Научная статья на тему 'Философия образования в XXI В. И ее информационные аспекты'

Философия образования в XXI В. И ее информационные аспекты Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
453
120
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Кинелёв Владимир Георгиевич

В статье дана характеристика основных тенденций развития информационного общества, рассмотрено место образования в информационном обществе и возможности использования информационных технологий. Исследуются такие понятия, как открытое и дистанционное образование.

PHILOSOPHY OF EDUCATION IN THE 21ST CENTURY AND ITS INFORMATION ASPECTS

In article the characteristic of the main trends of information society development and examines the place of education in information society and the opportunities to use the information technologies. Such concepts as open and distance education are studied.

Текст научной работы на тему «Философия образования в XXI В. И ее информационные аспекты»

В. Г. Кинелёв

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI В. И ЕЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

В статье дана характеристика основных тенденций развития информационного общества, рассмотрено место образования в информационном обществе и возможности использования информационных технологий. Исследуются такие понятия, как открытое и дистанционное образование.

Ключевые слова: информационное общество, образование, информационные технологии, открытое образование, дистанционное образование.

In article the characteristic of the main trends of information society development and examines the place of education in information society and the opportunities to use the information technologies. Such concepts as open and distance education are studied.

Key words: information society, education, information technologies, open and distance education.

Основные тенденции развития информационного общества

Вопросы о том, каким должно быть образование в информационном обществе XXI в., каким оно может быть в ближайшей и отдаленной перспективе, все с большей настойчивостью ставятся как в России, так и за рубежом не только учеными, педагогами, но и общественными деятелями, представителями мира культуры и искусства, промышленниками, предпринимателями - всеми, кто думает и действует, стремясь подготовить людей к достойным ответам на вызовы наступившего XXI в.

Поэтому прежде чем пытаться определить контуры образования в стремительно меняющемся мире, следует, на наш взгляд, попытаться заглянуть в будущее и увидеть хотя бы основные черты человеческой цивилизации в ближайшей и отдаленной перспективе.

Одной из основных черт наших лет и еще в большей степени грядущих является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. Мир стремительно меняется. Более того, его нарастающая изменчивость превратилась в конститутивную черту исторического процесса. Теперь даже в масштабах обыденной человеческой жизни изменения начинают преобладать над преемственностью и постоянством. Поэтому не только с точки зрения календарного отсчета времени, но и в действительности мы вступили в переходный период, находимся на изломе истории, когда будущее является как никогда прежде неопределенным.

Одна из сложнейших проблем, которые поставила современная действительность перед человечеством, - проблема человека в меняющемся мире. Сегодня именно человек стал главным фактором развития и одновременно главным фактором риска. Это во многом объясняется тем, что инструментальные возможности мышления современного человека приобрели поистине планетарные масштабы. Они таят в

себе и небывалые возможности, и невиданные угрозы. Что возобладает в реальных исторических условиях, во многом, если не сказать в определяющей степени, зависит от образования, от школ, от университетов.

Поэтому, на наш взгляд, не будет преувеличением утверждать, что создание системы образования, способной подготовить население нашей планеты к жизни в условиях меняющегося мира, - одна из наиболее важных и актуальных проблем современного общества.

Особую сложность всем этим процессам придает происходящая в настоящее время глобализация, затрагивающая не только экономику и политику, но и все другие сферы духовной и практической деятельности человека, чему в немалой степени способствуют и современные информационные и коммуникационные технологии. Благодаря развитию новых информационных и коммуникационных технологий теряют значение государственные границы и определения территориальной юрисдикции, основанные на географии. Открываются захватывающие, доселе не существовавшие возможности свободного распространения знаний и информации, минуя государственные границы. Это заставляет говорить о глобальной системе знаний, выходящей за пределы локальных, узконациональных контекстов. Эти знания объединяют культуры разных народов, характеризуются разнообразием источников, строятся на базе глобальной информационной инфраструктуры и охватывают такие сферы человеческой деятельности, как наука и техника, политика и экономика, гуманитарные и социальные дисциплины, культура и образование.

