Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СИНЕРГИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ'

ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СИНЕРГИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная герменевтика / феноменология музыкального образования / ин-тенциональные отношения / музыкальное образование / музыкальное искусство / музыкальные пе-реживания / интерпретация музыкального произведения / музыкальное со-бытие / философия музы-кального образования / методика преподавания музыки / musical hermeneutics / phenomenology music education / intentional relations / musical edu-cation / musical art / music experience / interpretation of a piece of music / musical co-existence / philosophy of music education / music teaching methodology

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беляева Людмила Александровна, Чугаева Ирина Григорьевна

Цель данной статьи – дальнейшая разработка философии музыкального образова-ния. В ней на основе синергии герменевтики и феноменологии как философско-методологического базиса анализируется проблема переживания, которая рассматривается как специфическая позна-вательная форма восприятия музыкального произведения слушателем. Что касается синергии герменевтики и феноменологии в музыкальном образовании, то в нашем понимании она связана с разработкой концептуального подхода, способствующего при его реали-зации обращенности слушателя к экзистенциальным вопросам жизни через эйдосы музыки, духов-ному развитию через приобретение опыта непосредственных переживаний в процессе музыкально-го со-бытия, саморефлексии особенностей музыкального восприятия и ценностных оснований свое-го существования. В связи с этим встает вопрос о том, как происходит накопление и актуализация экзистенциального опыта в процессе восприятия музыкального произведения. На наш взгляд, ре-шающую роль в этом процессе играет эстетическое переживание субъекта в пространственно-временном континууме восприятия музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Беляева Людмила Александровна, Чугаева Ирина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF MUSIC EDUCATION: SYNERGY OF HERMENEUTICS AND PHENOMENOLOGY

The purpose of this article is the further development of the philosophy of music education. Based on the synergy of hermeneutics and phenomenology as the philosophical and methodological foun-dation of the study, the research focuses on the emotional perception of a piece of music, which is a specific cognitive form of music comprehension by a listener. We believe that the synergy of hermeneutics and phenomenology in music education is associated with the development of a new conceptual approach. It contributes to the listener’s appeal to existential questions through the eidos of music, spiritual development through the acquisition of experience of emotional per-ception in the process of musical co-existence, self-reflection of the features of musical perception and the value foundations of one’s existence. In this regard, the question arises of how the accumulation and actualization of existential experience occur in the process of a piece of music perception. In our opinion, the aesthetic experience of the person in the space-time continuum of music perception plays the decisive role in the abovementioned process.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СИНЕРГИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ»

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.016:78:37.013.73

ББК Щ310,70+Ч4в ГРНТИ 14.07.01 Код ВАК 5.8.1

Беляева Людмила Александровна,

SPIN-код: 2813-2222

доктор философских наук, профессор кафедры философии, социологии и культурологии, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: labelyaeva278@mail.ru

Чугаева Ирина Григорьевна,

SPIN-код: 5292-6790

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: irinachugaeva555@mail.ru

ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СИНЕРГИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыкальная герменевтика; феноменология музыкального образования; ин-тенциональные отношения; музыкальное образование; музыкальное искусство; музыкальные переживания; интерпретация музыкального произведения; музыкальное со-бытие; философия музыкального образования; методика преподавания музыки

АННОТАЦИЯ. Цель данной статьи - дальнейшая разработка философии музыкального образования. В ней на основе синергии герменевтики и феноменологии как философско-методологического базиса анализируется проблема переживания, которая рассматривается как специфическая познавательная форма восприятия музыкального произведения слушателем.

Что касается синергии герменевтики и феноменологии в музыкальном образовании, то в нашем понимании она связана с разработкой концептуального подхода, способствующего при его реализации обращенности слушателя к экзистенциальным вопросам жизни через эйдосы музыки, духовному развитию через приобретение опыта непосредственных переживаний в процессе музыкального со-бытия, саморефлексии особенностей музыкального восприятия и ценностных оснований своего существования. В связи с этим встает вопрос о том, как происходит накопление и актуализация экзистенциального опыта в процессе восприятия музыкального произведения. На наш взгляд, решающую роль в этом процессе играет эстетическое переживание субъекта в пространственно-временном континууме восприятия музыки.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Беляева, Л. А. Философия музыкального образования: синергия герменевтики и феноменологии / Л. А. Беляева, И. Г. Чугаева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 5. - С. 19-26.

