Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ФИЛОСОФИЯ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

222
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиция / традиционализм / перенниализм / Восток и Запад / история философии / философская компаративистика / межкультурная философия / tradition / traditionalism / perennialism / East and West / history of philosophy / comparative philosophy / intercultural philosophy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рауф Рустамович Бекбаев

В статье проведѐн анализ философии традиционализма в контексте современных историко-философских исследований. Обращается внимание на генезис феномена традиции и традиционализма, обнаруживаемого уже в культуре и философии Древнего Востока, где они практически проявляются в социальной жизни и общественном устройстве восточного социума. При этом в философии античной эпохи также наблюдается влияние традиционалистских мотивов, которые более всего проявились в социальной философии платонизма. Формирование же систематизированной философии традиционализма происходит лишь в двадцатом столетии в европейской философии в лице Рене Генона, труды которого составляют теоретический фундамент этого направления. Геноновский традиционализм обращѐн к критике Запада и концентрирует внимание на Востоке, как «подлинно традиционной культуре». При этом через феномен традиции Генон находит свой путь для межкультурного диалога Востока и Запада. Существующий определенный пробел в исследовании философии традиционализма восполняется при рассмотрении ряда фундаментальных работ, раскрывающих становление и развитие этой философии и обозначающих еѐ дальнейшие перспективы. Автор резюмирует то, что в современных историко-философских исследованиях традиционализм актуализируется в свете глобальных цивилизационных проблем, поиска идентичности, а также в сравнительном изучении культур и ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the philosophy of traditionalism in the context of modern studies of the history of philosophy. Attention is drawn to the genesis of the phenomenon of tradition and traditionalism, discovered already in the culture and philosophy of the Ancient East, where they are practically manifested in social life and the social structure of Eastern society. At the same time, in the philosophy of the Ancient era, the influence of traditionalist motifs is also observed, which were most manifested in the social philosophy of Platonism. The formation of a systematized philosophy of traditionalism takes place only in the 20th century in European philosophy in the person of Rene Guenon, whose works form the theoretical foundation of this direction. Guenonian traditionalism is addressed to criticism of the West and concentrates attention in the East as «truly traditional culture». At the same time, through the phenomenon of tradition, Guenon finds its way for intercultural dialogue of the East and West. The existing definite gap in the study of the philosophy of traditionalism is filled when considering a number of fundamental works that reveal the formation and development of this philosophy and indicate its further prospects. The author summarizes that in modern studies of the history of philosophy traditionalism is actualized in the light of global civilizational problems, the search for identity, as well as in the comparative study of cultures and values.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-271-279

ФИЛОСОФИЯ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Рауф Рустамович Бекбаев

Самостоятельный соискатель Национального Университета Узбекистана,

rauf.r.bekbaev@gmail .com

В статье проведён анализ философии традиционализма в контексте современных историко-философских исследований. Обращается внимание на генезис феномена традиции и традиционализма, обнаруживаемого уже в культуре и философии Древнего Востока, где они практически проявляются в социальной жизни и общественном устройстве восточного социума. При этом в философии античной эпохи также наблюдается влияние традиционалистских мотивов, которые более всего проявились в социальной философии платонизма. Формирование же систематизированной философии традиционализма происходит лишь в двадцатом столетии в европейской философии в лице Рене Генона, труды которого составляют теоретический фундамент этого направления. Геноновский традиционализм обращён к критике Запада и концентрирует внимание на Востоке, как «подлинно традиционной культуре». При этом через феномен традиции Генон находит свой путь для межкультурного диалога Востока и Запада. Существующий определенный пробел в исследовании философии традиционализма восполняется при рассмотрении ряда фундаментальных работ, раскрывающих становление и развитие этой философии и обозначающих её дальнейшие перспективы. Автор резюмирует то, что в современных историко-философских исследованиях традиционализм актуализируется в свете глобальных цивилизационных проблем, поиска идентичности, а также в сравнительном изучении культур и ценностей.

Ключевые слова: традиция, традиционализм, перенниализм, Восток и Запад, история философии, философская компаративистика, межкультурная философия.

