. Но поскольку имеются свидетельства того, что вымышленные персонажи становились объектами культа, можно поставить вопрос о статусе творческой фантазии в популярной культуре традиционного Китая.

Далее был заслушан доклад д-ра филос. наук, профессора К. Ю. Солонина (Народный университет Китая, Пекин) «Познание как освобождение в китайском буддизме». Свое выступление учёный посвятил сущности процесса познания в китайском буддизме. Вывод автора заключает-

ся в том, что познание не является самоцелью для буддистов, но действительно лишь в контексте практики освобождения. В связи с этим выделение познания как отдельной категории в рамках китайского, в отличие от индийского, буддизма неправомерно. Этим объясняется специфика китайского канона, в котором логические сочинения представлены недостаточно.

Е. А. Кий (канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры философии и культурологии Востока СПбГУ, научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа) представил сопровождавшийся презентацией доклад на тему «Редкая иконографическая форма бодхисаттвы Ман-джушри». В ходе презентации были продемонстрированы некоторые из известных докладчику изображений Манджушри в особой редко встречающейся тантрической (эзотерической) форме с тысячью рук, держащих тысячу чаш для подаяния, в которых находятся маленькие фигурки Будды Шакьямуни. Е. А. Кий констатировал, что такие изображения появились не по случайной прихоти некоего художника, но отражали определенную практику, которая была зафиксирована в китайском буддийском тантрическом тексте (вероятно, апокрифического происхождения), сокращенно называемом «Тантрой Манджушри с тысячей чаш».

После этого был заслушан доклад М. В. Дробышева (магистрант восточного факультета СПбГУ) «"Критический буддизм" в Японии».

М. Е. Фролова (ассистент кафедры философии и культурологии Востока СПбГУ) в докладе «Влияние политической цензуры на творческий путь современных режиссеров КНР» рассмотрела изменения в творчестве кинорежиссёров в зависимости от ослабления или усиления цензурных требований на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

2. Вопросам философии и познания в индийской культуре была посвящена работа второй секции.

Секцию открыло выступление Р. В. Псху (канд. филос. наук, доцент кафедры истории философии Российского университета дружбы народов, Москва) «Проблема самопознания в ранней вишишта-адвайта-веданте».

Н. А. Канаева (канд. филос. наук, доцент НИУ ВШЭ, Москва) в докладе «Дискуссия о правиле трайрупья в индийской логике» представила оригинальную интерпретацию правила трех-аспектности среднего термина, разработанного в буддийской традиции виджнянавада.

Джайнским моделям логической аргументации было посвящено сообщение А. В. Парибка (канд. филол. наук, доцент кафедры философии и культурологии Востока СПбГУ) «Объемная интерпретация джайнской семизначной логики».

Е. А. Десницкая (канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры философии и культурологии Востока СПбГУ) в докладе «Автор и вдохновение в индийской классической литературе» сопоставила индийские и европейские базовые представления о природе творчества.

С. В. Лобанов (ст. преподаватель кафедры религиоведения факультета религиоведения Свя-то-Филаретовского православно-христианского института, аспирант Института философии РАН, Москва) сделал сообщение на тему «Философия познания и творчества в эстетическом мистицизме Абхинавагупты».

О. П. Вечерина (канд. ист. наук, ст. науч. сотр. Института стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова) в докладе «"Шайва-пратима-лакшана": некоторые проблемы формирования шиваитского изобразительного канона» осветила эволюцию системы образов индуистского изобразительного канона в его шиваитском аспекте.

П. В. Хрущева (ст. преподаватель кафедры философии Уральской государственной лесотехнической академии, Екатеринбург) посвятила свой доклад «Созидательный аспект жертвоприношения (южноиндийская традиция)» рассмотрению истории и типологии жертвоприношений в Южной Индии.

Заседание завершилось докладом С. А. Асташкевича (д-р физ.-мат. наук, ст. науч. сотр. кафедры оптики физического факультета СПбГУ) «Проект Института Бхактиведанты в контексте традиции гаудия-вайшнавизма и современной философии науки: от сиддханты к постнеклассике».

3. В ходе работы третьей секции было заслушано семь докладов, затрагивающих вопросы арабо-мусульманской философии и культуры.

В докладе М. Ф. Муртазина (канд. филос. наук, доцент кафедры цивилизационного развития Востока НИУ ВШЭ, Москва) «Философские сентенции в арабской доисламской поэзии» прозвучал тезис о необходимости более серьезного и тщательного изучения доисламской поэзии Аравии. Автор подчеркивает важность исследования философского содержания ранней арабской поэзии, оказавшей влияние на развитие теологии, философии и культуры ислама.

