УДК 008+130.2
О. Л. Максимова
Философия образования в контексте философии лимитизма К. Ф. Жакова
В статье рассматриваются философские взгляды К. Ф. Жакова на образование: раскрывается значение образования, его цель и принципы, на основе которых базируется педагогическая деятельность. Анализируется система образования, основанная на комплексном подходе к изучению человека. Особое внимание уделяется взаимоотношениям образования и философии. Проводится сравнительный анализ прогрессивных взглядов К. Жакова на образовательный процесс и современную систему образования.
Ключевые слова: К. Ф. Жаков, лимитизм, философия образования, принципы педагогической деятельности.
O. L. Maksimova. Philosophy of education in the context of K. F. Zhakov's limitism philosophy
The article considers the K. F. Zhakov's philosophy of education and reveals the importance of the education, it's purpose and principles forming the basis for the pedagogical activity. The educational system building on the integrated approach to the study of man is under review. Particular attention is paid to the relationships between education and philosophy. The comparative analysis of the K. F. Zhakov's progressive view on the educational process and the modern educational system is provided.
Keywords: K. F. Zhakov, limitism philosophy, philosophy of education, principles of the pedagogical activity.
Взгляды К. Ф. Жакова на образование закономерно возникают из картины мира, представленной в философии лимитизма [1]. Лимитизм, созданный по принципу синтеза разных типов мировоззрения и способов познания, зарождается как реакция на социальные и политические преобразования начала ХХ века и на «болезни» современной западной философии, к которым, по мнению К. Ф. Жакова, относятся потеря философией свой ведущей роли, отрицание Бога, специализация, индивидуализа-
© Максимова О. Л., 2019
ция, всеобщая разобщенность и вражда ученых с философами, противостояние науки и философии с религией. В связи с этим К. Ф. Жаков определяет цель лимитизма как единство наук, философии и религий: «Лимитизм - неизбежный вывод всех наук, всех философий, всех религий. Это неизбежное Благо» [5, с. 204]. Таким образом, лимитизм как философская система представляет собой попытку привести к общему знаменателю накопленные человечеством знания и опыт.
Лимитизм - эволюционная теория познания К. Ф. Жакова [4], стремящаяся к своему пределу - Бытию как проявлению диалектического «Единого» («Первопотенциального»] в круговороте жизни по граням Потенциального и Реального. Грани реального мира образуют пространство, время, материю, душу, разум, эстетическое, добро. В потенциальной реальности им соответствуют семь потенциалов: бесконечность, вечность, пер-воматерия, мировая душа, космический разум, космическая жажда творчества, мировая любовь. Грани не переходят друг в друга ни в реальном, ни в потенциальном, подобно тому как материальное не сводится к духу, но при этом оба начала обеспечивают непрерывный жизненный цикл. В соответствии с семи-гранностью мира К. Ф. Жаков выстраивает систему наук: каждой грани соответствует своя определённая наука (геометрия, хронология, физика, психология, логика, эстетика и этика], а пределом стремления всех наук является доминирующая наука о ценностях - философия, которая должна определять цели и задачи всех наук.
Придерживаясь принципов эволюционной системы, К. Жаков раскрывает постепенное развертывание Потенциала от низших к высшим граням реального мира: от низшего к высшему, от переменного к предельному. Такое развитие обеспечивает гомологичность в природе и в психике. В материальном и психическом Потенциал раскрывается не полностью, оставаясь «в себе», он сохраняет возможность реализации в высших ценностях - логическом, эстетическом и моральном. При этом такая эволюция Потенциала становится возможной только благодаря человеку. Следовательно, человек в лимитизме - это особая ступень эволюционного раскрытия мира.
По мнению К. Ф. Жакова, эволюционное развитие высших ценностей осуществляется благодаря воспитанию, доминантой которого является образование. Философом задается цель образования - стремление к логическому (развитию разума], эстетическому (формированию чувства прекрасного] и этическому (постижение добра]. Придавая первостепенное значение образовательному процессу и опираясь на лимитические принципы постижения законов мира, К. Жаков выстраивает целостную систему образования.