Belyaeva Lyudmila Alexandrovna,

Doctor of Philosophy, Professor of Department of Philosophy, Sociology and Culturology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Chugaeva Irina Grigorevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

PHILOSOPHY OF MUSIC EDUCATION:

SYNERGY OF HERMENEUTICS AND PHENOMENOLOGY

KEYWORDS: musical hermeneutics; phenomenology music education; intentional relations; musical education; musical art; music experience; interpretation of a piece of music; musical co-existence; philosophy of music education; music teaching methodology

ABSTRACT. The purpose of this article is the further development of the philosophy of music education. Based on the synergy of hermeneutics and phenomenology as the philosophical and methodological foundation of the study, the research focuses on the emotional perception of a piece of music, which is a specific cognitive form of music comprehension by a listener.

We believe that the synergy of hermeneutics and phenomenology in music education is associated with the development of a new conceptual approach. It contributes to the listener's appeal to existential questions through the eidos of music, spiritual development through the acquisition of experience of emotional perception in the process of musical co-existence, self-reflection of the features of musical perception and the value foundations of one's existence. In this regard, the question arises of how the accumulation and actualization of existential experience occur in the process of a piece of music perception. In our opinion, the aesthetic experience of the person in the space-time continuum of music perception plays the decisive role in the abovementioned process.

FOR CITATION: Belyaeva, L. A., Chugaeva, I. G. (2023). Philosophy of Music Education: Synergy of Hermeneutics and Phenomenology. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 19-26.

© Беляева Л. А., Чугаева И. Г., 2023

Введение. В своих предыдущих статьях мы с позиций герменевтического и феноменологического подходов определили предмет философии музыкального образования как концептуально-методологическую рефлексию природы феномена музыкального искусства и его функций и обосновали принципы модернизации современного музыкального образования, способствующие активизации глубинного понимания обучающимися музыкального произведения и интерпретации его содержания [1].

Методология философской и музыкальной герменевтики позволила выявить экзистенциально-антропологические характеристики принципов модернизации музыкального образования, предполагающих рассмотрение субъекта восприятия музыкального произведения как со-автора и интерпретатора музыкального текста, способствующих активизации и углублению его экзистенциального опыта в процессе художественной коммуникации:

- принцип ценностно-смысловой направленности музыкального образования, предполагающий опору на личный опыт переживания экзистенциальных состояний учащихся;

- принцип диалогичности музыкального образования, связанный с развитием внутреннего и внешнего диалога субъекта восприятия художественного произведения;

- принцип интерсубъектности, нацеленный на организацию полисубъектной коммуникации в процессе восприятия художественной реальности;

- принцип рефлексивности восприятия музыкального произведения, способствующий воспитанию понимающего слушателя, проявляющего особое отношение к музыке как миру смыслов и переживаний с опорой на собственный экзистенциальный опыт;

- принцип структурности, позволяющий выстроить методическую работу, нацеленную на развитие внимания, осознанного слежения за музыкальным развитием, переживание музыкальной драматургии [1].

Нами была обоснована универсальность данных принципов и предложена общая классификация принципов музыкального образования:

- универсальные принципы, исходящие из природы самого музыкального искусства и способствующие пониманию музыки с опорой на экзистенциальный опыт воспринимающего, активизации эмоционально-чувственной и ценностно-смысловой сфер его личности;

- общедидактические принципы музыкального образования, связанные с требованиями к организации процесса обучения,

обеспечивающие его эффективность на современном этапе культурного развития общества;

- частнодидактические принципы музыкального образования, определяющие особенности отбора содержания образования по предмету «Музыка», выдвигающие требования к организации уроков музыки, отражающие их отличие от уроков других образовательных областей [13, с. 33].

Были выявлены герменевтические основы развития музыкального мышления обучающихся в системе общего музыкального образования: интенциональность (обращенность) сознания слушателя к музыкальному произведению, со-бытие субъекта музыкальной реальности через интуитивное предчувствие, слежение за музыкальным развитием (интонирование); интерпретация субъектом музыкального произведения, исходя из собственного слышания; истолкование произведения через полилог с другими субъектами художественной коммуникации [2].

С позиций герменевтики была обоснована значимость экзистенциального опыта воспринимающего музыку субъекта как совокупность непосредственных переживаний экзистенциальных состояний, таких как: жизнь, смерть, страх, страдание, одиночество, любовь, свобода, выбор, ответственность и др. На наш взгляд, именно экзистенциальный опыт человека позволяет понять музыкальное произведение на основе со-мыслия, со-чувствия, т. е. не из внешней, а из внутренней позиции субъекта интерпретации. Центром философии музыки и музыкального образования становится субъект восприятия музыки как существо, толкующее и понимающее свое бытие в контексте вовлеченности музыкальным со-бытием. В этом состоит экзистенциально-герменевтическое значение музыкального искусства и искусства в целом, позволяющее не только актуализировать экзистенциальный опыт человека, но и обогатить его внутренний духовный мир новыми переживаниями и новыми смыслами [2].

