Научная статья на тему 'Философия техники как направление современного философского знания'

Философия техники как направление современного философского знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10666
1150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА / ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ / ENGINEERING / PHILOSOPHY OF ENGINEERING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Косарев Анатолий Петрович

В статье рассматриваются методологические проблемы философии техники, предмет и сущность техники, феномен техники в истории философии техники, перспективы философии техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF ENGINEERING AS THE DIRECTION OF MODERN PHILOSOPHICAL KNOWLEDGE

In article methodological problems of philosophy of engineering, a subject and essence of engineering, a engineering phenomenon in history of philosophy of engineering, prospect of philosophy of engineering are considered.

Текст научной работы на тему «Философия техники как направление современного философского знания»

ФИЛОСОФИЯ И СОЦИАЛЬНО -ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 101.1 Косарев А.П.

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

В статье рассматриваются методологические проблемы философии техники, предмет и сущность техники, феномен техники в истории философии техники, перспективы философии техники. Ключевые слова: техника, философия техники.

Методологические проблемы философии техники. Техника как область человеческой деятельности с давних пор привлекает к себе внимание философов. Мыслители Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения, Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем техники.

Техника - (от греческого «техне» - искусство, мастерство, умение) -система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие, образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд. Она составляет материальный базис каждой общественной формации.

Перед исследовательским сообществом встала задача выявить основные мировоззренческие и методологические основания научнотехнического знания и инженерного мышления, выявить сущностные характеристики индустриальной и постиндустриальной цивилизаций. Такая задача стала решаться в рамках философии науки как особого направления, получившего название «философия техники». Ввиду особой научной актуальности данное направление философии было включено в вузовский аспирантский курс «История и философия науки» как философия и история техники.

С 1960-х годов философские исследования техники приобретают статус самостоятельной философской дисциплины. В 1970-е годы была

сформулирована программа этого направления, предполагавшая всестороннее исследование техники как одного из важнейших факторов развития человеческого общества. Вторая половина XX в. обострила вопросы, связанные с феноменом техники, ее специфической ролью в жизни общества, перспективами развития, которые становятся философскими смысложизненными проблемами.

Содержание понятия «техника» необыкновенно расширилось и усложнилось, поэтому дать его адекватное определение стало делом чрезвычайно сложным. В ХХ в. изменился социальный статус техники, превратившись в фактор, который определяет будущее человечества. Научно-техническая революция поставила человечество перед лицом глобальных проблем. Для мировой цивилизации было бы трагедией продолжать дальнейшее спонтанное развитие техники. Самое главное, к чему пришла исследовательская мысль, осознание значимости проблемы человека в сложной, противоречивой системе «человек - наука - техника».

Философия техники, как сложное явление, имеет широкий спектр подходов и может иметь разные варианты изложения [1; 2; 3]. Один из таких подходов представлен в данной статье.

Предмет философии техники. Философия техники является одной из наиболее молодых сфер философского знания, имеющей своим предметом исследования онтологических, гносеологических, аксиологических и вообще мировоззренческих проблем техники и технической деятельности. В обыденном сознании философия и техника часто воспринимаются как противоположности: философия - как символ теоретического освоения мира, а техника - как символ практического освоения мира. Надо иметь ввиду и то, что философия техники как словосочетание имеет глубинный смысл, заложенный в культуре современной цивилизации, т.к. развитие техники немыслимо без глубокого философского осмысления.

Философия техники - это направление и область философии, которые исследуют феномен техники в целом как сложного, целостного, динамического и противоречивого феномена современной цивилизации. Сегодня философия техники изучает:

• общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, технических наук;

• место техники, инженерной и технической деятельности в культуре общества;

• отношение человека и техники, техники и природы, этические и эстетические, глобальные проблемы современной техники и технологии.

