Научная статья на тему 'Философия культуры Ю. А. Жданова: рациональное и интуитивное'

Философия культуры Ю. А. Жданова: рациональное и интуитивное Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
176
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗЕРЦАНИЕ (ФЕОРИЯ) / СONTEMPLATION (THEORIA) / ФЮСИС / КУЛЬТУРА / CULTURE / ДУХ / SPIRIT / ХИМИЧЕСКАЯ КОЭВОЛЮЦИЯ / CHEMICAL COEVOLUTION / ИНТУИЦИЯ / INTUITION / ЭСТЕТИКА / AESTHETICS / ЛОГОС / LOGOS / PHYSIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нечипуренко Виктор Николаевич

В статье предлагается взгляд на философию культуры Ю.А. Жданова в единстве рациональных и интуитивных аспектов его творчества, выражающемся в целостности естественнонаучного и художественно-эстетического, логического и поэтического форм постижения. Показана его связь с идеями античной и немецкой классической философии на основе диалектико-материалистического понимания взаимодействия Материи и Духа, Культуры и Натуры. Устанавливаются некоторые ассоциации и аллюзии с идеями современных этнологов, эт-ноботаников и нейрохимиков относительно органических соединений, выступающих в качестве проводников lux natura, духовности, реализуемой в человеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF CULTURE OF Y.A. ZHDANOV: RATIONAL AND INTUITIVE

The article takes a look at Y.A. Zhdanov’s philosophy of culture, which unites rational and intuitive aspects of his worldsview as an integrity of scientific, artistic, aesthetic, logical and poetic forms of comprehension. Its connection with the ideas of Ancient and German classical philosophy, based on the dialectically materialistic understanding of the matter/spirit, culture/nature interaction, is shown. Some associations and allusions to the ideas of ethnology, ethnobotany and neurochemistry of nowadays, concerning the organic compounds’ role as the conductors of lux natura, spirituality, realised in a human being, are outlined.

Текст научной работы на тему «Философия культуры Ю. А. Жданова: рациональное и интуитивное»

УДК 1

В.Н. Нечипуренко

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ Ю.А. ЖДАНОВА: РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТУИТИВНОЕ

В статье предлагается взгляд на философию культуры Ю.А. Жданова в единстве рациональных и интуитивных аспектов его творчества, выражающемся в целостности естественнонаучного и художественно-эстетического, логического и поэтического форм постижения. Показана его связь с идеями античной и немецкой классической философии на основе диа-лектико-материалистического понимания взаимодействия Материи и Духа, Культуры и Натуры. Устанавливаются некоторые ассоциации и аллюзии с идеями современных этнологов, эт-ноботаников и нейрохимиков относительно органических соединений, выступающих в качестве проводников lux natura, духовности, реализуемой в человеке.

Ключевые слова: созерцание (фео-рия), фюсис, культура, дух, химическая коэволюция, интуиция, эстетика, логос.

V.N. Nechipurenko

PHILOSOPHY OF CULTURE OF Y.A. ZHDANOV: RATIONAL AND INTUITIVE

The article takes a look at Y.A. Zhdanov's philosophy of culture, which unites rational and intuitive aspects of his worldsview as an integrity of scientific, artistic, aesthetic, logical and poetic forms of comprehension. Its connection with the ideas of Ancient and German classical philosophy, based on the dialec-tically materialistic understanding of the matter/spirit, culture/nature interaction, is shown. Some associations and allusions to the ideas of ethnology, ethnobotany and neurochemistry of nowadays, concerning the organic compounds' role as the conductors of lux natura, spirituality, realised in a human being, are outlined.

Key words: сontemplation (theoria), physis, culture, spirit, chemical coevolu-tion, intuition, aesthetics, logos.

Нечипуренко Виктор Николаевич

Доктор философских наук, профессор, кафедры социальной работы и экономики филиала Российского государственного социального университета в г. Батайске (г. Батайск)

E-mail: victornech@mail.ru © Нечипуренко В.Н., 2014

Nechipurenko Victor N.

