Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ И ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ'

ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ И ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО И СВОБОДА / ПРАВО НА СВОБОДУ / THE RIGHT TO FREEDOM / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / RIGHT TO INFORMATION / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / CONSTITUTIONAL STATE / ПРАВОВЫЕ ДОКТРИНЫ / LEGAL DOCTRINE / LAW AND FREEDOM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ниязов Х.

В правовом государстве основной ценностью является личность человека, его достоинство, права и свободы. Страны, которые считают себя правовыми государствами, прямым или косвенным путем закрепив это положение в своей конституции, однозначно объявляют о неотделимости прав и свобод человека, и их непосредственное юридическое действие. Пресса, информация, свобода мысли и слова, а также политический и идеологический плюрализм, независимость средств массовой информации, наряду с общими признаками входят также в число важных ценностей гражданского общества. Решающее регулирующее влияние на поведение людей в обществе, оказывает ни свобода, а право, как продукт социального развития. А свобода подразумевает недопустимость вмешательства государства в ту или иную сферу жизни человека. Свобода является необходимым условием существования права. Так как, там, где нет свободы, не может быть и права. Только свободные люди могут быть субьектом права. В процессах, связанных с вопросами свободы информации, государство выполняет двойную роль. С одной стороны, он должен воздерживаться от вмешательства к вопросам получения и распрост-ранения информации. А с другой стороны должен создать благоприятные условия для осуществления и защиты прав на этом сегменте деятельности.In a rule-of-law state the core values are the human person, human dignity, rights and freedoms of man and citizen. Countries that constitute themselves to be states governed by the rule of law, directly or indirectly, by securing the provision in their constitution, unequivocally announce the inseparability of human rights and freedoms, and their immediate validity. Press, information, freedom of thought, speech and belief, as well as political and ideological pluralism, independence of mass media, along with the common features are also among the important values ​​of civil society. The overwhelming control impact on regulating the behavior of people in society, has no freedom, and the right, as a product of social evolution. And freedom implies the inadmissibility of government intervention or another sphere of human life. Freedom is a precondition for the right existence. Since, where there is no freedom there is no right. Only free people can be subjects of law. In the processes related to the issues of freedom of information, the government has a dual role. On the one hand, it must refrain from interfering in the issues of obtaining and disseminating of information. On the other hand it should create favorable conditions for the realization and protection of rights of this area of activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ И ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ»

ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ И ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ

Ниязов Х. ©

Доктор философии по политическим наукам, заведующий отделом Института права и прав человека НАНА

Аннотация

В правовом государстве основной ценностью является личность человека, его достоинство, права и свободы. Страны, которые считают себя правовыми государствами, прямым или косвенным путем закрепив это положение в своей конституции, однозначно объявляют о неотделимости прав и свобод человека, и их непосредственное юридическое действие.

Пресса, информация, свобода мысли и слова, а также политический и идеологический плюрализм, независимость средств массовой информации, наряду с общими признаками входят также в число важных ценностей гражданского общества.

Решающее регулирующее влияние на поведение людей в обществе, оказывает ни свобода, а право, как продукт социального развития. А свобода подразумевает недопустимость вмешательства государства в ту или иную сферу жизни человека.

Свобода является необходимым условием существования права. Так как, там, где нет свободы, не может быть и права. Только свободные люди могут быть субьектом права.

В процессах, связанных с вопросами свободы информации, государство выполняет двойную роль. С одной стороны, он должен воздерживаться от вмешательства к вопросам получения и распрост-ранения информации. А с другой стороны должен создать благоприятные условия для осуществления и защиты прав на этом сегменте деятельности.

Ключевые слова: право и свобода, право на свободу, право на информацию, правовое государство, правовые доктрины.

THE PHILOSOPHY OF FREEDOM AND RIGHT TO INFORMATION

Kh. Niyazov

Summary

In a rule-of-law state the core values are the human person, human dignity, rights and freedoms of man and citizen. Countries that constitute themselves to be states governed by the rule of law, directly or indirectly, by securing the provision in their constitution, unequivocally announce the inseparability of human rights andfreedoms, and their immediate validity.

Press, information, freedom of thought, speech and belief, as well as political and ideological pluralism, independence of mass media, along with the common features are also among the important values of civil society.

The overwhelming control impact on regulating the behavior of people in society, has no freedom, and the right, as a product of social evolution. And freedom implies the inadmissibility of government intervention or another sphere of human life.

Freedom is a precondition for the right existence. Since, where there is no freedom there is no right. Only free people can be subjects of law.

