Научная статья на тему 'Философия техники Николая Бердяева и Евгения Замятина. К постановке проблемы'

Философия техники Николая Бердяева и Евгения Замятина. К постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1235
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баранова Ирина Ивановна

The article discusses N. Berdyayev's and E. Zamyatin's views of the technical revolution and its role in people's life

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIKOLAI BERDYAYEV'S AND EVGENI ZAMYATIN'S PHILOSOPHY OF TECHNOLOGY: POSING THE ISSUE

The article discusses N. Berdyayev's and E. Zamyatin's views of the technical revolution and its role in people's life

Текст научной работы на тему «Философия техники Николая Бердяева и Евгения Замятина. К постановке проблемы»

Русский советский театр 1921-1926. Л., 1975. С. 5-6.

8. Резолюция XII съезда ЦК РКП(б) «По вопросам пропаганды, печати и агитации» // КПСС в резолюциях... Т. 3. 9-е изд. М., 1984. С. 106.

9. Гиппиус 3. Красная смена // Газета-протест Союза русских писателей. 1917. 26 нояб.

10. Луначарский А.В. Свобода книги и революция // Печать и революция. 1921. Кн. 1. С. 7.

11. В.И. Ленин о литературе и искусстве. 4-е изд. М., 1986. С. 656-657.

12. Замятин Е.И. Они правы // Замятин Е.И. Я боюсь... С. 42-43.

13. Замятин Е.И. Пора // Там же. С. 67.

14. Луначарский А.В. Анри Барбюс // Из истории советской эстетической мысли 1917-1932 гг. М., 1980. С. 50.

15. Замятин Е.И. <0 творчестве> // Замятин Е.И. Я боюсь... С. 253.

16. Бердяев Н.А. Самопознание // Бердяев Н.А. Самопознание: Соч. М.-Х., 1998. С. 305. (Сер. Антология мысли).

17. Замятин Е.И. О сегодняшнем и современном // Замятин Е.И.. Я боюсь... С. 101.

18. Правдухин В. Литературная современность. 1920-1924. М., 1923. С. 43.

19. Бердяев Н.А. Философия неравенства // Бердяев Н.А. Судьба России: Соч. М.-Х., 2000. С. 500. (Сер. Антология мысли).

20. Бердяев Н.А. Русская идея // Бердяев Н.А. Самопознание... С. 39.

21. Замятин Е.И. Завтра // Замятин Е.И. Я боюсь... С. 49.

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА И ЕВГЕНИЯ ЗАМЯТИНА.

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ1

И.И. Баранова

Baranova 1.1. Nikolai Berdyayev’s and Evgeni Zamyatin’s philosophy of technology: posing the issue. The article discusses N. Berdyayev’s and E. Zamyatin’s views of the technical revolution and its role in people’s life.

В начале XX века Россия вступила в стадию перехода к индустриальному обществу. Этот процесс получил название модернизации. Он включал в себя рост городов, постоянно нарастающее использование машин в производстве, демократизацию политических структур, быстрый рост знаний о природе и обществе, секуляризацию. Такой период развития прошли все ведущие державы, но в нашей стране модернизация имела свои особенности. Так как Россия вступила на этот путь позже других государств, то для того, чтобы не отстать от них, нужно было совершить переход к индустриальному обществу в короткие сроки. Процесс модернизации предполагал привлечение в сферу естественнонаучных знаний, обеспечивавших технический прогресс, новых сил. Большими

успехами были отмечены исследования во всех областях науки, что привело к пересмотру прежних представлений о строении мира, а также изменило систему ценностей человека и его представления о месте и роли в жизни.

Успехи науки были столь велики, что многие были готовы поверить в то, что наука всесильна. Возник своего рода культ научного прогресса, который наметил тенденцию к переносу принципов, по которым можно построить идеальную машину, на человеческое общество. Тема воздействия техники на жизнь человечества была одной из ведущих в творчестве русского философа Н.А. Бердяева (1874-1948). Свои мысли по этому вопросу он изложил в статьях «Человек и машина», «Смысл истории», «Царство духа и царство

1 Исследование проведено в рамках федеральной научной программы «Университеты России», грант У Р. 10.01.042 «Е.И. Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи».

