ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Д-р филос. наук Е. Ю. Новикова
ФИЛОСОФИЯ МАО ЦЗЭДУНА И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье рассматриваются философские, этнокультурные, социально-экономические основания концепций Мао Цзэдуна, отмечается, что философия Мао Цзэдуна опирается на национальную культуру и традиции, основана на диалектике. Автор исследует ее противоречивые оценки в европейской социально-философской мысли. Вместе с тем показано, что многие идеи Мао Цзэдуна получили высокую оценку в современном Китае. Достоинством философии Мао Цзэдуна является ориентация на пользу и практицизм. Она дает образец построения теории на этнокультурных основаниях.
Ключевые слова и словосочетания: Мао Цзэдун, философия, диалектика, противоречие, этнос, культура, практика.
В декабре 2013 г. исполняется 120 лет со дня рождения Мао Цзэдуна -политика, мыслителя, философа. Его влияние на мировую социально-экономическую мысль является общепризнанным. Но оценка его вклада в историю значительно менялась, а проводимая политика не раз подвергалась критике как за рубежом, так и в самом Китае. На наш взгляд, философия Мао Цзэдуна в настоящее время актуальна в связи с возрастающим мировым интересом к Китаю, его экономическим достижениям, культуре и духовной жизни. Она имеет ярко выраженные национальные, культурные основания. Проблема этнического сознания, этнокультурных ценностей и их влияния на общество и экономику имеет большую значимость в современном мире в контексте модернизации экономики, расширения сфер межкультурного взаимодействия.
Философские взгляды Мао Цзэдуна отражены во многих его работах, среди которых необходимо отметить «Стратегические вопросы революционной войны в Китае» (1936), «Относительно практики» (1937), «Относительно противоречия» (1937), «О затяжной войне» (май 1938), «Китайская революция и Коммунистическая партия Китая» (1939), «О новой демократии» (1940), «За правильный стиль в работе партии» (1942), «Вопросы кооперирования сельского хозяйства в Китае» (1955), «К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа» (1957).
С одной стороны, философия Мао Цзэдуна тесно переплетается с марксизмом. С другой стороны, Мао Цзэдун значительно изменил многие его положения. Сохраняя форму классических положений марксизма-ленинизма, он придал им особый смысл в соответствии с общекультурными установками и социальными ситуациями, сложившимися в стране. На понимание марксизма в работах Мао Цзэдуна повлияли принципы философии Древнего Китая, а также классические произведения китайской художественной литературы -романы «Речные заводи», «Сон в Красном тереме», «Троецарствие». Мао Цзэдун неоднократно подчеркивал важность изучения истории культурных традиций Китая.
В системе философских взглядов Мао Цзэдуна наибольший интерес со стороны других теоретиков и критиков занимают положения и принципы, которые направлены на развитие марксизма применительно к социально-политической ситуации, сложившейся в Китае.
Диалектика занимает большое место в концепции Мао Цзэдуна. Это касается прежде всего учения о противоречиях. Часть его учения соответствовала традициям европейской диалектики. Он писал: «Противоречия внутренне присущие вещам и явлениям, служат коренной причиной их развития, тогда как взаимная связь и взаимодействие одной вещи или явления с другими вещами и явлениями представляют собой причины второго порядка»1. При изучении развития, по мнению Мао Цзэдуна, нужно, «чтобы мы исходили из той связи, в которой находится одна вещь с другими, т. е. рассматривали развитие вещей и явлений как их внутреннее, необходимое самодвижение, причем каждая вещь (явление) в своем движении взаимосвязана и взаимодействует с другими, окружающими ее вещами или явлениями»2.
В работах Мао Цзэдуна общие положения марксистской диалектики рассматриваются более подробно, применительно к каждому этапу развития, а также в зависимости от ситуации, складывающейся во внутренней и внешней среде развивающейся системы. Он писал: «Мы должны изучать не только особенности движения противоречий в общем процессе развития явлений - в их взаимосвязи и с учетом положений каждой из сторон; различным этапам этого процесса развития свойственны свои особенности, которые тоже нельзя упускать из виду»3.
