ФИЛОСОФИЯ ПРАВА И УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННО-ЮРИДИЧЕСКИХ ФОРМАХ Б.Н. ЧИЧЕРИНА
ПРАВКИН Сергей Алексеевич, ЗЕЙНАЛОВА Лариса Михайловна
Аннотация. В статье рассматриваются основные положения учения о государственно-юридических формах Б.Н. Чичерина. Авторы раскрывают полемику о преобладании двух традиций в понимании развития ранней русской государственности и генезиса права.
Annotation. In the article are considered the main provisions of the doctrine of state-legal forms B.N. Chicherina. The author reveals the controversy of the dominance of the two traditions in understanding of the development of early Russian statehood and in the understanding of the Genesis of law.
Ключевые слова: государственно-юридические формы, учения, философия права, Б.Н. Чичерин, государство, устройство.
Keywords: state-legal forms, doctrines, philosophy of law, B.N. Chicherin, state, device.
Б.Н. Чичерин принадлежит к государственной (юридической) школе в русской историографии. В его работах либеральные идеи в юриспруденции получили законченное выражение. Однако он был более либеральным консерватором или консервативным либералом1 . Б.Н. Чичерин, в отличие от К. Д. Кавелина, развивавшего идеи о самобытности русской общины, последовательно отстаивал либерально-западнические идеалы. В Московском университете на юридическом факультете он слушал лекции Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, К.Д. Кавелина. Т.Н. Грановский стал для него настоящим учителем2. Также в теоретических взглядах Б.Н. Чичерина обнаруживается много общего с К.Д. Кавелиным.
Магистерская диссертация Б.Н. Чичерина «Областные учреждения России в XVII веке» представляла совершенно новую концепцию понимания генезиса форм государства и права. Эта работа сразу послужила продолжением линии государственной (юридической) школы в русской историографии. Важными вехами в научной деятельности Б.Н. Чичерина стали работы «Опыты по истории русского права» (1858), пятитомная «История политических учений», «Собственность и государство», «Курс государственной науки», «Философия права» и др. В философских взглядах ученого преобладали рационализм и позитивизм. В «Опытах по истории русского права» Б. Н. Чичерин под-
1 См.: Приленский В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М. : ИФ РАН, 1995. С. 347.
2 Там же. С. 352.
робно рассматривает источники несвободных состояний. Настоящее рабство на Руси он связывает с появлением варягов: «У славян, по свидетельству Маврикия, пленные держались в неволе только временно... Настоящее рабство является у нас вместе с варяжской дружиной, и, вероятно, было принесено ею»3. Рассматривая источники рабства по Русской Правде, Б.Н. Чичерин приравнивает положения холопа и раба, указывая на них как на вещные права4. В.И. Сергеевич также рассматривает раба как собственность хозяина, но с некоторыми оговорками5. В целом методология В.И. Сергеевича является развитием идей государственной школы, особенно методологии Б.Н. Чичерина.
С точки зрения методологии своего философского подхода Б.Н. Чичерин развивает идеи органического, а затем социологического подхода, которые он перенес на исследование проблем государства и права. Идея развития общества связывается Б.Н. Чичериным с необходимостью развития свободы личности. В то же время важное значение он как последовательный государственник уделяет роли государства в историческом процессе: «То, что на Западе образовалось само собою вследствие господства союзного духа, то у нас учреждено правительством на основании государствен-
3 Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права. М., 1858. С. 145.
4 Там же. С. 148.
5 Зейналова Л.М. Правовое государство: концептуальные
основы и проблемы их реализации в современном переустройст-
ве российской государственности // Вестник Юридического
института МИИТ. 2013. № 1. С. 18.
ных потребностей»6. Государство при этом рассматривалось исходной точкой всего общественного развития России с XV в. В этом и состояла главная идея всей государственной школы.
Влияние государственнического подхода настолько велико, что на многие годы в научной литературе продолжается полемика о преобладании двух традиций в понимании развития ранней русской государственности и генезиса права. Один подход связывается с обособленным, полным и автономным развитием институтов государства и права, «независимо от рецепции "неславянских" - греко-византийских, скандинавских, германских - юридических, канонических и иных источников (С.А. Муромцев, Ф.И. Леон-тович, М.М. Сперанский)». Другая научная школа обозначает русско-славянскую правовую традицию (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.О. Ключевский и др.)7. Многие представители русско-славянской правовой традиции являлись последователями государственной (юридической) школы в русской историографии. Таким образом, несмотря на признание факта рецепции государственных и правовых институтов, данное историко-юридическое направление подчеркивало идею самостоятельного государственно-правового развития. В Древнерусском государстве возникла самобытная система государственных институтов и своя система права, но все же влияние было, и, например, В.И. Сергеевич подчеркивал важность византийского правового влияния по сравнению с норманнским.