В широком смысле слова философия техники представляет собой особую область знания, исследующую сущность, закономерности, основные этапы развития техники, ее место в системе культуры, характер и механизм взаимодействия. В собственном смысле слова философия техники обозначает совокупность философских школ, учений, рассматривающих технику через призму человеческой культуры и цивилизации, одновременно исследующих мировоззренческие и методологические аспекты проблем и противоречий, которые порождаются современным научнотехническим прогрессом. Таким образом, философия техники дает более широкий, гуманитарный взгляд на технику.

Объект философии техники - техника как таковая, техническая деятельность и техническое знание как феномен культуры. Предмет философии техники - развитие общественного (технического) сознания в отношении объекта. Основная задача философии техники - исследование технического отношения человека к миру, т.е. технического миропонимания.

При определении предмета и объекта философии техники необходимо различать техническое действие, техническое знание и техническое сознание. Результатом технического действия является артефакт, т.е. техника в виде технического устройства. Результат технического знания есть техническое действие, направленное на создание артефакта. Результат технического сознания - выявление места и роли техники, технической деятельности и технического знания в истории и в современной культуре.

Главные вопросы философии техники сегодня: какова природа и сущностная особенность техники? существуют ли пределы технического роста и как развитие техники связано с судьбами нашей культуры? как соотносятся между собой ценности техногенной цивилизации и гуманитарно-духовные устои человеческого сообщества? Отсюда и необычайно широкое проблемное поле философии техники - уточнение самого понятия «техника», изучение ее исторического развития и анализ структурных характеристик, выявление специфики технического знания и его взаимосвязи с фундаментальными наукам, поиски новой концепции опосредованного техникой диалога человека с природой, моделирование глобальных, технико-экономико-природных систем, выработка критериев оценки технологического развития общества. Философия техники является своеобразной археологией техниче-

ских знаний, т.к. обращена в прошлое, и методологией этих знаний, если она обращена в настоящее и будущее.

Одной из «классических» философских проблем, поднимаемых философией техники, является вопрос о происхождении техники и о ее связи с природой и обществом. В настоящее время этот вопрос является одним из ключевых. В круг проблем, которые входят в философию техники, попадают такие важные вопросы: что такое техника; каковы ее истоки и природа; как взаимосвязаны наука и техника; что представляет собой техническое знание; какое влияние оказывает техника на экономические, политические, социальные, экологические процессы; меняет ли технический прогресс самого человека. Философия техники поднимает этические проблемы взаимоотношений техники, общества и природы. Всплеск развития философии техники вызван и осознанием двусмысленности научно-технического прогресса: с одной стороны, успешное решение социальных и экономических проблем только на основе науки и техники; с другой стороны, все более очевидными становятся пределы экономического и технического роста, осознание ограниченности природных и социальных ресурсов [3].

Понятие техники и ее сущность. Техника, как изготовление и применение орудий, фактически возникает вместе с появлением человеческого общества, являясь фактором становления и развития самого человека. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие, образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд; составляет материальный базис каждой общественной формации. Термин «техника» с момента своего появления объединил в своем содержании два аспекта:

а) орудие труда, все те инструменты или артефакты (искусственные создания человека);

б) совокупность навыков, умений, методов, операций и т.д., необходимых для решения конкретных задач.

В ходе общественного развития понятие техники исторически изменялось, что находило своё выражение и в соответствующих определениях техники. Она обозначалась: 1) ремесло, мастерство, искусство; 2) система орудий, машин; 3) правила и приемы для воплощения какой-либо деятельности; 4) средства труда; 5) система искусственных органов в деятельности человека; 6) система механических устройств для выполнения какой-либо работы. Количество определений можно продолжить. Их немало. Однако просматривается главное: все они варьируют от фундамен-

тального свойства техники, которое можно было бы назвать принципом преобразования. Иными словами, техника есть то, при помощи чего человек преобразует природу, самого себя, общество [4].