Doctor of Philosophical Sciences, Professor Department of Social Work and Economy, Branch of Russian State Social University in Bataysk (Bataysk)

E-mail: victornech@mail.ru

© Nechipurenko V.N., 2014

Творчество профессора Юрия Андреевича Жданова поистине многогранно. В химии и философии, поэзии и музыке, истории и культуре, духе и материи, в чувственном и рациональном, эстетическом и логосном он искал Истину Жданов был рационалистом. Ноэтические энергии его души выражались в научном дискурсе, подчиненном законам ratio, духовные - в «науках о духе». И первые, и вторые, в своей пусть даже чисто рациональной форме не возможны без интуиции. Латинское слово intuitio означает «созерцание», а применительно к познанию - созерцание истины, т.е. внелогическое или сверхлогическое ее постижение. Жданов не отделял научное познание от эстетики, у него прямо в платоновском смысле Истина и Красота тождественны. Научная 0£шр[а (созерцание) направлена на схватывание узоров красоты, порождаемых вечно динамичной материей. Осознавая недостаточность рационализма Жданов отмечает, «разум пугается эстетической оценки, как чего-то чуждого, ненаучного. Этот разрыв должен быть преодолен» [1, с. 103]. «Эстетический рационализм» Жданова, применительно к химии, сформулирован в следующем высказывании: «Нельзя стать химиком, не увлекаясь игрой красок и форм химических соединений. Нельзя творчески работать в химической науке, не чувствуя прекрасное в химических структурах, методах и теориях. Невозможно познавать, строить и преобразовывать окружающий мир, не понимая той новой эстетики, которую несет химия в производство, быт, пейзаж, во всю общечеловеческую культуру» [1, с. 104].

Ю.А. Жданов, в соавторстве с В.Е. Давидовичем, предлагают свою концепцию культуры, сформулированную на основе диалектического взаимодействия культуры и натуры. Природа порождает человека, вдохновляет его на творчество, которое не только копирует природные образцы, но и, благодаря человеческому воображению и силе творческого духа, создает новые конфигурации красоты, отсутствовавшие в неокультурен-ной природе. Человек в таком случае имеет право сказать: «Я создал то, чего не создала природа в ее всемогуществе», - пишет Жданов [1, с. 110]. «Эстетическая деятельность человека также необходимым образом опирается на природный материал, будь то мрамор или полупроводник. Она имеет своим предметом природный мир, данный не только в форме пейза-

жа или натюрморта, но и в виде природного облика самого человека, выступающего в живописи или скульптуре. Существенно то, что окружающий природный мир формируется и в результате воздействия культуры на него по законам красоты» [2, с. 129].

Можно предположить, что Жданов понимал природу в греческом смысле как фйог^ («фюсис»), постигаемую с помощью 08юр[а - ноэтиче-ского созерцания. Семантика фйог^ имеет широкий спектр, включающий такие значения, как «природа», «характер», «вещество», «творение», а также «расти», порождать», если брать его глагольную форму. Английский историк античной философии Дж. Бернет предлагает переводить фйог^ как «первичное и неизменное первовещество» [3, с. 91]. Однако, по мнению И.Д. Рожанского, этот смысл не является главенствующим. Более интересную интерпретацию дает У.Б. Вези, понимая фйог^, как то, что обладает скрытой внутренней силой, рождения, роста, развития [3, с. 93]. Это вполне согласуется с античным видением Природы как живого организма, обладающего движением и ростом. Так, фйог^ несет в себе космический и антропологический аспекты. И.Д. Рожанский отмечает, что фйог^ - это «универсальное свойство (структура) космоса, рассматриваемого по аналогии с живым существом...»; это и «невидимая сила, определяющая внутреннюю форму или структуру данного существа или предмета», а также «духовное или душевное предрасположение человека, его прирожденные особенности и таланты, его естественный «этос»...» [3, с. 95]. Подчеркнем, что фйог^ - предельно диалектическое и очень ёмкое понятие. У Аристотеля, например, оно сочетает в себе чувственное и сверхчувственное бытие, «начало движения и покоя», формирующего и целевого движения.