Весьма важно, что процесс глобализации происходит одновременно с переходом к информационному обществу, что влечет за собой кардинальные изменения в сфере производства и деловой активности людей. Стремительное развитие информационной составляющей общества резко меняет структуру занятости и тру-

31

доустройства, создает новые профессии и рабочие места. Все больше и больше людей становятся членами информационного общества в качестве учащихся, производителей или потребителей, что ведет к формированию принципиально новой информационной среды общества, которую современные философы именуют инфосферой. Можно с уверенностью утверждать, что именно инфосфера будет определять основные контуры информационного общества, которое еще пока формируется в наиболее экономически и технологически развитых странах, но, следуя вызовам информационного общества, будет распространяться от них по всему миру. Поэтому нет преувеличения в предположении о том, что будущим поколениям придется столкнуться с необходимостью приспосабливаться к новой социальной и технологической среде, где не природные ресурсы и энергия, а информация и научное знание станут основными факторами, определяющими и стратегический потенциал общества, и перспективы его развития. Вследствие этого, образование в информационном обществе ставит перед информационными и коммуникационными технологиями задачи удовлетворения крупномасштабных образовательных потребностей, порожденных его социально-экономическим развитием. Причем информация и научное знание становятся главными продуктами его экономической деятельности и представляют собой основные ценности и продукцию информационного общества, от которых непосредственно зависит дальнейшее экономическое благосостояние, социальная защищенность и технологическое развитие.

Образование в информационном обществе

Таким образом, естественны вопросы: каким должно быть образование в информационном обществе XXI в.; каким требованиям оно должно отвечать, чтобы помочь людям адаптироваться к новым, быстро меняющимся условиям их существования; как можно обеспечить выполнение этих требований и что именно следует предпринять в этих целях уже сегодня?

В Докладе Международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище», представленном в ЮНЕСКО, подчеркивается определяющая роль фундаментальных и прочных знаний в решении тех сложных задач, которые несет с собой наступившее столетие, что в свою очередь требует осмысления и определения образовательной парадигмы для информационного общества.

Эту новую образовательную парадигму можно сформулировать в виде логически связанной триады: «целостность картины мира - целостность знания -целостность личности».

Практическое воплощение этой парадигмы требует решения ряда связанных между собой проблем, среди которых назовем проблему «фундаментализа-ции» содержания образования, раскрывающего фундаментальные законы развития природы, общества и человека, формирующего у него способности использовать эти законы на благо мира природы и мира человека. Главные причины, которые обуславливают необходимость «фундаментализации» содержания образования, на наш взгляд, могут быть разделены на две группы.

К первой из них относятся глобальные проблемы, связанные с развитием цивилизации. Это объясняется тем, что в процессе развития человек, общество, природа не только проявляют свои основные (фундаментальные) черты, но и свою взаимосвязанность, взаимообусловленность и целостность, на что впервые обратили внимание представители русского космизма (В. И. Вернадский и др.).

Вторая группа причин указывает на необходимость «фундаментализации» содержания образования. Она возникла в результате осознания мировым сообществом того, что образованный человек является важнейшим приоритетом современной цивилизации, что так прозорливо отмечал еще в XIX в. А. С. Грибоедов: «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству».

Следует отметить, что в соответствии с современным видением проблемы, для воспитания широко развитой личности необходимо решить некоторое количество взаимосвязанных проблем. Во-первых, очень важно гармонизировать отношения человека и природы, помогая ему получить научную картину окружающего его мира. Во-вторых, нельзя упускать из внимания социальную природу человека, поэтому гармоничная социализация не может обойтись без культурной ассимиляции, которая достигается через изучение истории, литературы, искусства, права, философии и экономики. В-третьих, современный человек живет в мире, перенасыщенном информацией, поэтому задача системы образования заключается в том, чтобы научить человека ориентироваться в этом мире. И, наконец, необходимо, чтобы человек достиг некоего внутреннего равновесия, гармонии.

