Научная статья на тему '«Философия цивилизации» как новая фундаментальная научная область'

«Философия цивилизации» как новая фундаментальная научная область Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1216
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цивилизация / научная теория цивилизации / цивилизационика / философия цивилизации

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Владимир Николаевич Алалыкин-извеков

Научный анализ показывает, что с целью адекватного изучения наиболее общих свойств, характеристик и аспектов социокультурного, социоэкономического и социопсихологического развития человечества необходима новая фундаментальная научная область – «философия цивилизации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Философия цивилизации» как новая фундаментальная научная область»

«ФИЛОСОФИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ» КАК НОВАЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ОБЛАСТЬ

096

Владимир Николаевич АЛАЛЫКИН-ИЗВЕКОВ1

РЕЗЮМЕ. Научный анализ показывает, что с целью адекватного изучения наиболее общих свойств, характеристик и аспектов социокультурного, социоэкономического и социопсихологического развития человечества необходима новая фундаментальная научная область - «философия

цивилизации».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цивилизация, научная теория цивилизации,

цивилизационика, философия цивилизации

«Разгадка столь великой тайны не достижима лишь одним путём».

Квинтус Аврелиус Симмах

Вступление

Наука, как никогда, должно сегодня основываться на адекватной картине мира. Начало XXI века характеризуется крайним обострением многих проблем развития человеческой цивилизации. Несущий реальную угрозу её исчезновения стремительный процесс развёртывания демографического, ресурсного, климатического и других кризисов диктует настоятельную необходимость научного изучения феномена цивилизации с целью своевременного предсказания, идентификации, понимания, объяснения и адекватного разрешения нарастающих проблем глобализирующегося мира.

В конце XX века В.Н. Алалыкин-Извеков предложил концепцию и разработал теоретико-методологические основания междисциплинарной научной области, которую он назвал «цивилизационикой» («civilizational science»). В рамках “цивилизационики» был предложен анализ и ряд научных решений стоящих перед человечеством глобальных проблем [1, 2].

«Цивилизационика» как наука

В рамках «цивилизационики» феномен цивилизации определяется как эмпирически, рационально либо интуитивно обоснованный конструкт макроуровневых пространственно-временных, социокультурных и психологических явлений и долговременных пространственно-временных, социокультурных и психологических процессов, оказывающих существенное влияние на эволюцию человечества.

i

International Society for the Comparative Study of Civilizations (ISCSC).

BIOCOSMOLOGY - NEO-ARISTOTELISM

Vol. 4, No. 4, Autumn 2014

497

«Цивилизационика» основывается на следующих фундаментальных подходах: 1) полипарадигмальный; 2) системный; 3) дополнительный; 4) междисциплинарный; 5) интегральный; 6) последовательный; 7) интерактивный. На основе данных подходов стало возможным, например, предложить научную типологию цивилизационных парадигм, которые в рамках «цивилизационики» классифицируются следующим образом:

1. Тип:

а) механистическая;

б) органическая;

в) географическая;

г) биологическая;

д) ноосферная;

е) социологическая;

ж) социоэкономическая;

з) социобиологическая;

и) культурологическая;

к) психосоциальная;

л) аксиологическая;

м) религиозная;

н) технологическая;

о) экономическая;

п) экуменическая;

р) мир-системная и т.д.

2. Единицы:

а) культуры;

б) культурные системы (культурные суперсистемы);

в) общества;

г) этносы и т.д.

3. Количество единиц:

а) единственная;

б) двоичная;

в) множественная.

4. Характер единиц:

а) крупные, средние, малые;

б) долговременные, средней протяжённости, краткосрочные;

в) автономные/неавтономные;

г) оригинальные/периферийные;

д) влиятельные/малозначимые и т.д.

