О.Б. Панова
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В МЕТАФИЗИЧЕСКОМ ПОИСКЕ.
Статья 1. КУЛЬТУРА - РАЗУМА ТВОРЕНИЕ. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Статья посвящена истории метафизических исканий философии культуры. Философию культуры в целом отличает подлинно философское стремление к обретению трансцендентального статуса, поэтому изначально ведущей для философского постижения культуры выступает традиционная метафизическая концепция классической философии, опора на которую всегда будет необходимой и неизбежной. Философское наследие классического трансцендентализма приобретает особую ценность в современной, весьма сложной и нестабильной культурной ситуации и вызывает потребность переосмысления в современных философско-культурологических контекстах.
Ключевые слова: человек; культура; метафизика культуры; Единое; трансцендентальная философия; трансцендентальный субъект; трансцендентальная способность.
Вечный и потому всегда своевременный «основной философский вопрос» наук о культуре и духе - Что есть Культура? - давно имеет традиционный, обретенный историческим опытом и ныне общепринятый ответ: Культура - способ человеческого бытия-в-мире. Основополагающим здесь всегда был и остается смысловой контекст человеческого с глубинным ключевым философско-антропологическим смыслом самопознания, самоопределения и совершенствования Человека, где слышится отзвук древнейшего «Познай самого себя» - призыва мудрецов всех мировых религий (иудаизма, буддизма, конфуцианства, христианства) и отголосок «Ищу человека!» мыслителей Древней Греции. Смысл культивирования как воссоздания, отличного от природы ее инобытия, особой человеческой природы, как выхода за пределы физики в метафизическое пространство, освоения, очеловечивания Мира и возвышения, свершения Человека («взращивания человечности» - Д.С. Лихачёв) оказывается изначальным: Культура = Человечность, си1Шга = Иишап^.
Потому философия культуры во все эпохи ее исторического развития разворачивала исследование вокруг философско-антропологической проблематики, предпринимала попытку постижения «тайны Человека» (Ф.М. Достоевский), вела антропологический поиск подлинной Человечности в ее истоке и первопроявле-ниях, естественно продолжающийся и на современном этапе. При этом внимание философии культуры направлено именно на метафизическую сущность человека. Вопросы «что такое Человек?» - «что такое Культура?» - «что такое метафизика?» состоят в глубоком родстве: метафизика исконно присуща человеческой природе. Поэтому основные этапы становления философии культуры всегда совпадают с деконструктивны-ми процессами в области метафизики, важнейшими «метафизическими поворотами», неоднократно происходившими в истории философского мышления. Философия культуры всегда пребывает в метафизических исканиях, обретает себя в поиске метафизических истоков, выявляя «сущность» метафизики (в хайдегге-ровском смысле). Это касается и современной, весьма проблематичной эпохи ее развития.
В отечественной историко-культурологической литературе долгое время сохранялся узкий взгляд на философию культуры как одну из философских дисциплин, которая исторически появляется в лоне немецкой
классической трансцендентальной философии и на протяжении XIX столетия постепенно обретает научную самостоятельность с выделением в качестве доминирующих двух направлений: философии жизни
(Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, А. Бергсон) и неокантианства с его ведущими немецкими школами (марбургской - Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер и баденской - В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
Содержание научно-исследовательских монографий и учебников по циклу философско-культуро-
логических дисциплин до сих пор в большинстве случаев организуется вокруг личностей, оставивших заметный след в истории философии культуры, и являет многообразие философских концепций культуры, чаще всего выглядящих изолированными друг от друга. В современной исследовательской ситуации философских поисков такое «школьное» толкование представляется весьма ограниченным. Культура в целом отражает многообразие жизни человеческой, историческое движение межкультурной общности и межнационального взаимодействия различных культур, являет собой жизненно-динамическую целостность. Потому в современном гуманитарном познании уже не вызывает сомнений многозначность концепта «культура», и происходит непрерывное расширение сферы значений и области смыслов.