Заслугой Мао Цзэдуна является рассмотрение противоречий и их разрешения в процессуальном аспекте, во времени. По его мнению, противоречия, лежащие в процессе развития, не остаются стабильными и сами зависят от ситуации, сложившейся в развивающейся системе. Он писал: «Основное противоречие в процессе развития явлений и сущность процесса, обусловленная этим основным противоречием, не исчезают до момента завершения процесса, однако положение на различных этапах длительного процесса развития явления часто бывают различными. Это происходит потому, что, хотя характер основного противоречия в процессе развития явления и сущность этого процесса не изменяются, все же на различных этапах длительного процесса развития основное противоречие принимает все более острые формы. При этом из целого ряда крупных и мелких противоречий, обусловленных основным противоречием или находящимся под его влиянием, некоторые обостряются, другие временно или частично разрешаются или смягчаются, третьи возникают вновь. Именно поэтому в процессе и появляются различные эта-
4
пы» .
Таким образом, Мао Цзэдун подчеркивает неоднозначность, многогранность и нестабильность самих противоречий. Если не учитывать процессуаль-ность противоречий, то, по его мнению, управлять явлением невозможно, гиб-
1 Мао Цзэдун. Избранные произведения. - М. : Изд-во иностранной литературы, 1953. - Т. 2. -С. 412.
2 Там же.
3 Там же. - С. 431.
4 Там же.
кость стратегии и ее соответствие ситуации обеспечивают эффективность управления. В качестве примеров диалектического подхода к самим противоречиям Мао Цзэдун приводит анализ классовой борьбы в период капитализма, а также анализ соотношения классовых сил в Китае в начальный период революции.
В концепции Мао Цзэдуна подчеркивается необходимость системного подхода к каждой из сторон противоречия. Он отмечал: «При изучении специфического характера противоречий на различных этапах процесса развития явления необходимо не только рассматривать их во взаимной связи и совокупности, но и подходить к ним с учетом каждой из сторон противоречий на каждом этапе развития»1.
Этот теоретический постулат также применяется Мао Цзэдуном для решения конкретных проблем политического управления в Китае. Так, чтобы изучить особенности политических партий, по его мнению, «необходимо подойти к этому вопросу еще глубже - изучить классовую базу обеих партий и те противоречия, которые на этой основе возникали в различные периоды между каждой из этих партий и другими сторонами»2.
Таким образом, в основе исследования противоречий должна быть системная методология, вытекающая из принципов и законов диалектики. При изучении развития и противоречий, по мнению Мао Цзэдуна, необходимо исходить из конкретного анализа, который предполагает изучение противоречий в разных формах движения материи, при различных процессах развития с учетом различных сторон противоречий, на разных этапах этого процесса. Но даже классические положения марксистской диалектики, в частности, учение о противоречиях, связывались с национальным сознанием. Мао Цзэдун писал: «Мы, китайцы, часто говорим: "Противоположны, а друг друга порождают"»3.
«Китаизация» марксизма была обусловлена необходимостью его практического применения в соответствии с национальной спецификой страны. Именно благодаря теоретическим работам и революционной практике Мао Цзэдуна появились термины «китайский марксизм», «китайский коммунизм», «национальный марксизм».
Диалектика в учении Мао Цзэдуна тесно переплеталась с его социально-философскими взглядами. Во-первых, это теория революции. Социалистическая революция разрешает главное противоречие между буржуазией и пролетариатом. В теории перманентной революции Мао Цзэдун подчеркивал, что классовая борьба между пролетариатом и буржуазией перемещается в саму компартию, что требует особых мер идеологического и организационного характера. С одной стороны, акцент на необходимости постоянной борьбы позволил Мао Цзэдуну осуществить революционные преобразования, прекратить войну и достаточно долго находиться у власти. Он отмечал, что «необходим кратковременный период террора. ...Чтобы выпрямить, надо перегнуть. Не перегнешь - не выпрямишь»4.