5. Движущая сила, механизм или фундаментальная основа:

а) принцип;

б) конфликт;

BIOCOSMOLOGY - NEO-ARISTOTELISM

Vol. 4, No. 4, Autumn 2014

498

в) закон;

г) контракт;

д) принуждение;

е) правящая элита;

ё) «волна прогресса»;

ж) вера;

з) свобода;

и) логика;

к) альтруизм;

л) коммунитаризм;

м) индивидуализм;

н) либерализм;

о) консерватизм;

п) эмпирическое мировоззрение;

р) рациональное мировоззрение;

с) интуитивное мировоззрение и др.

6. Эволюционная динамика:

а) линейная /многолинейная;

б) циклическая/не-циклическая;

в) спиральная/не-спиральная;

г) периодическая/не-периодическая;

д) прогрессивная/ регрессивная;

е) постоянно повторяющаяся; ё) бесцельно колеблющаяся;

ж) неизменная;

з) телеологическая;

и) эсхатологическая;

к) апокалиптическая и т.д.

7. Стадии:

а) эпоха;

б) эра;

в) период;

г) цикл;

д) династии и т.д.

8. Поколение:

а) первое;

б) второе;

в) третье и т.д.

9. Основные характеристики:

города, письменность, законодательство, развитое земледелие, ремесла и торговля, искусство, монументальная архитектура, образование, архитектура, города,

BIOCOSMOLOGY - NEO-ARISTOTELISM

Vol. 4, No. 4, Autumn 2014

письменность, развитая религия, наука, классовое общество, государство, частная или тем или иным образом огосударствлённая собственность, деньги и др.

В ходе дальнейших исследований автор пришёл к выводу о том, что для адекватного анализа наиболее общих свойств, характеристик и аспектов социокультурного, социоэкономического и социопсихологического развития человечества необходима новая фундаментальная научная область -«философия цивилизации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Философия цивилизации» и её теоретико-методологические основания

Попытки осмыслить наиболее общие свойства, характеристики и аспекты социокультурного, социоэкономического и социопсихологического развития человечества предпринимались ранее.

Такова, например, концепция философии цивилизации немецко-французского философа А. Швейцера, который определяет цивилизацию как «материальный и духовный прогресс». [3, с. 22; 4, с. 55] и выступает за гармоничное развитие всех сфер культуры при главенстве нравственной её стороны. В качестве универсального выражения своей концепции он отчеканивает фразу «Благоговение перед жизнью». Как справедливо указывает П.А. Сорокин, это ограниченная в основном этически-моральными рамками концепция философии цивилизации. [5, с. 176; 6, с. 355].

В условиях стремительно глобализирующегося мира необходима разработка фундаментальных воззрений на все аспекты развития человеческой цивилизации.

Следовательно, теоретико-методологическим фундаментом «философии цивилизации» должны явиться философия истории, науки, культуры и искусства; история философии, теория культуры, социологии, психологии и ряда других научных областей, а также целый спектр философскотеоретических и исторических представлений о структуре и динамике развития глобальных социокультурных явлений и процессов, в том числе: общая теория цивилизационного развития (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, А.Дж. Тойнби,

О. Шпенглер, К. Куигли, Ю.В. Яковец, М. Мелко, А. Тарговский и др.); концепции и теории математического моделирования эволюции цивилизации (Ибн Халдун, Дж. Голдстоун, Р. Коллинз, Дж. Комлос, С Нефёдов, C. Капица, П. Турчин, А. Коротаев, Л. Гринин, В. Шолохов, C. Гринченко и др.); концепции и теории разума (древнеиндийские, древнекитайские и, позже, мусульманские мыслители, Платон, Аристотель, Парменид, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Дж. Локк, Д. Хьюм, И. Кант, Г. Гегель, М. Хайдеггер, З. Фрейд, У. Джеймс, Ж. Пиаже, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, А.А Ухтомский, А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин и др.); интегральная философия и теория социокультурной динамики (П.А. Сорокин); теория ноосферного пути развития цивилизации (В.И. Вернадский, Э. Леруа, П. Теяр де Шарден, Н.Н. Моисеев, А. Тарговский и др.); теория «цивилизационных волн» (Э. Тоффлер); «мир-системный подход» (И. Валлерстайн, Д. Уилкинсон и др.); подход «long-