кесаря» и других. Эта тема волновала людей и до Бердяева. Как отмечает Г.Х. фон Вригт, «<...> уже на ранней стадии Промышленной революции луддиты испытывали страх перед машинами, считая их угрозой своему заработку и предвосхищая социальное зло, ставшее бичом поздне-индустриального общества, - массовую безработицу» [1].

О влиянии технической эволюции на развитие личности говорили многие. Ф. Ницше, А. Тойнби, А. Шопенгауэр, Т. Шпенглер, К. Маркс, Н. Бердяев считали, что технический прогресс оборачивается для человека и природы регрессом, так как в нем отсутствует духовная составляющая: «Не может быть технических целей жизни, могут быть только технические средства, цели же всегда лежат в другой области, области духа» [2].

Н. Бердяев полагал, что техника не является ни добром, ни злом, так как в ней отсутствует идея, и только человек способен придать технике смысл. Цивилизация развила технические силы, которые должны были обеспечить господство человека над природой, а получилось, что эти силы властвуют над самим человеком.

Философ, сравнивая организацию и организм, затрагивал проблему зависимости человека от созданной им техники: «Но организация имеет тенденцию и самого организатора превратить из организма в машину. Самый дух, создавший технику и машину, не может быть технизирован без остатка, в нем всегда остается иррациональное начало. Но техника хочет овладеть духом и рационализировать его, превратить в автомат, поработить его. И это есть титаническая борьба человека и технизируемой им природы» [2, с. 151].

Техницизм, проникая в жизнь человека, формирует прагматическое, потребительское отношение к миру, а духовная культура воспринимается как необязательное. Философ рассматривал технику как нечто, что освобождает дух человека, но в то же время он сумел разглядеть те последствия, которые связаны с вхождением ее в жизнь: «<...> техническая эпоха действительно многому несет смерть» [2, с. 153].

Имеются определенные точки соприкосновения во взглядах философа и писателя, Н. Бердяева и Е. Замятина на сущность творчества, роль техники в жизни общества, на отношение личности и коллектива. Философ

отмечал, что машина «не только в чем-то освобождает, но и по-новому порабощает <...>. Эта новая страшная сила разлагает природные формы человека. Она подвергает человека процессу расчленения, разделения, в силу которого человек как бы перестает быть природным существом, каким он был ранее» [2, с. 181-182]. Он считал, что техническая цивилизация провозглашает «культ жизни вне ее смысла» [3], а с развитием техники свобода превращается в тиранию. Бердяев не отрицал технику вообще, а считал, что поклонение машине делает из человека раба. Он пояснял, что, приспосабливая свои желания, действия, цели к возможностям машины, человек перестает быть высшей ценностью, начинает рассматриваться как средство технического прогресса, теряет свое «я», растворяется в массе, так как техника требует коллектива. Философа пугала тенденция, ведущая к технизации духа: «Техника порабощает человека, ослабляет его духовность, угрожает ему гибелью. Кризис нашего времени в значительной степени порожден техникой <...>. И это кризис, прежде всего, духовный» [4]. Но он сознавал, что «роль техники двойственна <...>. И романтическое отрицание техники бессильно и реакционно. Нужно не отрицать научные открытия техники, а духовно овладеть ими» [5]. Е. Замятин тоже был поглощен проблемами, порожденными воздействием техники на жизнь современного человека. Его отношение к технике было неоднозначным. Как талантливый инженер, он видел в технике творческий элемент, но в то же время писатель не мог не ощущать губительных последствий учреждения «культа техники». «Религия материалистическая <...> так же убога, как и всякая другая. И как всякая другая - это только стенка, которую человек строит из трусости, чтобы отгородиться от бесконечности, - писал Замятин Ю. Анненкову. - По эту сторону стенки - все так симплифицировано, монистично, уютно, а по ту - заглянуть не хватает духу» [6].