1 Мао Цзэдун. Избранные произведения. - Т. 2. - С. 434.
2 Там же. - С. 435.
3 Там же. - С. 460.
4 Там же. - Т. 1. - С. 44.
С другой стороны, осуществление теории перманентной революции на практике привело к культурной революции, идеологическим и экономическим перегибам.
Во-вторых, многих теоретиков привлекают этические взгляды Мао Цзэдуна, которые сочетают принципы конфуцианства и революционной этики. В революционной этике подчеркивается значимость общественных ценностей по сравнению с ценностями индивида, подчинение личности интересам общества. Индивидуализм был подвергнут резкой критике, добродетелью считалось жертвование собственными интересами во имя общественных.
В-третьих, рассматривается вклад Мао Цзэдуна в теорию эстетики. Его представления о роли литературы и искусства в общественном сознании и идеологии оказали большое влияние на китайское общество.
В-четвертых, частым объектом анализа выступает концепция культурной революции. В результате недооценки роли интеллигенции и вывода о ее «невежестве» была разработана стратегия переселения интеллигенции в деревню для ознакомления с практикой, а в реальности - для подавления либерального движения в партии, расправы с либерально настроенной интеллигенцией. В борьбу с преподавателями, пропагандистами, интеллигенцией были вовлечены различные слои населения, организовывались отряды хунвейбинов.
В-пятых, внимание теоретиков привлекала стратегия и концепция «большого скачка». Стратегия догоняющего развития, ориентируясь на эталоны производства и потребления развитых стран, привела к тому, что темпы роста китайской экономики в конце 1950-х были низкими, объемы производства снижались, что негативно отражалось на настроениях населения, однако либеральные настроения подавлялись.
Рассматривая специфику творчества Мао Цзэдуна, многие исследователи отмечают практическую направленность его взглядов. Постоянные принципы в его трудах отражают традиционную философию и культуру Китая, а трансформация положений марксизма-ленинизма служит лишь конкретным стратегическим и тактическим целям.
Так, древнекитайская философия нацеливала человека на необходимость учитывать объективные законы мира, не разрушать мировой порядок. Субъект должен иметь адекватное знание реальности, строить свои действия с учетом изменяющихся обстоятельств. Необходимо подстраиваться к мировой гармонии, но не нарушать ее догматично предопределенными, жесткими действиями. Поэтому любые западные рекомендации в проведении резких, масштабных, часто разрушительных преобразований в китайской мысли подвергались критическому анализу.
Изменения, идущие как на мировой арене, так и внутри страны, использовались Мао Цзэдуном для достижения практических целей, что находило отражение в многочисленных произведениях, посвященных решению конкретных проблем: борьбе с оппозицией, укреплению единства, решению производственных проблем и т. п. Теоретические разработки делались для определенного события, определенного времени, т. е. в конкретных границах истины.
Динамизм и ситуативность мышления Мао Цзэдуна создают трудности в интерпретации его текстов. Положения и принципы, высказываемые мыслителем, в различных трудах могут отражать разные оттенки понимания. Но один принцип остается постоянным - это ориентация на стратегический успех, жизненную пользу, здравый смысл и эффективность.
«Марксизм» Мао Цзэдуна получил противоречивые оценки в мировой социально-философской мысли1. В России его критиковали за извращение учения Маркса и мелкобуржуазный уклон. Западные маоисты рассматривали его учение как продолжение традиций ортодоксального марксизма-ленинизма. Высоко оценивали учения Мао Цзэдуна такие мыслители, как Жан-Поль Сартр, Мишель Фуко, левые интеллектуалы Запада. Б. Шварц, Дж. Фэйербэнк расценивали маоизм как «крестьянский коммунизм», критикуя его за развертывание кампаний за исправление стиля работы, идеологическое перевоспитание, социалистическое преобразование буржуазии, создание народных коммун, политику «большого скачка», не совместимые с марксизмом. По мнению К. А. Виттфогеля, А. Коэна, Ф. Майкла, основные идеи маоизма заимствованы из работ Ленина.
