Научная статья на тему 'Философия любви и пола Н. А. Бердяева и В. В. Розанова'

Философия любви и пола Н. А. Бердяева и В. В. Розанова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4333
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛ / ФИЛОСОФИЯ ПОЛА / ЛЮБОВЬ / SEX / PHILOSOPHY OF SEX / LOVE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лебедева Е. А.

Статья посвящена проблеме философии пола. На примере учений Н.А.Бердяева и В.В.Розанова автор раскрывает неоднозначные трактовки полового вопроса в русской философии XX в. и приходит к выводу о том, что, несмотря на разные точки зрения двух философов, душа и пол человека-это неразрывная индивидуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N. A. Berdyaev's and V.V.Rozanov's philosophy of love and sex

The article discusses the philosophy of sex as exemplified by the doctrines by Nikolai Berdyaev and Vasily Rozanov. Ambiguous interpretations of the sex question in the 20th-century Russian philosophy are examined. It is concluded that different viewpoints of the two philosophers notwith-standing, the soul and sex are inseparably linked in a person.

Текст научной работы на тему «Философия любви и пола Н. А. Бердяева и В. В. Розанова»

Е. А. Лебедева

ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ И ПОЛА Н. А.БЕРДЯЕВА И В. В. РОЗАНОВА

Вопрос о сущности человека, его происхождении, назначении, месте в мире — один из главных и вечных вопросов в философии. Человек — уникальное, загадочное творение Вселенной. При осмыслении человека как существа, наделенного полом, даются противоположные характеристики мужчины и женщины, которые проходят через всю историю философии. И русская философия начала XX в.—не исключение. Видные христианские философы начала столетия — такие, как В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов — размышляли о природе человека, о роли любви в жизни человека, пытались определить для себя понятия пола и критиковали как христианские догматы, так и социальные коды, нормализующие поведение.

Тема любви и пола актуальна для философов любого времени. В каждой культуре тема Эроса занимает значительное место. Что касается русской философской традиции, то в ней любовь осмысляется в русле христианской традиции. Бог — это любовь. Эти слова ап. Иоанна характеризуют не только отношения человека и Бога, но и являются формулой человеческого общежития. Государству необходимости и рассудка отечественные мыслители противопоставляли этическую общность людей, связанных отношениями любви, прощения и покаяния. Предшественником такого мышления можно назвать древнегреческого философа Платона, который в своих диалогах отмечал, что истина есть объект любви-Эроса. При этом любовь-Эрос может быть как плотской, так и духовной, но всегда возвышающей человека.

Н. А. Бердяев писал, что «отношение к полу настолько странно и настолько не походит на все остальное, что наводит на мысли об особенной связи пола с падением человека. Пол есть как бы печать падшести человека, утери целостности человеческой природы. Только в конце XIX и начале XX века мысль, наука и литература пошли на большие разоблачения тайны пола и половой жизни... ХХ век обозначал радикальное изменение человеческого сознания в отношении к полу». Н. А. Бердяев называет проблему пола «основной для антропологии», поскольку «половая полярность характеризует человеческую природу».

Проблеме любви Н. А. Бердяев посвятил главу «Творчество и любовь. Брак и семья» в своей работе «Смысл творчества», а также статью 1907 г. «Метафизика пола любви». Философ утверждает, что «тайна пола раскрывается лишь в любви», и протестует против сведения половой любви к сексуальному акту, полагая, что последний губителен для любви. Для Н. А. Бердяева Эрос есть духовное слияние двух полов, благодаря которому появляется целостная личность, что касается физической любви, то философ ее отвергает, так как считает ее греховной для человека, лишенной всех божественных начал. Такую любовь он определяет как родовую, т. е. направленную на продолжение рода, подобную той, что существует в мире животных.

Так называемая «родовая любовь» унижает человека, так как личность находится во власти естественной, природной необходимости, которой отдается. Продолжение рода разрушает всякую человеческую индивидуальность, которая должна возникать путем духовного слияния двух людей.