In the processes related to the issues of freedom of information, the government has a dual role. On the one hand, it must refrain from interfering in the issues of obtaining and disseminating

© Ниязов Х., 2017 г.

of information. On the other hand it should create favorable conditions for the realization and protection of rights of this area of activities.

Keywords: law and freedom, the right to freedom, right to information, constitutional state, legal doctrine.

Введение

Исторически укрепление новообразованных государств на ранних стадиях развития общества и обоснование принятых в обществе правил имело особое значение. Идеи мыслителей античности о праве и государстве, законе и политике оказали значительное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правах и свободах. Так, Платон утверждал, там, где закон утрачивает свое верховенство и находится в чьем-либо подчинении, неизбежно в самые короткие сроки полное разрушение государства. По мнению Цицерона же, права и свободы не даруются человеку кем-либо и, естественно, не определяются волей кого-то другого. Эти права и свободы, имеющие естественное происхождение, принадлежат человеку от природы. А Геродот считает, что равное право слова есть главный элемент равенства всех граждан перед законом и это равенство составляет сущность демократического режима [1,147].

Государство и свобода: от идеи к праву

На современном этапе вопросы построения правового государства и формирования гражданского общества являются приоритетными. Основной ценностью правового государства признаются личность человека, ее достоинство, права и свободы.

Государства, считающие себя правовыми, данное положение прямо или косвенно закрепляют в конституциях и декларируют права и свободы личности в качестве неотъемлемых и непосредственно действующих. Механизм правового государства свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью государства перед обществом и гражданами. На сегодняшний день одним из основных условий в деятель-ности гражданского общества является публичность, что определяет необходимость высокого уровня осведомленности граждан. Именно поэтому свобода печати, информации, мысли и слова, а также политический и идеологический плюрализм, независимость СМИ, являясь общими признаками гражданского общества, включены в ряды его самых необходимых и передовых ценностей.

Общество может считать себя абсолютно свободным при условии, если оно управляется на основе двух принципов:

1) ни одна власть не должна быть абсолютной, только право должно быть абсолютным;

2) есть границы, не носящие искусственный характер и определен-ные на основе общепринятых и долгосрочных правил, в пределах которых люди пользуются неприкосновенностью [2,293].

Как известно, после ликвидации в XVII-XVIII веках рабства закончилась и эпоха господства церкви над людьми. Люди смогли достичь экономического процветания и стабильности, что позволило им обсуждать не только пути нахождения источников дохода, но и вопросы, связанные со свободой людей и граждан. Вопросы на тему соотношения понятий свобода и деспотизм, свобода человека и народа в целом стали предметом дискуссий. Свобода стала одной из ключевых целей сообщества. Стало уделяться особое внимание исследованию вопросов на тему мотивов человеческого поведения, свободы и ее обеспечения.

Ш.Л. Монтескье в своем произведении «О духе законов» отмечает, что «нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное

впечатление на умы, как слово «свобода». Установление правовой государственности мыслитель объясняет необходимостью свободы в гражданском обществе. По его мнению, свобода - есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане [3,114].

Один из выдающихся классиков раннебуржуазного либерализма Джон Локк считает, что целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Свобода выступает как право человека распоряжаться своими действиями, владениями и собственностью в рамках законов, не подвергаясь при этом деспотической власти другого человека. Люди по природе свободны, равны и независимы, и никто не может быть выведен из этого состояния и подчинен политической власти другого без своего собственного согласия. Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, - это заключение соглашения с другими людьми об объединении в сообщество для удобного, благополучного и мирного совместного сожительства, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся членом общества. Это может сделать любое число людей, поскольку здесь нет ущерба для свободы остальных людей, которые, как и прежде, остаются в естественном состоянии свободы [4, 88].

Согласно Дидро, государственная власть возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Следовательно, государственная власть основана на воле народа, который является сувереном. Главная цель государства - обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья.

Идея свободы слова актуализировалась с распадом рабовладель-ческого общества и ростом противостояния римской тирании. Важную роль в этом процессе сыграла христианская церковь. Впервые появился список книг, запрещенных церковью, неверно излагавших учение Христа, что заложило основу цензуры. Античное многообразие богов и плюрализм суждений сменились христианской идеологией, поддерживаемой монархической властью.

В Европе, в период образования абсолютных монархий, цензура в руках священнослужителей превратилась в средство гонения на инакомыслящих.

Томас Гоббс утверждает, что свободный человек - тот, кому ничто не препятствует делать желаемое, поскольку он по своим физическим и умственным способностям в состоянии это сделать. То есть, когда мы свободно говорим, это является свободой не голоса или произношения, а самого человека, которого никакой закон не обязывает говорить иначе, чем он говорит.