В работе «О воспитании» (1917 г.] философ определяет основополагающий принцип воспитания и образования: «Воспитывать нужно сообразно природе» [2, с. 2]. На первый взгляд, такой подход аналогичен пайдейе - античной системе воспитания, осуществляющей гармоничное развитие души и тела с опорой на природу человека. Однако понимание взаимодействия физического и духовного в ХХ веке выходит на новый научный уровень: система воспитания, по мнению мыслителя, должна отталкиваться от психофизиологических особенностей человека, знание о которых заключено в таких науках, как анатомия, психология, физиология и др. Именно эти науки, познавая психическую и физическую специфику человеческого организма, отвечают на вопрос «как воспитывать?» и формируют тем самым методологическую базу воспитательного и образовательного процессов. Содержание, как было сказано выше, определяется философией. Рассматривая закономерности появления и проявления потенциальных возможностей человека в разные возрастные периоды, К. Ф. Жаков опирается, во-первых, на философские труды (Сократ, Платон, Аристотель, Дж. Локк, И. Кант и др.]; во-вторых, на труды психологов и физиологов (И. Павлов, М. Бехтерев, В. Вундт и др.]; в-третьих, обращается к практическому опыту докторов (Серебряников [2, с. 7]] и своим педагогическим наблюдениям.
Описывая особенности ребенка в разные периоды его развития, К. Жаков определяет принципы педагогической деятельности: во-первых, педагоги должны знать специфику психических процессов, в частности, учитывать соотношение разума, воли и инстинктов. Раскрывая сущность инстинктов, К. Ф. Жаков выделяет низшие инстинкты (природные] и выс-
шие инстинкты (социальный, моральный, эстетический, интеллектуальный, религиозный]. Высшие инстинкты (субъективное начало] не следует путать с высшими категориями (объективное начало]. Инстинкты - это стремление к категориям, которые отражают объективные законы, лежащие в основе разумного (логического, интеллектуального], прекрасного (эстетического], доброго (морального] и качества (психического]. Если инстинкты берут верх над волей и разумом, то человек впадает в сумасшествие. Таким образом, педагог должен наблюдать за инстинктами ребенка, способствовать их развитию, но при этом следить, чтобы инстинкты были под контролем разума.
Рассматривая последовательность развития инстинктов в процессе обучения, К. Ф. Жаков в первую очередь акцентирует внимание педагогов на социальном и моральном инстинктах. Социальный инстинкт проявляется в стремлении человека к своему роду и потребности «соглашать свои действия с толпой» [2, с. 4]. Формы выражения социального инстинкта достаточно разнообразны, например «славолюбие», тщеславие, «почетолюбие» и т. д. Для человека опасно неодобрение социума, так как это ведет к уязвлению самолюбия, а «на этой почве много трагедий и самоубийств» [2, с. 5]. Социальный инстинкт развивается благодаря образовательным учреждениям, в частности детским садам, детским площадкам, школам и т. д. Говоря современным языком, К. Ф. Жаков имеет в виду социальную адаптацию ребенка и личностную идентификацию: «Самое великое открытие, которое делает ребенок, - это констатирование своего "я"» [2, с. 9]. Второй высший инстинкт, требующий особого внимания педагога, - моральный инстинкт, проявляющийся «в жалости, в стыде, и в благочестии» [2, с. 4]. Существует предел развития высших инстинктов: они не должны превалировать над волей и разумом, иначе, как указывалось выше, это путь к сумасшествию. Таким образом, педагог должен знать особенности инстинктов как природных факторов и уметь их корректировать.
Следующее требование, выдвигаемое К. Ф. Жаковым к педагогу, - обладать знаниями из области физиологии, в частности понимать функционирование нервной системы, основной формой деятельности которой является рефлекс. Сочетание реф-
лексов определяет поведение человека, следовательно, цель педагогической деятельности - разрушать вредные рефлексы и формировать полезные сочетания рефлексов. Следует отметить, что в понимании рефлексов К. Жаков больше разделяет точку зрения М. Бехтерева, нежели И. Павлова, с которым философ вступает в дискуссию. Взгляды К. Жакова и М. Бехтерева на цели воспитания также созвучны: «Воспитание есть создание привычек в сфере физической, нравственной и умственной» [6, с. 3]. Таким образом, воспитание и образование должно не только улучшать и правильно направлять то, что заложено в человеке природой, но и формировать новые качества, которые помогут человеку стать высоконравственной личностью и приносить пользу своему сообществу.