Государство, по Б.Н. Чичерину, является примером идеального сочетания личных и общественных начал. Исходной точкой частного права он определяет лицо, а публичного права - общество как целое8. Непосредственно установлению единодержавия, как считает Б.Н. Чичерин, предшествует вотчинный период. Государство, с его точки зрения, возникло не из общины, а из вотчины. В этом состояла экономико-правовая суть генезиса государства. Б.Н. Чичерин положительно оценивает петровский период истории, связанный с установ-
6 Чичерин Б.Н. Областные учреждения России в XVII в. М., 1856. С. 36.
7 См.: Правкин С.А. Политико-правовые взгляды В. О. Ключевского (историко-правовое исследование) : дис. ... канд. юрид. наук. Коломна, 2002.
8 См.: Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права.
С. 235.
лением взаимодействия с западными формами права и государственных учреждений9. Однако он также отмечает, что на историческом пространстве России полное развитие получили не столько начала права, сколько начала власти.
Само общественное устройство создается не обществом, а государством. Даже сословное представительство утверждается под действием государственного начала10. Рассматривая закрепощение сословий в России, Б.Н. Чичерин утверждает, что подчинение дворян государству было несравненно сильнее, чем на Западе, в соответствии с задачами общегосударственных повинностей-служб. Все сословия, по Б.Н. Чичерину, были одинаково прикреплены к государственному тяглу11. Отсутствие развитых представительных начал связано с сильным развитием крепостного права, вследствие чего земские соборы не стали подлинным представительством, а лишь укрепляли действующий механизм власти. Государственного учреждения из этого представительства не образовалось. «Политическая свобода основывается на свободе личной, а последняя исчезла в России с возникновением Московского государства»12.
Свою философию права Б.Н. Чичерин строит на метафизических началах. Юридический закон, по его мнению, обращается к человеку как к свободному существу, которое может исполнять или нарушать его. В свободном исполнении закона ученый видит нравственное достоинство человека13. Признание свободы лица выражает приверженность Б.Н. Чичерина философии индивидуализма. Основной вопрос философии права - это отношение закона к свободе14. Однако свобода лица неизбежно ведет к неравенству; признавая свободу, необходимо признавать и вытекающие из нее по-следствия15. Собственность является главным порождением свободы, поэтому общества, отрицающие собственность, являются несвободными, деспотическими, например социализм. Посягательство государства на начала собственности рассматривается Б.Н. Чичериным как
9 См.: Чичерин Б. Собственность и государство. М., 1882. Ч. 2. С. 457.
10 См.: Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1866. С. 525.
11 Там же. С. 533.
12 Там же. С. 562.
13 Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900. С. 30.
14 Там же. С. 83.
15 Там же. С. 98.
абсолютное зло16. Настоящее развитие права выражается в государстве.
Б.Н. Чичерин пишет о необходимости развития представительного начала и конституционного правления. Здесь недопустимо говорить об абсолютной свободе. Необходимы сдерживающие начала власти. Поэтому демократия, по Б.Н. Чичерину, вырождается в дес-потизм17. Представительная монархия для него становится идеальной формой правления, но развитие политической свободы в западном варианте отрицается в силу иного состояния общества. Самодержавие для России, как считает Б.Н. Чичерин, было и остается прогрессивной политической формой, органичной для самосознания русского народа. Основным недостатком конституционной монархии он считает господство принципа разделения властей. Всякая революция рассматривается им как нарушение права. Само государство, исполняя свои задачи, не может справиться без поддержки общественных сил. В современном государстве необходима опора на активные силы гражданского общества. Для этого ученый полагает необходимым широко развивать земские начала, земское самоуправление.