Таким образом, решение глобальных проблем цивилизации и удовлетворение потребностей каждого отдельного человека диктует необходимость «фундаментализации» содержания образования.

В этом сложном историческом процессе взаимодействия образования, науки и культуры можно выделить несколько важных аспектов.

32

Во-первых, как справедливо отмечал выдающийся русский мыслитель Г. П. Федотов, образование не может существовать в отрыве от культурной среды и наоборот. Во-вторых, образование напрямую связано с научным знанием как элементом культуры. И, в-третьих, сама культурная среда формируется и воспроизводится людьми, получившими образование, а не прошедшими курс обучения. Именно в этом взаимодействии образования, науки и культуры рождается и развивается Личность.

Последнее обстоятельство заставляет нас по-новому взглянуть на существующие образовательные технологии и определить их перспективные направления совершенствования в целях развития творческих способностей человека. Говоря о необходимости «фундаментализации» содержания образования, нельзя не отметить, что фундаментальные научные знания невозможно механически усвоить или же пассивно впитать от наставников-учителей. Они вырабатываются самой личностью как результат внутренней творческой активности, как продукт эволюции и самоорганизации мышления. Роль учителя в этом процессе - активизировать интеллект ученика и дать ему образцы целостного мышления, что позволит человеку ощутить себя частью природы, ответственную за гармоническое сосуществование природы и человека, и воспринимать науку как инструмент достижения этой гармонии. Для решения этих задач необходимо на всех уровнях образования решительно уходить от процесса обучения, который направлен на формирование конкретных, а потому ограниченных знаний, умений и навыков, к образованию как процессу формирования у ученика способности воспринимать окружающий мир природы и человека во всей его взаимообусловленности, многогранности, сложности и целостности.

Информационные технологии и образование

Сегодня мы являемся свидетелями и участниками беспрецедентного по своей стремительности и глобальности процесса проникновения информационных и коммуникационных технологий практически во все сферы деятельности. Стремительное развитие информационной составляющей общества ставит перед образованием впечатляющую по своим масштабам проблему подготовки населения нашей планеты к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного общества, которая не может быть решена в рамках прежних подходов к образовательному процессу. Новые информационные и коммуникаци-

онные технологии во многом разрушают рамки традиционного образовательного процесса, создают возможность преодоления возрастных, временных и пространственных барьеров, позволяя каждому учиться в течение всей жизни.

Одновременно информационные и коммуникационные технологии предлагают поразительные возможности и перспективы применения их в процессе преподавания и обучения, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции, результатом которой станут кардинальные перемены во всех областях человеческой жизни. Эти обстоятельства вкупе с новыми социальными требованиями, новым мировым сообществом, формирующимся в результате применения новых информационных и коммуникационных технологий и моделей деятельности, порождают необходимость иного уровня грамотности, соответствующего требованиям информационного общества. Новый уровень грамотности требует создания принципиально другой технологии приобретения научных знаний, иных педагогических подходов к преподаванию и усвоению знаний.

Таким образом, ошибочно было бы думать, что применение новых информационных и коммуникационных технологий автоматически повысит качество образования само по себе. Для эффективного использования их возможностей педагогам и методистам необходимо осваивать, развивать и активно применять компьютерную психологию, компьютерную дидактику и компьютерную этику.

В то же время нельзя не отметить, что нынешний уровень развития информационных и коммуникационных технологий позволяет успешно применять их в образовании с целью развития творческого потенциала человека. Они становятся инструментальной основой быстро развивающегося нового направления в искусстве - экранного искусства, которое делает доступными для миллионов людей во всех уголках Земли шедевры мировой культуры.

Объединение в общем тематическом плане красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи, и сопровождение их многоаспектной текстовой информацией, музыкальными произведениями, оказывает сильное эмоциональное воздействие на обучаемого, развивает его художественный вкус и одновременно дает возможность получения знаний в области культуры, искусства, истории развития человечества.

Здесь уместно привести слова О. Уайльда: «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся».