Идеалисты характеризуют свободу как самостоятельность воли, которая не обуславливается внешними факторами, возможностью действовать в соответствии выражением воли. Материалисты же, полностью опровергая этот подход, утверждают, что поведение людей в любом случае определяется независящими от них внешними условиями. По их мнению, свобода - осознанная необходимость.

Человечество на протяжении многих веков обсуждало и обсуждает вопросы, связанные со свободой. Это свободы человека, личности и гражданина, экономическая, политическая и социальная. В данных обсуждениях особое место занимает свобода информации, из которой проистекает право на информацию. Само понятие свободы информации человека неразрывно связано с базовым понятием свободы человека. Существуют различные подходы к определению свободы. Не рассмотрев понятие свободы и не применив его к человеку и его свободе на информацию, невозможно определить содержание права на информацию. Однако определения свободы, составленные на основе анализа человеческих знаний и отраженные в современных источниках, не лишены

недостатков. Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Как справедливо отметил акад. Р.Э.Мехтиев, личность ощущает свою потребность -будучи свободой и процесс становления его как личности начинается со свободы [5, 292].

Свобода - выражение самостоятельных действий человека, в частности его независимости (автономности). Свобода - это самовыражение личности, способность контролировать, регулировать и управлять собой. Это способность личности без какого-либо давления или вмешательства извне или трудностей сознательно действовать в соответствии со своими желаниями.

Свобода определяет способность человека управлять самим собой, принимать и претворять в жизнь решения, не находясь в подчинении какого-либо лица, лиц или общества, без экономического и политического давления другого государства. Таким образом, свобода, являясь особенностью индивида, может быть на национальном и общественном уровнях.

Свобода - способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков.

Следует различать свободу в политическом и правовом смысле. Свобода в политическом смысле - принцип, подразумевающий возможность, защищенную и поддерживаемую со стороны государства и общества, каждого человека беспрепятственно выражать свое мнение по любому вопросу, связанного с государством и общественной жизнью. А в правовом смысле свобода - правовой институт, т.е., сборник правовых норм, обеспечивающий возможность каждого человека выражать свои мнения и суждения, а также определяющий ограничения, необходимые в этой сфере.

В Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 году во Франции, свобода характеризуется следующим образом: «Все, что не запрещено законом, то дозволено и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом». В Билле о правах США, принятом в 1791 г., отмечается: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению какой-либо религии или запрещающего свободное исповедание оной либо ограничивающего свободу слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб» [6, 413].

М.Я.Муратов к особенностям понятия свободы относит следующее:

- Свобода - выражает умение человека действовать в соответствии со своим решением, используя возможности свободной воли;

- свобода отдельного лица обуславливает свободу других граждан, так как человек свободен в той же степени, что и другие;

- свободный человек обладает возможностью выражать свою волю и претворять в жизнь адекватные действия, пределы которых предусмотренны законом;

- право, которое одно лицо считает справедливым применить к другому, должно быть приемлемым и для него самого;

- права свободного человека реализуются в обществе, защищенном со стороны государственной власти;

- свобода предусматривает приобретение истины, раскрывающейся в процессе дискуссии;

- возможность свободного обмена идеями способствует распространению знаний и достижению взаимопонимания на основе уважения позиции других [7, 74].

По мнению М.В.Баглая, термин «свобода» употребляется в конституционном праве в двух неразрывно связанных значениях - как определяющий принцип и субъективное право.

В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельно взятого человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Свобода - как субъективная возможность совершать или не совершать какие-либо действия (например, свобода совести, слова и т.д.). В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен

термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Однако следует учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова [8, 158].

По мнению Б.А.Страшуна, провести юридическое различие между правом (субъективным) и свободой достаточно трудно. Из общей теории права известно, что субъективное право есть мера возможного поведения лица. В большинстве случаев, когда речь идет о субъективном праве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит соответствующая этому праву обязанность. А когда говорится о свободе, имеется в виду запрещение отрицать или ограни-чивать эту свободу, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать данную свободу. Следовательно, различие между правом и свободой достаточно условно и оно применимо не во всех случаях [9, 122].

Право и свобода

В обществе не свобода оказывает решающее воздействие на поведение людей, а право, являющееся следствием социального развития. Так как, право - выражает обязанность государства обеспечить реализацию того же права. А свобода подразумевает недопустимость вмешательства государства в ту или иную сферу жизни человека. Право выражает наличие механизмов для возможностей и их реализации, а свобода только недопустимость ограничений. С точки зрения контекста право - возможность, реализацию которой должно обеспечить государство. Свобода - в основном активное действие (а право -возможность как активных, так и пассивных действий), которое не может быть ограничено. Свобода является предварительным необходимым условием для права. Так как, только свободные люди могут быть субъектами права.

