Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ДИАЛОГА ПЕДАГОГОВ И ФИЛОСОФОВ В XXI В'

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ДИАЛОГА ПЕДАГОГОВ И ФИЛОСОФОВ В XXI В Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ДИСКУССИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Ольга Александровна

Статья исследует проблему трансформации диалога педагогов и философов (в рамках научного диалога философии образования и истории философии) в XXI в. Работа реализует перспективистский подход, исследуя междисциплинарное поле философии образования и истории философии с позиции актора науки в измерении диалога педагогов и философов. Источниковым материалом исследования служат научные публикации 1990-2021 гг. в специализированных изданиях. В ходе исследования обоснован авторский подход к исследованию актуального состояния и дискуссий философии образования в перспективе диалога педагогов и историков философии. Обобщены особенности трансформации поля философии образования в 1990-2021 гг., выделены периоды изменения диалога философии образования и истории философии, общие направления современных дискуссий. Продемонстрировано, что в современных исследованиях диалог педагогов и историков философии происходит на всех уровнях философии образования: уровне методологии, практических наработок мыслителей прошлого, культурного, социального, ценностного контекста. Роль историка философии при этом состоит в углублении критики и интерпретации педагогического дискурса прошлого в ответ на конкретный запрос специалистов-педагогов, в прояснении отдельных аспектов философии и контекстуализации их в рамках образования. Сделан вывод о том, что исследование современной ситуации философии образования, её дискуссий, историко-философского пласта её современной проблематики не только показывает современное состояние педагогического дискурса, но и указывает на сохраняющуюся актуальность исследования философии прошлого и важность работы историка философии для специалистов других отраслей гуманитарных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF EDUCATION AND HISTORY OF PHILOSOPHY: TRANSFORMATION OF THE DIALOGUE BETWEEN EDUCATORS AND PHILOSOPHERS IN THE 21ST CENTURY

The paper examines the problem of transformation of the dialogue between educators and philosophers (within the framework of the scientific dialogue between the philosophy of education and the history of philosophy) in the 21st century. The work implements a perspectivist approach, exploring the interdisciplinary field of philosophy of education and history of philosophy from the position of an actor of science in measuring the dialogue between educators and philosophers. Monographs and scientific papers of 1990-2021 serve as a source material for the study. In the course of the study, the author’s approach to the study of the current state and discussions of the philosophy of education in the perspective of the dialogue between teachers and historians of philosophy has been substantiated. The article generalizes the features of the transformation of the field of philosophy of education in 1990-2021, identifies the periods of change in the dialogue between the philosophy of education and the history of philosophy, highlights the general directions of modern discussions. It is demonstrated that in modern research the dialogue between educators and historians of philosophy occurs at all levels of philosophy of education: the level of methodology; practical developments of thinkers of the past; cultural, social, value context. At the same time, the role of the historian of philosophy is to deepen criticism and interpretation of the pedagogical discourse of the past in response to a specific request from specialist educators, in clarifying certain aspects of philosophy and contextualizing them within the framework of the situation of education. The article shows the importance of studying the historical and philosophical layer of modern problems, indicates the continuing relevance of the study of the philosophy of the past and the work of the historian of philosophy for specialists in various branches of the humanities.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ДИАЛОГА ПЕДАГОГОВ И ФИЛОСОФОВ В XXI В»

Высшее образование в России

Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online)

http://vovr.elpub.ru

Философия образования и история философии: трансформация диалога педагогов и философов в XXI в.

Обзорная научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-108-116

Власова Ольга Александровна - д-р филос. наук, доцент, проф. кафедры истории философии, o.a.vlasova@gmail.com

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Аннотация. Статья исследует проблему трансформации диалога педагогов и философов (в рамках научного диалога философии образования и истории философии) в XXI в. Работа реализует перспективистский подход, исследуя междисциплинарное поле философии образования и истории философии с позиции актора науки в измерении диалога педагогов и философов. Источниковым материалом исследования служат научные публикации 1990-2021 гг. в специализированных изданиях.