Сейчас наиболее актуальной становится концепция постижения Культуры как «Жизненного Мира» Человечества, разрабатываемая на основе философской идеи жизни [1-3]. Так выражается стремление современных философов следовать традиции философии жизни и положить «жизнь» в основание философии культуры. Однако в отличие от других дисциплин культурологического цикла специфика философии культуры в том, что она всегда была и остается сосредоточенной на трансцендентальной способности, благодаря которой происходит сознавание и познание Мира, становится возможным самопознание и самовыражение Человека, следовательно, - сотворение Культуры, человеческого «метафизического жилья». Никем не отрицается наличие в Культуре, пребывающей в потоке изменений, элемента постоянства, вознесенного над жизнью, жизненными процессами в качестве трансцендентального идеала. В живом культурном многообразии, межкультурных различиях всегда присутствует сверхжизненный, сверхэмпирический уровень высших
ценностей, задающий трансцендентальное измерение Культуры, абсолютную, всемирную, общечеловеческую культурную реальность. Потому следует отчетливо понимать трансцендентальный статус философии культуры и мыслить ее именно в качестве «трансцендентальной философии», в ракурсе общефилософской трансцендентальной проблематики, не упуская при этом из внимания достижения философии жизни. Это и представляет проблему для современного философа культуры.
В современных философско-антропологических контекстах пересматривается вопрос о природе и статусе Трансцендентального субъекта, вводится и обосновывается понятие трансцендентальной способности: «...необходимо уточнить понятие трансцендентальной способности. Термин “субъект”. в данном случае не самый подходящий. Трансцендентальная способность не субъектна, а субстанциальна, будучи укорененной не в личности, а в родовой сущности человека. Субъектом познания является личность, однако всякая личность. является представителем определенной культуры и человеческого рода в целом... Мировая культура как универсальный фон, душа народа в качестве особенного - это субстанция, которая держит и содержит личность. Познает конкретная человеческая личность, укорененная при этом в своей родовой (человеческой, народной, культурной) субстанции» [4. С. 180-181, 187]. В связи с этим наблюдается появление философских исследований истории трансцендентальной философии в целом, и не случайно возрастает количество работ, посвященных переосмыслению трансцендентального идеализма, классических версий трансцендентализма и подробному рассмотрению дальнейшего развития трансцендентальной традиции философии в неклассическую эпоху [5-8].
Повышенное внимание современных ученых привлекает расширение сферы трансцендентального, связанное именно с философско-жизненной, антропологической направленностью неклассического философствования, и вызванное этим изменение стратегии трансцендентальной философии, появление иных вариантов трансцендентализма. В центре трансцендентальной философии в целом находится, по сути, единственный вопрос - вопрос о природе познания: как возможно о-сознание Мира и познание как таковое? Классическим направлением трансцендентальной философии была предложена версия чисто разумного познания, и сама философия как таковая понималась в качестве гносеологии, как чисто разумное знание, полностью ориентированное на объяснение процесса познания. Познание возможно исключительно силой Чистого Разума, и Мир - данность Чистого Сознания - организуем лишь чистой мыслью. Cogito, Гносеологический субъект, Трансцендентальный субъект как Сознание вообще, формируя Разумный Мир и упорядочивая его по законам строгой логики, авторитарно устанавливал единую, абсолютную и вечную Истину.
С выходом философии за узкие границы гносеологии в философию жизни трансцендентальная традиция не утрачивается и поддерживается. Однако у философов неклассической эпохи, философов жизни, вызывает интерес не сам по себе Чистый Разум, но погранич-
ная природа Разума в процессе познания, соприкосновение разумного знания с иным, иррациональным: жизненной мудростью, религиозным откровением, сердечным переживанием, воображением, воспоминанием, творческой интуицией и т. д. В центре их внимания оказывается не Чистое Сознание, но Сознание, пребывающее в изначальном единстве с Миром; возникает потребность рассмотрения соотношения Сознания и Языка, Сознания и Бессознательного, Сознания и Памяти, Сознания и Тела, понимания того, как постигает Мир целостное человеческое существо в совокупности всех его познавательно-творческих возможностей. Классический идеал чисто рационального познания сменяется идеалом цельного знания, живого знания: познает человек, живое человеческое существо, живая человеческая личность со всем богатством ее духовно-душевного мира, разумными возможностями, творческими способностями, уникальными человеческими переживаниями, жизненным и национально-культурным опытом. Так происходит расширение философами жизни сферы трансцендентальной философии и появление новых вариантов трансцендентализма в области «наук о культуре и духе».