Как известно из философии права понятие «право» обладает философским характером, отраженным в личности человека и его свободной воле. С этой точки зрения свободная воля человека составляет фундаментальную основу прав человека. Права и свободы - субъективные возможности человека совершать какие-либо действия, не запрещенные государством. Закрепление того или иного субъективного права в законодательстве означает, что человек может реально пользоваться определенным благом, совершать определенные действия в пределах, обозначенных в законе.

Право определяется как объективно обусловленная форма свободы в реальных общественных отношениях, подверженная конкретному правовому регулированию. В то время, как термин «свобода» употребляется для того, чтобы подчеркнуть широкие возможности индивидуального выбора, термин «право» - определяет конкретные действия человека. Право и свобода идентифицируются в соответствии с нормативными правилами и, поэтому государство несет ответственность за их реализацию. Однако роль государства здесь несколько отличается. Так, государство несет обязанность обеспечивать реализацию права, воздерживаясь от вмешательства в сферу свободы личности и осуществляя лишь контроль над тем, чтобы эта свобода не была использована против других лиц и государства. Несмотря на то, что понятия права и свободы используются вместе или как продолжение друг друга в юридических текстах, а также судебных решениях и пособиях, однако они не совсем синонимичны.

К этому вопросу существуют различные подходы. Понятия право и свобода неразделимы и взаимосвязаны, так что без присутствия одного невозможно наличие другого. Понятие право защищает независимость, определяет возможность претворения в жизнь какого-либо действия. Право, предоставляя правообладателю правовые возможности совершать то или иное действие, определяет параллельно обязанности других не препятствовать использованию этих прав и относится к ним с уважением. Право показывает состояние, которое индивид желает, выдвигает и может использовать. В этом смысле

существует тесная связь между человеком и правом, и человек признается в качестве носителя прав и обязанностей.

В юридической литературе отмечается, что на определенном этапе философско-правовых исследований всегда требовалось соотнесение права как видового понятия с чем-то еще более фундаментальным - понятием родовым. Многие исследователи пытались в качестве такого родового понятия приспособить разное: волю, правило, интерес, порядок и т. п. Однако, ни одно из них не могло выдержать содержательной нагрузки, стать тем стержнем, на котором можно было бы собрать воедино все основы. Но таким понятием стало понятие свободы [10, 8].

Согласно другому подходу, соотношение понятий «право» и «свобода» характеризуется, прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы. По своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные возможности человека и гражданина в различных сферах. Права и свободы являются юридически признанными возможностями человека избирать вид и меру своего поведения [11, 133].

Согласно советской правовой доктрине, право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил (норм) поведения, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С помощью права господствующий класс или классы регулируют поведение людей, коллективов, закрепляют в качестве обязательных определенные общественные отношения, отвечающие их интересам.

В западной правовой доктрине право рассматривается как нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства фактически различных людей подразумевает их свободу и независимость друг от друга.

Согласно диалектической концепции, закон - это форма конкретизации права, определенная форма его выражения и действия. Только право должно стать законом, закон же должен быть правовым.

Права человека - неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Предоставляя свободы, государство обеспечивает свободное, макси-мально самостоятельное самоопределение человека в некоторых сферах общественной жизни. Свобода - это самостоятельность субъектов, выража-ющаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Задача государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагопри-ятные последствия своего вмешательства в социально-экономические процессы. Данная задача весьма противоречива. С одной стороны, излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному ограничению прав и свобод граждан. Тоталитаризм, в условиях которого свобода индивидов и групп отсутствует, развивается до состояния предельно осложненной ситуации. С другой стороны, уменьшение числа функций государства может привести к утрате стабильности в политических отношениях, конфликтам и кризисам. Поэтому необходимо претворение в жизнь уравновешенной политики как со стороны государства, так и других участников политического процесса.

Роль государства в гражданском обществе заключается в первую очередь в охране правопорядка, борьбе с преступностью, создании необхо-димых условий для беспрепятственного пользования имуществом, а также реализации прав и свобод. Именно поэтому гражданское общество начинается с гражданина и его свободы.