Б.Н. Чичерин указывает, что, подчиняясь государству как высшему целому, человек остается свободным лицом и на основе этой свободы вступает в отношения с другими, при этом образуются связи, в том числе юридические. С юридической стороны общество, управляемое нормами частного права, уже становится гражданским обществом. Как верно указывает Б. Н. Чичерин, понятия государства и гражданского общества основаны на различении публичного и частного права. Назначение общественных явлений, по Б.Н. Чичерину, состоит в их понимании только при свете выражающихся в них рациональных начал18. В этом состоит признание позитивистского подхода в науке. Правом определяется, по мнению Б.Н. Чичерина, строение общества и отношение целого и частей. Субъективное право при этом рассматривается как нравственная возможность требовать или как законная свобода что-либо делать, а объективное право - как закон, определяющий эту свободу. Соединение понимания объективного и субъ-
16 См.: Чичерин Б. Собственность и государство. Ч. 1. С. 153.
17 См.: Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России. СПб., 1906. С. 7.
18 См.: Чичерин Б. Философия права. С. 20.
ективного права дает общее понимание права: «Право есть свобода, определяемая законом»19. Субъективные права определяются содержанием объективного права.
Юридическое строение общества основано на взаимодействии свободных лиц, что неизбежно влечет и взаимное ограничение свободы. Так усиливается начало права, общество не может существовать без определенного юридического порядка. Собственность и договор, как считает Б.Н. Чичерин, являются вечными и необходимыми формами, в которых выражается свобода. При этом семейное и корпоративное право, представляя различные формы частных союзов, выражают сферы частных интересов. Частные союзы представляют как формы переход от общества к государству. Подчиняясь юридическим нормам, общество получает значение юридического лица, т. е. становится гражданским обществом20.
Свобода и равенство, которые устанавливаются юридическим законом, по существу, являются началами юридическими, а не фактическими, но они лишь предоставляют лицу право или возможность действовать. Осуществление права зависит от самого лица. Юридическое равенство выражается в равном для всех праве, а не в создании условий для пользования этим правом21. «Все содержание юридического законодательства состоит в определении прав и обязанностей лиц,
следовательно, их свободы с ее границами и вы-
22
текающими отсюда отношениями» .
Родовой порядок, разрушенный в политической сфере, сохраняется в гражданском обществе и постоянно воздействует на государство. Б.Н. Чичерин вслед за К.Д. Кавелиным и С.М. Соловьевым обращается к анализу теории «родового быта». Однако если у К.Д. Кавелина родовое начало определяет весь период древней русской истории, включая правление Петра, то Б.Н. Чичерин рассматривает родовой быт в качестве основы всего общественного
23
организма до начала пришествия варягов .
19 Чичерин Б. Философия права. С. 84.
20 См: Чичерин Б. Курс государственной науки. М., 1894. Т. 3. С. 440.
21 Зейналова Л.М. Конституция Российской Федерации: этапы развития и исторический анализ // Вестник Юридического института МИИТ. 2013. № 4. С. 142.
22 Чичерин Б. Философия права. С. 84.
23 См.: Зейналова Л.М., Зейналов Р.Г. Реформы государственной службы в России: история и современность // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В. И. Бегинина, Е. Б. Дудниковой. Саратов, 2015. С. 95.
Б.Н. Чичерин, подобно К.Д. Кавелину, различал три этапа общественных отношений на Руси: союз кровный (родовой), гражданский (вотчинный), государственный. «Однако, в отличие от К.Д. Кавелина, вотчинный строй он начинает не со времени правления Андрея Боголюбского, а значительно раньше - с первого появления варяжских дружин на Руси, то есть с середины IX века»24. Родовой быт был разрушен установлением власти варяжских князей. Вместе с разрушением родовых начал развиваются начала свободы личности и частного права.
По мнению Б.Н. Чичерина, на севере Руси, в отличие от юга, сложились основы для разграничения сфер гражданского общества и государства. В.В. Еремян отмечает, что Б.Н. Чичерин выделяет две формы гражданского общежития (быта) на Руси: княжескую вотчину и вольную общину. Во втором случае, как и в первом, преобладали договорные начала между князьями с той лишь разницей, что община выступила в роли коллективного вотчинника. «Русское государство, по Б.Н. Чичерину, так же, как все другие европейские державы, образовалось из вотчинного элемента, ибо вотчинное право имело в себе гораздо более крепости, нежели свободный договор»25. В.В. Еремян в порядке происхождения государства по Б. Н. Чичерину видит истори-ко-социологический подход. Только в князьях-вотчинниках проявились централистские элементы, связанные с возникновением определенных центров власти.