Иметь в виду непрерывность трансцендентальной традиции философии, взаимоотношение и преемственность в ней классического и неклассического направлений философствования принципиально важно именно сейчас, когда философия выступает самосознанием Культуры. Философия выполняет функцию самоопределения человека в ситуации культурной открытости, культурного плюрализма, с проблематичностью одновременного пребывания на пересечении множества равноценных уникальных культур - своей, других, чужих, непонятных, близких, далеких и вытекающей отсюда сложностью культурной самоидентификации. В ситуации нестабильности, возможной утраты самобытности Культуры, обесценивания Человечности от философии культуры как самостоятельной философской области знания требуется определенность, потому вопрос о метафизических основаниях Культуры становится приоритетным и трансцендентальная способность человека попадает в исследовательский центр философско-культурологических наук.
Метафизический поиск современной философии культуры предполагает постоянное обращение к богатому историко-философскому опыту метафизики, накопленному философией в течение тысячелетий развития человеческой культуры, и внимание к ведущим метафизическим программам. Именно с такой позиции - внимательного рассмотрения возможных вариантов метафизики, предложенных философским мышлением, и выявления их значимости на современном этапе создания метафизики культуры - следует ставить и решать проблему метафизических оснований и метафизических истоков Культуры. Соответственно, приходит понимание философии культуры как обширного всеохватного философского течения, имеющего многовековую историю, уходящую корнями в глубокую древность, к древнейшим истокам человеческой мысли, в целом соотносимую с историей развития человечества.
В качестве основополагающей в философских науках принято выделять традиционную классическую
метафизическую программу, подготовленную серьезной философской работой Парменида и древнегреческой школы элеатов, идеализмом Платона, логикометафизическими исследованиями Аристотеля, рационализмом Декарта, доведенную до высшего совершенства Кантом и немецкой трансцендентальной философией в эпоху Просвещения. Классическая метафизика всегда ориентирована на вопрошания «что есть сущее само по себе?», «что есть сущее в его предельных основаниях?», т.е. на поиск «архэ», первоначал и первопричин, фундаментальных оснований. Результат такого вопрошания - обретение Единого, обнаруживающего себя в единстве Истины - Добра - Красоты, утверждение Абсолютной, Универсальной, Вечной Истины, носителем которой является Трансцендентальный субъект, Всеобъемлющий Разум в его трансцендентальной чистоте.
Идеей Единого проникнута вся мировая философия, причем для метафизики культуры, нацеленной на обоснование единства и гармонии человеческой культуры, эта идея - важнейшая. Другой вопрос, какими смысловыми гранями она открывается в истории философских исканий, какой смысловой оттенок становится самым значимым: Единое само по себе, вечное и абсолютно неизменное или Единое во многом, Единое, различаемое в себе самом, Всеединство как живая всеобщая взаимосвязь мироздания.
Метафизика в древнегреческом духе («первая философия», по Аристотелю) полагает Бытие, истинно-сущее, всегда равное самому себе, однородное, неподвижное, неделимое, неизменное и совершенное - согласно определяющим его признакам Парменида; открывает изначальное и вечное единство мысли и всего мыслимого: сама мысль о сущем есть уже бытие сущее, мысль тождественна чистому бытию. «Все едино» и «Единое есть Бог», по мысли Ксенофана, другого представителя Элейской школы.