В соответствии с воззрениями на человека, представленными в лимитизме [8], и учётом психического и физического развития ребенка К. Ф. Жаков разрабатывает систему образования низшей (начальной], средней и высшей школы. Образование дошкольного периода философом не затрагивается подробно: «предмет мало изучен <...> Здесь, по-видимому, можно рекомендовать лишь два правила: 1] изучать ребенка, и 2] по возможности не мешать его самотворчеству» [2, с. 10]. Следует отметить, что педагогические воззрения К. Ф. Жакова складываются в русле формирующейся в к. XIX - нач. XX в. российской традиции философии образования и во многом продолжают линию научной педагогики К. Ушинского, который обращается к философии для осмысления педагогического процесса и создает новые школьные программы на основе комплексного подхода. Подготовленные и внедряемые К. Ушинским образовательные программы имели выраженный прикладной характер и должны были готовить учеников к реальной жизни.
Основополагающим элементом образовательной системы К. Ф. Жакова является философское образование (именно оно формирует миропонимание], затем идет изучение семи главных наук (геометрия, хронология, физика, психология, логика, эстетика и учение о нравственности], а далее - освоение технических наук. При выстраивании образовательного процесса К. Жаков делает акцент на таких трех основополагающих принципах, как логизация, индивидуализация и провинциализация препо-
давания. В соответствии с принципом логизации образование должно быть нацелено на развитие разума, а не памяти, на которую нельзя опираться: «Память - свойство материи нервов и изменчива, а разум - свойство духа» [2, с. 12]. Индивидуализация должна проявляться в преподавании в соответствии с уровнем развития познавательных способностей каждого ученика: «для тех, кто отстает, и для тех, кто нога в ногу идет с программой» [2, с. 12]. Провинциализация предполагает выбор учебных дисциплин с учетом природной и производственной специфики региона, в котором находится учебное заведение.
На примере изучения философии ярко проявляются особенности образовательных уровней начальной, средней и высшей школы. При составлении программы начальной школы учитывается специфика и взаимосвязь исторических типов мировоззрения, в частности выявляется общее между философией и мифом: философия как теоретический тип мировоззрения своими корнями уходит в миф, объясняющий мир через образы и ощущения. «На основании мифов, сказок и легенд и необходимо излагать философию детям ... Мы читаем Калевалу, там говорится, что из яйца утки возник мир, из верхней части - небо, из нижней - земля, из желтка - солнце, из белка - луна; мы читаем индусские сказания, что мир есть лотос, растущий из бездны» [2, с. 11]. Ребенку на данном этапе развития достаточно знаний, чтобы сформировать первичные представления о мире. Через знакомство со сказками и мифами он постигает нравственные и эстетические законы: научается различать добро и зло и понимать красоту. Этих знаний хватает, чтобы вести разговоры о Первопотенциальном и религии.