В.В. Еремян также подчеркивает, что разновидностью родовой теории являлась «теория очередного порядка» В. О. Ключевского, который вслед за С. М. Соловьевым отмечал: «. князья-родичи не являются постоянными, неподвижными владельцами областей», а передвигаются «из волости в волость, с младшего стола на старший». Однако кроме генеоло-гической лестницы - своего рода «лествичного восхождения» - он указывал на существование и другой - территориальной («лестницы областей»), иерархия многочисленных ступеней которой определялась соответственно их экономической ценностью: старший князь, киевский, и волостью владел лучшей, более богатой; младшему же князю и область достава-
24 Правкин С.А., Дорохов Н.И., Чихладзе Л.Т. Государство, право и местное самоуправление в России: история и современность. М., 2006.
25 См.: Еремян В.В. Очерки муниципальной историогра-
фии. М., 2003. С. 228.
лась более слабая. «Если я не ошибаюсь, -констатирует В.О. Ключевский, - нигде более в истории мы не имеем возможности наблюдать столь своеобразный политический порядок. По его главной основе, очереди старшинства, будем называть его очередным в отличие от последующего, удельного»26. Удельный порядок в юридической схеме В. О. Ключевского являлся периодом господства частноправовых отношений, перерастание которых в закон обусловило переход к государству в московский период. Эту историко-социологическую схему Б.Н. Чичерина о перерастании частного права в закон и развивает В. О. Ключевский, «разворачивая» ее содержание. В. О. Ключевский показывает, что основой зарождения государства является установление правопорядка.
Юридический строй либо закрепляет существующие естественные различия, либо оставляет их в изменчивом состоянии. В родовой среде естественное преобладание получает аристократия. Внедрение демократических элементов постепенно разлагает родовой строй. В крайних формах проявления сословный порядок может разлагать государственный строй. Восстановление государственного единства ведет к постепенному уравнению сословий. В итоге появляется общегражданский строй. Новый порядок, основанный на началах свободы и равенства, юридически не предоставляет преобладания одному классу общества над другим. Это связано с установлением буржуазного строя и принципа формального юридического равенства. По мнению Б.Н. Чичерина, политический порядок, соответствующий общегражданскому, является строем, основанным на политической свободе. Несмотря на то, что общество в понимании Б.Н. Чичерина устойчивее государства, государство и общество своими формами восполняют друг друга. Обе формы в равной мере необходимы и имеют свою сферу деятельности. Ни одна из названных форм не может заменить другую. Чем меньше единства в обществе, тем больше единства должно быть в государстве. Закон, по Б.Н. Чичерину, должен составлять и определять основные начала права. Однако начало свободы в праве заменяется понятием «интерес». В то же время к личному праву всего менее применимо понятие об общественном интересе, но частный интерес имеет связь с лич-
26 Еремян В.В. Очерки муниципальной историографии. С. 228.
ным правом и в своем содержании вносится в формальные начала права по воле отдельных лиц. Происходит борьба за права. В этой борьбе утверждается новое содержание понимания права. «Общественным же интересом определяются
27
не содержание, а границы личного права» .
Абсолютное господство частных интересов в политической сфере ведет к разложению государства, идея которого выражается в установлении высшего единства и в соглашении всех входящих в состав государства элементов. Государственнический подход Б.Н. Чичерина проявляется в понимании того, что пока государство слабо, оно опирается на владычествующие элементы общества, подчиняя им все остальные элементы. С укреплением государства происходит обратный процесс: раскрепощения и уравнения сословий. Государственная власть здесь уже проявляется как власть, независимая от общества. Такова в целом и теория закрепощения-раскрепощения сословий на службе у государства, общая для государственной (юридической) школы. По мнению Б.Н. Чичерина, с установлением общегражданского строя обе формы и идеи - общества и государства - достигают своего высшего развития.
Взаимодействием различных интересов устанавливается связь государства и общества. При этом государство охраняет требуемое их единство. Б.Н. Чичерин отмечает, что с уничтожением юридического разобщения интересов сохраняется фактическая противоположность интересов. Между этими интересами постоянно возникает борьба, что отражается на государственном строе. Цель государства, по Б.Н. Чичерину, связана с осуществлением идеальных начал. Их реализация требует все усложняющегося развития и совершенствования государственных форм. Юридическая защита предоставляется только юридическому началу. Она не составляет существа права, а определяет только то, что правом охраняется. Материальное право требует для себя защиты в процессуальной форме. Именно материальное право и составляет существо права. Однако защита материального права является неотъемлемой принадлежностью права в целом, ко-
28
торое является принудительным началом .
Б.Н. Чичерин подчеркивает, что по своей идее государство должно осуществлять равно-
27 Чичерин Б. Философия права. С. 87.