Суть техники проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, инструментальный - совокупность искусственно созданных средств усиления органов человека искусственным путем (молот-рука, лопата-нога). Во-вторых, антропологический - творческая человеческая деятельность, направленная на преобразование природы. В-третьих, гносеологический -материализация знаний, где знание играет главную роль в связке матери-ал-энергия-знание, где техника - овеществленная сила знания. В-четвертых, социологический - развитие техники определяется социальными условиями. Это условие самореализации человека и человечества. В технике заключено единство духовного и материального, их диалектическая взаимопревращаемость.

Характерные черты техники. Техника в литературе характеризуется следующими параметрами: 1) техника покоится на деятельности рассудка, она является частью общей рационализации как таковой; 2) техника - это господство, основанное на знании; 3) смысл техники состоит в освобождении от власти природы, её назначение в том, чтобы освободить человека как животное существо от подчинения природе с ее бедствиями, угрозами и оковами для реализации назначения человека [5].

Долгий и сложный путь прошло в своем развитии человечество и весь этот путь неотделим от прогресса техники. Менялись исторические эпохи, происходило движение от одной формации к другой. Каждая новая ступень социально-экономического развития основывалась на новой технической базе. В этом движении менялось и понимание самой общественной жизни. Новым содержанием наполнялись новые, давно сложившиеся понятия. Появляются новые тенденции в понимании техники, связанные с возрастанием роли науки в техническом развитии, а также с тем, что теперь нередко гораздо сложней и трудней разработать, спроектировать техническую систему, чем ее изготовить. Это выдвигает на первый план научное и техническое творчество, порождая новые аспекты в интерпретации самой техники.

Образы техники в истории философии техники. В истории развития Древнего общества сложились два образа техники: приспособительный и агрессивный. Первый образ - приспособительный - основывается на идее поддержания существующего общественного и природного порядка в Древ-

нем Китае в связи с развитием техники, в Древней Индии культивировалось стремление к гармонии общества и природы. Второй образ техники - агрессивный - «война с природой», нападение на нее с целью завладеть ее богатствами, т.е. путь агрессии. Такой тип взаимоотношения с природой был характерен для древнеегипетского, древневавилонского, ассирийского и других народов Междуречья. Древние народы обустраивали свое жизненное пространство согласно своим религиозно-мифологическим представлениям, уходящими корнями в далекое прошлое. Технические знания носили религиозный и практически-культовой характер. Средневековый образ техники -канонический - отличался анонимностью изобретений, техника понималась как магия (практическое искусство) и алхимия (магическое знание). Для канонической культуры характерно приписывания авторства изобретений и нововведений авторитету или Богу.

Переход от канонической к проектной культуре происходит в культуре и философии эпохи Возрождения, когда стали выявляться в науке законы природы и их практическое осуществление. В эпоху Возрождения механика была впервые признана наукой, а природа стала исследоваться в условиях эксперимента с помощью технических средств. Инженерная деятельность как профессия впервые появляется в эпоху Возрождения с появлением мануфактурного производства. Первые инженеры этой эпохи были одновременно консультантами-инженерами, художниками-архитекторами по различным видам военного и гражданского строительства. Для инженеров Возрождения характерно стремление не канонизировать недосягаемые образцы, а улучшать их и делать их всеобщим достоянием под своим именем, чтобы прославить изобретателя.

Научный образ техники в Новое время. Создается принципиально новая «философия» техники - соединение науки и технического искусства, развитие научного знания как силы овладения природой, формируется понимание научно-технического прогресса как бесконечного совершенствования человеческого общества и самой природы на основе роста объема научных знаний о мире. Таким образом, представление о технике эволюционировало от мифологического осмысления в древних обществах до научного изучения техники в современном мире [4].