ЗЗ

Открытое образование

В последние годы очень много говорится об открытом образовании, причем, как правило, оно отождествляется с дистанционным образованием. На самом деле, это далеко не так. Идея открытого образования в ее нынешнем виде получила распространение в 60-70-е гг. прошлого столетия в связи с переосмыслением социальных задач национальных систем образования в условиях постиндустриального общества, когда человечество в полной мере осознало справедливость слов, сказанных 200 лет до этого маркизом де Кондорсе: «Неравенство состояний и неравенство образования - вот главные причины всех социальных потрясений». С дистанционным образованием впервые связал это понятие Ч. Ведемейер в 1978 г. С момента его возникновения и до сих пор под открытым образованием понимается, с одной стороны, образование как более доступное, чем традиционное, а с другой - способное быстро перестраиваться в соответствии с потребностями личности, а стало быть, предоставлять более широкие возможности выбора индивидуального пути в освоении общей и профессиональной культуры. В рамках открытой образовательной системы каждый человек, во-первых, должен иметь гарантированное государством право получения образования того или иного уровня, независимо от его финансового и социального положения, а во-вторых, может выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует именно его личным способностям и жизненным целевым установкам. Технологии дистанционного обучения, безусловно, позволяют сделать образование более открытым, однако, и при дистанционной форме обучения образование может быть закрытым, если эти технологии по тем или иным причинам, например финансовым, окажутся недоступными для какой-то части общества.

Нет сомнения в том, что технологии дистанционного обучения могут сыграть большую роль в обеспечении доступности образования для граждан информационного общества.

Во-первых, современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий посредством технологий дистанционного обучения создает реальную базу для построения глобальной образовательной системы как основы для практического воплощения девиза ЮНЕСКО «Образование без границ». На наш взгляд, чтобы создать образовательную среду без границ, человеку необходимо преодолеть два основных препятствия: географические расстояния и различия в способностях разных людей воспринимать и передавать одну и ту же ин-

формацию, особенно если речь идет о людях с особыми потребностями, в силу разных причин неспособных получить образование обычными методами.

Технологии дистанционного обучения позволяют преодолеть барьеры времени и пространства, обеспечивая непосредственную и интерактивную коммуникацию между преподавателем и учащимся, что всегда являлось определяющей характеристикой, неоспоримым преимуществом системы очного обучения.

Нет сомнения в том, что в ближайшем будущем дальнейшее продвижение информационных и коммуникационных технологий приведет к широкому распространению так называемых электронных библиотек, открытых виртуальных университетов, глобальных виртуальных кампусов, научных и учебных лабораторий удаленного доступа как основы создания единой образовательной и научной среды для всего мирового сообщества.

Хочется особо подчеркнуть, что новые информационные технологии, а также созданная человеком искусственная интеллектуальная среда могут хотя бы отчасти вернуть многим людям способности и коммуникационные возможности, которых их лишила природа, экологические катастрофы, военные конфликты или человеческое насилие. Вероятно, в этом заключается главная гуманистическая тенденция, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий в образовании и других сферах материальной и духовной деятельности человека.

В заключение приведем слова В. Шекспира: «Такими время встретим мы, какими нас оно застигнет». Процессы, происходящие в мире науки, образования и культуры, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что мы оказались во многом не подготовленными к приходу нового времени. Более того, как показал Всемирный форум по информационному обществу (Женева, 2003; Тунис, 2005), проблемы построения информационного общества и адаптации человека к условиям жизни в нем равно как и вопросы образования, науки и культуры в информационном обществе, оказались за пределами интересов участников этого форума, озабоченных дальнейшим технологическим прогрессом, расширением рынков сбыта их продукции, но не судьбой тех, для кого должен совершаться этот технологический прогресс и расширяться рынок сбыта их продукции. Нам представляется, что сохранение подобного отношения к вопросам человека в информационном обществе грозит в будущем серьезными социальными и экономическими проблемами. Однако, что будет в действительности, покажет время.

34