В 2012 году вышел сборник неиздававшихся работ К. Ф. Жа-кова, обнаруженных лишь в XXI в. Среди рукописей - труд «Древняя философия в сказках» (1919 г.], в котором мыслитель реализует идею преподавания философии детям младшего и среднего возраста. История философской мысли от Древности (периода зарождения философской мысли] до современной эпохи представлена в уникальной, заслуживающей отдельного исследования художественной форме. К. Ф. Жаков образно представляет биографию философов, отмечает их характерные привычки, раскрывает специфику той или иной философской систе-
мы. Качественное осмысление философии и аналитические способности позволяют К. Ф. Жакову сконцентрировать, на первый взгляд, в детском художественном жанре глубокие научные знания. Рассказывать просто о сложном дано только профессионалам, в полной мере владеющим своим предметом. Следует отметить, что К. Ф. Жаков не просто рассказчик, но и мудрец, находящий ответы на вопросы о мироздании и смысле жизни, и философ, расширяющий проблемное поле философии, и критик, указывающий на ограниченность той или иной системы. Си-нергетичность сознания автора философских сказок передается и его героям, и его читателям. Естественным образом в ткань художественно-философского повествования «Древней философии в сказках» вплетаются основные положения лимитизма, что позволяет начать разговор с ребенком о многих сложных проблемах, например о жизни и смерти, о Боге, о смысле жизни человека, о творчестве и т. д. Таким образом, «Древняя философия в сказках» погружает ребенка в мир философии - мир ценностей и смыслов, не нарушая при этом психофизиологических особенностей восприятия детей младшего и среднего возраста.
Следует отметить, что работа «Древняя философия в сказках» вполне уместна и в современном образовательном процессе при изучении истории философии: во-первых, текст несет достоверную научную и биографическую информацию; во-вторых, решаются цели патриотического воспитания (практическое знакомство с деятельностью выдающихся выходцев Коми земли]; в-третьих, обучающиеся знакомятся с одной из уникальных художественно-эстетических систем начала ХХ века; в-четвертых, непосредственно устанавливается взаимосвязь между будущей профессиональной деятельностью обучающихся и курсом философии.
В системе К. Ф. Жакова философское образование должно быть поддержано изучением семи главных наук, основы которых в начальной школе ребенок получает экспериментально-опытным путем: вырезая фигуры из бумаги, измеряя, взвешивая и т. д. Таким образом, наряду с мироощущением и мировосприятием у ребенка формируются понимание того, что он часть мироздания, и навыки, необходимые для практической деятельности.
Средняя школа, по мнению К. Ф. Жакова, - это второй уровень философского образования, который включает изучение истории философии, этики и эстетики. При этом расширяется содержание основных наук, увеличивается объем технических наук и вводятся иностранные языки. Целью педагога на этом уровне является развитие воли и характера ученика. К. Ф. Жаков приводит в пример создателя общеобразовательных курсов в Петрограде А. С. Черняева, который считал, что лучшее средство развития характера - чтение биографий великих людей, а эстетический вкус развивает художественная литература [2, с. 16]. Основной принцип обучения в средней школе - «самодеятельность» учеников, под которой К. Ф. Жаков понимает самостоятельное познание предмета, научное творчество и осознание учеником, что он учится сам и для себя. Например, при изучении математики ученики должны сами составлять задачи, а не решать готовые, так называемые задачи репродуктивного типа. К. Ф. Жаков активно развивал самостоятельность обучения в своей педагогической практике. Используя язык современного образования, К. Ф. Жаков внедрял интерактивные формы обучения, при которых происходят взаимообратные обучающие моменты между участниками образовательного процесса: ученики сами на уроках раскрывают темы в соответствии с программой, готовят доклады, творческие задания, проекты, а в конце оценивают труд друг друга. Развивая в своих учениках интерес к обучению и «самодеятельность», К. Ф. Жаков как педагог получал высокие результаты: «В конце обучения на экзамене перед попечителем весь класс показал очень высокие результаты» [2, с. 14].
Высшая школа выводит философское образование на фундаментальный научный уровень. В связи с этим студенты высших учебных заведений изучают философию первые два года обучения («основной факультет»], а затем уже определяются с будущей профессией и переходят к изучению специальных наук («специальные курсы»]. При этом К. Ф. Жаков отмечает, что любая наука имеет две взаимосвязанные части - философскую и техническую, для того чтобы освоить техническую составляющую, студент сначала должен освоить философию. К основным
дисциплинам относятся математика, хронология, наука о материи, психология, логика, эстетика, этика.
