УДК 141.339
Философия Рене Генона как философский эзотеризм
В. О. Красильников
Красильников Валерий Олегович, аспирант кафедры философии религии философского факультета, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, nfehetdalegn@ gmail.com
Философия Рене Генона - яркое интеллектуальное явление XX в., малоизвестное широкой публике и сравнительно малоизученное. В статье предпринимается попытка точной классификации философии Рене Генона, необходимая для полного анализа и оценки его интеллектуальной деятельности. Автор вводит термин «философский эзотеризм», который наиболее точно характеризует основную особенность учения Генона -его философский характер и определяет область, к которой оно принадлежит, а именно эзотеризм. Уделяется внимание объяснению основных философских терминов, введенных Геноном, рассматривается степень влияния его философии на академическую науку. Предпринят сравнительный анализ философских воззрений Рене Генона и взглядов его предшественников, современников и последователей. При изучении теории Рене Генона следует учитывать ее изначально эзотерическое происхождение и философский характер, т. е. наличие определенной системы, правил мышления и выработанной терминологии. Философия Генона является вызовом не только современной науке, для которой она представляет непосредственную опасность, но и религии. Формулируется вывод о значении объективного изучения философии Генона для науки и философии. Ключевые слова: Рене Генон, эзотеризм, традиционализм, философский эзотеризм, традиционалистская школа.
Р01: https://d0i.0rg/l 0.18500/1819-7671 -2019-19-1 -21 -24
Философия Рене Генона - яркое явление интеллектуальной жизни XX в., но несмотря на это, остается малоизвестной широкой публике. Кажущееся противоречие объясняется специфичностью области философствования Генона и радикальностью некоторых его выводов. В философии Рене Генона мы встречаем интересные темы, например, упадок западной цивилизации, нашедшие свое выражение у других более известных философов. Достаточно упомянуть Фридриха Ницше, Освальда Шпенглера или Мартина Хайдеггера. Пессимизм в отношении будущего высказывали многие интеллектуалы и Генон не исключение. Особенностью философии Генона является та предметная область, с позиции которой он высказывался.
Рене Генон родился в 1886 г. в Блуа, недалеко от Парижа. В молодом возрасте он знакомится с различными оккультными учениями и их представителями: мартинистами, масонами, гности-
ками, последователями французского оккультиста Папюса, Блаватской. Не считая убедительными современные ему оккультные и эзотерические учения, Генон выступает с их резкой критикой, формируя собственное философское учение, которое становится более известным как традиционализм. На этом этапе Генон входит в конфликт с католиками, и Маритен пишет весьма скептический и предостерегающий отзыв о его творчестве [1, с. 49]. Следуя собственным идеям, Генон принимает ислам и позднее переезжает в Каир, где продолжает работу над своей философией. В Каире он умирает в 1951 г.
В своих трудах Генон разрабатывает проблематику, являющуюся основой его философии, и дает определения таких терминов, как «традиция», «инициация», «символ», «метафизика». Цель настоящей статьи - выяснить особенности философии Рене Генона и актуализировать позицию, с которой выступает мыслитель.
Точное определение позиции Генона, с философской точки зрения, вызывает серьезные трудности, обусловленные предметом и областью его мировозрения. Мы не можем доверять словам самого Генона, поскольку он никогда не упоминает источников или своих предшественников, а ссылается на личное вдохновение метафизическими принципами. Стоит отметить, что работа Генона «Общее введение в исследования учений индуизма» была отклонена в качестве диссертации на соискание докторской степени в университете Сорбонны французским индологом Сильвеном Леви по следующем причинам: пренебрежение историческими данными, необъективное рассмотрение учений индуизма и необоснованное сведение его к Веданте, а также нескрываемый мистицизм [1, с. 37]. Вопрос обоснованности притязаний Генона на «авторитет Вед» является открытым и важным как феномен эзотеризма и выяснения подлинного источника его философии. Также является противоречивым тот факт, что, считая индуистскую метафизику (в своем понимании) высшей формой мудрости, Генон принял ислам. Объяснить данный факт можно только философией самого Генона, а именно его концепцией инициации.
В конечном счете, с научной точки зрения, важно установить, является ли Генон религиозным
© Красильников В. О., 2019
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1
философом или философом религии, последователем эзотеризма или его оппонентом, теологом или ученым, исследующим религию как историко-со-циальный феномен. Последнее определение вряд ли может быть применено к нему, с учетом его подчеркнутого антиакадемизма и отношения к современной науке вообще. Если же Генон является религиозным философом, то следует определить, к какой религии он принадлежит. Именно это представляет собой наибольшую трудность.