Метафизика Бытия, благодаря стремлению к точности, ясности, отчетливости, вводит принципиально важный момент оформления и упорядочивания Мира, созерцает явленный Мир в гармонии прекрасных форм, определяет его границы и делает умопостигаемым. Здесь вместо стихийных, хаотичных, бессознательных, неконтролируемых импульсов вступают в силу и начинают действовать основания формы. Порядок в пространстве, соразмерность и определенность Аристотель мыслил в качестве главных форм проявления Красоты. С.Н. Трубецкой в лекциях, посвященных метафизике Аристотеля - учению о сущем, - комментирует: «Материя не может существовать без формы: там, где... она обладает какой-либо действительностью, она обладает определенной формой. Форма, наоборот, как чистая энергия, может быть мыслима и без материи - в мыслящем разуме. Разум есть форма всех форм: это наивысшая совершенная форма, которая определяется как чистая энергия абсолютно осуществленная ...Все возможное здесь действительно в деятельности чистой мысли, чистого божественного Разума... Все возможное стремится к своему осуществлению, вся материя стремится к форме, к бытию, ибо бытие есть всеобщее благо» [9. С. 428].
Метафизическая программа, основанная на древнегреческом учении об абсолютно совершенном Едином,
составила базу для становления трансцендентальной философии, и в таком классическом варианте выступает изначально ведущей для философского постижения Культуры, хотя, как будет показано далее, одновременно во многом проблематичной. Философию культуры в целом всегда отличает подлинно философское стремление к обретению трансцендентального статуса, устремленность к метафизическим пределам: Культура должна быть об-основа-на, о-предел-ена и о-форм-лена, потому опора на традиционную метафизическую концепцию классической философии всегда будет необходимой и неизбежной: именно здесь можно увидеть методологический подход к исследованию Культуры, выявлению культурных архэ, установлению культурных идеалов, рассмотрению культурных трансценденталий.
Немецкой классической философии с ее философско-методологическим центром - трансцендентальным идеализмом Канта - было присуще определение Культуры как Мира самоосуществления и величия Человеческого Духа. В критическом учении Канта о Разуме были заложены основания классического направления философии культуры и намечены дальнейшие перспективы и возможности ее развития. «.метафизика природы и нравов и в особенности предварительная (пропедевтическая) критика разума, отваживающегося летать на собственных крыльях, составляют, собственно, все то, что можно назвать философией в подлинном смысле. Она все ставит в связь с мудростью. метафизика есть также и завершение всей культуры человеческого разума .В самом деле, она рассматривает разум с точки зрения его начал и высших максим.», - четко сформулировано в «Критике чистого разума» [10. Т. 3. С. 692]. Если философия в целом понимается как строгая наука, оперирующая абстрактными понятиями, трансцендентальными схемами, знание a priori, то, следовательно, задача философии культуры в этом ракурсе видится в выяснении предельных оснований Культуры, установлении абсолютно-ценностного культурного уровня, формировании гармоничного мирового порядка и в итоге - проектировании идеальной общечеловеческой Культуры, создании идеи Культуры.
Что представляет собой философско-антропологическая составляющая философии «культуры человеческого разума»? Философское учение Канта, основанное на рациональности, логичности, строгой системности, устремленное к целостному и всеохватному мировиде-нию, все пронизано вопрошанием о Человеке. Вопрос «что такое человек?» Кант, как известно, объявил основным, чем, по сути, совершил антропологический поворот мировой философской мысли, целенаправил философию к антропологическому поиску. Трансцендентальная философия Канта в целом - философия выявления чистых сущностей: чистый разум, чистая мораль, чистая красота, чистая человечность [11. С. 66]. Философско-антропологическая стратегия немецкой классики всегда сохраняет авторитет для философии культуры в плане определения человеческого как такового, выяснения самой природы человека: что суть «чисто человеческое», «абсолютная человечность». Принципиально важными для нас здесь являются два ключевых момента, вокруг которых далее обозначится
проблемное поле и будут намечены пути развития философско-культурологических исследований.