© Е. А. Лебедева, 2009

Перед человеком возникает сложный выбор: либо продолжать род, воспроизводя на свет множество несовершенных личностей, либо совершенствовать свой дух и находить свою половинку, дабы стать совершенной и вечной индивидуальностью. Под совершенной индивидуальностью понимается воссоединение двух абсолютно непохожих личностей, находящих друг в друге те качества, которыми сами не обладают.

Продолжение рода не есть настоящая любовь-Эрос, так как в таком случае человек не имеет возможности раскрыть себя и стать полноценной личностью. Н. А. Бердяев смотрит на рождение потомства как на утрату человеческого Я. Продолжение рода есть всего лишь забота тех, кто не смог в себе реализовать совершенную индивидуальность. Совершенная индивидуальность, в представлении Бердяева, есть что-то нейтральное, космическое, чему не по силам что-либо породить или умертвить, главная ее задача — навеки оставаться совершенной и прекрасной.

Мужчины и женщины, по мнению Бердяева, — две очень разные, непохожие половины. Поэтому появляется понятие «пол», обозначающий всего лишь часть чего-то, что должно быть целостным. Например, если взять половинку яблока, то, глядя на нее, нельзя будет сказать, что это есть полноценный продукт природы, но если соединить две части этого фрукта, то можно получить истинное совершенство, являющееся целостным и гармоничным. Так и с людьми. По отдельности они не способны преобразиться в индивидуальность (которая представляет собой целостное и гармоничное взаимодействие совершенно противоположных начал — мужчины и женщины), задача половинок воссоединиться, преодолеть некую траекторию, некое расстояние для того, чтобы достичь друг друга. Предвосхищая современную «перформативную теорию», Н. А. Бердяев утверждал, что пол — это не физиологическая, а духовная природа. При этом он не отвергал существования плотского влечения, но считал, что оно является вульгарным, противоречащим настоящей любви. Философ, обращаясь к работам Платона, определил для себя, что пол — это разрыв первоначальной человеческой природы, распадение индивидуальности, воссоединению которой способствует любовь. Духовная близость извечна, она не ведет к рождению и продолжению рода, она превозносит человеческую душу, делая ее вечной, индивидуальной и неповторимой, как и сам Бог.

H. А. Бердяев приходит к выводу, что существует три вида единой любви к Богу:

I. Слияние вечной женственности с мужественным началом, индивидуальное избрание образа, предопределенного Богом. Это самая высшая форма любви, в которую все остальные входят как составные части. Такая любовь сохраняет таинство брака, таинство двух воссоединяющихся душ.

2. Любовь к людям, к ближнему своему. Это воплощение обыкновенной христианской любви, это братство всех и каждого во Христе, в теле Богочеловека как единого человечества.

3. Любовь ко всякому существу и уважение любого человека, даже врага, как «потенции образа Божьего», отношение к окружающим людям по предписанию Библии. На данной стадии Эрос становится безличным и бесполым, потому что присущ каждому человеку, вне зависимости от его полового определения.

Все эти виды любви представляют собой единую любовь к Богу, к общей божественной природе, во имя которой «возможно вселенское братство и любовное слияние всех тварей». По сути — это закон Божий, подчиняться которому необходимо всем. Христос есть воплощение Вечного Эроса, который существует в душе каждого человека, он способствует воссоединению всех отличающихся друг от друга частичек мира.

Н. А. Бердяев призывает любить весь мир и говорит, что Бог воплощается не только в ближнем, но и в природе, во всем мире. Любовь достигается в определенной сфере

человеческого бытия — в теократии, которая основана не на насилии и принуждении, а на свободном влечении к мистическому началу.

В качестве основы европейской метафизики пола и любви выступает теория эроса Платона. Его заслугу Н. А. Бердяев видит в установлении силы божественного Эроса как посредника между здешними и потусторонними мирами и в учении о целостном человеке — андрогине, распавшемся на две половины и томящемся желанием воссоединиться в единую индивидуальность.