Постановка проблемы и ее обсуждение. В данной статье выделяется проблема специфики музыкального переживания и ставится цель ее анализа с позиций синергии герменевтики и феноменологии. Но прежде чем, опираясь на данную философскую методологию, мы рассмотрим проблематику, сущность и специфику музыкального переживания, обратимся к характеристике исходного понятия «переживание» в психологической литературе.

В отечественной психологии исследование феномена переживания осуществляется в рамках теории сознания, изложенной

в трудах С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского и др. Так, С. Л. Рубинштейн определяет переживание как социально-культурный фон, в который погружено сознание человека и резонирующий в соответствии с мерой осознания самим человеком [12]. Общие положения данной теории указывают, что переживание способствует переосмыслению человеком жизненных ситуаций, формированию ценностного отношения к миру, выстраиванию будущей деятельности.

В современных исследованиях подчеркивается интегральный характер переживаний, связывающих внутренний мир человека с обществом, культурой и жизнью в целом:

- это психический процесс проживания человеком субъективно значимых явлений окружающей среды и собственного внутреннего мира в единстве когнитивных, эмоциональных и коннотативных процессов, создающий уникальную субъективную картину мира человека и формирующий жизненный опыт, включающий более устойчивые психологические структуры личности: социальные установки, отношения, ценностные ориентации, представления, чувства, мировоззрение, духовно-нравственные ориентиры человека [14];

- это процесс формирования отношения к различным жизненным ситуациям, к своему бытию в целом на основе заимствованных у культуры и в культуру же возвращенных, активностью субъекта преобразованных знаково-символических форм и ценностей [6];

- переживание включено во взаимоотношение с бытийной и с рефлексивной структурами сознания, а также с полагающей, сравнивающей, определяющей, синтезирующей формами и уровнями рефлексии [15].

Таким образом, с точки зрения психологии переживание - это процесс, происходящий в сознании человека, имеющий ценностную направленность и связывающий внутренний и внешний мир опыта его бытия.

Отталкиваясь от психологического определения понятия «переживание», перейдем к его философскому рассмотрению с позиций герменевтики и феноменологии. Прежде всего обратимся к философии Г. Г. Гадамера, который в своей работе «Истина и метод: основы философской герменевтики» уделил большое внимание понятию «переживание», рассмотрев его историю и содержательное наполнение в немецкоязычной литературе. Он утверждает, что использование немецкого слова «переживание» (Erlebnis) в немецкоязычных текстах стало привычным только в 70-е годы XIX века с развитием биографической литературы, в которой переживание, рас-

сматриваемое как то, что пережито, приобретает двойственное значение: переживание как процесс и как результат.

Как процесс переживание носит непосредственный и самостоятельный характер, позволяя удостовериться в действительности того, что переживается, в отличие от знания понаслышке или из других источников, не связанных с переживанием.

Переживание как результат есть способ сохранения содержания того, что было пережито. «Это содержание, - пишет Г. Г. Га-дамер, - как бы результат, суммирующий длительность и значимость того, что пережито» [3, а 105].

Проведя анализ истории слова «переживание» и его превращения в необходимую категорию философии искусства, Г. Г. Гадамер обращается к анализу интересующего нас такого вида переживания, как эстетическое переживание. Он отмечает, что «эстетическое переживание - это не только вид переживания, существующий наряду с другими, но и репрезентация самого существа переживания вообще» [3, с. 114]. Философ справедливо, на наш взгляд, полагает, что «определением художественного произведения можно считать его свойство становиться эстетическим переживанием» [3, с. 114]. Автор высказывает важную мысль о том, что «произведение искусства - это преобразованное переживание и что это преобразование переживания обязано своим существованием вдохновению гения, ... создающему произведение искусства, которое в свое время станет переживанием воспринимающего его.» [3, с. 115]. Главный вывод Г. Г. Гадамера в этой части указанной работы состоит в том, что «. искусство не может быть понято иначе, чем через переживание» [3, с. 114].