Следует отметить, что в нач. ХХ в. этика как дисциплина не входила в образовательный процесс. Так, в работе «О преподавании этики в средних учебных заведениях» философ пишет: «Пусть эта заметка моя будет маленьким началом в великом деле введения важнейшей научной дисциплины - науки о нравственности, которая так нужна подрастающему поколению нашего Великого Отечества» [3, с. 8]. Актуальность введения этики в программу обучения К. Ф. Жаков находит в требующих научного обоснования аморальных проявлениях реальной действительности. Этические проблемы затрагивались в рамках религиозной этики на уроках Закона Божия, что, с точки зрения К. Ф. Жакова, не соответствует объективным требованиям и задачам образования: этика «как и всякая наука, должна быть поставлена как независимая, самодовлеющая дисциплина. В этике имеются положения [Императивный характер ее принципов, универсальность их, их долженствование, моральная, а не иная, необходимость их], делающие ее независимой от характера религии и вероисповеданий, поэтому она должна быть поставлена независимо от того или иного религиозного настроения и миропонимания» [3, с. 5].
К конкретным наукам, которые должны изучаться в вышей школе, К. Жаков относит геологию, астрономию, родино-ведение, социологию, историю религии. При этом увеличивается степень самостоятельного изучения предмета и изменяются требования к преподаванию в высшей школе. Преподаватель должен активно заниматься научной деятельностью и на лекциях излагать положения своих трудов.
Образовательная система К. Жакова - это философское осмысление теории и практики. Так, представленная философом двухступенчатая система образования высшей школы (основной факультет и специализированный] была успешно реализована в деятельности Санкт-Петербургского психоневрологического института, созданного в 1908 г. М. Бехтеревым, основоположником рефлексологии и экспериментальной психологии в России. В соответствии с целями вновь созданного института был набран прогрессивный профессорско-преподавательский
состав из ведущих ученых (В. А. Бутенко, М. Я. Басов, В. А. Вагнер, А. С. Гинзберг, Н. И. Кареев, Д. Н. Зейлигер, П. И. Люблинский, О. А. Чечотт и др.]. Среди приглашенных преподавателей был К. Ф. Жаков, активно включившийся в деятельность учебного заведения и проработавший в нем до революции 1917 г. При формировании учебных программ создание двухуровневой системы образования было поддержано и учредителями, и преподавателями. «Создавая Основной факультет, В. М. Бехтерев исходил из идеи, что для будущей научной и практической деятельности врача, педагога или юриста необходимо философское образование, которое позволило бы будущему специалисту понимать взаимные связи и зависимости между отдельными научными дисциплинами» [7].
В Психоневрологическом институте впервые в мире осуществили комплексный подход к изучению человека (психология, психиатрия, неврология и т. д.], на основе полученных данных формировались теории воспитания и образования, которые воплощались на практике. С этой целью при Психоневрологическом институте был открыт Педологический институт. Таким образом, К. Ф. Жаков находился в самом эпицентре научной и педагогической мысли. Именно в стенах Психоневрологического института философия лимитизма впитала в себя революционные знания из области психологии, физиологии, психиатрии и обрела научное оформление.
В связи с тем что философия лимитизма - это открытая эволюционирующая система, позволим себе перекинуть мост между эпохами и проанализировать актуальность некоторых педагогических тезисов К. Ф. Жакова в контексте современного образования. Педагогический и философский дискурсы ХХ - нач. XXI в. приводят к переосмыслению роли философских дисциплин в процессе образования. Так, в средней школе с 2010 г. вводится (изначально в качестве эксперимента] учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в высшей школе с учетом уровня образования в образовательную программу включены базовый курс философии и философии науки (в зависимости от направления]. Необходимо отметить сокращение объема таких философских дисциплин, как логика, этика, эстетика. Это продиктовано особенностями современно-
сти, требующей прикладного характера от некоторых образовательных дисциплин. Так, актуальным становится курс профессиональной этики, который, если рассматривать логику образовательного процесса, является продолжением школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Современный компетентностный подход в своей основе тоже базируется на природных началах человека, точнее, способностях. Компетенции понимаются как способности человека, раскрывающиеся в профессиональной деятельности. Развитие личностных, социальных и профессиональных компетенций позволяет улучшить познавательные способности, на основе полученных знаний усовершенствовать свою деятельность, в том числе и профессиональную, но, самое главное, учит совместному существованию в коллективе и обществе. Личностные компетенции - это способности человека осуществлять свою деятельность на основе сформированной нравственной позиции, соответствующей гуманистическим ценностям. При этом у человека должно быть понимание, что только такая деятельность может быть движущей силой нравственного прогресса, социального и экономического развития. Социальные компетенции - это способность человека взаимодействовать с другими людьми и использовать источники информации с целью выживания человечества и сохранения человеческого достоинства.