Свою интуицию природы Жданов выражал в стихах и литературных эссе.

В вечных скитаниях, в вечных борениях

Высекли звезды в своих столкновениях

Искру познания, искру любви.

Ты ли забудешь творенья мистерии,

Ты ли предашь эти муки материи,

Звездный огонь, загустевший в крови? [4, с. 77]

Перекликается с У. Блейком:

Так создана была из звёзд златая цепь, чтоб к небу

Плоть Человека приковать, чтоб не упал он в Бездну.

Природа прекрасна, ее внешняя красота воспринимается органами чувств, в эстетическом созерцании. Само слово «эстетика» (а1о0птгко^) означает «чувствующий, чувственный». Для воприятия внешних узоров

красоты на теле Природы достаточно органов зрения, для восприятия же глубинной красоты природных структур требуется ноэтическая феория (Qsropia), включающая в себя интуицию. Интуиция - это эстетика воображения и ноэтической феории, выходящая за рамки логических форм. Ее органом, по Жданову, является «мыслящее сердце». Отметим, что в православной патристике не мозг, а сердце - орган Богопознания [5]. «Мыслящему сердцу» доступны сокровенные законы Природы, человеческого бытия, тайны жизни и любви, добра и зла, порядка и хаоса, которые ускользают от рациональных методов научного познания. «Да и можно ли промоделировать страсть, создать алгоритм мыслящего сердца?» [6, с. 194], -восклицает Ю.А. Жданов.

Верь, что у сердца иные законы: В сердце проверено, в сердце уверенно Бьются глюоны.

Ярче с годами и глубже прозрения,

Ближе душе нашей сложности мира [6, с. 248].

Жданов в своих работах часто ссылался на представителей немецкой классической философии Гегеля и Шеллинга. Ждановское понимание Природы вполне созвучно их мыслям. «Именуемое нами природой, - писал Ф. Шеллинг, - лишь поэма, скрытая под оболочкой чудесной тайнописи» [7, с. 395]. Немецкая натурфилософия понимает Природу как «спящий дух», пробуждающийся в человеке. Жданов понимал химическую форму движения материи, присущую Природе, как «восприемницу» духа, наращивающую свой потенциал духовного восприятия в сложнейших структурных узорах молекул органических соединений. «На наш взгляд, - писал Жданов, настала пора понять для себя химизм не только как форму движения материи, но и способ движения духа в ходе совместной химической коэволюции» [1, с. 117]. Здесь позволю себе провести параллель с идеями современного американского этноботаника Т. МакКены, считавшего, что некоторые химические молекулы органических соединений могут быть проводниками «lux natura, лучей духовности, пробивающихся из глубин органической природы» [8]. Ряд современных этнологов, этноботани-ков, психофармакологов и нейрохимиков полагает, что благодаря психоактивным веществам, так называемым, «молекулам духа» (Р. Страссман), содержащимся в некоторых растениях, и «заточенному» на них человеческому мозгу, т.е., имеющему рецепторы для их восприятия и даже «железу духа» (Р. Страссман, Р. Декарт), произошел гигантский скачок в интеллектуальном развитии человечества в эпоху палеолита. Ведь именно тогда возникли все основные элементы культуры, главным образом духовной, шаманские верования, ритуалы, искусство, наскальная живопись, разви-

тый язык, музыка и т.п. «Палеолитическая фармакология" психоделиков, или проявляющих разум веществ, стояла у истоков культуры и духовной жизни первобытного человека, открывая ему бесконечные духовные горизонты его сознания. Жданов интуитивно чувствовал глубинную взаимосвязь органической химии и духа, «культуры и натуры». «Первобытное, нерасчлененное единство культуры и натуры находило свое специфическое преломление и сознании человека, определяло его мифологию, рождало антропоморфизм, т.е. стремление воздействовать на природу в желательном направлении, используя слово, ритуальные символы и действия» [2, с. 132].