Большой вклад в разработку понятийного статуса категории «переживание» внес В. Дильтей, основатель понимающей психологии. К его заслугам относится также и то, что он внес определенный вклад в развитие «философии жизни». В своей работе «Переживание и поэтическое творчество», посвященной рассмотрению творчества Гете в его сравнении с творчеством Руссо, В. Дильтей дает несколько определений понятия «переживание».

Во-первых, переживание рассматривается им как обращение к внутреннему опыту субъекта, опыту жизни.

Во-вторых, переживание как непосредственная и индивидуальная познавательная форма противопоставляется им абстракциям разума, опосредованным логическим мышлением.

В-третьих, В. Дильтей, пытаясь определить специфику наук о духе, рассматривает

переживания как данности, которые сами по себе являются смысловыми единицами, обладающими значимостью.

В конечном счете переживание, по В. Дильтею, является центральной категорией «философии жизни». В работе «Категории жизни» автор связывает переживание отдельного временного момента со значением его для жизни в целом: «смысл любого отдельного переживания сосредоточен в смысле значащего целого. И подобно тому, как слова связаны в предложения для их понимания, подобно этому и из взаимосвязи переживаний проистекает значение хода жизни» [5, с. 134]. Важно отметить, что в таком толковании категории «переживание» просматривается проявление одного из правил герменевтики - правило герменевтического круга, суть которого заключается в диалектике части и целого. Смысл части зависит от целого, а понимание целого обусловлено пониманием частей.

При этом важными свойствами феномена переживания В. Дильтей называет присутствие субъекта в длящемся настоящем (даже если это касается прошлых переживаний), а также присутствие в том, что не является действительным. Так возможны поэзия и музыка, ибо искусство характеризуется «созданием новой реальности, потрясающей нашу душу подобно самой жизни, расширяющей и возвышающей ее» [5, с. 129]. Музыку, в свою очередь, как особый вид искусства, организованного во времени, характеризует «направленность процесса, действие, стремящееся к реализации, продвижение психической деятельности, обусловленность прошлым и сохранение в себе различных возможностей, экспликация, которая одновременно есть творчество» [5, с. 131].

Другой видный представитель философии жизни Ф. Ницше дает нам яркие описания особенностей переживания музыки и их значение для человека. Он считает, что музыка позволяет человеку через «гибель и отрицание приблизиться к сокровенной бездне вещей» [11]. Под этим он понимает способность человека, преодолевая свой индивидуализм, концентрацию на себе, предчувствовать и переживать высшую художественную радость: «всякий народ, как, впрочем, и всякий человек, представляет собой ценность ровно лишь постольку, поскольку он способен наложить на свои переживания клеймо вечности; ибо этим он как бы обезмирщивается и выявляет свое бессознательное внутреннее убеждение в относительности времени и в вечном, то есть метафизическом значении жизни» [11].

Отметим, что переживание целостности жизни в ее различных экзистенциальных состояниях подвластно именно музыке, так

как она имеет возможность не объяснения жизни, а ее явления нам. Об этом писал в своем философском трактате «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр. По его мнению, музыка никогда не выражает внешние предметы и явления, «а только внутреннюю сущность, в себе бытие всех явлений, самую волю. Поэтому она выражает не ту или иную данную и определенную радость, ту или другую печаль, страдание, ужас, ликование, веселье или душевный покой, а радость, печаль, страдание, ужас, ликование, веселье, душевный покой вообще, как таковые, в известной степени in abstracto, выражает существенное в них, без чего бы то ни было привходящего, следовательно, и без мотивов в нем» [16]. Шопенгауэр указывает на то, что музыка передает саму квинтэссенцию жизни, и в этом заключается ее всеобщность.

В русском философском наследии хотелось бы прежде всего обратиться к творчеству выдающегося русского философа А. Ф. Лосева. Его работа «Очерк о музыке» интересна для нас тем, что в ней А. Ф. Лосев обосновывает необходимость разработки новой области знания - философии музыки, связанной с выявлением сущности феномена музыки как абсолютного Бытия. В данном аспекте для нас особенно значимо, что философию музыки он трактует как «науку об изучении форм музыкального переживания», а также включающую в себя музыкальную эстетику и музыкальную критику [10].