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

The article analyses the philosophy of traditionalism in the context of modern studies of the history of philosophy. Attention

April, 2022

is drawn to the genesis of the phenomenon of tradition and traditionalism, discovered already in the culture and philosophy of the Ancient East, where they are practically manifested in social life and the social structure of Eastern society. At the same time, in the philosophy of the Ancient era, the influence of traditionalist motifs is also observed, which were most manifested in the social philosophy of Platonism. The formation of a systematized philosophy of traditionalism takes place only in the 20th century in European philosophy in the person of Rene Guenon, whose works form the theoretical foundation of this direction. Guenonian traditionalism is addressed to criticism of the West and concentrates attention in the East as «truly traditional culture». At the same time, through the phenomenon of tradition, Guenon finds its way for intercultural dialogue of the East and West. The existing definite gap in the study of the philosophy of traditionalism is filled when considering a number of fundamental works that reveal the formation and development of this philosophy and indicate its further prospects. The author summarizes that in modern studies of the history of philosophy traditionalism is actualized in the light of global civilizational problems, the search for identity, as well as in the comparative study of cultures and values.

Keywords: tradition, traditionalism, perennialism, East and West, history of philosophy, comparative philosophy, intercultural philosophy.

В истории любой культуры, как и присущей ей философии, особое место занимает феномен традиции как регулятора не только общественных отношений, но и образа жизни индивидов. Традиция, так или иначе, оказывает всецелое влияние на состояние социума, уровень его развития и определяет идентификационные особенности личности. Присутствие феномена традиции мы обнаруживаем уже в древневосточной философии, причем проявление самого традиционализма, как такового, находится в социальной организации древневосточных культур. Так, конфуцианский традиционализм выражается в известном изречении Конфуция: «Я продолжаю - не творю; я верю в древность и люблю её чистосердечно» [1, 36]. Эти слова демонстрируют ключевую установку всякого традиционалистского общества, а именно -обращенность в прошлое, идеализация утраченного. Помимо этого, конфуцианство само по себе противостояло социальным изменениям и придерживалось четкой системы социальной стратификации, поскольку «каждый должен заниматься своим делом и занимать своё место». Несмотря на то, что конфуцианство в

April, 2022

272

большей степени является этико-философским учением, тем не менее, как отмечает М. Степанянц, «традиционная китайская этическая концепция - это скорее система обязанностей, чем прав» [2, 65], что само по себе есть традиционализм, который «предзадаёт» индивиду его сущность и декретирует его действия, нивелируя свободу личности, предопределяя его фатум. Источником предопределения здесь выступает «Небо», которое в целом является центральным концептом древнекитайской философии. Традиционалистские мотивы также содержит в себе и даосизм с одним из его ключевых принципов - «у-вэй» или «недеяние». Данный принцип призывает индивидуумов не противостоять своей судьбе, но также заниматься своим делом. Интересно, что даосы считали знание «вредной привычкой», а «новые же знания ведут к излишнему вмешательству, посягательству на естественный порядок вещей» [2, 32]. Из этого следует, что даосизм, так же, как и конфуцианство, противостоит переменам, так как они способны нарушить «изначальное единство». Следует отметить, что конфуцианство и даосизм, противостоящие друг другу, представляют собой элитарную философию и философию «простого народа», соответственно. Конфуцианство оказывало сильнейшее влияние на политическую жизнь Китая и до 1949 года было официальной государственной идеологией, а в современной КНР, несмотря на главенствующую роль КПК, возрождаются идеи конфуцианства [5, 126].

Древнеиндийская философия также проникнута духом традиционализма, который реализуется в социальном устройстве, в институте каст, которые являются характерной особенностью социальной структуры Древней Индии [3, 134], и в тоже время выражают её собственную уникальность. Стратификация общества в кастовой системе также носит «предзаданный» характер, поскольку каждому предписывается его социальное положение и дальнейшая прижизненная судьба. С. Радхакришнан отмечал, что институт каст сыграл большую роль в сохранении культуры Индии, но при этом касты «не помогали прогрессу нации как целого» [4, 92]. Несмотря на реформы, проведённые в Республике Индия после обретения независимости, введённый конституционный запрет на кастовую дискриминацию, на практике эта дискриминация продолжает оставаться широко распространённой [2, 43]. Этому способствует традиционализм, который экстраполирован в индийскую культуру и философию. В политической же жизни современной Индии традиционализм набирает всё большую силу.