28 Там же. С. 88.
весие между различными общественными элементами. Роль государства здесь третейская, умиряющая, связанная с постоянным достижением согласия. Государство как внешний элемент по отношению к обществу необходимо для поддержания общественного равновесия, но чистое единство государства достигается при установлении монархического начала. Монархическая форма, по Б.Н. Чичерину, имеет свое высокое призвание не только в историческом прошлом, но и в идеальном будущем.
Имеет ли право каждый отдельный народ создавать государство? Б.Н. Чичерин дает отрицательный ответ. При этом народность составляет основу любого прочного государственного быта. Государство должно устанавливать внешние связи, так как замкнутое в себе государство находится на низшей ступени исторического развития. Соединяя элементы государства (власть, закон, свободу и общую цель), Б.Н. Чичерин определяет государство как «союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховною властью для общего блага»29. Все эти элементы, с его точки зрения, входят также в состав других союзов: кровного, гражданского и церковного. Государство при этом относится к верховным, владычествующим союзам. «Само понятие о верховной власти заключает в себе полноту права, которое делает из этого начала особый юридический принцип, непри-ложимый ни к какому другому союзу и специально свойственный государству»30. Таким образом, государство является союзом народа, объединенного под верховной властью. С одной стороны, в состав государства входят соединяющиеся лица, с другой - учреждения. Государство как юридическое целое состоит из лиц и учреждений. Закон при этом составляет общую юридическую связь всех элементов государства31. Государство в своем существе проявляется как союз единый, постоянный, нераздельный, самостоятельный. Определение и охрана свободы и прав лица является важнейшей целью государства. Там, где возникает общий интерес, требуется общее законодательство или общие учреждения.
Уважение к закону является важнейшим положением государственного порядка. Госу-
29 Чичерин Б.Н. Общее государственное право. М., 2006. С. 3.
30 Там же. С. 4.
31 Там же. С. 6.
дарственный переворот происходит, когда ограниченная власть, устраняя другие, ее сдерживающие, захватывает совокупную верховную власть в свои руки и устанавливает новый порядок по своему усмотрению. Однако нарушать правопорядок нельзя, иначе происходит революция32. Юридический закон не должен нарушать внутренней свободы. Его принудительная сила легитимна, когда закон признается действующей нормой права. «Таков закон положительный, который получает силу именно от этого признания»33. Таким образом, закон становится правом в силу не только издания государством нормы права, но и в силу общественного признания. Подобно С.М. Соловьеву, утверждавшему, что если закон не приложим к народному быту, то он причиняет вред, Б.Н. Чичерин провозглашает не только легальные, но и легитимные основания действия права. «Цель государства состоит, следовательно, в сочетании противоположных элементов, входящих в его состав, личного и общественного. Это и разумеют, когда целью государства ставят сочетание порядка и свободы»34. Государство здесь понимается как высшее осуществление свободы, но не личной, а общественной.
Первоначальные государства, по Б.Н. Чичерину, происходят преобразованием других союзов. Позднее они могут создаваться соединением или распадением уже существующих государств. Эти способы образования государств являются производными. Сначала государство формируется из патриархального союза, но новое государство образуется путем преобразования частного права в публичное. Утверждению государственного начала в Средние века способствует христианство. Большое значение имеет юридическая доктрина. Юристы в понимании Б.Н. Чичерина в новой истории являлись главными проводниками государственных начал. Феодальному порядку, основанному на частном праве, они противопоставили римское право с его пониманием верховной власти как представителя государства. Развитие юридических начал способствовало утверждению абсолютизма. Таким образом, период создания новых государств являлся периодом усиления неограниченной монархии. Создание государства связано с развитием государст-
32 См: Чичерин Б. Курс государственной науки. Т. 3. С. 530.
33 Чичерин Б. Философия права. С. 92.
34 Чичерин Б.Н. Общее государственное право. С. 14.
венного законодательства. «Государственный закон есть совокупность юридических норм, определяющих устройство и деятельность государства. Им определяются как устройство и деятельность правительственных властей и учреждений, так и права граждан»35. Закон является важнейшим элементом государства. Юридическое начало, определяющее государственный закон, относится к публичному праву. Частное право определяет права и свободы отдельных лиц. Идея государства соединяет оба начала - публичное и частное - с помощью оптимального сочетания прав и обязанностей36.