Природа и дух, человек и культура существуют в режиме постоянных взаимосвязанных и энергетически настраивающихся резонансов. Уловить их ритм, звучание, красоту симметрии пространства материального и духовного мира можно с помощью интуиции. «Художественная жизнь и система нравственных отношений, эмоциональные аспекты личных контактов,.. .любовь, дружба, субъективный духовный мир каждого,. никогда не будут без остатка объяты понятийной сеткой науки. Деяния человека, его свободные акты, вырастая во всеобщей системе детерминации, вскрываемой наукой, вместе с тем сами создают новые детерминанты человеческого бытия, те, которые мы и называем культурой» [2, с. 259]. Лишь в совершенном обществе, реализовавшем в себе высокую технологическую и ноосферную культуру, возможно беспрепятственное включение человеческой деятельности, мышления, воображения и этоса "в единый поток развития по законам истины, добра и красоты» [1, с. 375].

Философия культуры Жданова, его философская антропология наделены космическим измерением. «Человек есть высший синтез всех сил, обусловливающих развитие материи, и в этом смысле он является существом не биологическим, а космическим» [2, с. 144]. Здесь уместно вспомнить изречение бенгальского поэта-мистика Чандидаса: «Превыше всего истина человека; выше нет ничего». В действующей интуиции человек реализует свое сверхсознательное, становясь Человеком, постигающим в самом себе Истину.

В литературных эссе Жданова - в отраженных блесках его интуиции - запечатлен его личностный опыт созерцания природных объектов и явлений. Например, «отрицательный кристалл» - «полость внутри шлифа, точно воспроизводящая совершенные формы кварца, сверкающая идеальными гранями. Отрицательный кристалл - скажут минералоги. Прекрасно ограненная, сияющая всеми цветами радуги, восхитительная. пустота» [6, с. 182 - 183].

Ждановская ноэтическая бгюра не ограничивалась только простым созерцанием, глубинная интуиция предполагает указывающее на Истину «говорящее» молчание. «Чтобы научиться слушать, надо в первую очередь

уметь молчать. Но и этого мало. Даже когда ты молчишь, даже когда никто не мешает, даже когда ты вслушиваешься, ты многого можешь не воспринять, не услышать... Вслушиваться полезно даже тогда, когда ничего как будто бы и не слышно» [6, с. 121].

Литература

1. Жданов Ю.А. Избранное: в 3 т. Т. 1. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ,

2009.

2. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д: РГУ, 1979.

3. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности / отв. ред. А.В. Ахутин. М.: Наука, 1979.

4. Жданов Ю.А. Отдай себя духу. (Из поэтических тетрадей). Ростов н/Д: ИППК ЮФУ, 2006.

5. Воденко К.В. Холистические версии соотношения веры и знания в религиозно-философском патристиче-ском синтезе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.

2010. № 1. С. 48-51.

6. Жданов Ю.А. Диалоги с природой. Ростов-на-Дону: ИППК ЮФУ, 2009.

7. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936.

8. МакКенна Т. Истые галлюцинации. М., Киев, 1996.

References

1. Zhdanov Y.A. Favorites: in 3 vol. Vol. 1. Rostov-on-Don: SKNTS VS SFU

2009.

2. Davidovich V.E., Zhdanov Y.A. Essence of culture. Rostov-on-Don: RSU, 1979.

3. Rozhansky ID. Development of science in antiquity / Ed. A.V. Akhutin. M.: Nauka, 1979.

4. Zhdanov Y.A. Give yourself to the spirit ... (From poetry notebooks). Rostov-on-Don: IPPK SFU, 2006.

5. Vodenko K.V. Holistic version relationship between faith and knowledge in the religious-philosophical synthesis of patristic // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Theory and practice.

2010. № 1. P. 48-51.

6. Zhdanov Y.A. Dialogue with nature. Rostov-on-Don: IPPK SFU, 2009.

7. Schelling F. The system of transcendental idealism. L., 1936.

8. McKenna T. Istye hallucinations. M., Kiev, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.