Феномен техники в истории философии техники. Техника как особая сфера человеческой деятельности всегда привлекала внимание мыслителей. Термин «философия техники» был введен немецким философом Эрнстом Каппом в его книге «Основания философии техники», вышед-

шей в Германии в 1877 г. Философия техники возникла в конце XIX века на стыке философии истории, социальной философии, философии науки и философии культуры. Философия науки к началу ХХ в. оформилась как самостоятельная область философского знания. В ХХ в. проблемами философского анализа техники занимались известные западные мыслители: Ф. Дессауэр (Германия), Л. Мэмфорд (США), Х. Ортега-и-Гассет (Испания), М. Хайдеггер (Германия), О.Шпенглер (Германия), Ж. Эллюль (Франция), К. Ясперс (Германия) и др. Одним из родоначальников философии техники в России был русский инженер П. Энгельмейер, написавший работы «Общие вопросы техники», «Философия техники». Он ввел в оборот отечественной философии термин «философия техники», которым пользуются до сих пор. Возникнув в конце XIX века на стыке философии истории, социальной философии, философии науки и философии культуры, философия техники к началу ХХ в. оформилась как самостоятельная область философского знания.

Философия техники исследуется с разных философских позиций: с точки зрения экзистенциализма (М. Хайдеггер), социальной антропологии (А. Гелен), критической теории Франкфурской школы (Г. Маркузе, Ю. Хабермас). Анализ лишь некоторых из множества школ, направлений и концепций, представляющих философию техники, свидетельствует о чрезвычайной сложности и многогранности исследуемых ею проблем. Вот лишь некоторые из них: «Философия техники» Э. Каппа, где основоположник философии техники в основу своей концепции положил антропологический принцип, «Технофилософская концепция» Ф. Бона, «Философия техники» П. Энгельмейера, «Теологическая философия техники» Ф. Дессауэра, «Технофилософия» Ж. Эллюля, «Техно-философская концепция» Л. Мемфорда, «Технофилософская концепция» Н. Бердяева, «Философия техники» Х. Ортеги-и-Гассета и т.д. Из множества концепций можно выделить центральные структурообразующие отношения, которые лежат в основании различных концепций техники: техника и человек, техника и природа, техника и бытие, техника и социокультурный мир [1].

Техника как философское понятие. В философских трудах однозначного определения самого понятия «техника» не существует до сих пор [5]. За решение различных проблем философии брались такие выдающиеся философы ХХ века, как М. Хайдеггер, Э. Дюркгейм, А. Бергсон, К. Ясперс. Одной из «классических» философских проблем, поднимаемых философией

техники, является вопрос о происхождении техники и о ее связи с природой и обществом, который в настоящее время является одним из ключевых.

В современной философии техники возникла гуманитарная составляющая, которая представлена такими именами, как Л. Мамфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль. Аргентинский философ М. Бунге один из первых предложил изучать философию техники как одно из направлений философии. В их трудах раскрыты последствия технологического развития цивилизации, дан анализ изменений происходящих в социально-психилогической, культурной, ценностной сферах. Связь техники с гуманитарным познанием уже понимали философы техники с начала ХХ в. П. Энгельмейер отмечал: «Сколько вы его (то есть инженера) не начиняйте специальными познаниями, это будет ученый ремесленник, пока вы ему не дадите гуманитарного взгляда на социальноэкономические стороны его профессии» [3, С. 130].

Разработан ряд концепций исторического развития техники. В частности, привлекательны и актуальны идеи о периодизации развития техники, предложенных американским философом Мамфордом. Он выделил три технических эпохи: 1) «эотехническая» (Х1-ХУ11 вв.) имеет в основе технологию «ветра, воды и дерева»; 2) «палеотехническая» (2 пол. ХУШ в. сер. ХХ в.) опирается на комплекс «угля и железа»; 3) «неотехниче-ская» (современная) использует комплекс «электричества и сплавов». В основу периодизации положен основной вид энергии и то «вещество», которое занимает центральное место в создании технических устройств. Вместе с тем намечаются новые подходы к пониманию роли и значения техники в жизни общества, значимость появления новых технологий «безопасных» как в экологическом, так и социальном отношении.

