МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№6/2015
ISSN 2410-700Х
культурная среда интерпретатору при его восприятии данности материала. Например, одним из следствий феноменологического очищения буквальных значений, является отход от попыток класть в основу интерпретации просто восприятие философского текста, так как в результате таковой основы возникает замкнутость «герменевтического круга». То есть для основы интерпретации тут более подходит осознанность какой-либо гипотетическо-герменевтической идеи, через которую предполагается понимать философский текст, высказывание, мысль. Ведь герменевтическая идея, будучи осознаваемой как гипотетическая, становится открытой для коррекции, тогда как иллюзии «непосредственности» восприятия ведут к отождествлению в осознании буквальных значений с интерпретациями, которые заложены в восприятии, что, в свою очередь, ведет к неправомерному расширению данности буквальных значений исследуемого материала.
Герменевтические идеи, которые лежат в основе постижения философского материала, могут быть разными, и их различие во многом зависит от того философского направления, которое они выражают. Например, традиционно экзистенциальная герменевтика берет на вооружение феноменологический метод в экзистенциальной трактовке, то есть применяет его не только к данности человеческого сознания, как это принято в гуссерлианской феноменологии, но применяет его и к данности человеческого существования. Это может быть с успехом использовано при интерпретации феноменов существования, но когда речь идет об интерпретации философского материала, который не является непосредственным экзистенциальным переживанием, а опосредован текстами, то данный экзистенциально-феноменологический подход требует его разработки. И тут важно соотнести герменевтический принцип единства, то есть принцип гипотетической цельности восприятия материала с экзистенциальными восприятиями, описания которых присутствуют в материале, и с экзистенциальными восприятиями интерпретатора текста. Ведь, если присутствуют экзистенциальные восприятия-интерпретации философского текста, но нет их обоснованного соотнесения с герменевтическим принципом единства и экзистенциальным содержанием материала, то речь может идти более о собственном творчестве, чем об исследовании текста.
Таким образом, приходим к тому, что требуется методологическая идея, которая позволяла бы связывать в единое интерпретационное пространство собственное восприятие и содержание текста (или элементов интерпретируемой данности). И в каждом философском направлении требуется разработка таковой основной интерпретационной идеи, задающей принципы интерпретации в рамках того или иного философского направления.
Список использованной литературы.
1. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Том 4: Герменевтика и теория литературы. / В. Дильтей. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. - 531с.
2. Рикёр, П. История и истина /П. Рикёр. - СПб.: Алетейя, 2002. - 400с.
© А Н. Ткачев, 2015
УДК 130.123
Тугаров Александр Борисович
докт. филос. наук, профессор Шевцова Элина Александровна магистрант ПГУ, г.Пенза, РФ, E-mail: fssr@bk.ru
ФИЛОСОФИЯ ПЕДАГОГИКИ В.В.РОЗАНОВА И МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Аннотация
В статье рассматриваются социально-философские и философско-педагогические взгляды В.В.Розанова конца XIX - начала XX вв. на начальное образование в России. Анализируется соотношение
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
роли семьи, церкви, общества и государства в образовании. Определяется взаимовлияние российской научно-теоретической и прикладной педагогики.
Ключевые слова
Философия педагогики. Начальное образование в России. Научная педагогика. Прикладная педагогика. Философия педагогики В.В.Розанова как совокупность универсальных идей о месте и роли образования в социокультурной процессе не сводилась исключительно к универсально-абстрактному, а характеризовалась преобладанием универсально-конкретного и утилитарно-всеобщего. Подготовленная, как и в целом отечественная общественная мысль, полемикой конца XIX века, она представляла собой умозрительную реакцию на поверхностно-схематичные системы философии позитивизма и «субъективной социологии» 1860 - 1870-х г.г., которые рассматривали человеческую личность с сугубо утилитарной точки зрения. Собственно о личности человека в позитивистских системах социологов речи и не шло, поскольку, человек скорее был некоей абстрактной статистической единицей. [1,с.35]
Философско-педагогическое осмысление В.В.Розановым проблем начального образования в России становилось попыткой преодолеть тенденцию преобладания в социально-философской мысли так понимаемого утилитаризма. Современники отмечали, что В.В.Розанов хотел видеть в основе образования, краеугольным камнем школы и семьи, культ народного, своего, завещанного родной историей и бытом. [2,с.181] В.В.Розанов был убеждён, что именно в руки церкви следует передать начальное образование. Церковь и близкая к ней семья гораздо лучше справятся с делом образования, чем государство. Последнее -«только форма, оболочка, но не живой дух. В нём нет вообще ничего субъективного. Это - бедный часовой, который стоит на страже всех нас». [3,с.216]
Книга В.В.Розанова «Сумерки просвещения» в ярких образах рисует, как этот «часовой» жёстко захватил деликатное педагогическое дело и придал ему «мертвенный дух формализма». Он заглушил индивидуальность ученика и учителя, дал какие-то «клочки сухих сведений». Рецензенты отмечали последовательность В.В.Розанова в понимании того, что воспитание необходимо вернуть туда, где «оно более всего уместно, - в церковь и семью».