Особое внимание А. Ф. Лосев уделяет форме музыки и связывает с ней переживание музыки человеком. Именно форму он называет условием явленности музыки, выказывания себя в пространственно-физической форме. В процессе же восприятия музыка получает другую, уже психологическую форму в сознании человека через чувствования, фантазию, интерес со стороны воспринимающего. В психологическом переживании музыки, как пишет А. Ф. Лосев, есть такая ее сторона, которая связана не с фактическим восприятием тонов, звуков, переходов и т. п., а с пониманием человеком данного музыкального произведения как синтетического целого, как организма. Именно это переживание А. Ф. Лосев характеризует как «пребывание в музыкальном забытьи», очарование музыкой и основу ее понимания [10].

Исходя из представленности музыки в опыте воспринимающего субъекта, А. Ф. Лосев характеризует музыку как «Восторг», «Страдающую Радость», «Наслаждение и скорбь»; «Бытие и Сознание»; «Бог и Мир»; «Личность и Бездну»; «День и Ночь». Эти художественные эпитеты обозначают пере-

живания человека, воспринимающего музыку как феномен бытия, жизнь вообще с ее противоречиями и антиномиями. При этом А. Ф. Лосев высказывает очень глубокую мысль, на которую следует обратить внимание, мысль о том, что выявить сущность музыки, кроме как через переживание, невозможно. Автор характеризует переживание как «известное направление от "Я" к "предмету"», как направленность, или интенцио-нальность, что роднит идеи А. Ф. Лосева с феноменологией.

Основатель феноменологии немецкий философ Э. Гуссерль определяет феноменологию как науку «о чистом сознании как переживании интенциональных актов». Гуссерль называет это переживание «усмотрением сущности». При этом переживание понимается им не как частица реального потока переживания некоторого «Я», а как ин-тенциональное отношение. В нем предмет, на который направлено сознание, не является, а переживается. Переживание и есть процесс придания смысла предмету, на который направлено сознание познающего Я. Переживание предстает как поток вариаций феноменологического бытия, включающий актуальные и потенциальные фазы - ноэзис и ноэма. При этом ноэтические компоненты переживания представляют направленность сознания на предмет как акт придания смысла, а ноэма отражает смысловое содержание предмета в отличие от самого предмета.

Э. Гуссерль вводит понятие «идеация», которое означает процесс понимания человеком идеального или материального объекта, представленного в опыте индивидуального созерцания его сущности. Основываясь на интуиции как необходимом условии и предпосылке познавательной деятельности, человек схватывает предмет созерцания в акте оценивания его значимости и представленности в сознании. В связи с этим новое знание лишено догматичности, имеет ценностную основу, предполагает онтологическую явленность для сознания воспринимающего. При этом предмет, постигаемый человеком в опыте созерцания, является предметом нового порядка. Э. Гуссерль называет его «эйдосом» (сущностью) [4].

Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что переживание вообще и музыкальное переживание в особенности представляют собой опыт отношений человека к идеальным и материальным объектам действительности как к си-нергийной целостности социального и индивидуального бытия в интенциональном акте понимания их значимости. При этом время в процессе переживания не дифференцируется на прошлое, настоящее и бу-

дущее, а пребывает в одной ипостаси -длящегося настоящего.

Опираясь на идеи Э. Гуссерля, большой вклад в разработку феноменологического подхода к анализу музыкального образования внесли представители Владимирской школы феноменологии музыкального образования под руководством Р. А. Куренковой.

Важность феноменологического анализа музыки представителями этой школы видится в том, что он связан с живым опытом переживания музыки как субъективного познания. Р. А. Куренкова выделяет основные «точки» феноменологического метода анализа музыки: «процессуально-временная и пространственная непосредственная "очевидность" музыкального опыта; субъектность музыкального сознания или "моя единственная онтология" музыкального опыта (субъектность состояния сознания); вовлеченность в опыт переживания музыкального произведения» [8, с. 120]. Данные «точки» феноменологического метода дали возможность исследователю выявить насыщенный спектр переживаний одного и того же произведения различными слушателями и определить категории слушателей, исходя из описания особенностей восприятия музыкального произведения. Слушатели же имели возможность в процессе описания своих переживаний слиться с музыкой в ее развитии, наслаждаться ее звучанием, переживать, волноваться и предчувствовать исход, кульминацию музыкального развития. Они действительно были вовлечены в поток музыкального переживания, чувствовали и мыслили вместе с ней.