Во-первых, главное антропологическое достижение классической философии - открытие и обоснование трансцендентальной способности, выделившей Человека из природного мира, отличившей его как Человека. Человек только в качестве свободного существа, т.е. наделенного сознанием и самосознанием, индивидуальностью, личностностью, самостоятельно мыслящего и обладающего разумной самодостаточностью, способен создать свой человечески мыслимый мир - Культуру, в кантовском варианте рассуждения - Культуру Разума.
Классическая философия, по сути, долгим путем усилий философской мысли выявила трансцендентальную способность и утвердила ее в качестве основополагающей в Культуре. Проблема состоит в том, что трансцендентальная способность у философов-классиков оказалась тождественной способности гносеологической, была полностью сведена к познанию, причем под познавательными возможностями понимались исключительно возможности Чистого Сознания. Мир был явлен Сознанию, логически охвачен и геометрически строго оформлен Мыслью, созерцаем в гармонично упорядоченном облике, представлен исполненным красоты, ценности, значимости, смысла. Трансцендентальной философия, состоявшись в классическом варианте, все подчинила концепции Трансцендентального субъекта, дарующего свыше эмпирическим субъектам идеал истинного, доброго, прекрасного, справедливого, нравственного, Универсального Разума, вечным и неизменным законам которого следует человеческий разум. Однако это достижение классики и затем его постоянное переосмысление в философско-культурологических контекстах является первостепенно важным для философии культуры, и на современном этапе ее становления обладает особой философской ценностью. Человек, сознающий себя и Мир, Человек мыслящий, Человек, имеющий «мужество пользоваться собственным умом» - именно здесь исток Культуры, воспитания и совершенствования человека, именно так для человечества возможно создание Единой Мировой Культуры в соответствии с разумными законами.
Во-вторых, Кант рассмотрел Человека во всеобщности идеи, установил трансцендентальный идеал Человека подобно тому, как Платон полагал единственно подлинный мир идей над кажущимся многообразием действительности. Человек у Канта мыслится в проекте должного, в ракурсе целеполагания, для себя самого выступает в качестве высшей и последней цели. Человек, согласно своей - чисто человеческой - природе, устремлен к идеалу; в непрерывном совершенствовании, самовоспитании, самотворении - специфика человеческого бытия. «Идея означает, собственно говоря, некое понятие разума, а идеал - представление о единичной сущности, адекватной какой-либо идее... Только то, что имеет цель своего существования в себе самом, а именно человек, который разумом может сам определять себе свои цели. только человек, следовательно, может быть идеалом красоты, так же как среди всех предметов в мире только человечество в его лице
как мыслящее существо может быть идеалом совершенства» [10. Т. 5. С. 236-237]. Соответственно, Культура в контексте классической философской программы мыслится как способ не просто человеческого, но именно «чисто человеческого» бытия, средоточие Человечности в человеке, как трансцендентальная реальность общезначимых идеалов, этических норм, разумных законов, высших ценностей, прекрасных творений Человеческого Духа; покоится на незыблемых принципах всеобъемлющего и всеобщего Разума. «Приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще (значит, в его свободе) - это культура. Следовательно, только культура может быть последней целью, которую мы имеем основание приписать природе в отношении человеческого рода.» [10. Т. 5. С. 464]. Телеологическая направленность философии культуры, согласно которой в жизни постоянно пребывает трансцендентальный идеал, раскрывается некий подлинный смысл, к которому человек, народы, человечество, человеческий род в его едином историческом развитии стремятся как к Истине, является характерной для всех представителей классического трансцендентализма.