Доклад А. И. Маточкина (канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры философии и культурологии Востока СПбГУ) под названием «Отношение к личности и взглядам Ибн Таймийи со стороны его современников» посвящен некоторым правовым и теологическим вопросам, в отношении которых взгляды средневекового мусульманского факиха и богослова Ибн Таймийи резко контрастировали с мнением его современников. В частности, рассмотрен вопрос посещения могил святых, бракоразводный процесс, а также некоторые аспекты, связанные с интерпретацией иджтихада.

Доклад В. В. Маркова (канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры философии и культурологии Востока СПбГУ) «Об этическом идеале ал-Газали» был посвящен интересной и малоизученной теме этических взглядов выдающегося мыслителя мусульманского Средневековья Абу Хамида ал-Газали.

С. Р. Усеинова (кафедра философии и культурологии Востока СПбГУ) в сообщении, озаглавленном «Представления суфиев о природе поэтического творчества», рассмотрела некоторые особенности суфийской поэзии. В частности, докладчик уделил внимание известному в средние века спору о том, как получаются хорошие стихи — благодаря ли «технике и искусству» поэта-ремесленника или «внушению свыше»? Автор отметил, что для суфиев поэтическое творчество являлось сродни речениям пророков, т. е. на первом месте стало именно внушение, роль поэта как ремесленника, чьё изделием — стихотворение, была подчеркнуто второстепенной. Поэт-суфий был не самостоятельной творческой личностью, а исключительно «передатчиком» внушенных свыше идей и как таковой имел основания претендовать на высокий авторитет среди верующих.

В докладе аспирантки кафедры философии и культурологии Востока СПбГУ Е. С. Федоровой «Музыкальное творчество и познание в воззрениях средневековых мусульманских философов» были рассмотрены взгляды некоторых средневековых мусульманских мыслителей на музыкальное творчество и его связь с познанием. Автор отметил, что в трактатах ал-Кинди, ал-Фараби, ат-Таухиди, Ибн Сина, Абу Хамид ал-Газали довольно значительное внимание уделено вопросам музыкального творчества: процессу создания и исполнения музыкального произведения, взаимодействию музыканта со слушателями.

Доклад Н. В. Казуровой (канд. ист. наук, сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого [Кунсткамера], Санкт-Петербург) «Притчевая интонация фильмов грузинского кинематографа: зарождение и развитие традиции» посвящен рассмотрению того, как политический контекст, поведенческие и мировоззренческие коды культуры, художественные традиции литературы и изобразительного искусства влияют на эстетику грузинского кинематографа, сохраняющего свою притчевую сущность от поколения к поколению кинематографистов.

Завершал работу секции доклад Т. Г. Туманяна «Ал-Ахкам ас-султаниййа и исламская политико-правовая мысль». В выступлении, посвященном творчеству средневекового мусульманского богослова и правоведа Абу-л-Хасана ал-Маварди, докладчик проанализировал роль и значение его сочинения «Ал-Ахкам ас-султаниййа ва-л-вилайа ад-диниййа» в формировании политической доктрины классического ислама.

На закрытии конференции были подведены её итоги и высказаны пожелания относительно публикации выступлений участников.

Контактная информация:

Туманян Тигран Гургенович — доктор философских наук, профессор, Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; tumt@mail.ru

ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ ПУБЛИКАЦИИ

В ЖУРНАЛЕ «ВЕСТНИК СПБГУ. СЕРИЯ 17. ФИЛОСОФИЯ.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

1. Правила публикации статей в журнале

1.1. Материал, предлагаемый для публикации, должен являться оригинальным, неопубликованным ранее в других печатных изданиях. Рекомендованный объем статьи 20-30 тыс. печатных знаков с пробелами. Авторы присылают авторские материалы, оформленные в соответствии с правилами журнала, по электронной или обычной почтой или передают лично ответственному секретарю серии. Решение о публикации (или отклонении) статьи принимается редакционной коллегией серии после ее рецензирования и обсуждения.

1.2. Все материалы, поступившие для публикации в Серии Вестника СПбГУ, подлежат предварительной оценке ответственным редактором Серии на предмет соответствия установленным формальным требованиям к публикуемым материалам (тематика, допустимый объем, структура, оформление, наличие ключевых слов и реферативных материалов на русском и английском языках, библиография, наличие необходимой контактной информации и пр.), а также на предмет отсутствия в рукописи неправомерного заимствования текста, иллюстраций, таблиц и пр. Предварительная проверка ответственным (главным) редактором Серии Вестника СПбГУ поступившей рукописи проводится в срок не более 30 дней. В случае отклонения представленного материала по результатам предварительной проверки автору направляется письменное уведомление.

