Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. (ОБЗОР)'

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. (ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
83
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ / ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ / ПОСТЦИФРОВОЙ / ФИЛОСОФИЯ / ЭПИСТЕМОЛОГИЯ / ОНТОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / ЭКОПЕДАГОГИКА / МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ПОСТДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ЦИФРОВОЙ КАПИТАЛ / КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА / МОРАЛЬНАЯ ПАНИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Летов Олег Владимирович, Иванова Татьяна Александровна

Обзор посвящен философским проблемам образования. Подчеркивается, что стремительное развитие информатики за последние десятилетия значительно изменило преподавание и обучение. Однако связь между технологиями и образованием простирается гораздо глубже, чем коммуникация. Со второй половины ХХ в. образовательная теория и практика выявили сложные реконфигурации в различных областях, таких как философия, социология, психология и другие. Как только будет возможность поощрять активное и эффективное использование информационно-коммуникационных технологий учащимися с помощью родителей, улучшение академической успеваемости, безусловно, будет гарантировано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Летов Олег Владимирович, Иванова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF EDUCATION. (REVIEW)

The review is devoted to the philosophical problems of education. It is emphasized that the rapid development of computer science over the past decades has significantly changed teaching and learning. However, the connection between technology and education goes much deeper than communication. Since the second half of the 20 th century, educational theory and practice have revealed complex reconfigurations in various fields such as philosophy, sociology, psychology and others. As soon as it is possible to encourage the active and effective use of information and communication technologies by students with the help of parents, then an improvement in academic performance will certainly be guaranteed.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. (ОБЗОР)»

УДК 172.12

ЛЕТОВ О.В., ИВАНОВА Т А.* ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. (Обзор). DOI: 10.31249/rphil/2023.01.02

Аннотация. Обзор посвящен философским проблемам образования. Подчеркивается, что стремительное развитие информатики за последние десятилетия значительно изменило преподавание и обучение. Однако связь между технологиями и образованием простирается гораздо глубже, чем коммуникация. Со второй половины ХХ в. образовательная теория и практика выявили сложные реконфигурации в различных областях, таких как философия, социология, психология и другие. Как только будет возможность поощрять активное и эффективное использование информационно-коммуникационных технологий учащимися с помощью родителей, улучшение академической успеваемости, безусловно, будет гарантировано.

Ключевые слова: технологический детерминизм; инструментализм; постцифровой; философия; эпистемология; онтология; педагогика; экопедагогика; мультидисциплинарность; меж-дисциплинарность; трансдисциплинарность; постдисциплинарность; цифровой капитал; концепция культурного капитала; моральная паника.

LETOV O.V., IVANOVA T.A. Philosophy of education (Review)

* Летов О.В., Иванова Т.А., 2022

Летов Олег Владимирович - кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: mramor59@mail.ru

© Иванова Татьяна Александровна - преподаватель МБОУ ЦО № 16 г. Тула. E-mail: tanchikivan68@mail.ru

Abstract. The review is devoted to the philosophical problems of education. It is emphasized that the rapid development of computer science over the past decades has significantly changed teaching and learning. However, the connection between technology and education goes much deeper than communication. Since the second half of the 20 th century, educational theory and practice have revealed complex reconfigurations in various fields such as philosophy, sociology, psychology and others. As soon as it is possible to encourage the active and effective use of information and communication technologies by students with the help of parents, then an improvement in academic performance will certainly be guaranteed.

Keywords: technological determinism; instrumentalism; postdigital; philosophy; epistemology; ontology; pedagogy; ecopedagogy; multidisciplinarity; interdisciplinarity; transdisciplinarity; postdiscipli-narity; digital capital; the concept of cultural capital; moral panic.

Для цитирования: Летов О.В., Иванова Т.А. Философия образования. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2023. - № 1. - С. 28-34. DOI: 10.31249/rphil/2023.01.02

П. Джендрик (Загребский университет прикладных наук, Загреб, Хорватия) и Дж. Нокс (Эдинбургский университет, Эдинбург, Великобритания) отмечают, что в древние времена люди делились информацией, рассказывая истории. Изобретение чтения и письма и быстрое распространение письменности после появления печатного станка позволили людям общаться, преодолевая ограничения во времени и пространстве. Радио и телевидение возродили форму рассказа историй, превратив общение и образование на расстоянии в смешение письма, речи и образов. Новейшие технологии, Интернет объединили все формы коммуникации в беспорядочную и быстро меняющуюся смесь, вновь изменив отношения между текстом, звуком, неподвижными и движущимися изображениями и другими формами коммуникации.