По мнению некоторых авторов, в последние время «свобода» начинает понемногу становиться «правом». Свобода обозначает для государства негативную обязанность, необходимость воздерживаться от вмешательства в сферу свобод личности и, в крайнем случае, устанавли-вать ограничения этого вмешательства таким образом, чтобы они не нарушали сферы свободы личности. Право на информацию предполагает изменение не только терминологии, но и обязанностей государства. Так как, речь идет уже не только о том, чтобы не вмешиваться в частную жизнь личности, но чтобы прямым образом обеспечить этой личности как члену общества, доступ к информации.

Следует отметить, что сегодня без положительной государственной поддержки не может существовать «свободный рынок идей». Так как, государство не только защищает тех, кто пользуется предоставленной им свободой, но и несет обязанность по обеспечению деятельности этого рынка для общества. Свобода самовыражения личности становится коллективным и общественным правом. Здесь подразумевается возмож-ность личности сообщать что-то другим. А главный вопрос заключается в том, чтобы потенциальные потребители информации имели возможность ее получить [12. 133].

Думая о свободе, у нас формируется представление о самостоя-тельности выполнять действия. А для того, чтобы физически и психически совершать эти действия, мы должны обладать определенной информацией. Мы делаем выбор, обладая информацией об объектах окружающего нас мира. При выборе для себя более подходящей деятельности, мы основываемся на сведения, которыми располагаем. Именно поэтому свобода всегда связана с возможностью выбора. Человек, пытающийся обеспечить свои потребности на основе информации, которой он владеет, определяет наиболее важные цели и делает свой выбор.

Заключение

Все вышеперечисленные мнения мы можем обобщить следующим образом.

Решающее регулирующее влияние на поведение людей в обществе, оказывает ни свобода, а право как продукт социального развития. Так как, право - выражает обязанность государства обеспечить реализацию его же права. А свобода подразумевает недопустимость вмешательства государ-ства в ту или иную сферу жизни человека. Свобода является необходимым условием существования права, так как, там, где нет свободы, не может быть и права. Только свободные люди могут быть субъектами права. Право определяется как объективно обусловленная форма свободы в реальных общественных отношениях, подверженная конкретному право-вому регулированию. В то время как термин «свобода» употребляется для того, чтобы подчеркнуть широкие возможности индивидуального выбора, термин «право» - определяет конкретные действия человека. Право и свобода идентифицируются в соответствии с нормативными правилами, и поэтому государство несет ответственность за их реализацию. Однако роль государства здесь несколько отличается. Так, государство несет обязанность обеспечивать реализацию права, воздерживаясь от вмешатель-ства в сферу свободы личности и осуществляя лишь контроль над тем, чтобы эта свобода не была использована против других лиц и государства.

Соблюдение прав человека не должно вести к анархии, потому права и свободы не носят абсолютный и неограниченный характер. Однако ограничения прав и свобод могут быть реализованы при определенных условиях. В первую очередь, такие ограничения должны быть включены в законодательство и должны внедряться в нужной степени и в соответствии интересам демократического общества, в целях защиты самых необходимых ценностей. Это можно отнести и к свободе информации. Так, государство играет двойную роль в процессах, связанных со свободой информации. С одной стороны, оно должно воздерживаться от вмешательства в процесс доступа и распространения информации, а с другой, создать благоприятные условия для реализации и защиты прав в этой области.

Литература

1. История древней Греции / Под. ред. В.И. Кузищина. Изд. 3-е. М.: Высшая школа, 2000, 399 с.

2. Иссайя Берлин. Четыре эссе о свободе / Пер. Сима Векслера. London: Overseas Publications Interchange, 1992, 394 с.

3. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999, 674 с.

4. Джон Локк. Два трактата о правлении // Антология мировой правовой мысли в пяти томах. Т.3. Европа, Америка XVII - XX вв. Национальный общественно-научный фонд; руководитель научного проекта Т. Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999, 829 с.

5. Мехтиев Р.Э. Философия. Баку: Восток-Запад, 2010, 360 с.

6. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Учебное пособие / Под редакцией З.М. Черниловского. Сост. В.Н.Садиков. М.: Гардарика, 1996, 413 с.

7. Муратов М.Я. Право на свободу слова: история и современность: Дис... канд. юрид. наук. М., 2003, 180 с.

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2002, 800 с.

9. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник / Под ред. Б.А.Страшуна: В 4-х т. 3-е изд. Т. 1-2. М.: Бек, 2000, 784 с.

10. Егоров С.Н. Аксиоматические основы теории права. СПб.: Лексикон, 2001, 272 с.

11. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997, 304 с.

12. Гольдман Р., Лентовска Э., Франковски С. Верховный суд США о гражданских правах и свободах. Варшава: Изд-во «БЕГА» , 1997, 254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.