Необходимость взаимного разграничения прав и обязанностей связана с ограничением свободы. Это разграничение совершается установлением общей нормы37. Б.Н. Чичерин четко формулирует общие основания для частного и публичного права. В частном праве он видит прежде всего отношения лиц между собой, а в публичном - отношение отдельных лиц к государству. Любой союз, который подходит под нормы публичного права, становится элементом государства. Таким образом, устанавливается единство и взаимообусловленность форм права и форм учреждений. В частном праве более проявляются начала уравнивающие, в публичном - начала распределяющие.
Если публичный закон четко и исчерпывающе утверждает само содержание государственной деятельности, то частные отношения определяются волей или усмотрением субъектов. Обязанности в гражданском праве являются по своему характеру отрицательными и выражаются в запрете не посягать на чужое право38. Положительные обязанности связаны уже с усмотрением сторон. Наоборот, в государстве обязанности носят положительный характер. Согласия лица на выполнение публичной обязанности не требуется. Частное право только предоставляет юридическую возможность действовать, действительное право приобретается актом свободной воли, который образует юридический титул. В государстве для выполнения юридической обязанности особенного акта воли не нужно39. Публичные права - права дарованные, а частные права являются приобре-
35 Чичерин Б. Н. Общее государственное право. С. 18.
36 Там же. С. 18.
37 Там же. С. 19.
38 Правкин С.А. Генезис форм государства и права в России. М., 2006.
39 См.: Чичерин Б.Н. Общее государственное право. С. 19.
тенными. Б.Н. Чичерин указывает, что лицо не обязано пользоваться своим гражданским правом, «но государственным правом оно обязано пользоваться, ибо право дается для общей пользы. Однако и тут обязанность не всегда имеет юридическую санкцию. Там, где элемент права перевешивает начало обязанности, государство обыкновенно предоставляет пользование правом свободе лица»40. В отличие от частных прав, государственное право не может изменяться и отчуждаться частной волей, оно частным сделкам не подлежит41. Б.Н. Чичерин делает вывод о невозможности приложения форм частного права к публичному. «Только относительно вещей, исключительно служащих общественной пользе, государство является собственником, наравне с другими. Здесь к публич-
42
ному праву присоединяется частное» .
Б.Н. Чичерин указывает, что общий ход государственного развития был один: средневековая вотчина, основанная на частном праве, превратилась в государство Нового времени. Почти везде создание государства сопровождалось утверждением абсолютизма. Б. Н. Чичерин обратил внимание на то, что по сравнению с вотчинами вольные общины при создании государства играли очень незначительную роль, поэтому происхождение государства носило экономико-правовой характер. Среди вольных общин наиболее приспособленными к установлению государственного порядка оказались те, где преобладали аристократические элементы (аристократические республики). «Государь, даровавший конституцию, тем самым ограничил свои права и отныне связан действующим законом, наравне со всеми подданными. Изменить или отменить закон можно только совокупной волей установленных вла-стей»43. Вместе с тем Б.Н. Чичерин справедливо указывает на факты существовавших в истории договоров между народом и князем. Однако эти формы, по Б. Н. Чичерину, уже нельзя подвести под понятие о государственном законе. Они являются частноправовыми и характеризуют лишь процесс генезиса государственных начал. В Средние века частное право определяло все отношения, а государство поглощалось обществом. В государстве, наоборот, отношения определяются не договором, а под-
40 Чичерин Б.Н. Общее государственное право. С. 21.
41 Там же. С. 22.
42 Там же.
43 Там же. С. 23.
данством и вытекающими отсюда обязатель-
44
ными отношениями .
Верховная власть в государстве не является частной собственностью. На нее владелец не сохраняет абсолютно свои притязания. Б.Н. Чичерин подчеркивает, что верховная власть устанавливается для общего блага. Чем меньше единства в обществе, тем сосредоточеннее должна быть верховная власть. Развитие государства само приводит к уничтожению сословного строя, замене сословного порядка общегражданским. Последний основывается на личной свободе и равенстве всех граждан перед законом. Сословные, политические и гражданские привилегии отменяются как несовместимые с государственным началом. При этом вместо частной зависимости лиц устанавливается общая для всех зависимость от общегражданского закона, но каждый гражданский строй требует соответствующего политического строя. Переход от общегражданской свободы к свободе политической представляет собой длительный исторический процесс. «Закон есть обязательная норма, и повиновение является прямым логическим последствием его существования. Закон, которому можно не повиноваться, не есть юридический закон, а отвлеченное нравственное правило, конкретное приложение которого предоставляется свободной воле лиц»45.
В политике чистой монархии заключаются по Б.Н.Чичерину сила и единство власти. Монархия лучше других форм приспособлена для осуществления крупных преобразований, но ей присущи также недостатки, связанные с концентрацией власти, преодолеть которые должна здоровая политика. Такова внутренняя связь политики и права. Здоровая политика связана в том числе с развитием системы местного самоуправления. Чистая демократия с ее бесконечным господством партий и отсутствием продолжительного согласия отвергается Б.Н. Чичериным. Однако демократия, уравновешенная надлежащим развитием системы представительства, смягчает невыгоды демократического правления. В этом случае появляется необходимая система сдержек. В смешанных формах правления Б.Н. Чичерин видит преимущество перед всяким чистым образом правления. В ограниченной монархии сила
44 См.: Чичерин Б.Н. Общее государственное право. С. 30.
45 Там же. С. 33.
и прочность конституционного порядка зависит не столько от учреждений, сколько от способов действия установленных властей. Участие во власти приводит к возвышению личного достоинства. Отношение центральной власти к местным властям составляет важный вопрос в государствах, где господствует союзное устройство. Б.Н. Чичерин говорит о необходимости различения союзных государств и союзов государств: в первом преобладает единство, во втором - самостоятельность частей.
Внешнюю свободу, которая состоит в возможности определять свои действия по своему усмотрению, независимо от внешнего принуждения, Б.Н. Чичерин относит к источнику права (в материальном смысле). «Однако правом свобода становится только в гражданском порядке, где господствует юридический закон, ибо право есть взаимное ограничение свободы под общим законом. Внешняя свобода человека есть свобода гражданская, в отличие от естествен-ной»46. Свобода человека проистекает не из закона, а из существа человека. При этом свобода и права отдельного лица ограничиваются свободой и правами других лиц. Б.Н. Чичерин отрицает парадигму прирожденных (естественных) прав человека, указывая, что законы во все времена ограничивали эти права. Юридический позитивизм Б.Н. Чичерина связан с пониманием того, что «определение прав зависит от воли государства, которое имеет в виду не только свободу лиц, но и общее благо»47. Развитие и утверждение свободы в его понимании не является единственной целью государства; свобода должна согласовываться с другими высшими началами человеческого общежития. Развитие личной свободы должно согласовываться с силой власти. Высшая цель государства, по Б.Н. Чичерину, состоит в сочетании порядка и свободы48.
Применение закона к правам граждан осуществляется самой властью, которая выполняет в обществе третейскую роль. «Нет сомнения, однако, что в конце концов личные права находятся в полной зависимости от государственной власти, ибо она установляет закон и от нее исходит суд. Иначе и быть не может, ибо власть представляет высший поря-
49
док, которому лицо должно подчиняться» .
Однако защита личных прав становится возможной через то, что лица сами участвуют во власти и в установлении закона. Таким образом, обеспечение личных прав достигается через использование гражданами политических прав50.
Признавая невозможность отчуждения власти частным лицам, Б.Н. Чичерин в то же время утверждает, что «в действительности государство, как единое тело, образуется не всецелым отчуждением личной свободы, а подчинением ее высшему началу, во имя обязанности. Государство представляет высший порядок, господствующий над людьми и связывающий следующие друг за другом поколения в один постоянный союз»51. Даже в самых демократических государствах, по словам Б.Н. Чичерина, личное право не господствует исключительно, а всегда в меру государственной необходимости ограничивается. Теория народовластия в его понимании находится в противоречии с очевидными историческими фактами.
Политические права граждан связаны с их участием в действиях власти. Б.Н. Чичерин относит к политическому праву две категории прав: участие в решениях лично или через представителей и доступ к должностям. Права личности связываются с обязанностями двоякого рода: частными и государственными. «Никто не обязан повиноваться власти, которая действует без законного права или без тех форм, которые закон требует для того, чтобы приказание имело законную силу. Это - начало, вытекающее из самого существа государст-
« 52
венных отношений» .
Рассматривая статус юридических лиц, Б.Н. Чичерин отмечает, что «граждане, соединяясь в частные союзы, образуют постоянные тела, облеченные правами, имеющие обязанности, а нередко и власть над своими членами. Такие тела называются корпорациями. Корпорация есть частный, постоянный союз граждан, образующий юридическое лицо»53. Термином «корпорация» обозначается также всякое юридическое лицо. Б.Н. Чичерин указывает на то, что государство вправе приостановить или ликвидировать деятельность корпорации, которая потеряла значение и сделалась вредной для
Чичерин Б.Н. Общее государственное право. С. 35.