Учителя и преподаватели всегда внимательно следили за развитием коммуникации. Поэтому неудивительно, что стремительное развитие информатики за последние десятилетия значительно изменило преподавание и обучение. Однако связь между технологиями и образованием простирается на гораздо более глу-

29

бокие проблемы, чем особенности коммуникации. Со второй половины ХХ в. образовательная теория и практика выявили сложные реконфигурации в различных областях, таких как философия, социология, психология и другие.

В начале пандемии СОУГО-19 в центре внимания оказались образовательные технологии. Поскольку правительства во всем мире временно «заблокировали» большинство учителей и учащихся в их домах, онлайн-преподавание и обучение стали мейнстри-мом. «Внезапный переход на "экстренное дистанционное обучение" и появление "экстренных образовательных технологий" поставило ряд новых задач; выявило много противоречий, которые всегда существовали» [1, с. 2.] Для некоторых это обстоятельство продемонстрировало, что возможность провести «отличный эксперимент по онлайн-обучению» слишком хороша, чтобы ее упустить. Через год после начала пандемии случайные карантинные меры нередко оказываются неотъемлемой частью новой нормы. Основываясь на допандемических теориях и недавнем опыте, большинство учебных заведений уже подготовили «экстренные программы», которые можно активировать в случае необходимости. После первого шока от вспышки пандемии пришло время изучить ее влияние на теорию, практику и политику образования.

За несколько коротких месяцев мир узнал, что преподавание и обучение, а также многие профессиональные функции во всех сферах занятости можно выполнять из дома, и что традиционные препятствия на пути цифровизации, такие как предполагаемая неспособность контролировать рабочую нагрузку, могут быть успешно решены. Через год после начала пандемии многие работодатели уже поняли, что дешевле держать работников дома; таким образом открываются новые способы сокращения их постоянных затрат. В свою очередь соответствующие сокращения затрат открывают новые возможности для эмансипации рабочих. Традиционное неравенство, возникшее после древних колониальных разделений между Глобальным Югом и Глобальным Севером, также претерпело изменения в результате различной степени успешности реализации антипандемических мер. Другие темы, такие, как здоровье онлайн-работников, общее благополучие он-лайн-учителя и учащихся, социальная справедливость и мобиль-

ность, также испытали значительные трансформации в результате пост-СОУГО-исследований в области образования. Пост-СОУГО-образование должно выходить за рамки пандемии до такой степени, чтобы опыт пандемии из объекта исследования превращался в неотъемлемую часть общепринятых теорий, подходов, методологий исследований.

Техно-детерминистской и инструментальной педагогики уже не существует (хотя по-прежнему легко «скатиться» к свойственным для них предположениям), а постцифровой экопедаго-гики еще нет. Данное неустойчивое положение можно назвать «врагом», потому что очень трудно дать практический совет, и «другом», потому что оно дает возможность переосмыслить настоящее и будущее. Переосмысление направлено на предупреждение негативных явлений, таких, как растущий авторитет основанных на новых реалиях форм бихевиористской педагогики в формальном и неформальном образовании, «машинного бихевиоризма». В качестве примера можно привести целый ряд глубоких, вызванных возрастающей датафикацией политических и социальных сдвигов, в которых ученые обращаются к художественной литературе как к способу формулировки нередко сложных, неоднозначных и непредсказуемых условий «жизни с данными».

П. Джендрик и Дж. Нокс приходят к следующим выводам. Постцифровые подходы находятся на стадии быстрого развития, и невозможно предложить авторитетный и систематический обзор постцифровой теории и практики. Несмотря на существующие ограничения, полезно попытаться обобщить недавние исследования в более или менее последовательное повествование. Первым шагом к развитию постцифровых исследований является признание недостатков технологического детерминизма, инструментализма, неолиберальных структур образования и других опасностей, преследующих образовательную теорию и практику. За этим отказом следует развитие альтернативных теорий философии образования, которые могут подтолкнуть теории и практики в постцифровом направлении.