Как подчеркивают представители феноменологического подхода в художественном образовании Р. А. Куренкова, Е. А. Плеханов, Е. Ю. Рогачева, постижение музыкального произведения возможно только через движение от переживания музыкального произведения к его знанию и пониманию. При этом начальный этап восприятия музыкального произведения связан с актуализацией опыта индивидуального переживания, субъективного впечатления воспринимающего музыкальное со-бытие, затрагивающего эмоционально-чувственную сферу, жизненный и культурный опыт субъекта. При этом позиция учителя-феноменолога характеризуется уважительным отношением к опыту индивидуального переживания музыкального произведения ученика, стремлением активизировать и актуализировать эмоционально-чувственные отношения к музыкальному произведению со стороны воспринимающего [9].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в феноменологической традиции

переживание музыкального произведения связано с явленностью музыки сознанию субъекта, определенным напряжением, возникающим между живой тканью музыки и сознанием воспринимающего, с интенцио-нальностью (направленностью) субъекта в акте личностного восприятия значимости музыкального произведения. Переживание музыкального произведения является коррелятом формы музыкального произведения как единого целого развертывания музыкальной драмы в сознании воспринимающего.

Что же способствует пребыванию человека в мире музыки как особом мире сущностей и личностных смыслов? Таким атрибутом музыки является время.

Время в музыке обладает конструктивной функцией, проявляющейся не только в конструкции пространственно-физической формы музыки, но и в психологической ее форме, выражающейся в музыкальном мышлении воспринимающего, понимании субъектом музыкальной мысли и образности в процессе развития музыкального звучания. Так, Е. А. Капичина отмечает, что музыка создает «собственное время, поток сплошного настоящего времени-переживания и постижения смыслов... Посредством времени в музыке осуществляется смыслообразующая активность человеческой мысли» [7]. Воспринимающий субъект удерживает в сознании уже отзвучавшее, созерцает актуальную данность и предугадывает то, что еще должно произойти. В связи с этим можно говорить об экзистенциальности музыкального времени относительно интенсивности, продолжительности, насыщенности переживаний человека. И данные переживания возможны в ситуации, когда субъект открывает себя музыке и существует вместе с ней. Можно сказать, что само время в музыке является ценностью, так как дает человеку возможность пребывания в вечности, понимание сущности жизни и себя. Переживание выходит далеко за пределы самого предмета переживания, восходя к опыту жизни в целом. Это «момент бесконечной жизни» [3, с. 111].

Заключение. Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод прежде всего о том, что философия музыки и музыкального образования должна опираться на теоретическую разработку категории «переживание». Переживание необходимо рассматривать как феномен эмоционально-чувственного и ценностно-смыслового освоения человеком действительности в жизненном аспекте со-бытия. В акте переживания возникает синергия внешнего аспекта человеческого бытия и духовных глубин личности. Именно сам человек спосо-

бен выявить сущность экзистенциальных состояний для себя самого, переживать и обогащать жизненный опыт в длящемся настоящем и приближаться к квинтэссенции самой жизни в широком спектре ее проявлений.

В переживании проявляется целостность человека с его опытом жизни, опытом отношений, опытом культуры, а также потенциалом его творческих возможностей. В состоянии переживания человек становится чутким, понимающим, рефлексирующим субъектом, сопрягающим себя с культурой в целом, аккумулирующим и вбирающим в себя опыт ценностного отношения к миру. Это дает человеку новую энергию к созиданию, делает его активным, деятельным и ответственным субъектом. Отсюда возможны активизация процессов самопознания, самопонимания и самоизменения человеком самого себя, изменения отношения к жизни в целом, ее созидание.

С позиций синергии герменевтики и феноменологии философия музыкального образования трактует сущность переживания музыки как особую сферу напряжения, складывающегося между воспринимающим и являющейся ему музыкой как приглашение к творчеству с последующим разворачиванием музыкальной драмы в сознании воспринимающего.

Захваченный музыкальным развитием субъект, отрешаясь от предметного мира, направляет свое сознание на постижение эйдосов музыки, интонируя, предчувствуя, предугадывая, движется в едином музыкальном потоке. Теперь уже музыка звучит в нем и живет вместе с ним, давая насладиться различными состояниями духа. Музыкальное время конструирует реальность и становится индивидуальным временем самого субъекта, его музыкальным бытием. Оно имеет способность растягиваться и пребывать в длящемся настоящем до того момента, пока переживает, мыслит и постигает музыку сам субъект.

Переживание музыки выводит воспринимающего на постижение смысла музыкального произведения и способствует выработке музыкального суждения, исходя из осмысления формы музыкального произведения и рефлексии собственных состояний, ощущений, мыслей и образов.