В ходе исследования обоснован авторский подход к исследованию актуального состояния и дискуссий философии образования в перспективе диалога педагогов и историков философии. Обобщены особенности трансформации поля философии образования в 1990-2021 гг, выделены периоды изменения диалога философии образования и истории философии, общие направления современных дискуссий. Продемонстрировано, что в современных исследованиях диалог педагогов и историков философии происходит на всех уровнях философии образования: уровне методологии, практических наработок мыслителей прошлого, культурного, социального, ценностного контекста. Роль историка философии при этом состоит в углублении критики и интерпретации педагогического дискурса прошлого в ответ на конкретный запрос специалистов-педагогов, в прояснении отдельных аспектов философии и контекстуализации их в рамках образования. Сделан вывод о том, что исследование современной ситуации философии образования, её дискуссий, историко-философского пласта её современной проблематики не только показывает современное состояние педагогического дискурса, но и указывает на сохраняющуюся актуальность исследования философии прошлого и важность работы историка философии для специалистов других отраслей гуманитарных наук.

Ключевые слова: история философии, философия образования, междисциплинарные дискуссии, педагогический дискурс

Для цитирования: Власова О.А. Философия образования и история философии: трансформация диалога педагогов и философов в XXI в. // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 10. С. 108-116. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-108-116

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Власова О.А., 2021.

(cc)

Philosophy of Education and History of Philosophy: Transformation of the Dialogue between Educators and Philosophers in the 21st Century

Review article

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-108-116

Olga A. Vlasova - Dr. Sci. (Philosophy), Prof., Department of History of Philosophy, Institute of Philosophy, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4881-3652, o.a.vlasova@gmail.com Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia Address: 7-9, Universitetskaya emb., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

Abstract. The paper examines the problem of transformation of the dialogue between educators and philosophers (within the framework of the scientific dialogue between the philosophy of education and the history of philosophy) in the 21st century. The work implements a perspectivist approach, exploring the interdisciplinary field of philosophy of education and history of philosophy from the position of an actor of science in measuring the dialogue between educators and philosophers. Monographs and scientific papers of 1990-2021 serve as a source material for the study.

In the course of the study, the author's approach to the study of the current state and discussions of the philosophy of education in the perspective of the dialogue between teachers and historians of philosophy has been substantiated. The article generalizes the features of the transformation of the field of philosophy of education in 1990-2021, identifies the periods of change in the dialogue between the philosophy of education and the history of philosophy, highlights the general directions of modern discussions. It is demonstrated that in modern research the dialogue between educators and historians of philosophy occurs at all levels of philosophy of education: the level of methodology; practical developments of thinkers of the past; cultural, social, value context. At the same time, the role of the historian of philosophy is to deepen criticism and interpretation of the pedagogical discourse of the past in response to a specific request from specialist educators, in clarifying certain aspects of philosophy and contextualizing them within the framework of the situation of education. The article shows the importance of studying the historical and philosophical layer of modern problems, indicates the continuing relevance of the study of the philosophy of the past and the work of the historian of philosophy for specialists in various branches of the humanities.

Keywords: history of philosophy, philosophy of education, interdisciplinary discussions, pedagogical discourse, historian of philosophy

Cite as: Vlasova, O.V. (2021). Philosophy of Education and History of Philosophy: Transformation of the Dialogue between Educators and Philosophers in the 21st Century. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 10, pp. 108-116, doi: 10.31992/0869-3617-202130-10-108-116 (In Russ., abstract in Eng.).

Введение: постановка проблемы методологический (конкретные дидактиче-

Во времена своего становления как меж- ские стратегии) фундамент и в этом «исто-

дисциплинарной отрасли философия об- рико-философском фундировании» не ста-

разования активно обращалась к историко- ла исключением: все новые философские

философскому полю. Благодаря этому она отрасли так или иначе вырастали в XX в. на

разработала свой теоретический (образова- основании основополагающей для филосо-

тельный дискурс мыслителей прошлого) и фов связи с мыслью прошлого.

В последние десятилетия мы видим трансформацию картины диалога философии образования и истории философии: первая пресыщается дискуссиями о собственном дидактическом дискурсе, вторая испытывает потребность в осмыслении образования в современных реалиях, аналоги которых трудно отыскать в прошлом. Однако поддержание связи истории философии и философии образования необходимо обеим сторонам. Это даёт истории философии прикладное пространство для апробации теоретических и методологических наработок, а также способствует реализации задачи практической, дидактической ориентации философии, даёт возможность конституирования на основании истории философии общего дискуссионного поля гуманитарных наук. Для философии образования это означает не только сохранение связи с прошлым, но и опору педагогических практик на теоретические наработки и методологические стратегии извечной и актуальной мысли в целом. Указанная связь способствует формированию поля меж- и трансдисциплинарности, которая мыслится как необходимая для решения современных проблем.

Несмотря на очевидность проблемы, она чрезвычайно редко становится предметом обсуждения даже в отечественной научной литературе. Анализ публикаций последних пяти лет показывает разрыв между теоретическими и историко-дидактическими, историко-философскими исследованиями. Работ по истории философии образования, которые вовлекают в дискуссии о соотношении в ней историко-философского и дидактического компонента, мало. В последние годы это в основном статьи. К таковым относится исследование О.И. Закутного и Н.В. Чижмы, которое обращается к ситуации развития философии образования на рубеже веков [1]; небольшая работа Л.В. Бибиковой, где, несмотря на заявленные цели анализа современного состояния образования с позиций философии образования, мы видим только констатацию традиционных фактов

[2]. Конкретные дискуссии в отечественной философии образования, этапы её развития вплоть до современности представлены в работе В.С. Лапшиной [3], современное понимание философии образования на основе историко-философского анализа представлено в статье О.А. Базалука [4]. Следует отметить, что характерной чертой всех работ является отсутствие анализа актуальных зарубежных источников и дискуссий, малое внимание к историко-философскому компоненту философии образования. Статьи по исследуемой проблематике редко публикуются в центральных изданиях, дискуссии не поднимаются в специализированных монографиях. Эта проблемная область освещается в отечественном пространстве в основном в рамках учебников и учебных пособий в разделах по истории образования.

В мировой науке последовательная история философии образования представляется одновременно и как история философии, и как теоретическое обоснование современной мысли. Соответствующие рубрики можно найти в сборниках и коллективных монографиях крупнейших издательств «Тейлор и Фрэнсис», «Рутледж», «Уайли», «Сэйдж» и проч. [5-9]. Разумеется, не ушли в прошлое и традиционные монографические работы и статьи. Вместе с тем, наряду с традиционными исследованиями по истории философии образования, заметны работы с проблемным подходом. Проанализировать особенности их проблематизации, тематические поля -задача настоящей статьи.

Поля междисциплинарного диалога

Обращение к трудам по философии образования последних тридцати лет показывает наличие разнородного корпуса работ. Мы видим пересечения историко-философских и теоретических исследований, в которых в критической и дискуссионной форме современные проблемы образования исследуются с опорой на историко-философский материал. Понятно, что все направления, периоды и фигуры истории философии привлекаются в педагоги-

ческих дискуссиях, однако некоторые из тем и персоналий оказываются особенно значимыми. Проблемные разработки историко-философского и одновременно дидактического дискурса, в общем, могут быть систематизированы по традиционным тематическим блокам истории философии: 1) специфика восточной педагогической мысли и практики; 2) античные дидактические практики; 3) классический этический императив в педагогических теориях; 4) внерационалистические программы ученичества и философия иррационализма; 5) постмодерная философия образования. Сразу же оговоримся, что это лишь основные направления, в которых могут выделяться многочисленные ответвления1.

Работы по специфике восточной педагогической мысли давно уже перестали быть обычным изложением «не знакомой» Западу дидактики и теории наставничества. Сейчас это наиболее сравнительно ориентированная область: здесь мы находим сопоставление с античными практиками, ир-рационалистической теорией образования, наведение мостов с современной мыслью и просто обсуждение проблематики диалога культур в образовании [10]. Так, мост не только к нетрадиционным образовательным практикам, но и к неклассической философии образования в целом строит статья Мей Хойт о сострадании Бодхисаттвы и возможности его трансляции на сферу образования [11]. Продуктивна работа Роба Блома и Чун-лей Лу об искажениях и заблуждениях в отношении восточной философии в современных работах о философии образования, где авторы показывают, как контекстуализация восточных практик в западной постмодерной теории приводит подчас к неправильной (и противоположной истинной) трактовке фундамента восточной мысли [12].

1 В настоящей работе мы обращаемся к современной мировой философии образования, пересечение историко-философского и педагогического дискурса в отечественной науке -специфическая и сложная тема, которая предполагает отдельное исследование.

Выраженный практически ориентированный ракурс отличает работы по античной философии образования, интерес которых - выработанные в этот период дидактические практики. Основные персоналии при этом, конечно же, Платон, Аристотель, Сократ, а центральный проблемный момент - диалогизм античной педагогики. Актуализация идей античности в контексте современности приводит к вопросам о роли дружбы в нравственном воспитании [13]; о молчании как важной составляющей диалога в образовании [14] и проч. В ракурсе сопоставления древности и современности выполнена весьма смелая работа А. Бесли об ответственности учителя за действия учеников, которая в нетрадиционном ключе переосмысляет деятельность Сократа как «антидемократическую» и ставит вопрос о влиянии подобной деятельности на моло-дёжьь, сравнивая лагерь учеников Сократа и сторонников фундаментализма в различных странах сегодня [15]. В целом, при общем признании античных философских истоков педагогической системы на разных уровнях, обсуждение возможности сохранения этих оснований - одна из самых дискутируемых тем современной философии образования.

Классическая философия образования пересматривает прошлые схемы интерпретации в духе исследований интеллектуальной истории, переоценивает классические фигуры, чьи идеи ранее не расценивались как столь продуктивные для образовательного дискурса. Это мы видим в отношении Б. Спинозы. Специальный выпуск журнала «Educational Philosophy and Theory»2 показывает, что ориентация на природу, этика

2 Educational Philosophy and Theory. 2018. Vol. 18. No. 9. URL: https://www.tandfonline.com/ toc/rept20/5Q/9?nav=tocList (дата обращения: 24.09.2021). См. также специальный выпуск журнала, посвящённый этике образования Х. Арендт и Б. Спинозы: Ethics and Education. 2020. Vol. 15. No. 2. URL: https://www.tandfon-line.com/toc/ceae20/15/2?nav=tocList (дата обращения: 24.09.2021).

взаимодействия, принцип переосмысления ошибок, единство мышления, эмоций и деятельности, выраженные в его философии, могут помочь нам дополнить основные стратегии обучения и воспитания. Конечно же, по-прежнему актуальны педагогические идеи Просвещения, однако заметно, что их исследования развиваются в основном по пути традиционных интерпретаций3.

Наиболее обсуждаемая область классической философии образования сегодня, как и ранее, - этико-педагогическая теория немецкой классической традиции, в частности идеи И. Канта. Здесь есть разные работы: от вполне классического по своему духу поиска противоречий в теории воспитания Канта до смелой работы Майкла Шапира «Кант против менеджеров» [18], ставящей проблему соотношения управленческого и преподавательского звеньев в современном университете (См. также: [19]). Показателен в плане приоритетных тем специальный выпуск журнала «Educational Philosophy and Theory»4, посвящённый фигуре Канта с темой «Кант об образовании и зло». Ряд статей здесь обсуждают тему воспитания и образования в контексте преодоления зла. Это статьи о милосердии, прощении и благодати в свете кантовой моральной философии и философии образования, о возможности воспитания и совершенствования людей, по природе склонных ко злу. Все работы ставят вопрос о предельной цели воспитания, которая в контексте тематики спецвыпуска ока-

3 См., например, специальный выпуск журнала, посвящённый Ж.-Ж. Руссо: Studies in Philosophy and Education. 2012. Vol. 31, no. 5. Special Issue: Historicising Jean-Jacques Rousseau: Four ways to commemorate his 300th anniversary. URL: https://link.springer.com/journal/11217/ volumes-and-issues/31-5 (дата обращения: 24.09.2021), а также работы Н. Гилл [16] и А.В. Дьякова [17].

4 Educational Philosophy and Theory. 2019. Vol. 51. No. 13. URL: https://www.tandfonline.com/

toc/rept20/51/13?nav=tocList (дата обращения: 24.09.2021)

зывается совершенствованием человеческой природы.

В противоположность этике немецкой классической традиции, неклассические философские теории интересуют исследователей прежде всего в ключе обсуждения эмоциональной, невербальной стороны педагогической дидактики. Самая популярная фигура философии здесь, как и ожидаемо, - М. Хайдеггер, самые обсуждаемые проблемные поля - концепция диалога и экзистенциальная концепция образования [20]5. В какой-то мере все работы по неклассической философии образования имеют онтологическую и одновременно экзистенциальную ориентацию: они акцентируют необходимость обращения к основаниям бытия человека, постоянного экзистенциального диалога в образовании [21]. Особенно примечательными в свете проблемы диалога являются исследования онлайн-среды и сохранения экзистенциально ориентированных функций учителя и наставника в контексте идей М. Хайдеггера [22]. Также интересны в проблемном отношении специальные выпуски и рубрики журналов, посвящённые идеям Э. Левинаса («Educational Philosophy and Theory». 2016. No. 4) и М. Хайдеггера («Educational Philosophy and Theory». 2016. No. 8), Дж. Дьюи («Educational Philosophy and Theory», 2016. No. 10; «Journal of Philosophy of Education». 2018. No. 2) и Л. Витгенштейна («Educational Philosophy and Theory». 2008. No. 5; «Journal of Philosophy of Education». 2019. No. 4), а также значению феноменологии для философии образования («Educational Philosophy and Theory». 2009. No. 1). Заметно, что традиционные прагма-тистские теории образования обсуждаются, но не так активно, как на этапе формирования философии образования.

Дискуссии о постмодерной философии образования очень разнообразны и касают-

5 См. также специальный выпуск журнала «Studies in Philosophy and Education» (2013, no. 5) с темой «Экзистенциализм и образование»: URL: https:// link.springer.com/journal/11217/volumes-and-is-sues/32-5 (дата обращения: 24.09.2021).

ся разных аспектов современных философских теорий. Можно сказать, что в плане совмещения пространств истории философии и философии образования это наиболее продуктивная область. Ряд исследователей, основываясь на теории детства Ж.-Ф. Лио-тара, разрабатывают концепцию аффекта как основания образования и стремятся наметить новую педагогику «невыразимости»

[23]. Другие обсуждают идеи Ж. Деррида о теории и практике образования (специальный выпуск журнала «Studies in Philosophy and Education»6. Монографические исследования обращаются к идеям Ж. Агамбена

[24] и Ж. Рансьера [25]. Ведущие персоналии в этой проблемной области - тандем Ж. Делёза и Ф. Гваттари, а также М. Фуко, именно их теории оказываются наиболее продуктивными для педагогического поля. При этом контекстуализируются в рамках образовательного дискурса все центральные для Делёза/Гваттари концепты: желания и машины желаний, ризомы, экософии, а также детерриторизации и кочевничества [26]. Они помогают дать адекватную современным реалиям интерпретацию неосознаваемых оснований образования и обучения, взаимодействия студентов и школьников в социальных сетях, выстроить онтологию социальных и политических пространств, в которые они включаются. Популярность М. Фуко в рамках педагогического дискурса поддерживается постоянным выходом его лекционных курсов и семинаров, в которых он обсуждает темы заботы о себе, мужества речи, управляемости. Эти три проблемные точки позволяют связать воедино множество дискуссионных полей: теорию управляемости и автономии [27], античное понимание заботы о себе и гуманистическое представление о творчестве [28], политику, экономику, философию, педагогику, психологию [29]. Вероятно, именно поэтому

6 Studies in Philosophy and Education. 2021. Vol. 40. No. 2. Special issue "Derrida and Education". URL: https://link.springer.com/journal/l1217/volumes-and-issues/40-2 (дата обращения: 24.09.2021).

идеи Фуко наиболее востребованы среди современных исследователей, поскольку дают возможность выстроить комплексную сравнительную перспективу.

Исследование динамики проблемного диалога философии образования и истории философии показывает несколько закономерностей. В работах последних тридцати лет можно выделить три относительно специфических периода: 1) 2000-2008 гг. -период переориентации с философско-ме-тодологических на междисциплинарные и интеркультурные историко-философские исследования в философии образования; 2) 2008-2011 гг. - период первоначальной ориентации в историко-философском диалоге в философии образования; 3) с 2011 г. по настоящее время - период экспансивного роста междисциплинарных исследований. Выделенные закономерности отражают общие тенденции переориентации гуманитарных исследований последних десятилетий: появление симбиотических проблемных полей, с одной стороны, и изменение статуса истории философии в университетской программе - с другой [30]. Последняя ищет новые прикладные пространства для дискуссий.

Заключение

Проведённое исследование показывает, что по отношению к развитию философии образования последних лет мы можем говорить о трансформации поля междисциплинарных дискуссий. История философии в проблемном поле философии образования становится пространством, на основании которого вырабатываются новые методы и уточняются старые; основания педагогики конкретизируются в соответствии с новыми реалиями, исследуется культурный и ценностный фон образования и воспитания. Роль историка философии при этом состоит в углублении критики и интерпретации педагогического дискурса прошлого в ответ на конкретный запрос специалистов-педагогов, в прояснении отдельных аспектов фило-

софии и контекстуализации их в рамках современной ситуации образования.

Исследование современной ситуации в философии образования, её дискуссий, историко-философского пласта её современной проблематики не только показывает современное состояние педагогического дискурса, но и указывает на сохраняющуюся актуальность исследования философии прошлого и важность работы историка философии для специалистов других отраслей гуманитарных наук.

Литература

1. Закутнов О.И, Чижма Н.В. История философии образования в мировой практике и России // Астраханский вестник экологического образования. 2015. № 2 (32). С. 156-161.

2. Бибикова Л.В. Из истории философии образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 1. С. 39-41.

3. Лапшина В.С. Философия образования: на пути к формированию новой области знаний // Философия и общество. 2013. № 4. С. 135-147.

4. Базалук О.А. Современное понимание философии образования // Философская мысль. 2015. № 4. С. 248-271. DOI: 10.7256/24098728.2015.4.15321

5. Power E.J. Educational Philosophy: A History from the Ancient World to Modern America. Taylor & Francis, 1996. 242 p.

6. Rorty A. Philosophers on Education: Historical Perspective. London : Routledge, 1998. 480 p.

7. Murphy M. The History and Philosophy of Education: Voices of Educational Pioneers. Upper Saddle River, N.J. : Pearson/Merrill Prentice Hall, 2006. 402 p.

8. A Companion to the Philosophy of Education / Ed. by R. Curren. New York : Wiley, 2008. 656 p.

9. Allen A., Goddard R. Education and Philosophy: An Introduction. London; New York : Sage, 2017. 240 p.

10. Philosophy East-West: Exploring Intersections Between Educational and Contemplative Practices // Ed. by O. Ergas, Sh. Todd. West Sussex, UK : Wiley, Blackwell, 2016. 198 p.

11. Hoyt M. Engaging Bodhisattva Compassion in Pedagogical Aporias // Paideusis. 2014.

Vol. 21. No. 2. P. 24-31. DOI: https://doi. org/10.7202/1071563ar

12. Blom R., Lu Ch. Contextualising Postmodernity in Daoist Symbolism: Toward a mindful education embracing eastern wisdom // Educational Philosophy and Theory. 2016. Vol. 48. No. 12. P. 1266-1283. DOI: https://doi.org/10.1080/00131 857.2016.1190266

13. Kristjansson K. Aristotle, emotions, and education. Aldershot, Hants, England; Burlington, VT : Ashgate, 2007. 194 p.

14. Caranfa A. Socrates, Augustine, and Paul Gauguin on the Reciprocity between Speech and Silence in Education // Journal of Philosophy of Education. 2013. Vol. 47. No. 3. P. 577-604. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9752.12042

15. Besley A.C. Philosophy, Education and the Corruption of Youth - From Socrates to Islamic Extremists // Educational Philosophy and Theory. 2013. Vol. 45. No. 1. P. 6-19. DOI: https://doi. org/10.1111/j.1469-5812.2011.00790.x

16. Gill N. Educational Philosophy in the French Enlightenment: From Nature to Second Nature. London : Routledge, 2010. 314 p.

17. Дьяков А.В. Феномен французского Просвещения как диалектическое единство образовательной дидактической практики и философской теории // Science for Education Today. 2020. № 4. С. 125-137. DOI: http:// dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2004.08

18. Schapira M. Kant versus the Managers: Historical Reconstruction and the Modern University // Journal of Philosophy of Education. 2019. Vol. 53. No. 1. P. 111-126. DOI: https:// doi.org/10.1111/1467-9752.12316

19. Munzel G.F. Kant's Conception of Pedagogy. Toward Education for Freedom. Evanston, Illinois : Northwestern University Press, 2012. 438 p.

20. Hodge S. Martin Heidegger: Challenge to Education. Cham : Springer, 2015. 113 p.

21. Koskela J., Siljander P. What is Existential Educational Encounter? // Paideusis. 2014. Vol. 21. No. 2. P. 71- 80. DOI: https://doi. org/10.7202/1071567ar

22. Roder J., Naughton Ch. Heidegger's Reinscription of Paideia in the Context of Online Learning // Educational Philosophy and Theory. 2015. Vol. 47. No. 9. P. 949-957. DOI: https://doi.org/ 10.1080/00131857.2015.1047166

23. Zembylas M. On the Unrepresentability ofAffect in Lyotard's Work: Towards Pedagogies of Inef-fability // Educational Philosophy and Theory.

2020. Vol. 52. No. 2. P. 180-191. DOI: https:// doi.org/10.1080/00131857.2019.1619172

24. Lewis T.E. On Study: Giorgio Agamben and Educational Potentiality. New York : Routledge, 2013. 174 p.

25. Bingham Ch, Biesta G. Jacques Ranciere: Education, Truth, Emancipation. London; New York : Continuum, 2010. 170 p.

26. Deleuze and Education / Ed. by I. Semetsky. Ed-inburg : Edinburgh University Press, 2013. 288 p.

27. Raaen F.D. Autonomy, Candour and Professional Teacher Practice: A Discussion Inspired by the Later Works of Michel Foucault // Journal of Philosophy of Education. 2011. Vol. 45. No. 4. P. 627-641. DOI: https://doi.org/10.1111/jM467-9752.2011.00824.x

28. Why Foucault? New Directions in Educational Research / Ed. by M.A. Peters, T. Besley. New York : Peter Lang, 2007. 243 p.

29. Schwimmer M. Poststructuralisme et éducation: l'apport de Foucault et Derrida // Philosophical Inquiry in Education. 2017. Vol. 24. No. 2. P. 159170. DOI: https://doi.org/l0.7202/l070603ar

30. Власова О.А. Статус истории философии в общегуманитарном поле и университетской системе: перспектива самосознания // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 4. С. 93-105. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.06

Благодарности. Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01440 «Антропологическое измерение истории философии»).

Статья поступила в редакцию 13.05.21 Принята к публикации 23.09.21

References

1. Zakutnov, O.I., Chizhma, N.V. (2015). History of the Philosophy of Education in World Practice and in Russia. Astrakhanskii vestnik ekologicheskogo obrazovaniya = Astrakhan Bulletin of Environmental Education. No. 2 (32), pp. 156-161. (In Russ., abstract in Eng.).

2. Bibikova, L.V. (2011). From the History of Philosophy of Education. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki = Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of Theory and Practice. No. 1, pp. 39-41. (In Russ., abstract in Eng.).

3. Lapshina, V.S. (2013). Philosophy of Education: On the Way to the Formation of a New Field of Knowledge. Filosofiya i obshchestvo = Philosophy and Society. No. 4, pp. 135-147. (In Russ., abstract in Eng.).

4. Bazaluk, O.A. (2015). Modern Understanding of the Philosophy of Education. Filosofskaya mysl' = Philosophical Thought. Vol. 4, pp. 248-271, doi: 10.7256 / 2409-8728.2015.4.15321 (In Russ., abstract in Eng.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Power, E.J. (1996). Educational Philosophy: A History from the Ancient World to Modern America. Taylor & Francis, 242 p.

6. Rorty, A. (Ed.) (1998). Philosophers on Education: Historical Perspective. London : Routledge, 480 p.

7. Murphy, M. (2006). The History and Philosophy of Education: Voices of Educational Pioneers. Upper Saddle River, N.J. : Pearson/Merrill Prentice Hall, 402 p.

8. Curren, R. (2008). A Companion to the Philosophy of Education. New York : Wiley, 656 p.

9. Allen, A., Goddard, R. (2017) Education and Philosophy: An Introduction. London; New York : Sage, 240 p.

10. Ergas, O., Todd, Sh. (Eds.) (2016). Philosophy East-West: Exploring Intersections Between Educational and Contemplative Practices. West Sussex, UK : Wiley, Blackwell, 198 p.

11. Hoyt, M. (2014). Engaging Bodhisattva Compassion in Pedagogical Aporias. Paideusis. 2014. Vol. 21, no. 2, pp. 24-31, doi: https://doi.org/10.7202/1071563ar

12. Blom, R., Lu, Ch. (2016). Contextualising Postmodernity in Daoist Symbolism: Toward a Mindful Education Embracing Eastern Wisdom. Educational Philosophy and Theory. Vol. 48, no. 12, pp. 1266-1283, doi: https://doi.org/10.1080/00131857.2016.1190266

13. Kristjánsson, K. (2007). Aristotle, Emotions, and Education. Aldershot, Hants, England; Burlington, VT : Ashgate, 194 p.

14. Caranfa, A. (2013). Socrates, Augustine, and Paul Gauguin on the Reciprocity between Speech and Silence in Education. Journal of Philosophy of Education. Vol. 47, no. 3, pp. 577-604, doi: https://doi.org/10.1111/1467-9752.12042

15. Besley, A.C. (2013). Philosophy, Education and the Corruption of Youth - From Socrates to Islamic Extremists. Educational Philosophy and Theory. Vol. 45, no. 1, pp. 6-19, doi: https://doi. org/10.1111/j.1469-5812.2011.00790.x

16. Gill, N. (2010). Educational Philosophy in the French Enlightenment: From Nature to Second Nature. London : Routledge, 314 p.

17. Dyakov, A.V. (2020). The Phenomenon of the French Enlightenment as a Dialectical Unity of Didactic Practice and Philosophical Theory. Science for Education Today. Vol. 10, no. 4, pp. 125-137, doi: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2004.08 (In Russ., abstract in Eng.).

18. Schapira, M. (2019) Kant Versus the Managers: Historical Reconstruction and the Modern University. Journal of Philosophy of Education. Vol. 53, no. 1, pp. 111-126, doi: https://doi. org/10.1111/1467-9752.12316

19. Munzel, G.F. (2012). Kant's Conception of Pedagogy. Toward Education for Freedom. Evan-ston, Illinois : Northwestern University Press, 438 p.

20. Hodge, S. (2012). Martin Heidegger: Challenge to Education. Cham : Springer, 113 p.

21. Koskela, J., Siljander, P. (2014). What is Existential Educational Encounter? Paideusis. Vol. 21, no. 2, pp. 71-80, doi: https://doi.org/10.7202/1071567ar

22. Roder, J., Naughton, Ch. (2015) Heidegger's Reinscription of Paideia in the Context of Online Learning. Educational Philosophy and Theory. Vol. 47, no. 9, pp. 949-957, doi: https://doi.org/ 10.1080/00131857.2015.1047166

23. Zembylas, M. (2020). On the Unrepresentability of Affect in Lyotard's Work: Towards Pedagogies of Ineffability. Educational Philosophy and Theory. Vol. 52, no. 2, pp. 180-191, doi: https:// doi.org/10.1080/00131857.2019.1619172

24. Lewis, T.E. (2013). On Study: Giorgio Agamben and Educational Potentiality. New York : Routledge, 174 p.

25. Bingham, Ch., Biesta, G. (2010). Jacques Ranciére: Education, Truth, Emancipation. London; New York : Continuum, 170 p.

26. Semetsky, I. (Ed.) (2013). Deleuze and Education. Edinburg : Edinburgh University Press, 288 p.

27. Raaen, F.D. (2011). Autonomy, Candour and Professional Teacher Practice: A Discussion Inspired by the Later Works of Michel Foucault. Journal of Philosophy of Education. Vol. 45, no. 4, pp. 627-641, doi: https://doi.org/10.1111/j.1467-9752.2011.00824.x

28. Peters, M.A., Besley, T. (Eds.) (2007). Why Foucault? New Directions in Educational Research. New York : Peter Lang, 243 p.

29. Schwimmer, M. (2017). Poststructuralisme et éducation: l'apport de Foucault et Derrida. Philosophical Inquiry in Education. Vol. 24, no. 2, pp. 159-170, doi: https://doi.org/10.7202/1070603ar

30. Vlasova, O.A. (2019). The Status of the History of Philosophy in the Humanitarian Field and the University System: The Perspective of Self-Consciousness. Science for Education Today. Vol. 9, no. 4, pp. 93-105, doi: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.06 (In Russ., abstract in Eng.).

Acknowledgement. The study was financially supported by the Russian Science Foundation,

project 17-18-01440 ("Anthropological dimension of the History of Philosophy").

The paper was submitted 13.05.21 Accepted for publication 23.09.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.