Л.К. Шан (университет Гонконга, Китай) подчеркивает, что нынешнее поколение молодежи обладает особой формой «капитала» - созданием контента и цифровым взаимодействием. Дети

поддерживают отношения с помощью личного контакта, службы коротких сообщений (SMS), электронной почты и других форм онлайн-чата и мобильного чата независимо от того, в какой точке мира находится другой человек. Произошел значительный сдвиг, который перешел от программирования новых технологий к возможности их использования. «Цифровой капитал - это сочетание социальных, культурных, экономических и технологических навыков, ноу-хау и атрибутов, которые обеспечивают доступ к цифровой среде и взаимодействие с ней» [2, с. 2]. Эта форма отличается от технологического и информационного капитала техно-культуры, передаваемого детям через семью и домашнее хозяйство.

Выделяют следующие две формы «цифрового капитала»:

1. Цифровой социальный капитал: люди, которые участвуют в социальных сетях и извлекают из них пользу, устанавливают социальные отношения. Примерами этого могут быть друзья, которые живут поблизости, или использование платформ социальных сетей, таких как Facebook.

2. Цифровой культурный капитал: люди, которые участвуют и извлекают выгоду из цифровых объектов (контента), где интересы и вкусы приобретаются с помощью цифровых практик. Другими словами, это относится к людям, обладающим технологическими ноу-хау, которые неформально инвестируют время в совершенствование своих технологических компетенций и навыков.

Цифровой разрыв в образовании может проявляться в продолжительности и плотности отношений, которые человек может развивать и использовать, участвуя и извлекая выгоду в форме цифрового капитала. Это обычное явление, когда учащиеся могут участвовать в обучении после школы, используя цифровые технологии, такие как программное обеспечение для мобильного чата. Стоит попытаться определить, действительно ли между учащимися формируется новый цифровой разрыв в образовании. Другими словами, могут ли они получить академическое вознаграждение за участие в подобных цифровых мероприятиях? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо применить правило культурного капитала, поскольку именно здесь берет начало цифровой капитал. Исхо-

дя из этого можно определить, как образовательные технологии влияют на успеваемость учащихся в школе.

Концепция культурного капитала была предложена французским социологом Пьером Бурдье. Она использовалась для объяснения образовательных результатов французских детей в 1960-х годах. Обычно понятие капитала связывается с обменом деньгами таким образом, чтобы можно было получить прибыль. В теории Бурдье капитал соотносится с глубокими последствиями, он действует как социальное отношение в системе обмена. Если говорить точнее, культурный капитал состоит из свойств капитала, но также включает в себя форму накопленного культурного знания, такого как вкус и предпочтение, с вознаграждением в виде власти и статуса. Теория Бурдье известна предсказанием результатов образования. Однако во Франции с середины до конца ХХ в. было проведено важное социологическое исследование, в ходе которого в некоторых ситуациях поднимался вопрос о применимости этой теории. Есть предложения по модификации категорий социального класса Бурдье с использованием таких переменных, как пол и этническая принадлежность. Результатом соответствующих стремлений является ряд идей об иерархии классов.

Во второй половине XX в. был предложен такой термин, как «моральная паника». Она имеет место в такой социальной группе, как молодежная субкультура. Средства массовой информации могут создать у общественности определенное представление о том, что субкультуры представляют собой угрозу общественным нормам и ценностям. Кроме того, соответствующие группы всегда выражают свою практику, используя громкие слова, которые только усиливают очевидную угрозу и, следовательно, более интенсивно освещаются средствами массовой информации. В таких случаях термин «моральная паника» используется как способ описания публичного дискурса, а не реальной паники среди населения.

Л.К. Шан приходит к следующим выводам. В теории образования следует использовать не только культурный капитал, но и другие компоненты, как например цифровой капитал. Когда родители «овладеют» цифровым капиталом, они получат так называемое «цифровое гражданство», основанное на школьной семье и философии посредничества. Затем дети (независимо от того, к ка-

кому классу они принадлежат) будут привлечены к участию в культурных информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ). Это событие подразумевает, что необходимо глубоко задуматься о роли родителей в образовании детей, особенно в том, как обрабатывать запросы детей на использование ИКТ. Как только будет возможность поощрять активное и эффективное использование ИКТ учащимися с помощью родителей с цифровым гражданством, улучшение академической успеваемости, безусловно, будет гарантировано.

Список литературы

1. Jandric P., Knox J. The postdigital turn: philosophy, education, research // Policy futures in education. - 2021. - Vol. 20, N 7. - P. 780-795.

2. Shun L.K. The need of philosophy education to parents // ResearchGate. - 2020. -June. - URL: https://www.researchgate.net/publication/341788384_The_need_of_ Philosophy_Education_to_Parents_latest_amended (date of access: 18.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.