Этапы развития техники. Техника в своем развитии прошла долгий исторический путь, включающий в себя 5 основных этапов: орудийный, ремесленный, машинный, классический и информационный.

На этапе зарождения техники человек еще не знал изготовления орудий, а использовал случайно камень или кость в качестве «ножа», «топора» или «молота». Это был весьма длительный доисторический орудийный период и завершился он лишь с появления древних цивилизаций в Месопотамии, Индии, Китае, Египте, где складывается этап ремесленной техники, основанной на традициях, навыках и умениях.

Второй этап (ремесленный) продолжался тысячелетия и в историческом плане завершился лишь с наступлением эпохи Нового времени,

открыв третий этап развития, когда ремесленная техника исчерпывает свои возможности и уступает место машинной технике. В ее основе лежит инженерная деятельность, которая ориентируется на науку, на теоретическое и прикладное естествознание.

В начале ХХ века техника вступает в четвертый (классический) этап своего развития. Происходит дисциплинарное оформление технических наук. Появляются классические технические науки: теория механизмов и машин, теоретические основы радиотехники и радиоэлектроники и другие электротехнические дисциплины. Развивается машиностроение, авиация, строительство тепловых электростанций.

Машинная техника во второй половине ХХ века быстро переходит в свой пятый - современный (информационный) этап развития. Техника на информационном этапе благодаря созданному искусственному интеллекту поднялась на небывалую ранее высоту, что позволило открыть безграничные возможности для дальнейшего ускорения научно-технического прогресса. Возникают новые области технического знания - компьютерные технологии, системотехника, нанотехнология, роботостроение, эргоэкономика, квантовая электроника, инженерная экология [6].

Техника: современная трактовка понятия. Техника - настолько сложное явление, что сформулировать ее сущностные характеристики весьма трудно. Во-первых, техника представляет собой артефакт. Латинское artefactum означает буквально «искусственно сделанный». Во-вторых, техника образует составную часть производительных сил общества. Функционируя в качестве производительных сил, современная техника разделяется на следующие отрасли: производственная техника, техника транспорта и связи, техника научных исследований, военная техника, техника процесса обучения, техника культуры и быта, медицинская техника, техника управления. Поэтому в современном понимании «техника» в широком смысле слова представляет собой:

• область знания, выступающего в качестве связующего звена между эмпирией и теоретическим знанием;

• область человеческой деятельности, цель которой - изменение природы и господство над ней в соответствии с потребностями человека;

• совокупность умений и навыков, искусство и мастерство, составляющих профессиональные особенности того или иного рода человеческой деятельности.

Современное восприятие термина «техника» во многом связано с классическим его пониманием, однако научно-технический прогресс расширил предметное поле этого понятия. Содержание понятия «техника» необыкновенно расширилось и усложнилось, поэтому дать его адекватное определение стало делом чрезвычайно сложным. Сегодня влияние техники распространяется на органическую и неорганическую природу. В области неорганической материи - это строительная техника, электротехника, теплотехника, энергетическая техника и т.д. В области органической природы - это техника сельского хозяйства, биотехнология и т.д. [7].

В настоящее время в области техники на первый план выходят и социально-этические проблемы, связанные с компьютеризацией общества, меняющей не только сферы производства и образования, но и саму форму организации человеческой жизни, стиль отношений между индивидами. Все это нашло отражение в так называемых концепциях информационного общества, которое определяется как такое общество, в котором качество жизни, а также перспективы социальных изменений и экономического развития все больше зависят от информации и ее использования.

Нормативные модели развития техники. Существует несколько нормативных моделей, которые вырабатывают идеалы для дальнейшего развития техники. «Модель НТР» основана на принципах технологического детерминизма. «Общая модель» основана на ограничении возможного вреда современной техники. Модель ограничения представляет собой технический проект, основанный на изучении критических порогов, за которыми проект приносит скорее вред, чем пользу. Линейная модель постулирует последовательную траекторию: научное знание - техническое открытие - инновация. Эволюционная модель развития науки и техники -где наука задает выбор технических вариантов.