Необходимо отметить, что Генон знал об амбивалентном характере своей философии и рассматривал ее только как ступень к подлинно религиозной жизни, в том смысле, в каком как он ее понимал, и настаивал на присоединении к живой религии. Для Генона этой религией стал ислам. Однако некоторые последователи Генона, например Юлиус Эвола, предпочитали оставаться традиционалистами, не примыкая ни к какой традиции либо создавая синтетические культы. Указанная проблема не только занимает важное место в философии традиционализма, но и имеет значение, выходящее за ее пределы, поскольку в зависимости от ее решения вся философия традиционализма, как и философия Рене Генона, может быть определена тем либо другим способом.
Итак, предпосылкой для возникновения философии Генона следует считать его знакомство с эзотеризмом, представленным различными эзотерическими учениями и объединениями их последователей (кружками). Именно в оккультных и эзотерических кругах Генон провел свою молодость.
Эзотеризм никогда не являлся стройной философской системой и был представлен спорящими между собой группами. Отсутствие серьезной философской составляющей неизменно бросается в глаза при знакомстве с данной областью, что раздражает любой организованный ум, и, видимо, именно таким был ум Генона. В своей работе «Теософизм. История одной псевдорелигии» Ге -нон сам довольно едко высмеивает учение Елены Блаватской, представляющее собой, с его точки зрения, произвольный набор абсурдных утверждений. Первые труды Генона носят критический характер и разоблачают современные оккультные учения. В них встречаются ключевые термины собственной философии Генона, которым он на этом этапе не дает глубокого объяснения.
При внимательном чтении его труда «Теософизм. История одной псевдорелигии» можно заметить, что Генон критикует теософское общество не с точки зрения науки или религии, а с позиции эзотерика, того, за кого последователи Блаватской пытаются себя выдавать. Мыслитель «организовал» современные ему оккультные
учения, очистил от внутренних противоречий и превратил в стройную философскую систему, имеющую свои собственные проблемы и терминологию, способную привлечь внимание талантливых людей. Так, например, для многих течений эзотеризма начала XX в., для теософии Блаватской были характерны модернистские, с точки зрения Генона, представления об эволюционизме. Оккультисты выдвигали предположения о существовании более развитых цивилизаций, чем современная им, но их превосходство они видели исключительно по-современному, в техническом плане. Генон посвящает много времени анализу сходства сциентистских и оккультных мифов; создает последовательную пессимистическую философию, избавляясь от любого современного с его точки зрения элемента.
Ключевым термином философии Рене Генона является термин «традиция», благодаря которому он и его последователи стали известны как традиционалисты. Согласно Генону традиция не есть простой обычай. Приравнивание обычаев к традиции - недопустимое упрощение «современного духа», которому Генон противостоит. С его точки зрения, традиция - это прежде всего передача [2, с. 188]. Передача чего? Сверхчеловеческой мудрости [2, с. 190], универсального знания или «метафизики» [3, с. 97], которая, следуя Генону, была известна человеку с самого начала данного исторического цикла. Изначально мудрость исходит к человеку от сверхчеловеческого источника и затем передается горизонтально от одного носителя традиции к другому [2, с. 190]. В зависимости от степени обладания традицией или знания сверхчеловеческих принципов та или иная цивилизация может быть либо традиционной, либо нет. По мнению Генона, восточные цивилизации - индийская, китайская, исламская - являются традиционными, а современная западная не является таковой.
Циклическая концепция истории, заимствованная Геноном из индуизма, также служит важным элементом философии традиционализма. По Генону история носит не прогрессивный, а регрессивный характер и современность, конечно же, является временем максимального упадка. Кроме того, поскольку мировая история представляет собой циклический процесс, в конце фазы упадка происходит обновление, когда сверхчеловеческий принцип напрямую вторгается в реальность и обновляет ее. Далее постепенный регресс начинается снова. Речь идет, прежде всего, о духовном и интеллектуальном регрессе. Технический прогресс и научный прогресс Генон считает признаками духовного упадка, а всякий эволюционизм, по его мнению, представляет собой иллюзорную концепцию и заблуждение современного духа.