В.В.Розанов убеждал российского читателя, что именно церковь и семья по самой своей природе «индивидуальны в способах своего воздействия, в своём воззрении на человека, - в том, как относятся к нему». Религиозность церкви, теплота и интимность семьи создают, по мнению В.В.Розанова, ту атмосферу начального образования, где может «выработаться цельная нравственная личность, выросшая под лучами однородных впечатлений».
Такого качественного состояния начального образования никогда не достигает по В.В.Розанову «пёстрая государственная школа», «интенсивно работающая фабрика», которая под наблюдением государственных инспекторов и с государственными рабочими-учителями «производит человеческие души почти по тому способу, как некогда Парацельс производил своего маленького гомункула». [3,с.167]
Тенденцией социально-гуманитарной мысли в России становилось составление образовательных программ как концептуальных подходов к решению конкретных задач. Свою утилитарно-всеобщую «программу» развития начального образования в России В.В.Розанов предложил в 1910 году.
Он подчёркивал, что «первое соприкосновение школы и ученика должно лишь продолжать и развивать семейное отношение, - и вообще должно быть мягко и интимно» именно потому, что, находясь в начальной школе, ученик «переступает к большому миру, "России", к тому внешнему миру, среди которого будет всю жизнь работать, и ни в каком случае не должен почувствовать его враждебным себе, себя - врагом ему. [4]
На рубеже XIX - XX веков В.В.Розанов особо обращал внимание на то, что начальное образование для ребёнка выступает как «самый опасный момент, ценность и многозначительность которого нигде никогда не повторится».
Всё дело в том, что «школа есть то, что он видит первым "в России": всю жизнь о "России" он будет судить несколько по впечатлению, какое на него сделала школа. "Рад он школе" в 9-10 лет, будет радоваться на Россию в 15-17-20 лет и даже дальше; а если первая встреча была угрюма или если она была официальна, холодна, если ему "не доверяли", а он привык только "бояться" и "повиноваться", то он и в житейской работе,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
пред лицом России от океана до океана, будет стоять испуганный и ненавидящий, будет видеть не "родину" в каждой местности, а видеть на каждом шагу "начальство". [4]
Философско-педагогические взгляды В.В.Розанова позволяют провести аналогии с подходами к социально-философскому осмыслению содержания отдельных сторон процесса модернизации школьного образования в современной России. Рассуждая об особенностях современного ему христианского аскетизма, он в 1908 году, сопоставляя интересующие его предметы или ситуации через установление подобия, отмечал с помощью сравнения, что «в механике есть голая механика, изучающая отношения точек, линий, скоростей и прочего в отвлечённой чистоте, и есть прикладная механика, строящая мосты и железные дороги...». [5,с.104]
В свою очередь исследователи актуальных проблем российского образования, рассуждая по аналогии, соотносят «голую педагогику» (по В.В.Розанову - «голую механику»), т.е. научную педагогику, частные педагогической теории, концептуальное понимание перспектив развития современной школы с «прикладной» педагогикой, т.е. искусством образования, педагогикой как профессиональной деятельностью. Подобная аналогия вполне допустима потому, что русская педагогика, отечественное образование были в прошлом и остаются в условиях современного модернизационного процесса в России в равной мере и наукой, и искусством.
Методологически объяснимо и формально-логически корректно предположение, что в принципе «прикладная» педагогика может существовать и нередко на практике обнаруживает себя без какого-либо теоретико-педагогического обоснования. Такое положение дел можно было бы признать для современного российского начального образования до определённого предела допустимым, если не принимать во внимание метафизическое по своей сути и историко-философское по своему происхождению предупреждение о том, что нет ничего опаснее голой эмпирии, презирающей всякую теорию.
Что же касается философии педагогики В.В.Розанова, то она может восприниматься как имеющая методологическую ценность для современного научно-педагогического дискурса и соотноситься с проблемами изучения процесса модернизации начального образования в России с обязательным учётом того обстоятельства, что возросшее на рубеже XIX - XX веков в русском сознании понимание серьёзности жизни, религиозной значительности истории, действия человека в ней для многих мыслящих людей было связано с поворотом к вечным ценностям христианства. [1,с.4]
Педагогика как научное знание и педагогика как профессиональная деятельность при осмыслении проблем современной философии образования предполагают быть дополненными методическим компонентом, вопросами воспитания и вопросами преподавания, обучения в современной начальной школе. Но данный компонент не может быть абсолютизирован, он не может подменить собой или «технологически» включить в своё содержание все аспекты проблематики научной педагогики и «прикладной» педагогики.