Связывая метафизические основания мирового процесса с борьбой личного и мирового начал, Н. А. Бердяев предлагает развести эти начала в сфере пола. Родовой инстинкт — это природное начало, а небесная любовь есть своеобразное влечение разных полов, это индивидуальное избрание, способствующее духовному слиянию двух начал — мужского и женского.

Любовь является не только способом приближения к идеальному миру ценностей, но и формой «социализации и цивилизации человека». Эту тему развивал известный философ В. В. Розанов, которого иногда называют «русским Фрейдом». Н. А. Бердяев отзывался о нем как об одном «из самых необыкновенных, самых оригинальных людей». Наоборот, Н. О. Лосский писал, что, «к сожалению, его личность во многих отношениях была патологической; наиболее ярко подтверждает это его нездоровый интерес к половым вопросам». На оценку розановской «философии пола» с современной точки зрения претендует А. Эткинд: «Одна из основных его идей, и в этом параллельная мысли Фрейда, состояла в радикальном расширении понятия “пол” (Розанов не употреблял слова “секс”) и сведении прочих областей жизни к полу в этом его всеохватывающем значении. Вне пола в человеке нет ничего существенного; но половое склонно маскироваться, и его выявление — дело интерпретации». В. Аверьянов пишет, что «мощь розановского понимания состоит в том, что он в принципе прозревает в поле не один из аспектов человека и живой природы, но глубинную метафизическую сущность их, образующих их принцип». Пол — это принципиальное, стержневое бытие человека и всего живого, сама тайна жизни, это предельный мистический «узел жизни», «податель жизни, родник на земле жизни». Сам В. В. Розанов в одной из своих статей писал: «Я несколькими годами размышления пришел к выводу, что, кроме разума, как способности логической обработки вещей, в человеке есть еще второе духовное начало — его пол, причем я здесь не разумел ничего ни анатомического, ни физиологического, а простой внутренний факт, что самые души людей суть мужские и мужественные, женские и женственные и что взаимные искания ими дополнения друг друга вовсе не суть только физиологические, хотя и бывают таковыми в конце, а духовные (любовь). Пол человека и есть корень его духа».

В. В. Розанов, также как и В. С. Соловьев, исходит из божественного происхождения любви, однако он не просто восстанавливает права Эроса и половой любви в рамках единой космической Любви. Он обосновывает ее право на самостоятельное существование без нравственных табу и запретов, без ханжества и лицемерия, отстаивает ее ценность как таковую, провозглашает именно половую любовь подлинным проявлением божественной любви в человеке. Он утверждает, что многовековая практика подавления плоти, проповедуемая Христианской церковью, противна человеческой природе. Христианство таит в самом себе объяснение смысла пола. В. В. Розанов стремится доказать, что существующая религиозная практика противоречит самому Священному писанию, особенно Ветхому Завету, где в качестве важнейшей задачи человечества формулируется «завет» Бога: «Плодитесь и размножайтесь». В самый момент создания Бог повелел людям, мужчине и женщине, любить друг друга и любить не бесплотно, а природно,

ибо он не создал иного механизма размножения. Христианство же исказило первоначальный смысл божественного предназначения человека и половой любви, превратив любовь в «стеклянную», по выражению Розанова, бесплодную и безликую. Явное противоречие христианства заключается в том, что при утверждении абсолютной греховности половых отношений деторождение и материнство почитаются как священные. «Хотя Христос и Богородица девственны, не вступают в земной брак с его земным чадородием, тем не менее, они в высшем и предельном смысле телесны, плотски и проявляют в себе четкие и однозначные черты пола», — считает В. Аверьянов.

В. В. Розанов отмечает, что «пол в человеке — не орган и не функция, не мясо и не физиология — но зиждительное лицо, в соответствии и противоположении верхнему, логическому лицу». Теория пола Розанова является неотъемлемой частью его религиозной системы. Присущее философу «чувство Бога» неотделимо от «чувства пола». Пол видится мыслителю таинственной основой всего сущего, надмировым началом, в котором сливаются воедино плотское и духовное. Сфера пола не есть только интимные отношения мужчины и женщины, но и явление трансцендентное, охватывающее все сферы бытия.