7 Там же. С. 37.
8 Там же. С. 38.
9 Там же. С. 39.
Скутельник О.А., Правкин С.А. Актуальные проблемы юридической науки : учеб. пособие. М., 2016.
51 Чичерин Б. Н. Общее государственное право. С. 71.
52 Там же. С. 247.
53 Там же. С. 254.
общества. Государству всегда принадлежит контроль за деятельностью юридических лиц.
Б.Н. Чичерин отмечает необходимость наличия основного закона, который должен быть один для всего государства. В различии основных законов наблюдается различие государственных устройств. В то же время различие между простыми и сложными государствами состоит не только в государственном устройстве, но и в различии основных законов. «В сложных государствах, рядом с общим основным законом, существуют разные основные законы для разных частей; но это происходит оттого, что эти части составляют отдельные государства, что не мешает им для общих дел образовать единый союз, управляемый единым законом»54. При этом обращается внимание на то, что основной закон может быть по форме писаным или обычным. Обыкновенные законы (органические) развивают и дополняют начала, установленные основными законами. Также отмечается, что «обязательная сила закона простирается только на будущее время. Обратной силы закон не имеет. Об-
ратное действие закона есть логическое противоречие, ибо оно предполагает, что закон действовал, в то время когда он не действовал»55.
Б.Н. Чичерин подчеркивает, что законами не только устанавливаются, но ограничиваются и отменяются права граждан. Особенно это касается области государственного права, так как частное право может быть приобретенным, а государственное право не составляет собственности лица. Политические права могут быть отменены законом, гражданские права могут отменяться лишь при соразмерной компенсации субъекту права. Лишение человека приобретенных законных прав есть нарушение высших начал справедливости56. Отменить действие нормативного правового акта может лишь судья. Он же осуществляет толкование закона при разрешении споров. Б.Н. Чичерин допускает действие правила прецедента, отмечая, что вынесенное правило при разрешении конкретной ситуации может быть распространено на последующие решения. Судьям также отдается приоритет при восполнении пробелов
57
в законодательстве .
Библиографический список
1. Еремян, В.В. Очерки муниципальной историографии. - М., 2003.
2. Зейналова, Л.М. Конституция Российской Федерации: этапы развития и исторический анализ // Вестник Юридического института МИИТ. - 2013. - № 4.
3. Зейналова, Л.М. Правовое государство: концептуальные основы и проблемы их реализации в современном переустройстве российской государственности // Вестник Юридического института МИИТ. - 2013. - № 1.
4. Зейналова, Л.М. Реформы государственной службы в России: история и современность / Л.М. Зейналова, Р.Г. Зейналов // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В. И. Бегинина, Е. Б. Дудниковой. - Саратов, 2015.
5. Правкин, С.А. Генезис форм государства и права в России. - М., 2006.
6. Правкин, С.А. Государство, право и местное самоуправление в России: история и современность / С.А. Правкин, Н.И. Дорохов, Л.Т. Чихладзе. - М., 2006.
7. Правкин, С.А. Политико-правовые взгляды В.О. Ключевского (историко-правовое исследование) : дис. ... канд. юрид. наук. - Коломна, 2002.
8. Приленский, В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. - М. : ИФ РАН, 1995.
9. Скутельник, О.А. Актуальные проблемы юридической науки : учеб. пособие. / О.А. Ску-тельник, С.А. Правкин. - М., 2016.
10. Чичерин, Б. Курс государственной науки. - М., 1894. - Т. 3.
11. Чичерин, Б.Н. Общее государственное право. - М., 2006.
12. Чичерин, Б.Н. Опыты по истории русского права. - М., 1858.
13. Чичерин, Б.Н. Философия права. - М., 1900.
54 Чичерин Б.Н. Общее государственное право. С. 319.
55 Чичерин Б.Н. Общее государственное право. С. 334.
56 Там же. С. 335.
57 Там же. С. 339.
14. Чичерин, Б. Собственность и государство. - М., 1882. Ч. 1, 2.
15. Чичерин, Б.Н. Конституционный вопрос в России. - СПб., 1906.
16. Чичерин, Б.Н. О народном представительстве. - М., 1866.
17. Чичерин, Б.Н. Областные учреждения России в XVII в. - М., 1856.