Образец традиционный мудрости Генон видит в индуизме, сведенном к Адвайта-Веданте. С его точки зрения, высшая мудрость, или метафизика - это скорее практическое учение, предназначенное для посвященных и позволяющее им обрести соответствующую духовную реализацию. Степень духовной реализации зависит от способностей каждого индивида, поэтому модель традиционного общества строго иерархична и находит свое лучшее выражение опять же в Индии и ее кастовой системе.
Генон также разработал своеобразную философию религий. По его мнению, существует только одна вечная истина, а различия в религиях объясняются различием народов и цивилизаций. По Генону авраамические религии являются упрощенной и неполной версией подлинной метафизики. Кроме того, в авраамических религиях также преобладает чувственный аспект, поскольку народы, исповедующие их, плохо приспособлены к занятиям чистой метафизикой. Что касается буддизма, Генон долгое время считал его совершенно упадочной и откровенно враждебной формой религии, прямо противостоящей традиции, хотя со временем пересмотрел свою позицию. Нетрудно заметить, что значение всех мировых религий Геноном сильно занижено. В каком-то смысле традиционализм направлен не только против современного мира, но и против «традиционных», не в геноновском смысле, религий.
В отношении того, что обычно называется религией, Генон оставляет право на частицу метафизической истины. Но она не является доступной всем, и поэтому мыслитель делит ее на эзотеризм и экзотеризм в рамках одной отдельно взятой традиции. В идеальном индуизме такого разделения нет [3, с. 75]. В других «сентиментальных» религиях согласно Генону всегда присутствует относительно внешний, экзотерический или религиозный, и внутренний, эзотерический и метафизический элементы.
Отношение Генона к философии сугубо отрицательное. Он критикует философию с самого момента ее возникновения, аргументируя это тем, что «философия есть любовь к мудрости» но не сама «мудрость» [2, с.20], а достойна внимания только сама мудрость. С точки зрения Генона, наиболее ценная философия Запада - это аристо-телизм и средневековая схоластика [3, с. 105]. Вся остальная философия является пустым занятием, набором случайных и ограниченных мнений, бессмысленными спорами вокруг вопросов, которые трудноразрешимы из-за того, что неправильно поставлены [3, с. 131].
Философия истории Генона носит пессимистический характер. История является упадком. Упадок объясняется постепенным пренебрежени-
ем традицией в геноновском смысле. Используя индийскую терминологию, Генон строит своеобразную концепцию смешения каст, которая служит выражением этого упадка. Брахманы постепенно теряют свою мудрость, кшатрии восстают против авторитета брахманов, и далее власть в мире переходит к еще более низшим кастам. В конце исторического цикла наступает «царство количества», лишенное всякой традиционной иерархии.
Концепции, выдвинутые Геноном, противоречат догмам всех мировых религий. В традиционализме сохранялось и сохраняется противоречие между его изначально неортодоксальным и философским ядром и попыткой примириться с уже существующими религиями. Хотя многие традиционалисты приняли ислам либо другие религии и очень серьезно относились к своим религиозным обязанностям, почти никому не удалось окончательно преодолеть традиционалистское учение о вечной философии, которая согласно Генону составляет единую подлинную мудрость, всего лишь по-разному отраженную в различных религиях.
Итак, при изучении философии Рене Генона следует учитывать два момента: ее изначально эзотерическое происхождение и, собственно, ее философский характер, т. е. наличие определенной системы, правил мышления и выработанной терминологии. Изучая Рене Генона, мы имеем дело с эзотерической философией, и его творчество следует отнести к западному эзотеризму.
Об успешности интеллектуальной деятельности Генона свидетельствует тот факт, что элементы его философии опосредованно смогли проникнуть в академическую науку. В частности, исследователь и историк традиционализма Марк Сэджвик вводит два термина для обозначения разных тенденций в рамках традиционалистской философии. По Сэджвику существуют «мягкие» и «жесткие» традиционалисты - "Soft and hard". К жестким традиционалистам он относит самого Генона и Юлиуса Эволу, к мягким традиционалистам - Мирча Элиаде. Различие между «жесткими» и «мягкими» традиционалистами состоит в радикальности и откровенности, с которой они высказывают свои идеи. Если «жесткие» традиционалисты практически всегда игнорировались широкой публикой, то «мягкие» часто высказывали свои идеи менее откровенно, а иногда и вовсе скрывали их, при этом незаметно включая традиционалистский подход в свои теории, ко -торые в случае Мирчи Элиаде были признаны академической наукой.