April, 2022

273

Традиционализм восточной культуры проявляется также в исламской культурно-философской традиции, в которой также обнаруживается проявление «предзаданности». Так, М. Степанянц отмечает, что «в исламском мире, например, источником всякого закона, в том числе и морального порядка, признаётся только Аллах. Отсюда отрицание за человеком права на законотворчество, требование неукоснительного следования закону Аллаха -шариату» [2, 62]. Необходимо отметить, что традиционализм более всего реализуется через религию, поскольку религиозные учения оказывали и продолжают оказывать сильнейшее влияние на социальную жизнь. Отсюда присутствующая в традиционализме «сакральность» первоначальной истины, которая отождествляется с неким трансцендентным началом.

В европейской культуре, несмотря на изначально заложенные в ней принципы секуляризации и антропоцентризма, также обнаруживаются традиционалистские мотивы, которые проявились уже в античной мифологии, где присутствует цикличность, наличествующая и в космологии индуизма. Наиболее ярким примером этого является «Теогония» Гесиода. Однако более всего традиционализмом проникнута философия Платона. В платонизме присутствует социальная стратификация и опять-таки «предзаданность» судьбы, дальнейшего исторического пути. Понятие справедливости также находит собственное толкование у Платона: «Справедливость состоит в том, чтобы каждый имел своё и исполнял тоже своё» [6, 244]. К. Поппер указал на ключевую формулу политической программы Платона: «Задержите все политические перемены!» [7, 123]. Эта же формула может быть названа одним из главных социально-политических принципов традиционализма.

Приведённый выше краткий историко-философский экскурс показывает, что феномен традиции и традиционализм исторически присутствуют в философском дискурсе. Однако концептуальное формирование философии традиционализма происходит лишь в XX веке. Несмотря на то, что сам традиционализм своим генезисом восходит к Восточной культуре, появление систематизированной философии традиционализма произошло на Западе. Основоположником философии традиционализма является французский мыслитель Рене Жан-Мари-Жозеф Генон (1886-1951). Генон является примером неоднозначного и противоречивого философа XX столетия, который, несмотря на распространение аналитической традиции, развитие экзистенциализма, структурализма,

постструктурализма и постмодернизма, полностью

April, 2022

274

отрекается от современной ему европейской философии и обращается к философии Востока. Уже в своей первой работе - «Общее введение в изучение индусских учений» (1921) философ обращается к понятию традиции и всецело и тотально критикует современную западную цивилизацию [8]. При этом мыслитель формирует базовый фундамент традиционализма, определяя то, что понимается под традицией, а также указывается на соотношение традиции и религии, метафизики и теологии, эзотеризма и экзотеризма (раздел I и II). Особое внимание Генон уделяет индусским учениям (раздел III), поскольку традиционализм многое вбирает в себя именно из древнеиндийской философии. Помимо этого, философ определяет то, что позже будет пониматься как «ориентализм» в контексте философской мысли Э. Саида (раздел IV). Следует сказать, что к определению ориентализма как к аберрированному понимаю восточной философской мысли и культуры Генон пришёл много раньше самого Э. Саида.

Рене Генон, как основоположник традиционализма, через призму этого течения формирует собственную сравнительно-философскую концепцию, в которой осуществляется критика Западной цивилизации, центрируется культурно-историческое значение Востока, а через феномен традиции определяются возможности межкультурного диалога. «Востокоцентризм» Генона проявляется в таких его ключевых работах, как «Восток и Запад» (1924), «Человек и его осуществление согласно Веданте» (1925), «Кризис современного мира» (1927), «Царство количества и знамения времени» (1945), а также в таких посмертных изданиях трудов философа, как «Взгляд на христианский эзотеризм» (1952), «Очерки об индуизме» (1966) и «Заметки об исламском эзотеризме и даосизме» (1973). Генон отошел от Запада не только в контексте философии, но также и в контексте религии, когда в 1910 году он принимает ислам и получает имя «Абдель-Вахид Яхъя». В 1912 году он становится суфием, вступив в тарикат Шазилия.