Писатель предостерегал от всеохватывающего распространения техногенного рационализма на жизнь человека и общества. В заметке «<0 творчестве>» Е. Замятин писал: «Есть исторический закон: завоеватели постепенно впитывают в себя все особенности покоренных племен. Люди, покорившие

племя машин, сами становятся все больше похожими на машины. На последней ступени механизации - искусства не будет: племя машин знает только рассудок, творческие процессы ему недоступны» [7].

Н. Бердяев и Е. Замятин поставили вопрос о дегуманизирующем влиянии технической цивилизации на судьбу личности. Предупреждая о трагических последствиях, философ отмечал, что техника наносит страшные поражения душевной жизни человека. «Техника, - утверждал он, - дает в руки человека страшную, небывалую силу, которой может быть истреблено человечество <...>» [4]. Многие представители интеллигенции чувствовали эту опасность.

Художественное осмысление получает этот вопрос в романе Е. Замятина «Мы». В этом произведении общество построено на основе естественнонаучных исследований. Жизнь в Едином Государстве механистична, рациональна, прямолинейна. Идеалом главного героя является «великая, божественная, точная, мудрая прямая - мудрейшая из линий...» [8]. Нумера живут по системе

Ф.У. Тейлора, который разработал теорию нормирования, управления и организации производственными процессами, направленную на повышение производительности и интенсивности труда. «Да, - записывает главный герой романа Д-503, - этот Тейлор был, несомненно, гениальнейшим из древних. Правда, он не додумался до того, чтобы распространить свой метод на всю жизнь, на каждый шаг, на круглые сутки - он не сумел проинтегрировать своей системы от часу до 24-х. Но все же, как они могли писать целые библиотеки о каком-нибудь там Канте - и едва замечать Тейлора - этого пророка, сумевшего заглянуть на десять веков вперед» [8, с. 35]. Противопоставление «Кант - Тейлор» - это противопоставление гуманистической и рационалистической, основанной на максимальном использовании сил и способностей человека в интересах производства, концепций мышления. Писатель прогнозирует будущее в несвободном технократическом мире, показывает не только перспективы развития техники, но и взаимоотношения

личности и государства. Он так объяснял идейный смысл романа одному из французских критиков: «Близорукие рецензенты

увидели в этой вещи не больше, чем политический памфлет. Это, конечно, неверно: этот роман - сигнал о двойной опасности, угрожающей человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства - все равно, какого. Американцы, несколько лет тому назад писавшие о нью-йоркском издании моего романа, не без основания увидели в нем критику фордизма. В своем последнем романе английский беллетрист Олдос Хаксли развивает почти те же самые идеи и сюжетные положения, которые даны в «Мы». <...> Что и подтверждает, что эти идеи витают в грозовом воздухе, которым мы дышим» [9].

Н. Бердяев и Е. Замятин не отвергали технику, понимая, что люди не могут вернуться к тому укладу жизни, который царил до наступления индустриальной эпохи. Они придерживались мнения, что человечеству нужно не отказываться от технического развития, а научиться управлять техносилой в интересах человека, тем самым нейтрализуя ее разрушительную силу.

1. Вригт Г.Х. Философия техники Николая Бердяева // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 69-78.

2. Бердяев НА. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. №2. С. 148.

3. Бердяев Н А. Смысл истории. М., 1990. С. 170.

4. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире // Новый мир. 1990. № 1. С. 219.

5. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1990. С. 252.

6. Анненков Ю.А. Дневник моих встреч. Т. 1. М., 1991. С. 258.

7. Замятин Е.И. <0 творчестве> // Замятин Е.И. Я боюсь: Лит. критика. Публицистика. Воспоминания / Сост. и коммент. А.Ю. Галушкина. М., 1999. С. 253.

8. Замятин Е.И. Мы: Роман // Замятин Е.И. Избранные произведения / Сост., вступ. ст., коммент. Е.Б. Скороспеловой. М., 1990. С. 16.

9. Лефевр Ф. Один час с Замятиным кораблестроителем, прозаиком и драматургом // Замятин Е.И. Я боюсь... С. 257-258.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.