Создав для современного эзотеризма своеобразную идеологию и уникальный философский язык, Генон опосредованно, через своих после-
Философия
23
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1
дователей и продолжателей, сумел повлиять на академическую науку. Марк Сэджвик в своей работе "Against the modern world" приводит свидетельства ученых или даже простых людей, интересующихся религией и философией, которые с удивлением обнаруживали традиционализм в самых неожиданных местах и чувствовали себя обманутыми [1, с. 284]. Сэджвик замечает, что, несмотря на неудачи традиционалистов в воплощении своих идей в жизнь в политическом поле, многие их инициативы и идеи сумели проникнуть в академическую науку. Вместе с тем отношение ученых к таким случаем, когда они это замечали, было сугубо отрицательным. Так, французский философ и исламовед Анри Корбен испытывал отвращение к традиционализму и «особенно к Генону» [1, с. 264]. Генон и традиционализм не занимаются философской или научной деятельностью, а разрабатывают проблемы исключительно со своей точки зрения, не заботясь об объективности или научной истине.
Философия Генона - вызов не только современной науке, для которой представляет непосредственную опасность, но и религии. Многие положения учения Генона вообще не совместимы с принятыми религиозными догматами. Например, концепция космических циклов никак не может быть совмещена с финализмом авраамических
религий. Представление о том, что окончательное завершение божественной истории может быть приравнено к одной из многих циклических фаз распада и обновления, противоречит самому духу христианства. Впрочем, Генон не скрывает своего отношения к авраамическим религиям, называя их неполными и адаптированными для «примитивной» ментальности западного человека.
В заключение отметим, что объективное отношение к философии Рене Генона важно с точки зрения изучения ее как феномена западного эзо-теризма. Необходимо более точно определить то влияние, которое традиционализм сумел оказать на науку, и обосновать его ценность. Наконец, изучение философии Генона, которая представляет собой особый образец эзотеризма и, в конечном счете, религиозности, может быть интересно представителям существующих религиозных организаций для возможной полемики.
Список литературы
1. Сэджвик М. Наперекор современному миру. Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века / пер. с англ. М. Маршака, А. Лазарева. М., 2014. 536 с.
2. Генон Р. Кризис современного мира. М., 2008. 784 с.
3. Генон Р. Общее введение в изучение индусских учений. М., 2013. 320 с.
Образец для цитирования:
Красильников В. О. Философия Рене Генона как философский эзотеризм // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 21-24. БО!: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-21-24
Philosophy of Rene Guenon as Philosophical Esoterism V. O. Krasilnikov
Valery O. Krasilnikov, Lomonosov Moscow State University, GSP-1, Leninskie Gory, Moscow 119991, Russia, [email protected]
Philosophy of Rene Guenon, despite not being known to general public and remaining understudied by academic community, is one of the most interesting intellectual events of 20th century. The attempt to classify and define the philosophy of Rene Guenon is presented in the article. In author's point of view, it is important for scientific study of Guenon's philosophy. For the exact definition of Guenon's philosophy author suggests the term "philosophical esoterism", which marks the philosophical character of Guenon's works as its main feature and places it in the field of esoterism. Some key concepts of Guenon's philosophy are also presented. The scale of the impact of Guenon's thought is also mentioned. The author compares the philosophical views of Rene Guenon and the views of his predecessors, contemporaries and followers. When studying the philosophy of Rene Guenon one
should take into account its original esoteric origin and philosophical nature, that is, the presence of a certain system, rules of thinking and terminology. Author makes some conclusions about possible scientific and philosophical value of studying Guenon's ideas. Keywords: Rene Guenon, esoterism, traditionalism, philosophical esoterism, traditionalist school.
References
1. Sedgwick M. Against the Modern World. Traditionalism and the Hidden Intellectual History of Twentieth Century. New York, 2004. 428 p. (Russ. ed.: Sehdzhvik M. Naperekor sovremennomu miru. Tradicionalizm i tajnaya intellektualnaya istoriya ХХ veka. Per. s angl. M. Marshak, A. Lazarev. Moscow, 2014. 536 p.).
2. Genon R. Krizis sovremennogo mira [The crisis of the modern world]. Moscow, 2008. 784 p. (in Russian).
3. Genon R. Obschee vvedenyie v izuchenie indusskih uchenyi [General Introduction to the Study of Hindu Teachings]. Moscow, 2013. 320 p. (in Russian).
Cite this article as:
Krasilnikov V. O. Philosophy of Rene Guenon as Philosophical Esoterism. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, iss. 1, pp. 4-11. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-4-11