По мнению современных китайских исследователей, таких, как Ань Ци-нянь, Ли Жуй, Не Юаньдун, Ян Чуньгуй, Ли Цзэхоу, оценка наследия Мао Цзэдуна должна быть многоаспектной. Следует различать теоретические работы Мао Цзэдуна и практику, осуществляемую в стране на основе его идей чиновниками и политическими лидерами. Кроме того, следует учитывать исторический период, в течение которого давалась оценка взглядов Мао Цзэдуна. Так, для периода 1949-1960 гг. оценка давалась в свете задач изучения и пропаганды марксизма и устранения влияния западной буржуазной философии; в период 1961-1965 гг. главным в трудах Мао Цзэдуна считалось учение о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, что сопровождалось одновременно ошибочной критикой многих произведений литературы и искусства, научных взглядов отдельных ученых; в период 1966-1972 гг. учение Мао Цзэдуна абсолютизировалось, превращалось в лозунги2.
В настоящее время проявляются новые тенденции в оценках взглядов Мао Цзэдуна. Во-первых, отмечается, что Мао Цзэдун не всегда был марксистом. В ранний период творчества он сочетал в своих взглядах различные основания, важнейшие из которых - культурные.
Ли Цзэхоу считает, что идеи Мао Цзэдуна не имеют отношения ни к марксистской экономической теории, ни к историческому материализму, но они связаны с диалектикой, представленной как в марксизме, так и в традиционной китайской мысли, в военной китайской диалектике. Высокую оценку получил принцип взаимосвязи философии Мао Цзэдуна с национальной культурой Китая. Мао Цзэдун «получил образование в просвещенческом китайском духе, и в молодости он, главным образом, изучал тексты классиков, и, в
1 См.: Бурлацкий Ф. М. Мао Цзэдун и его советник Дэн Сяопин. - М. : Собрание, 2008; Галено-вич Ю. М. Сталин и Мао. Два вождя. - М. : Восточная книга, 2009; Новикова Е. Ю. Социально-философские взгляды Мао Цзэдуна // Вестник Академии. - 2012. - № 2; Панцов А. В. Мао Цзэдун. - М. : Молодая гвардия, 2007.
2 См.: Не Юаньдун. Новое понимание философских идей Мао Цзедуна // Вопросы философии. -2007. - № 5. - С. 138.
особенности, конфуцианских мыслителей. Китайская культура стала духовной основой всей его жизни»1. Отмечается, что многие представления об эволюционном развитии были заимствованы из западной философии, но «были также представления, идущие из китайской традиционной культуры - жизненная философия, практические принципы, этическая практика»2.
Во-вторых, даже марксистские взгляды Мао Цзэдуна складывались под влиянием не только произведений классиков марксизма, но и китайской традиционной мысли. Распространение марксизма в Китае осуществлялось путем соединения с практикой и с наследием китайской традиционной философии. Новизна идей Мао Цзэдуна состоит в том, что в его взглядах был представлен «реалистический подход как линия философского познания, единство знания и действия, сущность противоречия, анализ специфики противоречия, идея о субъективной деятельности, теория линии масс, идея об основном противоречии социалистического общества, идея о противоречиях внутри народа при социализме». В его работах содержится «развитие практической стороны марксистской философии»3.
Практицизм взглядов Мао Цзэдуна расценивается как преимущество его теории. Ли Цзэхоу отмечал, что в трудах Мао Цзэдуна описание процесса, психологии индивида с анализом общественно-исторических явлений находится в тесном единстве4. На основе традиционной китайской философии в основу теории кладется принцип жизненной пользы, возможность целенаправленного управления какой-либо ситуацией или процессом.