Взаимосвязи техники и общества. Взаимосвязи техники и общества четко проявляются в истории технологических революций в развитии человеческой цивилизации, которые приводят к изменению типа социальной организации общества. Первой технологической революцией в истории общества стала «аграрная революция» (10 тыс. лет назад). Она была переходом от простого собирательства и охоты, стадного образа жизни к кочевому и оседлому содержанию и одомашниванию животных. Вторая технологическая революция известна как «промышленная революция» конца XVII в. - начала второй пол. ХХ в. Промышленная технологическая революция стала основой возникновения индустриального

общества. Третья технологическая революция - это современная «информационно-компьютерная» революция (последняя треть ХХ в. - нач. XXI в.). Главная ее особенность - изобретение компьютерной техники и информационных технологий. Ее следствием стало появление «постиндустриального» типа общества.

Известный американский философ Э. Тоффлер предлагает рассматривать историю взаимосвязи техники и общества в виде образа трех технологических волн. Первая волна была связана с аграрным хозяйством до-индустриального общества. Вторая волна - с комплексом технологий индустриального общества. Третья волна - с созданием современного «информационного» общества (постиндустриальное общество). Как отмечает Э. Тоффлер, общество вступает в период, когда культура приобретает определяющее значение в жизнедеятельности общества, которое становится «обществом знания» [8].

Перспективы философии техники. Сегодня мы можем говорить лишь о периоде становления философии техники как специальной области философских исследований. Еще недавно считалось, что техника в теоретическом и философском отношении не заслуживает специального рассмотрения. Поэтому вплоть до наших дней еще не создано детально разработанной теоретической концепции техники, не разработана система основных понятий, моделей аргументации, как это исторически сложилось в других областях философии, таких как философия истории, социальная философия, философия науки и др. Для философии техники создание подобной области детализированной теоретической системы отношений -дело будущего. Эта задача стоит перед современными учеными, создающими новую философскую дисциплину. Развитие философии техники определяется достижениями самой техники, расширением технических возможностей человечества. Научно-технический прогресс рождает новые и новые проблемы, решение которых требует согласованного взаимодействия представителей науки, общественных деятелей и философов и даже определенного прогнозирования. Здесь раскрываются широкие перспективы для развития философии техники: методологические, теоретические, культурологические, этические и т.д. Отсюда задача философии техники -знать и предвидеть. Поэтому история науки и философии должны занять одно из важных мест в современном инженерном образовании.

Футурологи отмечают, что когда сегодня человечество думает о XXI веке, то представляет себе небывалое развитие науки и техники:

космические ракеты, биотехнологии, роботы. Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мир по-новому оценит само понятие «человек», «личность». Культурное развитие человека отстает от технических и энергетических возможностей общественного развития. Выход видится в развитии культуры и формирования новых человеческих качеств. В эти новые качества (основа нового гуманизма) должны войти - глобальность мышления, любовь к справедливости и отвращение к насилию.

Источники

1. Аль-Ани Н.М. Философия техники: очерки истории и теории: уч. пос. СПб.: Санкт-Петербург, 2004.

2. Митчем К. Что такое философия техники? М.: Аспект-Пресс, 1995.

3. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук: учебник. М.: Гардарики, 2007.

4. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. д. филос. наук, проф. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006.

5. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.

6. Философия науки: уч. пос. / под ред. З.В. Безвесельной. М.: ИД «Юриспруденция», 2009.

7. Бельская Е.Ю. [и др.]. История и философия науки (философия науки): уч. пос. / под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной. М.: Альфа-М: ИНФРА, 2010.

8. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

Зарегистрирована 14.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.