Философия традиционализма Рене Генона ещё при жизни мыслителя находила своих последователей не только на Западе, но и на Востоке. Так, среди известных мыслителей-традиционалистов известны такие имена, как Фритьоф Шуон, Мишель Вальзан, Юлиус Эвола, Титус Буркхардт, Мирча Элиаде, Ананда Кумарасвами и другие. В современной же философской науке традиционализм является актуальным предметом историко-философских исследований. Среди наиболее крупных исследователей традиционализма необходимо назвать

April, 2022

275

профессора Орхусского университета Дании Марка Сэджвика, который является автором фундаментальной работы «Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века», которая вышла в Оксфорде в 2004 году. Интерес Сэджвика к истории традиционализма появился ещё в 1996 году в связи с его исследованиями суфизма. В своей работе Сэджвик, обращаясь к генезису и становлению традиционализма, определяет его происхождение от перенниализма или «Вечной философии» М. Фичино [9, 39]. О «Вечной философии» или «РЫ1о8орЫа Рвтвптз» ранее также писал и А. Кумарасвами [10, 108], Генон же определял её как «8апа1апа Окатша», как понятие, которому невозможно найти эквивалент на Западе [11]. Сэджвик, в исследовании традиционализма, не останавливается на своей монографии и продолжает публиковать различные статьи по традиционализму. Так, в одной из последних работ Сэджвиком рассматривается влияние традиционализма на южноамериканскую литературу, в частности, на литературную и художественную среду Аргентины 1920-х годов [12]. На изучение традиционализма направлены и другие исследовательские работы. Так, Д. Марино осуществляет сравнительный анализ работ Р. Генона и М. Элиаде, определяя, что между традиционализмом Генона и герменевтикой Элиаде существуют большие различия, причем, по мнению исследователя, последнего нельзя отнести к ряду мыслителей-традиционалистов [13]. О. Хаммер рассматривает влияние традиционализма на идеи И. Агуэли, К. Альмквиста и Т. Линдбома в контексте шведского традиционализма [14]. З. Познанович осуществляет критический анализ геноновского традиционализма и определяет его как синкретический и несистемный [15]. Б. Сантос исследует элементы традиционализма в тайской культуре [16]. В русскоязычной историко-философской среде исследованию традиционализма посвящены ряд диссертаций и научно-исследовательских статей. Прежде всего следует отметить мнение Ю. Стефанова: «Имя Рене Генона ничего или почти ничего не говорит советскому читателю» [17, 31]. Действительно, советская историко-философская наука практически не рассматривала ни философию Рене Генона, ни философию традиционализма. Лишь после распада союза появились диссертационные работы А.И. Макарова «"История" и "традиция" в философии европейского традиционализма: Рене Генон и Мирча Элиаде» (1998), Л.А. Сугрея «Традиционализм в контексте социально-философского анализа» (2003) и некоторые другие. Среди современных авторов, исследующих традиционализм, можно

April, 2022

276

назвать А.Дугина, который исследовал рецепцию традиционализма в евразийство, что, однако в других наших работах уже подвергалось критике. Конечно же, указанные авторы не исчерпывают всю исследовательскую базу по вопросу традиционализма. Особо следует отметить исследование традиционализма в контексте такой области сравнительных историко-философских исследований, как философская компаративистика. Так, А. Колесников рассматривает метафизику Р. Генона в диалоге «Восток-Запад» и указывает, что на то, что философ «рассматривает противоборство традиции и антитрадиции в современном мире, укладывая его в рамки противостояния Восток-Запад» [18, 68]. Колесников определяет основные теоретические принципы традиционализма, которые преломляются не только в компаративистике, но и в историософии. Также традиционализм в той или иной мере рассматривается и в межкультурных философских исследованиях. Например, М. Степанянц указывает на то, что иногда понятия «архаизация» и «традиционализм» рассматриваются как синонимичные, что, как мы считаем, является в определённом отношении оправданным, так как традиционализм сам по себе обращается к первоначальной истине, примордиальной традиции как утраченному феномену. Кроме этого в нём присутствует идеализация прошлого, необходимость возврата к его ценностям, что также присутствует и в конфуцианстве, о чём говорилось выше. Кроме этого, Степанянц даёт важное замечание: «В сложившейся исторической ситуации стержневой для общественного дискурса стала проблема соотношения национальных традиций с западными идеалами и ценностями» [2, 81]. По мнению философа, в данном отношении сложились два подхода: первый отстаивает и идеализирует собственные традиции и не принимает всё западное, а второй чрезмерно идеализирует западные ценности и институты, нивелируя значение собственных. В данном контексте следует отметить, что в отечественной философской науке также ведутся дискуссии о соотносимости западных и национальных ценностей в контексте глобализации и вопросов национальной идентичности.