В-третьих, в работах китайских аналитиков ставится вопрос о «китаиза-ции» марксизма в трудах Мао Цзэдуна и о границах применимости такого подхода. Так, Ян Чуньгуй отмечал влияние взглядов Мао Цзэдуна на распространение марксизма в Китае, которое основывалось на двух принципах: практицизма и традиционной китайской философии. Ли Цзэхоу считает, что труды Мао Цзэдуна не являются продолжением марксистской экономической теории и исторического материализма, а представляют собой диалектику, основанную на системном подходе, опирающемся на диалектику марксизма, диалектику традиционной китайской философии и китайскую военную диалектику. Именно диалектика, по мнению современных китайских исследователей, представляет большую ценность в учении Мао Цзэдуна. Но одновременно отмечается, что «в философских идеях Мао отчетливо видно отсутствие гуманистического фактора»5.
Необходимо учитывать критические оценки волюнтаризма и субъективизма, которые проявились в последний период творчества Мао Цзэдуна и которые выразились в стратегиях культурной революции и «большого скачка». Значение взглядов Мао Цзэдуна для современности состоит прежде всего в том, что они демонстрируют слияние общетеоретических положений, отражающих общие закономерности, с культурологическим контекстом. По мнению китайских исследователей, «Мао Цзэдун успешно соединил западную
1 Не Юаньдун. Новое понимание философских идей Мао Цзедуна. - С. 139.
2 Там же.
3 Там же. - С. 140.
4 Там же.
5 Там же.
марксистскую теорию с практикой Китая и добился успехов в практике и теории, он дал нам образец в культурологическом смысле»1.
Стратегия развития современного Китая требует одновременной опоры и на китайскую реальность, и на достижения западной культуры. Гносеологические принципы, которые содержатся в трудах Мао Цзэдуна, нацеливают на открытость по отношению к чужой культуре, исключая при этом копирование. Использование любой концепции предполагает активный выбор на основе внутренней среды.
Недостатки теории Мао Цзэдуна, отмечаемые европейскими критиками, по мнению китайских исследователей, могут оборачиваться достоинствами. Так, соединение марксизма с китайской действительностью приводит к «деформации ортодоксального марксизма, но именно деформированная теория может обладать реальной эффективностью и вести к практическому успеху»2. Китайские теоретики считают, что в учении Мао Цзэдуна творческое соединение марксизма с традициями китайской культуры создает основу для дальнейшего развития теории.
Принципы построения теории на основе национальной культуры являются распространенными как в современном Китае, так и во многих других странах. Роль этнического сознания и национальной культуры достаточно высока в экономической теории и практике модернизации, в концепциях и стратегиях менеджмента.
В учении Мао Цзэдуна представлены духовные ценности, отражающие национальный характер народа. Поэтому в современном Китае высокую оценку получили не столько положения его теории, сколько мировоззренческие принципы, лежащие в их основе. Длительное время взгляды Мао Цзэдуна представляли собой национальную идеологию, объединяющую страну, поскольку в значительной степени соответствовали ее традициями и культуре.
Список литературы
1. Бурлацкий Ф. М. Мао Цзэдун и его советник Дэн Сяопин. - М. : Собрание, 2008.
2. Галенович Ю. М. Сталин и Мао. Два вождя. - М. : Восточная книга,
2009.
3. Не Юаньдун. Новое понимание философских идей Мао Цзедуна // Вопросы философии. - 2007. - № 5.
4. Новикова Е. Ю. Социально-философские взгляды Мао Цзэдуна // Вестник Академии. - 2012. - № 2.
5. Новикова Е. Ю. Этническое сознание в корпоративной культуре // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2012. - № 12 (54).
1 Не Юаньдун. Новое понимание философских идей Мао Цзедуна. - С. 145.
2 Там же. - С. 146.