1.3. Статьи рецензируются в порядке, определенном в «Положении о рецензировании материалов, поступающих для публикации в журнал «Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение». Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается.

2. Комплектность и форма представления авторских материалов

2.1. Обязательными элементами публикации являются:

— индекс УДК, который должен достаточно подробно отражать тематику статьи (см.: http://www.naukapro.ru/metod.htm);

— фамилия и инициалы автора (соавторов);

— название статьи (на русском и английском языках);

— основная часть;

— примечания и библиографические ссылки;

— аннотация статьи и ключевые слова на русском языке;

— аннотация статьи и ключевые слова на английском языке (с переводом фамилии автора (соавторов) и названия статьи); объем русской и английской аннотации должен составлять 100-250 слов;

— адресные сведения об авторах, местах работы авторов (название организаций указывать на русском и английском языках) и контактная информация;

— пристатейные списки литературы в романском алфавите (латинице).

2.2. Общие правила оформления текста.

Авторские материалы должны быть подготовлены с установками размера бумаги А4 (210x297мм), с полуторным междустрочным интервалом. Цвет шрифта — черный, стандартный размер шрифта — 12. Размеры полей: правое — 25 мм, левое — 25 мм, верхнее — 25 мм, нижнее — 25 мм. Для акцентирования элементов текста разрешается использовать курсив, полужирный курсив, полужирный прямой. Подчеркивание текста нежелательно. Все текстовые авторские материалы принимаются исключительно в формате RTF (Reach Text Format). Файл статьи должен быть полностью идентичен напечатанному оригиналу, предоставленному редакции журнала, или содержать внесенную редакцией правку. Исправления, дополнения и т. п., внесенные без ведома редакции, учитываться не будут. Страницы публикации нумеруются, колонтитулы не создаются.

2.3. Примечания, ссылки и библиографическое описание источников.

Примечания выносятся из текста документа вниз полосы. Нумерация

сквозная по всему тексту, в порядке упоминания.

Совокупность затекстовых библиографических ссылок (список использованной литературы) оформляется как перечень библиографических записей, помещенный после текста документа. Нумерация сквозная по всему тексту. Для связи с текстом документа порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке набирают в квадратных скобках в строку с текстом документа. Если ссылку приводят на конкретный фрагмент текста документа, цитату, в отсылке указывают порядковый номер и страницы, на которых помещен объект ссылки. Сведения разделяют запятой:

В тексте: [10] или [10, с. 81]

Примеры оформления затекстовых библиографических ссылок

(согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008):

1. Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья: аналит. обзор, апр. 2007 / Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и меж-дунар. отношений. М.: ИМЭМО, 2007. 39 с.

2. Валукин М. Е. Эволюция движений в мужском классическом танце. М.: ГИТИС, 2006. 251 с. 3. Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика: теория речевой деятельности: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Астрель; Тверь: АСТ, 2006. 319 с. (Высшая школа).

4. Содержание и технологии образования взрослых: проблема опережающего образования: сб. науч. тр. / Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования; под ред. А. Е. Марона. М.: ИОВ, 2007. 118 с. 5. Ефимова Т. Н., Кусакин А. В. Охрана и рациональное использование болот в Республике Марий Эл // Проблемы региональной экологии. 2007. No 1. С. 80-86.

6. Бондарко Л. В. Клинические аспекты применения ретиноламина, оф-таламина и других пептидных биорегуляторов: дис. ... д-ра биол. наук. Л., 1969. 127 с.

7. Fedulina I., Lastovicka J. Effect of forbush decreases of cosmic ray flux on ozone at higher middle latitudes // Adv. Space Res. 2001. Vol. 27, N 12. P. 20032006.

Если авторов пять и более, то ссылку оформляют следующим образом:

8. Термодинамика систем «сшитый ионогенный полиэлектролит-вода» / Крылов Е. А., Рабинович И. Б., Фаминская Л. А., Иванова Л. А., Петров И. К. // Тез. докл. XIV Междунар. конф. по химической термодинамике. СПб., 2002. С. 176.

Объектами составления библиографической ссылки также являются электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т. д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, веб-страниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т. п.). После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу: после слов «дата обращения» указывают число, месяц и год:

25. Члиянц Г. Создание телевидения // QRZ. RU: сервер радиолюбителей России. 2004. URL: http://www.qrz.ru/articles/article260.html (дата обращения: 21.02.2006).

45. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия. М.: Кирилл и Мефо-дий: New media generation, 2006. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).

Более подробно с требованиями можно ознакомиться на сайте http://vestnik.unipress.ru/s17.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.