Три вышеназванных компонента современного начального образования интегрирует общий концептуальный - комплексный - подход. Концепция комплексного подхода исходит из того, что практика начального образования основана на способности учителя к всестороннему анализу предполагаемой ситуации, в которой может оказаться ребёнок, и умении осуществлять в такой ситуации необходимые обоснованные профессиональные действия. [6,с.55] Список использованной литературы:
1. Русские философы (конец XIX - середина XX века): Антология. Вып.2. / состав. С.Б.Неволин, Л.Г.Филонова. - М.: «Книжная палата», 1994. - 424с.
2. Айхенвальд, Ю.И. В.В.Розанов. Сумерки просвещения. Сборник статей по вопросам образования. СПб., 1899. / Ю.И.Айхенвальд. // Вопросы философии и психологии. - 1900. - № 2. - С.176-185.
3. Розанов, В.В. Сумерки просвещения: Сборник статей по вопросам образования / В.В.Розанов. // СПб.: Изд-во В.Перцова, 1899. - 240с.
4. Розанов, В.В. Первые годы в школе / В.В.Розанов. // Новое время, 1910, 13 сентября. // http: //dugward.ru/library/rozanov/rozanov_pervye_gody_v_shkole .html.
5. Розанов, В.В. О христианском аскетизме / В.В.Розанов. // Русская мысль - 1908. - кн.У. - С.103-110.
6. Тугаров, А.Б. Социально-педагогическая модель социальной работы как феномен прогрессивной педагогики / А.Б.Тугаров, Э.А.Шевцова // Наука и образование в современном обществе: вектор развития:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
ISSN 2410-700Х
№6/2015
Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Ч. II. - М.: «АР-Консалт», 2014. - С.54-56.
© А.Б.Тугаров. Э.А.Шевцова, 2015
УДК 141:159.923
Чудина-Шмидт Наталья Витальевна
канд.философ.наук Крымского филиала Краснодарского университета МВД России
г. Симферополь, РФ e-mail: frog-79@mail.ru
ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТЕЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается необходимость формирования жесткой системы ценностных ориентиров, которые влияют на отношение человека к окружающему его миру и, особенно, к поведению в конкретной жизненной ситуации названной в рамках исследования - экстремальной. Особое внимание обращается на определение возрастных групп, что связано, во-первых, с уровнем развития и устойчивости системы жизненных ориентиров, во-вторых с тем, что именно молодежь (подростки) наиболее склонны к созданию экстремальной ситуации или с тем, что именно с этой группой населения связано большее число возникающих экстремальных ситуаций.
Ключевые слова
Экстрим, экстремальность, экстремальное поведение, ценность, ценностные ориентиры.
Современное общество переживает один из ключевых моментов своего развития, поскольку в нем происходят процессы трансформации и перестройки на всех уровнях и сферах жизнедеятельности. Много проблем возникает в общественном сознании, связанных с процессом перехода из общества с одной формой норм и правил поведения к обществу с совершенно иной формой морально-нравственных отношений.
Современный этап развития социума, и, особенно, общества постсоветского пространства находится на этапе перехода, то есть в том «граничном», «предельном» состоянии когда уже есть ситуация выхода из системы общественных и структуры морально-нравственных отношений свойственных предшествующему обществу, и, в то же время, еще не выработана собственная. Такая ситуация нахождения общественных отношений относится к «граничному», «предельному», а следовательно к экстремальному. Примером такого общества может являться общество государств постсоветского пространства, что вносит их в реестр экстремальных.
Именно поэтому экстремальность в качестве «граничности» имеет свои проявления, как на внешних (общественных), так и на внутренних (внутриличностных) уровнях. Указанное можно определить в качестве актуальности заявленной проблемы, поскольку в условиях существования современного общества, к сожалению, проявления экстремальности приобретают негативный оттенок, и проявляются в преступных, агрессивных, дестроерских настроениях и поступках индивида.
В таком случае, рассматривая личность, которая совершает экстремальные действия, следует обратить внимание на то, что общество условно можно разделить на разные группы, о чем свидетельствуют разные теории социальной стратификации. Это имеет особое значение в рамках исследования, поскольку одно и то же событие, переживание или действие могут вызвать у лиц, относящихся к разным группам совершенно разную реакцию. Однако, в статье предлагается обратить особое внимание на деление по возрастному признаку, как одной из границ в рамках исследования становления и появления субъекта экстрима [4].
В виду сказанного приведем следующее деление: