Научная статья на тему 'Философия мягкой силы в международном взаимодействии: между «парасиловым» принуждением и скрытным управлением'

Философия мягкой силы в международном взаимодействии: между «парасиловым» принуждением и скрытным управлением Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мягкая сила / умная сила / однополярный мир / многополярный мир / прокси-война / soft power / smart power / unipolar world / multipolar world / proxy war

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Морис Александрович Мирелли

Статья посвящена изучению феномена мягкой силы в современной ситуации междуна-родного общения и поликультурного взаимодействия. Отмечено, что она выступает в качестве современной альтернативы жестким действиям, что придает ей существенное преимущество гуманитарного характера, однако «мягкая сила» может являться модификацией скрытой агрессии и иметь место в ситуации, когда военные или экономические аргументы исчерпаны или затратны для сиюминутной реализации, а «продав-ливание» конкретных интересов гораздо эффективнее можно выполнить путем информационного воздей-ствия на оппонента. Иррациональные результаты коллективной деятельности субъектов международных отношений актуализируют проблему философской рефлексии форм их взаимодействия, которые бы при-водили к решению классической проблемы «насилие порождает насилие», а также ее парадоксальной мо-дификации – «ненасилие также порождает насилие». В последнем случае речь идет об использовании «мяг-кой силы» в одностороннем варианте, когда победа достигается за счет уничтожения всех других альтер-натив, что сегодня проявляется в кризисе однополярной системы мира. Методология работы построена с учетом принципов и методов социально-философского анализа, концепции историзма, сравнительного ана-лиза, носящего междисциплинарный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Philosophy of Soft Power in International Interaction: Between “Para-Force” Coercion and Covert Management

The article is devoted to the study of the phenomenon of soft power in the modern situation of international communication and multicultural interaction. The relevance of this topic is dictated, on the one hand, by the fact that soft power acts as a modern alternative to classical traditional forms of hard power – which gives it a significant advantage of a humanitarian nature, on the other, by the understanding that soft power, unfortunately, is often not an end in itself, but acts only as an element or modification of hard power, i.e. situations when “tough arguments” are exhausted and costly in short-term implementation, and pushing through specific interests can be carried out much more effectively through informational influence on the opponent than by military or economic means, which is reflected in the famous phraseology: “A honey tongue, a heart of gall”. Consequently, the search for a balance between altruism and egoism, as well as often irrational results of collective activity of subjects of international relations actualize the problem of philosophical reflection of forms of interaction and ethical justification of their use, which would lead to the solution of not only the classical problem “violence begets violence” (“hate begets hate”), but also the problem when paradoxically “nonviolence also begets violence”. In the latter case, we are talking about the use of “soft power” in a unilateral version, when the victory of one pole is achieved by destroy-ing all other alternatives, which in the current international situation is reflected in the crisis of the unipolar system of the world. The methodology of the work is based on the principles and methods of socio-philosophical analysis, the concept of historicism, comparative analysis, which is interdisciplinary.

Текст научной работы на тему «Философия мягкой силы в международном взаимодействии: между «парасиловым» принуждением и скрытным управлением»

Научная статья УДК 141.2

https://doi.org/10.24158/fik.2023.12.21

Философия мягкой силы в международном взаимодействии: между «парасиловым» принуждением и скрытным управлением

Морис Александрович Мирелли

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия, moris.mirelli@yahoo.com, https://orcid.org/0000-0002-1796-7109

Аннотация. Статья посвящена изучению феномена мягкой силы в современной ситуации международного общения и поликультурного взаимодействия. Отмечено, что она выступает в качестве современной альтернативы жестким действиям, что придает ей существенное преимущество гуманитарного характера, однако «мягкая сила» может являться модификацией скрытой агрессии и иметь место в ситуации, когда военные или экономические аргументы исчерпаны или затратны для сиюминутной реализации, а «продав-ливание» конкретных интересов гораздо эффективнее можно выполнить путем информационного воздействия на оппонента. Иррациональные результаты коллективной деятельности субъектов международных отношений актуализируют проблему философской рефлексии форм их взаимодействия, которые бы приводили к решению классической проблемы «насилие порождает насилие», а также ее парадоксальной модификации - «ненасилие также порождает насилие». В последнем случае речь идет об использовании «мягкой силы» в одностороннем варианте, когда победа достигается за счет уничтожения всех других альтернатив, что сегодня проявляется в кризисе однополярной системы мира. Методология работы построена с учетом принципов и методов социально-философского анализа, концепции историзма, сравнительного анализа, носящего междисциплинарный характер.

Ключевые слова: мягкая сила, умная сила, однополярный мир, многополярный мир, прокси-война

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Мирелли М.А. Философия мягкой силы в международном взаимодействии: между «парасиловым» принуждением и скрытным управлением // Общество: философия, история, культура. 2023. № 12. С. 154-160. https://doi.org/10.24158/fik.2023.12.21.

Original article

The Philosophy of Soft Power in International Interaction: Between "Para-Force" Coercion and Covert Management

Moris А. Mirelli

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov,

Arkhangelsk, Russia, moris.mirelli@yahoo.com, https://orcid.org/0000-0002-1796-7109

Abstract. The article is devoted to the study of the phenomenon of soft power in the modern situation of international communication and multicultural interaction. The relevance of this topic is dictated, on the one hand, by the fact that soft power acts as a modern alternative to classical traditional forms of hard power - which gives it a significant advantage of a humanitarian nature, on the other, by the understanding that soft power, unfortunately, is often not an end in itself, but acts only as an element or modification of hard power, i.e. situations when "tough arguments" are exhausted and costly in short-term implementation, and pushing through specific interests can be carried out much more effectively through informational influence on the opponent than by military or economic means, which is reflected in the famous phraseology: "A honey tongue, a heart of gall". Consequently, the search for a balance between altruism and egoism, as well as often irrational results of collective activity of subjects of international relations actualize the problem of philosophical reflection of forms of interaction and ethical justification of their use, which would lead to the solution of not only the classical problem "violence begets violence" ("hate begets hate"), but also the problem when paradoxically "nonviolence also begets violence". In the latter case, we are talking about the use of "soft power" in a unilateral version, when the victory of one pole is achieved by destroying all other alternatives, which in the current international situation is reflected in the crisis of the unipolar system of the world. The methodology of the work is based on the principles and methods of socio-philosophical analysis, the concept of historicism, comparative analysis, which is interdisciplinary.

Keywords: soft power, smart power, unipolar world, multipolar world, proxy war

Funding: Independent work.

For citation: Mirelli, М.А. (2023) The Philosophy of Soft Power in International Interaction: Between "ParaForce" Coercion and Covert Management. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 154-160. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.12.21 (In Russian).

© Мирелли М.А., 2023

С момента введения термина «мягкой силы» американским политологом Джозефом Наем (Nye, 1990) данное тематическое множество в научной среде существенно увеличилось в размерах, включило в себя различные теоретические подмножества, вступило в соотношение со многими областями гуманитарного знания. Сегодня лишь условно можно классифицировать «мягкую силу» по сферам ее приложения и методам исследования. Несмотря на известную дефрагмента-цию социально-философского понимания и знания в современную эпоху (Макулин, 2023), общим тематическим лейтмотивом остаются некие теоретические преференции этого явления перед его антагонистом - «жесткой силой». Известно, что последняя, воплощающаяся в основном в военных способах своей реализации, о чем свидетельствует историческая ретроспектива, всегда осуждалась как с общемировоззренческих позиций, так и с нравственных, вплоть до чисто экономической нецелесообразности. Иначе обстоит дело с «мягкой силой». Само ее название как бы подчеркивает некую условную «гуманность» осуществляемых принудительных действий, когда что-либо навязывается, но делается это так, как еще А.С. Пушкин выразил словами: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!»1. «Мягкую силу» условно можно назвать парасилой (греч. пара «возле, около; мимо; вне; наряду»), поскольку она действует на что-либо не прямым, а опосредованным путем, что не выдает в ней первоначального силового содержания.

В научно-философской литературе существует известная полемика по поводу того, что именно считать «мягкой силой» и чем она отличается от «жесткой». Так, нельзя проигнорировать мнение Брэнтли Вомэк (Womack, 2005), указывавшего на «аналитическую размытость» рассматриваемого понятия и выдвигавшего сомнение в возможности противопоставления его силе «жесткой».

Различные исторические примеры применения «мягкой» (умной) силы в дипломатии, культурном взаимодействии и даже различного рода конфликтах, имевшие место на протяжении всей истории человечества, проявились наиболее ярко и в полную силу именно в XX столетии, в эпоху качественного скачка в развитии средств коммуникации и информационного воздействия. Влияние греческих культурных образцов на римлян, античного наследия на культуру Ренессанса или французского языка на российских аристократов меркнет перед информационной мощью современных медиа.

Из сказанного следует, что достижения некоторых стран в области создания культурных образцов, модных брендов, которые перенимаются остальным человечеством почти некритично, никогда бы, видимо, не получили распространения подобных масштабов, если бы не возникли телевидение и свободный доступ к Интернету с помощью мобильного устройства, которые оставили далеко позади такие революционные изобретения человечества, как письменность, книгопечатание, газеты, радио и даже стандартный телефон.

Из вышеупомянутой технической эволюции средств коммуникации и их современного влияния на способность одних культур воздействовать на другие следует, что сам феномен «мягкой силы» многосоставный и многослойный, но в первую очередь он обусловлен стратегией использования национальных преимуществ.

Видимо, по этой причине значительная доля исследований мягкой силы направлена на изучение различных национальных стратегий реализации «мягкой силы» - России (Шестопал, 2014), Китая (Young Nam Cho, Jong Ho Jeong, 2008), Южной Кореи (Жидков, 2014), Индии (Гуляр, 2014), Италии (Василенко, 2015) и др. Нельзя не упомянуть также попытки критического анализа исследуемого концепта (Емельянова, 2018).

Понятно, что изучение «мягкой силы» каждой страны имеет определенную важность и значение, но без видения общей картины, то есть знания мейнстрима и лидеров в этой «отрасли влияния», невозможно понять глобальные тренды. В связи с этом рано или поздно должны были возникнуть индексы, которые позволили бы говорить о мягкой силе на основе неких измерений. Таким инструментом является Глобальный индекс мягкой силы (Global Soft Power Index) от компании «Brand Finance». Данный ежегодный рейтинг, построенный на опросе 100 тыс. чел. из 120 стран по 8 ключевым блокам (бизнес и торговля, управление и дружелюбие, международные связи, культура и наследие, средства массовой коммуникации и система общения, люди и ценности, образование и наука, динамика ситуации с COVID-19), создает так называемую «двадцатку лидеров» использования «мягкой силы» в мире2. Примечательно, что Россия до начала специальной военной операции на Украине размещалась на 9 месте в рейтинге, но потом была вытеснена на 433.

1 Пушкин А.С. Признание [Электронный ресурс] // РуСтих. URL: https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-priznanie/ (дата обращения: 29.11.2023).

2 Global Soft Power Index [Электронный ресурс] // Brand Finance. URL: https://brandirectory.com/softpower/ (дата обращения: 28.11.2023).

3 Все, что нажито мягкосильным трудом: специальная военная операция на Украине отбросила Россию с девятого на 43-е место в рейтинге «мягкой силы» [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5258701 (дата обращения: 28.11.2023).

Место в рейтинге Страна Место в рейтинге Страна

1. США 12. Южная Корея

2. Великобритания 13. Австралия

3. Германия 14 Швеция

4. Китай 15. ОАЭ

5. Япония 16. Нидерланды

6. Франция 17. Норвегия

7. Канада 18. Дания

8. Швейцария 19. Бельгия

10. Италия 20 Сингапур

11. Испания

Рисунок 1 - Глобальный индекс мягкой силы в 2022 г. Figure 1 - Global Soft Power Index in 2022

Итак, в понятии «мягкая сила» коренным образом изменена репрезентация принципов и задач достижения геополитической цели в процессах международного нестабильного сотрудничества и перманентной глобальной конкуренции за ресурсы и влияние. Сегодня вопрос о возможности и условиях воздействия одной или нескольких стран на другие государства, культуры или цивилизации явно тяготеет к тому, чтобы предшествовать рассмотрению возможности соблюдения международного права или даже этики невмешательства в дела других стран. В качестве аксиомы современного общества в условиях глобализации, информационного взрыва, эры Интернета и надвигающейся четвертой промышленной революции признается, что лидирующие позиции на мировой арене в значительной степени могут быть определены тем, что еще Антонио Грамши назвал «культурно-идеологической гегемонией» (Грамши, 1980), и, само собой разумеется, научно-техническими и информационными возможностями страны задавать вектор движения как для своего соседа, партнера или конкурента, так и для глобального мира в целом. Когнитивный, культурный, информационный и технологический суверенитет большинства стран в условиях однополярного мира, сложившегося после крушения СССР, вызывает сегодня существенные сомнения (Макулин, 2023).

Глобализация с ее несомненной пользой по объединению человечества в единую коммуникационную систему, произведя революцию в сфере общения, принесла с собой множество подводных камней, вызывая защитные процессы и реакции в виде, например, глокализации (Дегтярев, 2020). Переход от так называемого «пустого» к «полному миру», задекларированный в «Докладе Римского клуба 2018»1, предвещает коренные изменения в способе освоения глобального мира. Если раньше человеческое сообщество расширялось, постоянно осваивало новые территории («пустой мир»), то теперь процесс освоения практически закончен («полный мир»), причем постоянно растущая экономика начинает покушаться на мировую экосистему, что выразится рано или поздно в ее истощении. В данном противоречии, согласно первому закону термодинамики, рано или поздно должно проявиться несоответствие растущей «бесконечно» экономики и вполне конечной планеты Земля. Выход из сложившейся ситуации теоретики видят в переходе к Индустрии 4.0. и «Новому просвещению», которые, как предполагается, будут минимизировать риски за счет разнообразных цифровых технологий (Интернет вещей, искусственный интеллект, роботизация, цифровые двойники и др.).

1 Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. A Report to the Club of Rome. N. Y., 2018. 232 р.

В таких условиях технологизируется практически все, следовательно, «мягкая сила» из «искусства убеждения» тоже превращается в особую социальную технологию - гуманитарную. А.А. Сазонова отмечает, что под ней следует понимать вид контакта, «основанный на "мягком" воздействии субъекта на ценностный пласт сознания объекта» (Сазонова, 2017: 127).

Современным условием, в котором с максимальной силой проявляются эффекты «мягкой силы», следует признать Интернет. Также необходимо отметить, что процессы цифровизации с точки зрения социальной эпистемологии знаменуются возникновением новых явлений, в частности, «умных толп», смартмобов (англ. smart mob - умная толпа) (Рейнгольд, 2006). Вслед за ними практически одновременно появились «умные города», «умные дома», «умные предприятия» и даже «умные университеты». В такой ситуации существенно изменяется природа управления человеческим социумом, информация становится важнейшим капиталом.

Идеальной признается ситуация, когда гипотетический оппонент сам делает то, что от него ожидают, после оказания на него управляемого информационного воздействия посредством «мягкой силы» (Наумов, 2016).

Нельзя не сказать и о недавнем прошлом, когда активное информационное взаимодействие, еще до эры Интернета, уже существовало и применялось странами с разной степенью эффективности и результативности. О силе информационных атак говорят, например, участники знаменитой холодной войны. Специалист по внешней политике США Майкл Ледин признался: «Кто при Рейгане думал, что мы сломаем СССР? А ведь прошли какие-то 8 лет! Мы просто взяли на зарплату диссидентов, и все. Случилась демократическая революция, и страна разрушилась. Если мы таким способом смогли сломить Советскую империю, поддерживая какую-то горстку людей, выступавших за реформы, а этих людей по пальцам пересчитать можно было, кто может сомневаться, что мы обрушим иранское правительство с таким же успехом!»1. Непобедимый извне военной силой СССР был уничтожен изнутри посредством системной информационной работы как с оппозицией, так и верхним эшелоном партийной номенклатуры, направленной на демонтаж советской идеологической системы. Такая работа является в некоем смысле предшественницей современных кибератак.

Примечательно, что именно Китай, обладавший схожими с советской системой чертами, учел ошибки СССР, создав специальные исследовательские организации, которые пытались выявить причины краха КПСС и найти противоядие для собственной партии2. Лидер КНР Си Цзинь-пин призывал помнить о трагическом опыте СССР как о напоминании - так, в декабре 2012 г., когда он был избран генеральным секретарем на 18-м съезде Компартии Китая (КПК) он говорил: «Нам нельзя забывать опыт СССР»3.

Следует отметить, что сегодня насущной и информационно выпуклой стала борьба за формирование общественных и индивидуальных ценностей и моделей поведения, то есть борьба за умы не только интеллектуалов конкретной цивилизации и настроения широких слоёв населения, но и подрастающего поколения и даже детей. Ключевой предпосылкой для этого становится возможность «мягкого агрессора» быть на шаг впереди своей «жертвы», формировать сферу ее досуга и развлечений, источники получения информации, популярную культуру, экономику знаний, культуру образования («бум дистанционного образования»), то есть быть «умнее» во всех отношениях.

Нельзя не отметить усилия ряда стран, вовремя создавших для своих информационных пространств, культуры и собственного когнитивного суверенитета некие информационные «зонтики». Примером может служить проект «Золотой щит» - система фильтрации содержимого Интернета, действующая в КНР с 1998 г. (Сандакова, Бурзалова, 2012).

Конечно, следует сказать, что сама идея информационного воздействия не является чем-то принципиально новым. На уровне военной хитрости или политической манипуляции эффекты «мягкой силы» хорошо были задекларированы еще древнекитайскими философами. Так, Лао Цзы, живший в VII в. до н. э. говорил: «Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непоколебима... Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое»4. Другой древнекитайский мыслитель Сунь Цзы в своем труде «Военный канон Китая»5 ставил хитрость на первое место в процессе борьбы с противником, а истинным искусством

1 Признания разрушителей СССР: «Мы просто взяли на зарплату диссидентов» [Электронный ресурс] // ForPost. URL: https://sevastopol.su/news/priznaniya-razrushiteley-sssr-my-prosto-vzyali-na-zarplatu-dissidentov (дата обращения: 28.11.2023).

2 Китайские советы. На какой интеллектуальный ресурс опирается Пекин при выработке политики в отношении Москвы [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2584423 (дата обращения: 28.11.2023).

3 Там же.

4 Древнекитайская философия: собрание текстов : в 2 т. М., 1972. Т. 1. 361 с.

5 Сунь Цзы. Военный канон Китая. М., 2016. 494 с.

войны считал победу, одержанную без прямого столкновения, с помощью совокупности 36 стратагем, названия которых говорят сами за себя: «Убить чужим ножом», «Поднять шум на востоке -напасть на западе», «Извлечь нечто из ничего», «Скрывать за улыбкой кинжал», «Тайно вытаскивать хворост из-под котла другого», «Объединиться с дальним врагом, чтобы побить ближнего», «Прикидываться безумным, сохраняя рассудок», «Заманить на крышу и убрать лестницу» и т.д.

Небезызвестен и знаменитый принцип «Разделяй и властвуй» (лат. divide et impera), помогавший Риму покорять и управлять огромными территориями. Трактат флорентийского мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли «Государь»1 содержит множество рекомендаций не только по управлению собственной страной, но и эффективному взаимодействию с союзниками и противниками.

Информационная обработка населения стран геополитических конкурентов проводится постоянно и даже иногда создает предпосылки для так называемых прокси-войн (англ. proxy war -опосредованная война, война по доверенности, война чужими руками) - конфликт между странами, ареной для которого выступает территория другой страны с разрешения последней под прикрытием устранения внутреннего конфликта в этой третьей стране. Прокси-война обычно предваряется серией мероприятий, среди которых: информационное расшатывание государ-ствообразующих цивилизационных идеологем, закладывание основ для этнических и религиозных конфликтов, переписывание социальной и исторической памяти, идеологическая подготовка населения к свержению власти или утрате доверия к ней, уничтожение суверенитета государства путем финансирования «правильной» оппозиции, помощи в продвижении в органы власти кандидатур, потенциально готовых исполнять поручения, приходящие извне и работать в стране так называемым «вахтовым методом», пятой колонны, формируемой грантовой поддержкой; наводнение страны разноплановыми специалистами, отвечающими за разрушаемые или демонтируемые сектора экономики и социальные критически значимые институты для воспроизводства культуры (семья, образование, традиции), разложение аксиологического суверенитета и генетического кода народа псевдокультурной элитой, последующее втягивание государства в заведомо непогашаемые долги, превращение экономики в сырьевую колонию, а страны - в вечный сырьевой придаток. Технология очень детально описана Джоном Перкинсом в работе «Исповедь экономического убийцы» (Перкинс, 2007).

Примечательны также идеи другого американского исследователя - Джина Шарпа (Шарп, 2005), который в отличие от Джона Перкинса не стал «исповедоваться», и политологическая традиция вполне резонно называет его «Макиавелли ненасилия». Популярен Джин Шарп стал благодаря концепции «ненасильственного сопротивления», которую, как известно, разработал в свое время еще Махатма Ганди - идеолог движения за независимость Индии от Великобритании (Ганди, 2023). Понятно, что он не был единственным, кто придерживался подобной стратегии, о ней говорили многие великие гуманисты прошлого (Кинг, 1993; Толстой, 1956 и др.).

Но если М. Ганди ведет речь об освобождении собственной страны от захватчиков и колонизаторов, то в работах Дж. Шарпа справедливая идея освобождения от тирании или захватчиков согласно американской традиции «монетизируется», то есть незаметно превращается в технологию смены правящих режимов в любой точке планеты с таким расчетом, чтобы эти страны и их правительства были зависимы от США (Шарп, 2005).

Понятно, что параметр, которым должен обладать этот «неблагоприятный» режим - это геополитическое оппонирование интересам США, однако так как напрямую об этом не принято говорить, такой режим просто признается авторитарным и диктаторским, и этого обычно достаточно, чтобы организовать травлю государства на всех уровнях международных отношений, где у США есть влияние и контроль.

Если режим, выбранный в качестве цели для свержения, недостаточно слаб, то есть его нельзя просто уничтожить путем бомбардировок, а элиты страны вполне самостоятельны и их нельзя купить задешево, то в силу вступает технология «ненасильственного сопротивления». Идеи Джина Шарпа превратились в инструкции для организации «бархатных» и «цветных революций», которые, как мы знаем, привели мир к многочисленным войнам, крушениям экономик, попаданию стран в долговую зависимость и т.д. (Шарп, 2005).

Итак, «мягкая сила» сегодня - это сложный и многогранный процесс, порождающий множество вопросов: может ли современный мир выжить без ее применения; способна ли «мягкая сила» действительно быть «мягкой» и т. д. Возможность или моральное желание проявлять такую силу в современной геополитической ситуации, да и во всей политической истории человечества, - это вопрос дискуссионный. Если же и применять эту метафору, то, скорее, необходимо говорить о гибкости, которая всегда была преимуществом и позволяла избегать избыточной крепости, превращавшейся на практике в косность и невозможность быстро приспосабливаться к изменяющейся среде. Следовательно, в социально-политической реальности под «мягкой»

1 Макиавелли Н. Государь. Искусство войны. М., 2010. 442 с.

- 158 -

необходимо понимать некую гибкую, умную силу (англ. smart power), то есть комбинацию «жёсткой» и «мягкой» силы, которая позволяет находить выигрышную стратегию.

Не последнюю роль в становлении рассматриваемого феномена именно во второй половине XX в. сыграли такие полярные явления, как, с одной стороны, возможность использования оружия массового уничтожения, аннигилирующего финальный результат глобальных военных усилий взаимным уничтожением противоборствующих сторон, а с другой - общество потребления, позволившее большинству прикоснуться к благам и услугам, которые были недоступны даже аристократическим кругам еще две сотни лет назад.

Таким образом, пока шел длительный исторический процесс, сопровождаемый сотнями войн, то есть проявлениями «жесткой силы», непрерывно возникал спрос на новые способы геополитического взаимодействия и взаимовлияния. И если реальные «горячие», да и «холодные», войны прошлого всегда заканчивались за счет истощения сторон, то информационные противостояния, судя по всему, только еще набирают обороты, развиваясь еще не по совсем понятным законам медиа-реальности. Ясно одно, что в мире сохраняется запрос на доминирование, правда, оно сейчас обусловлено необходимостью замещения классических «жестких» методов, «мягкими», которые по своей природе, как мы пытались показать в статье, являются продолжением «жестких», а в некоторых случаях являются даже более эффективными, так как позволяют без единого выстрела разрушать целые государства или погружать в долговые ямы их экономики.

Список источников:

Василенко Е.В. «Мягкая сила» современной Италии // Перспективы. Электронный журнал. 2015. № 4 (4). С. 33-45.

Ганди М. Непротивление злу. История моей веры в силу человеческой души. М., 2023. 400 с.

Грамши А. Избранные произведения. М., 1980. 422 с.

Гуляр Д.Д. Мягкая сила Индии // Дискурс-Пи. 2014. № 2-3 (15-16). С. 178-181.

Дегтярев А.Н. Глокализация - гибридная модель глобализации: институты и каузальность // Проблемы востоковедения. 2020. № 4 (90). С. 8-15. https://doi.org/10.24411/2223-0564-2020-10401.

Емельянова Н.Н. «Мягкая сила» как концепт: критический анализ // Международная аналитика. 2018. № 3. C. 7-24.

Жидков В.О. Элементы южнокорейской мягкой силы // Дискурс-Пи. 2014. № 2-3 (15-16). С. 172-177.

Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию // Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993. C. 168-181.

Макулин А.В. Социальные «оси координат»: кривая «цены государственного успеха» и «объема спроса на свободу» и ее роль в интерпретации актуальных социально-философских проблем // Основы экономики, управления и права. 2023. № 2 (37). С. 36-50. https://doi.org/10.51608/23058641_2023_2_36.

Наумов А. О. «Мягкая сила» и «умная сила». Внешнеполитический опыт США // Стратегия России. 2016. № 2. С. 65-76.

Перкинс Дж. Исповедь экономического убийцы. М., 2007. 406 с.

Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М., 2006. 416 с.

Сазонова А.А. Гуманитарные технологии как теоретический концепт: основные подходы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 3-1 (77). C. 126128.

Сандакова Л.Г., Бурзалова А.А. Диалог культур запада и востока как основа целостного мировоззрения // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № S3. С. 3-8.

Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви // Полное собрание сочинений в 90 т. М.: Художественная литература, 1956. Т. 64. С. 206-207.

Шарп Дж. От диктатуры к демократии. Екатеринбург, 2005. 221 с.

Шестопал А.В. «Мягкая сила» России в Евразии // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 2 (35). С. 218-220.

Young Nam Cho, Jong Ho Jeong. China's Soft Power: Discussions, Resources, and Prospects // Asian Survey. 2008. Vol. 48, iss. 3. P. 453-472. https://doi.org/10.1525/as.2008.48.3.453.

Nye J.S. Soft Power // Foreign Policy. 1990. № 80. P. 153-171. https://doi.org/10.2307/1148580.

Womack B. Dancing Alone: A Hard Look at Soft Power // The Asia-Pacific Journal: Japan Focus. 2005. Vol. 3, iss. 11. Р. 1-10. https://apjjf.org/site/make_pdf/1975 (дата обращения: 28.11.2023).

References:

Degtyarev, A. N. (2020) Glocalization - a Hybrid Model of Globalization: Institutions and Causality. The Problems of Oriental Studies. (4 (90)), 8-15. Available from: doi:10.24411/2223-0564-2020-10401. (In Russian)

Emelyanova, N. N. (2018) «Myagkaya sila» kak kontsept: kriticheskii analiz ["Soft power" as a concept: in-depth analysis]. Journal of International Analytics. (3), 7-24. (In Russian)

Gandi, M. (2023) Neprotivlenie zlu. Istoriya moei very v silu chelovecheskoi dushi [Non-resistance to evil. The story of my faith in the power of the human soul]. Moscow. 400 p. (In Russian)

Gramshi, A. (1980) Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow. 422 p. (In Russian)

Guljar, D. D. (2014) Soft Power of India. Discourse-P. (2-3 (15-16)), 178-181. (In Russian)

King, M. L. (1993) Palomnichestvo k nenasiliyu [Pilgrimage to nonviolence]. In: Nenasilie: filosofiya, etika, politika. Moscow, pp. 168-181. (In Russian)

Makulin, A. V. (2023) Social "Coordinate Axis": the Curve of "The Price of State Success" and "The Volume of Demand for Freedom" and Its Role in the Interpretation of Current Socio-Philosophical Problems. Economy, Governance and Law Basis. (2 (37)), 36-50. Available from: doi:10.51608/23058641_2023_2_36. (In Russian)

Naumov, A. O. (2016) «Myagkaya sila» i «umnaya sila». Vneshnepoliticheskii opyt SShA [«Soft power» and «smart power». Foreign policy experience of the USA]. Strategiya Rossii. (2), 65-76. (In Russian)

Nye, J. S. (1990) Soft Power. Foreign Policy. (80), 153-171. Available from: doi:10.2307/1148580.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Perkins, Dzh. (2007) Ispoved' ekonomicheskogo ubiitsy [Confessions of an economic killer]. Moscow. 406 p. (In Russian)

Reingol'd, G. (2006) Umnaya tolpa: novaya sotsial'naya revolyutsiya [Smart crowd: a new social revolution]. Moscow. 416 p. (In Russian)

Sandakova, L. G. & Burzalova, A. A. (2012) The Dialogue of Cultures West East as a Basis for the Holistic Worldview. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. (S3), 3-8. (In Russian)

Sazonova, A. A. (2017) Humanitarian Technologies as a Theoretical Concept: The Basic Approaches. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. (3-1 (77)), 126-128. (In Russian) Sharp, J. (2005) Ot diktatury k demokratii [From dictatorship to democracy]. Yekaterinburg. 221 p. (In Russian) Shestopal, A. V. (2014) "Soft Power" of Russia in Eurasia. MGIMO Review of International Relations. (2 (35)), 218-220. (In Russian)

Vasilenko, E. V. (2015) Soft Power of Contemporary Italy. Perspektivy. Elektronnyi zhurnal. (4 (4)), 33-45. (In Russian) Womack, B. (2005) Dancing Alone: A Hard Look at Soft Power. The Asia-Pacific Journal: Japan Focus. 3 (11), 1-10. Available from: https://apjjf.org/site/make_pdf/1975 (viewed 28 November 2023).

Young Nam Cho & Jong Ho Jeong (2008) China's Soft Power: Discussions, Resources, and Prospects. Asian Survey. 48 (3), 453-472. Available from: doi:10.1525/as.2008.48.3.453.

Zhidkov, V. O. (2014) Elements of South Korean Soft Power. Discourse-P. (2-3 (15-16)), 172-177. (In Russian)

Информация об авторе М.А. Мирелли - аспирант кафедры философии и социологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1220912

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author М.А. Mirelli - PhD student, Department of Philosophy and Sociology, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1220912

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 31.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.12.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.