Таким образом, философское осмысление образования позволяет К. Ф. Жакову выдвинуть ряд прогрессивных идей, актуальных для философии образования нач. XXI в.
Библиографический список
1. Жаков К. Ф. Лимитизм. Единство наук, философий и религий. Рига, 1929.
2. Жаков К. Ф. О воспитании. Издание Кружка Латышских офицеров-слушателей лекций профессора К. Ф. Жакова в Юрьеве. Юрьев: Типо-литография Эд. Бергман, 1917.
3. Жаков К. Ф. О преподавании этики в средних учебных заведениях. СПб.: Книгоизд-во «Парма», 1908.
4. Жаков К. Ф. Основы эволюцюнной теорш познашя (лими-тизмъ]. С-Петербургъ: Типографiя Т-ва «Грамотность», 1912.
5. Жаков К. Ф. Утверждение истины (Рукописи послереволюционных лет из фондов Национальной библиотеки Республики Коми). Сыктывкар: АУ РК «Редакция газеты "Коми му"», 2012.
6. Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017.
7. История Психоневрологического института имени В. М. Бехтерева. URL: http://bekhterev.ru/ob_institute/istorya_instituta/ (дата обращения: 14.01.2019)
8. Максимова О. Л. Смысл и назначение человека в контексте идей лимитизма К. Жакова // Вестник Сыктывкарского университета. 2016. Вып. 5. С. 40-48.
References
1. Zhakov K. F. Limitizm. Edinstvo nauk, filosofij i religij [Limitism. Unity of sciences, philosophies and religions]. Riga, 1929. (In Russ.)
2. Zhakov K. F. O vospitanii. Izdanie Kruzhka Latyshskih oficerov-slushatelej lekcij professora K. F. Zhakova v Yur'eve. Yur'yev: Tipo-litografiya Ed. Bergman, 1917. (In Russ.)
3. Zhakov K. F. O prepodavanii ehtiki v srednih uchebnyh zavedeniyah [On the teaching of ethics in secondary schools]. S.-Peterburg, Knigoizd-vo «Parma», 1908. (In Russ.)
4. Zhakov K. F. Osnovy ehvolyucionnoj teorii poznaniya (limitizm) [Fundamentals of the evolutionary theory of knowledge (limitism)]. S.-Peterburg, Tipografiya T-va «Gramotnost'», 1912. (In Russ.)
5. Zhakov K. F. Utverzhdenie istiny (Rukopisi poslerevolyucionnyh let iz fondov Nacional'noj biblioteki Respubliki Komi) [The statement of truth (Manuscripts of post-revolutionary years from the collections of the National Library of the Komi Republic)]. Syktyvkar, AU RK «Redakciya gazety "Komi mu"», 2012. (In Russ.)
6. Bekhterev V. M. Voprosy vospitaniya v vozraste pervogo detstva [Education issues in the age of first childhood]. Moscow; Berlin, DirektMedia, 2017. (In Russ.)
7. Istoriya Psihonevrologicheskogo instituta imeni V.M. Bekhtereva [History of the Psychoneurological Institute named after V.M. Bekhterev]. (In Russ.) Available at: http://bekhterev.ru/ob_institute/istorya_instituta/ (accessed: 14.01.2019)
8. Maksimova O. L. Smysl i naznachenie cheloveka v kontekste idej limitizma K. Zhakova [The meaning and purpose of a person in the context of the ideas of limitism K. Zhakov]. Vestnik Syktyvkarskogo universiteta [Bulletin of the Syktyvkar University], 2016, no. 5, pp. 40-48. (In Russ.)