Философская ситуация «возврата к классике» («Назад к Канту!») возникает в интеллектуальной истории постоянно, в эпохи кризиса классическая метафизическая программа оказывается особенно действенной, потому вновь и вновь происходит обращение к философии Платона, Аристотеля, Декарта, Канта, Гегеля, осознается необходимость более внимательного «прочтения» авторитетных мыслителей. Все крупные философы культуры Х1Х-ХХ столетий являются и остаются кантианцами именно в смысле признания авторитета кантовского наследия, все они воспитаны на классической трансцендентальной философии, прошли серьезную школу философского мышления в немецких университетах, неокантианских центрах. Непревзойденный кантовский идеал системно-логического построения, гегелевский идеал энциклопедической системы философских наук никогда не отвергался философией культуры. В стремлении выстроить логику «наук о культуре и духе» философы изначально опирались на традиционную метафизическую концепцию классики (см., например, «Логику наук о культуре» Э. Кассирера [12], создававшуюся под одновременным влиянием философии Канта и Гегеля и философии жизнетворчества Гете).
Трансцендентальный идеализм всегда сохраняет непреходящее значение для философов и одновременно вызывает потребность переосмысления и поиска иных путей развития философской мысли, превратившись, по сути, в непрерывное течение трансцендентальной философии культуры. Современная философия культуры не просто «должна базироваться» на философско-антропологических достижениях
классики, но в корне исходит из традиции классической философии и трансцендентального идеализма в его классическом варианте, т.к. размышляет о ценности Культуры как таковой и помнит о глубинной потребности человека в осмысленности его бытия, в разумном обосновании его жизни, в совершенствовании как стремлении к идеалу Человечности, в творчестве как преображении Мира. При всей актуальности
толкований Культуры как динамично развивающегося универсума, Жизненного Мира Человечества правомерным остается убеждение, что и сегодня философия культуры должна начинаться с рассуждения о Человечности - именно так, как ее мыслили философы-классики Платон, Декарт, Кант и др., с бытия Человека в идеальном мире, мире Абсолютного, Единства Истины - Добра - Красоты. Значимость Человека в Мире - по такому серьезному акценту с антропологическим достижением классической трансцендентальной философии несравнима никакая другая философ-
ско-антропологическая концепция. Мир может быть только Человеческим миром, т.е. сознаваемым и мыслимым человеком, формируемым человеческим разумом. Человек упорядочивает природу, Человек устанавливает моральные законы общества, Человек творит Бога - согласно трансцендентальной философии Канта. Только Человек способен любоваться красотой звездного неба, осознавая свою всемирную, вселенскую сущность и бытийное предназначение. И Культура - Разума творение - самим своим явлением свидетельствует о величии и достоинстве Человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Визгин В.П. Жизнь как философская идея: Дильтей - Ницше - Бергсон. К постановке проблемы // Философские науки. 2010. № 4. С. 5-15.
2. Культурология как наука: за и против // Вопросы философии. 2008. № 11. С. 3-32.
3. Фундаментальные проблемы культурологи: В 4 т. СПб.: Алетейя, 2008. Т. 1. 432 с.
4. БурлакаД.К. Мышление и откровение. Систематическое введение в христианскую метафизику. СПб.: Изд-во РХГА, 2007. 448 с.
5. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель. Опыт сравнительного исследования. М.: Канон +, 2008. 518 с.
6. ШуманА.Н. Трансцендентальная философия. Мн.: Экономпресс, 2002. 416 с.
7. Демидов Ф.Д. Трансцендентализм Канта: эволюция идеи в западноевропейской философии Х1Х-ХХ веков. М.: Изд-во РАГС, 2007. 391 с.
8. Семёнов В.Е. Трансцендентальные основы понимания (И. Кант и неокантианство). Владимир: Изд-во Владимир. гос. ун-та, 2008. 228 с.
9. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: ВЛАДОС; Русский Двор, 1997. 576 с.
10. Кант И. Собр. соч.: В 6 т. / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М.: Мысль, 1964-1966.
11. Зиммель Г. Кант. 16 лекций, прочитанных в Берлинском университете // Зиммель Г. Избранное. М.: Юрист, 1996. Т. 1. С. 7-157.
12. Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. С. 7-155.
Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 20 сентября 2010 г.