В философии пола В. В. Розанова отсутствует (в отличие от христианства) проблематика греховности и стыда — в стихии пола священен акт рождения, священны половой акт, зачатие, семья как институт, способствующий продолжению рода. Таким образом, пол есть не нечто постыдное, запретное, а основа жизни, основа семьи.

Важно то, что в представлении В. В. Розанова пол не является чем-то постоянным, законченным. Условно для философа и противопоставление «мужское—женское»: принадлежность человека к тому или иному полу неоднозначна — и мужское и женское присутствуют в каждой клетке человека. Таким образом, стремление к обладанию противоположным полом видится Розанову как жажда полноты бытия.

В книге «В мире неясного и нерешенного» он заявляет, что «душа и пол идентичны». В «Людях лунного света» душу, эту метафизическую субстанцию, он называет «функцией пола», его инструментом, а в «Уединенном» —страстью. В. Аверьянов пишет, что «по сути, пол и сердце соединяются в розановской трактовке антропологии — пол нигде не противопоставлен сердцу как началу воли и влечений и вместилищу души. Сердце для Розанова несет в себе отчетливый половой акцент, имеет половую форму и сверхзадачу».

Непонимание сути сочинений В. В. Розанова на тему пола приводило к тому, что некоторые из них были арестованы цензурой по обвинению в порнографии (например, «Уединенное», «Люди лунного света. Метафизика христианства»). Но Розанов пытался донести до публики, что душа и тело не должны восприниматься раздельно: пол — их синтез, центр личности. Таким механизмом, т. е. способом гармонизации материального и духовного начал в человеке, должен стать брак, но не формальный, безрадостный, основанный на долге, а живой, естественный, основанный на любви в ее духовном и плотском виде. Брак — это родовой акт, призванный стать «центром гармонии». «Родовой акт есть столько же материальный (семя, яйцо), сколько и духовный (семя с душою в себе, яйцо с душою в себе, с талантом, с гением). В родовом акте увенчивается любовь, и она есть первый камень хозяйства, дома, экономики. Чудное святое соединение мужчины и женщины». Освящение брака любовью — необходимое условие его божественности, именно любовь, а не формальный церковный ритуал делает мужчину и женщину единым целым и освящает, возвышает и обожествляет сам факт деторождения. Детьми же освящается дом.

Можно сказать, что любовь поистине божественна и космична, но человеческим

пристанищем ее является семья, и поэтому нет большего служения Богу, чем создание семьи на основе любви и гармонии. Бог живет в семье.

Вглядываясь в объемные труды В. В. Розанова и Н. А. Бердяева, специально написанные с целью раскрыть новую метафизику любви и пола, нельзя не сказать, что это едва ли не самые яркие произведения русской философии начала XX в. Нельзя не признать, что учения этих мыслителей стали основой для дальнейших исследований не только в философии пола, но и философии религии и гендерологии.

Литература

1. Аверьянов В. Метафизика родополового начала В. В. Розанова (к реконструкции метафизики В. В. Розанова). URL: http:// www.moskvam.ru

2. Бердяев Н. А. Эрос и личность. СПб., 2007.

3. Бердяев Н. А. Самопознание. СПб., 2007.

4. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

5. Марков Б. В. Философская антропология. СПб., 1997.

6. Розанов В. В. Уединенное. М., 1990.

7. Розанов В. В. Люди лунного света. Метафизика христианства. СПб., 2008.

8. Суровегина Н. А. Гендерные проблемы в антропологии Н. А. Бердяева: идеи и философские перспективы. URL: http: // www.plib.ru

9. Черный Ю. Ю. Философия пола и любви Н. А. Бердяева. М., 2004.

10. Эткинд А. Хлыст (Секты, литература и революция). М., 1998.

Статья поступила в редакцию 18 июня 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.