BIOCOSMOLOGY - NEO-ARISTOTELISM

Vol. 4, No. 4, Autumn 2014

500

duree» исторической школы «Анналов» (Ф. Бродель и др); теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона; теория «конца истории» (Ф. Фукуяма); теория цикличности социокультурного развития (древнеиндийские и древнекитайские мыслители, Аристотель, Полибий, Ибн Хальдун, Дж. Вико, Г. Кернз, Р. Саркар, А. Шлесинджер и др.), теория дезинтеграции сложных обществ (Дж. Тэйнтер, Дж. Даймонд и др.), теория этногенеза (Л. Н. Гумилёв и др.); психосоциальная цивилизационная парадигма (З. Фрейд, К. Юнг, М. Целинский и др.); идеи глобалистики, «Большой», универсальной и мировой истории.

В числе других, «философия цивилизации» призвана ответить на ряд фундаментальных вопросов, например: 1. Каково будущее науки и технологии, культуры и искусства, образования и религии, семьи и государства, труда и отдыха, общества и окружающей его среды? 2. В каком направлении будут развиваться наука, религия, философия, искусство, юриспруденция, экономика, политика и другие глобальные культурные системы? 3. Каково будущее политических процессов, войны и мира? 4. Как будут выглядеть города, села и жилища будущего? 5. В каком направлении движется человечество? Каковы глобальные мега-тенденции будущего? 6. Должен ли материальный прогресс сопровождаться прогрессом духовным? 7. В каком направлении должна идти эволюция моральных и этических ценностей? 8. Возможна ли планетарная (глобальная, мировая) цивилизация? 9. Возможна ли универсальная религия?

10. К чему ведёт глобализация, развитие высоких технологий и биотехнологическая революция? 11. Каковы наилучшие формы правления и государственности?^. Возможна ли экологически, социально, культурно и психологически устойчивая цивилизация? 13. Возможна ли гибель цивилизации? 14. Какие формы глобального международного управления разумны и моральны? 15. Как будут развиваться отношения человеческой цивилизации с другими носителями разума (искусственный интеллект, обитатели других планет и др.) 16. Каково будущее отношений между человечеством и Вселенной?

«Философия цивилизации», таким образом, представляет собой область философии, которая изучает сущность, природу, значение, структуру, границы, а также наиболее общие закономерности возникновения и динамики развития феномена цивилизации во всех его манифестациях.

Выводы

1. Современная наука должна основываться на адекватной картине мира. Начало XXI века характеризуется крайним обострением многих проблем развития человеческой цивилизации.

2. Основанная автором данной публикации фундаментальная научная область «цивилизационика» способна предложить адекватный анализ и основанный на нём ряд решений проблем стремительно глобализирующегося мира.

BIOCOSMOLOGY - NEO-ARISTOTELISM

Vol. 4, No. 4, Autumn 2014

ВВП

3. С целью адекватного изучения наиболее общих свойств, характеристик и аспектов социокультурного, социоэкономического и

социопсихологического развития человечества необходима новая фундаментальная научная область - «философия цивилизации».

Литература

1. Alalykin-Izvekov, V. Civilizational Science: The Evolution of a New Field / V. Alalykin-Izvekov // Comparative Civilizations Review. - 2011. - No. 64.

2. Alalykin-Izvekov, V. From Sorokin to Huntington and Beyond: Civilizations in Times of Change, Transition and Crisis // ISCSC Kalamazoo Conference Proceedings. - 2009. International Society for the Comparative Study of Civilizations, ISCSC Press.

3. Schweitzer, A. The Philosophy of Civilization. - Buffalo, New York: Prometheus Books, 1987.

4. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью. - М.: Прогресс, 1992.

5. Sorokin, P. Modern Historical and Social Philosophies. New York: Dover Publications, 1963.

6. Sorokin, P. Sociological Theories of Today. New York: Harper & Row, Publishers, 1966.

BIOCOSMOLOGY - NEO-ARISTOTELISM

Vol. 4, No. 4, Autumn 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.