Прочувствованные, осмысленные субъектом экзистенциальные сущности в процессе переживания музыки становятся побуждением для дальнейшего осмысления и возвращения к ним как ответу на вопросы жизни, индивидуального существования, взятого в контексте целостности социальных и культурных ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева, Л. А. Философия музыкального образования: герменевтический аспект / Л. А. Беляева, И. Г. Чугаева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 5. - С. 3545. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2021_05_04.2.

2. Беляева, Л. А. Герменевтические основы развития музыкального мышления обучающихся в системе общего музыкального образования / Л. А. Беляева, И. Г. Чугаева, О. Н. Новикова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование. - 2022. - № 4. - С. 30-38.

3. Гадамер, Г. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики : пер. с нем. / Г. Г. Гадамер ; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. - М. : Прогресс, 1988. - 704 с. - Текст : непосредственный.

4. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию / Э. Гуссерль. - URL: https://royaUib.com/book/gusserl_ edmund/idei_k_chistoy_fenomenologii_i_fenomenologicheskoy_filosofii_kniga_i.html (дата обращения: 14.07.2023). - Текст : электронный.

5. Дильтей, В. Категории жизни / В. Дильтей. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. -1995. - № 10. - С. 129-143.

6. Жеребцов, С. Н. Переживания и их концептуализация в эпоху Античности / С. Н. Жеребцов. -Текст : электронный // Психологические исследования. - 2011. - № 1 (15). - URL: https://psystudy.ru/ index.php/num/article/view/876 (дата обращения: 04.08.2023).

7. Капичина, Е. А. Семиозисное мышление в музыке как проблема философского дискурса / Е. А. Капичина. - Текст : электронный // Вестник ВГУ. - 2015. - № 4. - С. 137-143. - URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylosophy/2015/04/2015-04-10.pdf (дата обращения: 04.08.2023).

8. Куренкова, Р. А. О некоторых «точках» феноменологического метода в исследовании восприятия музыкального произведения / Р. А. Куренкова. - Текст : непосредственный // Феноменологические исследования. Российско-американский ежегодник. - 1997. - № 1. - С. 114-128.

9. Куренкова, Р. А. Феноменология в практике художественного образования / Р. А. Куренкова, Е. А. Плеханов, Е. Ю. Рогачева. - Текст : непосредственный // Феноменологические исследования. Российско-американский ежегодник. - 1998. - № 2. - С. 135-157.

10. Лосев, А. Ф. Очерк о музыке / А. Ф. Лосев. - URL: https://litresp.ru/chitat/ru^/losev-aleksej-fedorovich/forma—stilj—virazhenie/7 (дата обращения: 04.08.2023). - Текст : электронный.

11. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше. - URL: https://www.100bestbooks.ru/ files/Nietzsche_Rozhdenie_tragedii_ili_Ellinstvo_i_pessimizm.pdf (дата обращения: 14.03.2023). - Текст : электронный.

12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с. -URL: https://pedlib.ru/Books/1/0180/1_0180-11.shtml#book_page_top (дата обращения: 04.08.2023). -Текст : электронный.

13. Современные проблемы музыкального и художественного образования: теория и практика : монография/ Л. А. Беляева, П. В. Зуева, А. В. Кубасов [ и др.] ; Уральский государственный педагогический университете : ответственный редактор Л. В. Матвеева. - Екатеринбург : [б. и.], 2019. - 190 с. - Текст : непосредственный.

14. Тихомирова, С. В. Индивидуальное переживание как психологический феномен: структура, типы, функции, методы исследования / С. В. Тихомирова. - Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8, № б. - URL: https://mir-nauki.c0m/PDF/114PSMN620.pdf (дата обращения: 04.08.2023).

15. Фахрутдинова, Л. Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Л. Р. Фахрутдинова. - Казань, 2012. - 42 с. - Текст : непосредственный.

16. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. - Текст : электронный // Критика кантовской философии. Т. 1. - М., 1993. - URL: https://www.philosophy.ru/upload/iblock/e24/ e241259680eadfa89d25104855e26361.pdf (дата обращения: 04.08.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Belyaeva, L. A., Chugaeva, I. G. (2021). Filosofiya muzykal'nogo obrazovaniya: germenevticheskii aspekt [Philosophy of Music Education: Hermeneutic Aspect]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 5, pp. 3545. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_05_04.2.

2. Belyaeva, L. A., Chugaeva, I. G., Novikova, O. N. (2022). Germenevticheskie osnovy razvitiya muzykal'nogo myshleniya obuchayushchikhsya v sisteme obshchego muzykal'nogo obrazovaniya [Hermeneutic Foundations for the Development of Musical Thinking of Students in the System of General Music Education]. In Pedagogicheskoe obrazovanie. No. 4, pp. 30-38.