Традиционализм присущ социальному устройству и жизни Восточных цивилизаций и культур, где влияние феномена традиции на общественную жизнь присутствует исторически. На Востоке традиции играют важную роль в жизнедеятельности индивидуумов, являясь устойчивой константой в противовес несистемности западного социума. При этом философия традиционализма возникает в

April, 2022

277

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-271-279

среде европейской философии, но обращается к восточной, находит свой фундамент в таких учениях, как конфуцианство, даосизм, индуизм, ислам и суфизм и т.д. Историко-философские исследования традиционализма начались сравнительно недавно и представлены работами различных исследователей как в отечественной, так и в зарубежной философской науке. В условиях глобализации, дихотомии «Восток-Запад», попыток определения общего вектора глобального развития традиционализм приобретает новую актуализацию и становится предметом как сравнительных историко-философских, так и межкультурных исследований, но также и исследований в области религиоведения, культурологии, политологии, социологии и ряда других социально-гуманитарных наук.

REFERENCES

1. Конфуций. Изречения. - Москва: АСТ, 2000г.

2. Степанянц М.Т. Межкультурная философия: истоки, методология, проблематика, перспективы. - Москва: Наука, 2020г.

3. Бонгард-Левин Г., Ильин Г. Индия в древности. - Москва: Наука, 1985г.

4. Радхакришнан С. Индийская философия. Том 1. - Санкт-Петербург: Стикс,

5. Бояркина А.В. Идеи конфуцианства в государственной идеологии КНР // Россия и АТР. №4, 2011г. - С.126-134.

6. Платон. Сочинения в четырех томах. Том 3. Часть 1. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2007г.

7. Поппер К. Открытое общество и его враги. Том 2. - Москва: Феникс, 1992г.

8. Генон Р. Общее введение в изучение индусских учений. - Москва: Беловодье, 2013г.

9. Sedgwick M. Against the Modern World: Traditionalism and the Secret Intellectual History of the Twentieth Century. Oxford: Oxford University Press,

10. Кумарасвами А. О смысле смерти // Генон Р., Эвола Ю., Шуон Ф., Кумарасвами А. Свет и тени. - Тамбов: Ex Nord Lux, 2012г. - С.108-111.

11. Генон Р. Очерки об индуизме. - Москва: Беловодье, 2003г.

12. Sedgwick M. Guenonian Traditionalism in South American literature and academia // International Journal of Latin American Religions.

2021, 5(2), pp. 164-180.

1994г.

2004.

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-271-279

13. Marino D. Mircea Eliade and Rene Guenon: Patterns of Initiation and the "Myth of Affinity" // Journal for the Study of Western Esotericism. 2022, vol. 22, pp. 1-28.

14. Hammer O. Traditionalism in Sweden // International Journal for the Study of New Religions. 2019, 10 (1), pp. 5-244.

15. Poznanovic Z. The secret of Rene Guenon: A critical review of Guenon's traditionalism // Kom Casopis Za Religijske Nauke. 2014, 3 (2), pp. 35-54.

16. Santos B.B. Rene Guenon on the Realization of traditional knowledge: an application to the Wai Khru in the Thai tradition of modern times. Bangkok: Assumption University, 2017.

17. Стефанов Ю.Н. Рене Генон и философия традиционализма // Вопросы философии. 1991. №4. С. 31-42.

18. Колесников А.С. Философская компаративистика: Восток-Запад. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2004г.

19. Мухамеджанова Лалихон Ашуралиевна, Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ермоченко Константин Павлович, Шкуран Оксана Владимировна, Ивентьев Сергей Иванович. (2021) "Социальная истина и духовно-нравственная сфера человека" С.111-118

20. Мухамеджанова Л.А. (2021). РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение, (2 (135)), 123-133.

April, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.