3. Gadamer, G. G. (1988). Istina i metod: Osnovy filosofskoi germenevtiki [Truth and Method: Fundamentals of Philosophical Hermeneutics]. Moscow, Progress. 704 p.

4. Gusserl, E. Idei k chistoi fenomenologii fenomenologicheskoi filosofii. Kniga pervaya. Obshchee vvedenie v chistuyu fenomenologiyu [Ideas for Pure Phenomenology, Phenomenological Philosophy. Book One. General Introduction to Pure Phenomenology]. URL: https://royallib.com/book/gusserl_edmund/idei_k_ chistoy_fenomenologii_i_fenomenologicheskoy_filosofii_kniga_1.html (mode of access: 14.07.2023).

5. Dilthey, V. (1995). Kategorii zhizni [Categories of Life]. In Voprosy filosofii. No. 10, pp. 129-143.

6. Zherebtsov, S. N. (2011). Perezhivaniya i ikh kontseptualizatsiya v epokhu Antichnosti [Experiences and Its Conceptualization in Antiquity]. In Psikhologicheskie issledovaniya. No. 1 (15). URL: https://psystudy.ru/ index.php/num/article/view/876 (mode of access: 04.08.2023).

7. Kapichina, E. A. (2015). Semiozisnoe myshlenie v muzyke kak problema filosofskogo diskursa [Semiotic Thinking in Music as a Problem of Philosophical Discourse]. In Vestnik VGU. No. 4, pp. 137-143. URL: http: //www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylosophy/2015/04/2015-04-10.pdf (mode of access: 04.08.2023).

8. Kurenkova, R. A. (1997). O nekotorykh «tochkakh» fenomenologicheskogo metoda v issledovanii vospriya-tiya muzykal'nogo proizvedeniya [About Some "Points" of the Phenomenological Method in the Study of the Perception of a Musical Work]. In Fenomenologicheskie issledovaniya. Rossiisko-amerikanskii ezhegodnik. No. 1, pp. 114-128.

9. Kurenkova, R. A., Plekhanov, E. A., Rogacheva, E. Yu. (1998). Fenomenologiya v praktike khudozhestvennogo obrazovaniya [Phenomenology in the Practice of Art Education]. In Fenomenologicheskie is-sledovaniya. Rossiisko-amerikanskii ezhegodnik. No. 2, pp. 135-157.

10. Losev, A. F. Ocherk o muzyke [Essay on Music]. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/L/losev-aleksej-fedorovich/forma—stilj—virazhenie/7 (mode of access: 04.08.2023).

11. Nietzsche, F. Rozhdenie tragedii iz dukha muzyki [The Birth of Tragedy from the Spirit of Music]. URL: https://www.100bestbooks.ru/files/Nietzsche_Rozhdenie_tragedii_ili_Ellinstvo_i_pessimizm.pdf (mode of access: 14.03.2023).

12. Rubinshteyn, S. L. (2002). Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Saint Petersburg, Piter. 720 p. URL: https://pedlib.ru/Books/1/0180/1_0180-11.shtml#book_page_top (mode of access: 04.08.2023).

13. Belyaeva, L. A., Zueva, P. V., Kubasov, A. V. et al. (2019). Sovremennye problemy muzykal'nogo i khudozhestvennogo obrazovaniya: teoriya i praktika [Modern Problems of Music and Art Education: Theory and Practice]. Ekaterinburg. 190 p.

14. Tikhomirova, S. V. (2020). Individual'noe perezhivanie kak psikhologicheskii fenomen: struktura, tipy, funktsii, metody issledovaniya [Individual Experience as a psychological Phenomenon: Structure, Types, Functions, Research Methods]. In Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. -Vol. 8. No. 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/114PSMN620.pdf (mode of access: 04.08.2023).

15. Fakhrutdinova, L. R. (2012). Strukturno-dinamicheskaya organizatsiyaperezhivaniya sub"ekta [Structural-Dynamic Organization of the Subject's Experience]. Avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. Kazan. 42 p.

16. Schopenhauer, A. (1993). Mir kak volya i predstavlenie [The World as Will and Representation]. In Kriti-ka kantovskoi filosofii. Vol. 1. Moscow. URL: https://www.philosophy.ru/upload/iblock/e24/ e241259680eadfa89d25104855e26361.pdf (mode of access: 04.08.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.